Сделал полное секвенирование генома через предприятие оказался роднёй потомков Каринских князей - в районе 11 века был общий предок по прямой мужской линии.
Вот что мне об этом написал известный генеолог Владимир Волков
"Линия N1b каринских князей явно сибирского происхождения.
Удмуртов из этой линии очень мало. У нас в Томске есть выборка
Таким образом, эти удмурты, скорее всего потомки княжеской династии, пришедшей из Сибири."
Выходит что я один из удмуртов по отцу из этой линии, а ещё в линии есть бесермянин.
А ведь именно в 11 веке Атаманов помещает начало Арского княжества.
В. Е. Владыкин и М. В. Гришкина предполагают, что арские князья (ары, аряне — булгаро-татарское наименование удмуртов) были по своему происхождению южными удмуртами, в золотоордынское, а, возможно, и в булгарское время в качестве выделившейся патриархально-родовой верхушки прошли этап мусульмамизации и усвоили язык господствующего татарского этноса. В силу исторических обстоятельств часть из них вместе с подвластными южными удмуртами-арянами и родственной им группой населения левобережья Волги, которую источники называют «чувашой», а позднее — «бесермянами», оказались на Вятке 4.
В 1489 г. Вятская земля окончательно вошла в состав Великого княжества Московского, аряне были приведены к «роте». Арские князья вместе с русской феодальной верхушкой были выведены в Москву. Но, очевидно, великокняжеская власть предпочла использовать в своих интересах их влияние на коренное нерусское население, поэтому вскоре Иван III «арських князей пожаловал, отпустил их в свою землю»
Интересно, что начало Карино-Нукрата видят в начале 13 века . До нашего последнего общего предка чуть более 100 лет.
село Карино-Нухрат Слободского района Кировской области. Следует сказать, что оно считается самым северным татарским селом, отсюда одинаковое расстояние как до Северного Ледовитого океана, так и до Казани и Москвы – около тысячи километров... Село, объединявшее в свое время восемь татарских деревень с 8 мечетями и медресе имеет очень древнюю историю, существует мнение, что оно было основано в 1250 году булгарскими мусульманами, в официальных документах датировано 1489 годом, а в шежере Карабая (Карабека) указан 1210 год. Однако село Нухрат, возможно, еще древнее, так как родословная каринских татар берет начало с пророка Ноя и продолжается правителями Византии и Золотой Орды. Между 1361-1489 годами у них было даже самостоятельное государство, именуемое в науке как “Каринское княжество”. С началом религиозных притеснений часть каринских татар переселилась на юг Вятского края, в нынешние удмуртские земли и северные районы Татарстана, а одна часть осталась в Карино-Нухрате.
Татарская энциклопедия утверждает, что на нухратских землях в самые древние времена проживали финно-угорские племена, “В VI-X века там из финно-угорских племен жили пермяки, вотяки, а в X-XI веках – черимисы (нынешнее мари) и булгары”. (Татарский энциклопедический словарь. - Казань, 2002, 468 стр.) Это тоже древность - 900-1000-е годы, и корни каринских татар следует искать и в этих периодах времени.
Свидетельств существование поселения в районе Карино ранее 15 века не обнаружено, ни археологических, ни документальных. По преданиям местных Слободских или Северных удмуртов они пришли сюда с окрестностей Кирова в результате погрома их святилища "плохими русскими", но через некоторое время их стали притеснять прибывшие в Карино татары-князья. Святилище пришлось снова перенести чуть дальше в район нынешнего проживания (Светозарево).Я предполагаю, что главное святилище было разгромлено вытчанами-ушкуйниками в конце 14 века по наущению еп. Стефана, а прибытие в Карино князя Ентяка отношу к 1400г.
На татарских сайтах везде пишут что Кара бек это Карачура Рамаданов
Задался вопросом - в книге о Полтыше было сказано, что возможно его потомки и сейчас живут. Описывалось, что в начале 20 веке испугавшись репрессий уничтожили много реликвий семейных.
Может и рода других патыров и князей сохранились ? Было бы интересно узнать их гаплогруппы. Может и с Арскими князьями или другими булгарскими или золотоордынскими родами пересечения будут. Было несколько дворянских родов Черемисиновых ещё, да и про Шереметевых мелькает порой гипотеза о черемисском происхождении.
