291-0508 | — | 27.09.1686 | — | От великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, и великие государыни благоверные царевны и... |
| | | |
— | 27.09.1686 | — | От великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, и великие государыни благоверные царевны и великие княжны Софии Алексеевны, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, в Уржумской уезд, писцом столнику нашему Михаилу Матвеевичю Поздееву да подьячему Ивану Андреянову. В прошлом во 192 году октября в день, по нашему великих государей указу, а челобитью с Вятки Хлынова города Успения Пресвятыя Богородицы чюдотворца Трифонова манастыря архимандрита Александра, келаря старца Илии Семакина, з братьею, послана наша великих государей грамота на Уржум к межевщиком к Димитрию Максимову сыну Полочанинову да подьячему к Тимофею Бакшееву, а велено им, против челобитья того манастыря властей з братьею, учинить по нашему великих государей указу и по Уложению и по новоуказньм статьям и по наказу, каков им дан из Приказу Казанского Дворца за дьячьею приписью, а что учинено будет о том велено к нам великим государем писать в Приказ Казанского Дворца. И межевщики Дмитрей Полочанинов и подьячей о том к нам великим государем не писывали. И в нынешнем во 194 году били челом нам великим государем с Вятки Хлынова города чудотворца Трифонова ж (с. 229) манастыря архимандрит Александр, келарь старец Илья Семакин, з братьею: в прошлых де годех завладели у них напрасно и поселили своих манастырских Вятчан же, беглых крестьян, что за ними во крестьянстве жили по ложному челобитью Уржумского Чепоцкого манастыря бывшаго игумена Авраамия з братьею, на старинную их Вятцкого манастыря жалованную данную землю и на все угодья; да на той же де их земле и с угодьи поселились их же беглые Вятцкие манастырские крестьяне и бобыли и всякие жилецкие люди, что бежали из их же Вятцких манастырских вотчин, и всяких чинов их манастырские люди и завладели тою их манастырскою жалованною старинною данною Уржумскою вотчинною землею, и сенными покосы и рыбными ловлями и бортными ухожьи и всякими угодьи, по ложному составному челобитью, напрасно воровски, а та де их старинная жалованная манастырская вотчинная земля в Уржумском уезде подле Вятку реку, промеж Чепочкою и Буею речками, поперечнику на 10 верст а длиннику в горы, в далние раменные леса по урочищам, покамест годитца под пашню и под животинные выгоны и под сенные покосы, и с речками и с ыстоками и с озеры и с вешними и с осенними заливы, с рыбными ловлями и з бортными и с лешебными угожьи и со всякими угодьи; а та де земля со всеми вышеписанными угодьи дана в тот их Вятцкой Хлыновской Успенской манастырь изстари самому преподобному отцу архимандриту Трифону чудотворцу з братьею, на прокормление; а крепка им та земля, со всеми угодьи, по нашей великих государей правой жалованной владелной грамоте, что дана им властем з братьею из Приказу Казанского Дворца, в прошлом в 190 году, со старинных жалованных грамот. И те де Чепоцкого манастыря беглые крестьяне Вятцкие ж, а не их старинные; да их же де Вятцкого Трифонова манастыря (с. 230) беглые крестьяне и бобыли и всякие жилецкие люди, составными своими умыслы и ложным челобитьем, в переписные Уржумские книги прошлого 186 году и в нынешние в писцовые книги 193 году написались на той их манастырской Уржумской жалованной старинной земле и на угодьях в жилье дворами во крестьянство, чтоб им та земля и с угодьи вовсе на себя завладеть и от них властей з братьею крестьянства вовсе отбыть, а в составном своем челобитье и в переписных и в писцовых книгах писались воровски иными имяны и прозвищи и волными крестьяны и гулящими людми, а не их манастырскими крестьяны, для побегу. Да на Уржуме ж де, в городе