Последние комментарии

Страницы

Аватар пользователя Иван Зыков
Иван Зыков ответил в: Боровица
8 лет 7 месяцев назад

Опубликовал ещё 3 фото, присланные пользователем НаталяШа.

Аватар пользователя Анатолий_1959
Анатолий_1959 ответил в: Михалицын
8 лет 7 месяцев назад

 

Фамилия Михалицин образована от имени собственного и относится к распространенному типу русских фамилий.

Основой фамилии Михалицин послужило церковное имя Михаил. Нередко древние славяне к имени новорожденного присоединяли имя его отца, обозначая тем самым принадлежность к определенному роду. Связано это с тем, что крестильных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Дополнение же к имени человека в виде отчества помогало решать проблему идентификации.

Фамилия Михалицин восходит к крестильному мужскому имени Михаил, которое в переводе с древнееврейского означает «благонравный». Это имя считается довольно распространённым на Руси и имеет несколько уменьшительных вариантов: Миха, Михал, Михалко, Миша. Имя Михаил мог получить человек, родившийся в День Архангела Михаила (8 ноября).

Архангел Михаил – главный архангел, являющийся самым почитаемым библейским персонажем. В Откровении Иоанна Богослова повествуется о небесной битве архангела Михаила и его ангелов с семиглавым и десятирогим драконом, в результате которой великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и Сатаною, низвержен на землю. Архангел Михаил – архистратиг («главнокомандующий») – глава святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона.

На иконах Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой. Также Михаил может быть представлен как архистратиг Сил Небесных, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне. Из икон, посвящённых Михаилу, можно отметить «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», «Явление Архангела Михаила Иисусу Навину» и «Собор Архангела Михаила».

Архангел Михаил считается небесным покровителем Архангельска, Киева (он изображён на гербах этих городов) и Сочи. В Киеве ему посвящён Михайловский златоверхий монастырь.

Уже в XV–XVI веках в среде богатых людей начинают закрепляться и передаваться из поколения в поколение фамилии, обозначающие принадлежность человека к конкретной семье. Это были притяжательные прилагательные с суффиксами –ов /-ев, -ин, изначально указывающие на имя главы семейства. Таким образом, потомок человека, обладающего именем Михалица, со временем получил фамилию Михалицин.

Но и народные формы церковных имен одинаковыми были не во всех славянских землях. Например, имя Николай в большинстве русских говоров получило распространение в форме Никола, в белорусских и некоторых украинских - Микула, в других украинских - Микола. У русских людей это имя тоже было нередким. Но не всюду, а только в северо-западных землях. От производных форм того же имени образованы и другие фамилии: Николаичев, Николин, Николов, Николюкин, Никулаенков, Никулин, Никуличев, Никулищин, Никулкин, Никулов, Никульшин, Миколаев, Микулин, Микулицын, Микульшин и др. Окончание -ын также основано на местных преданиях (былин) о богатыре Микулице и Микулицыной дочке.

О точном месте и времени возникновения фамилии Михалицин в настоящее время говорить сложно, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Однако, в древних исторических хрониках Кировской области существует и такая запись:”… Вяткою на горах стоит чюдской городок их языком зовом Болванской. И в лето 6689-е (1181) июля в 24 день на память святых мученик Бориса и Глеба заповедаша они всему войску своему ни пити ни ясти дондеже Господь Бог поручит тот чюдской городок, и приступиша к тому городку и взяша его и побиша ту множество чюди и отяков, а инии разбегошася, и поставиша в том граде храм во имя святых мученик Бориса и Глеба, а граду има нарекоша Микулицын.”

Вывод, как версия – на вятской земле в 12в пришли люди, основали город  Микулицын (от Никольского  храма). Потом фамилия трансформировалась в МИХАЛИЦЫН. В Кировской области и сейчас есть деревня Михалицыно (и не одна).

Тем не менее, фамилия Михалицин представляет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.

