291-0515 | — | 23.11.1686 | — | От великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, и Великия государыни благоверные царевны и... |
| | | |
— | 23.11.1686 | — | От великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, и Великия государыни благоверные царевны и Великия княжны Софии Алексеевны (с. 239) всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, на Уржум, писцом столнику нашему Михаилу Матвеевичу Поздееву да подьячему Ивану Андреянову. Били челом нам Великим государем с Вятки Хлынова города Успения Пресвятыя Богородицы чюдотворца Трифонова манастыря архимандрит Александр, келарь старец Илья Семакин, з братьею: в прошлом де во 194 году били челом вам великим государем на них, того манастыря властей, напрасно и во всем ложно, и подали челобитную на Уржуме вам, писцом нашим, Уржумского уезда разных волостей Черемиса, сотники и десятники и все рядовые волости Сабы, сотник Федка Кинябаев со всеми своими товарыщи, бутто де они власти завладели всякими угодьями и сенными покосы их черемискими; а они де власти и их манастырския крестьяне владеют своими манастырскими вотчинными землями, и сенными покосы, и рыбными ловлями и Всякими угодьями, в Вятцком уезде, а не в Уржумском; а почему им властем те их вотчины в Вятцком уезде крепки, и от них обо всем, против их Черемиского ложного челобитья, у них властей под челобитьем их подклеена и подана сказка, за рукою келаря старца Ильи Семакин, с подлинных наших великих государей жалованных владелных грамот и с тех крепостных троих книг, кои в скаске писаны имянно на лицо, для ведома сего их челобитья; и нам и великим государем пожаловати б их властей з братьею, велеть против их з братьею челобитья и скаски, розводных и межевых отводных книг столника Ивана Алфимова, тем Уржумским Черемисам, для их нынешняго ложного челобитья, во всем отказать, потому что те их Вятцкия манастырския вотчинныя земли в Вятцком уезде, а не в Уржумском, и сенные покосы и рыбныя ловли и всякия угодья от Казанских и от Уржумских уездов от русских и от их Черемиских земель и от всяких угодей отмежеваны (с. 240) и отгранены, по отводу и межеванью столника Ивана Алфимова; а у тех де книг их черемиския знамена многия приложены, и ныне с тех межевых отводных и от казанских отказных книг, с подлинного приказного отпуску, что даны ис Приказу Казанского Дворца, за дьячьею приписью и за справою, и посланы, наперед сея нашея великих государей грамоты, с нашею ж великих государей межевою отводною грамотою, к вам, писцам, на Уржум для ведома, и о том бы о всем велети, против их челобитья сего и прошенья и скаски, дать нашу великих государей прочетную грамоту на Уржум к вам, писцом, чтоб им властем з братьею, от них черемис от напраснаго челобитья, вызгоне и в напрасной бы обиде и во всяких убытках впредь не быть. А в скаске Хлынова города Успения Пречистыя Богородицы чудотворца Трифонова манастыря келаря старца Илии Семакина, какову скаску подал он в Приказе Казанского Дворца, под челобитною написано: крепки де им в манастырь те их манастырские вотчинные земли и сенные покосы и всякия угодьи по прежним грамотам, по Вятцким писцовым книгам писцов Афанасья Толочанова да подъячего Андрея Иевлева 137 году, и по иным многим грамотам и дачам их манастырские вотчины того Вятцкого Хлынова города Успения Пресвятые Богородицы чюдотворца Трифонова манастыря архимандриту Александру, келарю старцу Илие, казначею старцу иеродиакону Иакову з братьею, в Вятском уезде, в Березовском стану, за Кырмыжем, от перваго Кырмыжского сосноваго болота, и по Кырмыжу речке до вершины, и сверх речек Ошети и Пили по обе стороны вниз до речки Суны, а по Суне до речки Вои, да по речке Лудяне от Ошланки речки до верховины от бору по обе стороны; по грамоте отца нашего великих государей, блаженныя памяти великаго