291-0559 | — | 08.10.1690 | — | От великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя Белыя Росии самодержцев,... |
| | | |
— | 08.10.1690 | — | От великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя Белыя Росии самодержцев, на Уржум столнику нашему и воеводе Якову Ивановичу Ларионову. В приказе Казанского Дворца, в отводных книгах казанца Михайла Писемского да Приказные Полаты подьячего Володимера Степанова 189 году февраля в 15 день написано: в Казани в Приказной Полате в записной книге грамотам 104 году написано: сентября во 18 день привез грамоту с Вятки Хлынова города игумен Трифон, а велено ему дать к манастырю Успения Пресвятыя Богородицы, для постригания и на укрепление вере всяким тамошним людем, у Вяцкого устья реки Камы, верх по реке по Вятке 60 верст, речка Вошторма, да по Вятке ж реке вверх от реки от Воштормы промеж речки Чепочки да промеж другие речки Буи и промеж тех речек поляны на пашню. А в грамоте 103 году в Казань к боярину и воеводам ко князю Ивану Михаиловичу Воротынскому с товарыщи написано: били челом прадеду нашему 1), блаженные памяти великому государю царю и великому князю Феодору Ивановичу всеа Росии, Вятского Успенского манастыря игумен Трифон, которые де земли Казанского уезду подошли к манастырской земле, что им дано на рыбные ловли, речки и озерка и полянки, и им де мочно на манастырской обиход хлеб пахать и сено косить и рыба ловить, и теми рыбными ловлями (с. 272) и сенными покосы и пашнею без грамот владеть не смеют, а в Казанском уезде от Вятского устья от реки от Камы вверх по реке по Вятке 60 верст речка Вошторма, пониже речки полянки, рыбная ловля на пять верст до устья тое ж речки Воштормы, рыбная ловля вверх на 10 верст от Казанки речки, да по Вятке ж реке вверх 100 верст от речки от Воштормы, промеж речки Чепочки да промеж речки Буи, на 10 верст, да заводь Бафнутьевская, заводь Чернеевская, и около тех речек и озерок, по обе стороны, гари и полянки лежат впусте, и чтоб те пустые рыбные ловли в речках и в озерках, и к тем рыбным ловлям полянки, где мочно пашня пахать и сено косить на манастырское строенье и чем будучи питатца, дать ему Трифану в манастырь. И по той грамоте ис Казани посылан сын боярской Меншик Мишаков да подьячей Родя Мелентьев, а велено им про те рыбные ловли и про пашню всякими людми сыскать накрепко; а в сыску Менщика Мишакова да подьячего Роди Мелентьева написано: от Вятского устья, от Камы реки вверх по Вятке реке 60 верст речка Вошторма, а против речки Воштормы на Полянской стороне на Вятке реке луг, а на нем ставитца по смете 100 копен, а которые полянки, что за 10 верст от речки от Воштормы вверх по Вятке реке, пашни и перелогу 30 десятин в поле, а в дву потому ж, да зарослей и дубров пашенных в длину на 2 версты, а поперег на версту, да сенных покосов вверх по Вятке ж реке на 500 копен, да заводь Бафнутьевская, заводь Чернеевская, и около тех озерок гари, по Меншикову дозору и сторонних людей по скаске, лежат впусте. И те рыбные ловли и полянки боярин князь Иван Михайлович Воротынской с товарыщи дали Хлынова города игумену Трифону з братьею, и игумен Трифон з братьею на том месте, что им дано на Вятке (с. 273) реке по нижнею сторону Воштормы речки, поставил манастырь, и теми вышеписанными местами, где им дано, владеют по даче 103 году и по грамоте за печатью царства Казанского, какова им дана во 104 году, и по книгам Меншика Мишакова 104, и по книгам Истомы Хвостова 114, и по грамоте 123 и 135, и по выписи и по чертежу казанца Михайла Кошкодамова 186 году, и по казанской владелной выписи 188, и по отводу Михайла Писемского да подьячего Володимера Степанова 189 годов. А межа Вятского Успенского Трифанова манастыря села Рожественского, Полян, пашенной земле и сенным покосом и черному лесу и зарослям, с нижние их манастырские старинные поверстные межи, против грамоты 123 года, по прежним урочищам, в Михайловых отводных книгах Писемского написано. А по подлинной грамоте подписано: лета 7135 генваря в 23 день дед наш, блаженные памяти великий государь царь и великий князь Михайло Феодорович всеа Росии, и отец ево государев, блаженные памяти великой государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Росии, грамоты слушали, а выслушав пожаловали архимандрита Иону з братьею, велели им грамоту