Последние комментарии

Страницы

Аватар пользователя skygrad
skygrad ответил в: Родина казачества (1 часть)
29 минут 6 секунд назад

Находки оружия на Вятских городищах были, некоторые упомянуты в справочнике Медведева "Древнерусское оружие". Это наконечники копий и стрел. Находили также ножи и мечи, пластинчатый доспех. В Слободском музее есть кольчуга 13 века в хорошем состоянии. На Подчуршинском городище нашли небольшую пищаль (утрачена в 90х). Похожая есть в Кировском музее. 

Железо издревле добывали из местной болотной руды, вплоть до начала 20 века работали Белохолуницкий и Омутнинский заводы, крупнейшие в России того времени. Также и медь. В наших недрах на небольшой глубине попадаются разные полезные ископаемы, включая золото и нефть. Вятские увалы являются отрогами Уральских гор. Правда, в настоящее время разработка этих залежей не выгодна, слишком малы обьемы.

 

Аватар пользователя bookreader
bookreader ответил в: Родина казачества (1 часть)
3 часа 19 минут назад

Поджига в детстве - это круто...

Когда говорят кто (и когда)  в Европе сделал первое  стрелковое оружие,  порох, селитру - указывают, город, фамилию мастера - эта вся история и технология расписана по  часам и шагам - буквально.  А Вы так запросто - на Вятке изготавливалось  во все века...    И все  мы должны верить "на слово"?

 У меня просто нет слов...  :) 

 

По телевизору один "наш местный"  академик рассказывал в аудитории, что марийцы в древние времена были воинственные (много кого победили - москалей и т.д.).  Приблизительно такой диалог получился:

Его спрашивают - "А оружие где брали?" 

Он отвечает - "Сами делали".

- "А почему сейчас ничего не делают?" 

- "Нам русский царь запретил кузнецов иметь, а потом уже разучились".  

- "Хорошо, а где руду брали для выплавки железа?" 

- "Какую руду?"      

 

Как то нужно подтверждать свои "утверждения" - ну хоть ссылками в википедии...  :))

Аватар пользователя АлександрШ
АлександрШ ответил в: Копово (Черемуховский)
6 часов 39 минут назад

Сегодня мне в голову пришла вот такая мысль, а что если словом "тяглец" в переписи подчеркивался выход из духовного звания?

Аватар пользователя skygrad
skygrad ответил в: Родина казачества (1 часть)
7 часов 11 секунд назад

Вятские стрельцы упоминаются в походах 15-16 веков. Их брали на суда помимо речников-матросов. 

Оружие изготовляли на Вятке во все века, пока в 17 веке это не было запрещено царем. Ковали неплохие клинки, делали самострелы, вероятно, также и огнестрельное оружие в виде небольших пищалей с прикладами и длиной ствола от 40 см, аналог ружей и пистолетов. Пищали применяли при обороне и нападении. На судах и на стенах городов их собирали в батареи по 10-20 стволов. Поджигали заряд от специальной походной жаровни. В детстве делали такие стреляющие игрушки из медных трубок, называли поджигами.

 

Аватар пользователя skygrad
skygrad ответил в: Родина казачества (1 часть)
7 часов 17 минут назад

Берладники и бродники давно известные группы русских, самовольно живших где-то в низовьях Днепра и Дона. От них многие выводят начало казачеств. Я придерживаюсь такой же точки зрения с некоторыми уточнениями: во времена Золотой Орды потомки берладников и бродников укрылись на Вятке. 

Насчет названия Рязани есть другое мнение.  ДТ описывает, как несколько сотен русских попали в плен к булгарам и были обрезаны ради сохраения жизни. Их прозвали резанцы, как у русских звали мусульман. Но вопрос этот темный.

Клады разных веков и народов находили и находят повсеместно. Существовало и существует поощрение за сданые находки, и ответственность за их утаение. Состоятельные люди часто скупали найденные сокровища, далее использовали по разному. Много находок пропало безвозвратно.

Новгород как крупный торговый город был на особом положении, самоуправлении. Князь выполнял в основном военные и фискальные  функции. На Вятке князей не было (если не считать Каринских, Серкин тоже думает, если были князья, то они должны быть полновластные, но это не так, на Вятке свои порядки!). Здесь была республика, воевод (гражданского и военного) выбирали ежегодно. Были свои выборные судебные, церковные и прочие лица. Конечно, зажиточные семьи постепенно складывались и у нас. Как и в Новгороде они становились влиятельны, из них выбирали воевод.

Татарское название Вятского региона Нукрат или Ноград. Тут тоже проступает некий "Новый город". Отсюда, вероятно, путаница вятчан с новгородцами в некоторых источниках. С Великим или Нижним Новгородами название Ноград не связано, скорее от угорского племени Оногуры - Хунноугры (Нукарды). На их тюркском языке означает тоже "новый город". Эти угры жили в Прикамье в 5-9 веках и оставили некоторый след. Но не стерпев усилившихся булгар, откочевали на юго-запад, став хунгарами-мадьярами (венграми).

Аватар пользователя Нина Целоусова
Нина Целоусова ответил в: Оршанка (Орша, Ивановское)
7 часов 25 минут назад

История района  http://bbiblioorshanka.blogspot.com/

Археологические находки кремниевых и каменных предметов (наконечников, дротиков, тесел, скребков и др.) эпохи неолита возле деревень Чирки, Солонер, Косареве, сел Марково и Великополье, раскопки на Чирковской стоянке (памятник волосовской культуры) свидетельствуют о том, что первые люди в нашей местности появились более пяти тысяч лет тому назад. Заливные луга в поймах рек и речушек притягивали к себе древних животноводов - носителей балановской, чирковской и абашевской культур. В окрестностях поселка Оршанка, деревень Большая Орша, Кресты, Малый Кугланур, Керды, Мари-Ернур, Кучки, Русская Руя, Большой Пуял, Чинданур, Чирки выявлены памятники балановской культуры. 

