В ревизии 1816 года в починке при речке Устье Беспутки значился Кирило Епимахов Некрасов. Был переведен для хлебопашества сей же волости из деревни Мокрецовской (https://rodnaya-vyatka.ru/places/95784) без разделения семейства.
В ревизии 1816 году указано проживание двух семей в починке Реткинском. 1) Осип Кирилов Реткин 55 лет с сыновьями Перфилом 28 лет и Павлом 28 лет. У Перфила дети Венедикт 6 лет и Сидор 4 лет; 2) Глахтион (отчество неразборчиво) Реткин 27 лет и его брат Фока 17 лет. Были переведены по жительству Вятской округи Кстининской волости из деревни на речке Ердянке (вероятно, отсюда - https://rodnaya-vyatka.ru/places/82469).
В ревизии 1816 года указано, что в починке вновь росчитном при речке Адовке жителями являлись Григорий Пиминов Микишев 41 года с детьми Елизаром 18 лет, Иваном 15 лет, Федором 10 лет, Григорием 5 лет, Гаврило 2 лет. Были переведены по жительству Куринской волости из починка вновь росчистного (https://rodnaya-vyatka.ru/places/53373). Являлись единственной семьей в починке на момент ревизии.
По ревизии 1816 года в починке при речке Хабаровке в качестве жителя значился Степан Михайлов Трефилов 50 лет. Был переведен по жительству Юмской волости из починка Барсуковского (https://rodnaya-vyatka.ru/places/99186). Являлся единственным жителем на момент ревизии.
kireeva1971 ответил в: Три Филипповки 5 лет 4 месяца назад
Нет все не так. Зона (6 колония) как раз была, а поселок Филипповка возник возле колонии - поселок военнослужащих, служивших в колонии 6. По тому, что нам показала Стафорова, поселок Ф начинался у колонии 18, далее мы шли прямо до бывшего клуба поселка (сейчас это склад 6 колонии), затем поворачивали обратно, доходили до середины пути до леска и поворачивали налево, и шли до дороги Завод - Восточный). И вот этот квадрат и была территория поселка Ф. Пруд Пентина, например, находился далеко от домов, где жили военные, а еще был стадион, он вообще был ближе к дороге Завод -Восточный. Попробую на карте это найти.
Насчёт немцев уточню: работавшие в Кировской области советские немцы не были ни ссыльными, ни депортированными. Кировская область не была определена местом их депортации. Это была т.наз. "Трудармия", т.е. граждане, призванные во время войны для выполнения работ по принудительной трудовой повинности. В трудармию призывали практически всех трудоспособных немцев, и из мест депортации (Казхахстан и Западная Сибирь) отправляли кого куда. Некоторые оказывались практически в условиях исправительно-трудовых лагерей (как описано), а некоторые просто работали на военных заводах, как и другие эвакуированные. Во время войны конечно же никаких членов семьи с коровами у трудармейцев быть не могло - это уже наложились послевоенные воспоминания. После войны Трудармия была распущена, но в отношении немцев в 1945 г. введён режим спецкомендатуры, т.е. они должны были жить строго там где жили и раз в месяц отмечаться у коменданта. При этом семьям разрешили воссоединиться - так к бывшим трудармейцам приехали жёны и дети, а кто и хозяйство завёл. В 1955 г. режим спецкомендатуры был снят, и появилась возможность переезжать куда угодно.
Короче, описанные вами советские немцы (в отличие от немцев-военнопленных) во время войны были военнослужащими, а после войны - спецпоселенцами. Но в отличе от спецпоселенцев-раскулаченных, они не отбывали какое-либо наказание, поэтому называть их "ссыльными" - неправильно. Если их депортацию ещё можно как-то назвать ссылкой (хоть это и не вполне корректно), то призыв в армию ссылкой называть никак нельзя.
Да, я понял, что остовы домов - это от Филипповки 1960-х гг. На карте, ссылку на которую я вам дал, химзавод (в центре) и две колонии (они на карте внизу, я не знаю которая из них № 18 и какая № 6, а также где находится контора СМУ-18). Чтобы определить координаты - кликните по нужному месту правой кнопкой мыши.
Презентацию посмотрел - у вас на схеме отметка стоит фактически на территории зоны (которая на карте левее). То есть этой зоны не было и на её месте был посёлок? Или на полянке между двумя колониями? Эта полянка не выглядит большой. Или всё же к северу от зон на территории, которая занята сейчас заводом.
kireeva1971 ответил в: Три Филипповки 5 лет 4 месяца назад
Думаю, что правильно деревня Филипповка указана. Мне правда сложно определить было. Я работала с картой 1937 г. На ней колхоз "Красное знямя" указан. И на других картах тоже примерно там же Филипповка. Фундаменты домов мы видели от поселка военных, от деревни ничего не осталось и нам её никто не показывал. Поселок военных начинался у колонии №18 и занимал большую территорию, тянулся до колонии №6, да еще уходил до конторы СМУ -18. Мы там были и это большая территория. И мне кажется, что на карте (которую вы мне предлагали посмотреть) может быть и указан поселок военнослужащих. Филипповский точно указан на карте - тут я уверена. Я не могу по карте определить координаты. Предлагаю вам это сделать - послала презентацию с картами по почте. В нашей работе куча неточностей. 1. По словам Стафоровой деревня не совпадает, наоборот, с картами. Просто было интересно зафиксировать еще одно мнение. Оно было основано у неё на воспоминаниях бабушки.