подписать на свое государское имя и подписав указали отдать ему архимандриту з братьею, впредь для спору вотчинных земель и всяких крепостей, а во всем указали ходити по тому, как в новой жалованной грамоте 135 году за приписью дьяка Семена Бредихина написано. Да на той же грамоте подписано: 184 году июля в 19 день брат наш, блаженные памяти великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич, пожаловал с Вятки Хлынова города Успения Пресвятые Богородицы Трифонова манастыря архимандрита Иоиля, келаря старца Илью Семакина, з братьею, или хто по них в том манастыре иные власти будут, велел тое жалованную грамоту подписать на свое (с. 274) великого государя именование, и жалованые грамоты рудити у них не велел никому ни в чем, и велел у них быти и владеть во всем по тому, как в жалованной грамоте написано. И во 190 году, по указу брата нашего, блаженные памяти великого государя, Хлынова города Трифонова манастыря властем архимандриту Александру з братьею на тое их на манастырскую Вятскую домовую жалованную старинную вотчину, на Вятские Поляны, и с угодьи, что в Казанском и Уржумском уездех, дана им правая владелная жалованная грамота; а во 191 году июля в 9 день, по нашему великих государей указу, по челобитью тово ж Трифонова манастыря властей, архимандрита Александра з братьею, ваши великих государей жалованные грамоты на их манастырскую старинную жалованную вотчину, что на Вятке реке в Казанском и Уржумском уездех, на Рожественской их домовой манастырь, что словут Вятские Поляны, подписаны на наше великих государей именование. А в Уржумских в писцовых книгах Михаила Поздеева да подьячего Ивана Андреянова 195 году написано: по нашему великих государей указу и по жалованной грамоте, из Уржумского уезду, промеж Чепочкою и Буею речками, отказано в Вятской уезд, по старинным жалованным грамотам 103 году, к Успенскому Трифонову манастырю архимандриту Александру з братьею вечно во владенье, что были ясашные деревни и починки: деревня Веретея, деревня Варзанка, деревня Тобековских Фторищ, Сосновая Веретея тож, деревня Тойбечкина, деревня Тобековских Фторищ, Естюнина тож, деревня Тобековских Фторищ, Межуполная Веретея тож, деревня Тобековских Фторищ, Чакин починок тож, деревня Кирюхин починок, починок Грызухин, деревня Володимерова, деревня Пестова, деревня Бровцына, Какуй тож, в них крестьянских 83 двора, людей в них З09 человек, пашни паханые (с. 275) добрые земли 631 четь с полутретником в поле, а в дву потому ж, да лесом поросло под пашню годных мест 319 десятин, сенных покосов 7 десятин с третью, да волости Вичьмори в деревне Новой, Путюнги тож, отказано им 14 дворов крестьянских без земли; всего во всех деревнях отказано из Уржумского уезду в Вяцкой уезд к тому Успенскому Трифонову манастырю 97 дворов. А что тех вышеписанных деревень и починков крестьяне на Уржуме в нашу великих государей казну всяких денежных и хлебных доходов платили, и по нашему великих государей указу, с тех крестьян те платежные всякие поборы сняты. Да дворцового села Архангелского з деревнями сенных покосов по нагорной стороне, что подле Вятки реки на Чепочкинных лузех, 40 десятин с третью, да оброчных сенных покосов подле Вятки реки, по нагорной стороне на Чепочкиных лузях, села Архангелского з деревнями крестьянских 3 десятины. Всего отказано из Уржумского уезду к Успенскому манастырю помещиковых и Уржумского Чепоцкого манастыря и дворцовых крестьян земли 16 четьи в поле, а в дву потому ж, сенных покосов 90 десятин с третью, да лесом поросло под пашню годных и негодных мест 98 десятин без полудесятины. И в прошлом во 196 году бил челом нам великим государем Уржумского уезду Спаского Чепоцкого манастыря игумен Макарий з братьею: в прошлом де во 194 году писцовых и межевых дел столник Михайло Поздеев да подьячей Перфилей Ксенифонтов манастырскую их вотчину писали и межевали и грани поклали, против их манастырских крепостей и отводных и межевых книг, по прежним межам и граням 132 году отмежевали и отказали за их Спаской Чепоцкой манастырь, и с тех крепостей и отводных книг списки к писцовому делу взяли; а в прошлом во 195 году он (с. 276) же столник Михайло Поздеев да подьячей Иван Андреянов из той их манастырской вотчины, из округи, и из старинных межей и граней отписали вновь за Вяцкой манастырь 