291-0352 | — | 20.09.1669 19.07.1676 | — | По государеву цареву и великого князя Алексея Михаиловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодерца, указу, столник и воеводы... |
| | | |
— | 20.09.1669 | — | По государеву цареву и великого князя Алексея Михаиловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодерца, указу, столник и воеводы князь Юрьи Петрович Трубецкой, околничей Никита Михаилович Боборыкин, дьяки Афанасей (с. 138) Ташлыков, Юрьи Блудов, дали грамоту Вяцкого Успенского Трифонова монастыря архимадриту Сергию да келарю старцу Варзонофью да казначею старцу Боголепу з братьею, или хто по них иные архимарит и келарь и казначеи и братья будут, на вотчинную их землю, для того: в нынешнем во 178 году били челом великому государю того Вятцкого манастыря архимарит Сергий з братьею: по указу великого государя и по грамоте и по отводным книгам столника Ивана Алфимова, велено им архимариту з братьею владеть селом Вознесенским, Сунскою волостью, и Кирчанским приселком, и Лудянскою пустошью, с починки; а великого государя ввозные грамоты им архимариту з братьею на тое их вотчинную землю не дано, и великий государь пожаловал бы их, велел им на ту их землю дать свою великого государя ввозную грамоту, почему им архимариту з братьею тою землею впредь владеть. А в отказных и межевых книгах столника Ивана Алфимова прошлого 176 году написано: по старожилцовым скаскам Казанской уезд с Вятцким уездом и Вятцкой уезд с Казанским уездом сшелся на спорной земле, от Казани едучи за селом Лудяною, поперег Вятцкой дороги, от востоку по правую сторону черным лесом идет речка Черная, а пала та Черная речка в речку Лудяну, а по той Черной речке до речки Лудяны, и вверх по речке Лудяне до устья речки Сардану, и по речке Сардану вверх же до устья речки Удери, и вверх по речке Удере поперег Вятцкие дороги и до заворотного мысу, и с той речки Удери против того заворотного мысу на лог по ключю до вершины, и с вершины того ключа на вершину ж речки Малой Ноли, и по той речке Малой Ноле на низ до устья до реки Вои и до устья речки Ошлани, по правую сторону земля Черемиская Казанского уезда, и на той земле меж Черной речки и Удери стоит деревня Черемиская Казанского уезду (с. 139) пуста, Черемисы в ней нихто не живет; а против той Черемиской деревни, за речкою Лудяною, с левую сторону пала в речку Лудяну ж речка Юнук, и с устья той речки Юнука, где она пала в речку Лудяну, вверх по речке Лудяне на устье речки Сардана, а с устья речки Сардани, вверх по речке Сардани на устье речки Удери, и с устья речки Удери вверх по речке Удери до заворотного мысу, да с речки ж Удери против заворотного мысу по логу вверх по ключу до вершины, а с вершины того ключа на вершину ж речки Малые Ноли, и по той речке Малой Ноле на низ (до реки) до устья, до реки Вои, и с устья речки Малой Ноли вверх по Вое реке до устья речки Ошлани, по левую сторону, до устья ж речки Юнука до вершины, а с вершины речки Юнука поперег на речку Болшую Ситму, а по той речке Ситме до вершины, а с вершины той речки Ситмы на вершину ж речки Ивкины, по правую сторону земля Вятцкого уезду Успенского монастыря архимарита Сергия з братьею, а на левой стороне речки Юнука и Болшие Ситмы и вершины Ивкины речки земля Казанского уезду; а от Черной речки село Лудяна и вниз по речке Лудяне селитба ясачных крестьян Казанского ж уезду; а речка Суна и речка Кирчан и речка Курчум и речка Опан, что устьями пали в реку Вою, в той же округе в Вятцком уезде в манастырской земле. И столник Иван Алфимов по тем их скаскам, с ними с выборными старожилцы вместе, по межам меж Казанского