В книге "Полтыш - князь черемисский" есть письмо от 5 февраля 1938 года От Болтушина Андрея Кузьмича в котором он говорит о себе и о других потомках князя Болтушина (как он пишет) после падения Болтуша его потомки владели земельными участками "Таушев сбор" на тот момент этих людей было уже немного - дожили два хозяйства. Из третьего хозяйства был жив 50-летний священник Болтушин Николай Васильевич.
Жена одного из потомков завладела различными книгами и земельными планами . Её застращали , что такое хранить у себя нельзя и она их сожгла в 1909 г. Пишет что были у них и воинские снаряжения и книги с золотыми кистями, но сохранилась только плетёнка из лыка для стрел с надписями князя (вот бы посмотреть). Многое из этого в Малмыжском музее оказалось, пишет.
А ещё встречал , что потомки Болтыша могли носить фамилию Васильев - но это уж слишком распространённая фамилия, большинство конечно не будут потомками , зато восходит к греческому - Василевс - царь.
Поиск Вконтакта показывает - 155 человек Болтушиных =)
про священника нашёл (жаль , у него только дочки были) - иерей Николай Васильевич Болтушин (+9.01.1942), р. 26.11.1886 с.Черемисский Малмыж Малмыжского у. Вятской губ., окончил 5.06.1905 Малмыжское городское училище, сл. 10.09.1906- 1.09.1908 учитель Больше-Сотнурской школы грамоты Малмыжского у. и окончил 28.05.1912 Вятские миссионерские инородческие курсы и 31.05.1912 с. Елеево и 21.05.1913 с.Юледур и 29.06.1913 диакон там же и 20.03.1916 с. Русские Шои и 27.08.1919 с. Шора и 31.08.1919 иерей там же, арест но оправдан, сл. 1923 с.Такашур Кильмезского р-на, арест 26.02.1930 и ложное осуждение 21.05.1930 на 5 лет Беломорканал и сл. 1933 с.Шихалеево Мари-Турекского р-на и (ложное осуждение ссылка под ленинград?) 1942 с.Ральники Шурминского р-на кировской обл. почил и погребен на местном сельском кладбище. Жена Анна Михайловна р.1891 и дети: Елена р.1913, Ольга р.1915
Болту́ш (мар. Полтыш) (ок. 1513— предположительно 26 апреля 1553)— марийский князь, правитель Малмыжского княжества, один из известнейших персонажей марийской истории.
Военачальник луговых мари, возглавлявший борьбу с войсками Ивана Грозного в середине XVI века в период Первой черемисской войны. В 1552 году основал крепость Шанчара на реке Большая Кокшага (ныне Санчурск). Погиб при защите своей столицы Малмыж от пушечного ядра и был похоронен в кольчуге и с заколотым конём на вершине Болтушиной горы в Малмыже под руководством своего брата Токтауша. «Черемисы погребли его тело на высокой горе, которая поныне Болтушевой называется; и сим сохранена память имени сего владетеля» (Рычков 1772). По другой версии, «Болтуш был похоронен в лодке с медью в озере Тарелка, и эта лодка выходила из озера ночью, в 12 часов ровно. Этот клад можно было видеть, не мигая, не кашляя, не шевелясь и не говоря. А если убить человека и бросить в озеро, то она сама выйдет» (Худяков, «Легенды о могиле князя Болтуша»). «Раз в год, ночью, Полтыш выходит из могилы и смотрит на свои владения с того самого места, где на высоком, обрывистом берегу Шошмы приносились жертвы и где лежит жертвенный камень, весь почерневший от дыма. Вокруг священного костра собираются души погибших в бою».
Его преемник — князь Ишко, младший брат — Токтауш, сын Токтауша — Паймас. Дети Паймаса проживают до сих пор в Мари-Малмыже и носят фамилию Васильевы.
Распространенные еще в недавнем прошлом известные родословия Каринских князей в последние годы потребовали пересмотра, в частности, предание о Карабеке-основателе уже не выглядит бесспорным. Отождествлять его с Карачурой 16 века нет оснований в виду временного разрыва. Скорее, все в области преданий. Болтыш имя может быть как-то связано с удмуртсой фамилией Болтачев.
татарские историки всё наоборот считают - большую реальность Кара-бека и мифичность Бачмана . На самом деле генеалогии Арских князей из Казанского ханства, перепроверенные нами для ХVI в. на основе значительного числа исторических документов, а для более раннего времени проанализированные на основе методики подсчетов числа звеньев в родословной, тоже не позволяют согласиться с заключением казахстанского историка. Дело в том, что даже если от звена Кара-бека из этой генеалогии, достаточно надежно датируемого рубежом ХIV-ХV вв., до звена его генеалогического предка Бачман-султана (хана) для доведения его до времени проживания реального «эмира» Бачмана, убитого монголами в 1237 г., поколений маловато (насчитывается только три звена), некоторые из представленных в родословной лиц действительно существовали [5, с. 36-37], что дает нам основания оспорить построения рассматриваемого историком в целом.
ТЮРКСКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДАНИЯ О КЫПЧАКАХ (КИМАКАХ) ОРЕНБУРЖЬЯ
TURKISH HISTORICAL LEGENDS ABOUT KIPCHAKS (KIMAKS) OF THE ORENBURG AREA
Д.М. Исхаков
О угорских предках на Чепце во времена моего общего предка с Арскими князьями и ранее.
Традиционно прародину венгров отождествляют с Волго-Уральским регионом. Предположение И. Зимоньи о Magna Hungaria и уграх в Прикамье поддержали российские исследователи (Н. Крыласова, В. Иванов, А. Белавин). В связи с интерпретацией отдельных черт материальной культуры и этнической принадлежности отдельных археологических культур имела место дискуссия между Н. Крыласовой и И. Пастушенко. Н. Крыласова считала носителей неволинской, ломоватской и поломской культур уграми и ставила вопрос об угорской эпохе в Прикамье. И. Пастушенко же относил их к финно-пермским народам и придерживался этой традиционной для исследователей из Удмуртии точки зрения.
Эта дискуссия получила продолжение в 2013 году в ходе Второго Мадьярского симпозиума. Для венгров были характерны параллели в погребальном обряде с населением Урала и Сибири. Похожие черты обнаруживают в находках караякуповской, неволинской, ломоватской, [b]чепецкой культур[/b], а также в Западной Сибири. Они составляют единый этнокультурный комплекс с венграми эпохи Обретения Родины. Соединял эти культуры угорский компонент. С. Боталов указывал на проникновение угров из Западной Сибири в Предуралье и их влияние на носителей ломоватской, неволинской, чепецкой культуры со стороны угорских племен Западной Сибири, в первую очередь юдинцев. Переселение протовенгерских племен в Восточную Европу ученый датирует VI веком. С венграми были связаны носители кушнаренковской и караякуповской культур. Носители этих культур, в отличие от венгров, не двинулись на запад. Венгры же были вынуждены мигрировать под влиянием миграций, связанных с переселением в Центральную Азию огузов, кимаков, кыпчаков и печенегов.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/97770-yaroslav-pilipchuk-o-vengersko-p...
[b]А. Белавин предполагает, что в VII—VIII вв. на территории Прикамья и Удмуртии сложилось несколько этнокультурных общностей, где доминировали угры, и только в XI—XII вв. в этот регион пришли мигранты-коми.[/b] В IX—X вв. население ломоватской, неволинской и поломской культур взаимодействовало с волжскими булгарами и приняло участие в их этногенезе. Угорское влияние в регионе ослабил отток части караякуповцев и неволинцев на запад с венграми. К сторонникам угорской принадлежности неволинской, ломоватской, поломской культур принадлежит и Е. Казаков, который первым и поставил вопрос о уграх в Прикамье. Кроме того, исследователь связывал с экспансией угров исчезновение турбаслинских и именьковских памятников. Гибель неволинской и кушнаренковской культур он связывает с экспансией печенегов. Южные районы ломоватской и поломской культуры также подвергались нападению, и миграция угров из Прикамья в район Волжской Булгарии связывается именно с экспансией этих тюркских кочевников.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/97770-yaroslav-pilipchuk-o-vengersko-p...
Нам не представляется чем-то невероятным, что в составе населения Прикамья присутствовали и угорский, и финно-пермский компоненты, а население было полиэтничным. Учитывая присутствие балто-славян в Среднем Поволжье, а также сарматские и булгарские элементы в составе населения именьковской культуры, нам не представляется невозможной миграция угорского населения. А. Нигамаев отмечал, что угорское камское население смешалось с пришедшими финно-пермскими племенами. [b]А. Иванов отмечал проникновение в район Чепцы угорского населения с Верхней Камы[/b]. В общем, с конца 50-х гг. ХХ века и до сегодняшнего времени археологи говорят об угорском компоненте в составе населения ломоватовской культуры. Этот вопрос поднимали еще В. Генинг и В. Семенов. Их версию развивает Е. Казаков, который относил поломское население к уграм. К угорским элементам в погребальном обряде относится помещение частей коня в засыпку могилы, сопровождение умерших мясной пищей, решетчато-шнуровая орнаментация керамики.