6 деревень и со крестьяны, и в прошлом во 195 году, по челобитью Вятского Успенского манастыря архимандрита Александра з братьею, дана им на манастырскую вотчину и на крестьян наша великих государей грамота из приказу Казанского Дворца вечно во владенье, и нам великим государем пожаловати б их велети из старых крепостей выписать наш великих государей (указ), учинить по крепостям. - А Вятского, манастыря архимандрит Александр з братьею нам великим государем бил же челом: в прошлом во 103 году, по указу прадеда нашего великих государей, блаженные памяти великого государя царя и великого князя Феодора Ивановича, всеа Росии самодержца, по челобитью началостроителя нашего великих государей богомолий, той святой обители игумена Трифона чюдотворца, дана к той обители в Уржумском уезде, что преж сего была в Казанском уезде, вотчинная земля промеж Чепочкою и Буею речками на 10 верст, по урочищам, где годитца под пашню и под сенные покосы, и с рыбными ловлями и бобровыми гоны и со всякими угодьи, на прокормление ему чюдотворцу з братьею, в вечное владенье. И по даче 103 году, и по грамоте за печатью царства Казанского 104 году, и по книгам Меншика Мишакова 104 году, и по книгам Истомы Хвостова 114 году, и по грамотам 123 и 135 годов, и по выписи и по чертежу Михайла Кошкодамова 186 году, и по Казанской владелной выписи 188 году, и по отводу Михайла Писемского да подьячего Володимера Степанова 189 году, та вотчинная их манастырская земля по урочищам имянно написана во владенье к Успенскому Трифонову манастырю, и о даче и о владенье той их манастырской стариной земли во 135 году, по указу деда нашего великих (с. 277) государей, и во 184 году, по указу брата нашего, та жалованная грамота на их великих государей именование подписана, что той грамоты никому ни в чем не рудити, а велено быть и владеть им властем, как в той жалованной грамоте написано. И во 190 году, по указу брата нашего, блаженные памяти великого государя, справясь с прежними жалованными грамотами и крепостми, дана в Успенской Трифонов манастырь на ту жалованную старинную вотчинную их манастырскую землю и на сенные покосы правая владелная жалованная грамота, за вислою красною печатью; и в прошлом во 195 году, по нашему великих государей указу и по грамоте из Приказу Казанского Дворца, против их челобитья, писцы столник Михайло Поздеев да подьячей Иван Андреянов, ту их манастырскую старинную вотчинную землю, что была в Уржумском уезде промеж Чепочкою и Буею речками, отмежевали, и которые их на той манастырской земли крестьяне жили, им в манастырь в писцовые свои книги написали, и выпись они писцы за своими руками им в Успенской манастырь дали, и с тех писцовых книг дана им властем наша великих государей владелная послушная грамота на тое вотчину и на крестьян. И нам великим государем пожаловати б их властей, не велети тому их ложному челобитью поверить и тех деревень им отдавать, потому что те деревни в их манастырских урочищах и тех деревень крестьяне сказалися писцом, что они Вятского манастыря крестьяне, а не Чепоцкого, и велети б теми деревнями и крестьяны, по нашему великих государей указу и по жалованным грамотам и по старинным их крепостям, владеть им. А в жалованной грамоте, какову положил в Приказе Казанского Дворца Вятского Успенского Трифонова манастыря стряпчей Иван Сергеев во 198 году, написано: в прошлом во 190 году февраля в 9 (с. 278) день, по указу брата нашего, блаженные памяти великого государя и великого князя Феодора Алексеевича, и по челобитью с Вятки Хлынова города Успения Пресвятые Богородицы Трифонова манастыря властей, архимандрита Александра, келаря старца Ильи Семакина, з братьею, дана им жалованная грамота с прежних старинных жалованных грамот и з дачь 103 году, и с отводных межевых книг Меншика Мишакова 104 году, и з дозорных книг Истомы Хвостова 114 году, с отводных книг Михайла Писемского да подьячего Володимера Степанова 189 году, на старинную их домовую манастырскую Вяцкую вотчину, Казанского уезду, над Вяткою рекою, Рожественского их манастыря на Вятские их Поляны; а Чепочка река и Буя, что впала в Вятку реку в Уржумском уезде, и промеж теми речками Чепочкою и Буею, да и по обоим сторонам тех речек, мерных на 10 верст, и с усть тех речек Чепочки и Буи, от Вятки реки вверх, по ключ по