291-0578 | — | 30.12.1691 | — | От великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии... |
| | | |
— | 30.12.1691 | — | От великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцев, в Царево-Кошкаск столнику нашему и воеводе Михайлу Сергеевичю Трусову. В Приказе Казанского Дворца в отводных книгах казанца Михайла Писемского да Приказные Палаты подьячего Володимера Степанова 189 году февраля в 15 день написано: в Казанской в Приказной Палате в записной книге грамотам 104 году написано: сентября в 18 день привез (с. 284) грамоту с Вятки Хлынова города игумен Трифон, а велено ему дати к манастырю Успения Пресвятыя Богородицы, для постригания и на укрепление вере всяким тамошним людем, у Вяцкого устья, у реки Камы, вверх по реке по Вятке 60 верст речка Вошторма, да по Вятке ж реке вверх от реки Воштормы, промеж речки Чепочки да промеж другие речки Буя, да промеж тех речек поляны, на пашню. А в грамоте в Казань 103 году в боярину и воеводам, ко князю Ивану Михайловичу Воротынскому с товарыщи написано: били челом прадеду нашему, блаженные памяти великому государю царю и великому Князю Федору Ивановичю всеа Росии, Вяцкого Успенского манастыря игумен Трифон: которые де земли Казанского уезду подошли к Манастырской земле, что им дано на рыбные ловли, речки и озерка и полянки, и где мочно на манастырской обиход хлеб пахать и сено косить и рыба ловить, и теми рыбными ловли и сенными покосы и пашнею без грамоты владеть не смеют; а в Казанском де уезде от Вяцкого устья от реки Камы вверх по реке по Вятке 60 верст речка Вошторма, пониже речки полянки, рыбная ловля на 5 верст до устья тое ж речки Воштормы, рыбная ловля вверх на 10 верст от Казанки речки, да по Вятке ж реке вверх 100 верст, да заводь Пафнутьевская, заводь Чернеевская, и около тех речек и озер по обе стороны гари и полянки лежат впусте, и что б те пустые рыбные ловли в речках и в озерках, и где к тем рыбным ловлям полянки, где мочно пашня пахать и сено косить на манастырское строенье и чем будучи питатца, Дать ему Трифону в манастырь. И по той грамоте ис Казани посылан сын боярской Меншик Мишаков да подьячей Родя Мелентьев, а велено им про те рыбные ловли и про пашню всякими людми сыскать нокрепко; а в сыску Меншика Мишакова да подьячего Роди Мелентьева (с. 285) написано: от Вяцкого устья, от Камы реки вверх по Вятке реке 60 верст речка Вошторма, а против речки Воштормы на Полянской стороне на Вятке реке луг, а на нем ставитца 100 копен, а которые полянки, что за 10 верст от речки от Воштормы вверх по Вятке реке, пашни и перелогу 30 десятин в поле, а в дву потому ж, да зарослей и дубров пашенных в длину на 2 версты, а поперег на версту, да сенных покосов вверх по Вятке реке на 500 копен, да заводь Пафнутьевская, заводь Чернеевская, и около тех озерок, по Меншикову дозору и сторонних людей по скаске, лежат впусте; и те рыбные ловли и полянки боярин князь Иван Михаилович Воротынской с товарыщи дали Хлынова города игумену Трифону з братьею, и игумен Трифон з братьею на том месте, что им дано на Вятке реке, по нижнюю сторону Воштормы речки, поставил манастырь, и теми вышеписанными местами, где им дано, владеют по даче 103 году и по грамоте за печатью царства Казанского, какова им дана во 104 году, и по книгам Меншика Мишакова 104 году, и по книгам Истомы Хвостова 114, и по грамоте 123 и 135, и по описи и по чертежу казанца Михаила Кашкадомова 186 году, и по казанской владелной выписи 188, и по отводу Михайла Писемского да подьячего Володимера Степанова 189 году. - Да в тех же Михайловых книгах Писемского написано: лета 7135 генваря в 23 день дед наш, блаженные памяти великий государь царь и великий князь Михайло Федорович всеа Росии и отец ево государев, блаженные памяти великий государь святейши патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Росии, грамоты слушали, а выслушав пожаловали архимандрита Иону з братьею, велели им грамоту подписать на свое государское имя, и подписав указали отдать ему архимандриту з братьею, впредь для спору вотчинных земель и всяких угодей, а о всем указали ходити по тому, как в новой жалованной грамоте 135 (с. 286) году, за приписью дьяка Семена Бредихина, написано. Да на той же грамоте подписано 184 году июля в 19 день: брат наш, блаженные памяти великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич, всеа Росии самодержец, пожаловал с Вятки Хлынова города Успения Пресвятыя Богородицы Трифонова манастыря архимандрита Иоиля, келаря старца Илью Семакина з братьею, или хто по них в том манастыре иные власти будут, велел тое жалованную грамоту подписать на свое великого государя именование и жалованные грамоты рудити у них не велел никому ни в чем, и велел у них быти и владети во всем по тому, как в жалованной грамоте написано. И во 190 году, по указу брата нашего, блаженные памяти великого государя, Хлынова города Трифонова манастыря властем архимандриту Александру з братьею, на тое их манастырскую Вяцкую домовую жалованную старинную вотчину, на Вяцкие Поляны, и с угодьи, что в Казанском и Уржумском уездех, дана им правая владелная жалованная грамота. И во 191 году июля в 9 день, по нашему великих государей указу, по челобитью тово ж Трифонова манастыря властей, архимандрита Александра з братьею, наши великих государей жалованные грамоты на их манастырскую старинную вотчину, что над Вяткою рекою в Казанском и Уржумском уездех, на Рожественской их домовой манастырь, что словут Вяцкие Поляны, подписаны на наше великих государей именование. - Да в прошлом во 152 году генваря в 25 день писал к деду нашему, блаженные памяти к великому государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичю всеа Росии, ис Казани столник и воевода князь Михайло Пронской с товарыщи и прислал сыскное дело и из того дела перечневую выписку, а в выписке написано: в прошлом во 134 году продал Уржумскому подьячему Бажену Васильеву Уржумской новокрещен Ивашко Данилов (с. 287) луг свой, сенной покос на Чепочкиных лугах, на 150 копен, да в другом месте на том же лугу Чепочкине, вверх по Вятке реке, на 50 копен, да в третьем месте луг, сенной же покос, вверх по Вятке ж реке, на острову против Аркуля, на 205 копен, а взял он Ивашко у него Бажена за те сенные покосы 5 рублев. Да во 134 году продал ему Бажену новокрещен Антонко Мусачев луг свой вотчинной возле Вятку реку, а взял за тот луг 3 рубли денег, а на сколко копен, того не написано. Да тот же новокрещен во 140 году продал ему Бажену деревню свою в Уржумском уезде, на речке на Пенбе пашенную землю, свой пай, и с меленкою мутовкою, а взял он за ту деревню, и за пахотную землю, и с сенными покосы и с меленкою и со всякими угодьи и с лесом, 20 рублев. Да во 140 году продал ему Бажену Уржумской служилой новокрещен волости Вичмори, деревни Сарды, Васка Микитин, в Уржумском уезде в Сардинской волости, пахотную землю и сенные покосы и з дворовыми хоромы, а взял он 2 рублев. Да во 141 году продал ему Бажену Уржумской посацкой человек Данило Лухавцов деревню свою за Пенбою речкою, с пахотною землею и сенными покосы, а Данилко