Последние комментарии

Страницы

Аватар пользователя Акулов Олег
Акулов Олег ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
5 месяцев 1 неделя назад

 Будины жили по Геродоту  сами знаете где -   выше (севернее) савроматов,  а те жили в полосе от Меотийского болота на 15 дней пути,  за Танаисом,  т.е. за Северским  Донцом.     Зная  кривую географию Геродота, будинов уверенно размещаем в  районе истока  Северского Донца,   а  на Гелон указывает протока  Хила  на р. Сейм,  место со всех сторон окруженное водой,   см.  https://rodnaya-vyatka.ru/comment/108236#comment-108236,     и геометрия подходящая по размерам,  внутри речного острова , образованного Сеймом и  Хилой   есть и описанное  озеро  оно же ныне болото Лотовшина.

  Можно много чего придумать.    Но Геродотовский Гелон точно не на Вятке!    

 

Аватар пользователя Дмитро
Дмитро ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Читал-читал, хотел промолчать, т.к. и без меня человека поставили на место. Но думаю, слова поддержки Марине лишними точно не будут. Не обращайте внимание на такого рода хейтеров. Я может тоже иной раз ловлю менторский тон, однако мне хватает рациональности понимать, кто передо мной - увлеченный исследователь с хорошей хваткой, или уже оторванный от реальности охотник за "древней историей предков", живущий в своей Вселенной.

Я не стал  раздувать конфликт, когда этот этот исследователь с зашоренным мышлением неконструктивно реагировал на мои комментарии в его блоге. Я промолчал когда он тут на ровном месте начал холивар с Мариной. Я молча посмотрел как хорошие специалисты указали ему на его ошибки тут же и посчитал  что инцидент исчерпан. Но прочитав его "поздравляю...", понял  что тут клиника, у человека болезненное честолюбие, транслирующиеся через воспритие предков. Звучит дико, но очевидно, он считает оскорблением формулировку, что предки в некоей "лошадиной переписи". Возможно,  именно это болезненное восприятие не позволяет ему рассмотреть гипотезу,  что его предок получил фамилию не от "шутки", а от прозвища "Шутко".  Ведь происхождение от слова "шут", видимо, просто оскорбительно.

Аватар пользователя OlgaOM
OlgaOM ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Я специально сходила посмотреть в поиске - сколько человек использует термин "лошадиная перепись" здесь на РВ - оказалось много, и среди них есть совершенно замечательные исследователи.

Про неуважение к предкам - развеселило очень. Индексация нескольких НП - это уважение и к своим, и к чужим предкам. Я так считаю. Может потом когда-нибудь разберусь про хороший тон в генеалогии, но сегодня с наскоку не вышло.

Марина, большое спасибо за материал, было интересно. Тоже теперь хочу лошадиную перепись по своим. 

 

Красновъ ответил в: 1698-1701 год Переписная книга 1209-1-6446 Алатская, Арская, Нагайская, Зюрейская дороги (Кукарка, Лебяжье, Сарапул) м-ф ФОТО
5 месяцев 1 неделя назад

там есть отступ между разными главами.

Аватар пользователя Павел Гущин
Павел Гущин ответил в: 350-1-376_1716_Соликамский
5 месяцев 1 неделя назад

(ф1232) Камасино

Лист 2 (начало на листе 1)
(Во дворе) пономарь Алексей Иванов сын Варушин 64 (лет). У него жена Дарья Стефанова дочь семидесяти двух лет, дочери девка Авдотья сорока одного, Матрона 37 лет, Алена 30 лет.

(Во дворе) просфирня вдова Матрона Хрисанфова дочь Родионовская жена Мал(ь)цовых 71 лета.
У нея дети Трофим 34 (лет), Улита 21 (года).
У Трофима жена Дарья Васильева дочь 29 лет,
(у них) дети Тихон 5 (лет), Григорей 1 (года), Пелагия 4х (лет), Антонида 3х (лет), Наталья 2х лет.

(Во дворе) церковной сторож Лука Хрисанфов сын Сирин(?) 65 (лет) вдов(ый)
У него сын Артемей 36-ти (лет), у Артемия жена Фекла Ло(н)гинова дочь 39-ти (лет).
(у них) дети: Григорей 11-ти (лет), Иван 2-х (лет), Пелагия 7-ми лет.
В переписных книгах 1708(?) года написан он Лука крестьянским двором.
Двор вотчеников (вотчинников*) в нем прикащик Семен Прокопьев сын Казанцов 32-х лет, у него жена Марфа Иванова дочь 37-ми (лет)
Дети Стефан 6-ти (лет), Настасья 7-ми (лет), Фекла 2-х (лет), Маремьяна (1) году.

* - Вотчинниками на Урале называли коренных владельцев земельных угодий, а припущенниками — всех переселившихся на их земли из других мест.

Аватар пользователя MarinaBel
MarinaBel ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Сейчас тоже из военкоматов приходят на предприятия требования предоставить списки транспорта организации

vikt0r ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Может быть в наше время это как-то странно звучит. Но именно так и было. Все эти т.н. военно-конские переписи проводились с определенными целями. Часть лошадей рассматривалась как мобилизационный резерв на случай войны. И, конечно, лошади записывались на ФИО владельца. Схожая ситуация была и в СССР. Только владельцем лошадей являлись уже колхозы. Отец мне рассказывал, как сам подростком в 1950-е годы гонял в село для освидетельствования и постановки на учет в военкомат фондовых лошадей. Да, лошади, как военнообязанные запаса, состояли на учете в военкомате. Позднее, вследствие технической модернизации и упразднения кавалерии, эту практику прекратили. Зато помню, когда отец купил в 1970 г. мотоцикл "Киев" с коляской, его тоже пришлось ставить на учет в военкомат.

Аватар пользователя skygrad
skygrad ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
5 месяцев 1 неделя назад

Гелонцы или гелоны (др.-греч. Γελωνοὶ), также известные как хелониане (или хелони), упоминаются Геродотом как народ в северо-западной Скифии. Геродот утверждает, что изначально они были эллинами, поселившимися среди будинов, и что они двуязычны на греческом и скифском языках.

Их столица называлась Гелонос или Хелонос, первоначально это был греческий торговый город. В своем описании Скифии Геродот пишет, что гелоны раньше были греками, поселившись вдали от прибрежных эмпорий среди будинцев. ВИКИ

Аватар пользователя Павел Гущин
Павел Гущин ответил в: 350-1-376_1716_Соликамский
5 месяцев 1 неделя назад

(ф1232) Камасино

Перевод. Лист 1
Факт 1. в 1716 году церковь уже старая деревянная была и действовала (был священник и причетники) .
В то же время строился новый храм, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который действует и поныне.
Факт 2. нашлись предки (два брата) поколения многочисленной семьи священников Варушиных (один был дьячком, второй понамарем в 1716 году при этой церкви), которые впоследствии упоминаются в книгах 1791 года, а также в последующие годы по всем храмам чусовской и не только земли.
=======================
село Камасино у реки Чусовой в нем церковь ВНОВЬ СТРОИТСЯ древянная во имя Рождества Пресвятыя Богородицы.
У той церкви священник причетники.
(Во дворе) Священник Михайло Иванов сын 44 лет, у него жена Параскева (Парасковья) Дмитриевна дочь 49 (лет),
дети Матфей 24 (лет), Семен 16 (лет), Иван 13 (лет), Петр 9 (лет), Васса 21 (года), Марья 6 (лет).
У Матфея жена Агафья Аввакумова дечь 34 (лет), сын Никита 2 (лет).

(Во дворе) дьячек Дмитрий Иванов сын Варушин 54 лет, у него жена Наталья Тимофеева дочь 49 (лет), сын Стефан 24 (лет).
у Стефана жена Анна Никифорова дочь 25 (лет), дети Прокофей 4 г., Никифор 2 лет.

(Во дворе) пономарь Алексей Иванов сын Варушин 64 (лет)...

Аватар пользователя skygrad
skygrad ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
5 месяцев 1 неделя назад

Да, у меня в работе есть рассуждение о созвучии имени Гелоны с Эллины (в оригинале Hellenes, происходит от имени). Геродот именно пишет, что гелоны были выходцы из эллинов.

Аватар пользователя MarinaBel
MarinaBel ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Классно!!! У него были лошади!

shutkin ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Поздравляю! Ваш прапрадед найден в лошадиной переписи.

Аватар пользователя MarinaBel
MarinaBel ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Спасибо вам большое за поддержку! Мне она очень нужна.

Я уже теряюсь, что написала не так, вызвав такую неадекватную реакцию. Страшно писать дальше

Блог стала вести и для других, может, кому полезна информация, и для себя как записи для памяти

Аватар пользователя pawlina
pawlina ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Не переживайте, пожалуйста! Я думаю, найдутся люди, для которых Ваш труд будет ценен в плане получения данных по родственникам. 

Аватар пользователя Акулов Олег
Акулов Олег ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
5 месяцев 1 неделя назад

Предлагаю вам рассмотреть вариант  Хлыны= Хилины = Эллины = Греки.   Т.е. в основе европейской цивилизации  - вятчане под именем  Эллинов.  

