Заселение русскими Кукарки.

13 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Акулов Олег
Аватар пользователя Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 10 минут назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

 Здравствуйте!   

   На основе прочитанного  у меня сложилось такое представление о заселении,  хронологически:

 1)  Слобода Кукарская возникла до 1594 года,  

«Кругом слободы острог, а на остроге 3 пищали затинных, да в казне 10 самопалов ручных»

 2)   Монастырь  Жерновогорская Пустынь основан в 1594-м   (  в 1609 -м  сожжен,  простояв 15 лет) ,   жителями Слободы Кукарки  ( уже существующей к этому моменту сколько-то лет)

 3)  "с 1617 года крестьяне и бобыли Кукарской слободы начинают селиться вверх по Немде реке до речки Гремячки и по ней на четыре версты, и на другой стороне Немды по речке Немдеже на три версты"

 

  Итого,  до 1617 года    русских  деревень  ниже  собственно Слободы Кукарки   на р.Немде и р.Немдеже   не было.   

  Если я вижу  в переписи  1656 года    многочисленные  Деревни    на р. Немде и Немдеже  -   я  знаю, что все они возникли после 1617 года?   

  Деревни Большое Лужаново, Малое Лужаново и т.д.,   на самом восточном "выступе" излучины  ниже Слободы Кукарки  -  то же самое,  после  1617 года?  

  

 

 

  

Отредактировано: Акулов Олег 06.04.2023 - 10:05
Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин Вошкин
Акулов Олег
Аватар пользователя Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 10 минут назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

Настораживало, что это всё - деревни,   с очень короткой историей,  и  сразу крупные и   без  стадии починков.   Хотелось бы быть уверенным, что эти населенные пункты действительно  такие молодые  и вся их история   к середине 17 века каких-то  30 лет.     Много интригующих названий , и есть некоторый шанс найти  подтверждение  связи со своими. 

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин Вошкин
osokins
Аватар пользователя osokins
Модератор, Модератор персоналий

Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 5 дней назад
Регистрация: 20.04.2017 - 22:54

Когда Андрей Курбский в 1552г докладывал Царю Ивану Васильевичу, что "окромя татарского языка люди говорят на 5 языках: мордовский, чувашский, черемисский, воитецкий, або арский, башкирский", -то будучи русскоговорящим, он естественным образом, перечисляя чуждые ему языки не упомянул русский. 

Имея археологические факты проживания русских на Пижме, Чепце и др.реках в период владычества Золотой орды, учитывая, что данные территории имели статус негласного пограничья, куда стекались торговые (в том числе миграционные) пути племен славян и балтов с 6-9 веков (а может и ранее) и ханам орды в общем-то дела не было, на каком языке общаются подданные и какой они веры (лишь бы ясак "миром" платили в казну и отроками войска пополняли). Жили люди мирным бытом на погостах, а войны велись между властьимущими на полях брани.

К концу 15 века образовалось новое государство - Казанское ханство с центром в Казани, старых полков солдатам были розданы земли, чем меньше военные заслуги, тем дальше от столицы. Хотя в Касимовских летописях занижена численность войска, но тыщ 200 войнов в полках было, все распределены на проживание до границ ханства, образуя собственные ареалы и не трогая старожилов.

Новгородцы (поморы) не отважились бы на походы в чуждые места в самый тыл врага. Значит места не такие уж и чуждые им века так с 13...

Пустыня Жерновые горы, погост Колобово, Хлынов, Котельнич - молодые города в вехах истории. До них были скромные деревни, улусы, реликтовые рощи с землянками.

Акулов Олег
Аватар пользователя Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 10 минут назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

Здравствуйте,  думаю не был  край освоен  русскими до появления  Кукарки,   просто я неправильно представлял деревню.   Деревни сразу могли быть  деревнями,  не имея  длительной истории,  без предшествующих починков,   понаехали  многолюдно,  не по одиночке,   луга оставляли  на покосы,   а может сразу распахивали,  смотря что главнее на границе  стратегически,  животноводство или земледелие.     Надо будет почитать о пограничном быте.   Т.е.  я  к  тому, что  все поселения  на Немдеже    -  в самом деле с  1617 года  это  вполне реально,    через  30 лет писарь пишет    "Деревня  такая- то  Давыдова тож "   -  да, так и есть,   поселение сразу родилось деревней.  