   
Во втором тысячелетии до нашей эры сформировалась чирковская культура, названная археологом А.Х. Халиковым в честь поселения, открытого им в полутора километрах к югу от деревни Чирки. Древние насельники этой территории знали основы металлообработки, разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались охотой, жили в полуземлянках прямоугольной формы. В районе выявлены также памятники древних животноводов-абашевцев, которые оставили после себя курганные насыпи. Первые археологические памятники древних мари на территории Оршанского района (Ернурское и Старосельское городища) датируются VI-VII веками. В то время на левобережье Волги преобладали пермские финны - предки удмуртов и коми.   Соседние народы называли марийцев «черемисами». Этимология этого имени не ясна. Самоназвание же марийцев - «мари» - переводится как «человек», «мужчина». 
Марийцы принадлежат к числу народов, которые никогда не имели своего государства. Начиная с 8-9 веков, их покоряли хазары, волжские булгары, монголы Численность марийского населения заметно росла за счет неоднократного притока переселенцев с берегов реки Пижма и ее притоков, правобережья Волги. Сформировавшаяся в результате консолидации марийского населения в XIII-XVI веках этнотерриториальная группа "сорокан марий" (марийцы с головным убором "сорока") имела ряд отличительных черт в хозяйстве, материальной и духовной культуре, языке (йошкар-олинский диалект марийского языка).   

   
Первые документальные сведения о численности жителей селений и волостей нынешнего Оршанского района зафиксированы в документах подворной переписи населения Царевококшайского уезда Свияжской провинции Казанской губернии. В 1782-1795 годах территория района находилась в составе Царевосанчурского уезда Вятской губернии. В последующем она была включена в состав Иранского (Яранского) уезда этой губернии. Формирование деревень и сел района шло медленными темпами. Даже в начале XIX века, как это видно из "экономических примечаний, составленных по поводу проведения Генерального межевания в Яранском уезде", жители одного и того же селения жили врозь в нескольких местах. Например, жители села Великопольского жили в двух местах, деревни Кёрды - в четырех, Большой Лапсолы - в пяти, а жители деревни Большой Орши Южинской волости - даже в 12 местах. Селения были немногочисленными. Русские переселенцы (выходцы из Яранского и соседних уездов Вятской губернии) современную территорию района начали заселять в конце XVIII- первой трети XIX веков. Переселение происходило мирным путем. Местная администрация, стремясь усилить приток русского населения, попыталась предпринять шаги по переселению русских семей в марийские деревни, но вынуждена была отказаться от этой затеи. Марийские крестьяне расценили это как целенаправленный шаг местной администрации в направлении уничтожения их языческой религии и открыто выступили против такого переселения. Между тем, они не были против русских крестьян, разрешали селиться им на своих землях, поддерживали с ними дружеские отношения. В XIX веке селения нынешнего Оршанского района входили в состав Ернурской, Кадамской, Тожсолинской, Кокшамучашской, Салобелякской, Малощегловской волостей Яранского уезда.  В 1910 году была сформирована Оршанская волость. Таким образом, впервые определилась  самостоятельная административно-территориальная единица с центром в с.Оршанка.  В Оршанке была организована Волостная управа. В этом здании  сейчас расположен поселковый совет, центр социальной защиты. 

В этом здании в 1910 году располагалась волостная управа.

   В пределах волостей выделялись сельские общества, в которые непосредственно включались села, деревни, починки. Занятия жителей: В  XIX веке крестьянский труд был преобладающим занятием сельских жителей. В среднем на каждый двор приходилось по 16, 6 десятин надельной удобной земли. Пашни занимали более 62 процентов надельной земли. Почва была представлена средне-серыми суглинками. В 1890 году из всей пашни около 14 процентов составляли нови, более 7 процентов - перелоги (в марийских волостях доля перелогов достигала даже 20 процентов). Земли обрабатывали косулями, деревянными боронами. Марийцы при вспашке предпочитали пользоваться двуральной сохой, курашимками (Кадамская волость). В конце XIX века земледельцы широко начали использовать веялки, появились первые молотилки.

                                                                                                                                первый трактор в Оршанке

                     
Крестьяне имели свой календарь сельскохозяйственных работ, хорошо знали особенности природно-климатических условий, достаточно точно определяли предстоящую погоду. В результате получали неплохой урожай.    Марийские и русские крестьяне занимались пчеловодством. Источники XVII века упоминают о том, что марийцы владели бортными угодьями за пределами Марийского края, даже на территории исключительно с русским населением. Так леса, где марийцам предоставлялось право снимать мед и охотиться, находились вплоть до урочищ под Нижним Новгородом. Марийские пчеловоды заключали договоры с богатыми русскими монастырями об использовании бортных угодий. Фактически это был род аренды, плата за которую отдавалась тем же медом. 

бортник мари

Поздние источники также указывают на большую зависимость марийцев от продуктов пчеловодства. Марийское бортничество предоставляло собой аутентичную традицию со своими технологическими особенностями и оригинальной терминологией. Бортное дерево называлось «вопш», дикие пчелы именовались "ир мюкш". Право на владение «вопш» санкционировали особые значки - «тисте»(тиште), зарубки на дереве. Религия: Преобладающей религией было православие. Марийцы Яранского уезда первыми среди других народов Поволжья были обращены в православие. В 40-е годы XVIII века были построены первые церкви в селах Ернур, Упша, Пектубаево. Всего на территории района в дореволюционном прошлом действовали 8 церквей. Местное духовенство прилагало немало усилий для распространения православия среди марийцев: открывало церковноприходские школы, проводило внебогослужебные беседы и лекции, распространяло религиозную литературу. Но марийцы не спешили расставаться со своими религиозными традициями. В 70-е годы XIX века среди прихожан Упшинской и Великопольской церквей зародилась религиозная секта "Кугу сорта". Сектанты открыто заявили о своем нежелании признавать православную церковь, за что часть из них была сослана в Сибирь.

