ПУТЕШЕСТВИЕ НА РОДИНУ ПРЕДКОВ. ОКАТОВО

Окатово манило меня давно. Пожалуй, с тех самых пор, когда я узнала, что это родина моей прабабушки Евдокии Макаровны Коврижных. К сожалению, с её девичьей фамилией целая детективная история. Не знает никто! Метрическая книга с записью рождения Евдокии, а это 1877 год, не сохранилась. В семье никто не знает. А в записи о браке она записана как Новосёлова. И это смущает – не жили никогда в деревне Окатово Новосёловы. Но радует то, что доподлинно известно, что родина её – именно Окатово. 
Вот туда мы и направились в самый последний день лета.  Денёк стоял солнечный, даже жаркий. Нас, искателей приключений – трое. Я, дочь Алёна и мой четвероюродный племянник с родовой фамилией Коврижных Алексей. На машине доехали до знака с надписью «Черпаки». Всё, приехали – дальше только пешком. И мы пошли. Сначала по заросшему полю, потом по дорожке. На пути – станция Черпаки – ни одного дома, только платформа и остановка. Значит, всё-таки поезд останавливается и кто-то тут садится. А дальше, не найдя дороги (забегая вперёд, скажу, что она была совсем рядом, чуть до неё не дошли) решили идти прямо через лес. Благо он показался нам чистым и просторным. Ага, показался. Чем дальше в лес… Уже на подходе к деревне пришлось продираться через заросли ивы, обходить коряги. Ну нам не привыкать. По пути попадалось немало примятой травы – явно лежбище диких зверей.  А деревня, чувствовалось – совсем рядышком. И вот она – деревня Окатово! Первое, что мы увидели – красавица липа. Стройная, изящная. Всем своим видом говорящая: «Мне всё равно, о чём вы думаете, как живёте. Мне здесь хорошо!» Деревня практически нежилая. Но электричество подведено, в двух домах явно живут. В одном из них - егерь, в другом – единственный местный житель (возможно, и он здесь обитает наездами). Но как раз этот житель и привлёк наше внимание. Нет-нет, не сам – к сожалению, на двери его дома красовался замок и его самого мы не увидели. Но рядом с домом – просто фантастика! С двух сторон дороги выстроились в ряд деревянные фигуры выше человеческого роста. Поневоле вспомнился волковский Урфин Джюс. Но деревянные мужчины приветствовали нас добрыми и дружелюбными лицами. Пригляделись – а ведь они все разные! У каждого свой характер и – одежда. Да-да, все одеты, застёгнуты на пуговицы. На голове  заботливо налажен головной убор. Перед каждым таким жителем – маленькая клумбочка из канистры, в ней цветут цветы. Кругом тишь, благодать! Всё чистенько, дорога выкошена. Подходим к дому – а у самого дома – женские фигуры, тоже охраняют дом. Знаем, что хозяин дома – Татаринов Михаил, Вот так чудо-мастер! Да ещё в такой глуши! Кстати, фигуры у него не только человеческие. Сказочных животных тоже немало. Все милые, приятные. Даже трёхголовый Змей-Горыныч  смотрит добрыми-предобрыми глазами. 
На крыше дома – дивная птица, ворота изогнулись причудливой аркой, словно раздумывая: приглашать или не приглашать? Увы, нас не пригласили. Пригласили на скамеечку двое деревянных сторожей. И мы, уютно устроившись, позавтракали на родине предков. 
Всё бы хорошо, но нас преследовали не виданные доселе  существа: не то пауки, не то мухи… Посоветовались с гуглом – оказалось, это лосиные мухи, или лосиные вши. Бррр… Забираются под одежду, в волосы, ползают. Но ни разу не укусили. 
А мы, попрощавшись с домом Михаила, пошли по деревне.  Зашли в два дома. На стене – календарь 2011 года. Разбросанные вещи, даже оставленные фотографии… И королева-печка – словно с картинки – большая, с печурками, полатями, добротной лестницей. На такой печке вполне могли разместиться пять человек. А если ещё на полатях! Всё на месте – стол, стулья, шкафы. Такое впечатление, что хозяева куда-то уехали и сейчас скрипнет дверь – и они зайдут сюда: «Здравствуйте, люди добрые». Увы, не придут. И никто, скорее всего, не будет жить в этих поставленных на века домах. 
Доходим до конца деревни, выходим на околицу – и замираем! Настолько чудесный вид открывается глазу! Лесная даль! Мягко спускается куда-то дорожка, манит за собой. А впереди – синее-синее небо, простор, какая-то сказочная тишина… И чуть слышный стук колёс проходящего вдалеке поезда. Да огромные птицы летают кругами, мы слышим шум их крыльев и странный незнакомый крик. Нас приветствуют? Нет, есть и у этих детей природы своя жизнь. Эх, в таком чудном месте основана деревня! Такие красоты! И цивилизация ведь недалеко. Только вот жителей здесь уже нет.
Мы возвращаемся к машине, собирая попутно цветы и травы с исторической родины – пусть, повешенные в виде букетика над дверью, оберегают от всякой нечисти, помогают в делах и заботах. 
Следующая остановка – Семёновское. Село, здесь должна быть церковь. Жители Окатова были прихожанами Семёновской церкви. Увы, давным-давно не притягивает она к себе людей, не оглашает колокольным звоном округу. Нет церкви в Семёновском. Зато в самом центре – бюст Чапаеву. Да-да, самому настоящему – Василию Ивановичу, легендарному комдиву. Почему? Да всё очень просто – когда-то местный колхоз носил имя Чапаева. И на здании ДК тоже – картинки из гражданской войны. Здесь же – чистенькое ухоженное здание основной школы. 
Порадовал памятник погибшим во время Великой Отечественной войны. Знакомые фамилии – Веснины, Воронины, Гаряевы, Герасимовы, Душины, Елькины, Коврижных, Лугинины, Садырины, Нагибины, Пленкины. Всё скромно и достойно.
Наш путь – на кладбище. Может, встретим знакомые фамилии? И тут пришлось удивиться. Посещаем третье кладбище – Высокораменье, Высокогорье и вот Семёновское. Разные районы, но одна картина – прошёл ураган. Может, ураган выбирает кладбища? Основное уже всё убрано, но покорёженные оградки и памятники несут отпечаток, не так скоро их восстановишь. Кладбище старое, есть могилы бесхозные, много просто холмиков без каких-либо опознавательных знаков. Кто здесь покоится? Неведомо. 
А мы двигаемся дальше. В Шабалино. Увы, не попали в музей – суббота – выходной день. Зато погуляли по центру, сфотографировались у огромной царевны-лягушки, домовёнка Кузи и Нафани, львёнка и черепашки, посмотрели на пригревшихся на солнышке уточек.  Всё ухожено, красиво. Всё? Программа выполнена? Да, всё, на один день впечатлений, пожалуй, достаточно. Только ещё на обратном пути остановиться у знака с названием Панино. Моя фамилия, родовая. Правда, подвижек по этой фамилии маловато. Может, после этой фотографии появятся? Будем надеяться