Аватар пользователя Акулов Олег
Акулов Олег ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
5 месяцев 1 неделя назад

Например, ваш цитата :

Поэтому жители бассейна Вятки (Холуницы)  сохраняли слегка видоизмененное древнее имя Хлыны (с)   

 Холуницы  в ранних переписях известны как ХолуЙницы,    потому что в основе лежит не Холын, а Холуй.   Слова  разбежались и  зажили самостоятельной жизнью, хотя произошли от одного общего  понятия.  И это не Гелон.      Т.к. от того же общего  предка  произошли  Ходын- , Хотын -  и    может быть что-то еще,  что мы пока даже не рассматривали.  

 

 

 

 

Аватар пользователя skygrad
skygrad ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
5 месяцев 1 неделя назад

Цитированные выше иностранцы на Вятке не бывали, а писали со слов жителей центральной России, что говорит об устойчивом представлении их о климате и гидрографии Вятки. Вообще, по этим записям каждый регион России имеет свои характерные особенности. Колонизации Вятки не было, был приток людей с других местностей в разные времена, но при этом существовал коренной местный этнический компонент, вероятно, еще со времени Геродота. Это подтверждает плавный переход вятских Археологических Культур одна в другую на протяжении двух тысяч лет, что является достаточно редким в Вост. Европе. Этому способствовала удаленность региона от проходных путей, таких как Днепр, Волга и Приильменье. На Вятку русское население северных и центральных областей устремилось после присоединения к Московии и вывода части людей. 

de_duh ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Вы абсолютно правы, путаете не вы. Я ответил на первый комментарий в ветке и он адресован пользователю shutkin (тут на родной вятке не совсем четко видно, к какому комментарию относится ответ)

vikt0r ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

"Лошадиная перепись", конечно, не точное название дела, но среди краеведов так принято ее называть. Вот один из множества примеров: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/12777/140548

Тем более, указаны № фонда, описи и дела по форме.

Аватар пользователя MarinaBel
MarinaBel ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Почему же я путаю? У меня указан один источник, индексация которого сделана в этом блоге.

От себя в документ я ничего не добавляла

de_duh ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Вы путаете два источника: 1. Списки землевладельцев и домохозяев в N волости NN уезда за 1891 год. Разбито по сельским обществам. В шапке для каждого сельского общества написано "Список домохозяев, *того-то места*, составленный для военно-конской переписи". Разбито по населенным пунктам. Содержит: Номер и ФИО домохозяев.
2. Ведомости переписи лошадей 1891 года №X M военно-конского участка NN уезда Вятской губернии. Разбито на таблицы по с\о и внутри по населенным пунктам. Содержит: Номер, ФИО домохозяев и разбивку по видам наличествующих лошадей. Содержит заметки карандашом и зачеркнутые цифры.
Списки имеют различия, что говорит нам о том, что не все имели лошадей. К тому же из-за зачеркиваний следует что и некоторые дворы, за которыми значились лошади после проверки оказались безлошадными.

Аватар пользователя MarinaBel
MarinaBel ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Благодарю. Возможно, из-за этого недопонимание. Но у меня же указан документ, именно Перечневые сведения

В каком неуважении к предкам меня обвиняют?

Прошу прощения у всех, кто стал свидетелем перпалки

Аватар пользователя Акулов Олег
Акулов Олег ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
5 месяцев 1 неделя назад

Обширных болотистых пространств у нас предостаточно,  Вятка в этом отношение не уникальна.  Не могли гидронимы Холун с Вятки попасть на Ильмень и по всей Руси разойтись, нет предпосылок к тому 1) там своих болот выше головы,  2) колонизация шла в обратном направлении,   3) Вселенная не вяткоцентрична.   Есть еще Холуи, с которыми надо разбираться, почему они на границах - потому ли, что границы всегда совпадали с естественными препятствиями, вкл. болота.   Ну никак не может все бесчисленное количество Холуев и Холынов разойтись именно с Вятки,  это все равно что Черное море выкопать руками украинцев. 

Андрей Александрович ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

В 1891 г. было два вида переписи: Перечневые сведения лошадям ... и Списки землевладельцев и домохозяев ... волости ... уезда. Это разные дела одного фонда.

Аватар пользователя skygrad
skygrad ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
5 месяцев 1 неделя назад

5 век до нашей эры! - дальше ехать некуда и не зачем. Все остальные топонимы и гидронимы типа Холун вышли с болотистой Вятки однозначно. Герберштейн в 16 веке повторил о Вятке: "Страна болотиста и бесплодна и служит своеобразным убежищем для беглых рабов (и злодеев), изобилует медом, зверями, рыбами и белками". 

Петрей (конец 16 века): "Княжество Вятка - большая страна, очень изобильная медом, дичью и рыбою; можно поставить ее наряду с самыми лучшими краями. Но там не очень хлебородная земля, потому что она мшиста и болотиста, орошается множеством рек и речек и поросла густым кустарником и лесом". 
Аватар пользователя MarinaBel
MarinaBel ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

ПЕРЕЧНЕВЫЯ СВЕДЕНИЯ

лошадям, принадлежащим членам сельского общества И ВСЕМ ЛИЦАМ, ПРОЖИВАЮЩИМ В ЗЕМЛЯХ ОБЩЕСТВА

Давайте прекратим бессмысленный спор. Я еще с первого вашего комментария заподозрила у вас явные проблемы с пониманием значения слов русского языка.

В этой переписи учитывается сколько лошадей есть в каком домохозяйстве И ДАЖЕ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ У ЛИЦ БЕЗ ДОМОХОЗЯЙСТВА.

ДОМОХОЗЯЕВ, НЕ ВЛАДЕЮЩИХ ЛОШАДЬМИ, В ПЕРЕПИСИ 1891 ГОДА НЕТ!!!!

Попросите кого нибудь объяснить вам написанное и отстаньте от меня

Интересно, есть ли здесь на сайте возможность отправить жалобу?

Тратить на вас время жалко

shutkin ответил в: Боровляне (Конона Боровикова)
5 месяцев 1 неделя назад

См. Любимов В.А. Старая Вятка. 2020. С. 250.

Дозорная книга посадов и тяглых деревень Вятских  городов и уездов ... 1615 г. (РГАДА ф.120, д.1029, л. 520):

Дер. Конанова Боровикова тож

 

 

shutkin ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Это перепись домохозяев, у которых имеются (или нет) лошади.

Читайте внимательно свой текст

Аватар пользователя Акулов Олег
Акулов Олег ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
5 месяцев 1 неделя назад

То же самое для  деревни Хлыново в Великолукском уезде Псковской области ( см. в комментариях выше),   карта - https://iimg.su/i/POmGah .  Скопировать и открыть в новом окне. 

То же самое для деревни Хилово ,  что  в  20 км от Хилиново, Лутошинский рн Московской обл. , карта - https://iimg.su/i/tbES5N .Скопировать и открыть в новом окне. В этих двух случаях  местность болотистая,   низины затопленные водой  и т.п.,    а  вот для Тульских деревень  Большого и Малого Хлыново  не все так очевидно.  Карта не показывает  чего-то  сырого и влажного - https://iimg.su/i/RU9J1m.   Правда есть  типа озер-запруд на реке. Скопировать и открыть в новом окне. 

 Да, рядом есть две речки, одна даже рыбная настолько, что при деревнях  имеется рыбкомбинат.   Есть описание местности  в 1776 году ( https://adelwiki.mws-osteuropa.org/index.php/Рышково_Хлыново_тож_(Басиных),_Тульский_у.,_Тульская_губ. )

Скопировать и открыть в новом окне.   

  Фрагмент описания: 

Рышково Хлыново тож   В том полсельце два дома господския деревянныя. При них сады нелегулярныя с плодовитыми деревьями яблоновыми, грушевыми, сливными, вишневыми. На означенном овраге два запруженныя пруда. В них саженая рыба караси, котороя употребляется также из садов собираемыя плоды для господских расходов. А дача простирается по обе стороны того оврага и отвершка безымянного и по берегам речек Сукромны на правои, а Вепреи на левои сторонах. Те речки в самых мелких местах в летнее жаркое время глубиною бывает Вепреи на поларшина, шириною на две сажени Л. 266об. В неи рыбы щуки, плотва, пискари, гольцы, котороя употребляется для обывательскаго расходу. Сукромна в четверть аршина, шириною на один аршин. В неи рыбы нет. А в оврагах и отвершках водотоки пересыхают. Вода в речках и прудах для употребления людем и скоту здорова. Земля качество имеит иловатое и без удобривания к плодородию не весма способна."

 Обратите внимание на землю -  она "иловатая"   Из классификации почв  https://azbyka.ru/garden/territorialnaya-klassifikacziya-pochv-bolotisty...  

Иловато-болотистые почвы

"Иловато-болотистые почвы можно встретить, например, на низинных участках. Они формируются под воздействием периодически чередующихся процессов чрезмерного увлажнения и высыхания. Уровень грунтовых вод в них обычно достигает 70 см. Типичными для иловато-болотистых грунтов являются берёза, сосна, рогоз, ситник и тростник."

Ещё цитата, из др. места:

"Любит держаться по отлогим, грязным берегам прудов и озер, особенно по иловатым и тинистым местам, с которых по какому-нибудь случаю сбыла вода, или по лугам, слегка затопленным водою."

 Т.е. "Иловатая земля"  -  земля ,  ранее покрытая водой,  с соотв-щими отложениями.   Получается, что  и тульские  Хлыново  своим названием  отвечают  сырому месту в  раньшие времена. 