современные язычники мари

  Образование: Первая школа в районе была открыта в селе Великополье в 1838 году. К началу XX века учеба детей велась более чем в 20 школах. В отдельных деревнях и селах действовали сельские библиотеки, учреждаемые губернским и уездным земством. Книги для чтения можно было приобрести также в местных школах, церковных библиотеках. Все это не могло не повлиять на уровень грамотности местного населения. Марийское население, к сожалению, вынуждено было в основном учиться и читать не на своем родном языке.   После образования Марийской автономной области в 1920 году территория нынешнего Оршанского района оказалась в составе Краснококшайского кантона.  28 августа 1924 года был организован Оршанский кантон, с центром в селе Оршанка и территорией 1101,2 кв.км. В состав кантона входило 162 населенных пункта, населения насчитывалось 41тыс.человек, мари - 18, 6тыс., русских - 22, 4тыс. Именно с 1924 года ведет отсчет история района. Хотя слово "район" появилось чуть позже. А именно 20 июня 1932 года кантон преобразовали в Оршанский район. В 1963 году во время хрущевских преобразований район был ликвидирован, а селения Оршанского района вошли в состав Медведевского района. Однако через два года район был вновь восстановлен. В 2002 году в районе проживали 15, 8 тыс. человек, преимущественно марийцы (60, 4 процента) и русские (34, 6 процента). 6, 8 тыс. человек насчитывалось в районном центре - поселке Оршанка.  В 2008 году население насчитывало 15, 5 тыс.чл. По данным переписи 2010 года численность населения - 15 139 человек.  В п.Оршанка - 6590 человек. мари - 60,4% русские - 34,6% иные национальности - 5% . Территория района - 896,49кв.км. Современное социально-экономическое развитие Оршанского района представлено  в книге "Любимый край, Оршанская земля!"
 

Аватар пользователя Нина Целоусова
Нина Целоусова ответил в: Оршанка (Орша, Ивановское)
7 часов 28 минут назад

Церковь Рождества Иоанна Предтечи (п. Оршанка) 1419

http://www.mari.eparhia.ru/churches/eparhii_yoshkar-olinskoi/orshansky/?...

Строительство каменной церкви взамен временной деревянной в селе Оршанка началось в 1865 г. и велось на средства прихожан. Холодный (летний) храм был завершен в 1876 г., а теплый (зимний) — в 1904 г. Предтеченский храм отличался особым изяществом и напоминал Сретенский в с. Кучка, значительно превосходя его размерами. Храм был пятиглавый. Барабаны завершались шатрами с маленькими главками. Низкая трапезная и основной куб храма служили своеобразным постаментом для верхних объемов. Двухъярусная колокольня также завершалась шатром. Храм имел пять престолов, три из которых были освящены: во имя Рождества Иоанна Предтечи (1876 г.), священномученика Харалампия (1887 г.) и Казанской иконы Божией Матери (1904 г.). Храм  имел богатую утварь, библиотеку из 250 книг. В приходе состояло более 3 тысяч человек. В соседней д. Каракша была церковно-приходская школа.

Гонения на храм начались в начале 20-х годов. В 1922 г. Под видом помощи голодающим из церкви были изъяты ценности, содержащие золото и серебро разной пробы: большой потир, кадило, большой оклад с напрестольного Евангелия, риза с иконы Божией Матери и многое другое.

В 1932 г. была закрыта холодная (летняя) церковь, а летом 1939 г. - и зимняя. Безбожники сбросили кресты с глав и колокольни, а саму колокольню разрушили. Большой 360-пудовый колокол, приобретенный на средства блаженной Любушки, отправлены на переплавку, а остальные колокола сбросили. Было уничтожено все внутреннее великолепие храма: иконостас с уникальными образами, настенная роспись, мозаика. Холодный храм был разобран до фундамента. 

В 1937 году был арестован по сфабрикованному обвинению в контрреволюционной деятельности и расстрелян настоятель храма отец Сергий (Стрельников).

В июле 1941 г. в пустовавшем теплом храме расположились разные производства артели инвалидов «Универсал».  После войны вплоть до начала 60-х годов здесь был хозмаг.  А к началу 90-х годов – склад райпо.
В 1993 году часть здания была передана верующим в виде молитвенного помещения, подворья Сретенской церкви с. Кучка. В начале 2001 года было принято решение о возрождении всего храма и создания собственного прихода. В 2005 году был канонизирован и прославлен как священномученик репрессированный пресвитер Сергий. Это стало мощным импульсом в работе и поддержке со стороны властных структур РМЭ. Восстановление храма было включено в правительственную инвестиционную программу «Культурное наследие Республики Марий Эл». В конце 2006 г. Была возведена колокольня, весной 2007 года на ней установлены 12 колоколов. К 2011 году возведение холодного храма в несколько упрощенном виде было завершено. Райпо демонтировало магазин и хозпостройки на прицерковной территории. Она была заасфальтирована и выложена брусчаткой, а по периметру обнесена металлической оградой. За алтарем расчищена и благоустроена могилка блаженной Любушки Оршанской – схимонахини Магдалины.

Еще в 2003 г. при храме  открылась детская воскресная школа и был организован хор певчих, а в 2005 г. – библиотека. З1 декабря 2010 года храм был освящен.

9 декабря  2017 года митрополит Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн с собором священнослужителей епархии совершил освящение обоих приделов в теплом храме: один престол освящен, как это было до закрытия и варварского разрушения храма, во имя священномученика Харалампия, другой – во имя Казанской иконы Божией Матери. 

Настоятель храма: протоиерей Димитрий Вылекжанин

Адрес и контактные сведения:
425254, РМЭ, п. Оршанка,
Тел.: 8 (83641) 2-45-11.

Аватар пользователя Нина Целоусова
Нина Целоусова ответил в: Табашино (Верхопижанский, Заозерское)
7 часов 29 минут назад

Деревянный храм в селе Табашино Яранского уезда Вятской губернии построили в 1898 году на средства прихожан, престол его освятили в честь святых мучеников Флора и Лавра. В 1915 году к церкви были приписаны часовня в честь мучеников Флора и Лавра, также расположенная в селе Табашино.

В 1920-е годы в селе велось строительство каменного храма, до конца 1930-х годов в нем совершались богослужения, но престолы, по-видимому, не были освящены.