Ошки, и з диким лесом и землею, и теми всеми местами и всякими угодьи в Буе речке, с устья и вверх, и озерками и источками и з заливы, со всякими угодьи, в сей нашей великих государей жалованной правой владелной грамоте писано, ныне и впредь владеть им вечно и не подвижно. И в прошлом во 198 году били челом нам великим государем Вятского Успенского манастыря архимандрит Александр з братьею: в прошлом во 197 году, по нашему великих государей указу, а по челобитью стряпчего их, дан поверстной срок, что положит крепости против челобитья Уржумского уезда Спаского Чепоцкого манастыря игумена Макария, да дворцовых крестьян Ивашки Лямина с товарыщи, бутто они власти завладели их земли и сенными покосы и всякими угодьи; и против их челобитья и поручной записи они власти в Приказ Казанского Дворца крепости на срок положили; а Чепоцкого манастыря игумен (с. 279) и Ивашко Лямин с товарыщи, не дождався нашего великих государей указу и вершенья того дела, били челом нам великим государем, чтоб про ту их вотчину розыскать, и против де того их челобитья послана к тебе наша великих государей грамота об розыску той их вотчины, а от Уржумских де жителей и от приказных властей чинятся им властем напатки и разоренья болшие; и нам великим государем пожаловати б их властей, не велети тому игумнову и Ивашки Лямина ложному челобитью поверить, и Уржумскими жители и градскими людми, за нападками, до подлиннаго нашего великих государей указу и до вершенья того дела, розыскивать, потому что ныне взяты у них в Приказ Казанского Дворца з жалованной грамоты к подлиному делу списки, и в том велети б дать им нашу великих государей грамоту. И в нынешнем во 199 году сентября в 10 день, по нашему великих государей указу и по приговору боярина нашего князя Бориса Алексеевича Голицына с товарыщи, Вятского Хлынова города Успенского Трифонова манастыря архимандриту з братьею землями и сенными покосы и рыбными ловлями и всякими угодьи велено владеть по прежним старым блаженные памяти великих государей жалованым грамотам, и по даче 103 году, и по отводным межевым книгам Меншика Мищакова 104 году, и по дозорным книгам Истомы Хвостова 114 году, и по отводным книгам Михаила Писемского да подьячего Володимера Степанова 189 году, и по жалованной грамоте 190 году, и по отводу писцов и по книгам столника Михаила Поздеева да подьячего Ивана Андреянова 195 году и по их даной; а Уржумского уезду дворцовым крестьяном и Чепоцкого манастыря игумену з братьею от тех земель и сенных покосов и всяких угодей, в которые они вступались и у того Вятского Успенского манастыря взять из ево дачь хотели, отказать, для того что те земли и сенные покосы (с. 280) и рыбные ловли объявились истари в дачах и в межах и урочищах Вятскому Успенскому Трифонову манастырю; а владеть им дворцовым крестьяном и Чепоцкому манастырю, кроме того, что велено владеть Успенскому Трифоному манастырю, своими землями и угодьи, не вступаться не в свое и не называя чюжого своим. А тот наш великих государей указ за пометою думного нашего дьяка Прокопья Богдановича Возницына. И как к тебе ся наша великих государей грамота придет, и ты б о том учинил по сему нашему великих государей указу и по приговору боярина нашего князя Бориса Алексеевича Голицына с товарыщи; а прочет сю нашу великих государей грамоту и списав с нее список, велел оставить в Приказной Избе, а подлинную нашу великих государей грамоту отдал того манастыря стряпчему. А на Вятку к столнику нашему и воеводе ко князю Михайлу Хилкову и к дьяку наша великих государей грамота послана такова ж 2). Писан на Москве лета 7199 октября в 8 день. |
| | | Диак Ермил Никитин. |
| | | Справил Сенка Коптеев. |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | 1. ↑ Из рецензии С. А. Шумакова: "Затем из „грамот коллегии экономии" Московскаго архива министерства юстиции издатель взял из хлыновских тридцать (с. 191) один акт (№№ издания 1-8, 12-14, 17-19, 23, 25-28, 34, 43, 44, 47, 56, 60, 61, 64, 65, 73, 74), из казанских один (№ 89, при чем однако издатель забыл упомянуть, что архивный номер этого акта № 6579) и из монастырских описей по Хлынову тоже один акт (№ 90)." - Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. Часть XIV. 1908 г. Март. Стр. 188-196. |
| [-] | 271 — 280 | ТВУАК. 1906 г. Вып. 1-6. Отд. 2 | |