289-0398 | — | 25.01.1669 | — | От великаго господина святейшаго Иоасафа патриарха (с. 95) Московского и всеа Русии на Вятку думному дворянину и воеводе Богдану... |
| | | |
— | 25.01.1669 | — | От великаго господина святейшаго Иоасафа патриарха (с. 95) Московского и всеа Русии на Вятку думному дворянину и воеводе Богдану Ивановичу Ордину Нащокину да подьячему Афонасью Денисову. В прошлом во 166 году повелением великого государя царя и великого князя Алексея Михаиловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, при бывшем Никоне патриархе, и по благословению всего освященного собора, преведен преосвященный епископ Александр Коломенский и Коширский на Вятку, а велено ему быть такожде преосвященным епископом на Вятке и писатися Вятским и Великопермским и вся архиерейская действовати в соборной церкви великого чюдотворца Николая Великорецкого, и самому ему, в той своей епархии будучи, питатися от данных вотчин тоя церкви Николая чюдотворца и данных ему градов. И в прошлых 175 и 176 году, по нашему указу, а по ево епископову Александрову челобитью, на Вятке соборная церковь великого чюдотворца Николая, и всякое церковное строение и утварь, и великого государя жалованные грамоты и вотчинные крепости, и вотчинное строение, и крестьяне и бобыли, чем прежде владели той церкви Николая чюдотворца протопоп з братьею, велено переписать столнику и воеводе князю Григорью Козловскому, и о том к нему наши грамоты посланы. И прошлого ж 176 году августа в 7 день князь Григорей Козловской о том к нам патриарху писал и переписные книги за руками прислал. И в нынешнем во 177 году бил нам челом он же епископ Александр, чтоб нам ево пожаловать, велети б ему тое соборные церкви, против отказных книг, на вотчинных крестьян и бобылей дать Вятские епископии в дом послушную грамоту, по чему ему епископу и по нем вперед будущим епископом ево братья теми вотчины владеть. - Да нынешняго же 177 году ноября в 30 день в наш Розряд в памяти из Приказу (с. 96) Новгородские Чети, за приписью дьяка Ивана Степанова, написано: В приказе Новгородские Чети в Вятских Писцовых книгах писма и меры Ивана Доможирова да подъячего Ивана Кокушкина 137 году написано: "Хлынова города Николы чюдотворца Великорецкого, в Слободском уезде, в Чистянском стану, вотчинные деревни: деревня церковная, а в ней 2 двора половничих по старому, пашни паханые середние земли 26 чети, а в дву потому ж, в живущем 2 выти без полутрети; да в Сырьянском стану оброчные починки: починок, что было займище Скрыкалово, в гари на Кенсине, а в нем 7 дворов крестьянских, двор бобылской, пашни паханые середние земли 36 чети в поле, а в дву потому ж, в живущем 2 выти с полувытью и четверть пашни, лесу пашенного 6 десятин; починок, что было займище Максимка Ожегова, а в нем двор, пашни паханые середней земли 14 чети в поле, а в дву потому ж, в живущем выть". Да в Переписных книгах переписи Василья Отяева да подъячего Савы Ищеина 154 году написано: "В Слободском уезде, в Сырьянском стану, Николы чюдотворца Великорецкого 14 деревень и починков и пустошей, а в них 47 дворов." Да в Переписных книгах Василья ж Отяева да подъячего Савы Ищеина 154 году написано: "В Хлыновском уезде деревни церковные Николы чюдотворца Великорецкого, 6 деревень да три починка, а в них 27 дворов". Да в тех же Переписных книгах написано: "Николские ж 19 деревень и починков да займище, а в них 67 дворов", а которые церкви Николы чюдотворца того имянно не написано; а по сказке преосвященного Александра епископа Вятского и Великопермского стряпчего Ермила Фирсова те де деревни и дворы Николы чюдотворца Великорецкого. Да в Переписных книгах Василья Отяева переписи 155 году написано: "Николы чюдотворца Великорецкого 3 деревни да 3 починка, а в них 9 дворов", (с. 97) а те вотчины к той церкви на церковное ль строенье, или протопопу з братьею на пропитание даны, того имянно не написано. А новосыскных книг переписи Иваниса