 Постепенно можно рассмотреть все   Хлыново - Хлынино- Хилино-Хилиново- Хилово   по списку (см. выше)  на предмет  болот и сырости,  и подвести итоги.      А потом  можно  к датировке попробовать перейти. 

Аватар пользователя MarinaBel
MarinaBel ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Это перепись именно количества лошадей для военно-учетного стола

Аватар пользователя MarinaBel
MarinaBel ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Уважаемый! В чем неуважение мной и "мне подобных"? Вы не можете сформулировать свои претензии и делаете невразумительные вбросы.

Займитесь своей родословной в которой вы, явно, идете по ошибочному пути и не слушаете подсказок компетентных людей.

Ваши комментарии в моем блоге становятся все более хамскими

shutkin ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Надо уважать людей живших до нас.

Жаль, что вы и подобные вам этого не понимают

Irina Kholkina ответил в: Метрические книги села Пьяный Бор за 1755-1756 гг. (с комментариями)
5 месяцев 1 неделя назад

Несколько моих прямых пра(8) и несколько двоюродных упомянуты. Спасибо!

Аватар пользователя МариМари
МариМари ответил в: Климковка (Климковский завод)
5 месяцев 1 неделя назад

Всем добрый день! Подскажите, а по Климковскому заводу есть исповедные ведомости? Или только метрики?

Аватар пользователя skygrad
skygrad ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
5 месяцев 1 неделя назад

Вот цитаты из Геродота о событиях середины 1 тысячелетия до н. э.:
   Будины - большое и многочисленное племя; у всех их светло голубые глаза и рыжие волосы. В их земле находится деревянный город под названием Гелон. Каждая сторона городской стены длиной в 30 стадий. Городская стена высокая и вся деревянная. Из дерева построены также дома и святилища. Ибо там есть святилища эллинских богов со статуями, алтарями и храмовыми зданиями из дерева, сооруженными по эллинскому образцу. Каждые три года будины справляют празднество в честь Диониса и приходят в вакхическое исступление. Жители Гелона издревле были эллинами. После изгнания из торговых поселений они осели среди будинов. Говорят они частью на скифском языке, а частично на эллинском. Однако у будинов другой язык, чем у гелонов, образ жизни их также иной.
   Будины - коренные жители страны - кочевники. Это - единственная народность в этой стране, которая питается сосновыми шишками*. Гелоны же, напротив, занимаются земледелием, садоводством и едят хлеб. По внешнему виду и цвету кожи они вовсе не похожи на будинов. Впрочем, эллины и будинов зовут гелонами, хотя и неправильно. Вся земля их покрыта густыми лесами разной породы. Среди лесной чащи находится огромное озеро, окруженное болотами и зарослями тростника. В этом озере ловят выдру, бобров и других зверей с четырехугольной мордой (лосей). Мехом этих зверей будины оторачивают свои шубы, а яички бобров применяют как лечебное средство против болезней матки (точнее, применяется 'бобровая струя').
    []
   Карта рыжеволосых. В Восточной Европе яркое пятно с центром в Удмуртии.
  
   Комментарий*. Вероятно, такое сопоставление возникло оттого, что в названии племени содержалось слово 'белка', которая называлась на языке племени будинов 'поедатель сосновых шишек'. Векшеедами (поедателями белок) звали аборигенов Вятки - вотяков. На их языке река Ватка имеет перевод 'Бобровая'. Что касается "большого озера окруженного болотами", то за него можно было принять среднюю часть русла Вятки, со множеством многокилометровых стариц и болот. Так что изначальная связь слов Холун и Хлын с водой уходит в седую древность.
  
Аватар пользователя MarinaBel
MarinaBel ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Можно вас попросить, не превращать мой блог в мусорную свалку пустых комментариев?

Я все же, постараюсь вам объяснить.

1. При упоминании этой переписи всегда уточняют, что она "так называемая лошадиная". Даже в сопровождающем письме из архива написано: Ведомость лошадиной переписи

2. В оглавлении сразу должно быть понятно, о чем речь. Странно было бы писать название в несколько строк: Ведомость учета домохозяйств, в которых в наличие....

3. Прочитайте шапку документа. Там дословно: ПЕРЕЧНЕВЫЯ СВЕДЕНИЯ Лошадям

shutkin ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Вы глубоко ошибаетесь

Аватар пользователя дмитрий76
дмитрий76 ответил в: Шихов
5 месяцев 1 неделя назад

МК Рождество-Богородицкой церкви с.Бельского за 1794 г. (ЦГА УР, 134-1-1729)

часть вторая бракосочетавшихся, л.9об.

в ыюне 2, №8, Орловской округи Бельского приходу Шалеговской волости починка Сергинского крестьянин отрок Иван Вуколов сын Шихов Глазовской округи Бельского приходу  Лемской волости починка Лемского крестьянина Андрея Пыхтеева дочь девку Пелагию.

(найдено у мормонов, на FS, пленка 2160049, снимок 333)

ДимитрийС ответил в: Бемыж (Троцкое, Бемышевский завод)
5 месяцев 1 неделя назад

Дранковыми никто не занимался? Есть подозрение на связь с одной семьей

Аватар пользователя MarinaBel
MarinaBel ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Насколько я знаю, это общепринятое название.

 

shutkin ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Называть эту перепись "лошадиной" - дурной тон.

Аватар пользователя MarinaBel
MarinaBel ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Извините, не поняла вас.

Я всего лишь опубликовала данные по переписи, полученные из архива. К сожалению, не по всей волости, а только по 75 домохозяйствам, владеющим лошадьми 

Аватар пользователя Ryudzin
Ryudzin ответил в: Вохомская волость . Писцовые и переписные книги
5 месяцев 1 неделя назад

А это Устюжский уезд, Вологодской губернии

shutkin ответил в: "Лошадиная перепись" 1891 Кокшинской волости (частично)
5 месяцев 1 неделя назад

Не надо утрировать.

В переписи 1891 г. указывались домохозяева, а также число имеющихся у них лошадей. Но не у всех они были.

Аватар пользователя Акулов Олег
Акулов Олег ответил в: Хлынов и Древняя Русь. Топонимы.
5 месяцев 1 неделя назад

Нашел кое-что новое по селу Хилиново /Хилино/   до 1520 года, ныне гор округ Шаховская Московской обл.,  о котором была речь выше ( см. комментарии ) .  С 1520 года село известно как Ивашково. 

 Стоял вопрос -  село названо  по имени владельца   Федора  по прозвищу Хилин  Онтонова сына Новосильцева   или наоборот - владелец получил прозвище Хилин по своему владению?   

Склоняюсь к мнению, что верно второе,  а название села происходит от его расположения  среди болот.    Смотрите на довоенной карте РККА   Хилиново ( Ивашково)   окружено болотами -   https://imgbox.com/24ZoWDGV 

 То же видно и на современной карте,   со следами осушения и  неосушенной частью -.https://imgbox.com/PDjpno2I  

 Все ссылки надо копировать и открыть в новом окне,  иначе они на РВ не работают, почему-то . 

К тому же отсылает статья  в издании "Словарь географических названий нп Лотошинского района"  https://cbs-lotoshino.mo.muzkult.ru/media/2020/11/12/1242410405/Geografi...  

Льгоща (Льгощ) – болотно-лесное урочище с северу от села Марково и Деревни

Корневское. Общая площадь угодий более 2000 га (часть их находится на территории

Шаховского и Зубцовского районов). В 60-е годы заболоченные угодья на территории

района мелиорированы. Держится различная дичь, в лесных угодьях много грибов, ягод.

Итого,  нахожу подтверждение тому, что названия вида  Хилинов/Хилин,  как  и Хлынов  имеет  "болотное" происхождение  - общерусское,    а не местное вятское. 

 

 

  

Аватар пользователя georn
georn ответил в: Метрические книги села Пьяный Бор за 1755-1756 гг. (с комментариями)
5 месяцев 1 неделя назад

Да, Сергей, как всегда, впечатляет и объём и качество выполненной работы!

ArtemyNov ответил в: Глушки (Поповский)
5 месяцев 1 неделя назад

Это Свечинский район

Сколубович Юлия... ответил в: Кленисно (Кленовое Раменье, Тарасовская)
5 месяцев 1 неделя назад

В Торошиных слободках д.Мокрецовской у Червякова Антипа Антипова есть сын Терентий, примерно 1735 года рождения.
У Терентия жена Евдокия Анкиндинова дочь двадцати девяти лет (примерно 1732 года рождения) взятая той же Макарьевской волости из починка Тарасовского  над Кленовым Раменьем у черносошного крестьянина Анкиндина Старикова      
У них дочери девицы      
Евдокия пяти лет      
Параскева семи лет      

Сколубович Юлия... ответил в: Вагинцы (Корниловский)
5 месяцев 1 неделя назад

Буду рада, если найдутся потомки Ефрема и Терентия, Ефимьи и Екатерины. Моя ветка по Архиппу Егорову.

