Торощины слободки

Фамилия бабушки мужа со стороны матери – Торощина. И когда при составлении родословных стали постоянно попадаться Торощины слободки меня очень заинтересовало – нет ли связи слободок с родственниками мужа. Никакой внятной информации найти не получилось. Это то, что мне удалось для себя выяснить о появлении Торощиных слободок. В Актовых материалах «Книги по льготным дачам»  есть запись на получение льготы на черное раменье  в Спасской и Куринской волостях котельничанином Ивашкой Торощиным. ( РГАДА. Ф. 1113. Оп. 1. Ед. хр.6). 17.01.1636 17.01.1636—Генваря в 17 день по государеве цареве и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии грамоте за приписью диака Максима Матюшкина дано на лготу, а после лготы на оброк к церкве ко Всемилостивому Спасу и Покрову святей Богородицы на церковное строенье котельничанину Ивашку (120) Торощину в Котельницком уезде в Спаской и в Куринской волостях черное раменье, а межа тому раменью от речки Черленицы наверх речки Мостовые и по речке до устья, а с того устья Мостовые на усть росохи Спаские речки, а с устья Спаских росох вверх по Ношной, а с вершин Спаские речки прямо в Кобре, а з другую сторону от тех меж черной лес по сыску подьячево Ивашка Татаурова то место по смете как розчиститца будет на 8 чети пашни, а лготы ему дано на 8 годов с нынешнего 144-го году генваря (120 об.) с 17-го числа да по 152-й год генваря по 17-е ж число, а как лгота отойдет и ему Ивашку с того раменья с черново лесу с 8 четвертей пашни в государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии казну оброку платить с церковные земли по 20 алтын на год с мирскими людьми вместе, а порука по нем Ивашке в государеве оброке Куринские волости Федор Золотарев да Ондрей Кожева, Федор Пошехонец, Ярасим Поздеев. Подробнее на сайте «Родная Вятка»: https://rodnaya-vyatka.ru/old-acts/search?text=%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%...

Торощины слободки

Автор карты: ElenaZ

HTML-код для вставки карты на сторонний сайт

Изменяя значения атрибутов width (ширина) и heigth (высота), можно получить нужные размеры карты

Черленицы – река Северная Черненица; Мостовые – река Мостовуха; Спаские речки – река Спасска (Полуденая Спасска) и река Спасская; Ношную – не нашла; черное раменье  - опушка, край листенного леса; усть расохи Спасские речки -  слияние  речек под острым углом.

На Руси с середины XVI-XVII вв. выдавались порядные грамоты (от слав. “поряд” - договор, сделка) на поселение новопорядчиков на земле владельца земли. Думаю, что сделка 1636 года к таким и относится. Черное раменье было землей церковной, и она на определенных условиях гарантировала  крестьянскому обществу («новопорядчику») “подмогу”- временную льготу от оброка, а иногда и от “государева тягла”. А крестьянское общество (порядчик)  обязывался поставить двор, распахать пашню и по истечении льготы выполнять общественные работы, платить оброк, нести “государево тягло”. Поэтому и срок льготы значительный (8 лет). По условиям сделки после 8 летнего срока общество должно было уплачивать оброк на церковное строение «к церкве ко Всемилостивому Спасу и Покрову святей Богородицы на церковное строение».

Ивашка Торощин – в это время проживает с семьей в починке церковном Торошинской Спаского погосту Котельнической волости (Перепись 1646.РГАДА 137-1Орлов-1). Вероятно, в грамоте имеется в виду церковь  на погосте над рекою Моломою «во имя преображения господа бога и спаса нашего Исуса Христа, в пределе Николы Чюдотворца». И ещё интересно, что в церкви этого погоста  служат священниками род Мухачевых (поп Касьян Онтонов сын Мухачев, церковный дьячок Антонка Иванов сын Мухачев). Позднее, в второй половине 18 века, потомки родов Торощиных и Мухачевых переберутся  на территорию  Даровской волости  и до  середины XX века будет проживать в одной деревне, которая и называлась Мухаческий/Торощины.

