291-0521 | — | 25.03.1687 | — | От великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, и великие государыни благоверные царевны и... |
| | | |
— | 25.03.1687 | — | От великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, и великие государыни благоверные царевны и великие княжны Софии Алексеевны, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, Хлынова города в Вятцкой уезд, в вотчину Успения Пресвятыя Богородицы чюдотворца Трифонова манастыря, в деревню Вострую Веретею з деревнями и с починки, что промеж Чепоцкого и Буею речками, что преж сего та вотчина была Уржумского уезду, всем крестьяном. Били челом нам великим государем богомолцы наши с Вятки Хлынова города Успения Пресвятыя Богородицы чюдотворца Трифонова манастыря архимандрит Александр, келарь старец Илия Семакин, з братьею: в нынешнем де во 195 году, по нашему великих государей указу и по межевой отводной грамоте из Приказу Казанского Дворца, а (с. 248) по их челобитью, отвели и отмежевали им, архимандриту и келарю з братьею, в манастырь по прежнему во владенье Уржумской писец столник Михаило Поздеев да подъячей Иван Андреянов, по старым нашим жалованным грамотам и по дачам 103, и по отказным книгам Меншика Мишакова 104, и по дозорным книгам Истомы Хвостова 114, и по даче 123 году, и по жалованным же нашим грамотам 135 и 190 годов, и по нынешним писцовым своим валовым отводным и межевым книгам, и по владелной их писцовой выписи, со крестьяны, по прежнему во владенье из Уржумского уезду в Вятской уезд, к их манастырским Вятским вотчинам в Березовской стан, по их старинным урочищам, что подле Вятку реку, промеж Чепоцкою и Буею речами, по обе стороны вверх, а Буею речкою вверх же на Ошки, на ключ, а с ключа Буею речкою до речки Сардана, а по Сардану речке до верховины ж, а с верховины речки Сардану на верховину ж речки Сиковки, да вниз по Сиковке речке до деревни Таловки, а из деревни Таловки на верховину ж Чепочки речки, и вниз по Чепочке до Вятки реки, в тех урочищах, и в Вятке реке с рыбною ловлею, промеж теми урочищи и Чепоцкою и Буею речками, с вешними и с осенними заливы с рыбною ж ловлею, и с озерки и с источки и с Буею речкою с рыбными ж ловли, и с сенными покосы и со всеми угодьи, что дана та вотчина на прокормление братьи тое обители первосоздателю архимандриту преподобному отцу Трифону чюдотворцу Вятскому самому. И тот писец те свои отводные писцовые межевые книги в Приказ Казанского Дворца подал, а таковы ж писцовые отводные книги и владелную писцовую выпись он писец и подъячей, за своими руками, им архимандриту и келарю з братьею, на тое их манастырскую старинную жалованную вотчину и на крестьян, дали, да таковы ж третьие (с. 249) свои писцовые межевые книги отослали они с отпискою на Вятку к воеводе в Приказную избу, для збору наших великих государей всяких доходов и для ведома во всяких делах, тое их вотчину и крестьян ведать на Вятке, в Вятцком уезде, в Березовском стану, с их манастырскими вотчинами, по тем писцовым межевым отводным книгам и по писцовой владелной выписи. А с тех писцовых межевых отводных книг столника Михаила Поздеева да подъячего Ивана Андреянова им, архимандриту и келарю з братьею, на тое их манастырскую старинную жалованную домовую вотчину нашие великих государей жалованные послушные владелные грамоты не дано, и нашие ж великих государей грамоты о ведомости тое их вотчины на Вятку к воеводе, а на Уржум нашие ж великих государей грамоты, чтоб на Уржум тое их вотчины и крестьян во всяких делах и всякими податми и поборами и издельями не ведать, и посылщиков с Уржума, в Вятцкой уезд в их вотчины не посылать, не послано; и нам великим государем пожаловал б их, архимандрита Александра и келаря старца Илию з братьею, велеть с тех писцовых межевых отводных книг и с писцовой владелной выписи дать им из Приказу Казанского Дворца на тое их манастырскую старинную домовую жалованную вотчину, и на крестьян и на все угодья, нашу великих государей жалованную послушную владелную грамоту, впредь для владения и вечного ради подкрепления ото всяких людей, и велети б тое их вотчину судом и росправою во всяких делах и в наших великих государей доходех ведать на Вятке воеводам, а на Уржуме воеводам и приказным людем тое их Вятского уезду вотчин и крестьян, что подле Вятку реку промеж Чепочкою и Буею речками по обеим сторонам со всеми урочищи, ведать не велеть, и о том на (с. 250) Вятку и на Уржум дать им наши великих государей грамоты. А в Приказе Казанского Дворца, в Уржумских писцовых книгах столника Михаила Поздеева да подьячего Ивана Андреянова нынешняго 195 году написано: Кукарские дороги о спорной земле, которая земля и угодья Уржумского уезду Кукарские дороги волости Рынь у Черемис, у десятника у Тингибайка Пибарисова с товарыщи, в споре Казанского уезду Алатские дороги села Лебяжья со крестьяны, с старостою с Миткою Ерофеевым с товарыщи, в прошлом 194 году июля в 20 день к нам великим государем к Москве в Приказ Казанского Дворца, с Уржумским посадским человеком с Ваской Урванцовым, писано и розыски присланы, и в прошлом же во 194 году о той спорной