289-0610 | 24.03.1680 | 05.03.1680 | — | От царя и великого князя Феодора Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, на Вятку, думному (с. 156) нашему... |
| | | |
24.03.1680 | 05.03.1680 | — | От царя и великого князя Феодора Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, на Вятку, думному (с. 156) нашему дворянину и воеводе Алексею Ивановичу Ржевскому да подъячему Степану Рязанцеву. В прошлом 178 году в Новогородской Приказ в памяти из Патриарша Розряду написано: в 166 году отца нашего государева, блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михаиловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, повелением, при бывшем Никоне патриархе и по благословению всего освященнаго собора, переведен преосвященный Александр епископ Коломенский и Коширский на Вятку, а велено ему быть на Вятке тако ж де преосвященным епископом, и писаться епископом Вятским и Великопермским; и в прошлом 175 году августа в 28 день бил челом блаженные памяти великому господину святейшему Иосафу 2 Из рецензии С. А. Шумакова: Текст В—на "иосафу", архивный текст "иоасафу"- Чтения в ИОИ и ДР при Московском Университете. 1909 г. Кн. 4. Раздел 1, стр. 57-62., патриарху Московскому и всеа Росии, Вятской Александр епископ: в прошлом де во 166 году переведен он с Коломны на Вятку, и на Вятке божественную службу совершает в соборной церкви Николая чудотворца Великорецкого, а та де церковь со всяким строением не переписана и не отведена, а ведает ее протопоп с братьею, и чтоб тое соборную церковь со всяким строением и что к той церкви есть крестьян и бобылей, переписать, а переписав со всем отвести ему епископу Александру, и о том на Вятку послать грамоту. И по указу блаженные памяти великого господина святейшаго Иосафа 3 Из рецензии С. А. Шумакова: Текст В—на "иосафа", архивный текст "иоасафа"- Чтения в ИОИ и ДР при Московском Университете. 1909 г. Кн. 4. Раздел 1, стр. 57-62., патриарха Московскаго и всеа Росии, на Вятку послана грамота, а велено на Вятке соборную церковь чудотворца Николая Великорецкого, и в той церкви строение, и всякую утварь, и в церковную казну 4 Из рецензии С. А. Шумакова: Текст В—на "церковную казну", архивный текст "церковной казне"- Чтения в ИОИ и ДР при Московском Университете. 1909 г. Кн. 4. Раздел 1, стр. 57-62. жалованные грамоты, и всякие крепости, и тое церкви крестьян и бобылей переписать, а переписав церковь со всяким строением, и крестьян и бобылей отдать ему Александру епископу. А в списке с переписных книг, каков прислан из Патриарша Розряду в Новогородской Приказ, за приписью дьяка Ивана Калитина, написано: на Вятке, в Хлыновском (с. 157) и в Слободском и в Шестаковском уездех, в розных волостях, тринадцать деревень, шестьдесят шесть починков, четыре займища, одна пустошь, крестьянских и бобылских и половничьих триста один двор, да пустых двадцать два двора, да четыре места дворовых. И в прошлом де во 177 году декабря в 17 день, по указу блаженныя памяти великого господина святейшаго Иоасафа, патриарха Московского и всеа Росии, в дом Вятской епископии ему Александру, епископу Вятскому и Великопермскому, на тех вотчинных крестьян и бобылей и половников с тех переписных книг дана послушная грамота, а велено тем крестьяном и бобылем и половником ему Александру во всем послушным быть, и всякие подати и оброки платить, и ему ими владеть, и поборы с них всякие и столовые запасы имать, по ево разсмотрению, а подати всякие отца нашего государева, блаженныя памяти великого государя, с тех крестьян платить по прежнему ж; а протопопу с братьею и с причетники, вместо вотчин, велено давать денежное жалованье и хлебную ругу: хлеба по двести по семьдесят по девяти чети, денег по семидесяти по осми рублев на год. - А по Вятским писцовым книгам Ивана Доможирова написаны чюдотворца Николая Великорецкого вотчины: в Чистянском стану деревня