291-0472 | 24.10.1684 | 27.09.1684 | — | От царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, на Вятку,... |
| | | |
24.10.1684 | 27.09.1684 | — | От царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, на Вятку, боярину нашему и воеводе князю (с. 214) Михаилу Ивановичу Лыкову да дьяку нашему Василью Макарьеву. Били челом нам великим государем богомолцы наши с Вятки, Хлынова города Успения Пресвятыя Богородицы Трифонова манастыря архимандрит Александр, да келарь старец Илья Семакин, да казначей Сергий Юферев, да Богоявленского манастыря игумен Иоиль и Вятцких пустыней строители з братьею: по новым де переписным книгам за Успенским Трифоновым и за Вятскими манастыри и пустынями крестьянских и бобылских 1251 двор, и с тех их манастырских вотчин, с Вятчаны с посадскими и уездными людми, правят на них стрелетских денег, и со 188 году по нынешней по 193 год доправлены на них денги, а они де наперед сего с тех своих вотчин до 188 году стрелецкие денги и хлеб платили с сошного писма, а с вотчины, которая за ними в Казанском уезде, платили хлебом; да они же де прежде сего платили с тех своих вотчин, с Вятчаны посадскими и уездными людми, рублевые и полтинные и полуполтинные, и ямские, полоняничные и пятую и десятую денги, и Сибирской и к городу Архангелскому хлебной запас, и давали в стрелцы и в солдаты многих даточных, к Соли Камской к промыслом, и на Вятке, в городовые службы многих целовалников; да тем же де их вотчинам учинилось многое пожарное разорение и от хлебного недороду многая пустота, и от тех де многих поборов и пожарного разорения и многой пустоты ныне они оскудали и одолжали великими неокупными долгами, а крестьяне их многие розбрелись, и досталные от многово правежу бредут врознь, и нам великим государем пожаловати б их, для великой скудости и пожарного разорения и для многой пустоты и для великих их доборов и многих прежних служеб, велети б с манастырьских их вотчин имать хлебом, а не денгами, против Казанского митрополита (с. 215) и Вятского архиепископа домовых и Казанских понизовых манастырьских вотчин; а которые уплатные денги со 188 году по 193 год на тех их вотчинах с правежу доправлены, и те б денги велеть им зачесть хлебом на те ж годы. А в Стрелецком Приказе, по справке с Новгородтским Приказом, по переписным книгам 186 году переписи Михаила Воейкова, на Вятскими манастыри и пустынями в Вятском уезде, в розных станех и волостях, на займищах и на починках, на росчистях, и на погостах и в слободках, тяглых их людей в вотчинах крестьянских и бобылских дворов порознь: за Успенским Трифоновым манастырем 980 дворов, за Богоявленским манастырем 35 дворов, за Воздвиженским манастырем 176 дворов, за Верховятским Екатерининским манастырем 45 дворов, за Троитскою Истобенскою пустынью 15 дворов, всего за теми манастыри и пустынями 1251 двор. И Вятского архиепископа о ево домовых вотчин до 188 году имано и со 189 году велено платить, и ныне платят, хлебом, по три четверика с полчетвериком ржи, овса потому ж, з двора, а не денгами. А вышеписанных Вятских манастырей вотчины в оклад были в перечню приложены с Вятчаны посадскими и уездными людми, а хлебом ли или денгами им довелось, было платить, о том им нашего великих государей указу наперед сего было не учинено. И ныне мы, великие государи, слушав докладные выписки в комнате, пожаловали с Вятки Хлынова города Успения Пресвятыя Богородицы Трифанова манастыря архимандрита Александра, да Богоявленского манастыря игумена Иоиля, и келаря старца Илию Семакина, и вышеписанных Вятских манастырей и пустыней строителей з братьею, для нашего государского многолетного здоровья, и для их многой пустоты и скудости и пожарного многово разорения, и для того, что они преж сего с тех своих вотчин платили рублевые (с. 216) и полтинные и полуполтинные, и ямские и полоняничные, и пятую и десятую денги, и Сибирской хлебной запас, и давали в стрелцы и в солдаты многих даточных, и к Соли Камской к промыслом, и на Вятке в городовые службы многих целовалников, с тех их манастырских вотчин с крестьянских и з бобылских с 1251 двора, стрелецких денег ныне имать и впредь по окладу, с Вятчаны посадцкими и уездными людми, спрашивать не велели и из окладу те денги выложить, и против их челобитья, вместо тех денег, с тех их вотчин велели ныне взять и впредь имать хлебом, против вотчин Вятского архиепископа, по три четверика с получетвериком ржи, и овса потому ж, з двора, итого по 547 четвертей с получетвериком ржи, овса потому ж, на год, и быть им в том платеже во всем против Вятского архиепископа домовых вотчин, а с Вятчаны мирскими людми впредь их в том платеже спрашивать не велели, а иным манастырем того в образец ставить и на пример выписывать не велели ж. А что они по прежнему окладу 188 и 190 годов по нынешней по 193 год с тех своих с крестьянских и бобылских дворов стрелецкие денги с правежу платили, с мирскими людми вместе, и о тех денгах, справясь с теми их описми, наш великих государей указ учинен будет им впредь. И как к вам ся наша великих государей грамота придет, и ты б, боярин наш и воевода князь Михаило Иванович, и дьяк, тех вышеписанных манастырей с вотчин стрелецких денег, с Вятчаны посадскими и уездными людми, ныне и впредь спрашивать и имать не велели, а велели с них, по нашему великих государей вышеписанному указу, платить на Москве стрелецкой хлеб, по вся годы, по окладу сполна без доимки, против домовых вотчин Вятского архиепископа, и сей наш великих государей указ велели записать на (с. 217) Вятке в Приказной избе в книгу и закрепить дьячьею рукою, а на Москве сей наш великих государей указ в книгу записать, и с сего нашего великих государей указу в Новгородцкой Приказ, о посылке нашие великих государей послушные грамоты на Вятку для ведома, и о взятке того стрелецкого хлеба с настоящаго с нынешняго со 193 году, наш великих государей указ для ведома на Житной Двор послан. А прочет сю нашу великих государей грамоту и списав с нее список слово в слово, велели оставить у себя в Приказной избе, а сю нашу великих государей грамоту отдали Успения Пресвятыя Богородицы Трифанова манастыря архимандриту Александру и келарю старцу Илье Семакину з братьею, впредь для иных наших бояр и воевод и приказных людей, а в Богоявленской манастырь игумену Иоилю з братьею и в досталные манастыри и пустыни с сего нашего великих государей указу велели тому архимандриту и келарю для ведома дать за своими руками списки. Писан на Москве, лета 7193 сентября в 27 день. |
| | | Диак Иван Максимов. |
| | | Справил Андрюшка Ковров. |
| | | |
| | | "193 году октября в 24 день великих государей грамоту подал Успенского манастыря слуга Родка Короваев". |
| | | "4 рубля 8 алтын 2 денги взяты". |
| | | |
| [-] | 213 — 217 | ТВУАК. 1906 г. Вып. 1-6. Отд. 2 | |