Сложенная из красного кирпича, церковь оригинальна по своему композиционно-плановому решению. Основной куб храма — четверик окружен обширной папертью и трапезной с западной стороны, что значительно увеличивает объем храма. Четверик перекрыт “коробовым” сводом и несет на себе традиционное пятиглавие красивых очертаний и силуэта. Центральная глава от основания кровли до яблока креста практически равна высоте самого здания. Этот прием увеличенных глав делает храм особенно стройным и устремленным ввысь.

Декоративное убранство наружных стен церкви составляют килевидные наличники оконных проемов и закомары четверика, каменный карниз в верхней его части в виде ширинок и кирпичных выступов. Хорошо гармонируют красный кирпич храма и белые объемы пятиглавия.

Табашинская церковь была закрыта в 1937 году. Долгое время в ней размещался зерносклад совхоза.

В 1998 году приход в селе Табашино был возрожден, храм возвратили верующим 3 декабря 1999 года. Первым его настоятелем стал протоиерей Игорь Николаев. 10 октября 2000 года в церкви было совершено первое богослужение, настоятелем храма назначен иерей Виктор Немцев.

Настоятель храма: священник Виктор Немцев

Адрес и контактные сведения:
РМЭ, Оршанский район,
с. Табашино, тел.: 28-38-58.

Аватар пользователя bookreader
bookreader ответил в: Родина казачества (1 часть)
12 часов 16 минут назад

К теме "взятия Иваном Грозным Казани". 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Стрельцы
Стреле́ц — выборный[1] служилый человек «по прибору» в XVI — начале XVIII веков; всадник (стремянной стрелец) или пехотинец, вооружённый «огненным боем».
Стрельцы в России составили первое регулярное войско. Некоторые иностранцы их называли «мушкетёрами»[2]. Стрельцы делились на:
стремянных, то есть конных (до 2 000 человек личного состава), составлявших особую стражу государя;
московских;
городовых или украинных (пограничных), то есть украинных (пограничных) городов (сторо́ж, застав, слобод и так далее), где они составляли гарнизоны совместно с городовыми казаками, пушкарями и так далее. При Иоанне Васильевиче «Грозном», их было (в начальный период) до 12 000 человек личного состава, из которых около 5 000 человек жили в Москве и его уезде. Во время походов (кампаний) входили в состав полевых войск вооружённых сил России (не все).

http://www.comgun.ru/gun/1580-yeto-strannoe-slovo-pishhal.html
На Руси кремневые замки «шнапханы», а точнее оружие с ними, называли самопалами. Слово как нельзя лучше отражает суть пищали с кремневым замком — «сама стреляет». Действительно, заряженный самопал может сам выстрелить, если курок случайно сорвется с боевого взвода. Впервые слово «самопал» зафиксировала летопись 1581 года, которая описывает осаду русского города Пскова войсками польского короля Стефана Батория.  Это же слово обнаружили в словаре французских моряков, посетивших устье Северной Двины в 1586 г., который они составили для общения с местными жителями.

Изготовление оружия в России всегда было «государевым делом».
В первую неделю после праздника Пасхи существовала традиция представлять к царскому двору лучшие изделия мастеров. Если вещи нравились, мастеров Оружейной палаты ждали награды — пожалования сукном, тафтой, другим товаром или деньгами. В документах Оружейной палаты (Расходной книге 1625 г.) сохранилась запись о том, как один из лучших мастеров Оружейного приказа Тимофей Лучанинов по возвращении из Персии был пожалован отрезами венецианской тафты и английского сукна за то, что был послан туда «для наученья пищального и сабельного дела».
Находясь в Персии, Лучанинов воочию увидел лучшие работы придворных оружейников шаха Аббаса I. Наверняка русский мастер дотошно изучил все — стволы пищалей, декор лож и замков, холодное оружие, технические приемы и инструменты. После поездки в Персию Тимофей Лучанинов сработал дивной красоты кремневую пищаль. 

 

В 1625 году  была "сработана" первая русская "пищаль", после обучения при дворе Персидского шаха.  

А чем  были вооружены 12000  мушкетеров (стрельцов)   "Ивана Грозного в 1550 году"?   Вот это интересный вопрос...  :) 

Аватар пользователя bookreader
bookreader ответил в: Родина казачества (1 часть)
12 часов 48 минут назад

Про бродников и берладников никогда не слышал.  Новые "сущности"?

 "Запустение их произошло от изменения политической и экономической ситуации".  

Снова историю будут переписывать?   Рязань просто вырезали - это всем известно. 

Рязань - имя нарицательное,  "вырезали всех" как бы.    Думаю, город назывался иначе.  

 

По кладу в Рязани вспомнилось, как кто то в Вятской губернии нашел несколько монет серебрянных, его стразу  на допрос:  "Где украл? Кто сообщники?" - запытали досмерти.     А тут такой ценный клад - и даже никто не спросил - "Где украл?".  Не верю...

В реальностьи должно было быть так: первым узнал помещик (это 1822 год) - он посылает "крепких парней", которые обычно с холопов дань собирают, и они бы первым делом "вытрясли" признательное показание что холоп украл все это в местной церкви. Допустим, помещик был глуп и заявил все это "по инстанции" - приехали "крепкие парни из царской охранки" (инквизиции)  и "выпотрошили" бы всех - начиная помещиком и заканчивая всей деревней.  А мы что видим?   Ваууу...  Еще и денег дали 10000 рублей?    И это когда холоп в среднем стоил  10-20 рулей?     Это просто  - "чудо"!  :) 

 

С одной стороны в Новгороде было "вече", а с другой стороны был князь.  Мы все знаем, что у казаков все должности были выборные.  Выборность не подразумевает княжеские привелегии (наличие холопов).   

Как такое возможно, что одновременно две взаимоисключающие формы правления существуют  в Новгороде?    Нижний Новгород был построен Иваном 3?   Скорее всего и Новгород тоже.   Из самих названий это следует. Кстати, Новгород - это Карфаген на латыни.  Разрушили какой то другой город - название которое "вытерли из истории".  