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин Вошкин
дядя Женя
Аватар пользователя дядя Женя

Не в сети
Последнее посещение: 2 дня 10 часов назад
Регистрация: 26.07.2014 - 12:04

История Вятской земли начиналась не с появления в 1181 году близ Болванского городка новгородцев на, якобы, свободной от населения, кроме местных племён (вотяков, чуди), земле. Вот так запросто приехали, поселились сначала на Каме близ устья Вятки, потом решили по Каме подняться, перебраться в верховья Чепцы, спуститься по ней до Вятки, взять Болванский городок и мирно обустроить свою жизнь. А ничего, что территория эта была во владениях Волжской Булгарии, существовавшей здесь с IX века? Откуда взялась эта дата, из какой летописи? Сейчас уже доказано историками, что вятского летописания не существовало. Его и не могло быть. Вятская земля со столицей Нукрат на Нукрат-су (Бийсуйская и Нукратская губерния) в устье Моломы апервые упоминается в булгарской хронике в 1150 году, когда кан Колын заложил новый центр Бийсу (северные территории Булгара) возле балика Нукрат на Нукрат-су для защиты территории от набега новгородских ушкуйников. Новгородцы, как известно, к этому времени освоили северные земли Заволочья и Подвинья, поставили на Северной Двине свои остроги. "Молодшие" новгородские князья, не имевшие, по молодости, своих вотчин, совершали временами набеги на соседние земли, грабили купцов, приезжавших за товаром или с товаром для торговли с Булгарией. Река Молома была частью водно-волокового и сухопутного торгового пути Булгарии с Севером. Почему новый центр Бийсу? Старый находился на р. Устюг где-то в районе Кичменского городка (Гусман-Катау) и оказался близ владений новгородцев, вдали от Булгара и не мог выполнять свои функции из-за новой логистики, как сейчас принято говорить. Торговый путь был проложен в стороне от него через кайский волок (с притока реки Юг через Кайское болото в реку Каю, которая вытекает из него и впадает в Молому. Нукрат-Вятка была своего рода перевалочным пунктом товаров с малых речных судов (типа ушкуев) в большие речные суда, а также торговым центром. Город Колын стал охранным и таможенным центром на этом стратегически важном участке.

Теперь представьте мирных новгородцев, которые по какой-то причине ушли из Новгорода на новые "свободные" земли (то ли холопы с неверными жёнами, то ли "отколовшиеся" от Новгорода жители) и поселились на Каме близ устья Вятки, аккурат близ того места, где находился замок кана Ибрагима "Аламир-Султан". Кто бы им разрешил это сделать? Не об этих ли новгородцах пишет булгарская хроника "Джагфар тарихы"?:

"В 1181 году, однако, взгляд неистового кана на время оторвался от Саклана. В этот год обнаглевшие галиджийцы (новгородцы), притворившись балынскими (Балын, город в землях вятичей, на месте которого был построен Суздаль), проследовали мимо беспомощного Учеля (Казани), спящего Болгара в Нукрат-Идель и разграбили замок Ибрагима "Аламир-Султан". От замка уцелела лишь башня Алабуга (Елабужское городище). Сын Акбалыка - Масгут, поставленный тарханом Тамты, погнался за разбойниками и уничтожил их всех у города отца Каргатун на Чулмане (Каме)". Насчёт того, что уничтожил всех, большое сомнение. Вероятно, новгородские ушкуйники свернули в один из притоков Камы и ушли в верховья реки, откуда потом перебрались в верховья Чепцы, а часть отряда увела погоню вверх по Каме и там дала бой или сбежала в прибрежные леса. Летописец заверил, что разбойники понесли наказание. Это только предположение, как новгородцы могли попасть по Чепце в Вятку и там, якобы, поселиться.

