291-0153 | 02.04.1651 | 28.10.1650 | — | От царя и великого князя Алексея Михаиловича всеа Русии на Вятку, воеводе нашему Ивану Федоровичу Соковнину да подьячему Ивану... |
| | | |
02.04.1651 | 28.10.1650 | — | От царя и великого князя Алексея Михаиловича всеа Русии на Вятку, воеводе нашему Ивану Федоровичу Соковнину да подьячему Ивану Уракову. Бил нам челом с Вятки Успения Пречистые Богородицы Трифонова манастыря архимарит Иоаким с братьею, а сказал: в прошлом де во 156 году, по нашему указу, приезжал на Вятку сыщик Федор Супонев и отписал у них подманастырскую слободку в остроге к посаду, (с) служками и с крестьяны и з бобыли; да к манастырским же их крестьяном к Баженку Стенину с братьею отписал и отмежевал, сверх их огородов, манастырские их огороды, что были построены к манастырю для капусты, и с колодезем, а те огороды строил и колодезь копал началник того манастыря архимарит Трифан для манастырского обиходу; не оставил (с. 61) он Федор к манастырю под капусту ни одной гряды; да сверх тех их огородов, отвел он Федор пахотной их вотчинной полевой земли ему ж Баженку с братьею да Мартыну Рублеву с братьею ж, под огороды ж; да их же манастырской вотчинной полевой земли отписал он Федор к посаду десятин с пять и болши и их истеснил; и для манастырские нужи капусты посадить им стало не где, и с манастырскою роботною животиною и с кормом и и с лесом и з дровы к манастырю приезду нет и положитца не где, проезду в поле не оставил; да он же Федор отвел к посаду животинной их выгон, за их пашнею, у речки Хлыновицы, и с манастырскими их бобылями; а тот животинной выгон за их манастырскою вотчинною пахотною землею, от посаду отшел, а лес секли и росчищали тот животинной выгон они же; да он же Федор отписал у них к посаду на животинной выгон оброчную их манастырскую деревню Митюшино, и (с) старинными их с тремя пашенными крестьяны; и земской целовалник Васка Коробов, не дождався нашего указу, тех их отписных крестьян и бобылей, да починка Луковца крестьян же, да Сенку Косолапова, обложил великим тяглом, и многие денги с них емлют, а с Митюшинской деревни, что отписана к посаду на скотцкой выгон, взяли оброк с него архимарита з братьею; и нам бы их пожаловати, велети о тех крестьянех и о земле наш указ учинить. А в приказе сыскных дел в Вятцких Федоровых книгах Супонева, прошлого 157 году написано: «В Хлынове на посаде и остроге, с посадскими дворы вряд, Успенского манастыря слобода отписана к посаду, а в той слободе: 3 человека братьев торгуют отъезжим торгом и в наемной в одной лавке, детей у них четыре человека; 9 человек портных мастеров, у них сосед портной же мастер, сказался посацкого человека сын; 3 человека ремесленных, детей у (с. 62) них четыре человека, один человек делает решета, два человека работу работают; один человек скоморох; 3 человека вдов, детей у них и соседей четыре человека, работу работают. Да того ж Успенского монастыря, по сказке посацких людей, что завладел животинным выгоном подле Хлыновицу речку Успенской архимарит Иоаким з братьею и дворы поставил, и те дворы отписаны к посаду, а во дворех: один человек ходит на судах в ярышках, 2 человека работу работают, один человек винокур. И по сказке ж посацких людей, Федор Супонев, с теми ж выборными людми, посацкую выгонную землю отмежевал Хлынова города к посаду, и межа с Успенским манастырем учинена: первая грань у гумна Успенского манастыря, под нею яма, от тое грани и ямы по гранем и по ямам до стоячие сосны двоеверховатые, на сосне грань, а под нею яма; и от первыя грани, что у гумна Успенского манастыря, до тое стоячие двоеверховатые сосны пять граней, а ям под ними то ж; а от тое сосны и грани и от ямы по гранем на грань, а под нею яма, а та грань и яма на старинной меже; подле огород тяглые деревни Замятни Кобылина три грани, а ям под ними то ж; от первые грани, что у гумна Успенского монастыря, на другую сторону, идучи к Хлынову городу, подле проезжей старинной болшей дороги на грань, а под нею яма, а с тое грани и ямы на грань, а под нею яма: учинена грань и яма на старинном острожном проезжем башенном месте и подле рва стариннаго; а с того острожного башенного места грани и ямы около старинных манастырских огородов, по старинным огородным тынам, которые огороды отмежеваны Успенского манастыря с слободою к посаду, на столб, а под ним яма: а столб и яма учинена, идучи от Успенского манастыря к нижней поварне, у сходной дороги с горы; от первыя грани, что у гумна