291-0033 | — | 18.07.1588 | — | От царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии на Вятку, в Хлынов, городовому прикащику Офонасью Лобанову да Хлыновским... |
| | | |
— | 18.07.1588 | — | От царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии на Вятку, в Хлынов, городовому прикащику Офонасью Лобанову да Хлыновским посадским лутчим людем, Якову Носк(ов)у, да Гаврилу Матвееву, да Федору Рязанцову, да Нечаю Севергину, да Офонасью Вагулскому, да Осипу Ременникову, и земским и судецким старостам и целовалником. Били нам челом с Вятки Хлынова города нового монастыря Успенья Пречистые Богородицы Строитель старец Трифан с братьею, а сказали: поставил де он новой монастырь в Вятской земле для нашего богомолья внове, а братьи деи у них в том их монастыре 20 человек старцев и попов черных, а вотчинки деи у них и нашей хлебной руги в их манастырь ничего не шло; а в прошлом де 7094 году пожаловали мы их, дали в их манастырь в вотчину, на манастырьское строенье, на церковное сооруженье, и на свечи и на темьян и на ладан, и на церковное на служебное вино, и братии на пропитанье, в руги место, в Хлыновском уезде, в Спенцынском стану, три деревенки: а прилегли деи те три деревенки блиско к их манастырю: а прежде того даваны были те три деревенки в доход наместнику, а до наместников бывали те три деревенки Вятских сведенцов, а после сведенцов владели де теми деревенками волосные люди Дениско да Елизарко Балезины да Мартынко Костин; (с. 7) наша деи грамота, за приписью диака нашего Андрея Щелкалова, на те три деревенки им в манастырь дана, а велено тебе Офонасью и Якову Носку с товарыщи, по той нашей грамоте, те три деревенки у Дениска и Елизарка и Мартышка взять, и отдать и отвести со всеми угодьи в их манастырь, и вы де им те три деревенки в 94 году в их манастырь отдали и отвели со всеми угодьи; и в прошлом же де в 95 году в великой пост бил нам челом из тех трех деревенек об одной деревенке Федко Елизаров сын Балезин, которую деревенку отец Елизарко и сам он Федко пахали, и мы деи дали ему Федке по челобитью тое деревенку пахать на год, для сибирские службы, что возили деи отец его Елизарко запас наш хлеб в Сибирь; а ныне деи они Елизарко и Федко не на службе и нашего запасу хлеба в Сибирь не возят, а возят в Сибирь запас наш хлеб землею всем миром, наймом, повытно с сох; а тою деревенкою тот Елизарко и сын его Федко владеют ныне за посмех, сверх нашие грамоты, другой год, а свою де деревню тот Елизарко и сын его Федко покинули пусту, не хотя нашие дани и всяких податей платити и волосных розметов давати; а им де старцем в монастыре прокормитися нечем; и нам бы строителя старца Трифана з братьею или по нем иныи строители или игумени и священницы в том манастыре вперед будут, пожаловать, велеть им тое деревенку отдать в их манастырь назад, на манастырьское строенье и на церковное соруженье, и на свечи и на темьян и на ладан, и на церковное на служебное вино, и братье на пропитанье, в хлебной руги место. - И будет так, как нам строитель старец Трифан з братьею били челом, и как к вам ся наша грамота придет, и вы б про тое деревенку сыскали, а сыскав да тое деревенку у Елизарка и у Федки у Балезиных взяли (с. 8) и отдали ее, с пашнею и с двором и с овином и со всякими угодьи, в дом Успенья Пречистые Богородицы, в манастырь строителю Трифану с братьею, или по нем иной строитель и игумен и священницы в том манастыре впредь будут, на монастырское строенье и на церковное соруженье, и на свечи и на темьян и на ладан, и на церковное служебное вино, и братье на препитанье, в руги место, впрок, и наших никаких податей и оброков, и волосных розметов, и подвод под посланников и под гонцов и под ратных людей, и никакого нашего запасу в Сибирь и нигде с тех их со всех трех деревенек не имали б нихто ничего никоторыми делы; а Елизарку и Федке велели бы естя владеть своею деревнею и наши подати велели платити, и волостные розметы давати с своей же деревни с волостными людми ровно и вместе; а прочет сю нашу грамоту и списав с нее противень, слово в слово, и отведчи им те все три деревенки в манастырь, по прежней и по сей нашей грамоте, безволокитно, тотчас отдали бы естя ее Успенья Пречистые Богородицы в манастырь строителю Трифану з братьею, или по нем иные строители игумены и священници в том манастыре вперед будут, и они ее держат у себя в манастыре вперед для иных всяких городовых прикащиков и всяких приказных людей, и земских и судецких старост и целовалников, и наших всяких посланников. Писан на Москве лета 7096 июля в 18 день. |
| | | |
| | | (с. 6) {=1} Из рецензии С. А. Шумакова: "Затем из „грамот коллегии экономии" Московскаго архива министерства юстиции издатель взял из хлыновских тридцать (с. 191) один акт (№№ издания 1-8, 12-14, 17-19, 23, 25-28, 34, 43, 44, 47, 56, 60, 61, 64, 65, 73, 74), из казанских один (№ 89, при чем однако издатель забыл упомянуть, что архивный номер этого акта № 6579) и из монастырских описей по Хлынову тоже один акт (№ 90)." - Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. Часть XIV. 1908 г. Март. Стр. 188-196. |
| [-] | 6 — 8 | ТВУАК. 1906 г. Вып. 1-6. Отд. 2 | |