купил тою землю у черемисина волости Вичмори у Паберки Косяшева, да другую землю, что заложил у него Данилка тое ж волости новокрещен Исачко Маматиков, да купленую землю да сенные покосы, которою землею новокрещен Исачко Маматиков купил у новокрещена тое ж Вичмори волости деревни Шурки у Бориски Чегодеева, а взял он Данилко за ту свою деревню денег 10 рублев, а сколко четьи в тех деревнях пашенные земли, того не написано. Да во 142 году продал ему Бажену Алфим Шарстов сенные покосы в Уржумском уезде, на Чепочкиных лугах, на 300 копен, которые купил он Алфимко у новокрещенов (с. 288) у Лучки Чегодеева 1) да у Доронки Тоузарова, а, взял он у него Бажена за те свои сенные покосы 3 рубли. Да во 149 году черемиса деревни Мазары Ямашко Челасев с товарыщи, двенадцать человек, дали тому подячему Бажену Толмачеву на себя запись в том, что есть за ними в той, же деревне старинная их оброчная земля, сверх ясашные земли, да в вершине Чевал 2) речки кругом сенные покосы, словет та пустошь Вяцкие 3) селища, а кругом тех сенных покосов черной лес, а оброку они с тое земли платили по 20 алтын, а им де с той земли оброк платить невозможно, и они де тое землю и сенные покосы отдали на оброк на 15 лет ему Бажену, а оброку с той земли платить ему Бажену по 20 алтын на год. Да за ним же Баженом на оброке пахатная земля и сенные покосы возле Буи речки, что была та земля на оброке за новокрещеном за Федкою Мурисыным, а оброку он Бажен с тое земли и с сенных покосов платил по 2 рубли на год, а сколко четей тое земли и сенных покосов, того не написано. И во 152 году февраля в 1 день боярин князь Никита Иванович Одоевской с товарыщи, слушав из сыскного дела перечневой выписки, приговорили: те все земли и сенные покосы у того Уржумского подьячего у Бажена Толмачева взять и отписать, потому что те земли и сенные покосы преж того были черемиские, а покупал он Бажен те черемиские земли у новокрещенов у Данилка Лухова, у Алфима Шарапова, без указу; а до указу блаженные памяти великого государя, на Уржуме и во всех городех ясачных и вотчинных земель и бортных угодьев и всяких угодей в закладные записи писати и в заклад имать, также и скупать, не велено; а тот подьячей (с. 289) Бажен Толмачев, будучи на Уржуме в подьячих, покупал черемиские земли у многих новокрещен собою, а которые оброчные земли он же Бажен взял у Черемисы деревни Мазар у Ялашка Чаласова с товарыщи, у 12 человек, на урочные на 12 лет из оброку, те земли потому ж приговорили отписать и роздать те земли и сенные покосы новокрещеном и Черемисе, за кем они были наперед сего, и ясак и оброк на те земли и сенные покосы велели положить, примерясь к иным таким землям и сенным покосам, по росмотру, посколку будет положить доведется. - Да в Приказе ж Казанского Дворца в списке с отводных книг отводу Бажена Васильева прошлого 158 году июля в 24 день написано: отведено дворцовым крестьяном деревни Буй Васке Резвому с товарыщи в Уржумском уезде от Оторищ, что под горою у лугов у Варзана речки, по правую сторону дорошки идучи от горы, луг, сенной покос, владеет Уржумского Чепоцкого манастыря строитель старец Самсон з братьею, а по смете тово покосу на сто копен; а по левую сторону дорошки сенной покос к Варзану речке на сто копен, владеет Бажен Васильев, и тот покос отказан крестьяном деревни Буй Васке Резвому с товарыщи; подле того покосу за Варзаном речкою покос черемисина деревни Буй Побечка Тогилдина, по смете на сто копен, а подле того покосу покос, что владел Бажен Васильев, подле гор, а кругом черной лес, на 200 копен, и тот покос отказан крестьянину Сардинского починка Тренке Савильеву; от того покосу, по дороге за леском от дубника к озеру, подле озера вверх до сухих пней дубовых, на сто копен, черемисина деревни Пиль Тобачка Тогилдина; а от того покосу вверх подле озера и до лесу Уржумца сына боярского Максима Мачихина, на 120 копен, а владеет он Максим теми сенными покосы по купчей отца своего (с. 290) Микиты Мачихина, и те покосы отказаны крестьяном Буйской деревни Васке Резвому с товарыщи, а владел тем покосом Бажен Васильев; да от лесу, которой лес от Максимова покосу вверх по Вятке реке, на 6 копен, отказано крестьяном Буйской деревни Васке Резвому с товарыщи, а владел тем покосом Бажен Васильев; да от того покосу вверх по Вятке реке, что косил Иван Мачихин, на 150 копен, отказано крестьяном Буйской деревни Васке Резвому с товарыщи, а владел тем покосом Бажен Васильев; да за дубником под горами подле озера на 60 копен отказано крестьяном Буйской деревни Васке Резвому; да от Максимова ж покосу Мачихина подле Вятки ж реки, от нижнего конца вниз подле Вятки реки до вражку, на 70 копен, а от оврашка до дуба, на 30 копен, а от дубу до сухова дубка, от реки впрямь промеж лесу и болота, на 60 копен, и те все сенные покосы отказаны деревни Буйской крестьяном Васке Резвому с товарыщи; а вниз подле Вятки реки от тово сухова дубка покос на сто копен новокрещена Павликовской Казимеров, а косит манастырской крестьянин Ларка Шишкин, по закладной записи тово новокрещена Павлика Казимерова; а подле тово покос против купчие Максима Мачихина на 40 копен, а косит тот покос Иван Мачихин, а почему он владеет, тово не ведомо; да подле тех покосов наниз подле Вятки реки на 250 копен владеет строитель старец Самсон з братьею, а сказал он строитель, что те покосы приложил в манастырь старец Кирило Мачихин, а по мере тех сенных покосов 8 десятин, а старец Кирило Мачихин сказал, что те покосы у него куплены у новокрещена у Бориски Чебодеева во 137 году, и купчая у него в книги писана, а та де купчая у нево утерялась; а от тех сенных покосовь прямо к горам к озеру подле (с. 291) Вятки реки, наниз и до устья истоку Чепоцкого, под горами за озером сенные покосы владенья Бажена Васильева; и с нижнева конца луги, от устья Чепоцкого истоку вверх подле Вятки реки и подле озера до болшова дуба, на дубу грань, да от того дуба через дуб от Вятки реки прямо к озеру, на 480 копен, да за озерком под горами подле озера, на 120 копен, и те покосы на 600 копен отказаны деревни Пенбы крестьяном Тимошке Щелчкову с товарыщи; а от тех покосов подле Вятки реки, прямо через долину к горам и до озера, на сто копен, отказано Сардинского починка крестьянину Тренке Филимонову; а от тое межи вверх подле Вятки реки и долиною подле озера и до манастырских покосов, на 350 копен, отказано крестьяном Васке Резвому с товарыщи; да на Уржумском острову с нижнева конца сенные покосы до березы, что выше крепи, которая крепит озерки, на 350 копен, а та береза стоит близко озера, а от березы прямо к реке Вятке на дуб, а на дубу грань, а дуб стоит на берегу блиско Вятки реки, а через озеро и заостровище Вятки реки на Ивановские Оторища Ропчинина, и те покосы отказаны крестьяном деревни Буйской Васке Резвому с товарыщи да деревни Пенбы Тимошке Щелчкову с товарыщи, починка Сардинского Тренке Филимонову, а они крестьяне излюбя те сенные покосы меж себя разделят полюбовно. А те книги за приписью подьячего Суровцова Осипа 162 году. И писцы Иван Траханиотов да Иван Сытин да дьяк