Комментарии

Аватар пользователя susanna

Очень интересная трогательная история! 

Евдокия могла попасть в деревню с матерью-вдовой, которая вышла замуж в эту деревню с ребенком, поэтому очень советую поискать более ранние венчания по этой деревне, я с такими случаями встречалась много раз.

Аватар пользователя Ирина Бессонова

Спасибо, об этом не думала. Тогда, если предположить, что Евдокия родилась в 1877 (если верить дате в записи о браке), то надо искать венчания уже после 77? Это если предположить, что Евдокия родилась до этого и жила с отчимом. 

Аватар пользователя susanna

посмотрите по РС 1850 или 1858 г в каких деревнях жили Новоселовы, и смотрите метрички начиная с 1870 г, в записях венчания тоже бывают ошибки в возрасте, тем более, если девица родилась в другой деревне или даже по др/приходу. И по ее отчеству ищите ее кровного отца, он, наверняка, в эти годы уже был вписан

Аватар пользователя Ирина Бессонова

Думаю, надо просто просматривать все МК деревни Окатовской. Я знаю, что она оттуда. Бабушка тоже в своё время называла эту деревню. И в записи о браке она оттуда. Макаров Новосёловых, к сожалению, в это время не было во всём Котельническом уезде - один поисковик это пробил. МК за 1870-е нет. Я делала в ГАКО запрос - может, появились? Или найти брачные обыски за 1896. Увы и ах - ни того ни другого нет. Но если просмотреть все МК, то она могла и засветиться в качестве крёстной. РС уже все просмотрены, Макар в деревне подходящего возраста был Веснин. Веснины интересуются историей рода, у меня даже древо Весниных есть. Евдокии, правда, там нет. Вот это и наталкивает на мысль, что могла быть незаконнорожденной. Спасибо за советы - опытный человек знает, что говорит!

Аватар пользователя susanna

Бывает, что незакон/рожденному ребенку давали отчество уже при венчании, может по деду, может по крестн/отцу. А фамилию она могла носить и материнскую. Это самые сложные поиски. Но настойчивость даст свои плоды и радость открытия!