На 1 января 1963 года в поселке Филипповка проживало 360 человек. Решением исполкома Бисерского сельсовета в п. Филипповка были образованы 2 улицы: Ключевая и Полевая.
Получается, эта 3-я Филипповка тоже была официально населённым пунктом. У меня есть из "Ленинца" списки избирательных участков за некоторые годы, я посмотрел за 1963 год - в составе Бисерского округа есть посёлок Филипповка. И в 1971 году есть - в составе избирательного участка Восточный № 20/20 - посёлок Филипповка Белореченского поссовета. А вот позже уже не встречается.
Из справочника по АТД Вятской губернии-Кировской области: Решением Кировского облисполкома от 25 декабря 1972 г. № 641 ... в Омутнинском районе населенные пункты Восточный и Филипповка Белореченского поссовета объединены в один населенный пункт Восточный (ГАКО ф. Р-2169, оп. 43, д. 37, л. 166).
Она показала, где находились дома, баня, пруд, площадь, магазин и рассказала о своем детстве. Также мы увидели сохранившиеся фундаменты домов.
Посмотрите, пожалуйста на карту - уточните координаты, в которых вы наблюдали "сохранившиеся фундаменты домов". На слое спутниковых карт должно быть видно.
-------
А деревня Филипповка была снята с учёта в 1962 году: Решением Кировского облисполкома от 9 января 1962 г. № 3 ... Омутнинском районе сняты с регистрации и учета населенные пункты: ... Бисеровского с/с – Силкины, Филипповка (ф. Р-2169, оп. 28, д. 2213, л. 25)
Осенью 2018 года жительница поселка Татьяна Георгиевна Стафорова сводила нас на «Поле чудес» - бывшее заводское поле, где работники завода в конце 80-х начале 90-х садили картошку для собственных нужд. Деревня Филипповка находилась с восточной стороны этого поля, что совпадает с картами.
Могли бы вы проверить, у нас сейчас отмечено правильно место деревни?
buldakovaai ответил в: Грызуны 5 лет 4 месяца назад
Здравствуйте, на краеведческом сайте с. Сюмси у Рябова Ивана Максимовича, есть воспоминания жительницы Грызунов Соловьевой.Лично я читала эти воспоминания в отпечатанном виде, целая история образования починка.В нашей старообрядческой деревне Новый Кузлук ,рядом с Грызунами,у Прыткиных кто-то был женат на жительнице из Черпы.
kireeva1971 ответил в: Три Филипповки 5 лет 4 месяца назад
Это протоколы Заседаний Белозерского сельсовета с 1946 по 1950 годы
Интересно. (По возможности, давайте ссылки на упоминаемые арх. документы - фонд, опись, дело, листы)
kireeva1971 ответил в: Три Филипповки 5 лет 4 месяца назад
Нашла документ 1947 года из районного архива. Из документа: "Округ №11 80-й км (лагерь) в него входят местные жители 80 -го км делянка №5 всего 129 человек. Итого количество населения по Белозерскому с/с 1065. Метрострой 455, колхозы 610. Председатель с/с А. Кашина".
Спасибо, интересно. Конечно, будут вопросы - вы увидите их в комментариях:) В этом плюс опубликования работы, есть возможность получить обратную связь.
kireeva1971 ответил в: Три Филипповки 5 лет 4 месяца назад
Старожилы вспоминают, что небольшой лагерь для военнопленных был и на 79 км, и в Метрострое. Бегал туда мальчишкой Опарев Юрий Клавдиевич-житель д.Волчата 1938 года рождения. Сколько там было пленных, мальчику было трудно определить, но он помнит, что два барака было длиной 50 метров. Это из работы "Немецкая поляна". Вот еще
Поначалу венгры были расположены в Метрострое, потом их перевели на 79 км, а немцев оставили в Метрострое. На 79 км забор вокруг бараков был, а в Метрострое не было. Немцы все играли на губных гармошках. У них была киноустановка и они пускали мальчишек посмотреть фильмы. Около этих бараков стояли около 30 танкеток без башен и около десятка американских «студебекеров». Они использовались на лесоповале. Последний в Метрострое водитель «Студебекера» был Леонид Кулаков. Пленные заготавливали для питания грибы, ягоды, выращивали овощи на свежераскорчеванном огороде в районе железнодорожного переезда. Начальником лагеря в Метрострое был Павел Наумович Порубов.
Военнопленными были построены узкоколейные железнодорожные линии от Метростроя до п. Филипповский, а потом от п. Филлиповский до 79 км, где была погрузка. Там на штабелях грузили вагоны. А составы с лесом шли постоянно. Каждый час проходил состав и днем, и ночью.
