291-0111 | — | 23.01.1627 __.03.1646 08.03.1680 30.07.1683 | — | Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Михаило Федорович, всеа Русии самодержец, пожаловали есмя с Вятки... |
| | | |
— | 23.01.1627 | — | Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Михаило Федорович, всеа Русии самодержец, пожаловали есмя с Вятки Хлынова города Успенского манастыря архимарита Иону з братьею, или кто по нем в том манастыре ины архимарит и братия будут. В прошлом во 134 году, по нашему указу, положили они перед нами две грамоты блаженные памяти деда нашего, государя царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии, 88 и 90 году, за приписью диака Андрея Щелкалова, на манастырскую вотчину, на пустошь Семеновскую Филимонова, да на пустошь Ямскую, да на пожню в Нероновском лугу, да на пустошь Семеновскую Прошлецова, да на пожню Загоскину, на пожню Осокореву, на пожню что в Неронове лугу два лоскута, да на пожню Елкинскую по прудовому истоку, да по тому ж истоку на пожню Лговскую, на пожню что на Шоломове острову с верхнево конца, да на поженку что по речке Чехловке под бурком на лугу, на поженку в Холуном, на пожню Ивановскую Медведева да на два озерка, да на поженку Прошлецова. Да они ж положили три грамоты блаженные памяти дяди нашего, государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии, 97 и 103 году, за приписью дьяков Андрея да Василья Щелкаловых, на рыбные ловли, на озеро Спенцыно да на курью Парфенова, да на три деревни манастырские, а даны им те три деревни на манастырское и на церковное строение и на свечи (с. 39) и на ладон и на вино церковное; да в Слободском уезде на волость Вобловичи, з деревнями и с починки и пустошми, и на займище и на всякие угодья и что к той волости написано по книгам; да даную Василья Овцына з грамоты дяди ж нашего, блаженные памяти государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии, 103 году, на пустошь Лопатинскую да Никоновскую с пожнями, да на пожни, что на Вятке, пониже Плоские курьи, да промеж речки Медянки и Глушицы, да на болотцо Талицы, на болотцо Крушицино, да на пустое место на реке на Салтановице, да на болотцо Казачье, да на пустошь Оники Шишкина. Да положили грамоту дяди ж нашего, царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии, 105 году, за приписью диака Смирного Васильева, оберегалную, велено городовому приказщику архимарита и братью и манастырских людей и крестьян от приказных людей и от посланников беречи, чтоб на Вятке приказные люди и посланники в манастыре старцом и слугам и крестьяном обиды и насилства никоторого не чинили, и крестьян манастырских не продавали. И во 107 году на царя Борисово имя, и во 116 году на царя Василья Ивановича всеа Русии имя, и во 122 году на наше государево царево и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии имя. И те грамоты за дьячими приписми подписаны, рушити их ни в чем не велено. Да они ж положили наши две грамоты 122 и 123 году, за приписью диака нашего Офонасья Овдокимова; в одной грамоте написано: "Успенского манастыря архимарита з братьею и их манастырских людей и служек и детенышей в Казани и в Казанских пригородех в Малмыже и на Уржуме, что они учнут на манастырской обиход возити запасов и ловити рыбу про себя, а не на продажу, водяным путем с судов, а сухим путем с возов, и которые их манастырские служки ездят пахати пашни, и с (с. 40) них пошлин и головшины имать не велено, а будет учнут ездити с торгом торговати, и с них имати пошлина, как и с торговых людей"; а в другой нашей грамоте написано: "манастырская вотчина в Казанском уезде село Полянки, что им дано по нижную сторону речки Воштормы и по Дюдюм враг, да рыбные ловли по реке по Вятке и озерко и заводи, заводь Бахнутьевская да заводь Чернявская, и около тех речек и озерков по обе стороны на гари полянки и сенные покосы". И мы, великий государь царь и великий князь Михаило Федорович всеа Русии и отец наш великий государь святейший патриарх Филарет Никитичь Московский и всеа Русии, с Вятки Успенского манастыря архимарита Иону з братьею пожаловали, велели им те прежние и наши грамоты переписати вновь на наше государское имя, по своему государскому по новому уложенью, и теми их манастырскими вотчинами, волостью Вобловичи и селом Полянками, з деревнями и с починки и с пустошми, и пожнями и озерками и болотцами и рыбными ловлями и всякими угодьи, велели им владети по прежнему и по сей нашей государской жалованной грамоте. А по нашему государскому указу, с тое их манастырские вотчины наших никаких податей и денежных поборов, и казачьих хлебных