 

Библиографические источники:

Словарь современных русский фамилий (Ганжина И.М.), Словарь русских фамилий (Крушельницкий Е.Л.), Словарь фамилий (Грушко Е.А., Медведев Ю.М.), Энциклопедия русских фамилий (Хигир Б.Ю.), Русские имена и фамилии (Шейко Н.И.), Русские фамилии (Унбегаун Б.О.).

Коментарий: Данная трактовка образования фамилии МИХАЛИЦЫН получена по запросу на составление фамильного диплома. Мне нравится.

vikt0r ответил в: Вершинин
8 лет 7 месяцев назад

Почему-то всех в первую очередь интересует происхождение именно фамилии. Меня тоже многие спрашивают. Обычно никогда не даю комментариев по происхождению фамилий, т.к не являюсь специалистом в ономастике. А интернет-версиям тем более нельзя верить.

Раньше считали, что многие фамилии произошли от названий деревень. Теперь, мы, изучив переписи и другие  документы, узнали, что как раз все наоборот, деревни назвали по фамилиям первопоселенцев. А вот докопаться по переписям до предков, которые первые в моем роду стали носить фамилию не получается.

vikt0r ответил в: Орлов, хмурый сентябрь 1918 года
8 лет 7 месяцев назад

Документов может и нет, но могилы на кладбище в Орлове есть. Говорят, что расстрелянных из реки достали местные жители и похоронили.

В Глазове о расстрелах на Вшивой горке тоже не сохранилось документов.

Аватар пользователя татива
татива ответил в: Вершинин
8 лет 7 месяцев назад

Согласна с дядей Женей на 100 %! В инете чего только не найдешь по поводу происхождения фамилий... Я нашла такое толкование своей фамилии " произошла от  глагола "КАРЗИТЬСЯ", ну не абсурд ли!

Аватар пользователя Владимир Александрович
Владимир Алекса... ответил в: Очередная конференция Омутнинских краеведов
8 лет 7 месяцев назад

Спасибо, друзья, на добром слове! Забыл указать, что по итогам конференции будет издан сборник работ.

прапор ответил в: Очередная конференция Омутнинских краеведов
8 лет 7 месяцев назад

Владимир Александрович. Огромное спасибо за обзор. В дальнейшем, желаю Вам удачных и интересных исследований.

Евгения Коробкова ответил в: Чадаев Георгий Константинович
8 лет 7 месяцев назад

О, благодарю, поправила.

Аватар пользователя Анатолий Мыльников
Анатолий Мыльников ответил в: Чадаев Георгий Константинович
8 лет 7 месяцев назад

Прошу уточнить, указаны два отца Константин Филиппович и Константин Андреевич. 

Можно привязать рождение к населенному пункту Большая Торсола ID: 105132. А в месте гибели лучше убрать Большая Торсола, т.к. она к этому событию отношения не имеет.

Аватар пользователя ru-danko
ru-danko ответил в: Очередная конференция Омутнинских краеведов
8 лет 7 месяцев назад

Владимир Александрович, спасибо за отчёт о конференции! Вы большие молодцы

SNEGOV ответил в: Епифаново
8 лет 7 месяцев назад

Хроника деревни Епишенок Светлянской волости Сарапульского уезда Вятской губернии с 1791 года http://frolov-vlad.narod.ru/cronos1.htm (3 страницы). 

Аватар пользователя дядя Женя
дядя Женя ответил в: Вершинин
8 лет 7 месяцев назад

Своё толкование фамилии Вершинин я дал выше, по факту её появления от конкретного прозвища конкретного человека. Можно много фантазировать и анализировать свои предположения, доводя свои высказывания до абсурда. Один товарищ, к примеру, утверждал, что марийская фамилия Актемежев, от словосочетания Акт о межевании, будто бы тот был межевщиком и подписывал какие-то акты межевания. Вопрос: неужели человек, производивший межевание (а это высокий статус профессии) был без фамилии? Или ещё подобная версия, что фамилия Потанин произошла от того, что ребёнка назвали по матери Тане, то есть, Потанин - названный по Тане.