Вывозка леса по узкоколейке шла на лошадях. Лошадь тащила «вагонку», нагруженную «ассортиментом», т.е. не хлыстами, а напиленными бревнами длинной 3-4 метра. Конюшни находились в п.Бисерский в конце улицы Советской, на 13 км узкоколейки из Метростроя и в самом Метрострое.
Работу опубликую в блоге.
Вы, пожалуйста, пишите еще, там наверняка есть неточности и ошибки.
kireeva1971 ответил в: Три Филипповки 5 лет 4 месяца назад
Да, согласна, что конно-рельсовая дорога. Об этом и воспоминания людей сохранились. Узкоколейка, получается, ошибка. Андрей Викторович сказал бы "сочинили" и был прав. Про лагерь на 79 км точно не знаю. Давайте еще в одной работе отыщу сведения. Работа называется "Немецкая поляна". Вроде как есть сведения, что был. В Бисерском точно лагерь был. Еще помню, что в архиве в документах по Филипповскому значится "79 км - лагерь". Мы и предположили, что там был лагерь. Доказательст других нет.
Лес вывозили на лошадях с Филипповского на Метрострой по узкоколейке, которая шла через весь лесоучасток и была построена немецкими военнопленными от п. Филлиповский до 79 км.
Получается, это не узкоколейка всё же, а конно-рельсовая дорога. Видимо вот как она проходила:
Они стояли на территории лагеря - 79 км. На 79 км осуществлялась погрузка леса на штабелях в вагоны.
vikt0r ответил в: Харитоновцы 5 лет 4 месяца назад
Добавил привязку к н.п. Им. Буденного в 1950 г. Д. Харитоновцы отсутствует в Списках населенных пунктов 1950 г., но в списке есть н.п. "им. Буденного".
Из списка колхозов Рябовского сельского Совета: на 1 января 1940 года под №2. - "им. Будёного д. Харитоновцы".
kireeva1971 ответил в: Филипповка 5 лет 4 месяца назад
Жители, в основном перебрались в п. Метрострой, п. Белореченск (до 1964 г Бисерский). Там жили такие семьи как Кожухарь, Скутельник, Амелины, и еще много не местных фамилий (они были сосланные из Украины, Молдавии). Жили там и те, кто был осужден из местных, также те, кто хотел бежать из колхоза.
kireeva1971 ответил в: Филипповка 5 лет 4 месяца назад
Да посмотрю все. Спасибо большое. поселок военнослужащих, конечно, не считался самостоятельным.
ru-danko ответил в: Филипповка 5 лет 4 месяца назад
Хорошо, я написал вам.
kireeva1971 ответил в: Филипповка 5 лет 4 месяца назад
Можете мне написать на почту vera.kireeva@mail.ru Долго не овечала - почему-то не могла войти на сайт ваш под своим паролем, а перепаролировать давал только на сутки.
kireeva1971 ответил в: Филипповка 5 лет 4 месяца назад
По нашим исследованиям в районе современного Восточного с начала 30-х до конца 50-х годов в разных местах существоали три Филипповки. Первая - это деревня Филипповка (я о ней написала выше) в ней был колхоз "Красное знамя". После войны возникает поселок (он же лесоучасток) Филипповский (там жили лесозаготовители по найму и осужденные работали). Местонахождение лесоучастка правильно назвал Вездеход - это "Немецкая поляна". л/у Филипповский существовал до начала строительства Восточного. Когда построили колонию №6 (это 1962 год) возле неё возник поселок военнослужащих тоже Филипповка. Он существовал примерно до 1975 года. Так что Филипповок было три. Я наше исследование могу скинуть вам или разместить самой только где? У нас там и местонахождение каждой Филипповки определено. У нас очень мало информации о деревне, только архивная, а вот поговорить с жителями не удалось - не смогли найти никого. Любая информация была бы в радость. У меня и карты есть.
Дмитрий Лысов ответил в: Воробьева Гора 5 лет 4 месяца назад
Добрый день! Посмотрите маршруты по Немде в книге Ворончихина Е.И. По Вятскому краю. Ходил от Воробьевых Гор до Чимбулата с остановкой у Немды в районе д. Буржата в 2001 и 2009 гг (далее полями уходили к г. Советску). Там сильно все заросло уже тогда. Вдоль реки идешь полями. У д. Дугино нужно два раза в брод перейти реку. Если соберетесь по маршруту, сделайте фото мест, где были деревни. Например, в Дугино еще оставалась пара разрушеных домов. Вообще, интересно состояние дороги на сегодня.
ru-danko ответил в: Филипповка 5 лет 4 месяца назад
Про лесоучасток Филипповский посмотрите мой комментарий и привязанные данные списка 1952 года. Очень интересно, что там было очень большое население.
Когда построили колонию №6 (это 1962 год) возле неё возник поселок военнослужащих тоже Филипповка. Он существовал примерно до 1975 года.
Об этом месте упоминаний в списках населённых мест и на картах нет - возможно, он не считался самостоятельным НП (в отличие от деревни Филипповки и лесоучастка Филипповского).