 

http://www.allmonarchs.net/russia/ryurik.html

  Как бы то ни было, из "Повести временных лет" известно, что в 862 г. среди славян, живших на берегах озера Ильмень, начались нестроения. Чтобы покончить с усобицами, они решили поискать себе князя среди варягов из племени русь и отправили посольство за море. На призыв откликнулись трое братьев – Рюрик, Синеус и Трувор. Придя со своим родом и дружиною в землю славян, они стали там княжитьСинеус – на Белоозере, Трувор – в Изборске. Рюрик же то ли сразу сел в Новгороде, то ли сначала княжил в Ладоге, а два года спустя срубил Новгород над Волховом и перенес столицу туда. Когда же около 864 г. Синеус и Трувор умерли, Рюрик занял их владения, а также послал своих людей в другие города, в частности, в Ростов, Муром и Полоцк.

 

Это все явное вранье - и что с этим всем делать? 

 

Аватар пользователя skygrad
skygrad ответил в: Родина казачества (1 часть)
1 день 1 час назад

Верить на слово нельзя никому. Нужно анализировать разные источники чтобы сложилась какая-то логически стройная картина исторических событий. 

Клады с ценными древнерусскими  вещами находили в большом числе в слое пожаров 13 века. Что логически связывают с нашествием монголо-татар в 1237 году. Недавно читал статью на эту тему, там автор сообщает, что степень разгрома городов была меньше, чем ранее считалось. Примерно треть русских городов той поры, действительно, прекратили существование. Это касается небольших крепостей и княжеских центров, оказавших сопротивление. Но многие, включая Ст. Рязань, вскоре были восстановлены и существовали еще несколько десятилетий. Запустение их произошло от изменения политической и экономической ситуации.

Вообще, на мой взгляд, события середины 13 века более похожи на революционную гражданскую войну. Монголы и другие пришлые народы играли в ней ту же роль, что большевики-интернационалисты в 20 веке (латыши, китайцы и др.), из них состояла гвардия и карательные части. Бродники и берладники в таком раскладе - это самовольные Кронштадские матросы)).

Аватар пользователя bookreader
bookreader ответил в: Родина казачества (1 часть)
1 день 5 часов назад

Ничему верить нельзя. 

Например, нашли клад в 1822 году - сразу ясно стало, что это 1237 год, и сразу видно, что они были христиане и православные, а что бы никто не сомневался - еще и эмалевые медальоны с изображением святых?   

А ведь фальсификацией истории занимались  профессионалы - на уровне государства.  

 

https://pikabu.ru/story/pervyiy_staroryazanskiy_klad_1822_g_quotryazansk...

"Первый старорязанский клад (и самый богатый) был обнаружен в 1822 году случайно: крестьяне помещика Шестакова из села Старая Рязань Устин Ефимов с сыном и Яков Петров при ремонте дороги близ городских валов обнаружили кожаную суму с драгоценностями весом 6 фунтов (2,5 кг): кресты яшмовые в золотой оправе, золотые пуговицы для кафтана, золотые кольца, серьги и перстни, зарукавья, подвески и цепочки. Но особую ценность представляли тринадцать круглых золотых блях - медальонов разной величины, усыпанных драгоценными каменьями, украшенных образами святых в технике финифти (живопись по эмали). Пять блях были парными, а три непарными.

Надписи были на древнерусском языке, что позволило примерно определить их изготовление XII - началом XIII веков.​

Аватар пользователя skygrad
skygrad ответил в: Родина казачества (1 часть)
1 день 7 часов назад

Насчет первенства донских или днепровских казаков идут споры. Известное мне первое сообщение о набеге на Польские владения на Днепре неких казаков с востока датировано 1469г. Осели они здесь на 20 лет позже.

"У 1469 р. велике татарське військо, набране з утікачів, розбійників, вигнанців, яких звуть вони своєю мовою козаками, під проводом хана Маняка, напало на землі Польськое Корони".

Ниже по ссылке мною собраны материалы о раскопках казачьего кладбища в Чигирине 16-17 веков. Вывод такой: казаки пришли на Днепр без женщин, сложившимся воинским коллективом, отличным от местного славянского населения той поры. По черепам схожи с половцами и булгарами. (Казачьи городки и могильники на Дону до сих пор не исследовались.)

http://samlib.ru/h/harin_e_a/chigirin.shtml

Волга была важной речной магистралью той поры, в конце 15 века как раз освободившаяся от Сарайских ордынцев. Вятчане могли появиться на Волге (на жительство) сразу после удачного похода на Сарай в 1471г. Хотя и более ранняя дата их появлений здесь вполне возможна. Какие-то "татарские" казаки в Поволжье ниже Камы могли быть и до них. Но первые казачьи городки здесь появились явно при их участии, - других русских на Волге в ту пору просто не было. 

Что касается цвета глаз, то современный центр светлоглазости в Скандинавии, там же и родина блондинов. И такая ситуация сохраняется много веков. Так что если среди казаков есть заметное число голубоглазых, то это гены выходцев с севера. Но не обязательно напрямую от германских народов, а скорее через древних русов. На русском севере светлоглазые составляют не менее половины.

Аватар пользователя bookreader
bookreader ответил в: Родина казачества (1 часть)
1 день 22 часа назад

Германская версия была поддержана нацистами во время войны.

 

Какая разница что думали нацисты - все врали и большевики и нацисты.    Командующий  казачьей Донской армии еще в гражданскую это утверждал, а воевал он под Царицыным (Сталинградом)  с двумя армиями с западной украины, дезертировавшими с германского фронта.    Откуда там казаки взялись?   Казаки - это Болотников, Разин, Пугачев - это все по реке Волге.      Снова марийские казаки?  :))   

У меня большие сомнения, в том что генетически не подтверждаются связи казаков с древними германцами.  Недавно в интернете была статья,  в которой говорилось про ген  цвета глаз - голубой.  Первоанчально появились люди с голубыми глазами в Испании.  Это как бы оспаривать нет смысла - факт.     Известно, что у старинных казаков был тоже цвет глаз голубой.   А что там у "украинских казаков" с голубым цветом глаз?   Нет этого?   Так что не верю в это даже приблизительно.   Как попали казаки на Днепр?   Ну это просто - рядом была река Дон,  даже не отселились туда - просто днепровские переняли уклад и традиции - донских.  Большого ума не надо - сложного то ничего нет в их укладе.      