государя, за приписью дьяка Андрея Немирова, против (с. 241) тех писцовых книг из Новгородцкого Приказу 189 году; по тем выше писанным отводным межевым описным книгам столника Ивана Алфимова, по розыску Вятцкого и Казанского и Уржумского уездов, и по скаске старожилов русских всяких чинов людей, и вотяков и бусурман и черемисы, всех две тысячи восем сот четыре человека. А Казанской уезд с Вятским уездом сшелся на спорной земле: от Казани едучи, за селом Лудяною от востоку по правую сторону черным лесом идет речка Черная и впала в речку Лудяну, и по Лудяне вверх до усть речек Сардана и Удери и до заворотного мысу, а с мысу на луг по ключ до вершины на вершину ж речки Ноли, и по Ноли вниз до Вои реки, и по Вое вверх до речки Ошлани, по правую сторону земля Черемиская Казанского уезду, а по левую сторону Вятцкого уезду; а промеж Черной речки и Удери против черемиской деревни с левую сторону в Лудяну речку впала речка Юнук, и по Юнуку до вершины и поперег на речку Болшую Ситму и по Ситме до вершины и на вершину речки Ивкины, по правую сторону земля Вятцкого уезду Успенского Трифонова манастыря, а по левую сторону земля Казанского уезду; а речка Суна и речка Кирчан и речка Курчум и речка Опан, что устьями впали в реку Вою, в той же округе, в Вятском уезде, в манастырской земле, и по тем межам грани учинены... На те отводные книги столника Ивана Алфимова 177 году грамота 177 ж году, против того ж грамота ис Казани 178 году, две грамоты 185 году, да отводные книги казанцев Григорья Соковнина да Ивана Хохлова 178 и 185 годов, и на тех на всех выше писанных грамотах наше великих государей именование подписано, что быть обо всем так, как в наших государских жалованных владелных правых грамотах и в крепостных их вышеписанных (с. 242) книгах, быть без нарушения во всем, а с тех наших великих государей грамот все отпуски, крепостные их владелные отводные и межевые подлинные книги на Москве в Приказе Казанского Дворца и в Новгородцком Приказе, и в Успенской Трифонов манастырь таковы ж даны с подлинных наших великих государей грамот. А в Приказе Казанского Дворца, в отводных и в межевых и отказных книгах столника Ивана Алфимова 176 году, за его рукою, написано: в прошлом во 176 году, по указу отца нашего великих государей, блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Алексея Михаиловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, и по грамоте ис Приказу Казанского Дворца, столник Иван Алфимов, по челобитью с Вятки Хлынова города Успения Пречистыя Богородицы Трифонова манастыря архимандрита Сергия з братьею, на спорную землю и сенные покосы ездил и досматривал, и по досмотру землю, которую по писцовым Вятцким книгам и по крепостным Вятцкого Успенского Трифонова манастыря, они власти з братьею владели, а дана им в Вятцком уезде, и которыя крестьяне на той земле и с угодьи поселены, а Вятцкому манастырю крепки, отписал к Вятцкому манастырю по прежнему, по писцовым книгам и по всяким крепостям; а которая земля Казанского уезду, а Вятцкому манастырю та земля некрепка, и в дачах у них нет, и тою землю отписал попрежнему х Казани; а буде которая земля, хотя и Казанского уезду, а Вятцкому манастырю по дачам или по каким крепостям объявится крепка, и тою землю потому ж отписал к Вятцкому манастырю; а в которой земле не розведено Казанскому и Вятцкому уезду меж, а обыскные люди сказывали, Казанские Казанского уезду, а Вятцкие Вятцкого, уезду, и столник Иван Алфимов, собрав Казанского и Вятцкого уездов старожилов русских (с. 243) людей розных городов и уездов, и иноверцов розных волостей, и про ту землю их роспрашивал и розыскивал, где Казанской уезд с Вятцким уездом и Вятцкий уезд с Казанским уездом сшелся, и по той их скаске и по своему сыску тою землю розмежевал с ними и на межах учинил ямы и грани и всякие признаки, чтоб