Я наше исследование могу скинуть вам или разместить самой только где?
Размещайте ваши исследования в блоге на нашем сайте!
Дмитрий Лысов ответил в: Воробьева Гора 5 лет 4 месяца назад
Помню эту гору в начале августа, шел дождь весь день, было прохладно. Я надолго запомнил ее. Написал позже песню.
Воробьёвы горы
Скатывается солнце с "Воробьёвых гор".
В палатке отдыхают два туриста.
И ничего не надо, только бы рассвет
Согрел, на-на-на-на-на-на.
Больше всего не хватало женских рук.
Выше всех холмов витал дикий дух дождя.
Если солнца не видно, то как-то обидно,
Но туристам всё равно.
Будь то снег, или туман,
Или дождь, или всё вместе –
По горам пам-па-ру-рам…
Мы проснулись перед фактом,
что дождь был и ушёл.
08.08.2001
ru-danko ответил в: Филипповка 5 лет 4 месяца назад
По списку 1952 года в н.п. "Филипповка" 99 хозяйств, 279 жителей. Очень много, это самый большой населённый пункт Белозерского сельсовета. Для сравнения, в пос. Метрострой всего 34 хозяйства и 119 жителей.
А уже в 1959 году по переписи этот н.п. не упоминается. Вот здесь писали, что он ликвидировался в 1958 году.
Интересная ситуация - хорошо бы было прояснить, что это был за посёлок, и куда его сселили.
ru-danko ответил в: Филипповка 5 лет 4 месяца назад
По опубликованному на днях списку 1952 года в н.п. Филипповка 9 хозяйств, 43 жителя. Вполне сходится с вашими данными за 1947 год (население уменьшилось, что неудивительно).
Здравствуйте, Вадим! Мне бы очень хотелось связаться с Вами лично! Я долгое время искала своих родственников, бабушек, дудешек и похоже нашла благодаря Вам! Мой прадед Фуфачев Григорий Тихонович 1901г.р. служил, после его убили на войне в 1942, если не ошибаюсь, у него была жена Фуфачева Мария Васильевна. Жил он и его семья в деревне Хреново, коршикского с\с. Я не знаю как связаться с Вами здесь, но если вы прочитаете мое сообщение, то, пожалуйста, напишите мне на почту! Буду ждать с нетерпением! Alentwiks@mail.ru
Деревня позднее 1960 года перестала существовать, и ни в одном справочнике и источнике об этом не указано. Возможно кто-нибудь владеет информацией о дате прекращения существования деревни?
Добрый день. Возможно. Но путь там не близкий... Я думаю, что километров 30-40 будет. река сильно петляет. Лучше на плоту или байдарках. Места там очень красивые.
brivniece ответил в: Воробьева Гора 5 лет 4 месяца назад
Добрый день! Меня интересует маршрут Воробьевы горы-д.Береснята (доргоножковы)-Чимбулат.Это вообще пешком возможно? Там жили мои предки Софроновы .
“На территории дома отдыха находился единственный в районе памятник Ленину. Сейчас он находится на территории какого-то производства по прямой дороге от Пирогово к Сарапульскому тракту.”- памятник стоит при въезде на территорию овощной базы на Пойме
В списке населенных пунктов 1950 г. отдельным н.п. записан Детдом № 121. Т.к. он в 1941- ок.1953 г. находился в д. Репинцы, прикрепил его сюда /источник информации: https://www.falenki.ru/story/repinskii-detskii-dom-121
vikt0r ответил в: Русская Сада 5 лет 4 месяца назад
Да, я тоже на это обратил внимание. Причём так не в каком-то одном сельсовете, а во многих (но не во всех) случаях. Наверное, были какие-то инструкции по порядку учёта таких жителей. Данные указаны согласно источнику.
По детским домам и другим временным населенным пунктам какая-то неувязка. Там каждый временный житель засчитан, как отдельное хозяйство. Но именно так и написано в исходных документах.
У нас общее правило - в качестве последнего устанавливаем то, которое зафиксировано в наиболее познем источнике, остальные указываем в скобках. Нет смысла для н.п. указывать наименование "1096 км", если он никогда под таким названием не упоминался (упоминался остановочный пункт, а не населённый пункт).
Страницы
5 лет 4 месяца назад
Город Киров, Успенский Трифонов монастырь, 27 ноября 2020 года. Фото Елены Чудиновских. Спасибо!
5 лет 4 месяца назад
Вычитала в интернете ("Какие фамилии русские взяли у шведов"/Русская семерка) о фамилии Норкин.
Норна - скандинавская богиня судьбы и есть имя Нора. Так что Норкины могут оказаться потомками древних викингов.
5 лет 4 месяца назад
В ревизии 1816 года в починке при речке Устье Беспутки значился Кирило Епимахов Некрасов. Был переведен для хлебопашества сей же волости из деревни Мокрецовской (https://rodnaya-vyatka.ru/places/95784) без разделения семейства.
5 лет 4 месяца назад
Отличная книга! Буду зимой изучать маршруты.