Грязной Акишев дали выпись дворцовым крестьяном деревни Буй Мишке Татаринову, деревни Пенбы Афонке Шелкову, деревни Сарды Тренке Филимонову с товарыщи, на те сенные покосы, что они разделили меж себя полюбовно, и против Аркулского истоку островом владеть трех деревень крестьяном, а оброку с того острова на Уржуме платить по полтине на год со 163 году безпереводно, и в том оброке по них взята порушная запись. - Да в грамоте отца нашего, блаженные памяти великого (с. 292) государя царя и великого князя Алексея Михаиловича, всеа Росии самодержца, 177 году, какову подал к делу Уржумского уезду дворцовой крестьянин Ивашко Лямин, а в той грамоте написано: во 177 году августа в 2 день били челом отцу нашему, блаженные памяти великому государю, игумен Геласий з братьею: в прошлом во 177 году били челом ложно Вяцкой беглец Бориско Черезов, и наговоря их манастырских крестьян Ларку да Стенку Малковых с товарыщи о их манастырской земле, бутто та земля манастырю не крепка, и против де их ложнова челобитья привозили они в Казань на ту свою манастырскую землю жалованную грамоту и про ту землю сыскные книги 130 году, что сыскивал Иван Дедюлин, и отводные книги 132 году, что отводил Казарин Немцев с товарыщи, и сверх де жалованные грамоты и сыскных и отводных книг посылан в сыск, по их ложному челобитью, казанец Никита Глядков про ту их манастырскую землю сыскивать, и межи и грани досмотрить и на чертеж начертить, и по нашему великих государей указу и по сыску велено им тою манастырскою землею и крестьяны владеть по прежнему. А в списке книг Ивана Дедюлина 130 году написано: ездил он Иван и подьячей и толмач в Уржумской уезд к Вятке реке, выше Уржумского устья, на Чепочкины горы: от Вятки реки от стрелецких лугов к Сик речке горы, а на горах черной лес, а под горою луги, дубник с сторону, да от тех лугов за Сик речкою поляна, а кругом тое поляны черной лес, а по смете тое поляны чисти и лесу версты на две, а о от той поляны по Сик речке вверх по правую сторону до Сик вершины, по смете тое Сик поляны чистова места четей на 5, а от тое поляны до Варзанки речки, а подле Варзанки речки к Вятке реке по правую сторону и до сухова, врага, что ниже Тойзаровых атар 4), а против (с. 293) врага рыбная ловля, Чепочкино озеро, из тово озера исток в Вятку реку, а оброчат то озеро новокрещены и Черемиса погодно, а от тово врага на низ подле Вятки реки по Чепочкины горы до стрелецких лугов, а по смете тех Чепочкиных гор чернова лесу и с полянки в длину вверх версты на 2, а под горами Вятка река, а рыбных ловель в том месте нет, лежат впусте. И на Уржуме в городе и на посаде про ту землю сыскивали всяких чинов людми, какая та земля и хто тою землею наперед сего владел, или та земля лежит впусте и никто не владеет, и мочно ль тут быть манастырю; и Уржумского города всяких чинов люди 170 человек в сыску сказали: посторонь Чепочкиных гор луга, дубник, преж сего тот луг косили стрелцы, а ныне владеет теми лугами, дубняком; новокрещен Емелка Келдыбеков да Исачко Мамадыков, отдают в казну оброк, а полянкою за Сиком речкою владеют стрелцы Пашка Детков з братьею, а взяли они ту полянку на лготные годы, а Сик поле, что вверх по Сик речке, пахал Федка Пушкарь тому лет с 15, а после того лежит впусте, и не владеет нихто, а на том месте на Чепочкиных горах манастырю быть мочно, а Черемиских деревень блиско тое постоши нет, сыскать не кем. Августа в 20 день в Казанских поместных дачах прошлого 130 году, при боярине и воеводах при князе Борисе Михаиловиче Лыкове с товарыщи: апреля в 15 день дана грамота Уржумского города старцу Нифонту, а велено ему в Уржумском уезде на Чепочкиных горах воздвигнуть храм и устроить манастырь, а к тому манастырю велено ему владеть, что владели без дачи Уржумские новокрещены Исачко Маматиков да Емелка Келдибеков, да полянкою, что за Сиком речкою владел без дачи ж Пашка Детков з братьею. А в списке с подлинных межевых книг 132 году Казарина Немцова, (с. 294) за рукою Уржумского воеводы Андрея Апрелева, написано: приехал он в новую пустыню на Чепочкины горы, в манастырь к боголепному Преображению, землю отмежевал и грани велел покласти от манастыря вверх и наниз, а по смете Чепочкиных гор от манастыря до Варзан речки верст на 7, а поперег от города версты на 4 и болши; а в тех межах чистой земли и заросли и мягких перелогов, а в город едучи за новокрещенскою деревнею полянка, оторища, а по смете тое полянки чети на 2, а с тое полянки Дюкова полянка у Сика речки, а по смете тое полянки четей на 6, да от Дюковы полянки вверх по Сику речке по правую сторону два пол(ь)ка, а по смете на тех пол(ь)ках, той земли четей на 7, да от тех польков по правую ж сторону Сик речки, что у Сухова врага, поля, по смете чистой земли и перелогу и зарослей и дубров четей на 15, а досталная земля в тех межах раменные места, черные леса, а сенные покосы в дубнике подле Вятки реки, копен на 300. И деревни Малковы крестьяне Стенка Князев с товарыщи, выслушав списка с межевых книг Казарина Немцова, сказали: деревня де Малкова и деревня Крюкова и деревня Дюкова стоят в том ободу по тем межевым книгам. И во 176 году, по приговору столника и воеводы князя Юрья Петровича Трубецкого да околничего Никиты Михаиловича Боборыкина с товарыщи, тех деревень и починков крестьяном велено быть в крестьянстве Уржумского уезда за Спаским Чепоцким манастырем по прежнему, будет деревня по межевым книгам Казарина Немцова в тех урочищах. Да во 177 году, по челобитью Спаского Чепоцкого манастыря игумена Исаия з братьею и по помете на деле дьяка Юрья Блюдова, велено ис Казани послать дворянина и про их манастырскую вотчинную землю сыскати болшим повалным обыском, и меж и граней досмотрить и на чертеже начертить, и для сыску и чертежу тоя земли посылан ис Казани (с. 295) Казанец Микита Глядков, а в сыску Микиты Глядкова Руских всяких чинов людей 202 человека сказали: тех деревень и починков крестьяне поселились на черном лесу и черной лес рощищали сами, а тот де лес манастырской, против отделных книг Казарина Немцова в их Манастырском ободу, а не ясашные, и писцы тое землю и со крестьяны писали за тем же манастырем, а Ондрей Апрелев отводил тое землю к манастырю по тем же межам и граням, которые написаны в книгах Казарина Немцова. А в дозорных и описных книгах казанца Микиты Глядкова 177 году Уржумского уезду Спаского Чепоцкого манастыря вотчинной их земле, по дозору и по описи ево Микитиной, всего по смете Чепочкиных гор от манастыря до Варзанки речки, вверх подле Вятки реки, будет верст на 7, а поперег к городу версты на 4 и болши, и по ево Никифорову досмотру и по описи и по скаске всяких чинов градских людей, межи и грани, которые написаны в ево Микитиных книгах Глядкова, против отделных книг Казарина Немцова 132 году сошлися, и деревня Малкова, деревня Крюкова, починок Чепаевы Ключища, деревня Заполская, что над Сиком речкою, деревня Колыбаева, деревня Толова, деревня Попова, деревня Новокрещенская, деревня Дюкова Полянка стоят в тех межах и в гранях, а не за межами Казарина Немцова. Да в Приказе ж Казанского