291-0185 | — | 21.05.1660 | — | От царя и великого князя Алексея Михаиловича, всеа (с. 75) Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, на Вятку, столнику нашему и... |
| | | |
— | 21.05.1660 | — | От царя и великого князя Алексея Михаиловича, всеа (с. 75) Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, на Вятку, столнику нашему и воеводе Софрону Олферьевичу Хитрово. В прошлом во 167 году апреля в 23 день послана наша великого государя грамота в Казань к околничему нашему и воеводе к Федору Васильевичу Бутурлину, да к дьяком нашим к Федору Михайлову да к Ивану Татаринову, по челобитью с Вятки Успенского Хлыновского манастыря архимарита Сергия з братьею, а велено им в Казанской уезд послать сына боярского добра, которым у них велено быть, или кого пригоже, и велено около вотчины их Успенского Хлыновского манастыря селца Рожественного, Полянки тож, сыскать болшим повалным обыском накрепко, наших великого государя дворцовых сел и деревень и окольных всяких чинов людей поместей и с вотчин старосты и целовалники и крестьяны и всякими служилыми людми, по Христове евангелской заповеди, в Казанском уезде, в вотчине Успенского Хлыновского манастыря, в селе Рожественном, Полянки тож, 78 дворов крестьянских вымерли ль? и будет вымерли, и все ли без остатку вымерли? и что ныне жилых дворов? и в прошлом во 162 и во 163 и во 164 году крестьяне, их степную валовую службу, с Казанскими манастыри вместе, служили ль? Да и самому сыщику велено тех дворов жилых и пустых досмотрить, и в них крестьян и бобылей и их детей и братью и сосед и подсоседников по имяном, и чьи те дворы, и отчево и сколь давно и в котором году запустели, и где те люди подевались, и хто имяны померли, и все ль без остатку з женами и з детми, и дворы их стоят пусты ль, или которые вывезены или выбежали, и кто имяны, и за кого имяны вотчинников и помещиков, и в котором году и почему вывезены или выбежали, и за кем ныне живут, или в тех выморочных дворех ныне жилцы живут, и будет живут, какие люди живут, того всего велено дозрить и розыскать (с. 76) всякими сыски накрепко, а досмотря и розысков накрепко, велено написать в дозорныя книги подлинно, порознь, по статьям: и велено им приказать сыщику, чтоб он дозирал и розыскивал в правду, по нашему великого государя кресному целованью, жилых пустыми дворами не писал; да о том обо всем велено им отписать и обыски и досмотр прислать к нам великому государю к Москве. И в нынешнем во 168 году генваря в 11 день писали к нам великому государю ис Казани околничей наш и воеводы князь Дмитрей Алексеевич Долгоруково да Яков Тимофеевич Хитрово, да дьяки наши Павел Симановской да Офонасей Ташлыков, и прислали Успенского манастыря обыски и обыщика Казанца Тимофея Михаилова дозорныя книги, за его обыщиковою рукою; а в обыскных и в дозорных книгах написано: 1 человек церковной дьячек, 1 человек пономарь, 1 человек староста, 9 человек крестьян, всего 12 человек, сказали, по Христовой евангелской заповеди, Успенского Хлыновского манастыря вотчины про Вяцкие Поляны, про село Рожественное, что в Казанском уезде, в прошлом де во 164 году, как судом Божиим было моровое поветрие, и в том де селе Рожественском моровое поветрие было, и многие дворы после мороваго поветрия запустели, и в тех де выморочных дворех никаких жилцов не оставливалось, вымерли до остатку, а осталось де в том селе живых дворов неболшое место; а как де судом Божиим моровое поветрие утолилось, и то де село Рожественское впусте было неболшое место, а год ли стояло впусте или менши, того де они именно не сказали; а как де в прошлых годех, по нашему великого государя указу, была наша великого государя степная валовая служба, и ис того де села Рожественского, с Казанскими монастыри вместе, в степную валовую службу, сколко по нашему великого государя указу велено быть работных людей с конми и с своими (с. 77) запасы, и ис того де села Рожественскаго крестьяна отпустили, и с теми де Казанскими манастыри всякую нашу великого государя службу да и подати давали; а после де мороваго поветрия сколко в том селе Рожественском, на Вятцких Полянках, прихожих людей и сколко семей и дворов поселилось, тово они не знают; и те люди, которые вновь пришли, и откуды поселились и каких чинов люди, того они не знают же. В обыску ж сказали Ясачная