запасов и кормов, с сошными людми не давати, опричь ямских денег и стрелецких хлебных запасов и городоваго и острожново дела; а ямские им денги и стрелецкие запасы давати, городовое и острожное дело делати, по писцовым и по дозорным книгам, з живущего с сошными людми вместе. Также есми архимарита Иону з братиею пожаловали: ево архимарита з братиею и их манастырских слуг и крестьян бояре наши и воеводы и всякие приказные люди не судят ни в чем, опричь душегубства и розбоя и татбы с поличным, и кормов своих и конских у них не емлют; а ведает и судит своих манастырских (с. 41) людей и крестьян архимарит з братиею сами во всем, или кому прикажут; а случитца суд смесной их манастырским людем и крестьяном с городцкими людми или с волостными, и воеводы наши и приказные люди их судят, а архимарит з братиею или их приказщик с ними ж судить; а прав ли будет или виноват манастырской человек, и он в правде и в вине архимариту з братиею или их приказщику, а воеводы и приказные люди в их манастырского человека не вступаютца, ни в правого ни в виноватого. А кому будет чего искати на архимарите з братиею и на их манастырских людех и на крестьянех, ино их сужу я царь и великий князь Михаило Федорович всеа Русии, или я кому прикажу их судити; а по нашему государскому указу, в судных делех ставитца им к ответу в году на три сроки, на Рожество Христово, да на Троицын день, да на Семенов день летопроводца, а опричь тех наших указных трех сроков на иные сроки их не судити и на поруки их не давати; а хто на них накинет срок силно, не по тем нашим указным трем сроком, или хто зазывную или правую грамоту или пристава возмет не по тем же сроком, и те грамоты не в грамоты, а пристав езду лишен. Также есми их пожаловали: в их манастырской вотчине, в селех и деревнях и в слоботках, бояре наши и воеводы и дьяки и всякие разные и проезжие люди силно не ставитца, и подвод и проводников и кормов своих и конских (у) манастырских людей и у крестьян не емлют; а кому у них лучитца стати, и они корм свой и конской купят у них по цене, как им продадут. Также есми их пожаловали: коли учинитца у них в их манастырских вотчинах какое душегубство, а душегубца в лицах не будет, и они дают веры за голову четыре рубли, а больши того манастырским людям и крестьянам в том веры и продажи нет; а будет (с. 42) душегубство в лицах, и они его отдают воеводам и приказным людем, а манастырским людем и крестьяном в том веры и продажи нет же; а учинится у них душегубство без хитрости, ково гром убьет, или в воде утонет, или озябнет, или зверь съест, или в лесу древом убьет, или от своих рук утеряетца, или иною какою мерою смерть случитца, а обыщут про то вправду, что учинилось безхитростно, и манастырским людем и крестьяном в том веры и продажи нет же. Также есми архимарита Иону з братиею пожаловали: к их манастырским людем и ко крестьяном на пиры и на братчины нихто и никакие люди пити незваны не ходят, а хто к ним придет пити незван, и они того незванаго сошлют з двора безпенно; а не послушает, з двора не пойдет и учнет пити силно, а учинитца в том пиру при том незваном какова гибель, и тому незваному та гибель платити вдвое, без суда и без правды. Также есми их пожаловали: с него архимарита з братиею и с манастырских людей и с детенышев, в Казани и в Казанских пригородех, в Малмыже и на Уржуме, что они учнут про манастырской обиход возити запасов и ловити рыбу про себя, а не на продажу, водяным путем с судов, а сухим путем о возов, и которые их манастырские служки учнут ездити пахати пашни, пошлин с них и годовщины не имати; а будет учнут ездить с торгом торговати и что повезут на продажу, и с них имати пошлины, как и с торговых со всяких людей. Также есми их пожаловали: велели воеводам нашим и приказным людем манастырских людей от посланников и ото всяких людей оберегати во всем, чтоб манастырским людем и крестьяном обид и продаж и насилства не чинили; а коли поедет архимарит, а с ним старцов или слуг человека два или три, к нам к Москве о какове деле бити челом, или с Москвы поедут (с. 43) на Вятку без товару, и с них по мытам мытчиком, и по рекам перевозчиком, и везде всяким пошлинником наших никаких пошлин с них не имати и пропушати их везде безпошлинно. Также есми архимарита Иону з братиею пожаловали: велели им сю нашу государскую жаловалную грамоту держати в манастыре в казне, а с сее нашие государской жаловалной тарханной грамоты указали им дати список, слово в слово, за дьячьею приписью, и возити им тот список по городом, для наших бояр и воевод и всяких приказных и пошлинных людей; а где они сю нашу государскую жаловалную грамоту и с сее нашей грамоты список по городом воеводам нашим и дьяком и всяким приказным и пошлинным людем явят, и они с грамоты и списка явки не дают ничего. А хто через сю нашу государскую жаловалную грамоту архимарита з братиею и их манастырских слуг и крестьян чем изобидит, и тому от нас великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии быти в опале. Дана ся наша царская жаловалная грамота в нашем царствующем граде Москве лета 7135 генваря в 23 день. |