Дворца в Уржумских переписных книгах столника Любима Кравкова да подьячего Луки Фролова 186 году написано: Спаского Преображенского Чепоцкого манастыря в вотчине, на реке на Вятке, у манастыря в слободе и в деревнях и в починках 91 двор крестьянских, 30 дворов бобылских, обоего крестьянских и бобылских 121 двор. - А по Уржумским писцовым книгам столника Михайла Поздеева да подьячего Перфилья Ксенифонтова 193 и 194 году написано: Спаского (с. 296) Чепоцкого манастыря на Вятке реке, на нагорной стороне, в слободке церковных причетников 7 дворов, да двор конюшей, крестьянских 17 дворов, бобылских 19 дворов 3 двора вдовьих пустых; крестьянских и бобылских 41 двор: в деревне Чепаеве на речке Чепочке крестьянских 2 двора, пустых крестьянских 7 дворов; в деревне Крюкове, Оторища тож, на речке Чепочке крестьянских 7 дворов, пустых крестьянских 3 двора; в деревне Малкове на ключе крестьянских 11 дворов, пустых крестьянских 3 двора, один двор вдовей; в деревне Оторище на речке Варзанке крестьянских 1 двор, двор пустой крестьянской; в деревне Новокрещенской на ключе крестьянской 1 двор да двор пустой; в деревне Поповке на речке Сику крестьянской 1 двор, в починке Малые Поповки крестьянской 1 двор; в деревне Дубровке на ключе крестьянских 3 двора, пустых два двора; в деревне Ломе на речке Сике крестьянских 3 двора, пустых 2 двора; в деревне Толове на речке Сике пустых крестьянских 4 двора; в деревне Еранове на Сике речке крестьянских 3 двора, пустых крестьянских 2 двора; деревне Сморкалове, Дюкова Поляна тож, крестьянских 3 двора, да двор вдовей, пустых 3 двора; всего в вышеписанной слободе и в деревнях церковных причетников 7 дворов, двор конюшей, крестьянских и бобылских 77 дворов, и в том числе 6 дворов вдовьих, да пустых крестьянских и бобылских 73 двора. - И во 195 году Уржумской писец Михайло Поздеев да подьячей Иван Андреянов из тех вышеписанных деревень деревню Крюкову, деревню Малкову, деревню Оторища, деревню Новокрещенскую, деревню Попову, починок Малые Поповки, всех шесть деревень, в них крестьянских и бобылских 23 двора, 8 дворов пустых крестьянских, которые деревни и в тех деревнях крестьян они ж Михайло да подьячей Перфилей (с. 297) Ксенифонтов во 193 и во 194 году написали за Спаским Чепоцким манастырем, из Уржумского уезду из за Спаского манастыря отписали в Вяцкой уезд к Успенскому Трифонову манастырю, потому что те крестьяне писцом сказали, что деды и отцы их и они Успенского Трифонова манастыря крестьяня; и за Спаским Чепоцким манастырем, по писцовым книгам 195 году, слобода да 7 деревень, в них 7 дворов церковных причетников, двор конюшей, крестянских и бобылских 56 дворов, пустых крестянских и бобылских 61 двор. - Да в тех же в Уржумских писцовых книгах написано: дворцового села Архангелского, Буй тож, и деревень сенные покосы, деревни Бенби, Антоново тож, деревни Сарды крестьян, что подле Вятки по нагорной стороне на Чепочкиных лугах, и в прошлом во 194 году сентября в 26 день того села Архангелского староста Пашка Сунцов, деревни Пенби, Антоново тож, староста Пронка Щелчков, деревни Сарды десятник Сенка Марков с товарыщи, на те сенные покосы подали выпись с отказных книг 158 году, за печатью воеводы Гарасима Пьянкова, да выпись же 162 году марта в 5 день писцов Ивана Траханиотова с товарыщи, и с той выписи взят у них список за рукою, а подлинная выпись, справя с списком, отдана им крестяном, а по мере тех сенных покосов 33 десятины с полудесятиною; того ж села Архангелского и деревень сенные покосы крестьян Пашки Сунцова с товарыщи, вверх по Вятке реке, по тем же выписям, а по мере тех сенных покосов 5 десятин с полудесятиною; того ж села Архангелского и деревень сенные покосы, вверх по Вятке реке, выше сенных покосов деревня Тайбечкины крестьян, а написаны те сенные покосы по тем ж выписям, а по мере тех сенных покосов 4 десятины с третью; того ж села Архангелского и деревень Пронки Щелчкова с товарыщи, (с. 298) по тем же выписям, вверх Вятки реки, за протоком от дуба, которой зделью, на низ по Вятке реке до конца того протоку сенные покосы, а по мере тех сенных покосов 3 десятины; по правую сторону к Вятке реке за протоком сенные покосы дворцовых крестьян Пашки Сунцова с товарыщи; а по левую сторону сенные покосы Ивана Мачехина, да из той их Кукарские дороги помещиковых земель, крестьянских дворов и во дворех людей, и Уржумского Чепоцкого манастыря и дворцовых крестьян и сенных покосов убыло, потому что во 195 году, по жалованной грамоте, из Уржумского уезду, промеж Чепоцкою и Буею речками, отказано в Вяцкой уезд к Успенскому манастырю архимандриту Александру з братьею вечно во владенье, что были ясашные деревни и починки: деревня Вострая Веретья, деревня Варзанка, деревня Тойбековских Оторищ, Сосновая Веретея тож, деревня Тойбечкина, деревня Тойбековских Оторищ, Естюнино тож, деревня Тойбековских Оторищ, Межполная Веретея тож, деревня Тойбековских Оторищ, Чакин починок тож, деревня Кирюхин починок, починок Гризухин, деревня Володимерова, деревня Пестова, деревня Бровцына, Какуй тож, в них крестьянских 83 двора, людей в них 309 человек; к тем их всем деревням и починком пашни паханые добрые земли 631 четь с полутретником в поле, а в дву потому ж, да лесом поросло под пашню годных мест 319 десятин, сенных покосов 7 десятин с третью, да волости Вичмори в деревне Новой, Путюнги тож, отказано 14 дворов крестянских без земли; всего во всех деревнях отказано из Уржумского уезду в Вятцкой уезд к тому Успенскому Трифонову манастырю 97 дворов; а что тех вышеписанных деревень и починков крестьяне на Уржуме в нашу великих государей казну всяких денежных и хлебных доходов платили, (с. 299) и по нашему великих государей указу, с тех крестьян те платежные всякие поборы сняты; да дворцового ж села Архангелского з деревнями сенных покосов по нагорной стороне, что подле Вятки реки на Чепочкиных лугах, 46 десятин с третью, да оброчных сенных покосов подле Вятки реки, по нагорной стороне на Чепочкиных лугах, села Архангелского з деревнями крестьянских 3 десятины; всего отказано из Уржумского уезду из Кукарской дороги в Вятцкой уезд, в Березовской стан, к Успенскому манастырю помещиковых и Уржумского Чепоцкого манастыря и дворцовых крестьян земли 16 четей в поле, а в дву потому ж, сенных покосов 90 десятин о третью, да лесом поросло под пашню годных негодных мест 98 десятин без полудесятины. - И в прошлом во 195 году апреля в 4 день били челом нам великим государем Уржумского уезду дворцовые крестьяне Ивашко Лямин с товарыщи: в прошлых де годех поселены они в деревнях, которые деревни взяты из за подьячего из за Бажена Толмачева, и отписаны на нас великих государей, что та земля была черемиская, и на тое землю и на сенные покосы на Вятке реке, Чепоцкие луга, оброк положен, и писцовая выпись прошлого 162 году и с отводных книг и з грамоты списки есть, и в прошлом во 194 году писцовых и межевых дел столнику Михайлу Поздееву и подьячему Перфилью Ксенифонтову на межеванье подали, и они против тех крепостей те пахотные земли и сенные покосы межевали и по