церковная, пашни двадцать шесть чети, два двора половничьих; в Сырьянском стану оброчные починки: починок, что было займище Скрыкалово, в гари на Килсине, тридцать шесть чети, семь дворов крестьянских, двор бобылской; починок что было займище Максимка Ожегова, четырнадцать чети, один двор; всего: семдесять шесть чети, одинадцать дворов. - А по переписным книгам Василья Отяева 154 году, в Сырьянском стану, в Николских вотчинах Великорецкого написано смежно Николы чюдотворца Великорецкого четырнадцать деревень и починков и пустошей, а в них сорок семь (с. 158) дворов; в Березовском тягловом и оброчном стану девять деревень, шесть починков, а в них тридцать шесть дворов, Николы ж чюдотворца девятнадцать деревень и починков и займищев, а в них шестьдесят семь дворов; а которые церкви Николая чудотворца, того имянно не написано, всего 150 дворов; и те деревни и починки и пустоши к той церкви даны на церковное строение, или протопопу с братьею на пропитание, того в переписных книгах имянно не написано. - Да по переписным книгам Михаила Воейкова 186 году Николских вотчинных деревень написано за епископом Ионою в Великорецком, в Березовском, в Спенцынском, и Волковском станех и в окологородных волостях двадцать три деревни и починков, а в них семдесят четыре двора; в Кырмыжской волости сорок три деревни и починков и займищ, двести семнадцать дворов; в Слободском и в Шестаковском уездех сорок три деревни и починков, сто один двор; всего триста девяносто два двора. - А по памятем из Приказу Болшаго Дворца 173 году написано: по указу отца нашего государева, блаженные памяти великого государя, Вятскому епископу Александру со всеми домовыми людми корм даван со 167 года по 172 год. А по Вятским сметным спискам 173 и 174 году написано: Вятскому епископу Александру дано с домовыми людми денег и за столовыя запасы денгами 172 году за полгода сто шестьдесят рублев двадцать три алтына полтретьи денги; а 173 и 174 году по двести по девяносту по четыре рубли по два алтына по две денги на год; всего на полтретья года дано семь сот сорок восемь рублев двадцать восмь алтын полденги; да вина сто двадцать ведр; да на 175 год дано на Москве в Приказ из Новогородского Приказу, вместо Вятской дачи, двести рублев; а со 175 по 185 год по сметным спискам Вятскому епископу в даче денег и никаких кормов не написано. - (с. 159) И в прошлом же во 178 году маиа в 12 день били челом отцу нашему государеву, блаженныя памяти великому государю, царю и великому князю Алексею Михаиловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, с Вятки, Хлыновского и Слободского уездов, Березовского, Кырмыжского, Медянского и Сырьянского станов крестьяне Андрюшка Окунев с товарыщи, а в челобитье их и в сказке написано: в прошлом де 173 году, по указу отца нашего государева, блаженныя памяти великого государя, городовой прикащик Григорей Каркин на Вятке во всех пяти городех за церквами земли и крестьян переписывал, а переписав отписал в тягло за отца нашего государева, блаженныя памяти великого государя, и в то де время их росчистныя земли и их крестьян из за церкви Николы чудотворца отписал 5 Из рецензии С. А. Шумакова: Текст В—на "отписал", архивный текст "отписали ж"- Чтения в ИОИ и ДР при Московском Университете. 1909 г. Кн. 4. Раздел 1, стр. 57-62., и в черные переписные свои 6 Из рецензии С. А. Шумакова: Текст В—на "переписные свои", архивный текст "свои переписные"- Чтения в ИОИ и ДР при Московском Университете. 