5 лет 4 месяца назад
В ревизии 1816 году указано проживание двух семей в починке Реткинском. 1) Осип Кирилов Реткин 55 лет с сыновьями Перфилом 28 лет и Павлом 28 лет. У Перфила дети Венедикт 6 лет и Сидор 4 лет; 2) Глахтион (отчество неразборчиво) Реткин 27 лет и его брат Фока 17 лет. Были переведены по жительству Вятской округи Кстининской волости из деревни на речке Ердянке (вероятно, отсюда - https://rodnaya-vyatka.ru/places/82469).
5 лет 4 месяца назад
В ревизии 1816 года указано, что в починке вновь росчитном при речке Адовке жителями являлись Григорий Пиминов Микишев 41 года с детьми Елизаром 18 лет, Иваном 15 лет, Федором 10 лет, Григорием 5 лет, Гаврило 2 лет. Были переведены по жительству Куринской волости из починка вновь росчистного (https://rodnaya-vyatka.ru/places/53373). Являлись единственной семьей в починке на момент ревизии.
5 лет 4 месяца назад
По ревизии 1816 года в починке при речке Хабаровке в качестве жителя значился Степан Михайлов Трефилов 50 лет. Был переведен по жительству Юмской волости из починка Барсуковского (https://rodnaya-vyatka.ru/places/99186). Являлся единственным жителем на момент ревизии.
5 лет 4 месяца назад
Да, приглядитесь к снимкам спутниковым, если вы были там на местности, должны сориентироваться.
5 лет 4 месяца назад
Да спасибо, разъяснили. В этом без знаний сложно было разобраться.
5 лет 4 месяца назад
Добрый день! Обсуждение темы: https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3766/104852
5 лет 4 месяца назад
Нет все не так. Зона (6 колония) как раз была, а поселок Филипповка возник возле колонии - поселок военнослужащих, служивших в колонии 6. По тому, что нам показала Стафорова, поселок Ф начинался у колонии 18, далее мы шли прямо до бывшего клуба поселка (сейчас это склад 6 колонии), затем поворачивали обратно, доходили до середины пути до леска и поворачивали налево, и шли до дороги Завод - Восточный). И вот этот квадрат и была территория поселка Ф. Пруд Пентина, например, находился далеко от домов, где жили военные, а еще был стадион, он вообще был ближе к дороге Завод -Восточный. Попробую на карте это найти.
5 лет 4 месяца назад
Интересная история, спасибо!
Насчёт немцев уточню: работавшие в Кировской области советские немцы не были ни ссыльными, ни депортированными. Кировская область не была определена местом их депортации. Это была т.наз. "Трудармия", т.е. граждане, призванные во время войны для выполнения работ по принудительной трудовой повинности. В трудармию призывали практически всех трудоспособных немцев, и из мест депортации (Казхахстан и Западная Сибирь) отправляли кого куда. Некоторые оказывались практически в условиях исправительно-трудовых лагерей (как описано), а некоторые просто работали на военных заводах, как и другие эвакуированные. Во время войны конечно же никаких членов семьи с коровами у трудармейцев быть не могло - это уже наложились послевоенные воспоминания. После войны Трудармия была распущена, но в отношении немцев в 1945 г. введён режим спецкомендатуры, т.е. они должны были жить строго там где жили и раз в месяц отмечаться у коменданта. При этом семьям разрешили воссоединиться - так к бывшим трудармейцам приехали жёны и дети, а кто и хозяйство завёл. В 1955 г. режим спецкомендатуры был снят, и появилась возможность переезжать куда угодно.
Короче, описанные вами советские немцы (в отличие от немцев-военнопленных) во время войны были военнослужащими, а после войны - спецпоселенцами. Но в отличе от спецпоселенцев-раскулаченных, они не отбывали какое-либо наказание, поэтому называть их "ссыльными" - неправильно. Если их депортацию ещё можно как-то назвать ссылкой (хоть это и не вполне корректно), то призыв в армию ссылкой называть никак нельзя.
5 лет 4 месяца назад
Да, я понял, что остовы домов - это от Филипповки 1960-х гг. На карте, ссылку на которую я вам дал, химзавод (в центре) и две колонии (они на карте внизу, я не знаю которая из них № 18 и какая № 6, а также где находится контора СМУ-18). Чтобы определить координаты - кликните по нужному месту правой кнопкой мыши.
Презентацию посмотрел - у вас на схеме отметка стоит фактически на территории зоны (которая на карте левее). То есть этой зоны не было и на её месте был посёлок? Или на полянке между двумя колониями? Эта полянка не выглядит большой. Или всё же к северу от зон на территории, которая занята сейчас заводом.
5 лет 4 месяца назад
Думаю, что правильно деревня Филипповка указана. Мне правда сложно определить было. Я работала с картой 1937 г. На ней колхоз "Красное знямя" указан. И на других картах тоже примерно там же Филипповка. Фундаменты домов мы видели от поселка военных, от деревни ничего не осталось и нам её никто не показывал. Поселок военных начинался у колонии №18 и занимал большую территорию, тянулся до колонии №6, да еще уходил до конторы СМУ -18. Мы там были и это большая территория. И мне кажется, что на карте (которую вы мне предлагали посмотреть) может быть и указан поселок военнослужащих. Филипповский точно указан на карте - тут я уверена. Я не могу по карте определить координаты. Предлагаю вам это сделать - послала презентацию с картами по почте. В нашей работе куча неточностей. 1. По словам Стафоровой деревня не совпадает, наоборот, с картами. Просто было интересно зафиксировать еще одно мнение. Оно было основано у неё на воспоминаниях бабушки.