Успенского (с. 63) манастыря, идучи по гранем к Хлынову городу до столба и до ямы, что столб и яма по конец сходной дороги, на леве посацкая земля, а на праве земля Успенского манастыря. Да по сказке ж посацких людей, Успенского манастыря деревня Митюшинская на животинном выгоне, и та деревня отмежевана к посаду на животинной выгон: первая грань пихта, стоит на старинной меже, а на ней грань, а под нею яма, а та межа с манастырскою деревнею Костина; а от того древа пихты на огород, прямо на старинную межу, на грань, а под нею яма, подле огород, с Миколскою деревнею, что владеет Ивашко Мылников; а с тое грани на куст мозжееловой, а под кустом яма, на старинной же меже, а та межа: едучи от Хлынова города на правой стороне земля деревни Николские да деревни Богоявленские, а на левой стороне земля деревни Митюшинские; от мозжееловаго куста на огород на грань, а под нею яма, от тое грани и ямы на грань, а под нею яма, а с тое грани и ямы на елевой пень да на мозжееловой куст, а на том пни грань, а под ним яма; а от того пни и от куста и от грани и от ямы прямо на огородной угол, на грань, а под нею яма, на углу, подле тяглую деревню Федки Волкова; а с тое грани и ямы по огороду, по старинной меже, на огородной вымол (?), впрям на гран, а под нею яма; от тое грани и ямы по огороду прямо по старинной меже на грань, а под нею яма, а с тое грани и ямы по огороду же по старинной меже впрям до речки Люличанки, а по речке Люличанке вверх до болшие Московские дороги; от тое ж пихты на другую сторону, по той же старинной меже, к Богоявленской деревне, что Пескишево, на грань, а под нею яма, а с тое грани и ямы до речки Люличанки. Да он же Федор манастырские два огорода, которые огороды отписаны Успенского манастыря с слободою к посаду, досматривал и мерил: отдал огород от манастырские (с. 64) площеди, подле двор брата Исачкова Баженка, мерою в длину 20 сажен, а поперег 18 сажен, а другой огород ото рва мерою в длину 39 сажен, поперег 20 сажен; и те огороды даны новоприписным тяглецом Исачку Степанову с братьею, по старинным тынам тех огородов, к прежним их дворам под дворы ж и в огороды, что те огороды с их дворами смежно, а под дворами их были места тесны. Да отписные ж манастырские земли, что отписано того ж манастыря к посаду и отдано Богдашку Рублеву з детми, к прежнему двору под двор же и под огород, в длину 20 сажен, поперег 20 же сажен, а под дворами их прежнее место тесно». - И из приказу сыскных дел в Новгороцкую четь, к писцовым и переписным книгам, посылана память, и в памяти из Новгородцкие чети, за приписью дьяка нашего Ондрея Немирова, написано: в Новгороцкой чети в Вяцких писцовых книгах, писма и меры Офонасья Толочанова да подьячего Ондрея Иевлева, 136 году, написано: «В Хлынове за посадом в остроге манастырь Успения Пречистые Богородицы, да в манастырской слободке, за манастырем во дворех, да на конюшенном и воловье дворе, живут манастырские служки и служебники да манастырской кузнец». А по переписным книгам Василья Отяева да подьячего Савы Ищеина, 154 году, написано: «Успенского манастыря два двора, конюшенной да скотской, да в слободке за манастырем крестьянских 26 дворов, людей в них 95 человек, да в Хлыновском уезде в деревне Митюшинской 2 двора, людей в них 16 человек, да в Березовском стану мелница Успенского манастыря, что на Хлыновице, 2 двора, людей в них 5 человек». А (у) выписки Вятского Успенского манастыря архимарит Иоаким сказал: «к манастырскому де х конюшенному и к воловью двору был огород, и тот двор сломал, а на том дворовом месте учинил огород же, и на (с. 65) тех огородех на манастырской обиход садити овощ велено; и те манастырские два огорода Федор Супонев от манастыря отнял, неведомо почему, и отдал новоприписным тяглецом, которые отписаны из их манастырской слободки, к старым их дворам и к огородам в прибавку; а у манастыря де ныне огорода нет, а конюшенной и воловей двор от манастыря поставлен на другой стороне манастыря; а деревня Митюшевская и дворы, что отписаны на речке на Хлыновице, от посаду версты с полторы». - А в нашем указе и в Соборном Уложенье в печатной книге к девятойнадесять главе в восмой статье написано: «Которые в городех, на посадех и около посадов, патриарши и властелинские и манастырские вотчины, и боярские и околничих и думных и всяких чинов людей вотчины ж и поместья, а владеют они теми вотчинами и поместьями по дачам и по крепостям, а сошлися те вотчины и поместья с посады, дворы з дворами, или