Кайсарова с Вятки к Москве не прислано. И мы патриарх, слушав Александра епископа Вятскаго челобитья и выписки и памяти из Приказу Новгородский Чети, указали ему епископу Александру Вятцкому тое соборные церкви великого чюдотворца Николая Великорецкаго на вотчины дать нашу послушную грамоту, а из тех вотчин той соборной церкви протопопу и протодьякону и ключарем и попом и дьяконом и иным соборяном учинить ему епископу по своему расмотрению, чтобы он протопоп з братьею скудны не были; а великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, всякие подати с тех крестьян и бобылей платить по прежнему ж; а сколко крестьянских и бобылских и половничьих дворов и четвертные пашни и всяких угодей он епископ Александр, по своему расмотрению, соборному протопопу и протодьякону и ключарем и попом и дьяконом и иным соборяном и всем причетником учинит, чем им сытым быти, и ему о том указали мы отписать имянно, и книги тому прислать к нам к Москве в наш Розряд. - И как к вам ся наша грамота придет, и вы б тому великого чюдотворца Николая Великорецкого Вятские епископии, что в Хлынове городе, в вотчины в Хлыновском и в Слободском и в Шестаковском уезде, в волость Кырмыжскую, в деревню Палнишную, в починок Малцовых, в деревню Копыловскую, в починок Лагуновской, в починок Никитинской Казенина, в починок Филаевской, в починок Бекетовской, в починок в Заозерье Четвериковской, в починок Останинской Одегова, в починок Кириловской Южанина в займище, что словет Скомороховской Полом, что (с. 98) после переписных книг Василья Отяева роспахивают вновь, в починок Белокопытовской, в починок Тюриковской Злобина, в починок Шабалинской, в починок Нагавицынской, что роспахан вновь после Переписных книг Василья Отяева, в деревню что на Кырмыже за погостом на Гаинцах, в починок что был Васки Малцова, в займище Минеево, в починок Плеловской, в починок Ероховской, в починок Котомчинской, в починок Планидинской, в починок Мехряковской, в починок что на речке Плешивке, да на Вожгалы, в починок Ивановской Грудцына, в починок Остафьевской Издегова, в починок что было займище Савинское, в починок Андрюшинской Суслопарова, в починок что у Илети на Вожгалах, в починок Лошуковской, в той же Кырмыжской волости, соборной Николаевской церкви вотчинными крестьяны и землею, что владели Вятцкого Успенского монастыря архимандрит Сергий з братьею, за Быстрицею рекою, в починок что распахан вновь у Лыстану речки, иметца против устья Илети речки, впрямь от Быстрицы реки, в гору едучи, вверх по Быстрице правая сторона, в займище против Вожгал межами с теми ж починками, в займище подле Лебедку речку, в починок меж речкою Лебедкою и ключем подле Быстрицу реку, в починок у ключев, в починок словет Ямное, в починок у речки Мутихи, в починок на Кленовое, в окологородные в деревню Окуневскую, что за Пасеговым, в деревню Посаженниковскую, в окологородные ж, что в Березовском в оброчном стану, в деревню Истоминскую, а Крекнины то ж, в починок Молосниковской, Березовского оброчного стану в деревню Юферевскую, в Спенцынской в оброчной стан в деревню Отертикову, в деревню Мылниковскую, в деревню что в Волковском оброчном стану Юркинская, а Чеботова тож, в Великорецкой стан подле речку Власевицу в займище, что росчищено вновь, в починок (с. 99) Слоботчиковской, в деревню в Бакулевскую, что в Сырьянском стану, в починок что было займище Максимка Ожегова, в починок Дудеревской, в починок Кошурниковской, в починок Комелниковской что на Кезвинской верховине на Бечевском раменье, в починок Ашихминской, в починок у Кокинских верховин на Бечевском раменье, в починок что промеж починками Ашихминским и Седуновским, в починок Косаревской что на верховине Иваншурской, в починок Шамардановской что смежно с починком Дудыревским, в починок что было займище Родки Гладырина, в починок Шурминской, в починок на Ракалово у Кокинских верховин, в починок что было займище Скрыкалово на Ракаловской горе, в