5 лет 4 месяца назад
Получается, эта 3-я Филипповка тоже была официально населённым пунктом. У меня есть из "Ленинца" списки избирательных участков за некоторые годы, я посмотрел за 1963 год - в составе Бисерского округа есть посёлок Филипповка. И в 1971 году есть - в составе избирательного участка Восточный № 20/20 - посёлок Филипповка Белореченского поссовета. А вот позже уже не встречается.
Из справочника по АТД Вятской губернии-Кировской области: Решением Кировского облисполкома от 25 декабря 1972 г. № 641 ... в Омутнинском районе населенные пункты Восточный и Филипповка Белореченского поссовета объединены в один населенный пункт Восточный (ГАКО ф. Р-2169, оп. 43, д. 37, л. 166).
Посмотрите, пожалуйста на карту - уточните координаты, в которых вы наблюдали "сохранившиеся фундаменты домов". На слое спутниковых карт должно быть видно.
-------
А деревня Филипповка была снята с учёта в 1962 году: Решением Кировского облисполкома от 9 января 1962 г. № 3 ... Омутнинском районе сняты с регистрации и учета населенные пункты: ... Бисеровского с/с – Силкины, Филипповка (ф. Р-2169, оп. 28, д. 2213, л. 25)
Могли бы вы проверить, у нас сейчас отмечено правильно место деревни?
5 лет 4 месяца назад
Здравствуйте, на краеведческом сайте с. Сюмси у Рябова Ивана Максимовича, есть воспоминания жительницы Грызунов Соловьевой.Лично я читала эти воспоминания в отпечатанном виде, целая история образования починка.В нашей старообрядческой деревне Новый Кузлук ,рядом с Грызунами,у Прыткиных кто-то был женат на жительнице из Черпы.
5 лет 4 месяца назад
Это протоколы Заседаний Белозерского сельсовета с 1946 по 1950 годы
5 лет 4 месяца назад
Интересно. (По возможности, давайте ссылки на упоминаемые арх. документы - фонд, опись, дело, листы)
5 лет 4 месяца назад
Нашла документ 1947 года из районного архива. Из документа: "Округ №11 80-й км (лагерь) в него входят местные жители 80 -го км делянка №5 всего 129 человек. Итого количество населения по Белозерскому с/с 1065. Метрострой 455, колхозы 610. Председатель с/с А. Кашина".
5 лет 4 месяца назад
По переписи 1795 года всего в деревне проживают 15 мужчин и 16 женщин.
5 лет 4 месяца назад
Спасибо, интересно. Конечно, будут вопросы - вы увидите их в комментариях:) В этом плюс опубликования работы, есть возможность получить обратную связь.
5 лет 4 месяца назад
Старожилы вспоминают, что небольшой лагерь для военнопленных был и на 79 км, и в Метрострое. Бегал туда мальчишкой Опарев Юрий Клавдиевич-житель д.Волчата 1938 года рождения. Сколько там было пленных, мальчику было трудно определить, но он помнит, что два барака было длиной 50 метров. Это из работы "Немецкая поляна". Вот еще
Поначалу венгры были расположены в Метрострое, потом их перевели на 79 км, а немцев оставили в Метрострое. На 79 км забор вокруг бараков был, а в Метрострое не было. Немцы все играли на губных гармошках. У них была киноустановка и они пускали мальчишек посмотреть фильмы. Около этих бараков стояли около 30 танкеток без башен и около десятка американских «студебекеров». Они использовались на лесоповале. Последний в Метрострое водитель «Студебекера» был Леонид Кулаков. Пленные заготавливали для питания грибы, ягоды, выращивали овощи на свежераскорчеванном огороде в районе железнодорожного переезда. Начальником лагеря в Метрострое был Павел Наумович Порубов.
Военнопленными были построены узкоколейные железнодорожные линии от Метростроя до п. Филипповский, а потом от п. Филлиповский до 79 км, где была погрузка. Там на штабелях грузили вагоны. А составы с лесом шли постоянно. Каждый час проходил состав и днем, и ночью.
Вывозка леса по узкоколейке шла на лошадях. Лошадь тащила «вагонку», нагруженную «ассортиментом», т.е. не хлыстами, а напиленными бревнами длинной 3-4 метра. Конюшни находились в п.Бисерский в конце улицы Советской, на 13 км узкоколейки из Метростроя и в самом Метрострое.
Работу опубликую в блоге.
Вы, пожалуйста, пишите еще, там наверняка есть неточности и ошибки.