Поручители по сделке на момент заключения сделки проживают в Куринской волости Котельнического уезда. Все по переписям 1617-1622 гг. новоприбыльное. У Ивашка Торошина в 1618 году с Феткой Пошехонцем общие покосы. Федор Золотарев. В 1622 году  семья переписана как новоприбыльные . 1628 год - займище Фетки Иванова сына Золотарева в диком лесу Котельнический уезд, на льготе до 1632 года; позднее починок  Золотаревщина (Таракановщина) Котельнического уезда Куринской волости. Выступает поручителем у крестьян – в феврале 1638 года на постановку кузницы в Спасской волости; в мае 1940 года  на  бортные владения и бортный лес в Юрьевской волости,  июль 1645 год  на раменье в Куринской волости.  Ондрей Кожев. 1622 году новоприбыльный, покосом владеет год. 1628 год – починок Андрюшки Кожева Котенического уезда Куринской волости, позднее деревня Федулушкино (Кожевниковы). Федор Пошехонец. – 1622 год починок Феткинский (Фетки Макарова)  Пошехонца Куринская волость Котельнический уезд, как новоприбыльный. 1646 год – проживает в починке монастырском Иванна Предтечи Куринская волость Котельнический уезд, монастырский вкладчик (вероятно Иоанно-Предтечьевского мужского монастыря в гор. Котельниче, основанного в 1615 году). Выступает поручителем дважды в 1643 году на сенные покосы, 1647 год – займище под пашню за крестьян Куринской волости. Яросим Поздеев. Предположительно основатель починка Поздняковского Котельнический уезд Куринская волость/ деревня Поздяки (Бересневы) Котельнического уезда.

По версии В.Ф. Смердова («От Торощиной слободы – к современному поселку». Газета «Слава труду» № 25 от 01.04.2017 г.)  основатели починков, составлявших Торощину Слободу северяне из Двинской земли и Великого Устюга, что подкрепляется фамилиями поселенцев. Но если ориентироваться по географическому появлению фамилий - Пошехонец – скорее всего  выходец из ярославских земель.  Распространенное мнение о том, что фамилия Торошины/Торощины исконно вятская тоже спорно.   Погост Торошино был центром Торошинской губы относившей к Бельской засаде Псковского уезда Псковской земли.

Ивашка Агеев  сын Торощин, вероятно, был человеком предприимчивым, уважаемым, может быть старостой общества и с определенными финансовыми возможностями. В марте 1644 году он выступает поручителем на получение льготного займища Спирке Грузлеву Окатьевской волости (РГАДА 1113-1-8); в марте 1645 года – поручается за получение на оброк перевоза через реку Молому Зотке Девулину Осиновской волости (РГАДА 1113-1-8). В июле 1662 года  узаконивает (получает грамоту) на распаханную   с товарищами сверх прежних дач землю  в Куринской и Спасской волостях на территории будущих Торощиных слободок (РГАДА 1113-1-10). Уплата оброка в грамоте прописана в размере 3 руб 27 алтын в год - деньги немалые.  Вопроса об уплате оброка церковным властям уже не поднимается. Вероятно, это связано с изменением подчиненности церкви (с 1657 года учреждена Вятская епархия). С этого времени в актовых документах и переписях начинают появляться Торощины слободки.  К  территории Торощиных слободок относились деревни и починки Спасской волости (сейчас село Спасское, ранее 1628 г. погост над рекою Молома, церковь Благолепного преображения, позднее село Спасо-Преображенское. Село в 1748 г. относилось к Верховой волости, 1762-1763 гг. – Спасская и Окатьевская волости).  Верховская-Верхнекуринская волость (не существующее ныне село Верхнекуринское/Греховское/Верхнее Курино/ Дея Колеватых). Макарьевская волость (сейчас село Макарье, ранее в 1678 г. погост Макарьевский на речкой Полуденной Куринской). И до административной реформы название этих территорий наряду с волостью включало название Торощины слободки.