Другая часть отряда, всё ещё жившая (по "Сказанию о вятчанех" - СВ и "Повести о стране Вятской" - ПСВ) в городке (с 1174 г.) на Каме, узнав (неизвестно каким образом), что первая часть дружины захватила Болванский городок и поселилась там, назвав его Никулицыном, решила тоже перебраться на Вятку. Увидела на возвышенном месте марийский городок Кокшаров ("иже нарицается Котельнич"), захватила его и стала жить там. Только раскопки Ковровского и Шабалинского городищ не дали артефактов марийского происхождения, нет близ Котельнича и марийских топонимов. Археолог Л.Д.Макаров выявил подобные на Городище близ Кукарки и считал, что новгородцы бились с марийцами именно здесь, а не у Котельнича. Ныне известны три волости первоначального русского поселения на Вятской земле: Никулицынская волость, Котельничская волость и Пижемская волость с центром в Кукарке. Насколько русские в последней волости прижились? - очевидно, веке в XIII-XIV вв. их вытеснили марийцы. Это то, что касается Кукарки.

СВ и ПСВ, на основе которых строилась история Вятской земли, критиковались, вероятно, всеми историками, но, "на безрыбье", как говорится, "и рак - рыба". Их, в конце концов, посчитали какими-никамими, но источниками вятской истории. А.А.Спицын, будучи выпускником С-Пб университета, хотел защитить дипломную работу по теме СВ и ПСВ с критикой этих источников. Его анализ показал, что ПСВ написана, вероятно, по заказу преосвященного Ионы или кого-то из священников по его указанию с целью обосновать проходящие на Вятской земле крестные ходы. Остальные сведения местами придуманы и написаны для связки. В этом можно убедиться, читая публикации отца и сына Рычковых. Последний озадачил историков новгородскими холопами и неверными жёнами, летящей над новгородцами птицей, звуками взмахов крыльев "хлы-хлы" указавшей на название речки Хлыновицы, откуда получил название и город Хлынов. На таком бреде и создана вятская история, такая же недостоверная, как юбилей города Хлынова - Вятки - Кирова. Задайтесь вопросом: "зачем новгородские ушкуйники в 1374 г., спускаясь по Моломе при походе на Булгар, свернули вдруг в устье Моломы, гребли против течения и пограбили Вятку-Хлынов, в которой жили их же соплеменники? Да не ту Вятку они грабили, а булгарскую, что была в устье Моломы. Ни другой Вятки, ни Хлынова в то время ещё не было, а был один город Колынов-Вятка в устье Моломы, единственный, что упоминается с "списке всех русских городов дальних и ближних" (1387-1392 гг.). О Вятке в устье Моломы рассказывает "Книга Большому Чертежу", её можно найти в Интернете или прочитать о ней в статье Сергея Ухова в эл. виде "Об имени "Вятка" в альманахе "Герценка: Вятские записки" вып. 12. Есть и более ранний, не правленый издателем рукописный список описания древней карты Руси - 1699 г., но как его вставить в блог, не знаю.

 

Акулов Олег
Аватар пользователя Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 10 минут назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

Здравствуйте!  Извините, что заслоняю ваш крупный и интересный текст своим коротким дилетантским комментарием,    две мысли :   

1)вы заменяете баснословные сведения из СВ и ПСВ   баснословной  ДТ.   Это действительно оправданно?   Специалисты  считают ДТ фальсификатом. Статус ДТ поменялся?     

2) Количество народонаселения .   В описываемые времена   контроль  над территориями ,  наверное можно брать в кавычки  -  "контроль"  .    В некоторых  точках, вероятно стояли  немногочисленные заставы.  Разведкой   можно  их выявить, потом уничтожить  или обойти.  Или  даже сосуществовать "не замечая" друг друга,     до  обострения  ситуации,   а после её  разрешения  снова сосуществовать.    

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин Вошкин
Акулов Олег
Аватар пользователя Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 10 минут назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

 "Об имени "Вятка" 

Cтатья Во!  -  Читаю впервые,   автор хорошо излагает.   