  

Аватар пользователя shura
shura ответил в: Пострадавшие от "красного террора" (духовенство). Вспомним поименно...
1 день 22 часа назад

Лично я выдумками и домыслами не занимаюсь. Все данные основаны на архивных первоисточниках ( см. ссылки!!!). А если к каждой фразе в скобках делать приписку, выйдет абракадабра. Впрочем, я  писал не научную статью на непонятном языке, а публикацию с изложением всех известных фактов. Или, читая "Комсомольскую правду", вы тоже там ищите ссылки? )))

Если ваш пост имел целью оскорбить автора, то зря старались. Плохой пример для подражания позаимствовали...

Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя. Пс. 7: 15‒17.

Аватар пользователя skygrad
skygrad ответил в: Родина казачества (1 часть)
1 день 23 часа назад

На городище Никульчино найдено наибольшее в нашем регионе количество предметов вооружения, некоторые на уровне "высоких технологий" той поры. Никульчинские захоронения похожи на Чигиринские на Днепре, а это родина тамошнего казачества. Так что Микулицын наиболее подходит нам в качестве вятской родины казачества)). 

Окончания ица отсылают нас к происхождению вятского славянского  говора, а именно - к галицким берладникам.

Германская версия была поддержана нацистами во время войны. Они так привлекали казаков на свою сторону. Но генетически это пока никак не подтверждается.

Аватар пользователя bookreader
bookreader ответил в: Родина казачества (1 часть)
2 дня 5 минут назад

Кстати, в этом году было сообщение, что в Турции, якобы, нашли не потревоженную могилу св.Николая.)) В Италии тогда не его останки.

 

Смотрел передачу  по ТВ  про экстрасенсов, а еще знаю человека который был на "концерте" Вольфа Мессинга - думаю, "чудотворцы" из монастырей точно  знают "где и чьи"  мощи находятся.   Другое дело, что св. Николаев было несколько, в разные годы и в разных странах... Так что турки тоже могли найти могилу св. Николая, а почему нет?   

Микулница может и раннеславянская форма, но какое это имеет отношение к предказачеству?   Это из другой "оперы".   Известно, что древние германцы имели обширные контакты с  древними итальянцами. Известно, что древние германцы имели  связи с древними новгородцами. Известно, что древние новгородцы имели связи с древними хлыновцами.   И наличие ко всему этому сербов рядом с Италией (говорящих на похожем диалекте) -  этого вполне достаточно, для построения "теории  предказачества".   Зачем туда еще  Рубежницу "приделывать".    Причина наименования населенных пунктов не всегда понятено - пример:  Токтай-Беляк, Сернур, Кичма и т.д.   Да кто угодно мог переименовать эти населенные пункты, хотя бы путем переписывания (подделки) летописных докуменетов.  Другое дело  - ганзейский союз, серьезная организация.   

Откуда извстно, что казаки не имеют общих корней с древними германцами?      

Аватар пользователя skygrad
skygrad ответил в: Родина казачества (1 часть)
2 дня 1 час назад

Имя св. Николая на Вятке и в славянских землях вообще до 17 века известно в форме Микола, Микула. Микулица - это раннеславянская форма имени. Сравним с окончанием притоков Вятки Быстрица, Холуница, Хлыновица, Черняница, Озерница и т.п. Недалеко от Никульчино (древний городок Микулицын) есть поселение Рубежница. Подобное распространение окончаний -ица характерно для юго-западных областей Украины, в России в таком числе более нигде не встречается.

Кстати, в этом году было сообщение, что в Турции, якобы, нашли не потревоженную могилу св.Николая.)) В Италии тогда не его останки.

Аватар пользователя Анатолий
Анатолий ответил в: Перминов
2 дня 1 час назад

Еще сообщу читателям этого сайта одно мое предположение о происхождении фамилии "Перминовы". Но это только предположение. Я более 46 лет занимаюсь древней историей разных древних народов. Несколько лет назад я усиленно изучал древний народ "езиды" (они живут на севере Ирака). В древности их народ называли "адаби" - они были одним из шумерских народов. Когда территория Месопотамии была захвачена арабами, их насильно стали заставлять принимать ислам (и сейчас это тоже происходит на территории Курдистана). Многие езиды в 11-14 веках стали переселяться на север - на Кавказ, даже в Ширване правила династия Язидидов. Но когда в Ширван стали проникать тюрки-мусульмане (предки азербайджанцев) некоторые езиды по Волге стали переселяться дальше на север - через Казань на Вятку. На Вятке долгое время существовала независимая Вятская республика (на подобии Новгородской республики). Там и осели некоторые езиды. На Вятке никто их не заставлял принимать ислам. У езидов народ издревне разделен на три касты. Есть каста "пир". Есть в этой касте клан Мино. Вполне возможно ко времени формирования фамилий на вятке, сочетание Пир Мино превратисось (исказилось) в слово Перминов. ПирМинов Иван стал Перминов Иван. Но это предположение. Об истории езидов я написал и издал книгу "ЕЗИДЫ - древний народ АДАБИ".

 

Аватар пользователя Анатолий
Анатолий ответил в: Перминов
2 дня 2 часа назад

Фамилия "Перминовы" связана не со словом "Пермь", а с древним названием обширного региона - Пермь Великая (включая юг Коми, Пермский край, Удмуртия и Вятская Земля. Сами жители Вятского края пришли в основном с земель Устюга Великого. Не зря в Вятской Земле была известна фамилия Устюжанины.

Аватар пользователя странник
странник ответил в: Леган (Удмуртский Уватшур)
2 дня 3 часа назад

Старики говорили что по соседству с деревней Мухачи, находилась деревня Легортово. Возможно это русское название деревни Леган ? 

Аватар пользователя наталья юрьевна
наталья юрьевна ответил в: Ветоши
2 дня 3 часа назад

 3 ревизия 1762-1770 350-2-3903 починок Ветошкинский Филипповой слободки Мысородигинской волости.