Комментарии

Здравствуйте Елена Александровна! Хотелось бы услышать Ваше мнение  по поводу начального периода - церковная земля изначально чья? Судя по названиям церквей - имеются в ввиду сразу 2 церкви, Покрова святой Богородицы - с.Курино и Боголепного Преображения Господня - с.Спасское. Суть вопроса -  при патриархе Филарете (правление с 24 июня 1619г. по 1 октября 1633г.) в Вятской десятине состояло 58 «жилых» церквей (т.е.  «с пением» -  имеющих  одновременно  и  причт  и приход).   Вопрос  поставления  новой  церкви  подлежал  согласованию как с церковными, так и со светскими властями (пошлина). Когда построенная церковь впервые вписывалась в приходную книгу -  она именовалась «новоприбылой» и писалась в конце списка. В приходной  книге Патриаршего казённого приказа за 1627 г. (РГАДА 235-2-2),  в последней строке  раздела по Котельническому уезду  указано:  – «Церковь Преображение Господне в Котелницком  уезде над Моломою  рекою на Спаском.  Дани  4 алтына  вдвое,  десятильничьих  и  заезда  4 гривны. А та церковь новоприбыла.  Генваря  в 30 день на  ныняшний  на 136 год  взято». Другими словами - с этой даты Спасская церковь считается официально введённой в церковный оборот.

В этот период "прокорм" причта целиком ложился на призвавший его "мир" -  священнослужители ещё не назначались "сверху". Оброк вносился  в пользу государя, а территориальное подчинение  упомянутых церквей в этот период неясно - Устюжская десятина? Патриаршая область? Или уже Вятская десятина? 

Состав причта на 1629 г. - Да на церковной земле дворы церковные:  (д) попа Давида Иванова; (д) пономаря Нифонтко Черепанова; (д) просфирьицы Дарьицы; (д) трапезника Пятка Прохина. Сменился причт,  Пятко теперь  не пономарь, а трапезник.  Должность  дъячка  занимали  Мухачевы (на протяжении длительного периода), но  как  имеющие дом не на церковной земле,  -   в  указанную категорию  не попадают.

Да на церковной земле дворы бобыльские а дают оброк к церкве с двора по пяти алтын на год  -  (д)Ивашко Капустин;(д) Меншинко Зубарев; (д)Пятунка Поскребышев; (д)Филка Гордеев;  (д)Петрушка Кротов; (д)Максимко Лобанов; (д) вдова нищая Катеринка; (д)Митка Юженин; (д)Офонка Вологженин; (д)Микифорко  Першин; (д) Посинко Пенеженин; (д)Гришка Заонеженин.

И всего бобыльских 12 дворов а людей в них тож, да церковныя поповой земли с крылошаны пашни паханые доброй земли 3 четверти в поле а в дву потому ж сена подле реку молому на Котелницкой стороне над Глубокою курейкой сорок копен да на погосте же двор оброчной Курбатка Кротова оброку платить государю с двора  по 8 алтын на год.

Регистрация  церкви в установленном порядке  упрочила  правовое  положение  причта, что позволило   Спаскому  попу  Давыду  Важенину   развить  бурную хозяйственную  деятельность, а именно:

 - он нашёл  и разместил на погосте  бобылей с уплатой оброка в пользу церкви;

 - он почти в 3 раза увеличил  размер  церковной  земли;

 - к ранее полученному  сенному  покосу он добавил  новые - «один за Моломою за Спаским церковным  лугом, а другой за Кобыльим истоком в межах с Ивашкой Шиловым, а третей с Сергушкой  Поскребышевым,  оброку десят  денег». Но несмотря на то, что дом Курбатка Кротова стоит на церковной земле -  оброк он платит государю. Получается противоречие - Курбатко оброк  платит государю, а Иван Торошин - кому? 

В период с 1627 по 1629 годы практически все вятские церкви назывались «двойными»  и платили дань «вдвое», т.е. по грамоте от патриарха имели право самостоятельного сбора и уплаты денег в Казённый приказ. Но несмотря на вышеуказанную деятельность и   удовлетворению приходом  требования о минимальном числе дворов (40 – для уезда, 20 – для города), -  самостоятельная доставка церковных даней  в Москву была  для него непосильна.