5 лет 4 месяца назад
Да, согласна, что конно-рельсовая дорога. Об этом и воспоминания людей сохранились. Узкоколейка, получается, ошибка. Андрей Викторович сказал бы "сочинили" и был прав. Про лагерь на 79 км точно не знаю. Давайте еще в одной работе отыщу сведения. Работа называется "Немецкая поляна". Вроде как есть сведения, что был. В Бисерском точно лагерь был. Еще помню, что в архиве в документах по Филипповскому значится "79 км - лагерь". Мы и предположили, что там был лагерь. Доказательст других нет.
5 лет 4 месяца назад
Народное название: "Чепецкий перевоз", т.к. была еще другая деревня Перевоз - на р. Святице, там был перевоз через р. Святицу.
Очевидно, до постройки моста через р. Чепцу, в этом месте так же была переправа.
На карте Фаленского района 1962 г. - название - "Чепецкий перевоз", на карте Фаленского лесхозы 1967 г. - название - "Перевоз".
5 лет 4 месяца назад
Спасибо за ценный материал!
Получается, это не узкоколейка всё же, а конно-рельсовая дорога. Видимо вот как она проходила:
Т.е. на 79-км километре был какой-то лагерь? У нас на карте отмечена только железнодорожная казарма: https://rodnaya-vyatka.ru/places/89870
5 лет 4 месяца назад
Снята с регистрации и учета решением Кировского облисполкома от 14 августа 1968 г. №462. При снятии название - Турунцы.
5 лет 4 месяца назад
Добавил привязку к н.п. Навстречу в 1950 г.
Д. М. Турунцы отсутствует в Списках населенных пунктов 1950 г., но в списке есть н.п. "Навстречу".
Из списка колхозов Рябовского сельского Совета: на 1 января 1940 года под №4.:"4. На встречу д. М.Турунцы".
/Источник: архивная справка Муниципального архива администрации Фаленского района Кировской области Фонд № Р-92. Колхоз " СВОБОДА" д. Вогульцы Балахнинского сельского Совета, Бельский район, Кировская область, 1931-1965: https://alertino.com/ru/437128
5 лет 4 месяца назад
Добавил привязку к н.п. Им. Буденного в 1950 г. Д. Харитоновцы отсутствует в Списках населенных пунктов 1950 г., но в списке есть н.п. "им. Буденного".
Из списка колхозов Рябовского сельского Совета: на 1 января 1940 года под №2. - "им. Будёного д. Харитоновцы".
/Источник: архивная справка Муниципального архива администрации Фаленского района Кировской области Фонд № Р-92. Колхоз " СВОБОДА" д. Вогульцы Балахнинского сельского Совета,Бельский район, Кировская область, 1931-1965: https://alertino.com/ru/437128
5 лет 4 месяца назад
Жители, в основном перебрались в п. Метрострой, п. Белореченск (до 1964 г Бисерский). Там жили такие семьи как Кожухарь, Скутельник, Амелины, и еще много не местных фамилий (они были сосланные из Украины, Молдавии). Жили там и те, кто был осужден из местных, также те, кто хотел бежать из колхоза.
5 лет 4 месяца назад
Да посмотрю все. Спасибо большое. поселок военнослужащих, конечно, не считался самостоятельным.
5 лет 4 месяца назад
Хорошо, я написал вам.
5 лет 4 месяца назад
Можете мне написать на почту vera.kireeva@mail.ru Долго не овечала - почему-то не могла войти на сайт ваш под своим паролем, а перепаролировать давал только на сутки.
5 лет 4 месяца назад
По нашим исследованиям в районе современного Восточного с начала 30-х до конца 50-х годов в разных местах существоали три Филипповки. Первая - это деревня Филипповка (я о ней написала выше) в ней был колхоз "Красное знамя". После войны возникает поселок (он же лесоучасток) Филипповский (там жили лесозаготовители по найму и осужденные работали). Местонахождение лесоучастка правильно назвал Вездеход - это "Немецкая поляна". л/у Филипповский существовал до начала строительства Восточного. Когда построили колонию №6 (это 1962 год) возле неё возник поселок военнослужащих тоже Филипповка. Он существовал примерно до 1975 года. Так что Филипповок было три. Я наше исследование могу скинуть вам или разместить самой только где? У нас там и местонахождение каждой Филипповки определено. У нас очень мало информации о деревне, только архивная, а вот поговорить с жителями не удалось - не смогли найти никого. Любая информация была бы в радость. У меня и карты есть.
5 лет 4 месяца назад
Добрый день! Посмотрите маршруты по Немде в книге Ворончихина Е.И. По Вятскому краю. Ходил от Воробьевых Гор до Чимбулата с остановкой у Немды в районе д. Буржата в 2001 и 2009 гг (далее полями уходили к г. Советску). Там сильно все заросло уже тогда. Вдоль реки идешь полями. У д. Дугино нужно два раза в брод перейти реку. Если соберетесь по маршруту, сделайте фото мест, где были деревни. Например, в Дугино еще оставалась пара разрушеных домов. Вообще, интересно состояние дороги на сегодня.
