291-0335 | — | 18.01.1669 19.07.1676 | — | От царя и великого князя Алексея Михаиловича, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, в нашу отчину в Казань, столнику и... |
| | | |
— | 18.01.1669 | — | От царя и великого князя Алексея Михаиловича, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, в нашу отчину в Казань, столнику и воеводам нашим князю Юрью Петровичю Трубецкому да околничему Никите Михаиловичю Боборыкину, да дьяком нашим Офонасью Ташлыкову да Юрью Блудову. В прошлом во 172 году апреля в 28 день били челом нам великому государю, Казанского уезду, Лудянской пустоши церковной староста Агафонко Буйской с товарыщи: во 169 году, по нашему великого государя указу, поселились они в Казанском уезде, по Лудяне реке и подле речки Черные, на порозжей земле вновь, и церковь на той земле построили во имя преподобных отец Зосимы и Саватеи Соловецких чудотворцев; а земли де под пашню и сенных покосов к той церкви не указано, а есть де по речке Лудяне, и по речке Черной, и по Удеру, и по Сардану, и вверх речки Суны и по Суне вниз до Вятки, порозжие земли и сенные покосы пустеют; и нам великому государю пожаловати б их, велеть около той церкви тое порозжую землю и сенные покосы дать к той церкве церковником, и им селитца по тем межам; а они де с тое порозжие земли и с сенных покосов станут, в нашу великого государя казну, платить в Казани по десяти ясаков на год. И по тому их челобитью послана наша великого государя грамота в Казань к боярину нашему и воеводам князю Григорью Семеновичю Куракину с товарыщи, велено о той земле и о сенных покосах и о ясашном оброке учинить по сыску и по своему разсмотренью. И в прошлом во 173 году маия в 21 1 Из рецензии С. А. Шумакова: "Наконец три акта (за №№ 38, 40 и 84) взяты издателем со списков Трапицына XVII века, в которых по его мнению нет ни подделки, ни фальсификации. Но и из этих актов подлинник № 40 (хотя и без начала) (Вернее с началом, подклеенным из другого акта.) имеется среди хлыновских „грамот коллегии экономии" за № 14220, что осталось тоже издателю неизвестным. Да и изданный текст этого акта тоже возбуждает сомнения, так как на строке 2-ой снизу стр. 104 стоить „мая 21“ вместо „12“, как это следовало бы по оригиналу." - Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. Часть XIV. 1908 г. Март. Стр. 188-196. день писал к нам великому государю ис Казани боярин наш и воеводы князь Григорей Семенович (с. 105) с товарыщи, били де челом нам великому государю, а им в приказной полате подали челобитную ясачные крестьяне Лудянской пустоши Агафонко Буйской с товарыщи, а в челобитной де их написано: по нашему великого государя указу и по грамоте, велено им жить в Казанском уезде, в Лудянской пустоши, на порозжей земле подле речку Черную, на ключе Болшем у березы, а от того де ключа пашенная земля и сенные покосы к Черной речке по Мунаборской бор, и вверх Суны реки и по Суне реке вниз до Вятки, велено им владеть из прибылых из десяти ясаков; и по той же де Лудяне и по Суне рекам и за Суною живут безъясашные крестьяне, дворов с 50 и болши; и потому де челобитью они, боярин наш и воеводы князь Григорей Семенович с товарыщи, для дозору и переписки посылали из Казани Казанца Гарасима Змеева да подъячего Федора Немирова и велели де им по Суне реке и за Суною рекою безъясашных крестьян, которые в тех местех живут, переписать и их роспросить, хто откуды пришол, и что у них пашни паханые, и дубров и лесу на сколко верст будет; и тот де Казанец Гарасим Змеев да подъячей Федор Немиров писал к ним, что они в Казанском уезде, по Алацкой дороге, по Суне реке и за Суною рекою ездили и крестьян, которые в тех местех живут, переписали, а ясаков на тех крестьян положить не смели, потому что де владеют теми крестьяны Вятцкого Успенского манастыря, что в Хлынове, архимарит Сергей з братьею, и тое де землю и крестьян оспорил, и дал им сказку за своею рукою, почему он тою землею и крестьяны владеет; и тое де их сказку и переписные свои книги прислали они в Казань: а в сказке де архимаритове написано: та земля по Суне реке и за Суною до Лудяны реки, по писцовым книгам Офонасья Толочанова, в Вятцком уезде, а не в Казанском; а дана де им та земля в Успенской манастырь, (с. 106) по нашему великого государя указу и по грамоте, из оброку; а по их де Гарасимову и Федорову досмотру, на той земле крестьянских дворов со сто и болши, а та де земля, что по Суне и за Суною рекою, Казанского, уезду, а не Вятцкого; и они де, боярин наш и воеводы князь Григорей Семенович с товарыщи, писали к ним, велели на тех крестьян, которые живут по Суне реке и за Суною, наложить ясаки, и Казанец де Гарасим Змеет да подъячей Федор Немиров подали им в Казанн тем безъясашным крестьяном переписные книги за своими руками, и те их переписные книги из Казани присланы к нам великому государю, к Москве, в Приказ Казанского Дворца. А в тех их книгах написано х Казанскому уезду: вниз Суною рекою по правой стороне, по речке Напоновой, и от Суны реки вверх по речке по Ванчазу, и по речке по Вобловке, и по речке Нерчме, 24 двора крестьянских и бобылских, а в роспросе де те крестьяне и бобыли сказались Вятцкого уезду наших великого государя розных городов и волостей крестьяне; да двор крестьянской села Лебяжья, да 20 дворов крестьянских и бобылских, а в роспросе те крестьяне и бобыли сказались Вятцкого Успенского манастыря, что в Хлынове, Вобловицкой волости розных деревень, а в свои де места в манастырской вотчине посадили они садоков, всего 45 дворов; а по смете де и по сказке тех крестьян, по правой стороне х Казанскому уезду вниз по Суне реке поселились починки на 10 верстах, а по дороге, которая дорога от села Лебяжья и от Ерыкаловского починка до Суны реки и до села Вознесенского, поселились починки на 10 ж верстах, а к, тем починкам пришли раменные болшие леса, елники; а тягла на них Гарасим Змеев да подъячей Федор Немиров наложили 17 ясаков с четвертью, да бобылского денежного оброку 3 рубли 3 алтына 2 денги; да по другой стороне Суны реки Хлыновского уезду село, а (с. 107) в нем церковь Вознесение Христово, да в пределе Алексея человека Божия, да другой предел великого мученика Димитрия Селунского, оказали строенье церковь Вятцкого Успенского манастыря, что в Хлынове, архимарита Иоакима з братьею, а в селе: двор манастырской, а в нем живет поселской старец, двор попов, двор пономарев, двор просвирницын, двор трапезников, да крестьянских и бобылских 70 дворов; а в роспросе те крестьяне и бобыли сказались Вятцкого уезду розных городов и волостей крестьяне; 2 двора крестьянских, а в роспросе сказались Вятцкого ж уезду протопоповы крестьяне; ; да двор крестьянской, а в роспросе тот крестьянин сказался Вятцкого уезду Троицкого манастыря Холуницкой пустыни; да двор же крестьянской, а в роспросе тот крестьянин сказался Уржумского Чепоцкого манастыря крестьянин; да 19 дворов крестьянских и бобылских, а в роспросе те крестьяне и бобыли сказались Вятцкого Успенского манастыря, что в Хлынове, Вобловицкие волости розных деревень, а в свои де места посадили они в манастырской вотчине садоков; всего по другой стороне Суны реки, Хлыновского уезду, вниз по Суне реке, по левой стороне, село и деревни и починки поселились на 25 