и Вятцкого уездов ездил и досматривал, и по досмотру своему и по старожилцовым скаскам розмежевал, за речкою Лудяною на монастырской земле и на межах учинил грани: на устье речки Юнука, где пала в речку Лудяну, стоит ель и на той ели положены две грани, одна грань указывает вверх по речке Лудяне на усть речки Сардани, а на усть речки Сардану, на стрелке от Черемиской (с. 140) земли, на другой стороне стоит олха на полдень покляпа, а на ней положены две грани, одна указывает снизу по речке Лудяне, а другая грань указывает вверх по реке Сардане; на усть речки Удери стоит береза с струею и на ней положены две грани, одна грань указывает снизу по речке Сардани, а другая указывает вверх по речке Удери; да у той же речки Удери на Вятцкой Болшой дороге, с Лудяны едучи, по правую сторону, в угоре против мосту, стоят от одного корени три березы, и на одной березе положены две грани, одна грань указывает снизу по речке Удерю, а другая грань указывает вверх по речке Удери до заворотного мысу; да с речки ж Удери, против заворотного мысу, на правой стороне логу на Черемиской земле стоит ель, и на ней положены две грани, одна указывает снизу речки Удери на левую сторону на грань манастырские земли, а другая грань указывает по логу, вверх по ключу до вершины, а с вершины того ключа на вершину ж речки Малые Ноли, и по той речке Малой Ноле на низ до устья до реки Вои; и на устье речки Малой Ноли стоит дуб виловатой, вилами на реку Вою, с струею, а на нем положены две грани, одна грань указывает с вершины речки Малой Ноли, а другая грань указывает вверх по реке Вое до устья речки Ошлани, по правую сторону земля Казанского уезду, а по левую сторону земля Вятцкого уезду Успенского манастыря... до устья речки Юнука; а другая грань указывает вверх по речке Юнук до вершины, а с вершины речки Юнука поперег на речку Болшую Ситму, а по той речке Ситме до вершины, а с вершины той речки Ситмы на вершину ж речки Ивкины; и по тем межам тех речек по левую сторону земля Казанского уезду, а по правую сторону земля Вятцкого ж уезду Успенского манастыря. А за межеваньем, в Казанском уезде, меж речки Удери (с. 141) и Черной речки, в Черемиской пустой деревне 9 дворов, и в тех дворех жилцов Черемисы никого нет; а от Черной речки на низ по речке Лудяне, над ключами, село Лудяна, да к тому селу деревня да 5 починков, и челобитчик старец Варлам на тое Черемискую деревню, и на село Лудяну, и на деревню и на починки, и на крестьян, и за рекою Воею на починки и на крестьян же крепостей не положил. И столник Иван Алфимов тое Черемискую деревню, и село Лудяну, и деревню и починки, что вниз по речке, и в том селе и деревне и в починках крестьян, и за рекою Воею починки, и в тех починках крестьян же отписал на ясаки в Казани попрежнему. Да столнику ж Ивану Алфимову старожилцы Вятцкого уезду розных станов крестьяне подали скаску за своими руками, а в скаске де их написано: в Вятцком уезде, в Березовском стану, за Кырмыжем, от первого от Кырмыжского от соснового болота и вверх по речке по Кырмыжу до верховины, по обе стороны, земля, по писцовым книгам и по поступным крепостям Епифанка Федянина с товарыщи, Вятского Успенского монастыря, деревни и починки на той земле ставили крестьяне по манастырским даным, и в тех деревнях и в починках крестьяне селилися Вятцкого уезду за Успенским монастырем, и оброк и всякие подати те крестьяне платят в Успенской же манастырь, и взялось де то первое сосновое болото повыше Кырмышского устья с одну версту, и пошло то болото вверх по речке по Кырмыжу до деревни Козловы, да вверх же по реке Быстрице до реки Лебедки, а