Несмотря на существование многих проблемных вопросов, в целом можно говорить о присутствии угров в Прикамье. Вероятно, эти угры были связаны с древними венграми. Ошибкой было бы ударяться в крайности, отрицая или пермский, или древневенгерский компонент. Что интересно, аргументы противников угорской концепции направлены на критику предположений о самодийском и сибирско-угорском (обско-угорском) компоненте. Вопрос относительно возможности пребывания древних венгров рассматривается бегло. Между тем нужно отметить, что в конце IV века в Прикамье пришли новые группы населения, которые использовали курганный обряд захоронения. Их справедливо сопоставляют с саргатцами, которые представляли собой угро-аланское лесостепное население, своеобразных прото-венгров. В результате смешения их с местным гляденовским (прапермским) населением и образовались неволинская, поломская и ломоватская культура. С образованием Волжской Булгарии население этих культур сгонялось волжскими булгарами на тюркские территории силой. Ал-Гарнати же сообщал, что булгары ведут против окружающих их немусульман священную войну.
Источник : https://realnoevremya.ru/articles/97770-yaroslav-pilipchuk-o-vengersko-p...
Последний абзац наиболее точно и кратко выражает состояние угорского вопроса на сегодня. За рамками обсуждения остается положение Вятского региона в рассматриваемый период (4-11 века). Благодаря удмуртским археологам изучен регион Чепцы с ее уникальной культурой, низовья Вятки и Камы изучают татарские исследователи, а средняя Вятка остается белым пятном в истории Прикамья, как будто здесь никто не жил и не бывал. Рассуждают примерно так: раз тут жили какие-то не славянские и не русские племена, то это не наше дело! А соседям нашим в такой ситуации остается резон притянуть бесхозное в свои авуары. Они выбирают из вятских артефактов, что им по душе, а непонятное отбрасывают как ненужное. К счастью, гора накопилась уже изрядная, и в ней начинают копаться все кому не лень)). И выкапывают алмазы.
Попытка интерпретации моих корней с форума Молген от форумчанина Rower . Про Чепецкую культуру я и сам ещё раньше отмечал.
Каринские князья родня Cheremisa очевидно западносибирского угорского происхождения, это видно по yfull https://www.yfull.com/tree/N-Y23785/. TMRCA их приуральской ветки как раз в 6 в., время начала угорской экспансии. Каринские князья, они же чепецкие, значит скорее всего из поломско-чепецкой культуры, которая произошли от ломоватовской культуры Пермского края, где сильно зауральское влияние. Только угры туда пришли более северным путем.
Наибольшая типологическая близость прослеживается между могильниками венгров «Арпадского периода» и
неволинской и поломской/чепецкой культурами (С2 = 0,87).
Угры до появления булгар доминировали в Прикамье над местными финскими племенами. В 9 веке часть их откочевала на запад, с ними ушли некоторые прикамцы, а по пути присоединились остатки степных хазар. Следы их присутствия находят в археологии и словаре венгров. В Прикамье их место ненадолго заняли печенеги, а затем булгары. Чепецкое население опосредованно принимало участие в этих процессах ввиду обособленности от бассейна Камы, кроме того, расцвет Чепецкой АК начался уже после ухода угров. На Чепцу от всех пертурбаций 9-10 веков могли перебраться с Камы какие-то люди, но и с Вятки тоже. Надо помнить, что титульный народ всегда поначалу составляет небольшую часть всего населения начальных государств. Простой народ бывает собран из различных племен, обычно близких.
Скорее всего тут ответ нашего общего субклада. Информация из Википедии.
Вот почему у меня, у потомков Каринских князей и у бесермян с удмуртами общий субклад гаплогруппы - общее происхождение от предка по прямой мужской линии в 11-12 веке .
Самоназвание бесерман (как и созвучное русское «басурманин») восходит через булгарское посредство к арабской лексеме со значением «мусульманин». Это слово попало к волжским булгарам из Средней Азии (ср. название «бесермини», применяемое к жителям Хорезма у папского нунция Плано Карпини в XIII веке) в период принятия ими ислама в IX веке и служило вплоть до XV века обозначением части населения Волжской Булгарии и Казанского ханства («бесермены» в русских источниках XIV—XV веков), а именно — мусульманского населения Заказанья (округ города Арска). Там же жили удмурты. Оттуда бесермены в XIV—XVI веках, спасаясь от усобицы в Золотой Орде и вследствие разгрома Золотой Орды и, в том числе, территории бывшей Волжской Булгарии Тамерланом в конце XIV века, переселились вверх по Вятке, в низовья Чепцы.