Сбором и администрированием  окладных и неокладных сборов на Вятке занимались -  хлыновский протопоп Илларион (ведал конкретными делами по управлению Вятской десятиной, координировал действия  с Патриаршим  приказом), священники Никольской Воскресенской, Богоявленской, Троицкой, Вознесенской и  других  (не хлыновских) церквей, архимандрит Успенского монастыря. С образованием в 1657 г. самостоятельной Вятской и Великопермской епархией структура сбора претерпит изменения.

Ночная Спасская - в сторону Доровского от Полуденной. Один из Мухачевых уже в 18 в. как "праздноживущий" был причислен к крестьянскому сословию. Спасское действительно входило в состав Верховых волостей вместе с Курино и Окатьево, но в более ранний период - первая четверть 18 в., что на мой взгляд связано с неудачей первой областной реформой Петра 1 ("доли").

 

 

 

 

Иван Сергеевич ! Добрый день! Очень хороший вопрос!  Спасибо. Пока для меня он тоже остался открытым. И далее, когда общество?? отдавало землю на обживание ( практически в "субаренду") каким документом это оформлялось? Ведь не бесплатно давали.  Ни одного подобного документа пока не встретилось.  Попадаются  договора, только когда уже продают друг другу паи.

В уточнение темы.  Сельские приходские церкви обычно церковной земли не имели, разве что под погостом. Коллективным владельцем надельной земли являлось сельское общество или «мир». А учитывая, что при правительстве Михаила Романова резко увеличились раздачи угодий на оброк, причем в первую очередь за счет освоения новых земель, да еще льготы предоставлялись, сельское общество видимо и выступало получателем дополнительных земельных наделов. Так что земля была не церковная, а общинная.

В сделке  1636 года  Ивашки Торощина и товарищей на льготу и дальнейший оброк к церкви имеются ввиду церкви - «ко Всемилостеву Спасу» - Погост над рекою над Моломою, а на погосте церковь Боголепного преображения (Преображенская церковь в селе Спасском); « Покрову святей Богородицы» -  Погост на речке на Куринке, а на погосте церковь покрова пресвятые Богородицы теплая с трапезою во имя Зосима и Саватея Соловецких чюдотворцов (Богоявленская церковь села Курино). Вероятно,  приход был один, церковь в Спасском была главным храмом погоста («становой»), которая и отправляла церковную дань, а церковь в Курино – «выставочная церковь».

Богословский М.М. Земское самоуправление на русском севере в XVII веке  Труды Вятской учёной архивной комиссии. 1913 г. Выпуск III-IV - Вятка: Губернская типография, 1913 г. 42 стр.

Папков А.А. Древнерусский приход: краткий очерк церковно-приходской жизни в восточной России до  XVIII века и в западной России до XVII века - Сергиев Посад : 2-я типография А.И. Снегиревой. 1897. - 82 с.

Здравствуйте.

Приходские церкви землю в собственности имели. Иначе, чем кормиться причту? На добровольные пожертвования и общественные взносы много не проживёшь. Секуляризационной реформой 1764 года церквям и монастырям было запрещено заниматься коммерческой деятельностью и использовать наёмный труд (в том числе и половничьий), тем не менее, межевой инструкцией от 25 мая 1766 года и указом Правительствующего сената от 8 июня 1789 года земли, приобретённые ранее,  были оставлены за приходскими церквами в вечном и непоколебимом владении; обрабатывали их сами церковнослужители (священник, дьякон, псаломщик). Приведу цитату из Летописи Слободской Спасо-Преображенской церкви (нынешний Лузский район Кировской области; ВУФ ГАВО, ф. 584, оп. 29, д. 8, лл. 10 об. - 12 об.). Извините за длинный текст, но – чтобы не быть голословным.