близко посадов, и те вотчины и поместья взять за нас и устроить их к посадом, и податми и службами; а против тех взятых вотчин и поместей указали им дати в ыном месте из наших сел». Да в той же главе в девятой статье написано: «Будет в тех селех и в деревнях, которые от посадов не близко, крестьяне объявитца торговые, а у них в тех городех будут лавки и всякие промыслы, а они наперед сего в посацких людех не бывали и тягла не платили, и тех крестьян указали мы дати на крепкие поруки, что (б) им впредь в лавках и в погребах не сидеть и не торговать, и варниц и кабанов не откупать, а те лавки и погребы и варницы продати тяглым людем». Да и той же главе в седьмойнадесять статье написано: «Чьи крестьяне учнут к Москве и в городы приезжати из уездов со всяким товаром, и им те товары продавать по волным торгом безпенно, на гостине дворе, с возов и с стругов, а (с. 66) в рядех лавок не покупать и не наймывать». - А в докладной выписке прошлого 158 году, за пометою думнаго нашего дьяка Михаила Волощенинова, написано: «Богоявленского манастыря, что на Костроме, из подманастырьной слободы взять лутчих торговых и ремесленых людей и откупщиков в посад, а молотчих и работных людей и манастырских служебников в посад не имать, потому что тот манастырь и у него слобода в посаде стоит; и которые слободы и села и деревни особно, а не вряд с посады, и дворы з дворами не сошлись, и поселены на пашенных, на помесных и на вотчинных землях, а не на гороцких выгонных землях, и тех слобод и сел и деревень, и с торговыми людми, за нас не имати; а торговым людем, тех слобод жильцом, в городех лавки свои и всякие торговые промыслы продавать тяглым вашим посацким людем по прежнему нашему указу». - И в нынешнем во 159 году сентября в 21 день, по нашему указу и по приговору боярина нашего князя Юрья Алексеевича Долгоруково, да дьяков наших Глеба да Ивана Патрекеевых да Богдана Обобурова, велено Вяцкого Успенского манастыря из слободы, которая в посаде около манастыря, а в ней три человека отъезжими торги торгуют, да из девяти человек портных мастеров пять человек да скомароха взять в посад, лутчих прожиточных людей; а четырем человеком из портных мастеров, которые молодчие люди, и решетнику и ремесленным и вдовам и четырем человеком работным людем быть за Успенским манастырем; а что, по сказке посацких людей, отписал сыщик под животинной выгон, подле Хлыновицу речку, и во дворех людей, и деревни Митюшевской, в которой деревне два двора нашенные крестьяне, и той земли и с теми людми быть за манастырем же; а которые огороды и пашенную землю сыщик отписал у манастыря из их манастырских крепостей, и тем огородом (с. 67) и з землею быть к манастырю ж; а новоприписных посацких людей селить на порозжих посацких землях, а землю манастырскую очистить, потому что, по нашему указу, из дач земли на выгон, по сказкам, отнимать не велено, а велено отнимать те земли, которыми землями у посацких людей ис крепостей завладели насильством. - И как к вам ся наша грамота придет, и вы б Вяцкого Успенского манастыря, что в Хлынове на посаде, ис подманастырьной слободы, которые отъезжими торги торгуют, Баженка да Исачка да Васку Агафоновых детей Степанова, да из девяти человек ис портных мастеров пять человек лутчих и прожиточных людей, да скомороха Данилка Ларион(ов)а, з детми и с братьею и с племянники и со внучаты, велели взять в Хлынов на посад, и тех новоприписных посацких людей с манастырской земли, из дворов и с огородов, велели свесть и поселить на посацких на порозжих землях, а на манастырских землях жить им не велели; а это за Успенским манастырем портных мастеров, и тем портным мастерам посланы к вам под сею нашею грамотою имена; досталным тое слободы крестьяном, ис портных мастеров из девяти человек, которые молотчие, да решетнику Васке Семенову сыну Загребину, да ремесленым Ивашку Иванову сыну Шагарову с братом Иевком, Богдашку Осипову сыну Рублеву, да работным Митке да Микитке Ларионовым детем Молосниковым, что живут (у) вдовы Устиницы Панешевы, Федотку Парфильеву сыну Семенишеву, да Олферку Сергееву сыну Вяземскому, Останке Аникиеву, всем з детми их и з братьею и с племянники, и вдовам, Овдотице Степановской жене Мухачева, да Марьице Филиповской жене Пешкова, да Устиньице Федоровской жене Панешева, да Марьице Степановской жене Савина, велели быть за Успенским манастырем по прежнему; и тою слободкою и манастырскими огороды и колодезем и пашенною и полевою землею, (с. 68) что сыщик