В показанных выше версиях тоже могу назвать некоторые несоответствия. Топонимистические прозвания (не фамилии - в 17 в. не было такого понятия) в писцовых книгах означают, что человек - выходец из той или иной местности: Устюжанин - с Устюга, Важенин - с Ваги и т.д. Не у каждого эти прозвания стали фамилиями. Выходец с вершины (горы, реки, оврага), логически, не мог именоваться Вершининым или Вершиной, поскольку для писца это ни о чём не говорило (с какой вершины спустился человек?).

Не могла фамилия произойти и от верши - рыболовной снасти. Даже, если человек получил прозвище Верша (допустим, рыбак или ремесленник), его сын был бы записан, допустим, Ивашко Петров сын (чей) Вершин, но не Вершинин (никакого удвоения тут  в принципе быть не может).

О Вершине Дементьеве из Пошехонья: тот, что помещик, наверняка уже имел фамилию (возможно, по фамилии и записан - Дементьев), то есть Вершинины от него точно не пойдут. А вот Ивашко Вершина, повар Симонова монастыря, если не дал обет безбрачия, вполне мог иметь детей Вершининых. А мог и не иметь - в первой половине 16 в. дети не писались в писцовых книгах и при очередной переписи наверняка были записаны просто по отцу - Ивановы дети, может быть, каждый со своим прозвищем, если у него таковое было. Ивашко Вершинин Теплоух и Ивашко Вершинин Феофилатьев. В первом случае Ивашко Вершинин, прозвищем Теплоух. Здесь 2 варианта: если Вершинин - это отчество, то фамилия, скорее всего, будет у сына Теплоухов. Если Вершина - это фамилия (от Верша), дети могут быть и Вершиными, и Теплоуховыми - именно так делился род на разные фамилии в средине 17 в. В моих исследованиях есть документальное подтверждение того, что наследники Тита Мартьянова, имевшего статусное прозвище Вершина (вышестоящий, военачальник), разделились на две ветви: Мартьяновы и Вершинины. А один из его потомков в переписи 1646 г. записан Баженко Иванов сын Мартьяновых Вершинин, то есть Баженко Иванов сын из рода Вершины Мартьянова.

Нужно иметь в виду, что прозвище человека - есть его характеристика, данная окружающими, а не его личное желание. Порой такие прозвища были нелицеприятными, но что поделаешь, если заслужил. Отсюда и фамилии, например, Бздюлёв, Посикалов и т.п. Интересное объявление прочитал в газете "Вятская речь" (№11 за 15.01.1911 г.): "Бывшая наша фамилия Подыминогины в настоящее время переименована Карповы, с. Чудиново Орловского уезда".

Когда-то по ТВ была передача "Моя родословная", в январе этого года она повторялась на телеканале "Время". В сюжете о родословной небезызвестного Сергея Светлакова его однофамилец (наверняка дальний родственник, предки Светлаковых из-под Котельнича) Андрей Светлаков из Москвы толкует появление фамилии. Его версия: поскольку по генотипу Светлаковы имеют финно-угорские корни, а на Вятке есть деревни Светлаки, то происходит это название и фамилия от "савиит-лаки", нечто, связанное с глиной, и на полном серьёзе говорит, что предки могли быть и не Светлаковыми, а, например, Гончаровыми. Как вам такая версия? Но никто почему-то не мог предложить наиболее вероятную и лежащую на поверхности версию, что Светлаковы - это потомки светлоокова человека, то есть человека со светлыми очами (глазами). Сын Светлооков, а потомки его в 17 в. Светлоковы - просто, из двух "о" в фамилии осталась одна, и та, со временем, перешла в "а" - Светлаковы. Не исключено,что Светлаковы где-то превратились в Светляковых, и уже не понятно, о светлячка произошла фамилия или от светлоокова человека. А зрить надо всегда в корень, но не до такой степени, чтобы уходить на десятки и сотни веков в глубь истории и связывать нечто финно-угорское с русской фамилией.

