291-0079 | — | 19.03.1615 19.07.1675 | — | От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, в нашу отчину в Казань, боярину нашему и воеводам князю Ивану Михайловичю... |
| | | |
— | 19.03.1615 | — | От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии, в нашу отчину в Казань, боярину нашему и воеводам князю Ивану Михайловичю Воротынскому да князю Юрью Петровичу Ушатого, да дьяку нашему Федору Лихачеву. В нынешнем во 123 году марта в 11 день писали естя к нам, что в прошлом во 121 году писано к вам в наших грамотах: бил нам челом Вяцкого Успенского манастыря архимарит Иона з братьею, а сказал: велено де крестьян Васку Посохина с товарыщи свести с их манастырское земли, с Полянок, на их даную землю за ключ Дюдюм, а приказщик де тех крестьян (с. 25) и ныне живет на их манастырской земле, и наши де житницы стоят на манастырской же земле третей год пусты, и вам велено с их манастырской земли приказщика свести ко крестьяном, где ныне те крестьяня живут, и житницы велено перевести теми ж крестьяны на их крестьянскую землю и устроити где пригоже. И в прошлом же в 122 году прислана к вам наша другая грамота, по челобитью Вятцкого ж Успенского манастыря архимарита Ионы з братьею, а велено вам наших дворцовых сел крестьян и наши житницы и приказщиков двор, и старосту Васку Посохина с товарыщи перевести на старую их даную землю, за ключ за Дюдюм, что дана нашим дворцовым селам, и велено их устроити по прежнему где пригоже, будет они по прежней нашей грамоте не сведены и дворы их не переведены. Да в прошлом же во 122 году в нашей грамоте писано к вам: били нам челом, Казанского уезду, нашего дворцоваго села Полянок крестьяня и бобыли Ондрюшка Степанов с товарыщи: жили де они в том селе на Полянках на пашне, с нижнюю сторону Воштормы речки, по Вятке реке по берегу, по дозору и по отводу Савы Аристова; и для де Вотяцкого ясачного хлеба в том селе и житницы были поставлены, а наши де всякие пошлины с торговых и с проезжих людей со всяких товаров в том селе сбирали ж, а было де в том селе 5 вытей; и как де в Казани Богдана Белского не стало, и боярин де наш Василей Морозов из Казани пошел под Москву, и в те де поры, без бояр, Никонор Шулгин, норовя Вятцкому архимариту Ионе Мамину, для своей корысти, их с того нашего дворцоваго села Полянок велел сослать за Дюдюм враг, и тое де землю их, усады, где они жили, и отдал тому архимариту Ионе; а тому де архимариту Ионе, по жалованной грамоте блаженные памяти государя царя и великого (с. 26) князя Федора Ивановича всеа Русии, дана земля под усад за Оштормою речкою, по верхнюю сторону, по Вятке реке, а не с нижнюю; а им де за Дюдюмом врагом жити не мочно потому что их старой усад и земли и сенные покосы отняты; а в прошлом де во 116 году дана была им грамота, за Никоноровою приписью Шулгина, что было им жити на старом усаде, на Полянках, и тот де архимарит Иона бил челом нам в том их усаде ложно, а назвал тое их усаду своею землею. И вам по нашей грамоте велено в Казани сыскати дозорными и отводными книгами и дачами, как то село Полянки устроено, и в котором году, и которая земля к тому селу и всякие угодья отведены, и почему то село Полянки Вятцкому архимариту Ионе дано, и сколь давно; а сыскав книгами и дачами, велено досмотрить у Вятцкого архимарита Ионы жаловалные грамоты, которая ему дана при царе Федоре: да да будет то село Полянки Вятцкому архимариту Ионе в монастырь не дано, и в жаловалной грамоте, которая ему дана при царе Федоре, не написано, а после того и иных государей жаловалных грамот на то село Полянки будет он не положит, а владеет будет тем селом по Никонорове даче Шулгина, и тем селом Полянками Вятцкому архимариту Ионе Мамину владети не велеть, а велеть то село Полянки отписать и ведат на нас; а будет то село Полянки в прежних жаловалных грамотах, каковы даваны Вятцкому архимариту Ионе, написаны, и владеет он по жаловалным грамотам, а не по Никонорове даче, и того села Полянок отнимати у него не велено. И сыскано в Казани в старых делех, прошлого 103 году, блаженные памяти в государеве цареве и великого князя Федора Ивановича всеа Русии грамоте, писано в Казань к тебе, боярину нашему ко князю Ивану