Сколубович Юлия... ответил в: Вагинцы (Корниловский)
5 месяцев 1 неделя назад

Семья

Мужского пола

По последней ревизии состояло и после оной прибыло

Из того числа выбыло

Ныне на лицо

Семья

Женского пола

Во временной отлучки

Ныне на лицо

№ 9/10

крестьяне

лета

Когда именно

лета

№9/10

Крестьянки

С какого времени

лета

482/518

Прокопий Евстефеев  Вагин

61

Умер в 1854

-

459/585

Прокопия Евстефеева жена Устинья Селиверстова

  69
 

Прокопия Евстефеева 1-ыйы сын Дмитрий

Дмитрия Прокопьева сыновы

                          Тихон

                          Ефим

                 Константин

41

 

 

 

 

12

9

Новор 11(17) мая 1851

Дмитрий Умер в 1857

-

 

 

 

19

16

6

 

Дмитрия Прокопьева 2-я жена Степанида Некифорова

 

Его же дочери от 2 жены:                                                                                      

                Соломанида

                   Зиновья

                   Ирина

 

Тихона Дмитриева жена Анисья Архипова

 

39

 

 

 

 

14

12

5

 

21

 

Прокопия Евстефеева 2-й сын Григорий

Григория Прокопьева сыновья

Кирилл

Сергей

 Евсей

Федор

33

 

 

 

 

11

7

2

Новор. 12 апр. 1851

 

40

 

 

 

18

14

9

7

 

Григория Прокопьева жена Евдоки Логинова

 

Его же дочь Евдокия

    Александра

 

34

 

13

7

 

Прокопия Евстефеева 4-й сын Никита

 

Никиты Прокопьева сыновья

                   Фадей

                   Евтей

                  Михайло

                  Филипп

 

                 Емельян

28

 

 

 

 

 

6

1

Новор.1 июля 1851

Новор. 8 нояб.1853

Новор 1 авг.1857

 

35

 

 

 

 

13

8

 

6

3

 

6 мес.

 

Никиты Прокопьева жена Анна Григорьева

 

Его же дочь Ксения

 

36 лет

 

2

483/519

Егор Алексеев Червяков

62

Умер в 1857

-

460/586

     
 

Егора Алексеева сын Иван прим. 1813 г.р.

Ивана Егорова сыновья

         Архипп прим1839

         Ефрем

         Гаврила

         Терентий

37

 

 

 

11

10

6

Нов. 3 апреля 1852

Гаврила умер в 1852

44

 

 

 

18

17

-

4

 

Ивана Егорова жена Ирина Прокопьева

 

Его же дочери

             Ефимья (Афимья)

             Екатерина

 

37

 

 

 

10

9

Ревизские скаски тысяча восемьсот пятьдесят восьмого года февраля месяца двадцать четвертого дня Вятской губернии Котельнического уезда

Синцевской волости Жеребцовского сельского общества починка Корниловского о состоящих мужского и женского пола Государственных поселянах

24 феврала 1858 г

vikt0r ответил в: Бутырки (Пахомовская)
5 месяцев 1 неделя назад

Это в Подчуршино, вполне возможно, т.к. во первых, в 1646 г. село Коса (ныне Зуевский р-н) по какой-то причине записано именно в Чистянском стану, хотя Чистянский стан от него далеко - к северу от р. Вятки.

В 1646 г. Пахом владел в с. Коса двумя дворами, в которых жили именно церковники:

«(в) Пахомко Титов сын Кощеев, а в нем живет церковной дьячок Мишка Федоров сын Попов

(д) ево ж Пахомков, а в нем живет трапезник Филка Галахтионов сын Шикалов

с ним же живет Харка Федоров сын Калинин женат»

Пономарь - должность по тем временам выборная. К тому же, Пахом Кощеев, скорее всего, был человеком грамотным, т.к. от его имени велась переписка с Москвой и Хлыновым. Хотя это не факт, что грамотный, но "руку прикладывал": 329-0160.

Так же в Актах 1647 и 1657 гг. в Чистянском стану упоминаются братья Пахома Кирилко и Мосейко Титовы Кощеевы.

Людмила48 ответил в: Селезенев Василий Трофимофич из Котельнического уезда д. Бобры (Пономарёвский) и его род
5 месяцев 1 неделя назад

И у меня есть родственники Селезеневы,непрямые,сестра бабушки вышла замуж за Селезенева Самсона в деревну Малышата,о которой написал Сергей Федорович.Деревня Бобры была недалеко от деревень,в которых жили прямые мои предки - от Казенной и Шелеметей(Лодейная).Все около с Ацвеж.Я сама родилась в Шелеметях и помню,что Селезеневы были в нескольких деревнях в округе.Знала одно семейство,которое уехало на целину,потом их потомки оказались на Украине.А их родственники даже в Берлине,уехали из Казахстана с мужьями немцами.
С печалью обнаружила недавно в выложенных фото могил кладбища около села Ильинского полузаброшенную могилу двоюродного брата мамы,тоже  Селезенева из Малышат.Буквы читаются с трудом.Теперь думаю,попросить замечательных активистов,которые поддерживают жизнь храма в с.Ильинском,бывают там(хотя добраться туда уже нелнгко),обновить табличку.
А букву Е  теряют уехавшие в другие регионы.У меня была подруга в детстве,которая была Селезенева,а у мамы ее документы были с фамилией Селезнёва.Она уезжала на какое-то время на ДВ и там ее фамилию изменили.Вот такие метаморфозы с фамилией.

Аватар пользователя дмитрий76
дмитрий76 ответил в: Бутырки (Пахомовская)
5 месяцев 1 неделя назад

Поискал Пахома Кощеева в Переписях, встретился (он, не он?) в 1628-1629 вот тут >> [Стан Чистянской, а в нем погост, а на погосте церковь Преображение Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа]:

(в) пономарь Пахомко Кощеев
Жеребцов Эдуард... ответил в: Колеватово (Колковский)
5 месяцев 1 неделя назад

Добрый день! Недавно выяснил, что моя прабабушка Жеребцова (Фокина) Анастасия Егоровна, 1888 г.р. родом из починка Колеватов. Родители Фокин Егор Ильич и Матрона Мокеева.

Аватар пользователя Сильвер
Сильвер ответил в: 1801 год МК Тихоновской церкви села Пьяный Бор Сарапульской округи Вятской губернии
5 месяцев 1 неделя назад

Спасибо! Публикация обновлена. Записи поправлены и  необходимых местах дополнены.

VictorSh ответил в: Селезенев Василий Трофимофич из Котельнического уезда д. Бобры (Пономарёвский) и его род
5 месяцев 1 неделя назад

Капиталина Петровна жила в Савиненках в семье у старшей сестры. По поводу фамилии «Шумихина» цитирую сообщение, записанное внучкой Капиталины Петровны: «До замужества ее удочерила семья старшей сестры Анастасии, поэтому бабушка была Шумихиной». Первый муж Капиталины Петровны - Торопов Александр Федорович родился 27.10.1913г. Он был свой, вятский, но точно не из Савиненок.

Татьяна Мельм ответил в: Бутыли
5 месяцев 2 недели назад

Деревня Бутыли в ночь с 7 на 8 сентября 1933 г. почти целиком сгорела. Из 28 домов осталось только 2. Огнем уничтожено совершенно всё: хлеб, одежда, сельско-хозяйственный инвентарь. // Вятско-Полянская правда. 1933. № 101.

Александр Федорович ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть III.
5 месяцев 2 недели назад

Коллеги. Опубликовал часть "Начало Онтропьевой слободы. Часть VI.  Староста Онтропьевой слободы". Предлагаю продолжить обсуждение там.

Александр Федорович ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть VI. Староста Онтропьевой слободы.
5 месяцев 2 недели назад

Решение кто был основателем слободы, на мой взгляд, зависит от следующих факторов:

1) Даты основания слободы. При первом приближении это: а) 1500-1510 гг.; б) 1490-1500 гг. 

2) Дат рождения Андрея Васильева Онтропьева, его отца Василия и деда Евтропия, а также от их полного именования. 

3) Онтропьева слобода — название явно антропонимического происхождения, но именно от имени или от отчества? 

1) Первая дата возникла из расчета численности населения, необходимой для строительства церкви. Действительно, строительство имеет свою цену. Не знаю сколько именно, но она была. И ее должны были разложить на общину. Понятно, что есть какая-то величина на двор, когда крестьяне могли позволить себе этот взнос. Это если не находился один или несколько человек, которые давали значительную сумму денег. А в данном случае была дача земли. Почему нельзя было построить церковь в любом месте не знаю. На тот момент действовало право первого займа незанятого участка. Относительно крестьян занятие участка земли вело к последующему тяглу в пользу великого князя. Потому позже власти препятствовали передачи земли церкви. Возможно, просто участок нужно было подготовить — расчистить от леса. В общем нужно рпзбираться.

Вторая дата возникла из предположения, что после присоединения Вятки в 1489 г. к Москве возникли условия для поиска нового пути Пермь Великую. До этого были сложные, зачастую враждебные отношения Вятки к коми, хотя они были крещенными. По памяти. Записи по этому вопросу исчезли с поломкой носителя. Нужно восстановить. 

Более ранняя дата пока не рассматривается. Но она не может быть ранее 1472 г. вообще. 

В общем нужно разбираться с историей огромной территории от Великого Устюга до Перми Великой. 