(обор.л.314) в починке Ветошкинском государственные черносошные крестьяне

Никита Федоров сын Ветошкин  52 / умре в 751 году

У него жена Анна Семеновна дочь 52 лет взятая Слободского уезда Закаринской волости ис починка Золотаревского черносошная

У них дочери

Даря [Дарья] 32 лет выданна взамужество того Слободского уезда Закаринской волости в починок Золотаревской за черносошного крестьянина Никиту Лошкина

Мавра 28 лет выдана в замужество той ж слободки Мудровской волости в деревню Одинцовскую за черносошного крестьянина Нифонта Одинцова

Девка Матрона 19 лет

У показанного Никиты Ветошкина брат его Василий   36 / - / 54

У него жена Харитина Филипова дочь 52 лет взятая той ж  слободки Архангельской волости Мерзляковского десятку из деревни Кокорской черносошная

(л.315) у них сын рожденной после бывшей ревизии Андрей  - / - / 17

У него жена Домника Тимофеева дочь 19 лет взятая той ж слободки Архангельской волости Мерзляковского десятку из деревни Селезеневской черносошная

У показаннаго ж Василия Ветошкина дочь девка Мария 20 лет

У вышеписаного Никиты Федорова сына Ветошкина брат ево Степан   31 / - / 49

У него жена Пелагея Дементьева дочь 42 лет взятая той ж волости из деревни Глызинской черносошная

У них дети рожденные после бывшей ревизии

Василий - / - / 12

Семен  - / - / 7

Дочери девки

Марья 20 лет

Ксения 16 лет

(обор.л.315) Спиридон Григорьев сын Ветошкин вдов   32 / умре в 756 году

У него дети написанной в бывшую ревизию

Родион  году / - / 19

Рожденные после ревизии

Пахом  - / - / 15

Алексей  - / - / 11

Дочери

Марфа 26 лет выдана взамужество той ж слободки Архангельской волости Мерзляковского десятку в починок Ведернинский за черносошного крестьянина Исака Трегубова

Девка Пелагия13 лет

Иван Иванов сын Пермяков вдов  37 / умре в 755 году

У него сын написанной в бывшую ревизию Родион   8 / - / -

Оной Родион перешел собой тоя ж слодобка Архангельской волости лемского десятку в починок Шехровской и там в сказках показан будет

(л. 316) Лазар Иевлев сын Сулоев вдов  62 / умре в 749 году

У него сын написанный в бывшую ревизию Иван  16 / - / 34

У него жена Ефимия Ефимова дочь 28 лет взятая Слоботского уезда Чепецкого оборочного стана Чистянской волости из деревни Митюшкиных черносошная

У них дети рождённые после ревизии

Перфирей  - / - / 9

 Логин  - / - / 9

Михей   - / - / 4

Дочь девка Наталья  11  лет

У показанного Лазара Сулоева брат ево

Андрей  44 / - / 62

Старъ драхлъ глазми слепъ иникакой работы понестъ неможет нетокмо для платежа подушных денег ноиединого своего пропитания имеет великую скудость и всилу присланного из вятской правинцыальной канцелярии указа за вподаннои кнаписанию в багаделну ведомости показан

Стр 316 об У показанного Андрея Сулоева дети написанной в бывшую ревизию Василей 4 – умре в 744 году

Рожденные после бывшей ревизии

Диомид - / - / 17

Максим  - / - / 11

Дочери

Фекла 31 выдана взамужество Слободского уезда Чепецкого стана Хлыновской волости в деревню Летовскую за черносошного крестьянина Матфея Лошкина

Марья 29 лет выдана в замужество тоя ж Филиповы слободки архангелской волости сторожевского десятка в починок Завалинской за черносошного крестьнина Ефима Завалина

У вышеписанного Лазара Сулоева брат ево Захар 32 / - / 50

Драхлъ глазми слепъ иникакой работы понестъ неможет нетокмо для платежа подушных денег ноиединого своего пропитания имеет великую скудость и всилу присланного из вятской правинцыальной канцелярии указа вподаннои кнаписанию в багаделну ведомости показан

Стр 317 У Захара Сулоева жена Евдокия Федорова дочь 46 лет взятая тоя ж слободки Архангельской волости Мерзляковского десятка из деревни Селезеневской черносошная

У них сын написанной в бывшую ревизию Леонтей холост  8 недель / - / 18

Драхлъ малоумен иникакои работы понестъ неможет нетокмо для платежа подушных денег нои единого своего пропитаниа имеет великую скудость и в силу присланного извятской правинцыалной канцелярии указа в поданной кнаписании в багаделну ведомости показан

Дочери

Татьяна 21 году выдана взамужество тоя ж слободки мудровской волости в деревню Киселевскую за черносошного крестьянина Трофима Рылова

Дочь девка Пелагия 12 лет

Стр 317об Авдей Степанов сын Булдаков 30 / - / 48

У него жена Агафия Карпова дочь 41 году взятая той ж волости из деревни мысовской  черносошная

У них дети написанные в бывшую ревизию Тимофей 15 / - / 33

У него жена Марья Давыдова дочь 36 лет взятая той ж слободки Мудровской волости из деревни Брюховской черносошная

У них дети рожденные после бывшей ревизии

Иван - / - / 11

Максим - / - / 6

Дочери девки

Катерина 9 лет

Евдокия 2 лет

Ирина 8 лет

У показанного Авдея Булдакова написанной в бывшую ревизию сын ево Агап 4 / - / 22

Стр 318 У Огапа жена Анна Мокеева дочь 26 лет взятая слободского уезда Чепетского стана Троитской волости из деревни Барашковской черносошная

У них дочь девка Фотиня [Фотинья] 2 лет

У показанного Авдея Булдакова дочь Степанида 30 лет выдана в замужество той ж слободки мудровской молости в деревню Мокинскую за черносошного крестьянина Хрисанфа Катаева

Выше писанной Авдей Булдаков з детми перешед собой тояж Мысородыгинской волости из деревни Широковской написанный втой деревни в подушный оклад.