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин Вошкин
дядя Женя
Аватар пользователя дядя Женя

Не в сети
Последнее посещение: 2 дня 10 часов назад
Регистрация: 26.07.2014 - 12:04

В статье Сергея Владиславовича Ухова пишется о "Книге Большому Чертежу". Она показывает, что на карте одновременно существовали и город Хлынов (комментарий с печатного издания "Книги..." 1838 г., в рукописной копии 1699 г., с. 174: "От Слободы Л верстъ ГОРОДОКЪ Хлыновъ" - обращаю внимание на то, что расстояния показаны буквами кириллицы и что Хлыновъ - городокъ, а не город. Но ГОРОДА Орловец и Котелничь. Ниже6 "А по Вятке реке по Котелничь сверху" не ГОРОД, как у С.В.Ухова, а "ГОРОДЫ Вятка". Это не ошибка и не описка. Речь идёт о двух городах, Колыне (Ковровское городище) и Нукрате-Вятке (Шабалинское городище). В ДТ написано, что кан Колын в 1150 году заложил новый центр Бийсу - город Колын возле балика Нукрат на Нукрат-су (возле городка Вятки на Вятке-реке). Это и есть бывшие "ГОРОДЫ" и, как Вы уже понимаете из статьи, - городища на время списка карты в 1627 г. "А Вятка пала в Каму ниж Чортова города М верстъ". С.В.Ухов предполагает, что это бывший замок булгарского феодала. ДТ конкретно указывает, что это за замок: "В 1181 году, однако, взгляд неистового кана на время оторвался от Саклана. В этот год обнаглевшие галиджийцы (новгородцы, ушкуйники), притворившись балынскими (суздальскими) рыбаками, проследовали мимо беспомощного Учеля (Казани) и спящего Болгара в Нукрат-Идель и разграбили замок Ибрагима "Аламир-Султан". От замка уцелела лишь башня Алабуга (Елабужское городище). Сын Акбалыка - Масгут, поставленный тарханом Тамты, погнался за разбойниками и уничтожил их всех у города отца Каргатун на Чулмане (Каме)". Как полагаете: это специально выдумано для тех, кто пытается объяснить, что это за замок, какого феодала и когда разрушен? Или сообщению можно доверять, за небольшим исключением? В "Повести" и "Сказании о ветчанех" новгородцы (холопы с неверными жёнами) за 7 лет до показанной даты бежали из Новгорода (от пришедших с войны мужей) и поселились как раз на Каме близ этих мест. А кто бы их сюда допустил? А, может, эти самые галиджийцы, разгромившие замок в 1181 году, и бежали от Масгута по Каме, свернули в ближайший правый приток Камы, поднялись до верховьев, а там перетащили ушкуи на верховье Чепцы, спустились к Вятке и взяли Болванский городок вотяков, где и поселились. Часть их могли увести погоню выше по Каме, где и были разбиты или сбежали по суху к той же Вятке? О достоверности ДТ в части истории хана Куврата сообщает З.А.Львова, которая сравнивала её с более ранними переводами хроники Гази Бараджа, которую использовал Бахши Иман в 1680 году и которую перевёл И.М.-К. Нигматуллин в 1930-е годы. З.А.Львова ссылается также на раскопки, проведённые в 2020 году в Крыму, подтверждающие достоверность сообщений ДТ о Куврате. А фальсификатом ДТ была признана в 1990-е гг. с подачи сторонников "Открытого общества" Сороса. Пытался поставить фото текста, получилось слишком крупно.

дядя Женя
Аватар пользователя дядя Женя

Не в сети
Последнее посещение: 2 дня 10 часов назад
Регистрация: 26.07.2014 - 12:04

Давайте разберём фрагмент статьи в журнале "Исторический формат"  №4, 2020. "Появление "Джагфар тарихы" большинством исследователей булгарской истории было встречено с долей иронии и скептицизма". Скажем так: не исследователей, а историков. Прочитав в начале сайта критические статьи, большинство историков не соизволили ознакомиться с хроникой, коли на ней поставлено клеймо фальсификата. Историку покажи оригинал, а объяснения, почему оригинала нет, и не рассматриваются - издание не отвечает академическим требованиям. Сразу скажу: на краеведческую конференцию в Герценку в честь 650-летия Кирова по теме истории Кирова-Вятки приглашались очно или заочно со своими докладами исследователи со всей России. Доклады эти предварительно до конференции были опубликованы в сборнике, посвященном этому юбилею. Я посылал свой доклад по древней истории города Вятки. Исправив претензии по академическим требованиям, выслал его. Доклад был принят. Участвовал заочно. После конференции поинтересовался у организаторов конференции, напечатан ли мой доклад в сборнике (хотя я на это и не рассчитывал). Ответили, что - нет: "У Вас не научная статья, а публицистика". Он явно не вписывался в предстоящий юбилей.