Михаиловичю Воротынскому, да ко князю Офонасью Вяземскому, да к диаку к Олексею (с. 27) Шипилову: бил челом государю царю и великому князю Федору Ивановичу всеа Русии Вятцкого Успенскаго монастыря игумен Трифан, а сказал, в монастыре де у него устроено 40 братов, да 5 человек попов да дьякон, да манастырских всяких трудников 30 человек, а все де у него стригутца в манастыре увечные и убогие люди, а прокормить де в том манастыре живучи нечем; а есть де в Казанском уезде, от Вятцкого устья, от реки от Камы вверх по Вятке реке 60 верст, речка Вошторма; пониже (?) речки полянки, рыбная ловля на 5 верст, да от устья тое ж речки Воштормы рыбная ловля вверх на 10 верст, от Казанки речки да по Вятке ж реке, вверх 100 верст от речки от Воштормы, промеж речки Чепочки да промеж другие речки Буи, на 10 верст, да заводь Бахнутьевская да заводь Черневская; и около де тех речек и озерков по обе стороны на гари ж полянки: и с тех де со всех речек и озер и с заводей и с полян в нашу казну дани и оброку нейдет ничего и не владеет нихто, лежат впусте; и его бы игумена Трифана пожаловати, велети ему те пустые рыбные ловли в речках и в озерках, и где к тем рыбным ловлям полянки, где мочно пашня пахати и сено косити, дати на монастырское строенье и чем будучи питатись. И по той грамоте велено послать из Казани сына боярскаго добра и про те рыбныя ловли и про пашню, что подошла к тем рыбным ловлям, что в грамоте написано, велено сыскать, какие те рыбные ловли и пашня, за кем на оброке бывали ль, а ныне теми рыбными ловлями и полянками и сенными покосы кто владеет ли, и сколь они далеко от манастыря; да будет по сыску те рыбные ловли и пашни и сенные покосы лежат пусты, и не владеет ими никто, и оброку в нашу казну с них нейдет ничего, и к нашим ни к которым городом и к волостям не пришли, (с. 28) и те рыбные ловли и что у тех рыбных ловель пашни и сенных покосов будет, которые в нашей грамоте писаны, дати Хлынова города к Успенью Пречистые Богородицы игумену Трифану з братьею, на манастырское строенье и чем им живучи питатись, толко будет им дати доведетца и смуты будет в том в Казанской земле не будет. И из Казани посылан сын боярской Меншик Мишаков да подъячей Родя Мелентьев, а велено им про те рыбные ловли и про пашню всякими людми сыскати, всякими сыски, накрепко; и Меншик Мишаков про те рыбные ловли и про полянки сыскивал, а в сыску его написано: от Вятцкого устья, от Камы реки вверх по Вятке реке 60 верст речка Вошторма, а против речки Воштормы на Полянской стороне на Вятке реке луг, а на нем ставитца по смете 100 копен; а которые полянки, что за 10 верст от речки от Воштормы, вверх по Вятке реке, пашни и перелогу 30 десятин в поле, а в дву по тому ж; да зарослей и дубров пашенных в длину на 2 версты, а поперег на версту; да сенных покосов вверх по Вятке реке на 500 копен; да заводь Бахнутьевская, да заводь Черневская; и около тех озерок гари; а по Меншикову дозору и сторонних людей по сказке, лежат впусте. И те рыбныя ловли и полянки ты боярин наш князь Иван Михаиловичь Воротынской дали Хлынова города игумену Трифану з братьею, и игумен Трифан с братьею на том месте, что им дано, поставили манастырь, а в нем 2 храма, на Вятке реке, по нижнюю сторону Воштормы речки; и в том манастыре ныне живут у него старцов 15 человек, а владеют они теми месты по даче со 103 году. А как устроено наше дворцовое село, и тому сыскана записка: в прошлом во 115 году сказывал в Казани боярину Степану Олександровичю Волоскому, да Богдану Белскому, да дьяком Никонору Шулгину да Офонасью Овдокимову, Казанской (с. 29) жилец Михайло Онучин, что посылан де он в Вотяки збирати нашего посотнаго хлеба, едучи в Казань видел по Вятке реке порозжие земли, а охочие де волные люди на те земли за нами во крестьянех жити будут многие, мочно де устроити крестьян вытей до 100 и болши; да с Михаилом же приехал поп Пантелей Микитин да крестьяня Ивашко Кузмин с товарыщи, а сказывали: есть де на Вятке реке от монастырские пашни, от межника от врага Дюдюма, по речке по Вошторме вверх, по манастырской стороне и за Кушак речку, порозжие земли, чистаго места и лесу и бору по смете в длину верст с 5, а поперег столко