Показанного Авдея Булдакова брат ево Данило 28 / - / 46

У него жена Агрепина Иванова дочь 51 год взятая той ж волости из деревни Костяевской Черносошная

У них дети написанные в бывшую ревизию Семен 2 / - / 20

У него жена Неонила Никитина дочь 21 году взятая той ж слободки архангельской волости из деревни Дымовской черносошная

Стр 318 об. У него дочь девка Акилина году

Показанного Данила Булдакова рожденной после бывшей ревизии Симон холост - / - / 16

Дочери

Параскева 26 лет выдана взамужество слободского уезда чистанской волости в деревну Белкинскую за черносошного крестьянина Исая Плетенева

девки

Марина 21 лет

Евдокия 13 лет

Выше писанной Данило Булдаков з детми перешед собой поселился той ж мысородыгинской волости из деревни Широковской написанный в той деревни в подушной оклад

Итого в починке Ветошкинском написанные в бывшую ревизию 13 

Итого числа разными случаями выбыло Померло 5, Перешедших в разные волости и деревни 1, Затем осталос 7, Ктому числу прибыло той ж волости 5, Детей их новорожденных 13

Итого ныне налицо состоит / мужеска - 25 женска - 25.

Сию скаску сочинил верно исправно тоя ж мысородигинской волости пищик Козма Северухин и вместо деревенского выборного Степана Ветошкина руку приложил

спасибо за помощь с переводом Дмитрию

Аватар пользователя bookreader
bookreader ответил в: Родина казачества (1 часть)
2 дня 7 часов назад

Насколько я могу судить Николая угодника  звали  Никола, так же как на итальянском - Nicola.   И уж точно не - Микола. 

На церковные источники ссылаться нет смысла, т.к. там много фальсифицированных данных.  Сто раз всех крестили, перекрещивали, снова крестили...  То что Никола был первоначально похоронен в Турции - может это и правла, а может и вранье.  Факт (и то вероятность) только в том, что его мощи находятся в Италии. Там были массовые войны в те годы, и историю могли фальсифицировать  в политических интересах.  Вы же не будете отрицать, что значительная часть документов была фальсифициоравана. Даже при Екатерине 2 этим занимались аж целых две "госкомисии".  А сколько было такого "добра"  понаделано в те далекие годы?    

Если бы город Микулицын  был назван в честь Миколы он бы назывался  скорее всего  - Миколин.   

Elka ответил в: Пострадавшие от "красного террора" (духовенство). Вспомним поименно...
2 дня 8 часов назад

Добрый день.

Конечно, на сайте каждый автор имеет право высказывать "свои суждения и аргументы", никто не спорит, но только до того момента, пока в этих исследованиях не появляются имена и фамилии конкретных личностей. Я бы посоветовала автору "исторических изысканий" shura не забывать, что это сайт, где кто-то кого-то ищет, и за каждой личностью, описаных автором shura в своих публикациях, могут быть потомки, у которых могут возникнуть вопросы: "а от куда вы всё "ЭТО" взяли?". И если вы shura, цитируете какой-то архивный документ, то выделяйте это как цитату с указанием полного адреса место нахождения: архив, фонд, опись, дело, листы. Чтобы самолично каждый мог ознакомиться с этим документом, а не думать, ваши ли это домыслы или действительно выписки их архивных источников.

Много лет нам рассказывали "свою" историю, искажали историческую правду, откровенно врали нам. Я думала, что на этом сайте собрались люди, которые наоборот, хотят открыть, найти правду как минимум о своих предках и родных, как максимум разобраться что же произошло сто лет назад в 1917-1918 годах. А интерпретировать исторические события ОПЯТЬ каждый по-своему и тем более "вплетать" в свои интерпретации конкретных людей, это весьма некорректно. Давайте основываться на архивных документах. И не надо путать свои "суждения и аргументы" с историческими фактами.

С уважением, Китаева Елена Витальевна

Аватар пользователя skygrad
skygrad ответил в: Родина казачества (1 часть)
2 дня 9 часов назад

"Хотя сами новгородцы казаками не были. Вятка была промежуточным звеном, где новгородские демократические порядки, избавившиеся от опеки верховной власти князей и митрополитов вызрели в казацкое народоправство." 

Вы неверно поняли эту фразу. Избавились от опеки князей и митрополитов новгородские порядки, а не новгородские казаки, которых не было!))

Казаками в Московии 15 века звали вольнонаемную молодежь. По теперешнему, контрактники. Когда казаки самовольно поселились на Волге и Дону, понятие казак стало меняться в современную сторону.

Марийцы изначально делились на горных и луговых. Первые по сообщению Булгарской хроники и моим разысканиям были поселившимися на Волге в пограничье русских и булгар галицкими берладниками, марийцами они были по матерям. Черемисами от булгарского "чермыш" (оседлый земледелец) звали всех финноугров живших к северу от Казани. Горные мари сохранили от своих предков берладников навыки судостроения (жили во 2 пол. 12 века в устье Дуная). Само слово Мари (мары) происходит от море, то есть, мореходы. Берладники в качестве наемников-казаков были на службе у булгарского князя Гази Бараджа. Часть их потом перебралась на Вятку.

Рязанское княжество существовало до начала 16 века пока не было присоединено к Москве.

Николай Мирликийский был похоронен на территории нынешней Турции, в ту пору Византии. Много веков позже его останки перевезли в Бари, Италия. Тогда началось его почитание в Зап. Европе, дошедшее до Новгородской Руси ввиду ее торговых связей с Западом. На Вятке Микола был главным святым (чего не скажешь о самом Новгороде). Отсюда его особое почитание перешло и на казаков Дона. Это еще одно свидетельство в пользу данной версии происхождения казачества. Савельев жил более ста лет назад и не мог знать вновьоткрытых подробностей Вятской истории. В его работе "новгородцев" следует заменить на вятчан. В 15 веке новгородский элемент на Вятке заметен, но не он один лежал в основе Вятской народности.

Культ Миколы могли принести к нам ушкуйники, но это не факт, берладники также были знакомы с этим святым. В их краях был городок Микулин. Не отсюда ли наш Микулицын?

Страницы