верстах, а по Хлыновской дороге от села Вознесенского починки на 10 верстах, а в них де 93 двора крестьянских и бобылских; а леса к тому селу и к деревням и починкам пришли раменные болшие; а тягла на них Гарасим Змеев да подъячей наложили 38 ясаков, да бобылского денежного оброку 3 рубли 8 алтын 2 денги; а обоего по Суне реке и за Суною рекою на крестьян наложили 55 ясаков с четью, да бобылского оброку 6 рублев 11 алтын- 4 денги. - Да в том же числе, маия в 12 день, писали к нам великому государю ис Казани боярин наш и воеводы князь Григорей Семенович о товарыщи и прислали под отписками своими две (с. 108) заручные челобитные Казанского уезду новоприписных села Вознесенского крестьян, старосты Евтифейка Исупова с товарыщи, а в челобитных их написано: по нашему де великого государя указу переписал их и наложил на них ясаки Казанец Гарасим Змеев и указано де к ним в то село послать ис Казани приказного человека Казанца Ивана Бутлярова; а ныне де без них в тое село Вознесенское приезжал с Вятки Успенского манастыря архимарит Сергей з братьею, да с ними манастырских слуг и крестьян человек с 50 и болши, с ружьем, и в том де селе их крестьян били до полусмерти, и вязали и в железа ковали, и доправили на них денег 200 рублев 10 алтын, а у ково де денег не было, и у тех де брали кафтаны шубные и сермяжные и овчины, а з жен их сарафаны и кресты, и из ушей серги; и увезли де на Вятку 6 человек, и на Вятке де мучат их в чепях, и церковь де Божию пограбили, книги и казну взяли, и попа и церковных причетников увезли; и от того де их архимаричья разоренья з братьею они в конец погибли и до основания разорились; а ныне де в том селе оставлены 4 старца и живут на манастырском дворе, и им чинят обиды и налоги болшие, и всячески их стращают и неволят, чтоб они жили за манастырем и всякие подати платили к ним в манастырь; а они де отписаны на нас великого государя на ясаки, и за манастырем жить не хотят, потому что де ничем им в манастырь не крепки, а владели де они ими своим насилством; а которые де их братья неболшие за манастырем и жили, и они де в свое место садоков посадили и деревни свои продали иным жилцам, а которые де их братья в свое место садоков посадят и деревни свои продадут иным жилцам, и они де люди волные, и ныне де жилцы в их дворех и в повытьях есть; и нам великому государю пожаловати б их, велеть с теми старцами (с. 109) в их крестьянском розоренье и в грабеже и в бою наш великого государя указ учинить, и велети б у них быть приказному человеку из Казани. - И по нашему великого государя указу, посылана ис Приказу Казанского Дворца в Новгородскую Четверть память, велено из Вятцких из писцовых и из межевых книг писма и меры Офонасья Толочанова, с товарыщи, 137 году, выписать, за Вятским Успенским манастырем, что в Хлынове, в Вятцком уезде по Суне реке и за Суною рекою земля до Лудяны реки и село Вознесенское да пустошь Лудянская написаны ль, и будет написаны, и что в том селе и в приселках и в деревнях четвертные пашни и всяких угодей, и крестьян и бобылей по имяном, и той земле межи и грани, да тое выписку за дьячею приписью велено прислать в Приказ Казанского Дворца. - И в памяти из Новгородцкия Чети за приписью дьяка нашего Ефима Юрьева написано: «В прошлом де 173 году маия в 24 день писал к нам великому государю с Вятки столник наш и воевода князь Григорей Козловской, в прошлом де во 172 году июля в 28 день били челом нам великому государю, а на Вятке в съезжей избе ему князю Григорью извещал словесно Березовского стану крестьянин Трофимко Клековкин: в Вятском, де уезде, в Березовском стану, на реке на Вое, подле манастырские вотчины Суны, манастырские ж крестьяне Данилко Шеврин да Аничка Трубицын (а родиною де те крестьяне тяглые Вятчаня ж Чепецкого и Березовскаго станов) заводят пашни на Вятцкой земле, ниже устья Сунского да на Кирчане речке, по обе стороны Вои реки, и призывают де к себе Вятчан же тяглых крестьян с тяглых жеребьев, и сошло де к ним семей с 60 и болши; а дают де им они лес под пашню на росчисть и сенные покосы и рыбные ловли, и емлют де себе с тех прихожих людей по рублю и по два и болши, и те де пришлые люди дворы построили; да у них же де (с. 110) живут беглые стрелцы и солдаты и всякие служилые люди; а ныне де прислан ис Казани дворенин Гарасим Змеев да подъячей Федор Немиров и с Вятки де Успенского манастыря, что в Хлынове, манастырскую вотчину Сунскую волость с крестьяны отвели в Казанской уезд, по ложному челобитью Вятчан Агафонка Буйскова да, Микифорка Реткина, которые, сбежав с Вятки, ныне живут в Казанском уезде на Лебяжье, и всех де их крестьян до одного человека обложили в ясашной оклад неведомо почему; и он де князь Григорей писал в Казань к боярину нашему и воеводам ко князю Григорью Семеновичу Куракину с товарыщи, чтоб они, по нашему великого государя указу, тех Вятцких земель и манастырской вотчины земель и крестьян, которые в Вятцких писцовых книгах написаны на Вятке, описывать и отводить в Казанской уезд не велели, а Вятчан бы, которые, бежав с Вятки, ныне живут на Лебяжье, Агафонка Буйсково да Микифорка Реткина, велели прислать к нему на Вятку; и ис Казани де боярин наш и воеводы князь Григорей Семенович с товарыщи писали к нему князю Григорью на Вятку, что они отписки приняли, а против де тех ево отписок о тех Вятцких землях и о беглых крестьянах к нему на Вятку не писывали. И в прошлом же во 173 году маия в 30 день били челом нам великому государю с Вятки, Хлыновского уезду, Успения Пречистыя Богородицы Трифонова манастыря архимарит Сергий з братьею на Вятчан беглых крестьян Чепецкого стану, которые, бежав с Вятки, живут ныне в Казанском уезде: на Лебяжье, на Агафонка Буйскова, на Микифорка Реткина: в прошлом де в 137 году писцы Офонасей Толочанов да подьячей Ондрей Иевлев дали на оброк Вятчаном Епифанку Федявину да Игнашке Максимову да Васке Буторину пашни на 12 четь в Вятцком уезде, в Березовском стану, за Кирмыжем дикое раменье, от первого Кирмыжского (с. 111) сосновного болота да вверх по Кирмыжу, по обе стороны речки Кырмыжа, до верховины, и вверх речек Ошети и Пили, по обе стороны, вниз по Суне до устья, до речки Вой, да по речке Лудяне от Ошлань речки до верховины, от бору по обе стороны тех речек; и они де Епифанко с товарыщи, с тое земли не платя оброку, поступились им архимариту з братьею ис того ж оброку для того, что де та земля от людей отдалела верст со сто; и в прошлом же де во 159 году, по челобитью Успенского Трифонова манастыря архимарита Иоакима з братьею, на тое землю, на дикое раменье, дана им наша великого государя грамота с прочетом, велено тою землею, диким раменьем, на оброке владеть им архимариту Иоакиму з братьею без перекупки; и они де на той земле, диком раменье, воздвигнули церковь во имя Вознесение Господне, а в пределех тое церкви нашего великого государя ангела святаго праведнаго Алексия человека Божия и святаго великомученика Димитрей Селунского, и крестьян на том диком раменье поселили, переводя из ыных своих манастырских вотчин, которые крестьяне писаны за ними в писцовых и переписных книгах, и волных не тяглых людей; и те де их селеные крестьяне в том раменье лес росчистили и пашни роспахали, и оброк с той земли в нашу великого государя казну