Аватар пользователя ele-chudinovsk
ele-chudinovsk ответил в: Орлов, хмурый сентябрь 1918 года
8 лет 7 месяцев назад

народных ужасов я тоже слыхала немало, только вот документальных подтвержденйи не находилось...

vikt0r ответил в: Орлов, хмурый сентябрь 1918 года
8 лет 7 месяцев назад

Это еще не все "Орловские ужасы". Слышал, что там расстреливали монахов Орловского монастыря в затоне. Трупы плыли по Вятке.

Аватар пользователя Lex
Lex ответил в: Орлов, хмурый сентябрь 1918 года
8 лет 7 месяцев назад

Согласен, особенно когда "всепропальщиков" послушаешь и их стенания про то что Россия нищая и недоедает, с экранов телевизоров только и слышись стенания о несчастном "русском" народе. Я всегда в таких случаях задаю вопрос таким заявлениям - Скажите сколько конретных людей в вашем окружении голодает? Ответа не получил до сих пор, только отсылы к каким то там фактам и статситике. :) Да слава Богу живём! Хотелось бы лучше, но и за это слава Богу! :)

Андрей Александрович ответил в: Ключевка (Старая Ключевка)
8 лет 7 месяцев назад

Я убрал это н.п. - а он сохранился. Сейчас не вижу его на карте. Будет время - подкорректирую.

Аватар пользователя tatiana53
tatiana53 ответил в: Пушкарёв Иван Степанович
8 лет 7 месяцев назад

Я обязательно помещу папины фото и напишу несколько историй из папиной жизни, как только у меня будет возможность.

Аватар пользователя Иван Зыков
Иван Зыков ответил в: Орлов, хмурый сентябрь 1918 года
8 лет 7 месяцев назад

Наверное, не было в истории такого времени, когда люди бы были довольны всем. Всегда есть кого и за что ругать. Такова человеческая сущность.

Но если учесть, что какие-то десятилетия назад большинство людей находились в состоянии постоянной нужды, то нам и правда жаловаться не на что.

Аватар пользователя ele-chudinovsk
ele-chudinovsk ответил в: Орлов, хмурый сентябрь 1918 года
8 лет 7 месяцев назад

да, как ни ругай наше время - а все же оно лучше

Аватар пользователя Иван Зыков
Иван Зыков ответил в: Орлов, хмурый сентябрь 1918 года
8 лет 7 месяцев назад

Какой кошмар творился... Особенно концовка. За слова про орловские ужасы и совет сестры — расстрелять человека.

Как же прекрасно мы живём.

Аватар пользователя Иван Зыков
Иван Зыков ответил в: Пушкарёв Иван Степанович
8 лет 7 месяцев назад

Может, опубликуете портрет Вашего папы? Какие-то фронтовые истории о нём, рассказ о том, как он воевал и т.п... Из таких воспоминаний и пишется история.

Юлиана ответил в: Места захоронений Вятского края
8 лет 7 месяцев назад

Спасибо! 

Аватар пользователя Дмитрий Лысов
Дмитрий Лысов ответил в: Места захоронений Вятского края
8 лет 7 месяцев назад

Попробуйте в одноклассниках поискать, также можно позвонить в школу или библиотеку села. На нашем сайте проверяйте, обязательно найдется.

Аватар пользователя Дмитрий Лысов
Дмитрий Лысов ответил в: Хлыновка (Спасское)
8 лет 7 месяцев назад

Какие замечательные фотографии!

Аватар пользователя Lex
Lex ответил в: О деревне Олозы и ее жителях
8 лет 7 месяцев назад

Сейчас то понятно как раз, полное суеверие, а не вера, а тогда закон Божий как правило знали и в храмах регулярно бывали и проповеди слушали. Хотя встречались суеверия с которыми священство как правило отчаянно боролось . :)  В первых записях моего блога, как раз есть один из таких рассказов.

Страницы