и на посаде, и в Уржумском уезде, за разными помещики и вотчинники в бегах живут их же манастырские крестьяне и бобыли и всяких чинов их манастырские крепостные люди, а збежали де те их крестьяне и бобыли и всяких чинов манастырские крепостные люди, в прошлых годех, с Вятки и из разных их Вятцких манастырских вотчин, а крепки де им их манастырские крестьяне и бобыли и всякие люди по опасным межевым отводным книгам столника Ивана Алфимова и по отказным книгам Казанцов Григорья Соковнина да Ивана Хохлова. А в прошлом де во 192 году дана им наша великих государей грамота ис Приказу Казанского Дворца на Уржум, к межевщику, а велено де ту их манастырскую старинную жалованную землю, и со всеми угодьи, и з беглыми их манастырскими с крестьяны и бобыли и со всякими жилецкими людми, отказать и отмежевать им в манастырь по прежнему во владенье вовсе; а за владение де той их земли велено указ учинить тому межевщику и подьячему, и межевщик де и подьячей по той нашей великих государей грамоте тое их манастырскую землю и с угодьи не межевал, для того, что по нашей великих (с. 231) государей грамоте, велено им с Уржума, ехать к Москве. А они де власти з братьею от тех своих беглых крестьян и бобылей и от всяких жилецких людей и Чепоцкого Спаского Уржумского манастыря, от их крестьян, от напрасного их владенья и от проторей и убытков и от московских волокит разорились до основания, обнищали и обдолжали великими долгами. А в прошлом де во 193 году, по нашему великих государей указу и по наказу из Казанского Приказу, на Уржум и в Уржумской уезд для воловаго писма посланы писцы, а нашей де великих государей грамоты об отводе во владенье той их манастырской вотчинной Уржумской старинной жалованной земли с угодьи, об отдаче и о сыску беглых их крестьян и бобылей и всяких их жилецких манастырских людей, и ссылке приезжих верховых людей с той их з жалованной манастырской старинной земли и с угодей и обо всем к вам на Уржум не послано; и нам великим государем пожаловати б их властей з братьею, велеть, по прежнему и по сему нашему великих государей указу и по грамоте, какова прислана на Уржум к межевщику к Димитрию Полочанинову да к подьячему к Тимофею Бакшееву в прошлом во 192 году, и против прежняго и нынешняго их властей з братьею челобитья и правой владелной жалованной грамоты, что дана из Приказу Казанского Дворца, со старинных з жалованных грамот, им властем з братьею в прошлом во 190 году на Полянскую вотчину, на горы, и на Слутку, и на тое их манастырскую старинную Уржумскую жалованную вотчинную землю, и с сенными покосы и с рыбными ловли и со всякими угодьи, что над Вяткою рекою промеж Чепоцкою и Буею речками, отвесть им властем з братьею, по прежнему, в вотчину, во владенье вовсе, межи и ямы и грани и всякие признаки учинить по урочищам, а беглых крестьян (с. 232) Чепоцкого манастыря, Вятчан, которые живут ныне на той их Вятцкого манастыря на жалованной вотчинной земле и на угодьях, и с их крестьянскими животы, з дворы, и с хлебом, с молоченным и с немолоченным и з земляным, отдать им властем з братьею во крестьянство безповоротно и записать за ними в писцовые книги. А которые их Успенского Трифонова манастыря беглые манастырские крестьяне и бобыли и всяких чинов люди на той же их жалованной манастырской Уржумской земле живут, и тех бы крестьян написать во крестьянство в писцовые книги за ними ж властми з братьею, а беглых их же манастырских крестьян и бобылей и всяких чинов людей их Вятцких, которые в бегах живут на Уржуме, в городе и в уезде, всяких чинов людей, во крестьянство, з женами и з детми и с их сродники и з животы, отдать им же властем з братьею в манастырь, по росписи ж; а в пожилых денгах и в отвозных подводах с теми людми, за кем те их беглые