Федор Супонен у них отнял и отдал новоприписнымь тяглецом, Исачку Степанову з братьею да Богдашку Рублеву з детми, к прежним их дворам и огородам, и что сыщик же Федор отписал у них их манастырской вотчинной полевой земли к посаду десятин с пять, и в поле проезду не оставил, да у них же отвел к посаду ж животинной их выгон, у речки Хлыновицы, и теми землями и деревнею Митюшенскою, и с крестьяны и з бобыли, опричь тех крестьян, которые крестьяне по сему нашему указу довелись взять в посад, велели Успенского манастыря архимариту Иоакиму з братьею владеть по прежнему; а в посад тех крестьян и бобылей, и земель пашенных и полевых, к посаду под выгон, и огородов у того манастыря не отнимали, и тое землю велели очистить к манастырю, потому что, по нашему указу, из дач земли на выгон отнимать по сказкам не велено, а велено отнимать те земли, которыми землями у посацких людей ис крепостей завладели насильством; и столбы и грани, которые на их манастырской земле Федор Супонев поставил, велели выметать и ямы заровнять, а владеть архимариту з братьею тою землею по старым межам; и поручные записи, которые записи Успенского манастыря по крестьянех и по бобылях в земскую избу в житье и в тягле взяты, у Земского старосты и у всех посацких людей взяли и отдали архимариту Иоакиму з братьею, и в тех записях велели им меж себя росписатца впредь для спору; а по тех крестьянех, которым по сему нашему указу довелось в посаде, велели взять новые поручные записи, против тех же записей, что им с манастырских дворов и с огородов сойтить, а жити им на посацких землях и тягло тянуть и тяглые службы служить с посацкими людми вряд; а которые того манастыря и иные помесные и вотчинные крестьяне живута в Хлыновском уезде, и тем крестьяном и бобылем (с. 69) велели в Хлынов на посад проезжать со всякими товары и продавать по волным торгом безпенно, на гостине дворе, и с возов и с стругов, а в рядех лавок им покупать и наймывать не велели; а ково именем ис портных мастеров из девяти человек пять человек взяты будут в посад, а четыре человека останутца за манастырем, и вы б о том велели отписать к нам к Москве тотчас, не дожидаясь о том к себе иного нашего указу, а отписку и имена велели подать в приказе сыскных дел боярину нашему князю Юрью Алексеевичу Долгоруково, да дьяком нашим Глебу да Ивану Патрекеевым да Богдану Обобурову. А прочет сю нашу грамоту и списав с нее список слово в слово, оставили у себя; а сю нашу подлинную грамоту отдали архимариту Иоакиму с братьею, впредь для иных наших воевод и приказных людей. Писан на Москве лета 7159 октября в 28 день. |
| | | Имена портным мастером, которые живут на Вятке за Успенским манастырем: |
| | | Васка Ондреев сын Сумороков. |
| | | Баженко Панкратов сын Гуселников. |
| | | Левка Левонтьев сын Смычков. |
| | | Офонка да Ивашка Ивановы дети Головина. |
| | | Гришка Артемьев сын Евдокимов. |
| | | Петрушка Кузмин Глухово. |
| | | Ермачко Григорьев сын Бердников. |
| | | Гарасимко Моисеев сын Кашкин з детми и з братьею. |
| | | На обороте по склейкам столпцев: |
| | | Диак Богдан Обобуров. |
| | | Справил Ивашка Семенов. |
| | | 159 году апреля в 2 день подал государеву грамоту 1) Успенского манастыря келарь Павел Шишкин. |
| | | |
| | | |
| | | 1. ↑ Из рецензии С. А. Шумакова: "Затем из „грамот коллегии экономии" Московскаго архива министерства юстиции издатель взял из хлыновских тридцать (с. 191) один акт (№№ издания 1-8, 12-14, 17-19, 23, 25-28, 34, 43, 44, 47, 56, 60, 61, 64, 65, 73, 74), из казанских один (№ 89, при чем однако издатель забыл упомянуть, что архивный номер этого акта № 6579) и из монастырских описей по Хлынову тоже один акт (№ 90)." - Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. Часть XIV. 1908 г. Март. Стр. 188-196. |
| | | 2. ↑ Ответ А. С. Верещагина: "Рецензент замечает издателю «Грамот и Актов», что монастыри «кастрировали» неблагоприятныя им частности в актах (грамотах), и доказывает это указанным им (на 192 странице рецензии) пропуском в грамоте под № 50 - воеводе Грушецкому 1680 года (на стр. 173 «Грамот и Актов»); но в указанном рецензентом пропуске нет ничего неблагоприятнаго монастырю, да и весь этот пропуск написан полностью в более ранней грамоте воеводе Соковнину 1650 года, под № 26, и напечатан на 68 странице «Грамот и Актов» . Видеть тут намеренную «кастрацию» мы затрудняемся." - Труды ВУАК 1907 г. вып. 3, отд. 3, стр. 101-110. |
| [-] | 60 — 70 | ТВУАК. 1906 г. Вып. 1-6. Отд. 2 | |