| | | Царь и великий князь Михаил Федорович всеа Росии самодержец. |
| __.03.1646 | | Лета 7154 марта в день Божиею милостию мы великий государь царь и великий князь Алексей Михаилович, всеа Русии самодержец, сее жалованные грамоты слушал, а выслушав с Вятки Успенского манастыря архимарита Александра з братиею, или хто по них в том манастыре архимарит и братья вперед будет, пожаловал, велел сее жаловалную грамоту подписать на свое государево царево и великого князя Алексея Михаиловича всеа Русии имя, и сее жалованные грамоты рудити в них не велел, а велел ходити о всем по тому, как в сей жалованной грамоте писано. А подписал государев царев и великого (с. 44) князя Алексея Михаиловича всеа Русии диак Иван Федоров. |
| 08.03.1680 | | Лета 7188 марта в 8 день Божиею милостию мы великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, сее жалованные грамоты деда своего государева, блаженные памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии самодержца, и на той жалованной грамоте отца своево государева, блаженные же памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михаиловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, подписи слушав, на Вятке в Хлынове городе Успения Пресвятые Богородицы Трифонова манастыря архимандрита Александра, келаря Илью Семакина, казначея Исаия Злыгостева з братьею, или хто по них в том манастыре иные архимандриты и братья впредь будут, пожаловал, велел на ней подписать свое великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, повеление, что быти ей впредь во всем против того ж, как пожаловали дед ево государев, блаженныя памяти великий государь, и отец ево государев, блаженныя ж памяти великий государь, без нарушения, опричь тех статей, которые в той грамоте противны ево великого государя указу и Соборному Уложенью, а тем статьям быть во всем против ево великого государя указу и Соборного Уложенья; а землями и всякими угодьи владеть им по сей жалованной грамоте, по последним писцовым книгам. А подписал государев царев и великого князя Михаила Федоровича, всеа Русии самодержца, диак Павел Симанов. |
| 30.07.1683 | | Лета 7191 июля в 30 день великии государи цари и великии князи Иван Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, сее жалованные грамоты деда своего великих государей, блаженные (с. 45) памяти великого государя даря и великого князя Михаила Федоровича, всеа Русии самодержца, и подписей на той жалованной грамоте отца своего великих государей, блаженные памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михаиловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, и брата своего государского, блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, слушав, какова дана, с Вятки Хлынова города Успения Пресвятыя Богородицы Трифонова манастыря архимандрита Александра, да келаря Илью Семакина и казначея Исайя Злыгостева з братьею, или кто по них в том манастыре иные архимандриты и братия впредь будут, пожаловали, велели на ней подписать свое великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, повеление, что быть ей впредь во всем против того, как пожаловали дед их великих государей, блаженные памяти великий государь, и брат их великих государей, блаженные памяти великий государь, без нарушения, опричь тех статей, которые их великих государей указу и Соборному Уложению противны; а землями и всякими угодьи владеть им по сей жалованной грамоте, по последним писцовым книгам. - Диак Семен Протопопов. |
| | | |
| | | 1. ↑ Из рецензии С. А. Шумакова: "Затем из „грамот коллегии экономии" Московскаго архива министерства юстиции издатель взял из хлыновских тридцать (с. 191) один акт (№№ издания 1-8, 12-14, 17-19, 23, 25-28, 34, 43, 44, 47, 56, 60, 61, 64, 65, 73, 74), из казанских один (№ 89, при чем однако издатель забыл упомянуть, что архивный номер этого акта № 6579) и из монастырских описей по Хлынову тоже один акт (№ 90)." - Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. Часть XIV. 1908 г. Март. Стр. 188-196. |
| [-] | 38 — 45 | ТВУАК. 1906 г. Вып. 1-6. Отд. 2 | |