Главный же и исключительный доход, обезпечивающий материальный быт причта, составляет церковная земля. Земли за причтом всей вообще пишется 359 десятин 1064 сажени, из оной под церковию и кладбищем 400 или 500 сажень, церковь пользуется землею причта 95 дес. 800 саж. удобной и неудобной 35 десятин 52 саж., за причтом пахотной земли 33 десят. 1180 саж., сенокосной 69 дес., много и неудобной. Что все 359 десятин 1064 сажени составляют неотъемлемую принадлежность причта, свидетельствует следующий документ, сохранившийся в церковном архиве: «1792 года сент. (число не указано) дня по Указу Ея Императорскаго Величества Лальския нижняя расправа и городовой магистрат, слушав выписку, в коей написано: Слободской Преображенской церкви церковнаго старосты Данилы Нелюбина, состоит де во владении за показанною Преображенскою церковию издревле писцовая церковная земля да по купчим крепостям по полудеревне Каменки да Пахомовской да сенные покосы званием пожни Ивашевска, Медведица и Новоселовска и с Залужьем, кои в нынешнее межевание обмежованы за тою церковию, на что и планы в получении имеются. Во оных владениях состоит пашенной земли восем(ь)десят две десятины двести пятьдесят сажень, сенного покосу сто одна десятина, лесу дровяного сто шестьдесят девять десятин шестьсот сажень см…ство вышеписанныя владения и сенныя покосы содержат разных государственных экономических кр-н и владельческих деревень с землями в вышеписанных деревнях в написан(ну)ю в нынешнюю четвертую ревизию половников и никаких душ не имеется (в данной фразе знаков препинания нет, поэтому смысл её не совсем понятен), а обрабатывают пашенную землю при погосте и в деревнях священноцерковнослужители, а на те владения и пожни разных годов крепости к разсмотрению и представлены, в коих значится: 1., прикладной, писанной 7050 (1541/42) г., данной кр-ном Васильем Афанасьевым сыном, на треть деревни Ратайкова; 2., роздельнойной, писанной 7132 (1624) г. июня 2 дня крестьянами Трифаном Кузнецовым, Давидом Якимовым, Девятком Новоселовым на деревню Новоселовскую; 3., заемной поступной, данной 7136 (1627/28) г. кр-ном Архипом Чирухиным Антропьевой слободы церковным старостам Федору Захарову и Ивану Савельеву на пожню в Чирковом наволоке присыпной песок в 9 рублях; 4., купчей 7139 (1631) г. августа 7 дня, данной кр-ном Ларионом Никифоровым Якимовым крестьянину Минею Игнатьеву Иванову на три жеребья деревни Пахомова Рогозинские, купленные ценою за пятнадцать рублей; 5., купчей же 7140 (1631) г. ноября 20 дня, данной крестьянином Девятком Новоселовым кр-ну Минею Иванову на пятой жеребей деревни Пахомова, купленной им ценою за десять рублей двадцать пять копеек; 6., купчей 7142 (1634) марта 23, данной кр-ном Семеном Захаровым кр-ну Родиону Захарову на четверть деревни Ивашевской, купленную им ценою за дватцать рублей; 7., купчей же 7144 (1633) декабря 25, данной кр-ном Менщиком Никитиным Матрениным кр-ну Анцыфору Матренину же на пожню в Качевском наволоке Медведицы две полосы и с наволоком, купленную им ценою за дватцать рублей; 8., заемной просрочной 7145 (1637) марта 22, данной кр-нами Матфеем и Никитой Матрениными на пожни Вихторовицу и Медведицу Преображенской церкви церковному старосте [Андрею Нечаеву Пьянкову и всем кр-нам того приходу] Ивану Тютрину в дватцать пять рублей; 9., прикладной памяти 7149 (1641) марта 28, данной кр-ном Григорьем Захаровым Преображенской ц. церковному старосте Андрею Нечаеву Пьянкову и всем кр-нам того приходу на половину деревни Пахомовские и деревни Новоселовские; 10., купчей 7149 (1641) марта 28, данной кр-ном Баженом Захаровым церковному старосте Андрею Пьянкову на пожню Присаду и с новочистью, купленную ценою за тридцать рублей; 11., заемной просрочной 7150 (1641/42) года, данной кр-ном Григорьем Шемякиным церковному старосте Андрею Пьянкову на деревню Ратовика в пятнадцати рублях; 12., заемной просрочной 7192 (1683/84) года, данной кр-ном Иваном Захаровым церковному старосте Володимеру Нечаеву (и) Ивану Полеваеву на пожню четверть Ивашевской печища деревни Ивашева в (И)стобенском наволоке в семи рублях; 13., заемной же просрочной 7195 (1686), сентября 12, данной кр-ном