крестьяне и бобыли и всякие их манастырские жилецкие люди жили в бегах, указ учинить обо всем безволокитно и без Московского челобитья, по нашему великих государей указу и по Соборному Уложению и по наказу. А что верховых городов пришлые люди, которые поселились на той же их старинной жалованной земле и на угодьях, дворами, на новоокладных ясаках, и тех бы всех крестьян ис тех их дворов и с новоокладными ясаки выслать в прежние их места, хто откуды пришел, на прежние их тягла, где преж сего жили или где себе вновь места приищут, и на тех их манастырских беглых Вятцких и Уржумского манастыря на крестьян же, что на той их манастырской Вятцкой на земле написаны за тем же Вятцким манастырем во крестьянстве, и на тех всех крестьян, на всякой их крестьянской двор, велеть положить (с. 233) вновь на них тягло, наш государской стрелецкой хлеб, з двора по 3 четверика ржи, овса потому ж, за всякие доходы, и в писцовые и в межевые книги написать то тягло имянно, а уржумские с них ясаки снять и в книгах очистить, а домашние их все пожитки и хлеб, стоячей и молоченой и земляной, и всякой скот, и дворы со всяким дворовым строением, отписать все без остатку, наперед отводу и межеванья, ныне, и отдать им властем з братьею все сполна во владенье, за их насилное владенье манастырской земли за прошлые годы; а отмежевав и отказать им властем з братьею тое их Уржумскую вотчинную старинную жалованную землю со всеми с теми вышеписанными угодьи, и учиня той их манастырской земле и угодьям межи и ямы и грани и признаки и урочища, и написать межевые трои книги, за своими и сторонних людей руками: первые книги и владелную с писцовых и с межевых книг выпись, за руками и за печатью, впредь для владенья и вечного ради подкрепления, дать им властем з братьею в манастырь, на той их жалованной Уржумской манастырской земле; а другие послать на Вятку в Приказную избу, для ведома нынешняго новаго тягла, и тое их Уржумскую вотчину и со крестьяны впредь судом и расправою и доходами ведать на Вятке, а не на Уржуме; а третьие б книги прислать к нам великим государем к Москве в Приказ Казанского Дворца. А манастырским их Вятцким беглым крестьяном и бобылям и всяким их людем, и которые сыщутца из бегов, и за тот их побег, и Чепоцкого манастыря и иным беглым сторонним крестьяном и бобылям и беглым их крестьяном, хто на той их Уржумской старинной земле и на угодьях жили, многие люди, по составному своему воровскому ложному челобитью, и за то напрасное их владенье и за ложное челобитье, а за их манастырское (с. 234) многое разорение и за проести и за Московские волокиты, и за многие их прежние дурости и непокорства и за великие мятежи, и за отставку от того их Вятцкого Трифонова манастыря, против их прежняго властелинскаго з братьею Московского и Казанского челобитья, указ учинить им всем против наказу. И о том бы дати им нашу великих государей грамоту с прочетом к вам, писцам, вместо жалованные владелные настоящие правые грамоты, для нынешняго им властем з братьею владенья и вечнаго ради подкрепления, и впредь для таких плутов и ложных челобитчиков, крестьян их беглых и стороних людей, чтоб им властем з братьею от той своей вотчинной старинной домовой манастырской жалованной данной Уржумской земли, с теми со всеми угодьи, ныне и впредь не отстать и з голоду бы им властем з братьею не помереть, и в конец не погинуть, и досталным их крестьяном и бобылям врозно бы не розбрестись. - И как к вам ся наша великих государей грамота придет, и вы б, по сему нашему великих государей вышеписанному указу, и против их властелинского челобитья, с Вятки Хлынова города Успения Пресвятыя Богородицы чудотворца Трифонова манастыря архимандрита Александра, киларя старца Ильи Семакина з братьею, тое их