291-0383 | — | 11.05.1677 | — | От царя и великого князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, в нашу отчину в Казань, боярину... |
| | | |
— | 11.05.1677 | — | От царя и великого князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, в нашу отчину в Казань, боярину нашему и воеводам Ивану Богдановичю Милославскому да думному нашему дьяку Григорью Степановичю Караулову, да дьяком нашим Авраму Кощееву да Ивану Ярославцеву. В прошлом во 184 году били челом нам великому государю, с Вятки, Хлыновского Успенского Трифанова манастыря архимарит Иоил, келарь старец Илья Семакин, казначей старец Нафанаил Багин з братьею, да того ж Вятцкого Успенского Трифонова манастыря домовые их манастырские вотчины, села Вознесенского Кирчанского Богоявленского приселка, староста Ивашка Тарараев, и (с. 151) вместо всех того приселка крестьян и бобылей, на манастырских своих крестьян, на прежних бунтовщиков, воров и мятежников, на ложных челобитчиков, на Илюшку Рохина и на сына его Федку, да на Никифорка Первунина и на сына его Игнашку, с товарыщи их и с заговорщики с невеликими людми, да Казанского уезду на жилцов, на беглово салдата выборного Агеева полку Шепелева, на Вятчанина ж Слободцкого города Холунитского стану на Ганку Пислигина и на сына его Тимошку (а сбежал де он в Казанской уезд к иным Вятцким беглецам, к стрельцом и к салдатом, в заимочные починки, отбываючи наших великого государя служб, за реку за Вою, в далные места), да на бунтовщика ж на беглово Вятчанина, на тяглово крестьянина Слободцкого ж города Сырьянской волости, на Филку Бабайлова (а ныне де он живет в бегах в Уржумском уезде в селе Петровском, а с Вятки де он бежал в прошлых годех от нашего великого государя дела, как он был Филка в Слободцком городе на кружечном дворе в выборных ларешных целовалниках, по выбору мирских людей Сырьянского стану, в то время, как Слободцкой город сгорел, а сбежал де он, не дав отчету в нашей великого государя денежной и питейной казне и ни в чем): в прошлом де во 172 году те бунтовщики Илюшка Рохин с товарыщи били челом воровски на их манастырскую вотчину, Сунскую волость, на село Вознесенское с Кирчанским приселком и с Лудянскою пустошью, и с деревнями и с починками и с займищами, в Казанской уезд на ясаки, назвав их тое манастырскую вотчину Казанском уездом, а та де их манастырская вотчина Вятцкого уезду, а не Казанского, и в Вятцких де писцовых книгах, писцов Афанасья Толочанова да подьячего Андрея Иевлева прошлого 137 году написана в Хлыновском уезде, в Березовском оброчном стану; и по тому де их воровскому (с. 152) ложному челобитью та их манастырская вотчина из Вятцкого уезду в Казаньской уезд на ясаки отписана была и отнята; и в прошлом де во 177 году, по указу отца нашего государева, блаженныя памяти великого государя, и по грамоте, столник Иван Алфимов про тое их манастырскую вотчину, Сунскую волость, село Вознесенское с приселки, против писцовых книг и крепостей и грамот, Казанского и Вятцкого уездов старожилцовыми сказками, всяких чинов людми, сыскивал, и по сыску своему Казанской уезд с Вятцким уездом розмежевал по Вою реку и по иным урочищам, и тое де их манастырскую вотчину им отказал по прежнему во владенье, и на межах учинил грани и чертеж, и сыскные свои книги прислал к Москве в Приказ Казанского Дворца, а другие книги таковы ж послал в Казань, а им архимариту з братьею дал третие книги за своею и обыскных людей за руками, и с тех де их сыскных книг столника Ивана Алфимова дана им жалованная грамота, а велено той манастырской вотчине быть по прежнему за ними, архимаритом з братьею, в Вятцком уезде, а не в Казанском; и в прошлом де во 178 году те ж бунтовщики били челом отцу нашему государеву, блаженные памяти великому государю, в Казани ложно, будто они в манастырь не отписаны, и по тому их ложному челобитью боярин наш и воеводы князь Юрьи Петрович Трубецкой с товарыщи, по приговору и по досмотру того их манастырского дела, посылали ис Казани дворянина Григорья Соковнина да ис полаты подъячего Федора Немирова для подлинного розыску и отводу, и Григорей де