Второй пункт недоверия к ДТ: "Не способствует доверию к "своду" и то, что переводчик счёл возможным перевести принятое в подлиннике летоисчисление на даты григорианского календаря от Рождества Христова. Преобразовать автоматически все даты хиджры досовременных исламских текстов на христианское летоисчисление видится очень сложным даже для крупного специалиста". А кто сказал, что составитель свода Бахши Иман не был таким специалистом? Как могут пользователи "свода" сопоставить даты хиджры X-XIII веков с современными, это касается, в первую очередь, булгар, коим свод посвящался, но и других жителей Руси XVII-XVIII вв., не говоря о современниках? Переводчик "свода" переводил даты явно не с хиджры, а, скорее, от "сотворения мира", а с этим проблем перевода на календарь от Рождества Христова нет.

Третья претензия: "непомерно амбициозная оценка роли булгар в истории Евразии". И что? До нападения полчищ монголо-татар на эти территории Волжская Булгария два-три века была крупной Державой и собирала дань как со своих территорий, так и с соседних, включая русские княжества. И это всё в порядке хронологии описано в "Джагфар тарихы". Если амбициозность видится в родословии канов, беков, так, восточная культура на этом и стояла - почитании предков.

На чём строилась история Вятской земли? По мнению А.А.Спицына, написанные в те же времена, что и "ДТ", "Сказание о вятчанех", "Повесть о стране Вятской" и пр. интерпретации темы сочинёны были по просьбе или требованию преосвященного Ионы. В основу легли описания крестных ходов на Вятской земле и строительство церквей. "Преосвященный Иона в том же 1675 году сделавшиеся ему известными разные по его епархии с прежних времён, по особенным случаям, установленные на Вятке церковные празднества, не отпустив ни одного, начал расследовать, доходя до причин, побудивших к оным. На сей конец требовал он от церковников... от кого что принадлежало, объяснения о причинах таковых празднеств, испытывая, не заключается ли под оным одной прихоти к прибыткам и народного обманутого суеверия..." (А.А.Спицын. Избранные труды по истории Вятки. С. 184) Всё остальное - это домыслы, и не только автора, но и публикаторов.

Акулов Олег
Аватар пользователя Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 10 минут назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

Здравствуйте! 

 Прочитал целиком  издание С. Ухова  "История Вятки как часть этнической истории восточной Европы",  очень интересно, особенно примерно  первые 1/3 , потом  с моей т.з.  все более начинают торчать уши фольк-хистори,  предположения все смелей,   Вятка становится  центром мироздания.   Но в общем произведение замечательное,  интересно было прочитать.

   

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин Вошкин
Акулов Олег
Аватар пользователя Акулов Олег

Не в сети
Последнее посещение: 2 часа 10 минут назад
Регистрация: 22.05.2021 - 00:10

Такой вопрос,  как к специалисту :  посмотрел на яндекс -карту повнимательней -  русло Моломы в месте впадения в Вятку  и сама Вятка тут петляют,   множество стариц, курьи,  болото,    возможно раньше Молома впадала в Вятку выше по течению.    Это так?     Попробую конечно и  самостоятельно разобраться.  Мне это интересно в том числе потому, что моя деревня может оказаться в прошлом на берегу  старого русла,  если реки двигались. Сейчас довольно далеко - 7.5 км  км до Моломы  и 9.5 до Вятки.  Очень интригующее положение на почти равном удалении от двух рек, может раньше в устье деревня была.  Надо  рельеф посмотреть . 