Черемиса, староста 1 человек, да редовая Черемиса 7 человек, по своей вере и по шерти: как де судом Божиим было моровое поветрие в Казанском уезде, и в том де селе Рожественском, на Вяцких Полянках, моровое поветрие было, и многие дворы в моровое поветрие запустели, а кои жилцы в тех дворех были, и те де в моровое поветрие померли без остатку до малаго младенца, и после де морового поветрия в том Рожественском селе осталось дворов только з десять, которые невыморочных людей; а как де то село Рожественское, Вятския Полянки, стояли пусты или неть, того они не ведают, потому что де они от морового поветрия в ту пору были по вотчинам и по Закамью, по сродичев своим, а на Вятския Поляны в ту пору они не ездили; и как де моровое поветрие утолилось, и в то село к ним в выморочные дворы из околных сел и из деревень Руские люди з женами и з детми селились, а откуда приезжа селились, того они не знают; а как де, по нашему великого государя указу, была наша великого государя валовая служба по Закамской четверке, и из того де села сколко, по нашему великого государя указу, велено быть на нашей великого государя службе, на валовом деле, работных людей, и из того де села Рожественского работные люди и крестьяне с их братьею вместе на валовом деле были, а сколько человек, того имянно не написано. В обыску, ж сказали Ясачная Черемиса, староста, и Черемисы (с. 78) 7 человек, по своей вере и по шерти: как де судом Божиим в прошлом во 164 году в Казани и в Казанском уезде было моровое поветрие, и в том де селе Рожественском моровое поветрие было; а много ли в том селе в моровое поветрие дворов вымерло, и они того не знают; и сколько после морового поветрия жилых дворов осталось, того де именно не знают же, и сколко то село после морового поветрия стояло впусте, того они не сказали; а как, по нашему великого государя указу, была наша великого государя валовая служба, из того де села Рожественского на нашу великого государя службу работных людей они с коими и с запасы, против нашего великого государя указу, на Закамскую черту давали, и с теми де их Полянскими людми на нашу великого государя службу, к валовому делу, в одном судне на Белый Яр водою ехали, а конные люди тех Русских людей и Ясачная Черемиса ехали сухим путем. В обыску ж Ясачная Чуваша, староста, и Чуваше 28 человек сказали, по своей же вере и шерти, Успенского Хлыновского манастыря вотчины про село Рожественское, Полянки тож: как судом Божиим и Казани и в Казанском уезде в прошлом во 164 году было моровое поветрие, и в том де Рожественском селе, на Вятцких Полянках, моровое поветрие было, и многие дворы в том селе вымерли без остатку; а сколко счетом в моровое поветрие Руских людей померло и сколко дворов запустело, того они не знают, а осталося в том селе жилых дворов неболшое место, а счетом сколько в том селе осталось дворов, того они не знают же; а как де моровое поветрие утолилось, и в том Рожественском селе, в пустые дворы из ыных мест приезжая з женами и з детми, в пустые дворы селились; а откуды приезжие люди селились и ис коих мест и каких чинов люди, того они не знают; а о степной валовой службе Ясачная Чуваша 28 человек сказали, по (с. 79) своей вере и по шерти: как де, по нашему великого государя указу в прошлых годех была валовая служба, и ис того де села Рожественского сколко, по нашему великого государя указу, велено быть у валоваго дела работных людей, и того де села Рожественского, с Полянок, с конми и своими запасы, у валоваго дела крестьяне их были, с ними Ясачными людми и с Казанскими манастыри вместе; а работали де те Руские люди нашу великого государя валовую службу без жалованья, а сколко человек, того сыскные люди не сказали. Да и в воевоцкой отписке ис Казани, околничаго нашего и воевод князя Дмитрея Алексеевича Долгоруково с товарищи, Успенского Хлыновского манастыря про даточные работные люди, на нашей великого государя степной валовой службе сколко человек служило и по сколку на год, того именно не написано ж. А в дозорных книгах дозорщика Казанца Тимофея Михаилова написано: в селе Рожественском, Полянки тож, жилых крестьянских 10 дворов, детей и братьи 30 человек, да в живущем же 21 двор, детей и братьи 37 человек, 1 двор отец и дети померли, а осталось в том дворе вдова и та де ныне в просфирницах; да в