Какая-то часть бесермен вошла в состав каринских (чепецких) татар, как об этом свидетельствуют исторические документы и данные татарских генеалогических преданий шежере. Пришедшее вместе с ними удмуртоязычное население, оказавшись в новом для себя этническом окружении, стало испытывать необходимость в новом самоназвании. Желая подчеркнуть своё отличие от местных старожилов — северных удмуртов, предки бесермян строили идентичность вокруг происхождения из Заказанья, из земли, где живут бесермены (то есть мусульмане). Аналогичного происхождения названия других земляческих групп удмуртов — Ватка и Калмез (вятские и кильмезские).
По-видимому, название бесерман было перенято удмуртами — предками бесермян — от их соседей-тюрок ещё в период проживания в Заказанье (округа города Арска)
Бесерменами в летописях 13-14 веков называли волжских булгар. Во второй пол. 13 века булгары, вытесненные в ходе войны монголами, перебрались в Приказанье. Видимо, в этот период столица Орды располагалась в Булгаре. Во второй пол. 14 века, по мере ослабления Орды, возродилась Казань, как центр булгарского улуса. Но Казанская Булгария подвергалась нападениям Москвы, которая стремилась посадить там своего ставленника. В 1399 г. старая династия булгар была изгнана и, видимо, на Вятку севернее устья Чепцы, здесь в Карино обосновалась княжеская семья с домочадцами (слуги, дворня, родственники и охрана). Все они с остатками народа булгар - чуваша или бесермены в московских грамотах. Жившие в округе вотяки (северные вятские или слободские удмурты) вошли в сферу влияния власти булгарских князей. Ваш предок мог быть среди отдаленной княжеской родни. Местным удмуртам гены попали обычным рассеянием (внебрачные связи, вторые браки, частые у мусульман).
так гаплогруппа сама по себе не булгарская , а свойственная пермским народам и сибирякам прежде всего. У татар и марийцев её гораздо меньше чем у удмуртов и коми. При этом собственно удмурты весьма однородный народ в генетическом плане со стопроцентной предковой удмуртской компонентой , в отличии скажем от татар у которых более 80 процентов предковой компоненты от финно-угров.
Что считать булгарской гг? Кроме того, у вождей, ханов и князей обычно иное этническое происхождение, чем у массы простого народа. В данном случае вероятно происхождение от вождя гуннов или угров (Сибирь). Северные вятские удмурты отличаются от южных, хотя приток с юга был в 15-16 веках.
«Удмуртская» предковая компонента
Эта компонента появляется в моделях уже при 3 предковых компонентах и описана выше как «уральская» и на всех более высоких уровнях составляет 100% генофонда удмуртов. В геномах всех других народов она крайне редка и не превышает 4% генофонда. Исключением вновь оказываются казанские татары, у которых частота «удмуртской» компоненты повышается до 10% и присутствует практически во всех индивидуальных геномах татар с максимальным вкладом 21%.
Генофонд казанских татар является наиболее «составным» генофондом, в наибольшей мере органично включившим в себя предковые компоненты всех генофондов региона. При этом хотя центральноазиатское влияние в наибольшей степени прослеживается именно у казанских татар, оно в семь раз меньше разнообразного вклада финноязычных народов – 12% против 81%. Из такой «составной» структуры татарского генофонда крайне затруднительно оценить «татарское» влияние на другие генофонды
https://dzen.ru/a/Y2_oucv1Fw0UXAAb
Казанские татары - результат существования Казанского ханства 15-16 веков, хотя основа была булгарская, но ее сильно перебили монголо-татары в 13 веке, основой казанских татар стали потомки кипчаков и среднеазиатов (татар Орды 13-14 веков), Прикамские финноугры, а также переселенцы с русских земель. Собственно булгары 10-12 веков - это городской народ мусульман с Сев. Кавказа (СМК-Хазария) и степняки - остатки гуннов 4-5 веков. Сельское население Булгарии составили подчиненные булгарами именьковцы 4-7 веков (ранние славяне + сарматы + остготы).
забавное с сайта Миллиард-татар пишут о родстве с огузами которое было 4400 лет назад =) забывая о ханты и манси с которыми общий предок 3000 лет назад . Да и про удмуртов с бесермянами с которыми вообще 950 лет назад.