1909 г. Кн. 4. Раздел 1, стр. 57-62. книги написал подлинно, а в белых книгах он Григорей тех их земель и крестьян не написал, для поминков от Николского протопопа; а расчищали де те земли и дикой лес, разделялся они сын от отца, брат от брата, из розных станов, и поселились на тех землях жить; а в писцовых де книгах деды и отцы написаны за отцом нашим государевым, блаженныя памяти за великим государем, а не за протопопом з братьею, и чтоб отец наш государев, блаженныя памяти великий государь, пожаловал их, велел те их все деревни, которые ныне живут на тех церковных оброчных землях за протопопом с братьею, против прежнего, по писцовым и по черным переписным книгам Григорья Каркина, отписать в дворцовыя села и положить их в мирское тягло с тяглыми крестьяны вместе. - Да августа 20 дня бил челом отцу нашему государеву, блаженныя памяти великому государю, Александр епископ Вятский и Великопермский: в прошлом де 166 году, по указу отца нашего государева, блаженныя памяти великого государя, велено ему (с. 160) с Вятки быть к Москве, для соборнаго деяния, и на Москве де ему даван корм с Дворца до съезду, а в прошлом де во 172 году бил челом отцу нашему государеву, блаженныя памяти великому государю, к прежним вотчинам о придаче вотчин, чем бы ему с домовыми людми сыту быть; и по указу отца нашего государева, блаженныя памяти великого государя, велено ему ждать собору, а корм давать из Вятских доходов; и во 175 году вселенские патриархи, со всем освященным собором, на Вятке епископию подтвердили, и по отписке соборная церковь чудотворца Николая Великорецкого, со всяким строением и с вотчины, в епископль дом ему из Патриарша Розряду отдана, и тех вотчин на крестьян послушная грамота дана, а соборному де протопопу с братьею и с причетники, вместо тех крестьян, дает он епископ от себя денежную и хлебную ругу; а ныне де бьет челом Вятской епископии крестьянин Стенка Окунев, имяны домовых ево крестьян тех Николских вотчин Андрюшки Окунева с товарыщи, подставою ложно, будто тем его домовым крестьяном соборной Николской протопоп Маркел с братьею велят быть за ним епископом насилством; а что де они крестьяне в дом Вятской епископии и отведены, и то де они в составном своем челобитье утаили, хотя крестьянства отбыть; а Вятской де епископии от скудости и от таких непослушников и раззорителей впредь построится будет нельзе; а которых де крестьян в том составном ложном челобитье имена писаны, рук их у той челобитной нет; и чтоб отец, наш государев, блаженныя памяти великий государь, пожаловал ево, велел ево тем домовым крестьяном во всем ему послушным быть, и о том с переписных книг из Новогородского Приказу на Вятку дать послушную грамоту. И в прошлом де во 178 году, по указу отца нашего государева, блаженныя памяти (с. 161) великого государя, послана грамота на Вятку к Столнику и воеводе, что ныне думной дворянин, к Венедикту Андреевичу Змееву и к подъячему, а велено, по послушной грамоте блаженныя памяти святейшаго патриарха Иоасафа Московскаго и всеа Русии, какова дана Вятскому епископу Александру, с переписных и со отводных книг, соборныя церкви Николая чудотворца Великорецкого крестьяном и бобылем и половником быть во всем послушным по прежнему, и доходы платить и изделье всякое на него делать, по его разсмотрению, и подати всякие отца нашего государева, блаженныя памяти великого государя, с тех крестьян и бобылей и половников имать по прежнему ж; а по чему ему Александру епископу теми крестьяны и бобылями и половниками владеть, и тому с переписных и с отводных книг, каковы присланы из Патриарша Розряду в Новогородской Приказ, на Вятку, в Приказную избу посланы списки. - Да в прошлом во 187 году и в нынешнем во 188 году в розных месяцех и числех били челом нам, великому государю, вятчаня Хлыновского и Слободского уездов, Кырмыжской волости, Березовского стану, крестьяне Пронка Суслопаров с товарыщы, во всех пашенных крестьян место: в прошлых де годех, после писцов, из тяглых и оброчных станов, сын от отца, брат от брата отделяся, поселились они в Вятском уезде, в Березовском стану, в Посеговском приходе, на диком и на черном раменном лесу, по обе стороны Быстрицы реки и по речке Курмыжу, многими починками и деревнями; а как де во 154 году на Вятке был переписщик Василей