Иваном Захаровым церковному старосте Якову Ноговицыну; 14., купчей 7196 (1688), апреля 3, данной кр-нами Аникой, Андреем и Григорьем Матренинскими церковным старостам Петру Перевалову и Петру Шаламову на половину печища деревни Прислона из под Лальскова волочка Медведицу, купленную ценою за тридцать рублей; 15., заемной просрочной 7198 (1690) марта 29, данной кр-ном Дмитрием Захаровым церковным старостам Емельяну Захарову (и) Анике Матренинскому на пожню Ивашевскую в двух рублях; 16., заемной же просрочной 7199 (1691) апреля (число не указано), данной Марьей (отчество или фамилия не указаны) с сыном (имя не указано) и Дмитрием Захаровым церковным старостам Гаврилу и Стефану Чирухиным на пожню в Ыстобном наволоке Ивашевскую в девяти рублях; 17., владельном 7199 (1690) октября (число не указано) данном указе Преосвященнаго Александра архиепископа Великоустюгскаго и Тотемскаго Спас(с)кой церкви священнику Прокопью и церковному старосте Емельяну Захарову и прочим приходским людям на половину деревни Пахомовской и с прочими угодьи; 18., владельной выписе 1722 года марта 3 дня Устюгскаго провинциальнаго суда ис канцелярии Антропьевы слободы церкви Преображения Господня церковному старосте Ивану Медведеву на пожню Лыву и Новоселовскую; 19., купчей 7205 (1697) года апреля 11 дня, данной кр-ном Матфеем Захаровым церковным старостам Михаилу Захарову и Ивану Лычакову на четверть пожни в Ыстобном наволоке Ивашевские, купленную ценою за девятнадцать рублей. Приказали, как из обстоятельства дела видно, что состоящие во владении по здешней округе у церковнослужителей земли дошли ко означенным церквам по сошным писцовым книгам в разныя времяна, по закладным и купчим крепостям, которыя и при бывшем генеральном земель размежевании примежеванными состоят к тем церквам для пропитания церковнослужителям, на что имеются они данныя геометрические специальные планы и межевыя книги, кои и считать же следует неоспоримою крепостью; на тех владельных ими землях по нынешней четвертой ревизии, как из объявлениев поданных в расправу видно, никаких кр-нских и половничьих душ в написании не имеется, а обрабатывают оныя земли церковнослужители сами собою и получают со оных по неимению руги выразшей хлеб себе в пропитание и сено в прокормление скота, то во разсуждение сих обстоятельств те земли в подлинныя церковнослужителями в сходственность вышеписанных узаконениев межевой инструкции, 1766 года мая 25 дня, 10-й главы, 1-го, 3-го, 5-го, 7-го, 11-й главы, 1-го, 14-й главы,  11-го, 33-й главы, 1-го и 2-го пунктов и указа Правительствующаго Сената межевой экспедиции 1789 года июня 8 дня оставить в вечном и непоколебимом владении при показанных церквах для пропитания священноцерковнослужителям. Поданное определение подписано /тако:/ Семен Навреев, бургомистр Кондрат Пономарев, ратманы Григорей Протопопов, Михайло Бобровской, Петр Чебаевский, Степан Новоселов. Сельские заседатели: Сергей Микулин, Иван Безтужев, Иван Курилов. Скрепил в секретарской должности канцелярист Висарион Захаров. Подписан 15-го октября 1792 года. С подлинным читал канцелярист Иван (фамилия не указана).» Так же по геометрическим специальным 1783 года планам и межевым книгам вся земля значится за священноцерковнослужителями. Всех планов на земли, составляющия принадлежность причта, шесть, земли по оным пишется 359 десятин 104 сажени, кроме того, есть пожня Копыриха, пожертвованная в ц. вдовой … Осиповой 4 десят. Плана и документа на владение оною пожнею нет. В рукописном Евангелии 7012 года читаем надпись, что от Ивана Артемьева Гагарина поступила в дом святому мученику Димитрию Селунскому земля Разбобуринская, указаны оной земле межи и известна по специальному церковному окружному плану 1783 года. В своей заметке Иван Гагарин между прочим пишет: «(начала цитаты нет) А владети тою землею священнику и крылошенем хто станет служити у Демитрея Вселунскаго. А вы отцы священницы Бога ради поминайте моих родителей Ортемья, Варвару, Григорья утопшего, Улиту, Варвару (конец цитаты)». Есть и другие на Евангелии надписи, где, как заметно, обозначены прикладные земли, но – по неясности их написания – разобрать не можем.