Я интересуюсь фамилиями:
Окулов Суфтин Вошкин
дядя Женя
Аватар пользователя дядя Женя

Не в сети
Последнее посещение: 2 дня 10 часов назад
Регистрация: 26.07.2014 - 12:04

Олег, в июле 1551 г. один из соратников вятского воеводы Бахтеяра Зюзина Тит Мартьянов получил по жалованной грамоте Ивана Грозного Шабуровский остров между Вяткою и Моломою "за нашу казанскую службу с нашими воеводами зиме и лете по вся годы", а брат его Каша - луг ниже Котельнича (Грамоты и акты Вятского архиерейского дома, №№ 1 и 2). В Кашиной грамоте есть приписка: "А наперёд того сего же года в генваре получил Каша жалованную грамоту такову ж, но её отняла Казанская черемиса за Устюгом на Кае реке, тогда как Каша с Бахтеяром Зюзиным возвращались из Москвы на Вятку. Повторную грамоту Каша получил в Москве, когда сопровождал к Ивану Грозному 46 крымских высокопоставленных пленных, захваченных вятским полком в дозоре в устье Вятки. Есть в ЭЗВ, т. 4, статья А.В.Эммаусского "Вятская земля в XVI в.", стр. 28. И у А.С. Верещагина в статье "Замечательные, но забытые вятчане" Адрес-календарь Вятской губернии 1895 г. По актам, касающимся Шабуровского острова, можно проследить (что и сделано) историю наследования острова и передачу его частями в Котельничский Предтеченский монастырь. А по росписи "на трое по третям" Шабуровского острова (акт № 50) от 1652 г. можно проследить межевые отрезки каждой трети острова, и они совпадают с современными названиями: озеро Рычажное, прость Павлова, Чёрное озеро и т.д. Из переписи В.П.Отяева 1646 г. можно узнать, что Мишка Иванов сын Вершинин из договорной расписки о разделе по третям острова 1652 г. в 1646 г. записан как Мишка Иванов сын Мартьянов, а его братья - Баженко Иванов сын МАРТЬЯНОВЫХ ВЕРШИНИН, Васка Иванов сын Вершинин. Мишка - по родовой фамилии прадеда Тита Мартьянова, Баженко - по родовой фамилии и по фамилии от прозвища Тита (Вершина - вышестоящий, военачальник), Васка - от прозвища Вершина. Так от Мартьяновых отпочковалась фамилия Вершинины. Обе фамилии дальше прослеживаются по очередным переписям. А по более ранней 1615 г. видим, что в этих жеродовых деревнях, Мартьяновской и Кироловской на берегу Моломы, что напротив Чёрного озера живут Ивашко Федотов и Бориско Федотов с половниками. По родословной росписи и актам получается цепочка: Тит Мартьянов - Федотко - Ивашако и Бориско Федотовы и далее.

Что касается конфигурации слияния Моломы и Вятки, поскольку Шабуровский остров между Вяткою и Моломою, очевидно он был отделён протокой, оттого и остров. Большое озеро Куприха в форме подковы возле Юрьево - наверняка одна из стариц Вятки. Но верхняя граница острова, указанная в жалованной грамоте при его разделе по третям, идёт по озеру Рычажному (малая подкова к Ю-З от Куприхи). Границы по Вятке и Старой Вятке изменились, при сравлении межевой карты конца 18 в. и современной топографической.

дядя Женя
Аватар пользователя дядя Женя

Не в сети
Последнее посещение: 2 дня 10 часов назад
Регистрация: 26.07.2014 - 12:04

Насчёт того, что "Вятка становится центром мироздания". Не центром, конечно, но и не убогим островком в лице Хлынова, о котором до второй половины XV в. и упоминания не было. А Вятка играла свою роль на торговом водно-волоковом пути с Северной Двины по Югу, Моломе и далее по Вятке, Каме, Волге. Была известна в Персии и Египте как касаба Афаткун (городок Вяткин). В Вятке, вероятно, был торговый хаб и перевалочный пункт товаров с малых судов Севера на большие суда крупных рек. Через волок большое судно не перетащишь. В ДТ достаточно об этом написано.

"Специалисты считают ДТ фальсификатом". Однако ни одного примера фальсификации не приведёно. Если фальсификат такого уровня, каким должен быть фальсификатор, употребивший более 500 древних географических и этнических наименований, десятки родословных,свыше сотни совпадений по датам и событиям, включая русские летописи. А автор(ы) СВ и ПСВ, которые "не фальсификат", на фоне ДТ выглядят убогими малограмотными писаками, употребившими две-три даты, на которых строится история Вятской земли.