и во всякие доходы платят болши 20 лет, и службы служат и даточных людей отпущают; и в прошлом де во 170 году, по нашему великого государя указу; сыщик Иванис Кайсаров в той их манастырской вотчине, в Сунской волости, дворы и во дворах людей писали всех имяны, и те де ево переписные книги присланы к нам великому государю к Москве; и по тем де переписным книгам тех крестьян дворы написаны на Вятке в оклад за Успенским манастырем; а беглые де крестьяне Агафонко Буйской да Микифорко Реткин о той их манастырской вотчине, о Сунской волости, что от Лудяны реки (с. 112) по Суне реке, о владенье на ясаки, били челом нам великому государю ложно, назвали тое землю пустою ясашною землею, и будто ею нихто не владеет и в нашу великого государя казну не идет ничего; и в прошлом де 173 году приезжал ис Казани дворенин Гарасим Змеев да подъячей Федор Немиров в тое их манастырскую вотчину, в Вознесенское село на Суну, и не явяся де на Вятке столнику и воеводе князю Григорью Козловскому, по их Агафонкову и Микифоркову ложному составному челобитью, тое их манастырскую вотчину, Сунскую волость, от них отписали х Казани, и всех крестьян до одного человека обложили в Казанской уезд в ясашной оклад, неведомо почему, не выслушав у них нашие великого государя грамоты, какова им архимариту з братьею дана на тое землю из Новгороцкие Чети, и не казав де они, Гарасим и подъячей Федор, им нашего великого государя указу, почему им велено тое их землю и крестьян из манастыря из Вятцкого уезду приписывать х Казани, и в стрелецких де хлебных запасах взяли они их манастырских крестьян с собою в Казань для правежу, а церковь де Божию поставили без пения, и около церкви по улицам тем манастырским крестьяном велели стоять для караулу, и им де архимариту з братьею, для денежных зборов во всякие наши великого государя подати и в платежи и в службы, в тое Сунскую волость въезжать и никого пропускать караулшиком не велят, и от крестьян им отказывают; а они де архимарит з братьею во всяких податех и в службах стоят на правеже; и нам великому государю пожаловати б их архимарита Сергия з братьею, велеть на Москве в Новгородцкой Чети в Вятцких писцовых книгах, писма и меры Офонасья Толочанова да подъячего Андрея Иевлева, что дано Епифанку Федянину с товарыщи, того раменья досмотрить и отпуск нашие великого государя грамоты, по которой то раменье (с. 113) дано им архимариту з братьею из оброку на пропитание, приискать, а велети б тем раменьем, по прежнему нашему великого государю указу и по грамоте и по писцовым книгам, владеть им архимариту з братьею, и о том в Казань к боярину нашему и воеводам ко князю Григорью Семеновичу Куракину с товарыщи и на Вятку к столнику и воеводе ко князю Григорью Козловскому дать наши великого государя грамоты, что та земля Вятцкого уезду, а не Казанского, чтоб им архимариту з братьею нашего великого государя богомолья не отбыть и голодною смертью не помереть и врознь не разоритись. А в Новгороцкой Чети в Вятцких писцовых книгах писца Офонасья Толчанова да подьячего Андрея Иевлева, 137 году, написано: «в Вятцком уезде, в Березовском стану, дано на лготу по 148 год Епифанку Федянину да Игнашке Максимову да Васке Буторину за Кирмыжем дикое раменье, пашни на 12 четей, а после лготы оброку платить с выти рубль 16 алтын 4 денги». И из Приказу Казанского Дворца посылана в Новгородцкую Четь другая память, велено выписать из Вятцких из писцовых и из межевых книге Офонасья Толочанова да подьячего Андрея Иевлева, 137 году, Вятцкому уезду с Казанским уездом межи и грани и всякие признаки, да тое выписку прислать в Приказ Казанского Дворца, для вершенья в земленом деле Вятцкого Успенского манастыря с Казанским уездом. И в памяти из Новгородцкие Чети за приписью дьяка нашего Димитрея Шубина написано: в Новгородцкой Чети в Вятцких писцовых книгах Офонасья Толочанова да подьячего Андрея Иевлева, 137 году, Вятцкому уезду с Казанским уездом меж и граней и всяких признак не написано. - А в Приказе Казанского Дворца челобитчик с Вятки Успенского манастыря старец Варлам Сумороков подал нашу великого государя грамоту с прочетом, какова послана из Новгородцкой Чети на Вятку к воеводе к Ивану Соковнину да к (с. 114) подьячему Ивану Уракову в прошлом в 159 году, а в той грамоте написано: били челом нам великому государю Успенского манастыря архимарит Иоаким з братьею, в прошлом де во 137 году писцы Офонасей Толочанов да подьячей Андрей Иевлев дали на оброк Вятчаном Епифанку Федянину да Игнашке Максимову да Васке Буторину в Березовском стану за Кирмыжем дикое раменье; и они де Епифанко с товарыщи, с того дикого раменья оброку не платя, отдали им в манастырь из того ж оброку; и в прошлом де во 157 году дана им Патриарша благословенная грамота, велено на том месте воздвигнути церковь Вознесение Господне, а в пределех праведнаго Алексея человека Божия да святого великомученика Димитрея Селунского, и они де на том месте церкви без нашего великого государя указу воздвигнути и крестьян поселить не смеют для перекупки; и нам великому государю пожаловати б их архимарита Иоакима з братьею, велети то пустое и дикое раменье дать им под манастырскую пашню, братье на пропитанье, из оброку без перекупки, и церковь на том месте воздвигнути и крестьян поселить; и по нашему великого государя указу, велено Успенского манастыря архимариту Иоакиму з братьею, будет тот лес к посаду не написан и спору ни с кем нет, отдать на оброк без перекупки. - И в прошлом во 174 году генваря в 5 день, по нашему великого государя указу, а по приговору боярина нашего князя Юрья Алексеевича Долгорукова да думною нашего дворенина Лариона Дмитриевича Лопухина, послана наша великого государя грамота в Казань к боярину нашему и воеводам ко князю Григорью Семеновичу Куракину с товарыщи: велено для розыску тое земли послать ис Казани дворенина да подьячего от места добрых, которых бы с такое дело стало, и велено им розыскать Казанского и Вятцкого уездов всяких чинов людми вправду, в которых местех и по которым урочищам (с. 115) рубеж меж Казанского и Вятского уездов, и по сыску и по сказке старожилцов велено тем землям рубеж Казанскому и Вятцкому уездом по урочищам описать имянно и на чертеж начертить вправду, и велено с теми старожилцы, которые будут у сыску, досмотрить селидбы тех крестьян, которые поселились по обе стороны реки Суны и по иным речкам и живут за Вятцким Успенским манастырем, та земля Казанского уезду или та земля Вятцкого уезду, и та земля, что, по нашей великого государя грамоте, после Вятчан Епифанка Федянина да Игнашки Максимова да Васки Буторина, отдана на оброк Вятцкого Успенского манастыря властем, в Березовском стану за Кирмыжем дикое раменье, в том же ли месте или в ыном месте, и сколко тое земли и всяких угодей по смете будет; и тот сыск и с того сыску перечневую выписку, и Казанскому и Вятцкому уездом рубежу и урочищам роспись и чертеж, и перепись, в котором уезде те крестьяне поселились и сколко под ними земли по смете, за их сыщиковыми и обыскных людей руками велено прислать к Москве в Приказ Казанского Дворца; а на Вятку к Столнику и воеводе ко князю Григорью Козловскому послана наша великого государя грамота из Новгородцкие Чети, велено Вятцкого уезду обыскным людям