2) На данный момент известно полное именование только: Андрей Нечай Васильев Онтропов. Но сколько ему лет на момент продажи земли Старостинской не известно. Соответственно не известно жив ли дед Онтроп на дату 1490 или 1500 г. или нет. Понятно, что чем дальше в глубь от этих дат, то вероятность участия Онтропа повышается. Но возникает проблема — куда делся отец Василий, почему деревня стала вотчиной Андрея по благословению отца. Иначе есть своеобразные временные ножницы. Эти ножницы возникают и с датой потребности в самой дороге. Не исключено и наличия второго канонического имени у Василия по данным Акулова Олега. Хотя вероятность такого ничтожно мала. 

3) Представляется, что третий пункт боле легкий, по крайней мере есть аналоги, от которых можно оттолкнуться. Во-первых, есть разработка "Антропонимические названия починков". Смотрим: а) название от имени основателя: Поч. Юшков: (в) Юшко Тереньев, (в) бобыль Мишка Иванов. 

б) по отчеству основателя:

Поч. Новоросчисной Колачников — Антонко Киприянов Колачников, у него сыновья.

Починок Сеников — Трошка Афонасьев Сеников, у него.

Во-вторых, имеются ряд слобод в Сольвычегодском и Котельничском и других уездах. 

Слободка Моршенина, слободка в Шалимове, Пырская слободка, Емская слободка. Первая, скорее всего, по именованию создателя. Это Сольвычегодский уезд. В Котельничском уезде две слободы: Порельская, явно по географическому названию, а вот Торощина слободка может быть антропонимическим. В Устюжском уезде — Филипова слободка. Все эти слободы более позднего происхождения и есть шанс найти документы на их создание и проливающие происхождение названия. Иначе желательно, по аналогии с починками, разобраться с правилами названия слободы. 

В 1542 г. новгородец Иван Дмитриевич Ластка получил разрешение построить слободу на Печоре, в устье р. Цильмы. Желательно найти эту слободу и посмотреть ее историю. 

Ps. Написано давно. Не стал корректировать по результатам обсуждения в Части III.

 

ИринаАн54 ответил в: 1801 год МК Тихоновской церкви села Пьяный Бор Сарапульской округи Вятской губернии
5 месяцев 2 недели назад

В записи № 75  о рождении 9/9 ноября дочери Матроны у Тимофея Федорова определена фамилия отца - ГОГОЛЕВ.

Однако, по исповедной ведомости 1802 года дочерей с именем Матрона у Тимофея Федоровича Гоголева не значится.

Есть записи о дочерях с этим именем у его тезки - Тимофея Федоровича ГУРЬЕВА  - 11 лет и 1 года. Возможно, что в записи о рождении речь идет о второй.

Одна из дочерей Т. Ф. Гурьева выдана замуж 11.01.1820 за Распопова Луку Спиридонова, вторая - 21.01.1825 за Патракеева Трофима Андреанова. 

ИринаАн54 ответил в: 1865 год МК Покровской церкви села Пьяный Бор Елабужского уезда Вятской губернии
5 месяцев 2 недели назад

В записи № 22 о рождении 21/24 января дочери Ксении у Христофора Семенова Гоголева следует исправить имя матери с Ксения Поликарпова на ФЕОДОСИЯ ГРИГОРЬЕВА (ошибочно повторено со следующей записи).

ИринаАн54 ответил в: 1862 год МК Покровской церкви села Пьяный Бор Елабужского уезда Вятской губернии (НАРТ. Ф. 992. Оп. 1. Д. 250 л.л. 1-124)
5 месяцев 2 недели назад

Отсутствующие записи о смертях по женскому полу №№ 26,27,28 и мужскому полу №№ 27, 28, 29 (за период 31.03.1862 - 12.04.1862):

27   30 марта/1 апреля

Деревни Зуевой  удельного крестьянина Феодора Тимофеева ЗУЕВА сын Иоанн 5 месяцев от родимца.

 

28   -/-

Починка Азева удельного крестьянина Антона Павлова ШЕСТАКОВА сын Карп 8 месяцев от родимца

 

26   31 марта/2 апреля

Села Пьяноборского вдова Евдокия Никитина Стефана СТЕФАНОВА жена 65 натурально

 

27  1/3 марта

Починка Ильнеш крестьянская девка Мелания Онтонова ДЕВЕТИАРОВА  53 ОТ ЧАХОТКИ

 

 29   -/-

Села Пьяноборского удельного крестьянина Василия Власова ШВЕЦОВА сын Лука  9 от кашля

 

28   10/12 марта

Села Пьяноборского удельного крестьянина Терентия Сергеева БЕЛЯЕВА дочь Александра  1 нед слаборожденная

 

ИринаАн54 ответил в: 1801 год МК Тихоновской церкви села Пьяный Бор Сарапульской округи Вятской губернии
5 месяцев 2 недели назад

В записи № 29 о рождении 18 апреля у Федора Матфеева сына Ивана определена фамилия отца - ГОГОЛЕВ. 

По исповедной ведомости 1798 года (семейство 41) его возраст 69 лет. В исповедной ведомости 1802 года (следующий год после рождения ребенка) Федору Матвеевичу и его жене по 75 лет (семейство 44).

Возраст жены не детородный, поэтому вряд ли правомерно считать, что сын Иван родился у этой супружеской пары.

В то же время в этой же ИВ 1802 года есть другой Федор Матвеевич - БОРОДИН (семейство 87). Ему, как и его жене 24 года. Они вполне могут быть родителями новорожденного Ивана

vikt0r ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть III.
5 месяцев 2 недели назад

Я думаю, местное самоуправление в те годы имелось не только в слободках и слободах. Но и в других административных единицах, где проживали государственные крестьяне (тяглые, оброчные, ясашные), а инородцы выбирали целовальников. Кроме владельческих крестьян, но в этом я не уверен. Было ли самоуправление в монастырских слободах - не знаю (надо смотреть вступления к переписям - в фискальных целях возможно имелась коллективная ответственность). Хотя и крестьянская община - тоже самоуправляемая единица.

Аватар пользователя Сергей Федорович
Сергей Федорович ответил в: Селезенев Василий Трофимофич из Котельнического уезда д. Бобры (Пономарёвский) и его род
5 месяцев 2 недели назад

Здравствуйте Селезеневы!

Мои далёкие предки , от 1615г. и до ВОВ т.е. до 1941 года не меняли написание фамилии, все церковные книги подтверждают это. Мои первые Селезеневы обнаружились близ Котельнича в починке Степанки Сестряковского. За триста с лишним лет мои Селезеневы так и не кинули свой район, последние 12 дворов наших стариков остались в Малышатах. ( Свечинский район) Сейчас деревни нет , почти вся затянута лесом.

А лишение прав являлось оч. серьёзным наказанием - это не только лишение избирательного голоса , крестьянину отказывалось во всем, льготы , выбор работы , увеличенные налоги, ограничения в личном хозяйстве, самое главное это лишение касалось детей лишенцев - они не могли поступить в вуз, в пионеры и прочая советская лабуда, Мои Селезеневы прошли через это! 

У Вас вижу есть фото довоенное , это хорошо. Я семь лет ищу фото своих Селезеневых, особенно хочется увидеть своего деда Афанасия Карповича - нет нигде! нашёл три фото своего дяди Вани , уже хорошо!

Gjurgi ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть V. Слобода и большие дороги.
5 месяцев 2 недели назад

Пожалуйста, выражайтесь конкретнее. Читатели не обязаны расшифровывать Ваши "схемы". Что Вы имеете в виду? Название слободы произошло от Онтропа или от Василия Онтропьева?

Александр Федорович ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть V. Слобода и большие дороги.
5 месяцев 2 недели назад

Считается именовпние Онтропьев. На схеме все расписано

Александр Федорович ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть III.
5 месяцев 2 недели назад

Коллеги, правильно понял, что Иван Торощин является основателем слободы или слободок?

Вопрос к ElenaZ Иван Торощин — Торощин, что за именование: отчество, фамилия? 

Александр Федорович ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть III.
5 месяцев 2 недели назад

vikt0r Спасибо. Упредили с информацией. Еще вопрос: слобода или слободки? Иначе округ или несколько отдельных деревень. Сотский и др. все же самоуправляемая территория.

Аватар пользователя DuKa1881
DuKa1881 ответил в: Селезенев Василий Трофимофич из Котельнического уезда д. Бобры (Пономарёвский) и его род
5 месяцев 2 недели назад

А Вам известен первый супруг Капиталины Петровны? Он тоже был из Савиненок?

Андрей Александрович ответил в: Кротовы
5 месяцев 2 недели назад

Юлия, еще два добавления: Яровикова (Крутикова) Феврония Лукина из села Подрельского и у Антона Дмитриева Яровикова были дочь Елена, 30.05.1759 - ? и дочь Ирина , 30.05.1764 - ?, рожденные в починке промеж речками Ландюгами.

KLM ответил в: Вохомская волость . Писцовые и переписные книги
5 месяцев 2 недели назад

деревни Малой Талицы (Унженского уезд, Ветлужская волость Троицкий стан, прихода села Рожественского   . Извиняюсь может не по теме влез. Но нужна информация про эту деревню.