Отяев, и по скаске де протопопа с братьею, на тех речках на Курмыже и на Быстрице девятнадцать дворов и починков их, Пронку с товарыщы, в переписных книгах написал за церковью Николая чюдотворца Великорецкого не ведомо почему; и в прошлом де во 176 году, по челобитью (с. 162) Вятскаго епископа Александра и по грамоте из Патриарша Розряду, велено, переписав соборную церковь и крестьян и бобылей, что к той церкви есть, по писцовым и по жалованным грамотам, отдать ему Вятскому епископу во владение; и столник де наш и воевода, что ныне околничей, князь Григорей Афонасьевич Козловской, по той патриаршей грамоте, их крестьян переписав, отдал Вятскому епископу во владение, неведомо почему; а они де тяглые пашенные крестьяне; а в прошлом де во 170 и во 171 годех посланы были из Новгородского Приказу отца нашего государева, блаженныя памяти великого государя, две грамоты, а велено по тем грамотам на Вятке розыскать писцовыми книгами, которыми землями попы к церквам владеют, а в писцовых де книгах тех земель за ними не написано; и столник де наш и воевода, что ныне околничей, князь Григорей Афонасьевич Козловской по тем грамотам из за многих церквей многих людей вывел и в тягло в разные станы приверстал, а их де Пронку с товарыщи не вывели, для дружбы и взятков протопопа с братьею; и нам великому государю пожаловать бы их, велеть писцовыми книгами Афонасья Толочанова да Ивана Доможирова и жалованными грамотами, по которым грамотам их братья из за церквей выведены и написаны в тягло по станом, мимо воеводских и переписных книг розыскать. - Да в прошлом же во 187 году и в нынешнем во 188 годех, в розных месяцех и числех, бил челом нам великому государю Иона епископ Вятский и Великопермский: в прошлом де во 177 году, по указу блаженные памяти святейшаго Иоасафа патриарха Московскаго и всеа Росии, на Вятке соборная Николская церковь, со всяким строением и с вотчины, переписана и отведена, и на вотчинных крестьян и бобылей послушная владетельная грамота в дом Вятской епископии дана; и в прошлом де во 178 году, при бывшем (с. 163) Александре епископе, тех домовых вотчин Андрюшка Окунев с товарыщи, не похотя быть в дому Вятской епископии во крестьянстве, забунтовав, с Вятки бежали и били челом отцу нашему государеву, блаженные памяти великому государю, чтоб им за Вятскою епископиею во крестьянстве не быть; и по указу отца нашего государева, блаженныя памяти великого государя, тем крестьяном и бобылем велено быть в дому Вятской епископии во крестьянстве по прежнему, и о том де на Вятку отца нашего государева, блаженные памяти великого государя, грамота да с переписных отводных книг список послан; а велено, по тем переписным отводным книгам, крестьяном и бобылем и половником, которые в тех книгах написаны, быть в дому Вятской епископии; и в переписных де книгах 186 году те крестьяне написаны в домовых вотчинах за ним епископом; и в прошлом де 187 году тех ево вотчин, Хлыновского уезду, Кырмыжской волости крестьяне Якушко Боровиков с товарыщи, стакався с прежними заговорщики Окологородной вотчины, с Андрюшкою Окуневым, учинились ему Ионе епископу непослушны, и собрався бунтом во всем отказали; и из тех же де крестьян с Вятки бежали Лучка Ожегов с товарыщи, и нам великому государю бьют челом, а в челобитье своем написали, будто они крестьяне отданы в дом Вятской епископии во владенье без нашего великого государя указу, и во 154 году перепищик Василей Отяев записал их крестьян за соборною церковью по дружбе протопопа с братьею; а как де столник наш и воевода, что ныне околничей, князь Григорей Афонасьевич Козловской переписывал на Вятке из за церквей земли и крестьян отводил, и их де не вывел в дворцовыя волости для мзды и дружбы протопопа с братиею; и то де они в челобитье своем написали воровски, ложно, отбывая крестьянства; а (с. 164) что де они крестьяне отданы в дом Вятской