Казанским сыщиком быть послушным. - И в прошлом во 175 году декабря в 14 день писали к нам великому государю ис Казани боярин наш и воеводы князь Григорей Семенович Куракин с товарыщи, и прислали сыск и ис того сыску перечневую выписку и дозорные книги и спорной земле чертеж. А в перечневой выписке написано: «В сыску Казанского уезду розных сел и деревень 7 человек попов, 2 человека дьяконов, 5 человек дьячков, 4 человека пономарей, 5 человек старост, 5 человек целовалников, 235 человек крестьян, 4 человека новокрещенов, 18 человек (с. 116) Черемисках сотников, 2 человека старост, 13 человек десятников, 651 человек Черемис, всего 951 человек сказали, в которых де местех и по которым урочищам рубеж меж Казанского и Вятцкого уездов, того де они не ведают; да из тех же де людей 2 человека крестьян, 4 человека новокрещенов, 4 человека сотников Черемиских, 1 человек староста, 5 человек десятников, 278 человек Черемис, всего 294 человека в речах своих прибавили, которые де крестьяне поселились по Суне реке по обе стороны и около Суны реки по иным речкам и живут за Вятцким Успенским манастырем, и та де земля Казанского, а не Вятцкого уезду; в сыску ж 3 человека сотников, 1 человек староста, 2 человека десятников, 115 человек Черемисы, всего 121 человек сказали, которые де крестьяне поселились по Суне реке по обе стороны и около тое реки по иным речкам и живут за Вятцким Успенским манастырем, и та де земля Казанского уезду, а не Вятцкого, а что де по нашей великого государя грамоте, после Вятчан Епифанка Федянина да Игнашко Максимова да Васки Буторина, отдано на оброк Вятцкого Успенского манастыря властем в Березовском стану за Кирмыжем дикое раменье, и та де земля особь, а не в том месте, что поселились крестьяне по Суне реке; в сыску ж 2 человека сотников, 14 человек Черемисы, всего 16 человек сказали, которое де отдано на оброк Вятцкого Успенского манастыря властем в Березовском стану за Кирмыжем дикое раменье, и то де дикое раменье от Суны реки, где поселились крестьяне, верст с сорок; в сыску ж 1 человек сотник, 81 человек Черемисы сказали, по Суне де реке и за Суною рекою и около по иным речкам, которые впади устьи своими в реки в Вятку и в Вою и в Суну, с вершин и до устьев, где поселились крестьяне и живут за Вятцким Успенским манастырем, владели тою (с. 117) землею и всякими угодьи Черемиса Казанского уезду, волости Мелеть да деревни Килмезь, и в оброчных де книгах в Казани за тою Черемисою та Сунская земля, и бобровые гоны и рыбные ловли и всякие угодья, написаны; в сыску ж 1 человек крестьянин, 3 человека сотников, 1 человек десятник, 70 человек Черемисы, всего 75 человек сказали, которые де крестьяне поселились по Суне реке по обе стороны и около той реки по иным речкам и живут за Вятцким Успенским манастырем, и они де про то слухом слышали, что та земля Казанского уезду, а владели его Черемиса Казанского ж уезду; в сыску ж 7 человек попов, 2 человека дьяконов, 5 человек дьячков, 4 человека понамарей, 5 человек старост, 5 человек целовалников, 232 человека крестьян, 3 человека Черемиских сотников, 5 человек десятников, 136 человек Черемис, всего 404 человека сказали, что они про то все ничего не ведают; и всего в сыску Казанского уезда всяких чинов людей в розных речах сказали 1649 человек. Да в сыску ж Вятцкого уезда розных сел и деревень 8 человек попов, 2 человека дьяконов, 5 человек дьячков, 6 человек пономарей, 1 человек сотник, 9 человек пятидесятников, 2 человека десятников, 1 человек староста, 2 человека целовалников, 489 человек крестьян, 76 человек бобылей, всего 611 человек сказали, в которых местах и по которым урочищам рубеж меж Казанского и Вятцкого уездов, того де они не ведают; да из тех же людей 1 человек целовалник, 67 человек крестьян сказали, которые де крестьяне поселились по Суне реке по обе стороны и около Суны реки по иным речкам и живут за Вятцким Успенским манастырем, и та де земля Вятцкого уезду, а не Казанского, и в Вятцких де писцовых книгах Офонасья Толочанова да подьячего Ондрея Иевлева, 137 году, та земля написана в Березовском в оброчном стану, (с. 118) от перваго Кирмыжского сосноваго болота да вверх по Кирмыжу, по обе стороны речки Кирмыжа, до верховины, и сверх речек Ошети и Пили, по обе стороны, вниз до речки Суны, да по речке Лудяне от Ошлань речки до верховины, от бору, по обе стороны тех речек; а земля де, что после Вятчан Епифанка Федянина да Игнашки Максимова да Васки Буторина отдана на оброк Вятцкого Успенского манастыря властем, в Березовском стану за Кирмыжем дикое раменье, в тех же межах, которыя урочища в сказке написаны, а не в ыных, и с тово де места, которым владеют Вятцкого Успенского манастыря власти, платят во всякие нашего великого государя доходы оброчные денги, и за стрелецкие и сибирские хлебные запасы и на земские мирские расходы по писцовым книгам Офонасья Толочанова да подьячего Ондрея Иевлева, 137 году, с Березовскими оброчными крестьяны вместе; в сыску ж 14 человек крестьян сказали, которые де крестьяне поселились по Суне реке, по обе стороны, и около Суны реки по иным речкам и живут за Вятцким Успенским манастырем, и та де земля Вятцкого уезду, а по которым урочищам, про то де они не ведают, а что де отдано на оброк Вятцкого Успенского манастыря властем в Березовском стану за Кирмыжем дикое раменье, и та де земля в тех урочищах; в сыску ж 6 человек попов, 1 человек дьякон, 4 человека дьячков, 5 человек пономарей, 11 человек сотников, 9 человек пятидесятников, 2 человека десятников, 1 человек староста, 1 человек целовалник, 408 человек крестьян, 79 человек бобылей, всего 527 человек сказали, что они про то про все ничего не ведают; в сыску ж 1 человек крестьянин сказал, что де отдано на оброк Вятцкого Успенского манастыря властем в Березовском стану за Кирмыжем дикое ременье, и та де земля Вятцкого уезду, а была за отцом его Игнашкою (с. 119) Максимовым, а тою де землею владеют ныне Вятцкого Успенского манастыря власти; в сыску ж 1 человек пономарь сказал, которая де земля отдана на оброк Вятцкого Успенского манастыря властем, в Березовском стану за Кирмыжем дикое раменье, и то де дикое раменье от реки Суны верст с двадцать, а владеют де тем диким раменьем Вятцкого Успенского манастыря крестьяне; в сыску ж 1 человек бобыль сказал, которые де крестьяне поселились по Суне реке и около тое реки по иным речкам и живут за Вятцким Успенским манастырем, и та де земля Казанского ль уезду или та земля Вятцкого уезду, того де он не ведает, а прежде, того, как по Суне реке крестьяне селились и лес росчищати, и по той де реке и около по иным речкам землею и бортными угодьи владели Черемиса Казанского уезду, от устья Суны реки и до вершины, по левую сторону от Казани, а по правую сторону к Вятке земля лежала впусте, а что отдана земля на оброк Вятцкого Успенского манастыря властем, в Березовском стану за Кирмыжем дикое раменье, и та де земля не в том месте, что поселились по Суне реке крестьяне, а особь; и всего в сыску Вятцкого уезду всяких чинов людей в розных речах сказали 1155 человек». - А в дозорных книгах Казанца Григорья Соковнина да подьячего Никиты Кузмина написано: «Село Вознесенское на реке на Суне, а в нем церковь во имя Вознесение Господа нашего Иисуса