прежним крепостям с отводных книг и грамот и писцовой выписи отказали за ними по прежнему; а в прошлом де во 195 году ноября в 17 день те их сенные покосы он же столник Михайло Поздеев да подьячей Иван Андреянов, те ж их сенные покосы, отмежевал за Вятцкой Успенской манастырь, против их манастырскова ложнова челобитья архимандрита Александра и келаря старца Илии Семакина з (с. 300) братьею, в наши великих государей ясашные земли, а на тех ясашных землях поселились наши великих государей вечные тяглые крестьяне с Вятки, из черных сох и разных станов, а тех крестьян болши 100 дворов, отмежевал за их же манастырь, для своих великих взятков, через наш великих государей указ и через грамоту, потому что наш великих государей указ был, велено ево выслать к Москве, и на отводе сыскных людей не допрашивал, и спорных челобитен не принимал, и очных ставок не давал, а они де старцы нас великих государей оболгали в челобитье своем, те их дачи и крепости утаили, и нам великим государем пожаловати б их, велети, против прежнего нашего великих государей указу и грамоты и писцовой выписи и отводных книг, те сенные покосы отдать им, а про те ясашные земли и про крепости розыскать, и их ложному челобитью не велеть поверить, потому что отводу и отказу за их манастырь отнюдь не бывало. - И во 195 году июня в 13 день били челом нам великим государем с Вятки Хлынова города Успения Пресвятыя Богородицы Трифона чюдотворца Хлынова манастыря архимандрит Александр да келарь старец Илия Семакин з братьею: в прошлом де во 195 году апреля в 4 день били челом нам великим государем и подали челобитную Уржумского уезду наши великих государей дворцовые крестьяне Ивашко Лямин с товарыщи на них в Приказе Казанского Дворца о старинных их манастырских сенных покосах, что над Вяткою рекою промеж Чепоцкою и Буею речками, а в челобитье своем написали они, бутто те сенные покосы Уржумские писцы, столник Михайло Поздеев да подьячей Иван Андреянов, написали к ним в манастырь для взятков своих, а они де писцы тое их манастырскую домовую жалованную вотчину и со крестьяны и со всякими угодьи и с рыбными ловлями, что дана та вотчина той их обители первосоздателю (с. 301) архимандриту преподобному отцу Трифону самому, на прокормление братии, написали к ним по нашему великих государей указу и по грамоте из Приказу Казанского Дворца, по старым жалованным грамотам и по дачам 103 году, и по дозорным книгам Истомы Хвостова 114, и по грамоте 125 году и 135, а не изо взятков своих, и те свои писцовые межевые отводные книги они писцы в Приказ Казанского Дворца подали, да таковы ж писцовые свои книги отослали они, для ведома той их вотчины и крестьян, с отпиской своею, на Вятку к воеводе в Приказную избу, да таковы ж писцовые свои межевые книги и владелную писцовую выпись дали они писцы им в манастырь на тое их манастырскую старинную домовую вотчину, на крестьян и на сенные покосы и на рыбные ловли и на все угодьи, за своими руками, впредь для владенья; и по нашему великих государей указу, а по их челобитью дана им с тех писцовых межевых книг наша великих государей жалованная послушная владелная грамота из Приказу Казанского Дворца; а как тое их манастырскую старинную жалованную домовую вотчину они писцы к ним отмежевали и отвели, и от них де спору и челобитья нам великим государем о тех сенных покосах не было; а ныне де бьют челом нам великим государем - они ложно о тех сенных покосах и вступаютца напрасно, и нам великим государем пожаловати б их, не велеть такому их ложному челобитью поверить, и старинных жалованных грамот и нашего великих государей указу нарушить, и тех их сенных покосов у них отнимать и им отдавать, и велети б теми сенными покосы владеть им по прежним старинным и нынешней нашей великих государей жалованным грамотам, и по писцовым книгам и по прежним дачам, потому что те сенные покосы в их урочищахь, что промеж Чепочкою и Буею речками, а |
| | | (с. 302) не в их урочищах, и чтоб им от их ложнова челобитья в конец не розоритца и тех сенных покосов не отбыть, а им бы напрасно не завладеть. И в прошлом во 196 году февраля в 20 день, по нашему великих государей указу и по приговору боярина нашего князя Бориса Алексеевича Голицына с товарыщи, того Успенского Трифонова манастыря вотчинным землям и сенным покосом и всяким угодьям велено быть, по прежним нашим великих государей указам и по жалованным грамотам и по крепостям их, против дачь по прежнему, а за дворцовыми быть дворцовой земле, которая им в тягло дана, и о разводе тех их земель велено послать грамоту к писцом, которые в тот город посланы будут, велено розвесть по прежним крепостям и по жалованным грамотам, против дач по наказу; а до писцов в тех землях ссор и задоров чинить не велено, а велено владеть Успенскому манастырю манастырскими землями по прежним крепостям и по жалованным грамотам, а дворцовым крестьяном по дачам, как кто владел преж сего, и по тому нашему великим государей указу нашие великих государей грамоты к писцом не послано. - Да били челом нам великим государем Уржумского уезду дворцовые крестьяне Ивашко Лямин с товарыщи: подьячей де Василей Ардашев отдал многие наши великих государей ясашные земли и со крестьяны, 97 дворов крестьянских, да манастырские земли Чепоцкого манастыря, 6 деревень, и их Чепочкинские луги и сенные покосы Вятцкого Успенского Трифонова манастыря архимандриту Александру з братьею, и дал грамоту к писцу Михайлу Поздееву, а велено де ему писцу те наши великих государей ясашные земли и со крестьяны, и манастырские вотчинные земли и со крестьяны их, и их сенные покосы, Чепочкинские луга, отписать и отмежевать в Вяцкой Успенской Трифонов манастырь; (с. 303) а он де Василей тех отпусков, укрывая их подставное ложное челобитье, не кладет, и нам великим государем пожаловати б их, велеть, из того ево Васильева отпуску у писцоваго дела списков списать, каковы он грамоты им дал, и ево Василья роспросить, из каких он дачь и отпусков выписывал. И в прошлом во 197 году октября в 14 день подьячей Василей Ардабьев допрашиван, а в допросе сказал: в прошлом де во 195 году, по челобитью Вяцкого Трифонова манастыря, у него Василья выписка, что они били челом о старинной своей земле на Вятке реке, промеж речек Чепочкою и Буею, была, а в той де выписке выписано было из крепостей, каковы клал Трифонова манастыря келарь, и те крепости в Приказе Казанского Дворца, и на той выписке помета дьяка Ивана Кучецкого, велено тое их манастырскую землю отмежевать по крепостям и учинить по наказу, и по той помете грамота была не отпущена для зимняго времени, а писцам велено быть к Москве, и после той пометы во 195 году, по челобитью того Трифонова манастыря архимандрита Александра з братьею и по помете на той же выписке дьяка Федора Ефимьева, велено послать наша великих государей грамота по прежнему к писцу Михайлу Поздееву, а по той грамоте велено отмерять и отмежевать тое их манастырскую старинную землю по крепостям и по жалованным грамотам, и о всем против челобитья их манастырскова отмежеванье той земли и о крестьянех и о зажилых