выморочных же 18 дворех поселились вновь во 166 году, из их же манастырские вотчины, сын от отца, брат от брата, а иные из иных манастырских вотчин и из-за татар, 18 человек, детей и братьи 4 человека, да в 5 дворех поселились в прошлом во 167 году 5 человек, детей и братьи 2 человека да захребетник, да в 2 дворах поселились 2 человека, а в котором году, того в дозорных книгах имянно не написано; и всего в живущем и с просвирницыным 56 дворов, детей и братьи 99 человек, да пустых выморных 35 дворов, детей и братьи померло 92 человека. А Успенского Хлыновского манастыря старец Иасаф подал сказку, а в сказке его написано: в прошлом во 162 и во 103 году с их (с. 80) манастырской вотчины с села Рожественского, Полянки тож служили де нашу великого государя степную валовую службу по Казанской черте, наемных людей было на год по девяти человек безпеременно, и служили де семь лет с своими манастырскими запасы, и с конми и с телегами и с топоры и с кирки и з заступы; а поручных де у них записей по тех людей сыскалось толко на 163 год, а на иные де годы по тех наемных людей поручных записей не сыскано, потому что в прошлом во 164 году судом Божиим было моровое поветрие, а в 165 году то де их село Рожественское было пусто, и сыскать де тех поручных записей было не где. А в записях написано, какову подал Успенского манастыря старец Иасаф: в прошлом во 163 году маия в 23 день Успенского Хлыновского манастыря староста Олферко Тиханов со крестьяны нанели они Вятчен работных людей, Родионку с товарыщи, 9 человек, что идти им, с их вотчин девяносто с одного двора, на нашу великого государя службу, на Закамскую черту, и делать степное валовое и острожное и городовое дело и рвы копать; а заступы де и топоры и кирки и лопаты и три лошади их манастырские; а нанели де они тех работных людей на полтретья месяца, а найму де редили четырем человеком по 36 алтын по 4 денги человеку, а двум человеком редили по 35 алтын человеку, а трем человеком редили по рублю человеку, а денги де им дали наперед все сполна за полтретья месяца; да они ж де Успенского манастыря крестьяне, староста Ивашко Тихонов со крестьяны, нанели Вятчан же работных людей, Офонку с товарыщи, 9 человек, августа со 12 числа 163 году на тое ж нашу великого государя степную валовую службу, на перемену первым девяти человеком, на два месяца, а найму де они им редили на месяц по 35 алтын человеку, а денги де им наперед дали все сполна, да три лошади с (с. 81) телеги и с хомуты и с ужищи и с лопаты и с кирки и з заступы, их манастырское; а сколко те люди работали, Успенского Хлыновского манастыря старец Иасаф отпуску не положил. И в нынешнем во 168 году били челом нам великому государю Успенского Хлыновского манастыря архимарит Сергей з братьею: в прошлом де во 167 году били они челом нам великому государю о выморочном селе о Полянках, что в Казанском уезде, и о недоплатных денгах на прошлые годы, со 162 году до 166 году, и за те де годы правили на них на Вятке 444 рубли 30 алтын 2 денги; и нам бы великому государю Успенского Хлыновского манастыря архимарита Сергия з братьею пожаловать, не велети б тех доимочных денег на них править, и велети им по обыском наш великого государя указ учинить, и о том дать нашу великого государя грамоту. И как к тебе ся наша великого государя грамота придет, и ты б Успенского Хлыновского манастыря на крестьянех с выморочных с пустых с 35 дворов, за прошлые годы и впредь, за даточных людей и полоняником на окуп денег, до нашего великого государя указу, имать не велел, покаместо о выморочных о пустых дворех наш великого государя указ будет; а которые с них люди были на нашей великого государя степной валовой службе, и против тех людей за даточных, на прошлые на 162 и на 163 и на 164 и на 165 годы, до нашего великого государя указу, править на них не велел, покаместо по выписке наш великого государя указ, будет. А прочет сю нашу великого государя грамоту и списав с нее список слово в слово, оставил у себя в съезжей избе; а сю нашу великого государя подлинную грамоту отдал Успенского Хлыновского манастыря архимариту Сергию с братью, впредь для иных наших воевод и приказных людей. Писан на Москве лета 7168 мая в 21 день. |
| | | (с. 82) Диак Андриан Ерохов. |
| | | |
| [-] | 74 — 82 | ТВУАК. 1906 г. Вып. 1-6. Отд. 2 | |