манастырскую жалованную старинную домовую вотчинную землю, с сенными покосы и с рыбными ловлями и в реке в Вятке, промеж теми Чепочкою и Буею речками, и иными урочищи, с озеры и истоки и з заливы с вешними и осенними и с лешебными лесными бортными и пчельными ульи и бобровыми гонами и со всякими угодьи, что в Уржумском уезде подле Вятку реку, промеж Чепоцкою и Буею речками, на 10 верст поперешника, а длинника в горы, с пашенною и не с пашенною землею, и по обоим сторонам тех речек, со всеми их урочищи и с признаки, против их (с. 235) манастырской старинной дачи, по их жалованной владелной правой грамоте, что дана им властем з братьею из Приказу Казанского Дворца, со старинных жалованных грамот, в прошлом во 190 году, на Полянскую их старинную жалованную землю и на горы и на Слудку речку, а по-татарски словет Бурек, и на ту их Уржумскую жалованную ж старинную домовую землю, со всеми угодьи безо всякого задержания и без поноровки, и что на той их жалованной Уржумской земле насеянного хлеба, и с тем хлебом, и с немолоченным, и з дубровы и з заросли и с росчисною землею, и скотинными выгонами, и с раменными дикими лесами, з землею, и с сенными покосы и с рыбными ловлями, и пчелинными ульями и бортными, и с лешными угодьи, и з бобровыми гоны, отвели и отмежевали, и грани и ямы и всякие признаки, против нашего великих государей указу, все учинили и отказали им властем з братьею во владенье вечно, и со крестьяны их, и Уржумскими и Вятскими беглыми со всеми крестьяны и з бобыли, и с их сродники, и тех беглых Вятских и Уржумского манастыря и Вятского же манастыря крестьян и бобылей и их сродников, всех до одного человека, что ни есть, написали бы вечно во крестьянство за Вятской их Успенской Трифонов манастырь, за ними властми з братьею, на той их Уржумской старинной жалованной земле, в старых их дворех, где кто жил. А писать бы в книги тех всех крестьян поимянно, с отцы их и с прозвищи, и з женами и з детми и с их сродники порознь, в межевые в писцовые книги, опроче пришлых верховых беглых крестьян. И тому всему их отводу учиня трои писцовые межевые книги, за своими и сторонних людей руками, и писцовую владелную выпись, за своими ж руками я за печатью и за справою, на ту их манастырскую Уржумскую жалованную землю, с теми (с. 236) всеми урочищи и угодьи, и со крестьяны и з бобыли, в Вятцкой Хлыновской Успенской в Трифонов манастырь властем з братьею, у межеванья не съезжая с тое их манастырской с Уржумской земли, дали б те книги и отказали вовсе владеть тою вотчиною им в манастырь на Вятку. А беглых верховых пришлых крестьян, кроме Вятчан, сослать всех до одного человека с тое их манастырской жалованной вотчинной Уржумской земли и с угодей, всех без остатку, на старыя их прежния житья и тягла, с их новоокладными ясаки и со всяким тяглом, и у тех беглых верховых крестьян у всех, и Уржумского манастыря у Вятцких беглых крестьян, да и у Вятцкого манастыря у их беглых у всех крестьян, их дворы и всякие домашние пожитки, все без остатку, и всякой их отъезжей завод, и всякой хлеб, сухой запасной и немолоченой в стогах и копнах, и з земляным засеянным хлебом, что посеяно ко 195 году, и сенные покосы, и всякой скот, и сена все без остатку, у всех до одного человека отписать имянно, у всех порознь, и от них взять все на лицо по росписной книге, у всякаго человека в особь статьею, все на лицо без остатку, и по той росписной книге все ж сполна на лицо имянно, безо всякаго мотчания, отдали в Вятской Успенской Трифонов манастырь в казну, им властем з братьею, безповоротно, за их беглых верховых пришлых крестьян за насилное их ложное владенье, и за беглых же Вятского и Уржумского манастыря крестьян за их напрасное владение, что они владели их манастырскою Уржумскою