та межа и впредь меж Казанского и Вятцкого уездов была знатна и ведома; а что по досмотру и старожилцовым скаскам по спорной земли и на ней сел и деревень и починков и крестьян в Успенской монастырь отписано, и то в книгах писано по статьям: отписано и отмежевано к Вятцкому Успенскому Трифонову манастырю в Вятцком уезде, в Березовском стану, что было на оброке за Вятчаны за Епифанком Федяниным да за Игнашком Буториным да за Васкою Буториным, за Кырмыжем дикое раменье, от первого Кырмыжского соснового болота да вверх по Кырмыжу, по обе стороны речки Кырмыжа до вершины, и сверх речек Ошети и Пили, по обе стороны, вниз до речки до Суны, а по Суне вниз до устья Сунского, до речки Вои, да по речке Кирчану с устья до вершины, да по речке Лудяне от Ошлань речки до вершины, от бору, по обе стороны тех речек; и по скаскам тех старожилов сторонних многих людей, Вятцкому уезду с Казанским уездом межа учинена, а по скаскам тех жо старожилцов и сторонних людей руских и тех иноверцов черемис, Казанской уезд с Вятцким уездом сшелся: от Казани едучи, за селом Лудяною, поперег Вятцкой дороги, от востоку по правую сторону черным лесом идет речка Черная, а пала та Черная речка в речку Лудяну, а по той Черной речке до речки Лудяны и вверх по речке Лудяне до устья речки Сардана, и по речке Сардану вверх до устья речки Удери и вверх по речке Удери (с. 244) поперег Вятцкие ж дороги и до заворотного мысу, и с той речки Удери против того заворотного мысу на лог по ключу до вершины, и с вершины того ключа на вершину ж речки Малые Ноли, и по той речке Малой Ноли на низ до устья, до реки Вои, и вверх по речке Вое до устья Ошлани, по правую сторону земля Черемиская Казанского уезду, и на той земле меж Черной речки и Удери стоит деревня Черемиская Казанского ж уезду пуста, черемисы в ней нихто не живет, а против той деревни за речкою Лудяною с левую сторону впала в речку Лудяну ж речка Юнук, и с устья той речки Юнука, где она впала в речку Лудяну, вверх по речке Лудяне на устье речки Сардани, и с устья речки Сардани вверх по речке Сардани на устье речки Удери, и с устья речки Удери вверх по речке Удери до заворотного мысу, да с речки ж Удери против заворотного ж мысу по логу вверх по ключу до вершины, а с вершины того ключа на вершину речки Малые Ноли, и по той речке Малые Ноли до устья, до реки Вои, и с устья речке Малой Ноли вверх по Вое реке до устья речки Ошлани, по левую сторону, да с устья ж речки Юнука поперег на речку Болшую Ситму, и по той речке Ситме до вершины, а с вершины той речки Ситмы на вершину ж речки Ивкины, по правую сторону, земля Вятцкого уезду Успенского Трифонова манастыря властей з братьею; а на левой стороне речки Юнука и Болшой Ситмы и с вершины Ивкины речки земля Казанского уезду; а от Черной речки село Лудяна, и вниз по речке Лудяне селидба ясашных крестьян Казанского ж уезду, а речка Суна и речка Кирчан и речка Курчум и Опан, что устьями впали в реку Вою, в той же округе, в Вятцком уезде, в манастырской земле... Да межа спорной земле в Березовском стану: за Кырмыжем, (с. 245) от первого от Кырмыжского от соснового болота и вверх по речке по Кырмыжу до верховины, по обе стороны, земля, по писцовым книгам и поступным крепостям Епифанка Федянина с товарыщи, Вятцкого Успенского манастыря; деревни и починки на той земле ставили крестьяне по манастырским даным, и в тех деревнях и починках крестьяне поселились Вятцкого уезду за Успенским манастырем, и оброк и всякие подати те крестьяне платят в Успенской же манастырь; а взялося то первое сосновое болото повыше Кырмыжского устья речки с одну версту, и пошло то болото вверх по речке по Кырмыжу до деревни Половы, да вверх же по речке Быстрице до речки Лебетки, от речки от Лебетки, от болота подле речки Быстрицы, сверх ж по речку Чернушку, и вверх по Быстрице