Христа, да в пределех святаго праведного Алексея человека Божия да великомученика Димитрея Селунского, да в том же селе двор прикащиков, двор попов, двор дьячков, двор пономарев, двор трепезников, двор просфирницын, 13 дворов крестьянских, пашенной церковной земли 4 десятины, крестьянские 16 десятин в поле, а в дву потому ж, сенных покосов по реке Суне на 250 копен. Да к тому ж селу Вознесенскому приписано 5 деревень, 33 (с. 120) починка, а в них 105 дворов крестьянских и бобылских пашенной земли 215 десятин без чети в поле, а в дву потому ж, сенных покосов на 1880 копен; да по другую сторону реки Суны х Казани, с вершины до речки Ванчазу, 2 деревни да 14 починков, а в них 60 дворов, пашенной земли 59 десятин в поле, а в дву потому ж, сенных покосов 785 копен. Да к селу, что на речке Лудяне, 3 деревни, да 4 починка, а в них 16 дворов, пашенные земли 10 десятин, сенных покосов 1150 копен. Село на речке Лудяне, а в нем церковь во имя Зосимы и Саватея Соловецких чудотворцов, а в селе двор попов, двор пономарев; да к тому ж селу деревня да починок, а в них 4 двора, пашенныя земли 10 десятин в поле, а в дву потому ж, сенных покосов 1200 копен. К селу, что на реке Кирчане, 4 починка, а в них 12 дворов, пашенные земли 8 десятин в поле, а в дву потому ж. Село на реке Кирчане, а в нем церковь во имя архистратига Михаила, да к тому селу 4 починка; а в селе и в починках 9 дворов крестьянских, двор трапезников, двор просфирницын, пашенные земли 9 десятин в поле,а в дву потому ж, сенных покосов 55 копен. Да по речке Кирчане и по Кирмыжу, у сосноваго болота, от Хлынова, в Березовском стану, по обе стороны, и вверх по речке по Быстрице до речки Чернушки, крестьянские селитбы на 25 верстах, 2 деревни да 17 починков, а в них 69 дворов, пашенной земли 149 десятин и поле, а в дву потому ж, сенных покосов 650 копен; а от села Вознесенского, что на речке Суне, версте с 50, а владеют теми крестьяны и землею Вятцкого Успенского манастыря архимарит Сергей з братьею». И всего, по тем дозорным книгам, 3 села да 13 деревень, да 77 починков, а в них 10 дворов прикащиковых и поповых и дьячковых и пономаревых и трапезниковых и просвирницыных, 288 дворов крестьянских и бобылских, пашни паханыя (с. 121) 486 десятин без чети в поле, а в дву потому ж, сенных покосов 5970 копен. - И по той Казанской переписке, сверх челобитья Успенского манастыря властей, объявились села, что на реке Лудяне, да на реке Кирчане, и про те села на Москве, в Приказе Казанского Дворца, Вятцкого Успенского манастыря челобитчик старец Варлам Сумороков сказал: Успенского де манастыря власти в челобитье своем написали одно село Вознесенское для того, что де то село Вознесенское и в нем церковь Вознесение Господне строили манастырскою казною; а что де по Казанской переписке написаны два села, одно на реке Лудяне, а другое на реке Кирчане, и они де их в челобитье своем неписали для того, что де они к селу Вознесенскому приселки, а не особые села, и церкви де в тех приселках крестьяня построили собою; а поставлены де те два приселка и к ним деревни и починки поселились Вятцкого уезду на той же их оброчной земле, что дана из Новгородцкие Чети, а не на Казанской земле, и о тех де приселках, и которыя к ним деревни и починки, Успенского манастыря власти челобитчики ж. - Да в прошлом во 175 году марта в 10 день в Приказ Казанского Дворца в памяти из Новгородцкие Чети написано: «Марта в 10 день писал к нам великому государю с Вятки столник наш и воевода князь Григорей Козловской, по нашему де великого государя указу и по грамоте, велено ему князю Григорью, на Вятцких земских старостах и на целовалниках и на посадских и на уездных крестьянех доправя, прислать к Москве тотчас доимочных стрелецких денег прошлых лет 1201 рубль 18 алтын полторы денги, да четвертных 1203 рубли, и на Вятчанях де на посадских людех и на уездных крестьянех по розвытке доправлено стрелецких денег 1064 рубли 14 алтын полтретьи денги, а в досталных стрелецких денгах во 157 рублях в 3 алтынах в 5 денгах, да в (с. 122) |
| | | (с. 122) четвертных в 1203 рублях, стоят на правеже, и с правежу де с Вятки многие посадские люди и уездные крестьяня сбежали з женами и з детми в Казанской и Еранской и в Уржумской и в Вятцкой уезды, на Вою и на Лудяну и на Кирчан и в Сунскую волость, что были те земли и всякие угодья Успенского манастыря за архимаритом Сергием з братьею, а свои тяглые участки покинули впусте; и в прошлом де в 175 году февраля в 1 день били челом нам великому государю, а ему князю Григорью на Вятке в съезжей избе подавали челобитную Вятцкие земские старосты Алешка Трухин с товарыщи, вместо всех Вятчан осталных посадцких людей, на Вятцких беглецов розных волостей, Чепецкого оброчного стану на Микифорка Реткина с товарыщи, а в челобитной де их написано: в прошлых де годех сбежали они с Вятки, Микифорко с товарыщи, от наших великого государя податей и служеб, и поселилися в Казанском уезде, в селе Лебяжье, и живучи де на Лебяжье, подсмотрили они за Вяткою рекою, в Вятцком уезде, от Лудяны до Вои реки, роспашенные оброчные манастырские земли и лесу, и воровским де своим умыслом били челом нам великому государю на Сунское раменье ложно, будто де то Сунское раменье в Казанском уезде лежит впусте; а то де Сунское раменье в писцовых книгах Офонасья Толочанова с товарыщи 137 году написано в Вятцком уезде, в Березовском стану, за Кырмыжскою волостью, и отдано Хлыновскому посадцкому человеку Епишке Федянину с товарыщи по урочищам из оброку, и он де Епишка с товарыщи с того Сунского раменья всякие доходы до 148 году на Вятке платил сполна, а во 148 году, по челобитью Вятцкого Успенского манастыря архимарита з братьею, то Сунское раменье дано им в манастырь на пропитанье братье из оброку, и на том де Сунском раменье, наймуючи они архимарит з братьею роботных людей, лес росчищали и (с. 123) пашни, и церковь и дворы построили, и всякие доходы и оброчные денги с того Сунского раменья платили Березовского стану с оброчными крестьяны сполна; и как де они Микифорко с товарыщи нам великому государю били челом, и по тому де их ложному челобитью дана им наша великого государя грамота на то Сунское раменье и на росчистную землю, и для де отводу посылан был ис Казани дворенин, и на том де отводе Успенского манастыря у архимарита з братьею с ним Микифорком с товарыщи учинился спор; и живучи де он Микифорко с товарыщи призывает к себе в то Сунское раменье Вятчан, таких же беглецов, тяглых людей и рейтар и салдат, и они де, нехотя нам великому государю службы служить, а тяглые люди всяких доходов платить, у них живут; и из того Сунского раменья многие крестьяне приходят воровски в тот Березовской стан и в иные во многие волости, и крадут у них лошадей и коров, и всякой скот уводят, и домы грабят и татбами крадут и разоряют до конца; а тех де воров из Сунского раменья не выдают, называют Казанским присудом, и на Вятке де столнику и воеводе князю Григорью Козловскому в подсуд не даются; и от их де насилства и грабежу и воровской изгони жить на Вятке стало не мочно, потому что де Сунское раменье з Березовским станом вместе, пашня худая; а до Казани де то Сунское раменье 400 верст, а промеж де Казанским уездом идет Вятка река, и никаких