жалованною землею и всеми теми угодьи многие годы на себя. А что с тое их манастырской Уржумской земли и со всяких угодей и о тех их Вятского Успенского Трифонова манастыря беглых их крестьян и которые жили пришлые верховые беглые крестьяне в том Уржумском уезде на их манастырской Уржумской земле и на угодьях и всякое тягло платили в Казани (с. 237) или на Уржуме, и то их казанское или уржумское ясашное всякое тягло, хлеб и денги и поборы и всякие розметы с тех их крестьян, которые будут написаны к их манастырю, и с тех крестьян со всех все тягло сложить безостатку, и в межевых своих писцовых и отводных книгах имянно очистить. И чтоб Уржумским воеводам тое их манастырской вотчины крестьян судом и всякою расправою не ведать, и приказным и служилым и всяким высылщиком и мирским людем в тое их Вятского Успенского Трифонова манастыря в домовую Уржумскую жалованную вотчину ни для каких доходов и зборов не въезжать и не ведать, для того: указали мы великие государи тое их Вятского Успенского Трифонова манастыря Уржумской жалованной старинной земли, и со крестьяны и з бобыли и з жилцы и со всякими угодьи, быть в Вятском уезде, а не в Уржумском, и судом и расправою и всяким тяглом впредь ведать на Вятке воеводам, а не на Уржуме. И для того другие книги таковы ж, за своими и сторонних людей руками, послали на Вятку в Приказную избу для ведома, да и третьие таковы ж межевые писцовые книги подали, с валовыми своими писцовыми книгами, на Москве в Приказе Казанского Дворца кравчему нашему князю Борису Алексеевичу Голицыну с товарыщи. И для тое их Уржумской манастырской земли и угодей отводу и межеванья, и ради их манастырских беглых Вятских крестьян, что ныне живут на той Уржумской земле, против их властелинского з братьею челобитья, из Приказу Казанского Дворца с тех их крепостей и ис приказных наших отпусков, вместо подлинных наших государских жалованных грамот 185 и 190 годов, и с отводных межевых книг столника Ивана Алфимова и с отказных книг казанских дворян Григорья Соковнина и Ивана Хохлова им властем з братьею (с. 238) даны списки, за дьячьею приписью и за справою, для ведома вам писцом, вместо их подлинных грамот и крепостей. А о беглых их крестьянех и о зажилых денгах и об отвозных подводах и о всем, как о том писано в сей нашей великих государей грамоте выше сего, учинили по нашему великих государей указу и по Соборному Уложенью и по новоуказным статьям и по наказу, каков вам дан наказ из Приказу Казанского Дворца за дьячьею приписью. А прочет сю нашу великих государей грамоту и списав с нее список, велели у себя оставить, а подлинную сю нашу великих государей грамоту, справясь с списком, отдали б есте на Вятку в Успенской в Трифонов манастырь, архимандриту Александру, келарю старцу Илие Семакину з братьею, впредь для нынешняго им владенья и вечнаго ради подкрепления и для наших воевод и приказных людей, и чтоб о том нам великим государем от них властей з братьею впредь челобитья не было, безволокитно и без Московского, их властелинского з братьею челобитья. |
| | | Писан на Москве, лета 7195 сентября в 27 день. |
| | | Диак Федор Елфимьев. |
| | | Справил Васка Ардабьев. |
| | | |
| | | 1. ↑ Из рецензии С. А. Шумакова: "Затем из „грамот коллегии экономии" Московскаго архива министерства юстиции издатель взял из хлыновских тридцать (с. 191) один акт (№№ издания 1-8, 12-14, 17-19, 23, 25-28, 34, 43, 44, 47, 56, 60, 61, 64, 65, 73, 74), из казанских один (№ 89, при чем однако издатель забыл упомянуть, что архивный номер этого акта № 6579) и из монастырских описей по Хлынову тоже один акт (№ 90)." - Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. Часть XIV. 1908 г. Март. Стр. 188-196. |
| [-] | 228 — 238 | ТВУАК. 1906 г. Вып. 1-6. Отд. 2 | |