епископии во крестьянство, по грамоте отца нашего государева, блаженные памяти великого государя, и по отводным переписным книгам из Новогородского Приказу, по челобитью прежде бывшаго Александра епископа, к прежним вотчинам в прибавку, и вместо денежной и хлебной дачи всякого корму, и то де они в том своем составном челобитье потаили; да за тех же де крестьян велено им епископом из домовой казны соборному протопопу с братьею давать денежную и хлебную ругу денег по семидесят по семи рублев, хлеба по двести по семидесят по девяти чети на год; и нам великому государю пожаловать бы ево, не велеть тому их ложному составному челобитью поверить, и отца нашего государева, блаженные памяти великого государя, указу нарушить, а велеть бы тем крестьяном и бобылем, по переписным книгам 184 году и по грамоте отца нашего государева, блаженные памяти великого государя, и по отводным и переписным книгам 186 году, быть в дому Вятской епископии во крестьянстве по прежнему, чтоб ему епископу домовых людей и соборнаго протопопа с братьею было чем кормить. И мы великий государь указали, и бояре наши приговорили, по прежнему указу отца нашего государева, блаженные памяти великого государя, царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, 178 году, Вятского уезду крестьяном и бобылем и половником, которые написаны по писцовым и по переписным и по отводным и по нынешним переписным книгам 186 году, быть в дому Вятской епископии за Ионою епископом Вятским и Великопермским, и по нем кто впредь иные будут; а протопопу с братьею и с причетники денежную и хлебную ругу давать ему Ионе епископу, и по нем кто впредь иные будут, из своей домовой казны по прежнему, как давано по грамоте из Патриарша Розряду; а ему, (с. 165) Ионе епископу, и по нем кто иные впредь будут, нашего великого государя жалованья, кормов и кормовых денег с нашей государевой казны не давать; а Вятским крестьяном против их челобитья отказать, потому как они в прошлом во 178 году отцу нашему государеву, блаженные памяти великому государю царю и великому князю Алексию Михайловичу , всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, били челом, чтоб их из за Вятской епископии взять и переписать в тягло, и то их челобитье в прошлом во 178 году, по указу отца нашего государева, блаженные памяти великого государя, отставлено ж, а велено им крестьяном быть в дому Вятской епископии, и наши великого государя всякие подати тем крестьяном платить по прежнему, и на тех крестьян для владенья в дом Вятской епископии, ему Ионе епископу дать нашу великого государя грамоту с прочетом. И как к вам ся наша великого государя грамота придет, и вы б, по прежнему указу отца нашего государева, блаженные памяти великого государя, царя и великого князя Алексия Михаиловича, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, 178 году, и по сему нашему великого государя указу и по боярскому приговору, Вятского уезду крестьяном и бобылем и половником, которые написаны по писцовым и по переписным и по отписным и по отводным книгам, и по нынешним переписным книгам 186 году, велели быть в дому Вятской епископии за Ионою епископом Вятским и Великопермским, и по нем впредь кто иные будут; а протопопу с братьею и с причетники денежную и хлебную ругу давать ему Ионе епископу, и по нем кто впредь иные будут, из своей домовой казны по прежнему, как давано по грамоте из Патриарша Разряду; а ему Ионе епископу, и по нем кто иные будут, нашего великого государя жалованья, кормов и кормовых денег, из наших великого государя доходов давать не велели; а Вятским крестьяном против их челобитья, (с. 166) по нашему великого государя указу и по боярскому приговору отказано, потому как они в прошлом во 178 году отцу нашему государеву, блаженныя памяти великому государю, царю и великому князю Алексию Михайловичю, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцу, били