пашенных земель Казанского уезду за Вяткою рекою нет; а ныне де присылает в Березовской стан Казанец приказной человек Тимофей Давыдков, что прислан на Сунское раменье, и кладет Вятчан Елфимка Козулина с товарыщи в ясаки, не ведомо по какому нашему великого государя указу, а та де земля написана за Вятчан и тягло платят Березовского стану крестьяне; да они де же Вятчаня, за тех беглых Вятчан, прошлых доимочных (с. 124) доходов, из большого немерного правежу, платили 927 рублев 18 алтын полпяты деньги, а в досталных де стрелецких и в оброчных и в кабацких откупных в доимочных денгах прошлых лет в 1495 рублях в 32 алтынах стоят на правеже, в день бьют, а к ноче мечут в тюрму, и от того де немернаго правежу за скудостью многие Вятченя с Вятки бежать на то Сунское раменье и в ыныя места на лготныя пашни; да они же де осталные люди, за тех Вятцких беглецов, за Микифорка Реткина с товарыщи, за Вятцкие за пустые жеребьи, окупают всякие наши великого государя доходы сполна; да на них же де на подрядчиковых порутчиках, по нашим великого государя грамотам, правят на прошлые годы за подрядной хлеб, и за Яранских и Кайгородцких откупщиков, откупных денег в день бьют на правеже, а к ночи мечут в тюрму, а искупитца де им за скудостью не чем; и нам великому государю пожаловати б их Вятчан, последних осталых людей, велети тому Сунскому раменью быть к Вятцкому уезду по прежнему в Березовском стану, чтоб де им осталым людям и впредь от их воровства и грабежу податей и служеб не отбыть». - И мы великий государь, слушав о том докладные выписки, указали и бояре наши приговорили: Вятцкого Успенского манастыря архимариту Сергию з братьею землею, которою они по писцовым книгам владели, и дана им в Вятцком уезде, и впредь владеть им к Вятцкому манастырю по прежнему, и которые крестьяня на той земле поселены, а им Вятцкому манастырю крепки, и им теми крестьяны владеть по прежнему ж; а которая земля Казанского уезду, а не Вятцкого уезду, и на которую землю Вятцкого уезду старцы крепостей не положили и та земля им не крепка и в дачах нет, и той Казанской земле быть по прежнему х Казани, а будет которая земля и Казанского уезду, а Вятцкому манастырю крепка, и той земле быть за (с. 125) Вятцким манастырем; а в которой земле не розведено Казанскому и Вятцкому уездом меж, а обыскные люди сказывали Казанские Казанского уезду земля, а Вятцкие Вятцкого уезду земля, и про ту землю указали мы великий государь сыскать и собрать всех старожилцов Казанского и Вятцкого уездов, роспросить, где Казанской уезд с Вятцким уездом и Вятцкой уезд с Казанским уездом сшелся, и розмежевать вправду. И по тому нашему великого государя указу, о всем о том наша великого государя грамота послана была к столнику нашему к Ивану Алфимову; а сколко которыя земли и крестьян он Иван к Вятцкому манастырю, по писцовым книгам и по дачам и по иным крепостям, откажет, и по сыску и по старожилцовым сказкам к Вятцкому Успенскому манастырю и к Казани размежует, и той земле межи и грани и всякие признаки, и в селе и в деревнях и в починках крестьян по имяном, в отказные книги велено написать имянно, и той всей земле и межам чертеж начертить, да тот чертеж и отказные книги за своею и обыскных людей и за старожилцовыми руками велено прислать к нам великому государю к Москве в Приказ Казанского Дворца, а другие таковы ж книги послать в Казань. - И в нынешнем во 177 году сентября в 14 день писал к нам великому государю он Иван, что он, по нашему великого государя указу, в прошлом во 176 году на тое спорную землю Казанского и Вятцкого и Уржумского уездов, с старожилцами вместе, ездил и тое спорную землю по своему досмотру и по старожилцовым сказкам розмежевал, и той земле и межам чертеж и отказные книги за своею и за старожилцовыми руками прислал к нам великому государю к Москве в Приказ Казанского Дворца, а другие таковы ж книги за своею и за старожилцовыми руками послал он Иван в Казань, и о приеме де тех книг ис Казани вы к нему Ивану писали. А в отказных (с. 126) и в межевых книгах, каковы он Иван прислал к Москве в Приказ Казанского Дворца, написано: «По нашему великого государя указу, он Иван на спорную землю ездил и досматривал, и ту спорную землю, что в прошлом во 159 году, в нашей великого государя грамоте из Новгородцкие Четверти, за приписью дьяка Андрея Немирова, по челобитью Вятцкого Успенского манастыря архимарита Иоакима з братьею, против писцовых книг писца Офонасья Толочанова да подьячего Андрея Иевлева 137 году, после Вятчан Епифанка Федянина да Игнашки Максимова да Васки Буторина, в Березовском стану за Кирмыжем дикое раменье, отдана им в манастырь из оброку, отписал к Вятцкому Успенскому манастырю архимариту Сергию з братьею, по межам и по старожилцовым сказкам. А на той земле сел и деревень и починков, и в селех и в деревнях и в починках крестьян и бобылей: село Вознесенское на речке на Суне, а в нем церковь Вознесение Господне, а в пределех Алексея человека Божия да великомученика Димитрея Селунского; да приселок на речке Кирчане, а в нем церковь собор архистратига Михаила; а к селу и к приселкам написано 6 деревень, 51 починок; а в селе и в приселках и в деревнях и в починках: двор манастырской, 6 дворов церковных причетников, 188 дворов крестьянских и бобылских, 2 двора половников поповых, 3 двора крестьянских пустых. А в сказке де, какову ему Ивану про тех крестьян и про крепости, по чему они манастырю крепки, Вятцкого Успенского манастыря челобитчик старец Варлам Сумароков подал за своею рукою, написано: в Вятцком уезде, в Березовском стану, в Сунской волости, в селе Вознесенском и в деревнях и в починках, поселились из старинной их Вятцкого Успенского манастыря вотчины, Вобловитцкой волости и Березовского стану, крестьяне и крестьянские дети и братья и племянники, отделяся от отцов (с. 127) своих и братьи; и те старинные крестьяне в манастырской вотчине, в Вобловицкой волости и в Березовском стану, крепки по писцовым да переписным Иванисовым книгам Кайсарова, и те де переписныя книги на Москве в Новгородцкой Чети; а досталные де крестьяне поселились на той Сунской волости Вятцкого уезду из розных волостей гулящие люди и половники, и те де крестьяне в переписных книгах Иваниса Кайсарова написаны ж. А для де подлинного розыску и межеванья меж Казанского и Вятцкого уездов, присланы к нему Ивану выборные старожилцы: Казанского уезду Кукарской слободы 9 человек, да Лебяжья села 5 человек, да Вятцкого уезду Березовского стану 5 человек, да Чепецкого стану 8 человек, да Березовского ж стану Николской вотчины 4 человека, да Каринские волости Отяки Ашмаметко Баимов сын Зеналеев, Шудечко (Шидабечко) Ондреев сын Сизев, Терешка Худяков сын Покчимортов, Ондрюшка Поцашев сын Зелбаицын, Келдычко Исупов сын Семенов, да Уржумского уезду 5 человек, да Черемисы Сабацкой деревни Пайгилечко Пиварысов, Давыдко Таукалов, Келдыкизячко Окбаев (Албаев), Челмычко Енаев, да деревни Штиринской Тинбайко Тотаев да Танибечко Тотаев; и он де Иван Алфимов тех выборных старожилцов про межи допрашивал по святой Христове евангелской заповеди, еже ей-ей, и те де старожилцы ему Ивану подали тем межам сказки за своими руками, а в сказках их написано, Казанской де уезд с Вятцким уездом и Вятцкой уезд с