Соковнин да Федор Немиров, по досмотру своему, ту их манастырскую домовую вотчину, Кирчанской приселок, по прежнему отводу столника Ивана Алфимова, во владенье им архимариту з братьею отказали, и бунтовщиков ложных челобитчиков Илюшку Рохина с товарыщи во крестьянство (с. 153) отдали им же архимариту з братьею головами, в тое ж Кирчанскую волость, и, по доезду де их Григорьеву и Федорову ис Казани, даны им на тое их манастырскую вотчину и на крестьян отказные книги и грамота, какова им дана в Казани сверх Московских грамот и столника Ивана Алфимова отводных книг, и ис Казани де в те их манастырские вотчины въезжать и ведать не велено, а велено ведать на Вятке воеводам; и в прошлом де во 183 году февраля в 28 день они ж бунтовщики, Илюшка Рохин с сыном Федкою да Микифорко Первунин с сыном Игнашкою, и с товарыщи своими с невеликими людми и з заговорщики, ис Казанского уезду из-за межи, из-за Вои реки, с беглыми салдаты и с Московскими стрелцы выборного Агеева полку Шепелева, с солдатом с Ганкою Пислигиным и с сыном его Тимошкою и с Филкою Бабайловым с товарыщи, собрався скопом и заговором болшим, учинили бунт и мятеж великой в той их манастырской вотчине, в Кирчанском Богоявленском приселке: у приказные манастырские кельи у сеней задние двери розломали и разсекли, и приказного старца Иякова Новикова и манастырских их служку Петрушку Слободина и служебника Никитку Овчинникова и крестьян, которые в тот бунт с ними не пристали, ковали и вязали и мучили всячески и били на смерть, скованых и вязаных многое время держали, и в той де их манастырской приказной келье они бунтовщики Ганкин сын Тимошка и Филка Бабайлов были судьею многое ж время, без нашего великого государя указу, своим самоволством, и всякие дела судили и росправу чинили, как им годно, и старца де их приказного все держали скована, и тот де их старец ис приселка ушел в манастырь; а как де тот старец у них ушел, и они де воры в Кирчанском приселке, воровским своим умыслом и заговором, по дорогам караулы поставили с ружьем и с лыжамм, и, запася великие груды ослопья и (с. 154) колья, и в трапезу Михаила архангела таких же ослопья и колья запасли великие ж груды, и в то де время с Вятки от воеводы приказным людем и из манастыря от них слугам и служебником для манастырского дела, для того их бунту, ездить было нелзе, и опасались смертного их убойства от них бунтовщиков; да они ж де бунтовщики, Илюшка с товарыщи, крестьян их, которые к ним ворам в то их воровство не пристали и, опасавшись нашего великого государя жестоково наказанья, по прежнему за ними архимаритом з братьею жить радели, и тех де крестьян держали связаных и скованых и мучили многое время, а без них де, ездя по дворам их, животы грабили и разоряли вконец; а иные де многие крестьяне, видя их наглой грабеж и разорение, что они ездят по всей полости, из деревень своих и ис починков, покиня животы свои, з женами и з детми уходили в далние леса, боясь их мучения и смертного убойства, и жили многое время до нашего великого государя указу, и вновь до отводу; и в прошлом де во 184 году октября в 29 день, по указу отца нашего государева, боярин наш и воевода Юрьи Иванович Ромодановской с товарыщи, по их манастырскому челобитью, присылали ис Казани в тое их манастырскую вотчину, в Кирчанскую волость, в Богоявленской приселок, что Михаила архангела, Казанца Григорья Соковнина да приказные полаты подьячего Максима Бочкова, и тое де их манастырскую вотчину, Кирчанскую волость, с деревнями и с починками и с займищами и со всеми крестьяны и з бобылями, во владенье им отказали по прежнему в Вятцкой уезд, а не в Казанской; а с тех бунтовщиков, с Илюшки Рохина с сыном Федкою, и с Никифорка Первунина и с сыном Игнашкою, и с товарищей, их и з заговорщиков, наших великого государя никаких доходов и в манастырь ничего не имывано, для их бунту, с прошлого 183 году февраля з 28 числа да (с. 155) по 184 год февраля по 29 число, и после де отводу Казанца Григорья Соковнина и подъячего Максима Бочкова, они бунтовщики Илюшка и Федка Рохины с товарыщи ис той их манастырской вотчины, из Кирчанской волости, бежали в Казанской уезд, боясь нашего великого государя жестокова наказанья и их архимаричья з братьею Московского челобитья, за свое наружное воровство, и живут они ныне в бегах в том Казанском уезде и по се число, и тем своим бунтовством они, Илюшка с товарыщи, тое их манастырскую домовую вотчину разорили без остатку; да они ж де бунтовщики, забыв Божий страх, к церкви Божии в Богоявленской приселок, во время церковного пения, и к отцу своему духовному в великой и успенской посты з женами и з детми на покаяние не приходят, и в дом своей ни с какою церковною потребою отца духовного никогда не призывают же и живут аки отметники христианские православные веры, и епископли памяти и их архимаричьи з братьею манастырские памяти, для поучения тем бунтовщиком, о церковном предании и утвержении православные христианские веры и о приходе к церкви Божии и о послушании отца их духовного, ни в чем не слушают; да и тем де их бунтовщиком в Богоявленской приселок, что Михаила архангела, посылана была из Успенского манастыря от них архимарита Иова с братьею икона Спасова образа и манастырские братские хлебы, для обращения и прощения злаго и составного воровского их бунту, началные их и нынешние вины, и они де бунтовщики на встретении иконы Спасова образа и к молебному пению в церковь Божию не пошли, учинились противны, и их манастырских хлебов не приняли, а сказали им: «лучше бы де они тем хлебом велели свой манастырской скот кормить»; а которые де того ж Богоявленского приселка церковной и мирской старосты и все крестьяне, кроме их бунтовщиков, помня Бога и смертной (с. 156) час, им властем во всем послушны, и на встретение тоя иконы Спасова образа и к молебному пению в церковь з женами и з детми приходили, и манастырские их хлебы принимали с великою честию, и епископли памяти и манастырские их памяти ж во всем слушали, и те де старосты и все крестьяне того ж приселка на тех бунтовщиков ныне челобитчики ж; да те ж бунтовщики, Кирчанские крестьяне Федка Рохин и Микифорко Первунин с товарыщи, отца своего духовного и церковных причетников били и грабили и с домами их всячески наругались и от церкви Божии отлучали их по многое время, и тот де отец их духовной поп Василей з женою и з детми и с церковными своими причетниками от тех бунтовщиков и от их всякаго наругателства, покиня дом и всякие свои пожитки, бегали в далные места, в ыныя волости; да те ж бунтовщики, Федка Рохин да Микифорко Первунин с сыном и с товарыщи, тое ж их манастырской Кирчанской волости старинного их манастырского крестьянина Васку Бурова били и мучили многое время и замучили до смерти, и после де Васкины смерти, пришед на Васкин двор, к жене его Васкине, скопом и с заговором, со многими людми с такими ж ворами и бунтовщиками, животы и денги, и всякую домашнюю посуду медную и оловянную, и хлеб и всякую скотину и сено пограбили все без остатку, а дети де ево Ваксины от их же воровства все были в бегах; да те ж бунтовщики, Федка и Микифорко з детми и с товарыщи, Васкиных племянников Афонку Бурова з братьею, з женами и з детми, потому ж били и мучили и ковали и всячески наругались по многое ж время, и в домах их всякие пожитки пограбили все без остатку и разорили вконец, и от того де их многова разоренья тяглые их жеребьи многие запустели; да от тех же де бунтовщиков и иных их манастырских вотчин крестьянам чинятся обиды (с. 157) и налоги и всякое разоренье болшое, и от того де многова разоренья многие их манастырские крестьяне бредут врознь, и те их манастырские вотчины, от их многова составного ложного Московского и Казанского челобитья, разорились без остатку; и нам великому государю пожаловати б их, велеть им дать к вам в Казань нашу великого государя сыскную грамоту, чтоб тех их манастырских крестьян, воров и бунтовщиков и ложных челобитчиков, Илюшку Рохина с сыном Федкою з детми и з заговорщики их, где они в Казанском уезде объявятся в бегах, ис Казани и ис Казанского уезду отдать им архимариту з братьею по прежнему во крестьянство; а что де живут в Казанском уезде Вятцких беглых салдат и стрелцов Московских разных полков и выборною Агеева полку Шепелева, Ганку Пислигина и сына ею Тимошку с товарыщи, и ис Казани воров же и бунтовщиков, Илюшкиных и Федкиных Рохина товарищей, тех, которые Вятцкие стрелцы и салдаты збежали с Москвы из розных полков с наших великого государя служеб в Казанской уезд на роспашные новые места, а живут де в далних диких лесах, отбываючи наших великого государя служеб, и чинят де обиды, находя воровски, утайкой и разбоем и всякими воровствами, всем Вятчаном пяти городов и всяким жилецким людем безпрестанно, велети б ис Казанского уезда всех сыскать до одного человека и прислать ис Казани к нам великому государю к Москве, в нашу великого государя службу, з женами и з детми и з братьями, по прежнему; а за тот их бунт и воровство, и за всякое ложное и составное их челобитье, и за мятеж, и за всякое мучение их манастырских и Кирчанских приказных старца и слуг и служебников, и за крестьянское и за всякое их манастырское разоренье и за грабеж и за всякую обиду, велети б указ учинить против нашего великого государя (с. 158) указу и Соборного Уложенья и новоуставных статей; а на Вятке воеводам тех манастырских и Кирчанских крестьян бунтовщиков, прежних и нынешних мятежников, воров и ложных челобитчиков, Илюшку Рохина и сына его Федку з детми, и Офонку Кайсихина з детми, Иевка Мурина з братьею, Никифорка Первунина с сыном Игнашкою, и Афонку Ушакова, Терешку Судокова з братьями и з детми и с их мятежники, сыскать и велети б тем всем бунтовщиком, для прежняго их многова составного воровского и ложного Московского и Казанского и нынешняго челобитья, в Казани Казанским, а на Вятке Вятцким (воеводам?) наш великого государя указ всем им учинить против нашего великого государя указу и Соборного Уложенья и новоуставных же статей; да чтоб и впредь в те их Вятцкие домовые манастырские вотчины ис Казани Казанцом дворяном и детем боярским и всяким посылщиком ни для каких дел въезжать и судом и всякою расправою ни в чем ведать их не велели, да Казанским же и Казанского уезду таможенных и кружечных дворов головам и целовалником со всяким питьем и ни для каких сборов въезжать и ведать не велеть же, и в Казани бояром и воеводам нашим и Казанским дворяном и головам, и в Казанских пригородках и в уездах всяким приказным людем, тех же беглых и иных крестьян и бунтовщиков и иных же манастырских крестьян в Казанском уезде впредь держать и никаких у них челобитен принимать не велети ж, чтоб от их ложного многова челобитья впредь меж Казанским и Вятцким уездами со властми никакой ссоры не было, и от, того б им, архимариту з братьею и крестьяном их, вконец не разоритца и врознь не розбрестись, а вотчинам их и досталь в запустение не быть; а велети б те их домовые манастырские вотчины и крестьян во всяких наших великого государя делах судом и росправою (с. 159) ведать на Вятке воеводам по прежнему. - Да в нынешнем в 185 году сентября в 28 день били челом нам великому государю они ж архимарит Иоиль с братьею: в прошлом де во 184 году приезжал на Вятку столник Иван Колычев приводить Вятчан ко Христову целованию и чтоб они за наше великого государя многолетнее здоровье Бога молили, и он де Иван прислал к ним в манастырь наказную память для кресного ж целования и о сборе их манастырских крестьян и бобылей и всяких их жилецких людей изо всех их манастырских вотчин, и они де архимарит з братьею, по той наказной памяти, с своими манастырскими слугами изо всех своих манастырских вотчин всех крестьян собрали и у кресного целования были, а только де у кресного целования не были те ж воры и бунтовщики и мятежники, и прежние и нынешние, их же манастырские вотчины, Кирчанские волости, Богоявленского приселка, что Михаила архангела, крестьяне Илюшка Рохин с сыном Федкою, да Игнашка Первушин, Афонка Ушаков, Андрюшка Кайсихин с товарыщи и з заговорщики; и как де, сыскав их в далном починке, в той же Кирчанской волости, их манастырской служка Афонка Ворончихин с товарыщи своими и со крестьяны, хотели де их из того починка выслать х кресному целованию в город, и они де бунтовщики нашему великого государя указу учинились непослушны и х кресному целованию не пошли, и хотели того их служку и крестьян побить ослопьем; и после де того они ж архимарит з братьею с невеликими людми приезжали в тое свою манастырскую вотчину, в Кирчанской Богоявленской приселок, для манастырской своей всякой исправы и для уговору тех бунтовщиков, чтоб они престали от злоб своих и от всякого своего мятежа и воровства и от ложного своего Казанского челобитья, и толко б де не Казанского уезду села Лебяжья приказной Михайло Скориков (с. 160) да подьячей Калина Кондратьев их архимарита з братьею от тех бунтовщиков не оборонили, и они де воры и бунтовщики, Илюшка и Федка Рохины с товарыщи, хотели их побить кольем; а приказных де их поселских старца и слуг и служебников ис того Кирчанского Богоявленского приселка выслали с безчестием, а иные де убегом ушли ночью, и у того де приказного старца и у слуг всякой завод пограбили без остатку, а крестьян де их и ныне бьют и мучат и всячески наругаются, и животы де их и всякой завод грабят же, и от того де их наружного наругателства крестьяне их все розбрелись врознь, а иные де, боясь их всякого мучения и смертного убойства, ныне живут в диких далних лесах, и быть де им архимариту и крестьяном их от тех бунтовщиков стало невозможно; и нам великому государю пожаловати б их, против их челобитья, велеть про тех бунтовщиков, про Илюшку и Федку Рохиных с товарыщи, розыскать, что они нашего великого государя указу учинились не послушны и х красному целованию не пошли, да про их архимаричье з братьею и приказных старца и слуг и служебников безчестье и грабеж и про бунт сыскати б и допросить села Лебяжья приказного Михаила Скорикова и подъячего, а по розыску велети б наш великого государя указ учинить, по нашему великого государя указу и по Соборному Уложенью и по новоуставным статьям, на Вятке воеводе. - И как к вам ся наша великого государя грамота придет, и вы б, против заручного челобитья Вятцкого Успенского Трифанова манастыря архимарита Иоиля з братьею, теми их манастырскими домовыми вотчинами, землями и крестьяны, и деревнями и займищами и пустошми и сенными покосы и рыбными ловлями и всякими угодьи, им властем велели, по прежним деда и отца нашего великих государей указом, и по писцовым и по переписным и по отводным книгам (с. 161) столника Ивана Алфимова, и по дачам и по прежним жалованным грамотам, каковы даны в прошлых годех, и по отказным книгам и по их манастырским крепостям и по чертежу, и как ныне, по нашему великого государя указу, в Приказе ж Казанского Дворца на тех деда и отца нашего великих государей грамотах об тех их манастырских Вятцких вотчинах и о крестьянах и о всяких угодьях подписано, по межам и по рекам и по речкам и по урочищам, владеть по прежнему; да велели их Вятцких беглых крестьян, которые в Казанском уезде в городах и пригородках и слободах и в селех и в деревнях живут, сыскать и, розспрося по крепостям, ис тех изо всех мест отослать на Вятку с кем пригож, да манастырские ж домовые вотчины крестьян, которые в челобитьях по имяном написаны, по тому ж по Вятцким писцовым и по переписным и по отводным книгам столника Ивана Алфимова и по отказным книгам Казанцов дворян сыскать, и пущим заводчиком и бунтовщиком, Кирчанские манастырские вотчины крестьяном и их товарыщем, и всем заговорщиком, которые и иных их манастырских вотчин в совете с теми ворами в одном были, всем, розыскав про них вправду против челобитья, сколким человекам доведется, за их многие прежние ложные и за нынешние многие составные воровства и за челобитья, как били челом на Москве и в Казани, и за все их воровства, учинить им наказанье, которые объявятца Казанского уезду, и тем в Казани, а которые объявятца в Вятцком, и тем на Вятке, и выных местах, где кто сущим, бить кнутом нещадно и дать на поруки з записью, и об отдаче их учинили по тому ж по нашему великого государя указу, да и впредь бы таким ворам и бунтовщиком и составщиком и ложным челобитчиком не повадно было так делать, и манастырские вотчины разорят и отбиватца (с. 162) не делом, и манастырю б их запустение не чинить, и