Кстати, по результатам ДНК-тестирования и оценок генетиков, представители рода Кара бека имеют одну гаплогруппу n1b-а, зародившуюся на Алтае несколько тысячелетий назад. Анализ восточной ветви этой гаплогруппы ясно показывает ее связь с огузскими племенами, поэтому не случайно, в шаджаре Кара бека упоминается Осман – создатель великой тюркской империи, а также правители других огузских бейликов. Отсюда могут быть легко объяснимы огузские элементы в говоре нукратских татар. Таким образом, исследователь имеет возможность предполагать, что род Кара бека происходит из тюркского клана, находившегося в родстве с племенем кайя, и, в период Золотой орды, вошедшего в состав татарской общности. В этом смысле показательны некоторые результаты ДНК-тестирования потомков основных огузских родов, проведенного в Турции. Гаплогруппа n1b-а как раз была выявлена у представителей кланов Баят и Кайя, восходящих в Гюн хану, а от него к легендарному Огуз хану.
Подробнее: https://milliard.tatar/news/gruppy-kipcakskogo-proisxozdeniya-prodvinulis-vglub-predkamya-poloziv-nacalo-formirovaniyu-knyazestva-kypcak-4222
забавно совпало - я гуглил сейчас предков Османа и наткнулся на тамгу его племени Кайи . Это практически копия моей родовой тамги (по-удмуртски она называется - Заячий след) . Вот мой отец её вырубает - в общем это 4 линии веерообразно расходящиеся от центра - похоже на отпечаток заячьих пальцев.
https://www.youtube.com/watch?v=-9jqmzj3Q7I
тотемные животные северных удмуртов Птица (утка) и Бык. Так что Утиная лапка.
утиная лапка было бы 3 линии , а это точно заячья , ведь я и её название знаю - Кеч пыд (Заячий след) . У северных народов России есть такой орнамент в одежде тоже. А мне они близки по гаплогруппе , ханты и манси ближе Османов на целое тысячелетие 3000 против 4000 лет. Главное у потомков каринских князей такого нет, а у предков Османа есть. Впрочем и тамга Дуло похожа.
трактовка символов дело фольклорное, а вот в обрядности и преданиях есть бычок и каша с мясом птиц. Утиная лапка из четырех пальцев-суставов, один укороченный. Дуло как раз и похожа на утиную лапку, где четвертый палец отставлен назад. У млекопитающих пятерня.
пятая фаланга редуцирована, но заметна на передних лапах
Так под понятием Заячий след всегда след задних лап подразумевают а не передних. Впрочем и передняя лапа отпечатывает 4 пальца. Но наша тамга это явно задняя так как пальцы расходятся веерообразно , а в отпечатке передней более сжаты.
Сейчас про киданей решил почитать с которыми связывает наш гаплотип Дамир Исхаков, их вполне можно связать с Сибирью (с Сибирью нас связывает Владимир Волков) - Центр киданей находился на Иртыше и обнаружил что их ответвление Баяндур связывают с самодийцами. А ещё забавно - башкирские исследователи которые Бачмана хотят привязать к бУШман-кычакам (башкирский клан) придумали что Бачман праправнук знаменитого Боняка половецкого хана.
я думал про Боняка предка Бачмана выдумки пользователей вконтакта, а вот что Дамир Исхаков написал - Оказалось про Боняка предка Бачмана писал Исхаков ссылаясь на Плетнёву.
http://murza.ru/books/4/40/40f25919ba8106b7c358dca44c..
Несмотря на то что в литературе есть разные высказывания относительно этнической и клановой принадлежности Бачман султана (хана, эмира), они далеко не
окончательны и зачастую дискуссионны. Скажем, известный специалист по археологии кочевников Восточной Европы С.А.Плетнева, название клана, к которому
относился Бачман, предложила читать как «эль-бури», выводя затем из этого наименования его возможную принадлежность к половецкому объединению Бурчевичей
(Бурджоглы), заключив, что этот половецкий вождь, то есть Бачман, приходился
внуком или правнуком известному из русских летописей хану Боняку – главе приднепровского объединения кыпчаков
Вот страница с родством Бачмана и Боняка у Плетнёвой. Надо же как удачно купил эту книгу в своё время.
Харин Евгений Анатольевич. Русь и Вятка 2 (samlib.ru) здесь собраны сведения про Бачмана и Боняка и прочее, включая Плетневу и Рашид ад Дина. Народный историк везде порылся))
К сожалению сплошное Джагфар Тарихи ...
Страницы