Казанским уездом на спорной земле сшелся: от Казани едучи, за селом Лудяною, поперег Вятцкой дороги, от востоку, по правую сторону черным лесом идет речка Черная, а впала та Черная речка в речку Лудяну, а по той Черной речке до речки Лудяны, и вверх по речке Лудяне до устья речки Сардана, и по речке Сардану вверх же до устья речки Удери, и вверх по речке Удери, поперег Вятцкие (с. 128) ж дороги, и до заворотного мысу, и с той речки Удери, против того заворотнаго мысу, на лог по ключу до вершины, и с вершины того ключа на вершину ж речки Малые Ноли, и по той речке Малой Ноле на низ до устья, до реки Вои, и вверх по реке Вое до устья речки Ошлани, по правую сторону земля Черемисская Казанского уезду, и на той земле, меж Черной речки и Удери, стоит деревня Черемисская Казанского ж уезду пуста, Черемисы в ней нихто не живет; а против той Черемисской деревни, за речкою Лудяною, с левую сторону, впала в речку в Лудяну ж речка Юнук, и с устья той речки Юнука, где она впала в речку Лудяну, вверх по речке Лудяне на устье речки Сардани, и с устья речки Сардани вверх по речке Сардани, на устье речки Удери, и с устья речки Удери вверх по речке Удери до заворотного мысу, да с речки ж Удери, против заворотново ж мысу, по логу, вверх по ключу до вершины, а с вершины того ключа на вершину ж речки Малые Ноли, и по той речке Малой Ноле на низ до устья, до реки Вои, и с устья речки Малой Ноли вверх по Вое реке до устья речки Ошлани, по левую сторону, да с устья речки Юнука вверх по речке Юнуку до вершины, а с вершины речки Юнука поперег на речку Болшую Ситму, и по той речке Ситме до вершины, а с вершины той речки Ситмы на вершину ж речки Ивкины, по правую сторону земля Вятцкого уезду Успенского манастыря архимарита Сергия з братьею, а на левой стороне речки Юнука и Болшие Ситмы и с вершины Ивкины речки земля Казанского уезду; а от Черной речки село Лудяна и вниз по речке Лудяне селитба ясашных крестьян Казанского ж уезду; а речка Суна и речка Кирчан и речка Курчум и речка Опань, что устьями впали в реку Вою, в той же округе в Вятцком уезде в манастырской земле. И он де Иван, по тем их сказкам, с ними со всеми выборными старожилцы вместе, по межам (с. 129) меж Казанского и Вятцкого уездов ездил и досматривал, и по досмотру своему и по старожилцовым сказкам розмежевал, а на меже учинил грани. А за межеваньем, в Казанском уезде меж речки Удери и Черной речки в Черемисской пустой деревне 9 дворов, и в тех дворех жилцов Черемисы никого нет; а от Черной речки на низ по речке Лудяне над ключами село Лудяна; а в нем церковь преподобных отец Зосимы и Саватея Соловецких чудотворцев, а к тому селу деревня да 5 починков, а в селе и в деревне и в починках 3 двора церковных причетников, двор пуст пономарев, 11 дворов крестьянских, 2 двора пустых: и он де Иван Вятцкого Успенского манастыря челобитчика старца Варлама Суморокова про крепости на тое Черемисскую пустую деревню, и на село Лудяну с деревнею и с починки и на крестьян, и за рекою Воею на крестьян же, допрашивал, потому что то село Лудяна и с починки в челобитье их написано; и челобитчик старец Варлам на тое Черемисскую деревню, и на село и на починки и на крестьян, и за рекою Воею на починки и на крестьян же, крепостей не положил; и он Иван тое Черемисскую деревню, и село Лудяну и деревню и починки, что вниз по речке Лудяне, и в том селе и в деревнях и в починках крестьян, и за рекою Воею починки и в тех починках крестьян же, отписал на нас великого государя на ясаки х Казани по прежнему. Да в той же де нашей великого государя оброчной грамоте из Новгородские Чети написана межа той же спорной земле, в Березовском стану, за Кирмыжем дикое раменье: от первого Кирмыжского соснового болота да вверх по Кирмыжу, по обе стороны речки Кирмыжа, до вершины; и он Иван около той межи собрал Вятцкого уезду розных станов старожилцов, Березовского стану крестьян 9 человек, да Чепецкого оброчного стану 6 человек, и тех старожилцов про тое межу допрашивал (с. 130) по святой Христове евангелской заповеди, еже ей-ей, вправду, и те старожилцы ему Ивану подали сказку за своими руками, а в сказке де их написано: в Вятцком уезде за Кирмыжем, от перваго Кирмыжского соснового болота и вверх по речке по Кирмыжу до верховины, по обе стороны, земля, по писцовым книгам и по поступным крепостям Епифанка Федянина с товарыщи, Вятцкого Успенского манастыря, и деревни и починки на той земле ставили крестьяне по манастырским даным, и в тех деревнях и в починках крестьяне селились Вятцкого уезду за Успенским манастырем, и оброк и всякия подати те крестьяне платят в Успенской же манастырь; а взялося то первое сосновое болото повыше Кирмыжского устья с одну версту, и пошло то болото вверх по речке по Кирмыжу до деревни Козловки, да вверх же по речке по Быстрице до речки Лебедки, а от речки Лебедки, от болота, подле реки Быстрицы вверх же по речку Чернушку, и вверх по Быстрице едучи по правую сторону по речку Чернушку, землею владеют Вятцкого Успенского манастыря, а которые де на той земле деревни ж и починки крестьяне селились, и те де крестьяне имали на землю даные ж из манастыря у архимаритов; а по левую сторону Быстрицы реки земля и крестьяне Вятцкого Хлыновского Николского собору, а того Вятцкого Хлыновского Николского собору за Кирмыжем и за рекою Быстрицею вверх по правую сторону пахатной земли и селитбы Николских крестьян никого нет, а толко владеют те Николские крестьяне с устья Кирмыжского вверх по речке Быстрице, по обе стороны, сенными покосы. И он Иван, по той их старожилцове сказке, на той земле деревни и починки и в них крестьян переписал, а по переписке на той земле 23 починка, а в них 80 дворов крестьянских; и он де Иван про крепости на тех крестьян Вятцкого Успенского манастыря архимарита Сергия и келаря старца Варсонофия Алгина (с. 131) и казначея старца Макария Сивкова з братьею допрашивал, и архимарит де Сергий и келарь и казначей з братьею про крепости на тех крестьян подали ему Ивану сказку за своими руками, а в сказке де их написано: в Вятцком уезде, в Березовском в оброчном стану, за Кирмыжем, на манастырской их земле в починках поселилися волные нетяглые крестьянские дети и братья и племянники; отделяся от отцов своих и от братей, Вятцкого ж уезду из розных волостей, и гулящие люди и половники, и те де крестьяне в переписных Иванисовых книгах Кайсарова за Вятцким Успенским манастырем написаны, потому де те крестьяне к Успенскому манастырю и крепки, и те де переписныя книги на Москве в Новгородцкой Чети». - И ныне били челом нам великому государю Вятцкого Успенского Трифанова манастыря архимарит Сергий з братьею: в прошлом де во 176 году, по нашему великого государя указу и по приговору бояр наших, из Приказу Казанского Дворца, а по их архимаричью челобитью, велено столнику Ивану Алфимову спорную их манастырскую вотчинную землю, Вознесенское село и приселки, отписать и отмежевать по писцовым книгам и по крепостям к Успенскому манастырю по прежнему, которая земля в прошлых годех отписана была, по составному ложному челобитью ведомых воров Вятчан беглецов Агафонка Буйского да Микифорка Реткина, на ясаки; и в прошлом же де во 176 году февраля в 20 числе, по отписке Сунского приказного Михайла Соседова, приезжал