Аватар пользователя Владимир Санников
Владимир Санников ответил в: Нельзя предать забвению
5 месяцев 2 недели назад

Спасибо за память. Увидел этот материал только сейчас. Какая страшная непоправимая катастрофа, уничтожение нации, ее корней и сути... Нет слов.

pilz ответил в: Нельзя предать забвению
5 месяцев 2 недели назад

ALEXREZ ответил в: Поход по бывшей УЖД Омутнинск-Чёрная Холуница 21-23 мая 2021 года. День 3: Новая Половинка - Гниловка - Чёрная Холуница
5 месяцев 2 недели назад

Я бы так прогулялся по УЖД у п.Лытка

pilz ответил в: Нельзя предать забвению
5 месяцев 2 недели назад

Дедушка! А я у прадеда бываю!))

pilz ответил в: Нельзя предать забвению
5 месяцев 2 недели назад

vikt0r ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть III.
5 месяцев 2 недели назад

Кстати, в 1662 г.  в переписи Котельницкого уезду тяглово стану в списке того ж стану сотников и пятидесятников и сотенных людей записан среди прочих Сергушка Торощин.

Ссылка: 3561233

А в Торощиной слободе первым записан двор (в) Иевко Иванов сын Торощин, отшел от брата во 164-м году.

Здесь у ElenaZ написана родословная Торощиных: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/11137/154866

Но без Сергейки. В Перписи 1678 г. некий Сергейка Онтонов сын Торощин упоминается дважды. Сначала, как сбежавший безвестно из бобылей Куринского погоста над Моломою, а потом в в Котельническом уезде, вотчины Предтеченского монастыря, Погосте на Сорвишких горах вновь (в) Сергушка Онтонов сын Торощин, сказался он преж сего жил в Котельницком уезде на Курине, там в Сорвижах он потом и умер до 1710 г. бездетным.

vikt0r ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть III.
5 месяцев 2 недели назад

Что касается названия Филиповой слободки, то оно произошло от Филиповской волости (см. перепись 1646 г.). Та, в свою очередь, название получила  от речки Филиповки. Но первоначальное название села Филиппово - деревня Пахомовская, по имени Пахома Кощеева, лидера крестьян-сотоварищей, получивших эти земли по челобитной 1637 г. в 1648 г. на льготу. Он же, как я понимаю, первое время и был представителем местной власти (староста или целовальник?). Но это стало известно, потому что документы по образованию Филиповой слободки были опубликованы еще в первой половине ХХ в. в Трудах Вятской ученой архивной комиссии и в работах П.Н. Луппова. Вполне возможно, что такие же документы: челобитные, царские грамоты и отводные выписи и т.п. имеются в центральных архивах и на Торощину слободку, и на Онтропьеву слободу.

Примечательно, что Филипова слободка и Торощина слободка возникли в одно время. Про возникновение Торощиной слободки в 1636 г. читаем здесь: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/11137/147375 в блоге у ElenaZ

А Онтропьева слобода возникла на век раньше.

Gjurgi ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть V. Слобода и большие дороги.
5 месяцев 2 недели назад

Честно говоря, не понял, в чём ко мне претензии. Специально перечитал статью "Фамилии у крестьян древней Вятки" и 1-ю часть данной статьи. По-моему, я сказал всё то, что и Вы. Онтропьев - фамилия Андрея в третьем поколении. А если считать, что Онтроп был не отцом Василия, а дедом, тогда вообще в четвёртом. В таком случае, если слобода получила название по имени, то её основание отодвигается ещё на одно поколение, а если от фамилии, то не исключаю, что основателем слободы был Василий. Я, действительно, иногда невнимательно читаю Ваши статьи, потому что они слишком сложны для восприятия. Поэтому мои земляки-лузяне их и не читают. Я давал ссылки на них, спрашивал мнение. Говорят, слишком сложно и запутано. Только поэтому я и участвую в этом обсуждении. Признаю, что иногда бываю не прав. Обнаружил ещё одну свою большую ошибку, но это другая тема, когда будет её обсуждение, тогда и скажу.

Александр Федорович ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть V. Слобода и большие дороги.
5 месяцев 2 недели назад

Юрий Серафимович, Ваша запись — Согласно Чичагову, на которого Вы так любите ссылаться, «Онтропьев» у Андрея – это фамилия (дедичество), а у Василия – отчество. Разве могли назвать волость по отчеству? 

Здесь три ошибки. Цепочка: Онтроп > Василий Онтропьев [отчество]> Андрей Онтропьев [отчество отца по Чичагову, дедичество по Швейковской]> Онтропьев [фамилия у сына Андрея, если таковой был и так назывался].

Вы явно не ознакомились с моей статьей "Фамилии у крестьян ранней Вятки+." Там все на примерах расписано. Расписал специально для Вас. Похоже и книгу Чичагова не изучили как следует.

Похоже Вы вообще читаете мои наработки поверхностно. Напомню Часть I: "Слободы как интенсивно заселяемые округи известны в XV—XVI веках в Дмитровском уезде (Берендеева Слобода), Переславском (Великая Слобода, позднейший Слободской стан, Маринина Слобода), Галицком (Жилина Слободка). Когда речь шла об определенной округе, то слово «слобода» обычно стояло на втором месте, а когда о конкретном селении с антропонимическим названием, то на первом: Чечевкина слободка, Филисова слободка, Тутолмина слободка и т. д. (Интернет)." Это не мое мнение, а авторов сайта, но они пишут со ссылкой на работы специалистов. 

Мой ответ да, так как слобода получила статус волости.

Александр Федорович ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть III.
5 месяцев 2 недели назад

Коллеги. Слободы, слободки были двух типов. Отдельная деревня и округ, т.е. много деревень или городская слобода: пушкарская, мясная. Главное льгота на какой-то срок.

А вот с названиями хорошо бы разобраться. В Котельничском уезде была Торощина слободка. Явно антропонимическое название, как и Онтропьева.

Николай Власихин ответил в: Коробово
5 месяцев 2 недели назад

Считаю, что деревни Верхнее Коробово (0711213002), Среднее Коробово (0711213019) из Списка населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года, а также деревни В. Коробово (231319), Н. Коробово (231325) из Списка населённых пунктов Кировской области на 1 января 1950 года, можно привязать к общему названию деревня Коробово. 

Аватар пользователя Пенсионер
Пенсионер ответил в: Роженцов
5 месяцев 2 недели назад

Из анализа писцовых книг 1620, 1625 и 1645 гг. следует, что ближайшей целью поиска информации о черносошных крестьянах Роженцовых/Ивониных из деревни Уварово/Ивонино Петровского сельца Сольвычегодского уезда является отыскание документа 16 века, в котором фигурировал бы глава семьи Тимофей Роженцов/Ивонин со своими сыновьями: Митрошкой, Агейкой и ещё одним братом - отцом их племянника Савастьянки Роженцова. На сегодняшний день мне не удалось найти ни одной семьи Роженцовых или Ивониных из любого сословия, проживавших в 16 веке на Устюжских или Усольских землях. Однако, в документах Новгородских земель имеется целый ряд свидетельств о Роженцовых и Ивониных, относящихся к 15 и 16 векам. Это и деревня Роженцово в Бежецком Верхе, основателем которой был, очевидно, некий Роженцов, это и немногие крестьяне Ивонины и деревни с названием Ивонино на северо-западе, это и своеземцы Ивонины из Старой Руссы, это и служилые землевладельцы Ивонины и Ивонины-Лаговчины из Бежецкой пятины. Из всего массива доступных данных выделяются следующие:

Тимофей и Тимофеевичи Ивонины из новгородских земель.

  1. Тимофей Михайлов сын Ивоник (Ивонин?), 1596 г., Бежецкая пятина.

Источник: РГАДА, Ф. 181. Оп. 2. Ед. хр. 120

Верстальная десятня новиков всех городов верстания князя Тимофея Романовича Трубецкого, князя Фёдора Ивановича Хворостинина, дьяков Андрея Татьянина и Филиппа Голенищева. (На сайте РГАДА из Коллекции уникальных единиц хранения)

Лл.69-72 Новгород Великий, Бежецкая пятина. По 150 четей

Тимофей Михайлов сын Ивоник (Ивонин?)

  1. Василий Тимофеев Ивонин, 1603 г., Новгород.

Источник: В.Б. Веселовский, Древнерусские имена, прозвища и фамилии.

Издательство "Наука", М, 1974 г.

  1. Юрий Тимофеев сын Ивонин, 1604 г., новгородец Бежецкой пятины. Стр.60.

Источник: Акты служилых землевладельцев 15 - начала 17 века, том 2. Составитель А.В. Антонов. Москва, "Памятники исторической мысли", 1998 год.

Перечисленные выше «Тимофеевичи» являются потомками Ивониных и Ивониных-Лаговчиных из Бежецкой пятины. Из различных источников (например, Носов Н.Е.) следует, что Ивонины были детьми боярскими, выполнявшими административные обязанности, в частности по Новгороду. Следует заметить, что Ивонины так и не стали дворянами, и мне не удалось найти эту фамилию в дворянских списках 19 века. Совсем иная ситуация с другой ветвью этого семейного куста, представители которой носили фамилию Ивонин-Лаговчин. Лаговчины - древний дворянский род, фигурирующий в различных источниках, в том числе и 19 века. Лаговчиных можно найти в писцовых книгах Тульского уезда 16 века. По-видимому, эти семьи были в числе тех семейств, испомещенных Иваном Третьим на новгородских землях в 15-16 вв. К сожалению, у меня нет никакой информации о родственных связях и составе семей Ивониных и Ивониных-Лаговчиных. Могу только сказать, что в результате каких-то социальных катаклизмов часть семей Ивониных лишилась своих поместий, с последующими изменениями в социальном статусе.