от речки Лебедки, от болота подле реки Быстрицы, вверх же по речку Чернушку, и вверх по Быстрице едучи, по правую сторону, по речку Чернушку, землею владеют Вятцкого Успенского манастыря, а по левую сторону Быстрицы реки земля и крестьяне Вятцкого Хлыновского Николского собору, а того Вятцкого (с. 142) Хлыновского Николского собору за Кырмыжем и за рекою Быстрицею, вверх по правую сторону, пахотной земли и селитбы Николских крестьян никого нет, а толко владеют те Николские крестьяне с устья Кырмыжского вверх по реке Быстрице, по обе стороны, сенными покосы. И по переписке столника Ивана Алфимова на той земле 23 починка, а по скаске де архимарита Сергия и келаря старца Варсанофия Алгина и казначея старца Макария Сивкова з братьею, на той де их манастырской земле в починках поселилися волные не тяглые крестьянские дети и братья и племянники, и в переписных де в Иванисовых книгах Кайсарова за Вятцким манастырем написаны. И в прошлом во 177 году в грамоте великого государя царя и великого князя Алексея Михаиловича, всеа Великия и Малыя Белыя России самодержца, писано в Казань к столнику и воеводам ко князю Юрью Петровичу Трубецкому, к околничему к Никите Михаиловичу Боборыкину, к дьяком к Офанасью Ташлыкову, к Юрью Блудову, по челобитью Вятцкого Успенского манастыря архимарита Сергия з братьею, а велено, которую землю, по указу великого государя и по розыску, столник Иван Алфимов отгранил и отмежевал к Вятцкому Успенскому манастырю, и тою землею велено владеть того монастыря архимариту Сергию з братьею, или хто по них в том монастыре будет; а которую землю он же Иван Алфимов отмежевал х Казанскому уезду, и тое землю велено ведать х Казани; и которые крестьяне в тех в селех и деревнях и в починках, которые, по отводным книгам столника Ивана Алфимова, в Вятцком уезде в монастырской округе и межах и гранях ныне живут и впредь учнут жити, Вятского Успенского Трифонова манастыря архимарита Сергия да келаря старца Варсанофия да казначея старца Боголепа з братьею слушати, пашню на них пахати и доход им в манастырь платити, (с. 143) чем они кого пооброчат. К сей грамоте великого государя царя и великого князя Алексея Михаиловича, всеа Росии самодержца, печать царства Казанского приложил столник и воевода князь Юрьи Петрович Трубецкой. Лета 7178 сентября в 20 день. |
| | | Диак Афанасей Ташлыков. |
| | | Справил Савка Тютчев. |
| 19.07.1676 | | 184 году июля в 19 день великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич, всеа Великие и Малыя и Белыя России самодержец, пожаловал с Вятки Хлынова города Успения Пречистыя Богородицы Трифонова манастыря архимарита Иоиля, келаря старца Илию Семакина, казначея старца Нафанаила з братиею, или хто по них в том манастыре иныя власти будут, велел сее жалованную грамоту подписать на свое великого государя именование и сее у них жалованные грамоты рудити не велел никому ни в чем и велел у них быти и владети во всем по тому, как в сей жалованной грамоте писано. |
| | | Диак Михаило Прокофьев. |
| | | |
| | | 1. ↑ Из рецензии С. А. Шумакова: "Затем из „грамот коллегии экономии" Московскаго архива министерства юстиции издатель взял из хлыновских тридцать (с. 191) один акт (№№ издания 1-8, 12-14, 17-19, 23, 25-28, 34, 43, 44, 47, 56, 60, 61, 64, 65, 73, 74), из казанских один (№ 89, при чем однако издатель забыл упомянуть, что архивный номер этого акта № 6579) и из монастырских описей по Хлынову тоже один акт (№ 90)." - Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. Часть XIV. 1908 г. Март. Стр. 188-196. |
| [-] | 137 — 143 | ТВУАК. 1906 г. Вып. 1-6. Отд. 2 | |