Татарские сотни в составе Казанской губернии

13 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
ЮлияЛогинова

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 5 дней назад
Регистрация: 14.06.2020 - 00:26

Здравствуйте, уважаемые форумчане! Помогите, пожалуйста, разобраться - что представляли из себя часто встречающиеся в Ландратских книгах и ревизских сказках татарские сотни. Например Арская дорога, сотня татрина Рыски Баймаметева. Понимаю, что это какая-то административно-территориальная единица, но хотелось бы знать более точно: кто владел, на каких правах-условиях этими сотнями, что собственно, представляли из себя сотни? Поиск в интернете практически ничего не дал. Прошу помочь! Заранее спасибо!

Я интересуюсь фамилией: Логиновы

Я интересуюсь фамилиями:
Логинов
Виктор_В
Аватар пользователя Виктор_В
Модератор, Модератор персоналий

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 11 часов назад
Регистрация: 15.03.2015 - 23:22

Точного ответа не знаю, сам пытался искать, но вразумительного ответа не нашел. Поэтому ниже мои домыслы:

Корректней называть эти сотни не татарскими, а ясачными. Сотни назывались по имени/отчеству сотника, сотники были разных национальностей и вероисповеданий. При смене сотника название сотни менялось.
Ясачные сотни это локальная особенность Казанского и Уфимского уездов, единица налогового учета приблизительно в 100 ясаков. Один ясак изначально некоторое количество зерна, позднее некоторая сумма денег. В нескольких источниках видел о переходе с натурального на денежный ясак, но ни разу не видел точную сумму, сколько центнеров зерна или денег составлял один ясак.

Это НЕ административно-территориальная единица, а административно-хозяйственная. В одном селе могли жить ясашные татары, служилые новокрещены, дворцовые русские, рудознатцы, бобыли и т.д. И все они платили налоги в разные ведомства.

Сотней управлял сотник, сотня делилась на населенные пункты, в каждом из которых был староста и возможно выборные (выборный - это тоже должность). Как назначался сотник информации не нашел. Староста должность выбираемая, избирался приблизительно на 3-5 лет (точной информации тоже не нашел). Количество выборных зависело от размера населенного пункта. В деревне меньше 10 дворов только староста, выборных не было, чем больше деревня тем больше выборных, самое большое видел 4 выборных в одном селе.

Сотники не владели сотнями, ясачные крестьяне - это государственные крестьяне на государственной земле. Сотники отвечали за сбор налогов с доверенной территории.

Виктор_В
Аватар пользователя Виктор_В
Модератор, Модератор персоналий

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 11 часов назад
Регистрация: 15.03.2015 - 23:22

Сотник - должность скорей всего назначаемая и очень часто наследуемая. Если старосты и выборные в смежных переписях часто менялись, имена сотников даже спустя 20-40 лет оставались прежними. Скорей всего кроме налоговых функций сотник выполнял судебные функции. Если брать современные аналогии, что-то вроде главы районной налоговой инспекции, главы районного ОВД и районного судьи в одном лице.

Каждый двор ясачных крестьян платил какую-то долю ясака, запись велась в ясачных книгах, на сколько я знаю они не сохранились. Как определялась доля ясака уплачиваемая конкретным двором тоже не знаю ))

  • такой-то двор - полтора ясака (1,5)
  • такой-то - пол чети ясака (0,125)
  • такой-то - треть ясака с получетью (0,458)

Еще раз повторюсь, все это мои домыслы, точного определения от профессиональных историков не видел.
Если вас устроит ответ в котором через слово "возможно" и "не знаю", тогда вот так ))

ЮлияЛогинова

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 5 дней назад
Регистрация: 14.06.2020 - 00:26

Виктор, спасибо Вам огромное! В Ваших рассуждениях все очень логично, направили меня в нужное русло, а то меня унесло уже в сторону служилых татар и их вотчин )) А по-поводу "возможно" - и у профессиональных историков частенько нет единства при взгляде на одни и те же события )) 

Я интересуюсь фамилиями:
Логинов
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 4 часа 57 минут назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

У меня сложилось точно такое же представление. Служилые татары, казаки-мещеряки и тептяри в эти сотни не входили, это - другие сословие, не ясашные. Татары-крестьяне (иноггда называемые "чювашами") - входили, наряду с черемисой, вотяками и русскими ясашными крестьянами.

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Виктор_В
Аватар пользователя Виктор_В
Модератор, Модератор персоналий

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 11 часов назад
Регистрация: 15.03.2015 - 23:22

"Чюваша" и "татара" иногда встречаются в одних и тех же сотнях. Несколько раз видел объяснение, что чюваша = татары, но причину не понимаю, почему тогда их пишут раздельно. У них даже имена разные, у татар преимущественно мусульманские, у чуваш - тюркские.

Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 4 часа 57 минут назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Вместе не встречал. Могу предположить, что таким образом в каком-то конкретном случае переписчик различал татар-мусульман и татар-язычников (которые впоследствие образовали особый народ чувашей). Однако термин "чюваша" встречаетс и в чисто мусульманских районах, где он вроде бы не может относиться к предкам чувашей. Конкретно в Кукморском районе. Впрочем, вполне возможно, что в 17 веке расселение мусульман и язычников не соответствовало современному.

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Виктор_В
Аватар пользователя Виктор_В
Модератор, Модератор персоналий

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 11 часов назад
Регистрация: 15.03.2015 - 23:22

А не проще ли предположить, что словом "чюваша" обозначались чуваши, а словом "татара" - татары. Зачем эти сложности с "глупым переписчиком", который не знает что чувашский и татарский язык это языки из разных языковых групп. Даже если переписчик не знает, документы подписывали сотники, старосты и выборные, которые увидев грубую ошибку указали бы на нее. Вот лично вы промолчите, если вам в документах укажут национальность - "белудж" или "амхара"?

Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 4 часа 57 минут назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Ну, это ж не моё предположение, что "чюваша" - это татары, это просто так считается в исторической науке. Я не знаю почему, наверное есть какие-то основания.

Про "глупого переписчика" я не говорил. Наоборот, я предположил, что переписчик настолько хорошо знал предмет, что решил разделить чювашей и татар, хотя не был обязан это делать. То есть, это был умный, продвинутый переписчик.

В любом случае, сопоставлять "чювашей" и "татар" из ревиских сказок с современными чуващами и татарами - это некорректно, так как чуваши и татары - это национальности, а в ревизских сказках национальности как правило не указвались . "Чюваша" и "татара" - это сословия. К примеру, значительная часть лиц татарской национальности не были записаны "татарами", а среди "татар" теоретически можно ожидать, к примеру, ногайцев или башкир. Ну, а то, что "башкиры" ревизских сказок не соответствуют башкирскому этносу - это общеизвестно.  

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Виктор_В
Аватар пользователя Виктор_В
Модератор, Модератор персоналий

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 11 часов назад
Регистрация: 15.03.2015 - 23:22

Про историческую науку, источники? Я читал на форумах в интернете подобное мнение, что в Арском и Кукморском районах всегда от сотворения мира жили татары и если переписях указаны татары и чуваши, то это явная ошибка, потому что здесь всегда жили татары. В интернетах, конечно, врать не будут, но хотелось бы что-то посущественней.

Про "башкир" ничего не знаю, никогда Уфимским уездом не занимался и собственного мнения у меня нет.

Ясашные - это сословная группа, с одинаковыми правами и обязанностями. Но просто "ясашные" практически никогда не пишут, практически всегда с уточнением национальности:

  • ясашные крестьяне (применительно к Казанскому уезду крестьяне это всегда русские)
  • ясашные татары
  • ясашные старокрещены ис татар
  • ясашные новокрещены ис татар
  • ясашные чюваши
  • ясашные новокрещены ис чюваш
  • ясашные черемисы
  • ясашные новокрещены из черемис
  • ясашные вотяки
  • и т.д.

Есть одно исключение, когда национальность может не указываться, это крещеные иноверцы:

  • ясашные новокрещены
  • ясашные новокрещены из ыноверцов

Я не понимаю почему, если в источнике написано "ясашные чюваши", в отношении западной части Казанского уезда этому можно верить, да, это чуваши. А если та же самая запись относится к северу или востоку уезда, это ошибка и правильно читать татары. Возможно я заблуждаюсь, но по моему это какая-то ерунда.

Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 4 часа 57 минут назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Если на западе Казанского уезда "чюваша" это не татары - то действтительно, ерунда какая-то. Потому что уезд один и переписывают его весь одни и те же люди. Я-то западной частью не занимался, поэтому у меня нет никаких оснований оспаривать уравнение чюваша = татары. Но если у вас такие основания есть - оспаривайте. Возможно, это уравнение подкинуто самими татарами-националистами в их вечных разборках с соседями. Аналогично башкир западной части Уфимского уезда они упорно считают татарами, хотя в РС написано "башкиры", сами башкиры их считают башкирами, а при советской власти даже в паспорта их башкирами записали.

Но всё же все перечисленные вами развновидности ясашных крестьян - это не национальности, а сословия. Суть различий между ними - это не язык, внешность или обычаи, а особенности налогообложения. Увы, я тоже не знаю как именно определялся размер ясака, но есть подозрение, что между новокрещенами и старокрещенами или между черемисой и чювашей - была разница в его размере. 

Отличие же "башкир" ревизских сказок от этнических башкир - вообще кардинальное. "Башкиры" - это наследственные землевладельцы, это их основной сословный признак.

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Виктор_В
Аватар пользователя Виктор_В
Модератор, Модератор персоналий

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 11 часов назад
Регистрация: 15.03.2015 - 23:22

Вы так уверенно начали, надеялся на источники, ну да ладно...

Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 4 часа 57 минут назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

А какой вам источник надо? Можете ссылаться на меня - вот вам и источник. 100% текстов написано такими же людьми, как я и вы.

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин