291-0388 | — | 17.05.1680 27.07.1683 | — | От царя и великого князя Федора Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, в нашу отчину в Казань, боярину... |
| | | |
— | 17.05.1680 | — | От царя и великого князя Федора Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, в нашу отчину в Казань, боярину нашему и воеводам князю Михаилу Алегуковичю Черкаскому да столнику нашему князю Андрею Михайловичю Коркодинову, да дьяком нашим Александру Алексееву, Ивану Ляпунову. Бил челом нам великому государю с Вятки Хлынова города Успения Пресвятыя Богородицы Трифонова манастыря архимандрит Александр, келарь старец Илия Семакин з братьею: в прошлых де годех, по указу отца, нашего государева и по грамотам и по указным казанским паметям Приказной Палаты, платят они з домовые свои Казанские манастырские вотчины, что над Вяткою рекою и на усть Воштормы речки, с Рожественского их манастыря, что словут Вятские Поляны, с тех их крестьянских и з бобылских з 91 двора, во всякие наши великого государя в хлебные и в денежные доходы и в службы ж, и полонеником на окуп, и в поворотные в болшие подымные денги, и во всякие поборы и в изделья, платят из давных лет сполна на Вятке сыными Вятскими их манастырскими вотчины вместе, с полнова окладу, с перечню, где Хлыновской Успенской манастырь стоит (?); а в Казани с тоя ж их з домовой манастырской вотчины, с Рожественского (с. 165) их манастыря, что словут Вятские Поляны, наших великого государя податей спрашивают всяких, с тех их Полянских с крестьянских и з бобылских з 91 двора, в Казани в Приказной Палате, по нынешним переписным книгам переписи столника Матфея Супонева 186 году, потому что с тех новых с переписных с Супоневых книг нашие великого государя грамоты, с отдачею им о том, в Казань не дано, и в тех переписных Супоневых книгах в Приказе Казанского Дворца, в поместном столе, под тою их Полянскою вотчиною потому ж и не очищено; и нам великому государю пожаловати б их, с тое их Казанской с манастырской вотчины велеть бы по прежнему быть на Вятке всяким тяглом и службами и всякими подымными и поворотными денгами, и велети б тое их Казанскую вотчину Вятские Поляны, крестьян и бобылей и всеких жилецких людей дворы, по переписке столника Матвея Супонева, в Казане в Приказной Палате и на Москве в Приказе Казанскаго Дворца, в поместном столе, из тех переписных книг выписать и под статьями очистить, и дать к вам нашу великого государя грамоту в Казань с отдачею, чтобы тот Вятской Успенской Трифонов манастырь, от двоевытного платежа и служб и изделей, и от всяких и болших напрасных убытков, и от Казанской всякой ведомости и досталь бы в запустении не был, и братству и тое Полянской вотчины крестьяном и бобылем от того бы врознь не розбрестись и до основания не разорится и в конец не погинуть. А по указу отца нашего государева, блаженные памяти великого государя, и по грамотам 166 и 172 году, и по Казанским Приказные Палаты паметям 169 и 173 и 174 годов, Вятского Успенского Трифонова манастыря с Казанской их вотчины, села Рожественского, что словут Вятские Поляны, в Казани и в Казанских пригородках и податей и хлебных и денежных (с. 166) доходов и служеб и даточных людей и подымных и поворотных и полоненичных денег и никаких податей с крестьян и бобылей з 91 двора имать не велено, а велено с той их манастырской с Казанской вотчины, с Рожественского их манастыря, с села Полянок, с крестьян и бобылей их з 91 двора, всякие подати платить и службы служить и изделья делать и поворотные и полоненичные и подымные денги и даточных людей давать на Вятке, с Вятскими их манастырскими вотчины вместе. А в переписных книгах переписи столника Матвея Супонева прошлаго 186 году, Вятского Успенского Трифонова манастыря в Казанской их вотчине, в селе Рожественском, что на Полянах, написано крестьянских и бобылских 91 двор. Да в тех же переписных книгах о их старинной домовой вотчине написано: в нынешнем во 188 году февраля в 16 день в нашем великого государя указе, за приписью дьяка нашего Ивана Шалкина, написано: по челобитью Вятского Успенского Трифонова манастыря, велено с ясачным крестьянином с Матюшкою Бабушкиным, и по челобитью тогож манастыря и Черемис деревни Кукморы и Слудки, и по выписке о спорной земле против грамот прошлых 123 и 135 году, и по даче 103 году, и по книгам Меншика Мишакова, и по описи и по чертежу прошлого 186 году Михаила Кашкадамова, владеть землею, где поселились ясачные крестьяне Матюшка Бабушкин с товарыщи и Черемиса, от Воштормы речки вверх по Вятке реке на 10 верст, Вятского Успенского Трифанова манастыря архимандриту Александру да келарю Илье Семакину с братиею. Да по Михайловым же книгам написано: Воштормы речки вверх по Вятке реке меж лугу, что против Воштормы речки и Полянок, что на 10 верст, дворы построены и пашню пашут на горах ясачные крестьяне Матюшка Бабушкин с товарыщи, что им дано на ясаки, а по мере от тое деревни (с. 167) до Вятки реки 495 сажен, а у досмотру ево Черемиса волости Оштормы Кукморы Анбулатко Панеяров с товарыщи сказали, поселились де они на речке Слудке, а по татарские Борек, вышед из волости Воштормы Кукморы тому 11 лет для того, что землю Грязной Головачев отнял у старцов Вятского Успенского Трифанова манастыря и отдал тое землю и сенные покосы, что вверх по Вятке и на Черном озере, старой их волости Черемисе Чюричеку Янибекову с товарыщи, и по тем книгам Грязнова Головачева, по Черемисе ту манастырскую землю Черемиса написали из дач их во 111 и во 115 годех мимо дела, и тех Черемису и иных пришлых людей, которые поселились на той их манастырской земле, велено с той их земли и с сенных покосов и с рыбных ловель и со всяких манастырских угодей свести с ясаки на прежние их житья и ясаки и тягла, где они наперед сего жили. И по нашему великого государя указу и по грамоте, ясачные крестьяне Матюшка Бабушкин с товарыщи и Черемиса Янбулатка Панеяров с товарыщи с манастырской земли и с сенных покосов и рыбных ловель и со всяких угодей и с ясаки сосланы на прежние свои житья, или где они в ясачных деревнях места приищут. И как к вам ся наша великого государя грамота придет и вы б, против челобитья архимандрита Александра да келаря старца Илии Семакина з братьею, с Казанской их манастырской вотчины, с Рожественского их манастыря, что словут Вятские Поляны, с крестьян и з бобылей их, з 91 двора, по прежним указом, хлебных и денежных доходов и всяких податей и полоненичных и поворотных и подымных денег и служеб и изделей в Казани и в Казанских пригородках имать не велели, и всякими их манастырскими делами в Казани и в Казанских пригородках ведать не велели ж, и ис Казани и ис Казанских пригородков дворяном (с. 168) и детем боярским и всяким приказым людем в тое их манастырскую в домовую в Полянскую вотчину, в Рожественской их манастырь, ни для каких наших великаго государя всяких хлебных и денежных доходов и платежей и поборов и изделей и служеб и подымных и поворотных и полоненичных денег, и для всяких их монастырских дел, ездить не велели ж, и никакова насилства и разорения и убытков и налог им властям, архимариту и келарю з братьею, и их приказным Полянским старцам и служкам и служебникам, и их манастырским Полянским крестьяном и бобылем и всяким жилецким их людем, никаких обид и налог ничем чинить не велели, а в Казани в Приказной Палате тое их манастырскую Казанскую вотчину, Вятские Поляны, в книгах велели очистить, и велели тое их Казанской манастырской вотчины, Рожественскаго манастыря, Вятских Полян, крестьяном и бобылям всякие наши великого государя хлебные и денежные доходы и службы и полонеником на окуп и поворотные и подымные денги и всякие поборы платить и изделья делать, и всякими их делами ведать с их манастырскими вотчинами вместе на Вятке, где тот их Хлыновской Успенской Трифанов манастырь стоит, и о том ис Казани на Вятку писали; а прочет сю нашу великого государя грамоту и, списав с нее список слово в слово, оставили у себя в Казани в Приказной Палате для справы, а подлинную сю нашу великого государя грамоту отдали б есте им, архимандриту Александру да келарю старцу Илье Семакину з братьею, к ним на Вятку в манастырь, впредь для иных наших бояр и воевод и для всяких приказных людей для подкрепления. Писан на Москве, лета 7188 мая в 17 день. |
| | | Диак Василей Посников. |
| | | Смотрел Першка Ксенифонтов. |
| 27.07.1683 | | (с. 169) Лета 7191 июля в 27 день Божиею милостию мы, великие государи цари и великие князи, Иоан Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцы, сее жалованные грамоты слушав, пожаловали с Вятки Хлынова города Успения Пресвятыя Богородицы Трифонова манастыря властей, архимандрита Александра, келаря старца Илью Семакина, казначея старца Сергия Юферева з братьею, или кто по них в том манастыре впредь иные власти и братья будут, велели им сее жалованную грамоту подписати на свое великих государей именование, и сее у них жалованные грамоты рушити не велели никому ни в чем, и велели у них быти во всем потому, как в сей в жалованной грамоте писано. |
| | | Диак Иван Кучезкой. |
| | | |
| | | 1. ↑ Из рецензии С. А. Шумакова: "Шесть актов (за №№ 48, 50, 52, 53, 79 и 85) издатель взял из межевых книг Трифонова монастыря Красовскаго неизвестно какого времени." - Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. Часть XIV. 1908 г. Март. Стр. 188-196. |
| [-] | 164 — 169 | ТВУАК. 1906 г. Вып. 1-6. Отд. 2 | |