земле напредь сего к нам великим государем в Приказ Казанского Дворца писано ж, и в перечневых книгах, каковы поданы в прошлых во 193 и во 194 годех в Приказе Казанского Дворца, о той спорной земле написано подлинно; а той всей Кукарской дороге воловой перечень, оприч дву вышеписанных мотаков, написан дворам и пашне и сену и лесу и всяким угодьям подлинно в перечневых книгах, каковы поданы в Приказ Казанского Дворца в прошлом во 194 году, а в нынешнем во 195 году из того перечня дворов и во дворех людей и пашни и сена и лесу и всяких градей убыло, потому что из той Кукарские дороги в нынешнем во 195 году ноября в 11 день, по нашему великих государей указу и по жалованной нашей грамоте, из Уржумского уезду промеж Чепочкою и Буею речками отказано в Вятской уезд, по старинным жалованным нашим грамотам 103 году, к Успенскому Трифонову манастырю, архимандриту Александру з братьею, вечно во владенье, что были ясачные деревни и починки: деревня Вострая Веретея, деревня Варзанка, деревня Тойтойбековских Атарищ, Сосновская (с. 251) Веретея тож, деревня Тойтобечкина, деревня Тойтойбековских Атарищ, Естюнина тож, деревня Тойбековских Атарищ, Межуполная Веретея тож, деревня Тойбековских Атарищ, Чокин починок тож, деревня Кирюхин починок, да починок Грызухин, деревня Володимерова, деревня Пестова, деревня Бровцына, Кокуй тож, всего 12 деревень и починков, крестьянских 83 двора, людей в них 309 человек; к тем ко всем деревням и починкам пашни паханые добрые земли 631 четь с полполутретником в поле, а в дву потому ж, да лесом поросло под пашню годных мест 319 десятин, сенных покосов 7 десятин с третью, да волости Вичмори деревни Новой, Путюн тож, отказано ж 14 дворов крестьянских без земли, всего во всех деревнях отказано из Уржумского уезду в Вятской уезд, к тому Успенскому Трифонову манастырю, 97 дворов; а что тех вышеписанных деревень и починков крестьяне на Уржуме в нашу великих государей казну всяких денежных и хлебных доходов платили, по нашему великих государей указу и по грамоте из Приказу Казанского Дворца, с тех крестьян те платежные всякие поборы снять; да из тое ж Кукарские дороги отказано в Вятской уезд, к тому ж Успенскому Трифонову манастырю, поместная земля казанца Андрея Апрелева, пустошь что был починок Куземки Черезова, а к тому починку пашни и перелогу 16 четей в поле, а в дву потому ж, да лесом поросло под пашню годных мест 75 десятин с третью, да лесу ж и болотных мест под пашню негодных 23 десятины с полудесятиною, дворцового села Архангелского з деревнями крестьян сенных покосов, Пашки Сунцова с товарыщи, по нагорной стороне, что подле Вятки реки на Чепочкиных лугах, 46 десятин с третью, сенных же покосов подле Вятку реку, по нагорной же стороне, на Чепочкиных же лугах, что были за Уржумским (с. 252) Спаским Чепочкиным манастырем, 10 десятин, сенных же покосов подле Вятку ж реку, на Чепочкиных же лугах, что были за Уржумским за сыном боярским за Васильем Мачихиным, 5 десятин, сенных же покосов подле Вятку реку, на Чепочкиных же лугах, что было за сыном боярским за Иваном Мачихиным, 6 десятин, да оброчных сенных покосов, от Кильязя горы едучи, по Бую реке по правую сторону до Буйского устья 20 десятин, что были на оброке на крестьянех деревни Пестовы, у Ганка Петрова с товарыщи, да оброчных же сенных покосов подле Вятку реку, по нагорной стороне, на Чепочкиных же лугах, дворцового села Архангелского з деревнями крестьян 3 десятины, всего отказано из Уржумского уезду из Кукарской дороги в Вятской уезд, в Березовской стан, к Вятскому Хлыновскому Успенскому Трифонову манастырю, помещиковых и Уржумского Чепоцкого манастыря и дворцовых крестьян земли 16 четей в поле, а в дву потому ж, сенных покосов 90 десятин с третью, да лесом поросло под пашню годных и негодных мест 98 десятин без полутрети десятины. И по нашему великих государей указу велено Хлынова города Успения Пресвятыя Богородицы чудотворца Трифонова манастыря архимандриту Александру, келарю старцу Илие Семакину з братьею, на тое их вотчину и на крестьян и на рыбные ловли, что в Вятке реке и в Буе речке, с вешними и с осенними заливы, и на все угодья, что промеж Чепочкою и Буею речками, с угодьи, кои в сей грамоте писаны выше сего, дать нашу великих государей жалованную послушную владелную грамоту, впредь им для владенья и вечного ради подкрепления. И вы б, все крестьяне деревни Вострые Веретеи з деревнями и с починки, что промеж Чепочкою и Буею речками, которые деревни и починки и селища и займища в сей грамоте писаны (с. 253) выше сего, которые крестьяне в тех деревнях и в починках ныне живут и впредь жити учнут, Хлынова города Успения Пресвятыя Богородицы чюдотворца Трифонова манастыря властей, архимандрита Александра и келаря старца Илии Семакина, или хто по них впредь будут власти, и братьи слушали, пашню на них пахали, и сено косили, и изделья всякия на них делали, и доходы им властем всякие платили. Писан на Москве, лета 7195 году марта в 25 день. |
| | | Диак Григорей Протопопов. |
| | | Справил Данилка Воинов. |
| | | |
| [-] | 247 — 253 | ТВУАК. 1906 г. Вып. 1-6. Отд. 2 | |