людех ему же писцу велено указ учинить, по нашему великих государей указу и по Соборному Уложенью и по новоуказным статьям, и по писцовому наказу; и после того отпуску во 195 году в генваре послан был он Василей с Москвы в Казань и в ыные понизовые городы для збору и посылки денежные казны ис Казани на Уфу, на дачю Уфимским ратным (с. 304) людем, которые были на нашей великих государей службе в Крымском походе, а без него де ящик з делами стоял в сундуке в задней полате за замком и за печатью, и как приехал ис посылки, и осмотрел: у сундука замок збит и в ящике дела все перебиты, и из того ящика многие дела выбраны, и того отпуску не сыскано ж; а дворцовых де крестьян, ясашных земель и сенных покосов из Уржумского уезду что б отмежевать в Вяцкой уезд, в той грамоте не написано; да к тому допросу он Василей руку приложил. - И в прошлом во 197 году 5) августа в 17 день, по нашему великих государей указу и по приговору боярина нашего князя Бориса Алексеевича Голицына с товарыщи, послана наша великих государей грамота на Уржум к столнику и воеводе к Якову Ларионову, велено ему против крепостей дворцовых крестьян про ясашную землю и про сенные покосы сыскать болшим повалным обыском, всяких чинов многими людми, и по сыску досмотреть те сенные покосы и ясашные земли, что ныне в споре у дворцовых крестьян с Вяцким манастырем, в одних ли урочищах или в розных местех, и в Казанском ли уезде или в Уржумском, и сколь далече манастырские сенные покосы от дворцовых сенных покосов и от ясашной земли, и в сколких верстах, и тем спорным сенным покосом за Вяцкой манастырь отказ был ли, и в котором году был, и по какому нашему великих государей указу те спорные сенные покосы и ясашные земли за их Вяцкой манастырь отказаны, и учинить тем спорным сенным покосом и ясашным землям чертеж и на чертеже подписать подлинно, да будет в сыску многие люди скажут и по досмотру и по чертежу объявятца, что манастырские сенные покосы от дворцовых сенных покосов и от ясашной земли в далних верстах и в розных местех, (с. 305) а не в одних урочищах, и теми сенными покосы велено владеть дворцовым крестьяном по прежнему по своим крепостям, по отводным книгам 158 году и по выписи 162 году, а Успенского манастыря властем владеть велено своими дачами по своим крепостям, где у них в крепостях написаны в Казанском уезде, а не в Уржумском, а о ясашных крестянех нынешним челобитчиком Вяцкого манастыря со властми и с ними ясашными крестьяны давать очные ставки, по каким крепостям те крестьяня в манастырь отписаны, и те очные ставки, для вершенья, и сыск и досмотр и чертеж прислать в Казанской Приказ. - И в прошлом во 198 году в ноябре послана наша великих государей грамота к нему ж Якову Ларионову: про те земли за недружбою розыскивать ему не велено. - Да во 195 и во 196 годех били челом нам великим государем Уржумского уезду Спаского Чепоцкого манастыря игумен Макарий з братьею: в прошлом де во 195 году писец Михайло Поздеев да подьячей Иван Андреянов из манастырской их вотчины, из округи, отписали за Вяцкой манастырь 5 де деревень и со крестьяны, через наш великих государей указ и грамоту, для своих взятков отмежевали их крепостных крестьян, а те де крестьяне крепки им по жалованной 6) грамоте; а ныне того Вяцкого Успенского манастыря келарь старец Илья Семакин емлет нашу великих государей грамоту в вечное владенье без подлинного розыску, а назвали де они старцы тех крестьян своими домовыми крестьяны, а они де вечные тяглые крестьяня; и нам великим государем, пожаловати б их, велети б тое их Вяцкого манастыря грамоту остановить, и ево старца и стряпчего допросить и на тех крестьян старинные крепости положить. - И во 197 году того Успенского Трифонова манастыря стряпчему Ивашку (с. 306) Сергееву велено в Приказе Казанского Дворца крепости положить. - И в прошлом во 198 году бил челом нам великим государем Вяцкого Успенского манастыря архимандрит Александр з братьею, чтоб з жалованные их грамоты взять к делу список, и по нашему великих государей указу, Вяцкого Успенского манастыря з жалованной грамоты 190 году взят список, а подлинная наша великих государей грамота отдана того манастыря стряпчему, и та наша великих государей жалованная грамота означена в сей нашей великих государей грамоте выше сего. - И во 198 году били челом нам великим государем Успенского Трифонова манастыря архимандрит Александр з братьею, чтоб нам великим государем пожаловати б их, велеть о той их старинной вотчинной земле и о сенных покосех и о всяких угодьях, что промеж Буею и Чепочкого речками, наш великих государей указ учинить, и в прошлом во 199 году сентября в 10 день, по нашему великих государей указу и по приговору боярина нашего князя Бориса Алексеевича Голицына с товарыщи, Вяцкого Хлынова города Успенского Трифонова манастыря архимандриту з братьею землями и сенными покосами и рыбными ловлями и всякими угодьи велено владеть по прежним старым блаженные памяти великих государей жалованным грамотам, и по даче 103 году, и отводным книгам Меншика Мишакова 104 году, и по дозорным книгам Истомы Хвостова 114 году, и по отводным книгам Михайла Писемского да подьячего Володимера Степанова 189 году, и по жалованной грамоте 190 году; и по отводу писцов, и по книгам их, столника Михайла Поздеева да подьячего Ивана Андреянова, 195 году, и по их данной; а Уржумского уезду дворцовым крестяном и Чепоцкого манастыря игумену з братьею от тех земель и сенных покосов и всяких угодей, в которые они вступались и у (с. 307) того Вяцкого Успенского манастыря взять из ево дачи хотели, отказать, для того что те земли и сенные покосы и рыбные ловли явились изстари в дачах и межах и в урочищах Вяцкому Успенскому Трифанову манастырю, а владеть им дворцовым крестьяном и Чепоцкому манастырю кроме тово, что велено владеть Успенскому Трифанову манастырю, своими землями и угодьи, не вступаяся не в свое и не называя чюжого своим; а тот наш великих государей указ за пометою думного нашего дьяка Прокофья Богдановича Возницына; и по тому нашему великих государей указу, Вяцкого Успенского Трифанова манастыря архимандриту Александру з братьею наша великих государей грамота с прочетом дана. - И в прошлом во 199 году марта в 7 день били челом нам великим государем Уржумского Спаского Чепоцкого манастыря игумен Макарий з братьею, чтоб нам великим государем пожаловати их старинными вотчинными землями и сенными покосы и рыбными ловлями со всякими угодьи, по прежним жалованным грамотам и по отводным межевым книгам 7) 193 и 194 годов, владеть им по прежним старинным крепостям. - И в прошлом во 199 году марта в 30 день, по нашему великих государей указу и по приговору боярина нашего князя Бориса Алексеевича Голицына с товарыщи, Вяцкого Успенского Трифанова манастыря архимандриту з братьею и Уржумского Спаского Чепоцкого манастыря игумену и дворцовым крестьяном землями и сенными покосы и рыбными ловли и всякими угодьи велено владеть по прежним дачам, всякому своим, прямым по подлинным крепостям, по прежнему по нашему великих государей указу и по приговору