Ещё один документ. Газета Вологодские губернские ведомости за 1854 г. № 11 оф. ч. прилож. стр. 16.:

№ 14. Пустошь Пахомовская, принадлежит крестьянину Гаврилу Веретенникову и Священноцерковнослужителям Антропьевской Преображенской церкви, 64 дес. 1317 саж., время утверждения сказки 1852 г., делится на 3 участка.

№ 15. Деревня Истопная, принадлежит Священноцерковнослужителям Лальской Спасской церкви и государственным крестьянам, 47 дес. 899 саж., время утверждения сказки 1852 г., делится на 2 участка.

№ 16. Деревня Каменка, принадлежит погосту Преображенской церкви и государственным крестьянам, 167 дес. 1,425 саж., время утверждения сказки 1852 г., делится на 5 участков.

и др.

Добавлю. Самая первая купчая (или дарственная) на церковную землю этого погоста (та же летопись, л. 3 об.):

Лета 7023 (1515), месяца июня 26 дня. Всем приходом Дмитрея великаго да я Тимофей да я Данило Фомины дети поддали есмя землю под церковь Дмитрея великомученика и в дом. А межа той земле по перечному истоку да по истоку вниз по большому до сохры да по сохре до Сухарины речки. Да я Михаило Клобуков да Борис Онфилофьев поддали есмя в дом Дмитрею Святому землю за Сухариной рекой. А межа той земле с мостища по край новины в лыву. Да поддали с угодия в дом Дмитрею Святому со сми плугов с четвертию Духовое озеро и с полъистоком с перечным да и с полуистоком большим священноиерею Ивану начальному служителю Святаго Димитрия да и на весь крылос, или которые священникы будут иные у Дмитрея Святаго вперед ино ему тою землею владети и угоди.

Пояснение: первая церковь была в честь Дмитрия Солунского, потом была построена Преображенская, а в 1748-1754 гг. построен каменный храм, состоящий из двух церквей - Спасо-Преображенской и Дмитрия Солунского.

Ещё о доходе причта (летопись, л. 10): Жалованья всеми получается в год 114 руб. 66 копеек. От прихода за славу со св. крестом к Пасхе и Рождеству Хр., за молебствия в церкви и по деревням, за заказные обедни, поминовения и проч. денежного дохода за все вообще получается до 132 руб. в год., за годовое поминовение нек(ото)рыми приходскими (людьми) своих родителей получается на всех ржи пудов 40 или 50, руги собирается ржи пуд. 25, овса пуд. 14 и ячмени пуд. 10, льну пуда 4, петровского /сметаны/ руб. на 20. Всея вообще выгоды от прихода причтом получится и с денежным доходом руб. до 236.

Много это или мало, сказать не могу. Тем не менее, в  той же летописи указывается, что  средств у церкви мало, прихожане нерадивы, жертвуют неохотно, на и службы посещают, особенно молодёжь, нерегулярно. Например церковную ограду строили целых 10 лет.  И это при том, что существовало приходское попечительское общество, председателем которого был сам волостной голова.