5 лет 4 месяца назад
Про лесоучасток Филипповский посмотрите мой комментарий и привязанные данные списка 1952 года. Очень интересно, что там было очень большое население.
Об этом месте упоминаний в списках населённых мест и на картах нет - возможно, он не считался самостоятельным НП (в отличие от деревни Филипповки и лесоучастка Филипповского).
Размещайте ваши исследования в блоге на нашем сайте!
5 лет 4 месяца назад
Помню эту гору в начале августа, шел дождь весь день, было прохладно. Я надолго запомнил ее. Написал позже песню.
Воробьёвы горы
Скатывается солнце с "Воробьёвых гор".
В палатке отдыхают два туриста.
И ничего не надо, только бы рассвет
Согрел, на-на-на-на-на-на.
Больше всего не хватало женских рук.
Выше всех холмов витал дикий дух дождя.
Если солнца не видно, то как-то обидно,
Но туристам всё равно.
Будь то снег, или туман,
Или дождь, или всё вместе –
По горам пам-па-ру-рам…
Мы проснулись перед фактом,
что дождь был и ушёл.
08.08.2001
5 лет 4 месяца назад
По списку 1952 года в н.п. "Филипповка" 99 хозяйств, 279 жителей. Очень много, это самый большой населённый пункт Белозерского сельсовета. Для сравнения, в пос. Метрострой всего 34 хозяйства и 119 жителей.
А уже в 1959 году по переписи этот н.п. не упоминается. Вот здесь писали, что он ликвидировался в 1958 году.
Интересная ситуация - хорошо бы было прояснить, что это был за посёлок, и куда его сселили.
5 лет 4 месяца назад
По опубликованному на днях списку 1952 года в н.п. Филипповка 9 хозяйств, 43 жителя. Вполне сходится с вашими данными за 1947 год (население уменьшилось, что неудивительно).
5 лет 4 месяца назад
Здравствуйте, Вадим! Мне бы очень хотелось связаться с Вами лично! Я долгое время искала своих родственников, бабушек, дудешек и похоже нашла благодаря Вам! Мой прадед Фуфачев Григорий Тихонович 1901г.р. служил, после его убили на войне в 1942, если не ошибаюсь, у него была жена Фуфачева Мария Васильевна. Жил он и его семья в деревне Хреново, коршикского с\с. Я не знаю как связаться с Вами здесь, но если вы прочитаете мое сообщение, то, пожалуйста, напишите мне на почту! Буду ждать с нетерпением! Alentwiks@mail.ru
5 лет 4 месяца назад
Деревня позднее 1960 года перестала существовать, и ни в одном справочнике и источнике об этом не указано. Возможно кто-нибудь владеет информацией о дате прекращения существования деревни?
5 лет 4 месяца назад
На карте Фаленского района 1944-50 гг. проставлены километры вдоль ЖД, нечетко видно, но разобрать можно..
5 лет 4 месяца назад
Добрый день. Возможно. Но путь там не близкий... Я думаю, что километров 30-40 будет. река сильно петляет. Лучше на плоту или байдарках. Места там очень красивые.
5 лет 4 месяца назад
Добрый день! Меня интересует маршрут Воробьевы горы-д.Береснята (доргоножковы)-Чимбулат.Это вообще пешком возможно? Там жили мои предки Софроновы .
5 лет 4 месяца назад
“На территории дома отдыха находился единственный в районе памятник Ленину. Сейчас он находится на территории какого-то производства по прямой дороге от Пирогово к Сарапульскому тракту.”- памятник стоит при въезде на территорию овощной базы на Пойме
5 лет 4 месяца назад
В Списке населенных пунктов 1950 г. отдельным н.п. сельсовета записан Детдом. Т.к. он в 1941-1954 гг. находился в д. Катаи, прикрепил его сюда.
5 лет 4 месяца назад
В списке населенных пунктов 1950 г. отдельным н.п. записан Детдом № 121. Т.к. он в 1941- ок.1953 г. находился в д. Репинцы, прикрепил его сюда /источник информации: https://www.falenki.ru/story/repinskii-detskii-dom-121
5 лет 4 месяца назад
В Списке 1950 г. отдельным н.п. записан Детский дом. Прикрепил его сюда же, т.к. он находился в д. Русская Сада в 1941-1955 г./ источник: https://www.falenki.ru/story/russko-sadinskiy-detskiy-dom
5 лет 4 месяца назад
Да, я тоже на это обратил внимание. Причём так не в каком-то одном сельсовете, а во многих (но не во всех) случаях. Наверное, были какие-то инструкции по порядку учёта таких жителей. Данные указаны согласно источнику.
5 лет 4 месяца назад
По детским домам и другим временным населенным пунктам какая-то неувязка. Там каждый временный житель засчитан, как отдельное хозяйство. Но именно так и написано в исходных документах.
5 лет 4 месяца назад
У нас общее правило - в качестве последнего устанавливаем то, которое зафиксировано в наиболее познем источнике, остальные указываем в скобках. Нет смысла для н.п. указывать наименование "1096 км", если он никогда под таким названием не упоминался (упоминался остановочный пункт, а не населённый пункт).
Страницы