боярина нашего Бориса Алексеевича Голицына с товарыщи и по помете на деле думного (с. 308) нашего дьяка Прокофья Богдановича Возницына; а против челобитья Уржумского Спаского Чепоцкого манастыря игумена Макария и дворцовых крестьян, против их крепостей, про манастырскую и дворцовых крестьян земли и сенные покосы и про ясашные земли и про крестьян, в чем у них между собою спор, сыскать болшим повалным обыском, всяких чинов многими людми, и по сыску досмотрить те спорные земли и сенные покосы и ясашные земли, что в споре Уржумского Чепоцкого манастыря игумена и дворцовых крестьян с Вяцким манастырем, в одних ли урочищах или в розных местех, и в Казанском ли или в Уржумском уездех, и сколь далече Вяцкого манастыря земли и сенные покосы от земель Уржумского манастыря и дворцовых сенных покосов и от ясашной земли, и в сколких верстах, и тем спорным землям и сенным покосом за Вяцкой манастырь отказ был ли, и в котором году был, и по какому нашему великих государей указу те спорные дворцовых крестян сенные покосы и Чепоцкого манастыря земли и крестьяне за их Вяцкой манастырь отказаны, и много ль тех земель и всяких угодей и дворов крестьянских и во дворех людей, учинить тем спорным землям и сенным покосам чертеж, и на чертеже подписать подлинно, и в чем у кого учинитца спор, дать очные ставки, и тот сыск и досмотр и чертеж и очные ставки воеводе за своею рукою прислать в Казанской Приказ, а для подлинного розыску велено послать с крепостей списки за дьячею рукою, и для того ехать воеводе самому. И по тому нашему великих государей указу, на Уржум к столнику и воеводе к Ортемью Челищеву наша великих государей грамота послана, и о том с Уржума к нам великим государем не писывано. - И в прошлом во 199 году били челом нам великим государем Вяцкого Успенского Трифанова (с. 309) манастыря архимандрит Александр, келарь старец Гурий з братьею: в прошлом де во 103 году, по указу прадеда нашего великих государей, а по челобитью их Успенского манастыря началостроителя святые обители преподобного чюдотворца игумена Трифона, пожалована ему, на прокормление ему, чюдотворцу Трифону з братьею, в Уржумском уезде, что преж сего было в Казанском уезде, вотчинная земля меж Чепочкою и Буем речками, на 10 верст, по урочищам, где годитца под пашню и под сенные покосы, и с рыбными ловлями и з бобровыми гоны и со всякими угодьи, в вечное владенье, и по указу прадеда нашего блаженные памяти великого государя, и по грамоте за печатью царства Казанского, и по книгам Меншика Мишакова 104, и по книгам же Истомы Хвостова 114 году, и по грамотам 123 и 135 годов, и по выписи и по чертежу Михаила Кошкодамова 186 году, и по казанской владелной выписи 188 году, тое ж землею, пашнею и сенными покосы и рыбными ловлями и всякими угодьи, велено им владеть впредь неподвижно; да и во владенье той же их вотчинной земли во 135 году, по указу деда нашего великих государей, и во 184 году, по указу брата нашего великих государей, та жалованная грамота подписана на их великих государей имянование, никому ни в чем тое грамоты не велено рудить и быть и владеть им архимандриту з братьею, как в той грамоте написано; а во 190 году теми их домовыми старинными вотчинными землями и сенными покосы и рыбными ловлями и всякими угодьи велено им владеть безповоротно; а в прошлом же во 195 году, по нашему великих государей указу и по грамоте из Приказу Казанского Дворца, писцы Михайло Поздеев да подьячей Иван Андреянов ту жалованную старинную вотчинную землю, меж Чепочкою и Буею речками, по урочищам со всякими угодьи отмежевали и отписали, которые крестьяне на той же земли живут, (с. 310) и тех крестьян в писцовые свои книги написали и подали в Приказе Казанского Дворца, а другие писцовые книги и выпись они за своими руками им архимандриту з братьею в Успенской манастырь дали, да с тех же писцовых книг им архимандриту на ту их вотчину и на крестьян дана наша великих государей владелная грамота из Приказу Казанского Дворца; а как писцы Михайло Поздеев и подьячей Иван Андреянов жалованную вотчинную землю и сенные покосы и всякие угодьи, между Чепочкою и Буею речками, по урочищам им отписали и отмежевали и крестьян в писцовые свои книги написали, и писцовые свои книги и выпись им дали, и наша великих государей владелная и правая жалованная грамота дана, и Чепоцкого манастыря от властей и от дворцовых крестьян и от Черемис спору и челобитья нам великим государем не бывало, и крестьяне, которые в то время жили и ныне живут на той вотчинной земле, писцом сказались Успенского Трифанова манастыря, а не Чепоцкого, при сторонних многих людех и Черемисе, и те их скаски за руками, да и понятые и никто у межеванья писцом тех их старинных земель и никаких угодей ни чем не оспорили; а то челобитье и прежние наши великих государей старинные жалованные грамоты и крепости на ту их старинную вотчину и все дело, за дьячими пометами, и отпуски с тех прежних жалованных грамот, было в Приказе у подьячего у Василья Ардашева, и по стачке с вором составщиком с Ивашкою Ляминым с товарыщи, по ево игумнову челобитью, в скаске своей за рукою он Василей написал, бутто дело все и наши великих государей с прежних старинных жалованных подлинных грамот на ту их вотчину и на всякие угодья отпуски и грамотам вновь жалованным у него не сыскано, а в том де деле на ту их манастырскую старинную вотчинную землю и на (с. 311) всякия угодья, чем они архимандрит з братьею истари пожалованы, у него Василья были в деле старинные подлинные жалованные грамоты, а не списки, и после того умысла с ним Васильем заодно тот же вор и составшик Ивашко с товарыщи, да игумен Макарий, хотя их архимандрита з братьею разорить без остатку, и их старинную вотчинную жалованную землю со всякими угодьи отнять, в ложном своем челобитье составном написали, надеясь на того подьячего и на ево скаску, бутто они архимандрит владеют тою вотчинною землею и всякими угодьи без крепостей, и по тому их составному умышленному челобитью бывшей их стряпчей Ивашко Сергеев, не отписывая к ним о крепостях и не быв у них в манастыре, принес челобитную, чтоб в крепостях дать ему сроку, а он Ивашка принят был в манастырь и за делом ходить начал вновь, и жил на Москве; и из тех прежних жалованных подлинных грамот в нашей великих государей грамоте к писцом к Михайлу Поздееву и к подьячему Ивану Андреянову, какову в прошлом во 195 году отпущал Василей Ардапьев из Приказу Казанского Дворца, по которой их манастырскую старинную жалованную вотчину писали и межевали, написано подлинно, и велено им писать и межевать их старинные вотчинные земли межу Чепочкою и Буем речками по урочищам, а не за Чепочкою и не за Буем и не по Варзанке речкам; а у них де игумена з братьею в даче, как им земля дана к тому их Спаскому манастырю, Чепочки и Буя речек в отводе Казарина Немцова и Андрея Апрелева не объявилось и не написано, а та речка Варзанка меж Чепочкою и Буем речками в их межах и урочищах, во окружной земле; да и челобитье их игумена з братьею о даче земли к Спаскому манастырю объявилось 130 и 132 годов, после их