Рассматривая рабочую версию о связи семьи черносошного крестьянина Тимофея Роженцова/Ивонина с Ивониными Бежецкой пятины, необходимо проанализировать возможные социальные перемещения в «горизонтальном» и «вертикальном» направлениях.

В более общей формулировке речь идёт о так называемой «социальной мобильности» населения, в том числе и о процессах формирования и распада служилого сословия в 15-17 вв.

Уже в 19 веке В.О. Ключевский, С.В. Рождественский В. Н. Сторожев отмечали, что формирование служилого сословия происходило из различных социальных слоев. Вопрос о разнообразии социальной базы при верстании в служилое сословие рассматривался в работах некоторых советских историков, а в наше время - в трудах Т.А. Лаптевой, И.Б. Михайловой, К.В. Петрова и др. В качестве примера можно привести схему из работы К.В. Петрова «Социальная (сословная) мобильность дворян и детей боярских в России второй половины XVI–XVII вв.»

Ссылка:

https://inslav.ru/sites/default/files/2021_shveykovskaya_petrov.pdf

Стоит отметить, что наделение условным землевладением с той или иной целью могло осуществляться не только Великим князем или Царём, но и удельными князьями, монастырями, митрополитом, т.е. крупными землевладельцами, у которых возникла необходимость в привлечении людей к ратным или административным обязанностям.

Ещё одной иллюстрацией может служить работа Т.А. Лаптевой: К вопросу о расширении социальной базы дворянского сословия в XVII в. (поверстание в дети боярские представителей других сословий), журнал «Отечественная история», 2003. № 5.

Автор отмечает многочисленные случаи поверстания в дети боярские пашенных крестьян, беглых крестьян, записывавшихся в дети боярские, и об изменениях в законодательстве по этому вопросу. Кроме того, существовали и крестьяне, поверстанные в службу, а затем и в дети боярские совершенно легально. Подчеркивается, что доступ "вольных" людей, тяглого населения и крестьян в сословие детей боярских был более легким в 16 и начале 17 века, чем во второй половине того же столетия, когда этот доступ постепенно закрывается, а положение служилых людей "по прибору" сближается с положением крестьян. Во второй половине 17 века приняты ряд наказов, запрещающих верстать в дети боярские "холопей боярских, и стрелецких и козачьих и неслужилых никаких чинов и пашенных мужиков», или верстание осуществлялось с меньшим окладом, кроме того, запрещалось верстать крепостных людей и холопов.

Ссылка:

https://statehistory.ru/3176/Poverstanie-v-deti-boyarskie-predstaviteley-drugikh-sosloviy--K-voprosu-o-rasshirenii-sotsialnoy-bazy-dvoryanskogo-sosloviya-v-XVII-veke/

И.Б. Михайлова в своей статье «Поместные земли и формирование новой категории служилого населения на Руси XIV – первой половины XVI в.» отмечает, что помещики средневековой России происходили из разных слоев населения. Среди них были князья, владевшие крупными вотчинами, более или менее влиятельные и состоятельные бояре, представители приказной администрации, хозяйственные слуги, перешедшие в подданство к московскому государю новокрещены-иноземцы. Но большинство условных держателей земли были люди худородные и небогатые.

Ссылка:

http://moscowstate.ru/pomestnye-zemli-i-formirovanie-novoj/

 

Не менее интересным является и обратный процесс перехода из служилого сословия в другие социальные группы и его причины.

Так, уже В.О. Ключевский в своем «Курсе русской истории», в лекции № 33, посвятил параграф IV вопросу появления служилого землевладельческого пролетариата. Он отмечает, что в конце 16 века среди провинциального дворянства встречаются чрезвычайно мелкие помещики, чьи дачи приближались к крестьянским участкам: встречаются помещики с 10 десятинами пахотной земли. Образовалась значительная масса бедных провинциальных дворян, беспоместных или малопоместных. Многие помещики в своих поместьях не имели ни одного крестьянского двора, жили одними своими дворами, «однодворками»; отсюда позднее произошли класс и звание однодворцев. В десятнях встречаем такие заявления окладчиков: такой-то сын боярский «худ, не служит, от службы отбыл, на службу ходит пеш»; другой «худ, не служит, службы отбыл и вперед служити нечем, и поместья за ним нет»; третий «худ, не служит, и поместья за ним нет, и служити нечем, живет в городе у церкви, стоит дьячком на клиросе» и т.д.

Ссылка:

https://www.spsl.nsc.ru/history/kluch/kluch33.htm

«Социальная мобильность» как специальный научный термин с учетом исторической специфики рассматривался в работе К.В. Петрова «Социальная (сословная) мобильность дворян и детей боярских в России второй половины XVI–XVII вв.», в том числе как переход из одного сословия в другое. Автор делает вывод о том, что «…сыновья детей боярских не были детьми боярскими, но, будучи сыновьями служилых отцов, обладали приоритетом при прохождении процедуры «верстания». Причем, не имея обязанности несения службы, сыновья детей боярских могли войти в состав любой другой категории населения…». Также до «верстания» в дети боярские сыновья детей боярских были свободны от несения службы и, в силу этого, могли войти в состав других сословий (служилых казаков, стрельцов и др.). Приводятся многочисленные случаи ухода из служилого города в конце XVI — начала XVIII в. Так, в десятне 1592 г. по Ряжску о некоторых верстанных детях боярских указано следующее: один «сшел безвестно», другой «сшел в вольные казаки», третий «от службы отбыл, волочитца меж двор», четвертый «обнищал, волочитца меж двор» и т.д. Отмечается, что утрата сословных прав и обязанностей, по-видимому, была связана, во-первых, со смертью дворянина или сына боярского; во-вторых, — с фактическим уходом человека от любого совместного «со- бытия» в составе служилого города, с последующей раздачей его фактической поместной дачи как «покинутой». 

Ссылка:

https://inslav.ru/sites/default/files/2021_shveykovskaya_petrov.pdf

Завершая эту короткую заметку, хочу подчеркнуть, что в 15, 16, начале 17 века социальные перемещения не были чем-то из ряда вон выходящими событиями. Дело, как всегда, за введением в широкий оборот исторических документов, которых великое множество в наших архивах.

Аватар пользователя wiki43
wiki43 ответил в: Порез
5 месяцев 2 недели назад

Cводка от 10 октября 1918 года о событиях, связанных с Ижевско-Воткинским восстанием, происходивших в селе Порез. 
[Сводка телеграфная, знаки препинания проставлены мной.]

«Нолинск Вятский сообщает: 
Село Порез Глазовского [уезда] взят нашими отрядами 8 сего месяца. Порез занят без жертв. Захвачено 20 человек [в] плен, остальные скрылис[ь] по направлению села Сардык, а часть их разбежалась по лесам. Инициатива операции под селом Порезом исходила из Ижевского завода. Село Сардык находится 20 верстах от Пореза. На Сардык наступает глазовский отряд и отряд из села Уней. Сведений еще не получено о падении Сардыка. В Порезе сделана окончательно чистка, установлен исполком и военком. В Порезе белых было 60 вооруженных, пришедших с Сардыка, а всего было с мобилизованными человек 400, но мобилизованные не были вооружены. Белые послали в Ижевск 17 подвод за оружием, которого не получили, а посланный туда офицер с 95000 денег, якобы за покупкой оружия, по всей вероятности бежал от них, так как никаких сведений о нем нет. В Богородском находится гарнизон 20 человек для охраны телеграфа и связи. Там же работает чрезкомис[с]ия. В Нолинске без перемен. 23.
Информация: Эренберг.»
Источник: РГВА Ф.169, оп.1, д.106.

vikt0r ответил в: Коса
5 месяцев 2 недели назад

Перепись деревень и дворов прихода за 1648 г.: 328-0193

По той же государеве грамоте и по сыску отдано на оброк тое ж дачи прошлого 156-го году воеводы князя Ивана Ухтомского на речке на Филиповке (142) в Троицком приходе да на реке на Косе в Спаском приходе крестьяном Пахомку Кощееву с товарыщи пашенные земли в 21 починке, а в тех починках государевы тяглые люди на оброчной земле, а на той оброчной земле починки, а в починках оброчные государевы крестьяне

 

(143 об.) Да на Косе реке в Спаском приходе тяглых крестьян

Починок Ивашка Самсонова

(в) Ивашко Самсонов

Починок Ивашка Мелехова с товарыщем

(в) Ивашко Мелехов

(в) Миронко Рылов

Починок Фомки Кремлева с товарыщем

(в) Фомка Кремлев

(в) Ефтифейко Глупчихин

Починок Митрофанка Чюракова

(в) Митрофанко Чюраков

(в) брат ево Симанко Чюраков

vikt0r ответил в: Филиппово
5 месяцев 2 недели назад

Перепись деревень и дворов прихода с. Филиппово и с. Коса за 1648 г.: 328-0193

По той же государеве грамоте и по сыску отдано на оброк тое ж дачи прошлого 156-го году воеводы князя Ивана Ухтомского на речке на Филиповке (142) в Троицком приходе да на реке на Косе в Спаском приходе крестьяном Пахомку Кощееву с товарыщи пашенные земли в 21 починке, а в тех починках государевы тяглые люди на оброчной земле, а на той оброчной земле починки, а в починках оброчные государевы крестьяне