ис Казани в ту их вотчину, в Сунскую волость в Вознесенское село, стрелецкой сотник Юрья Брехов со стрелцам да с ними те ведомые воры и составшики Агафонко Буйской да Микифорко Реткин и Сунские бунтовшики Сенка Снегирев с товарыщи, человек 50 и болши, и приедучи де крестьян их били и грабили, и из ружья вогненного по тех их крестьянех стреляли, и бердыши секли и кололи, (с. 132) и дву старцов да слугу также били на смерть, и тем де они своим боем многих крестьян их и старцев и слуг обранили и изувечили на век; и церковь де Божию обрудили, потому что де крестьяне их, бояся того их смертного убойства, уходили в церковь и в трапезу и в паперть, и они де стрелцы, не бояся страха Божия, и в церкве и в трапезе и в паперте крестьян их бердыши секли и кололи, и старцев их и слугу с крестьяны в Казань свозили и мучили в Казани в крепи многое время; а посланы де были те старцы на Суну, по челобитью Сунских их крестьян, с их архимаричьею и братцкою сказкою, что они в сказке своей написали наш великого государя указ и грамоту, что ту их вотчину велено отписать и отмежевать, по писцовым книгам и по крепостям, к Успенскому Трифанову манастырю по прежнему столнику Ивану Алфимову, а про него Ивана сказали, что он за сыскными делами в Цывилске; и тое де сказку подали Сунскому Казанскому приказному Михаилу Соседову для того, что де он Михайло правил на тех их Сунских крестьянех ясашной сбор, с ясаку по полтретья рубли, а после де того бою он же Михайло доправил с ясаку против того вдвое; и били де челом те старцы с Сунскими крестьяны ему Михайлу словесно, чтоб он Михайло в тех ясашных сборех дал сроку до нашего великого государя указу, покаместо той манастырской вотчине отвод учинитца, и тот де Михайло рняся для того и стрелцов по отписке своей навел в тое их манастырскую вотчину на Суну; и в прошлом же де во 176 году в июле месяце, по нашему великого государя указу и по грамоте, столник Иван Алфимов тое их манастырскую вотчину, Вознесенское село и с Кирчанским приселком, по сыску своему и по старожилцовым сказкам, отписал и отмежевал к Успенскому Трифанову манастырю по прежнему, и те межевые книги послал, за своею и за старожилцовыми руками, (с. 133) одне с чертежем к нам великому государю к Москве, другие книги таковы ж послал в Казань, а третие книги дал им в манастырь; и в прошлом же де во 176 году августа в 11 день, по отпискам того ж Сунского приказного Михаила Соседова, приехал ис Казани в тое их манастырскую вотчину, в Сунскою волость в Вознесенское село, стрелцов человек 40 и болши, и крестьян де их и бобылей били, и дворы ломали, и животы их пограбили, и домы их безчестили, и коней у них поотнимали, и старца де их и слугу, что оставлены были в той их вотчине, после того сыску и отводу и межеванья, для всякой бережи, схватавши с ыными крестьяны, свезли в Казань; а досталные де их крестьяне от того их мученья и смертного убойства разбрелись и живут по лесам, а дворы от их стрелецкого разоренья стоят пусты, и работать де тем их крестьянам они стрелцы не дают, хлеб на кореню стал обронен, потому что де те стрелцы живут и ныне в той их манастырской вотчине в починках и в деревнях безотступно; и живучи де крестьяне их по лесам помирают голодною смертию, и от той де Казанской безпрестанной изгони и от насилства тех стрелцов чинят им обиды и налоги болшие, и хотят и ныне, по прежнему насильством своим, тое их манастырскую вотчину приверстать х Казани; и нам великому государю пожаловати б их, велеть, по межевым и отказным книгам столника Ивана Алфимова, дати им нашу великого государя ввозную грамоту с прочетом, по чему им тою Сунскою волостью, Вознесенским селом и с Кирчанским приселком, и землею и крестьяны, против тех межевых и отказных книг, впредь владеть, и велети б ту землю и крестьян из Казанских ясашных книг, которая земля и крестьяны отведены им в Успенской манастырь, ныне выписать и послать нашу великого государя грамоту к вам в Казань, чтоб тем Казанским служилым (с. 134) людям стрелцам в тое их манастырскую вотчину, в Вятцкой уезд, в Сунскую волость, в Вознесенское село и с Кирчанским приселком, ясаками впредь не ведать и не въезжать, чтоб им архимариту з братьею наши великого государя всякие доходы платить было не вдоевытно, и от тех Казанских стрелцов от приездов, и от многого их наружного и непомерного насилства и мучения и налогов и продаж и убытков, и от позору и грабежу и увечья и безчестья крестьяном их и досталь в разорение не быть. - И мы великий государь Вятцкого Успенского манастыря архимарита з братьею, или кто по них в том манастыре иные власти будут, пожаловали, велели тою землею, которую по нашему великого государя указу и по розыску столник наш Иван Алфимов отгранил и отмежевал к Вятцкому Успенскому манастырю, владеть им властем и дати им на ту землю сю нашу великого государя грамоту с прочетом; а крестьяны на той земле велели владеть им архимариту Сергию з братьею теми, которые за тем манастырем написаны в писцовых и в переписных книгах. И как к вам ся наша великого государя грамота придет, а которую землю, по нашему великого государя указу и по розыску, столник наш Иван Алфимов отгранил и отмежевал к Вятцкому Успенскому манастырю, и вы б тою землею велели владеть того манастыря архимариту Сергию з братьею, или хто по них в том манастыре будет; а которую землю он же Иван Алфимов отмежевал х Казанскому уезду, и вы б ту землю велели ведать х Казани. А прочет сю нашу великого государя грамоту, велели с нее списать список слово в слово, да тот список оставили б есте в Казани в приказной полате, а сю нашу великого государя подлинную грамоту велели отдать Вятцкого Успенского манастыря архимариту Сергию з братьею, по чему им тою землею впред владеть. Писан на Москве лета 7177 генваря в 18 день. |
| | | (с. 135) Диак Петр Самойлов. Справил Ивашка Васильев. |
| 19.07.1676 | | 184 года июля в 19 день великий государь царь и великий князь Федор Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержец, пожаловал с Вятки Хлынова города Успения Пречистые Богородицы Трифанова манастыря архимарита Иоиля, келаря старца Илию Семакина, казначея старца ж Нафанаила Багина з братьею, или кто по них в том манастыре иные власти будут, велел им сее жалованную грамоту подписати на свое, великого государя царя и великого князя Феодора Алексеевича, имянование, и сее у них жалованные грамоты рудити не велел никому ни в чем, и велел у них быти и владети во всем по тому, как в сей жалованной грамоте писано. Диак Михайло Прокофьев. |
| | | |
| | | 1. ↑ Из рецензии С. А. Шумакова: "Наконец три акта (за №№ 38, 40 и 84) взяты издателем со списков Трапицына XVII века, в которых по его мнению нет ни подделки, ни фальсификации. Но и из этих актов подлинник № 40 (хотя и без начала) (Вернее с началом, подклеенным из другого акта.) имеется среди хлыновских „грамот коллегии экономии" за № 14220, что осталось тоже издателю неизвестным. Да и изданный текст этого акта тоже возбуждает сомнения, так как на строке 2-ой снизу стр. 104 стоить „мая 21“ вместо „12“, как это следовало бы по оригиналу." - Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. Часть XIV. 1908 г. Март. Стр. 188-196. |
| [-] | 104 — 135 | ТВУАК. 1906 г. Вып. 1-6. Отд. 2 | |