выные уезды не бегать, чтоб на то смотря и иным их манастырским крестьяном и бобылям впредь так не повадно было воровать и ложно бить челом, и челобитью их ложному не верить, потому что они воры и бунтовщики; да и по иным их манастырским делам наш великого государя указ учинили в Казани, а о беглых Вятцких и иных розных городов и уездов и о Московских стрелках и о салдатах Вятцких же розных городов и волостей, что сбежали с Москвы и изыных многих городов и из розных полков и живут в Казанском уезде, з женами и з детми и з братьями, многие годы тайно, а манастырю и их вотчинам и крестьяном и бобылем и Вятцким всяким жилецким людем чинять великие обиды и разоренье многое и налоги болшие, и о том, против их челобитья, наш великого государя указ в Стрелецкой Приказ послан, чтоб тем стрелцам и салдатом учинить на Москве по розыску наказанье; да чтоб и Казанцом дворяном и детем боярским и всяких чинов людем в Вятцкой уезд, в их манастырские вотчины, ездить не велели, и никакого насилства и разорения и убытков манастырю, и старцом и служкам и служебником, и всяким жилецким людем и манастырским крестьяном и бобылям, и никаких обид и налог и озорничества ни в чем чинить не велели ж; да и впредь бы из Вятцкого уезду и из Вятцких их домовых манастырских вотчин беглых же их крестьян и всяких жилецких людей в Казани, и в пригородках и в селех и в слободах и в уездех, никаких чинов людей принимать не велели ж; а будет доведетца из Казани в Вятцкой уезд в их манастырские вотчины о чем послать, и вы б велели о том писать ис Казани и ис Казанских пригородков на Вятку к воеводам, а судом и расправою тех их манастырских вотчин (с. 163) Вятцкого уезду в Казани и в Казанских пригородках ведать не велели, чтоб ни в чем ссоры ни от ково не было; так же и Казанских целовалников и откупщиков с продажным питьем в Вятцкой уезд в манастырские их вотчины не посылали; а буде и впредь их же манастырских из домовых вотчин крестьяна и бобыли з женами и з детми в Казани и в Казанских пригородках и в уездех объявятца в бегах, и их велели, против челобитья того манастыря властей, изо всех тех мест сыскать, а сыскав на Вятку к воеводам или им властем велели отдавать по их крепостям; а о кресном целованье и об нем архимарите, что хотели те ж воры и бунтовщики кольем прибить до смерти, розыскать на Вятке воеводе, и о том в Новгородцкой Приказ наш великого государя указ послан; а прочет сю нашу великого государя грамоту и, списав с нее список, оставили б есте в Приказной Полате, впред для иных наших бояр и воевод и приказных людей, а сю нашу великого государя грамоту отдали б есте им архимариту з братьею впредь для спору. - А по сказке в Приказе Казанского Дворца Вятцкого Успенского Трифанова манастыря келаря старца Ильи Семакина, что им дана была наша великого государя грамота с прочетом из Приказу Казанского Дворца в Казань в нынешнем во 185 году генваря в 18 день, против их челобитья, какова ся наша великого государя грамота слово в слово, и тое де великого государя грамоту послал он в Казань того ж манастыря с служкою Стенкою Осиповым, и не доезжая де до Козьмодемьянска, на Волге реке, воровские люди тое нашу великого государя грамоту у того их служки Стенки отбили и его де Стенку убили до полусмерти, и о том к нам великому государю в Приказ Казанского Дворца из Кузьмодемьянска воевода Василей Возжинской да подъячей Аврам Соболев писали. Писан на Москве лета 7185 маия в 11 день. |
| | | (с. 164) Дьяк Петр Самойлов. Справил Сенка Малцов. |
| | | |
| | | 1. ↑ Из рецензии С. А. Шумакова: "Затем из „грамот коллегии экономии" Московскаго архива министерства юстиции издатель взял из хлыновских тридцать (с. 191) один акт (№№ издания 1-8, 12-14, 17-19, 23, 25-28, 34, 43, 44, 47, 56, 60, 61, 64, 65, 73, 74), из казанских один (№ 89, при чем однако издатель забыл упомянуть, что архивный номер этого акта № 6579) и из монастырских описей по Хлынову тоже один акт (№ 90)." - Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. Часть XIV. 1908 г. Март. Стр. 188-196. |
| [-] | 150 — 164 | ТВУАК. 1906 г. Вып. 1-6. Отд. 2 | |