Починок Пахомка Кощеева с товарыщем

(в) Пахомко Кощеев

(в) Павлик Ожегов

Починок на речке Филиповке

(в) Богдашко Потапов

(в) Ивашко Боталов

Починок Микифорка Ардашева

(в) половник ево

Починок Васки Рылова с товарыщи

(в) Васка Рылов

(в) Микитка Рылов

(в) Демка Рылов

(в) Баженко Степычов

(142 об.) (в) Ивашко Утробин

(в) Мартемьянко Рылов

(в) Баженко Утробин

(в) Гришка Дернов

Починок Кондрашки Чюракова с товарыщи

(в) Кондрашка Чюраков

(в) Фомка Мерзляков

(в) вдова Марьица Павловская жена Мерзлякова

(в) Лучка Дрествяников

Починок Терешки Малышова с товарыщи

(в) Терешка Малышов

(в) Ивашко Ворончихин

(в) Гришка Шмаков

Починок Осипка Кулебина

(в) Осипко Кулебин

Починок Семейки Чижова

(в) Семейка Чижов

Починок Павлика Гребенкина

(в) Павлик Гребенкин

(в) брат ево Якушко Гребенкин

(143) Починок Пронки Карпикова с товарыщем

(в) Пронка Карпиков

(в) Мишка Родигин

Починок Микифорка Ардашева

(в) половник ево

Починок Баженка Бабина

(в) Баженко Бабин

(в) Ефтифейко Мошонкин

Починок Стенки Псарева с товарыщи

(в) Стенка Псарев

(в) Онтонко Боталов з братом Тимошкою

(в) Ивашко Псарев

Починок Марчка Лялина

(в) Марчко Лялин

Починок Осипка Морилова с товарыщи

(в) Осипко Морилов

(в) Макарко Агафонов

(в) Ивашко Хлебников

Починок Офонки Мясникова с товарыщем

(в) Офонка Мясником

(в) Гришка Востриков

Починок Оксенка Дрествяникова

(в) половник его

(143 об.) Да на Косе реке в Спаском приходе тяглых крестьян

Починок Ивашка Самсонова

(в) Ивашко Самсонов

Починок Ивашка Мелехова с товарыщем

(в) Ивашко Мелехов

(в) Миронко Рылов

Починок Фомки Кремлева с товарыщем

(в) Фомка Кремлев

(в) Ефтифейко Глупчихин

Починок Митрофанка Чюракова

(в) Митрофанко Чюраков

(в) брат ево Симанко Чюраков

И всего в Троицком и в Спаском приходах в 21 починке государевых оброчных крестьян 46 дворов, а людей в них 47 человек, а государевы оброчные земли за ними 13 вытей и им крестьяном с тое земли с 13 вытей (144) в государеву казну платить оброк по 19 рублев по 16 алтын по 4 денги на год, а впервые на них тот оброк в государеву казну взят во 162-м году, да вперед им тот оброк в государеву казну и стрелецкие денги и всякие государевы доходы и казенные росходы з земскими людми платить сполна ежегод беспереводно, а порука по них в государеве тягле взята в прошлом 146-м году, и в новооброчных книгах дачи воеводы князя Ивана Ухтомского написана

vikt0r ответил в: Бутырки (Пахомовская)
5 месяцев 2 недели назад

 328-0193

1648 г.

а в починках оброчные государевы крестьяне

Починок Пахомка Кощеева с товарыщем

(в) Пахомко Кощеев

(в) Павлик Ожегов

Gjurgi ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть III.
5 месяцев 2 недели назад

слободка возникла сразу как большая административная единица.  Своеобразная, внесистемная, в отличие от уездов.

Я тоже примерно так и считал, только выразился немного некорректно.

Gjurgi ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть III.
5 месяцев 2 недели назад

Осиновая слободка могла быть именно осиновой.

В некоторых документах встречал название "Осинова", поэтому и подумал, что, может быть, ошибка, а правильно: Осипова. 

Аватар пользователя Акулов Олег
Акулов Олег ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть III.
5 месяцев 2 недели назад

Здравствуйте, 

Осиновая слободка могла быть быть именно осиновой, если там жили бочкари и прочие посудчики и кустари.  Оказывается, осина хорошо противостоит влаге, из нее делали бочки, посуду, срубы для колодцев, бани, резьбовые доски для украшения наружных стен и окон, черепицу для церковных куполов, лодки и мн. др. Но надо получше почитать,  осина была и проклятым деревом, может поэтому работающие с ней селились отдельно.  

vikt0r ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть III.
5 месяцев 2 недели назад

А я думаю наоборот. В Хлыновском уезде тоже много таких слобод, являвшихся отдельными населенными пунктами. Поиск на РВ выдает 54 населенных пункта с основой "слобод". Но они как были единичными НП, так и остались (подтверждается переписями). А Филипова слободка возникла сразу как большая административная единица. Своеобразная, внесистемная, в отличие от уездов. И позднее, как административная единица уезда, была разделена так же на волости. Конечно, сначала в ней было только несколько починков и погост.

Gjurgi ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть III.
5 месяцев 2 недели назад

На территории Лузского района тоже есть (были) деревни с названием Слободка: Осиновая (думаю, это искажённое от Осипова) слободка, она же Малая слободка, Большая слободка, Слободище (Волшанка). Онтропьева слободка, вероятно, тоже началась с одной или нескольких деревушек, но она выросла в обширную волость, а другие так и остались отдельными деревнями, память о льготах которых осталась только в их названиях.  

Gjurgi ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть III.
5 месяцев 2 недели назад

Луза относилась к Устюжской земле, поэтому грамоты, вероятно, выдавались в Устюге, а то и в Ростове. Известно, что преподобный Леонид - основатель Усть-Недумской Богородицкой пустыни а Ратмеровском стане - получал сан священника и благословение на постройку храма у ростовского митрополита. Сейчас это Яранская епархия.

vikt0r ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть III.
5 месяцев 2 недели назад

Священники тогда выборные были. А храмозданные грамоты еще выдавали не в Москве, а в Хлынове.

vikt0r ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть III.
5 месяцев 2 недели назад

Предлагаю рассмотреть аналогию с другими слободами. Следует различать черные и белые слободы, являющиеся отдельными населенными пунктами (в т.ч. пригороды городов, поселения в монастырских вотчинах и т.п.) и слободы, слободки - административные единицы, включающие значительные территории с деревнями, сёлами, починками.

Самый, возможно, близкий пример - Филипова слободка Чепецкого стана Хлыновского уезда.

История ее появления вкратце такова.

Несмотря на уменьшительное название, слободка эта занимала огромную территория левобережья Чепцы от р. Филипповки до р. Святицы (ныне Кирово-Чепецкий, Зуевский и Фаленский районы). В 1637 г. крестьяне во главе с Пахомом Кощеевым написали царю челобитную на эти земли. В 1641 г. пришла государева грамота хлыновскому воеводе провести обыск по этим землям. Выяснилось, что не все земли пустуют, началась переписка, тяжба (подробности опускаем). Наконец, был получен государев указ Алексея Михайловича, на основе которого в 1648 г.  выдана отводная выпись хлыновского воеводы Ухтомского Пахому Кощееву с товарищами на эти земли.

Но заселение территории  государственными крестьянами во главе с Пахомом Кощеевым уже шло до получения отводной выписи. Здесь  были основаны села Коса (1643), Филиппово (предположительно в 1646 г.), позднее Святица (1651), Полынка (1686) и т.д.

Откуда термин "слоботка". По отводной выписи крестьяне получили эту землю "на лготу".  Льгота длилась 5 лет. Потом, конечно, никаких льгот уже не было. Но название сохранялось почти до конца 18 века, когда она уже никаких прав слободки не имела.

Gjurgi ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть III.
5 месяцев 2 недели назад

Я об этом и говорю. Правда, нужно ещё пригласить священника. Если только это не беспоповцы какие-нибудь.

vikt0r ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть III.
5 месяцев 2 недели назад

Добрый день. Могли построить самую простую церковь-обыденку (за один день). К обычному срубу-клети прирубали алтарь.

Gjurgi ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть III.
5 месяцев 2 недели назад

Без церкви в те времена обойтись было нельзя. Крещение, отпевание - это обязательно. Если нет поблизости какой-либо другой церкви, то первопоселенцы должны были об это позаботиться сразу же после основания починков. Хотя бы какую-то часовню должны были поставить.

Gjurgi ответил в: Начало Онтропьевой слободы. Часть V. Слобода и большие дороги.
5 месяцев 2 недели назад

Это верно, но Вы говорите о дороге по левому берегу реки, которая шла из Никольска. Она окончательно заглохла и стала местной после того, как открылась дорога в Сибирь через Вятку и Казань. Дорога из Устюга изначально шла по Вычегде, но потом частично сместилась к югу - через Лальск, потому что была короче. А когда это произошло - и является вопросом. Я думаю, что сразу же после завоевания Перми Великой, на это указывает существование Ратмеровского и Объячевского городков в начале 1470-х годов. Густота деревень - я думаю, не показатель. Неизвестно, когда они образовались, да и на картах, как я уже говорил, обозначены не все.

Страницы