ж; да в другом месте, за речкою Воштормою, на речке на Тойме вверх до Черемиские деревни, что стоит на вершине Тоймы речки, порозжие земли чистою местаго места и лесу по смете в длину верст с 10, а поперег версты с 4, от Черемиские деревни Кукморы и от пашень верст с 15; и бил челом тот поп и крестьяня, чтобы им на тех местех селитца во крестьянех за нами; и боярин Степан Волоской с товарыщи про те де места сыскивати и дозирати посылали Саву Аристова, и Сава Аристов тем местом привез дозорные книги, и по дозору и по сыску, боярин Степан Волоской с товарыщи тому попу и крестьяном на тех местех за нами во крестьянех садитца велели, и грамоту им на те места дали за печатью царства Казанского, а лготы им дали на 6 лет; а вышли те крестьяне из манастыря ж с манастырские земли, и записи де на них у архимарита з братьею есть; а преж сего на том месте нашего дворцового села не бывало, были те полянки впусте. А про прежнюю жаловалную грамоту, какова им дана при царе Федоре на те рыбные ловли и на полянки, архимарит сказал, что та грамота у прежнего архимарита у Трифана утерялась при ростриге, на Москве. И вы теми рыбными (с. 30) ловлями и полянками до нашего указу велели владети Вятцкому архимариту Ионе з братьею по прежней даче, а нашим дворцовым крестьяном велели жить за нами на том месте, что им дано по указу и по их челобитью за Дюдюмом врагом. - И мы Вятцкого Успенского монастыря архимарита Иону з братьею пожаловали, велели им теми полянками, что им дано по нижнюю сторону Воштормы речки, и рыбными ловлями и сенными покосы и всякими угодьи, владети по прежней даче, и по сей нашей грамоте, и по сыску и по дозору сына боярского Меншика Мишакова да подьячего Роди Мелентьева. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б Вятцкого Успенского монастыря архимариту Ионе з братьею, или кто по нем в том манастыре иные архимариты и братья будут, теми полянками, что им дано по нижнюю сторону Воштормы речки и по Дюдюм враг, и рыбными ловлями по реке по Вятке, и с заводми и озерками, и с сенными покосы и всякими угодьи, чем владели по даче и по грамоте, какова им дана была блаженные памяти при царе и великом князе Федоре Ивановиче всеа Русии во 103 году, и по сыску и по дозору Меншика Мишакова да подьячего Роди Мелентьева, и по сей нашей грамоте, велели владети, пашню пахати и сено косити и рыбу ловити; а нашего дворцового села крестьяном велели жити на том месте, что им дано по нашему указу и по их челобитью, за Дюдюмом врагом по прежнему. А прочет сю нашу грамоту и списав с нее список, велели тот список держати в нашей казне, а сю нашу грамоту отдали б есте Успенского манастыря архимариту Ионе з братьею, потому что у них прежняя жалованная грамота царя Федора утерялась; и оне у себя тое нашу грамоту держат впредь для наших бояр и воевод и всяких приказных людей и нашего дворцового села крестьян челобитья. Писан на Москве лета 7123 марта в 19 день. - |
| | | |
| | | Диак Офонасей Овдокимов. |
| | | |
| 19.07.1675 | | 184 году июля в 19 день великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец пожаловал с Вятки Хлынова города Успения Пречистые Богородицы Трифонова манастыря архимандрита Иоиля, келаря старца Илию Семакина, казначея старца Нафанаила з братьею, или хто по них в том манастыре иные власти будут, велел сее жалованную грамоту подписати на свое великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца имянование, и сее жалованные грамоты у них рушити не велел никому ни в чем, и велел у них быти и владети во всем по тому, как в сей жалованной грамоте писано. Диак Михаило Прокофьев. |
| | | 1. ↑ Из рецензии С. А. Шумакова: "Затем из „грамот коллегии экономии" Московскаго архива министерства юстиции издатель взял из хлыновских тридцать (с. 191) один акт (№№ издания 1-8, 12-14, 17-19, 23, 25-28, 34, 43, 44, 47, 56, 60, 61, 64, 65, 73, 74), из казанских один (№ 89, при чем однако издатель забыл упомянуть, что архивный номер этого акта № 6579) и из монастырских описей по Хлынову тоже один акт (№ 90)." - Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. Часть XIV. 1908 г. Март. Стр. 188-196. |
| [-] | 24 — 31 | ТВУАК. 1906 г. Вып. 1-6. Отд. 2 | |