починок Балабановской, в починок что на речке Толстовице, в починок что на речке Мостовице, в починок что на речке ж Мостовице, в починок что над речкою Мостовкою, в пустошь новокрещеного Захаровскую, в починок что на речке на Ракалове, в починок Лубянинской, в деревню что был починок по конец Кенсина Павлика Гужева, в починок Павлика Гужева что на отъезжей пашне, в починок Осетровской, в Лужановской стан в починок новой после писцов, в Холуницкой стан что за Пантылским погостом в починок Плетеневской, в починок Корнильевской, в починок Лошкинской, в починок Воронинской, в Шестаковской уезд в починок Кашинской, в починок Васкинской Шебалина, в починок Лошкинской что владеет слобожанин Васка Ложкин, в починок в Новоросчистной что жил Аничко Матошин, в починок Скомороховской, в починок Деминской Зимина, в починок что над речкою Турункою Кормановской Рожина, послали кого пригоже и велели тем крестьяном и бобылем и половником Александру епископу Вятцкому во всем послушным быть, и всякия подати и оброки платить, и ему епископу ими владеть, и (с. 100) поборы с них всякие и столовые запасы имать, по ево епископа Александра росмотрению, и всякие изделья тем крестьяном делать; а чтоб он епископ Александр из тех вотчин той соборной церкви великого чюдотворца Николая протопопу и протодьякону и ключарем и попом и дьяконом и всем соборным учинил, чем им сытым быть, по своему розсмотрению, чтоб они скудны не были; а великого государя царя и великого князя Алексея Михаиловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росли самодержца, всякие подати с тех крестьян платить по прежнему; а сколко крестьянских и бобылских и половничьих дворов и четвертные пашни и всяких угодей он епископ Александр, по своему росмотрению, соборному протопопу и протодьякону и ключарем и попом и дьяконом и всем соборяном и причетником учинит, и то ему епископу Александру велеть написать в двои книги, имянно, и той соборной церкви великого чюдотворца Николая Великорецкого протопопу и протодьякону и ключарем попом и дьяконом велети к тем книгам руки приложить, да о том к нам ему епископу Александру отписать, а отписку и одне книги за руками прислать к Москве и велеть подать в нашем Розряде боярину нашему Никифору Михаиловичу Беклемишеву да дьяку нашему Ивану Калитину, а другие книги, таковы ж слово в слово, за руками ж, оставил в Вятцкой епископии в домовой казне. А прочет сю нашу грамоту и списав с нее список слово в слово, оставили на Вятке в Съезжей избе, а сю нашу подлинную грамоту отдали б есте ему епископу Александру, по чему ему и по нем впредь будущим и ево братье епископом теми вотчинными крестьяны и бобыли и половниками владеть; а что в тех вотчинах деревень и починков и займищ и пустошей, и сколко крестьянских и бобылских и половничих дворов, а во дворех людей (с. 101) по имяном, и тому, по нашему указу, даны ему епископу Александру в домовую казну переписные книги в прошлом во 176 году, за рукою столника и воеводы князя Григорья Афонасьевича Козловского, и за приписью подъячего Афонасья Денисова, и за переписчиковыми и за протопоповою и за поповыми руками. Писан на Москве. Лета 7177 генваря в 25 день. |
| | | Дьяк Иван Калитин. |
| | | |
| | | 1. ↑ Из рецензии С. А. Шумакова: "Прежде всего из предисловия к этому изданию можно вывести такое заключение, что все акты издания взяты из Московскаго Архива Министерства Юстиции. Но на деле даже из актов, помеченных самим издателем детально актами этого архива, актов за №№ 4, 15, 22 и 68 (по нумерации В—на) мы не нашли не только в архиве, но и в Румянцевском Музее среди актов Беляева и Муханова однороднаго происхождения с грамотами коллегии экономии." - Чтения в ИОИ и ДР при Московском Университете. 1909 г. Кн. 4. Раздел 1, стр. 57-62. |
| | | 2. ↑ Комментарий РВ: Современное местонахождение акта - СПб ИИ РАН, Коллекция Головина Н.Г., дело 111. |
| [-] | 94 — 101 | ТВУАК. 1907 г. Вып. 2-4. Отд. 2 | |