едучи по правую сторону по речку Чернушку землею владеют Вятцкого Успенского манастыря крестьяне, а в которые на той земле деревни и починки крестьяне селились, и те крестьяне имали на ту землю даные ж из манастыря у архимандрита з братьею; а по левую сторону Быстрицы реки земля и крестьяне Хлыновского Николского собору. И на ту их вотчинную старинную землю манастырскую жалованную и на всякие угодья и на крестьян крепости, которые писаны в скаске келаря старца Илии Семакина, наши великих государей жалованные грамоты и отводные и межевые книги столника Ивана Алфимова, за его и сторонних людей старожилцов за руками, в Приказе Казанского Дворца, и по тому межеванью и по чертежу столника Ивана Алфимова 176 году, по вышеписанным тем межам и граням, по урочищам тех речек снизу и по вершинам, с левую сторону земля и с угодьи, Казанской и Уржумской уезд, отмежевал в особь, а с правую сторону земля и сенные покосы и рыбные ловли и со всякими угодьи отмежевано и розведено, Вятцкой уезд, в особь (с. 246) же статьею, на их Вятцкой стороне; а крепки те манастырские вотчины и с угодьи по Вятцким писцовым книгам 137 году, и по отводным описным межевым книгам и по розводному чертежу столника Ивана Алфимова 177 году, и по Казанским отказным двоим книгам Казанских дворян Григорья Соковнина и Приказные Полаты подъячего Федора Немирова 178 году, да Ивана Хохлова и Приказные Полаты подъячего Ивана Попова 185 году, и по переписным 186 году, и по их манастырским старинным крепостям и по жалованным грамотам. - И как к вам ся наша великих государей грамота придет, и вы б, против челобитья Вятцкого Хлынова города Успения Пречистыя Богородицы Трифонова манастыря властей, архимандрита и келаря з братьею, Уржумского уезду с Черемисою наш, великих государей указ учинили, по нашему великих государей указу и по наказу в правду, против вышеписанных розводных граней и межей и по всем тем урочищам, что против отводных и межевых книг столника Ивана Алфимова 176 году, за те грани и за межи и в те Вятцкие в манастырские вышеписанные вотчины, в земли и в сенные покосы и в рыбные ловли, в бортные и в лешебные и во всякие лесные угодья, ныне вступатца тем Уржумским Черемисам и впредь не велели, для того что, по межеванью Ивана Алфимова, Вятской уезд с Казанским и Уржумским уездом розмежеван, им властем велено владеть в Вятском уезде, а им Черемисам от их манастырской жалованной вотчинной старинной земли и от всяких угодей во все отказано, и с тех их с манастырских крепостных книг ис Приказу Казанского Дворца даны, за дьячею приписью и за справою, им властем з братьею списки и посланы те списки, с нашею великих государей с межевою и отводной грамотою, на Уржум к вам, писцом, для ведома их манастырской (с. 247) старинной жалованной Уржумской вотчинной земли и угодей, ради отводу и межеванья нынешняго 195 году. А прочет сю нашу великих государей грамоту и списав с нее список, оставили у себя; а подлинную сю нашу великих государей грамоту отдали б есте на Вятку Хлыновского Успенского Трифонова манастыря властем, архимандриту Александру и келарю старцу Илье Семакину, з братьею. Писан на Москве, лета 7195 ноября в 23 день. |
| | | Дьяк Федор Ефимьев. |
| | | Справил Васка Ардабьев. |
| | | |
| | | 1. ↑ Из рецензии С. А. Шумакова: "Затем из „грамот коллегии экономии" Московскаго архива министерства юстиции издатель взял из хлыновских тридцать (с. 191) один акт (№№ издания 1-8, 12-14, 17-19, 23, 25-28, 34, 43, 44, 47, 56, 60, 61, 64, 65, 73, 74), из казанских один (№ 89, при чем однако издатель забыл упомянуть, что архивный номер этого акта № 6579) и из монастырских описей по Хлынову тоже один акт (№ 90)." - Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. Часть XIV. 1908 г. Март. Стр. 188-196. |
| [-] | 238 — 247 | ТВУАК. 1906 г. Вып. 1-6. Отд. 2 | |