челом, чтоб их из Вятской епископии взять и приписать в тягло, и то их челобитье в прошлом же во 178 году, по указу отца нашего государева, блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Алексия Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, отставлено ж; а велено им крестьяном быть в дому Вятской епископии и подати всякие тем крестьяном платить по прежнему; а прочет сее нашу великого государя, царя и великого князя Феодора Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, грамоту, велели списать список слово в слово, и оставили на Вятке в Приказной избе, впредь для ведома; а сее нашу великого государя подлинную грамоту на тех крестьян отдали б в дом Вятской епископии, впредь для владенья тех крестьян и бобылей и половников. Писан на Москве лета 7188 (1680) году марта в 5 день. |
| | | Диак Павел Симонов. |
| | | Справил Ивашка Алексеев. |
| | | Приписка: "Подал епископль стряпчей Василей Суворов 188 году марта в 24 день". 7 Из рецензии С. А. Шумакова: Текст В—на "Приписка: «Подал епископль стряпчей Василей Суворов 188 году марта в 24 день».", архивный текст "На обороте: «188-г году марта в 24 день подал сее в. г-ря грамоту епископль стряпчей Василей Суворов. 8 алтын 2 денги. Вяцкого епископа». На обороте же пометы: "Котельницк № 56 (зачеркнуто). По Хлынову № 197, № 161, № 93."- Чтения в ИОИ и ДР при Московском Университете. 1909 г. Кн. 4. Раздел 1, стр. 57-62. |
| | | |
| | | 1. ↑ Из рецензии С. А. Шумакова: "Наконец, шатка и невыдержана, а иногда и прямо не верна и терминология издания. Так, напр., на стр. 242-ой № 14299 - не договорное письмо, как это думает издатель, а купчая, №№ 67, 81, 88 и 100 - не заемныя, а закладныя, № 64 - выпись не из указа, а по указу, № 94 - правая грамота, а издатель вместо того озаглавливает этот акт очень не юридически и неуклюже «грамотой с повелением отдать крестьян». Юридическая сторона издания (по преимуществу юридическаго характера и интереса!) и есть то, в чем В—н наиболее слаб и некомпетентен, к слову сказать." - Чтения в ИОИ и ДР при Московском Университете. 1909 г. Кн. 4. Раздел 1, стр. 57-62. |
| | | 2. ↑ Из рецензии С. А. Шумакова: Текст В—на "иосафу", архивный текст "иоасафу"- Чтения в ИОИ и ДР при Московском Университете. 1909 г. Кн. 4. Раздел 1, стр. 57-62. |
| | | 3. ↑ Из рецензии С. А. Шумакова: Текст В—на "иосафа", архивный текст "иоасафа"- Чтения в ИОИ и ДР при Московском Университете. 1909 г. Кн. 4. Раздел 1, стр. 57-62. |
| | | 4. ↑ Из рецензии С. А. Шумакова: Текст В—на "церковную казну", архивный текст "церковной казне"- Чтения в ИОИ и ДР при Московском Университете. 1909 г. Кн. 4. Раздел 1, стр. 57-62. |
| | | 5. ↑ Из рецензии С. А. Шумакова: Текст В—на "отписал", архивный текст "отписали ж"- Чтения в ИОИ и ДР при Московском Университете. 1909 г. Кн. 4. Раздел 1, стр. 57-62. |
| | | 6. ↑ Из рецензии С. А. Шумакова: Текст В—на "переписные свои", архивный текст "свои переписные"- Чтения в ИОИ и ДР при Московском Университете. 1909 г. Кн. 4. Раздел 1, стр. 57-62. |
| | | 7. ↑ Из рецензии С. А. Шумакова: Текст В—на "Приписка: «Подал епископль стряпчей Василей Суворов 188 году марта в 24 день».", архивный текст "На обороте: «188-г году марта в 24 день подал сее в. г-ря грамоту епископль стряпчей Василей Суворов. 8 алтын 2 денги. Вяцкого епископа». На обороте же пометы: "Котельницк № 56 (зачеркнуто). По Хлынову № 197, № 161, № 93."- Чтения в ИОИ и ДР при Московском Университете. 1909 г. Кн. 4. Раздел 1, стр. 57-62. |
| | | 8. ↑ Из рецензии С. А. Шумакова: "Включены в издание и взятые из архива вятскаго кафедральнаго собора акты за № 94 (и это тогда, когда самому издателю оказался известным, архивный подлинник этого акта за № 14259)" - Чтения в ИОИ и ДР при Московском Университете. 1909 г. Кн. 4. Раздел 1, стр. 57-62. |
| [-] | 155 — 166 | ТВУАК. 1907 г. Вып. 2-4. Отд. 2 | |