началостроителя преподобного чюдотворца (с. 312) Трифона челобитья о даче той земли; а по нашему великих государей указу вотчинным землям за вотчинники быть и владеть указано по первым дачам, а по другим дачам челобитчиком велено отказывать; да и в Казани в Приказной Палате в записной книге 104 году, в грамоте 103 году, какова прислана в Казань к боярину и воеводам ко князю Ивану Михайловичу Воротынскому с товарыщи, по челобитью того началостроителя святые обители преподобнаго чюдотворца Трифона, вверх по реке Вятке от Казанки речки и от речки Воштормы сто верст, велено меж речек Чепочкою и Буя дать ему Трифону чюдотворцу з братьею на 10 верст, и около тех речек и озерок, по обе стороны, гари и полянки на пашню, на пропитание, и та земля со всякими угодьи меж Чепочки и Буи и около речек на пашню и с рыбными ловлями преподобному чюдотворцу Трифону и дана, и тою вотчинною землею и всякими угодьи они архимандрит з братьею и владеют со 103 году по 199 год, и тому 96 лет, а спору и челобитья ни от кого по 196 и по 197 годы нам великим государем не бывало; а в прошлом де во 199 году сентября в 10 день, по нашему великих государей указу и по приговору боярина нашего князя Бориса Алексеевича Голицына с товарыщи и по помете на деле думного нашего дьяка Прокофья Богдановича Возницына, теми ж землями и сенными покосы и рыбными ловли и всякими угодьи велено владеть по прежним старинным нашим великих государей указом, и по даче 103 году, и по отводным межевым книгам и по грамоте, и по отводу писцов и по писцовым и межевым книгам 195 году, и по владелной выписи и по послушной и по ввозной грамоте, велено им архимандриту з братьею по прежнему; а Уржумского уезду дворцовым крестьяном и игумену Макарию з братьею от тех земель и от всяких угодей, в которые они игумен и крестьяня вступались (с. 313) и взять у них хотели, отказать, для того: те земли и сенные покосы и рыбные ловли и всякие угодьи объявились изстари в дачах и в межах и в урочищах за их Успенским манастырем, и дана им на ту их старинную вотчинную землю и на всякия угодьи наша великих государей жалованная грамота с прочетом на Уржум к столнику и воеводе к Якову Ларионову; а столник и воевода Артемей Иванов сын Челищев, дружа и норовя игумену з братьею и дворцовым крестьяном Ивашке Лямину и Черемисе, по нашей великих государей грамоте указу об отказе той их вотчинной земли и всяких угодей не учинил, потому что игумен Макарий и вор Ивашко Лямин з дворцовыми крестьяны, по ложному своему составному челобитью, согласясь с единомышленники своими, с Уржумцы, и с приказными и с служилыми и с посадскими и уездными всяких чинов людми, и с Черемисою, привез к нему столнику и воеводе нашу великих государей грамоту, и по той грамоте столник и воевода Артемей Челищев, дружа и наровя им игумену и Ивашку Лямину с товарыщи, сыскивал теми их единомышленники всяких чинов людми, и сыски их писаны и досмотр и чертеж земли учинен при нем игумне, как ему надобно, и для того сыску и досмотру и чертежу он столник и воевода, по дружбе, ево игумена имал с собою, и у крестьян их архимандричьих имали скаски за великим пристрастием и руки велели прикладывать в неволю, а иных крестьян писали и за очи, которых и в домех не было, а ево игумена ему столнику и воеводе для сыску и досмотру и чертежу имать было с собою не указано, и ныне тот их единомышленников сыск и неправой досмотр и чертеж по дружбе столник и воевода держит на Уржуме в Приказной избе, для того, что он келарь с Москвы съехал, а та де грамота о сыску отпущена после нашего великих государей (с. 314) указу и вершенья спустя с полгода и болши, а их архимандрита и келаря в то время на Москве не было и спорить было того их составного челобитья и отпуску грамоты не кому; а по нашему великих государей указу и по помете на деле, мимо дачь до вершенья того дела и сыскивать не велено, а тому сыску и быть не довелось; а они архимандрит и келарь старец с той своей старинной жалованной вотчины в нашу великих государей казну стрелецкой хлеб и всякие денежные доходы платят сполна; и нам великим государем пожаловати б их, архимандрита Александра да келаря старца Гурия з братьею, не велети их игумнову и вора Ивашки ложному челобитью и единомышленников их, градцких и уездных всяких чинов людей, Руских и Черемис, обыскным составным речам и неправому досмотру и чертежу поверить, потому что по ево игумнову и вора Ивашки с товарыщи ложному составному челобитью сыскивано их игумновыми и Ивашковыми единомышленники, Уржумцами всякими жители и уездными и всяких чинов людми и Черемисы, и чертеж и досмотр учинен по дружбе ему игумену и Ивашку Лямину с товарыщи и Черемисе, за нашим великих государей указом и за пометою, какова в деле, и за грамотами после вершоного того их дела, чтоб им архимандриту з братьею, от их наклона составного многова игумнова и вора Ивашкова с товарыщи ложнова челобитья и от тех обысков и досмотру и чертежу, волочась многие годы в конец не разоритца и святые обители преподобного чюдотворца Трифона не отбыть; а велети б, по прежним и по нынешнему нашему великих государей указу и по приговору боярина нашего князя Бориса Алексеевича Голицына с товарыщи, и по помете на деле думного нашего дьяка Прокофья Богдановича Возницына, и по грамоте, какова им архимандриту з братьею с нынешнего нашего великих государей указу и (с. 315) вершеного дела и с приговору из Приказу Казанского Дворца на ту их вотчинную старинную землю по урочищам дана, чем они пожалованы изстари, владеть им по прежнему, и им игумену з братьею ту их вотчинную землю очистить, и о том дать им архимандриту и келарю старцу з братьею нашу великих государей правую жалованную грамоту с прочетом, мимо Уржумского воеводы, в которой город мы великие государи укажем. - И в прошлом во 199 году августа в 15 день мы великие государи цари и великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великие и Малыя и Белые Росии самодержцы, слушав дела, указали вотчинным землям и сенным покосом и рыбным ловлям и всяким угодьям, в Уржумском уезде, меж Чепочкою и Буею реками, быть по даче 103 году, и по отводным межевым книгам Меншика Мишакова 104 году, и по дозорным книгам Истомы Хвостова 114, и по отводным книгам Михайла Писемского 189 году, и пожалованной грамоте 190 году, и по отводу писцов и по книгам их, столника Михайла Поздеева да подьячего Ивана Андреянова, 195 году, и по приговору боярина нашего князя Бориса Алексеевича Голицына с товарыщи прошлого 199 году сентября 10 числа, за Вяцким Успенским Трифоновым манастырем по прежнему; а что били челом нам великим государем Уржумского уезда Чепоцкого манастыря игумен Макарий и дворцовые крестьяне Ивашко Лямин с товарыщи, бутто тот Вяцкой Успенской манастырь завладел у них, между теми реками Чепоцкою и Буею, многими их землями и сенными покосы и иными угодьи, так же и писец Михайло Поздеев отвел и отмежевал им те земли сверх их крепостей, и по тому их челобитью и по помете дьяка Семена Стрюкова велено о том сыскать повалным обыском, и тех земель и всяких угодей велено досмотрить, и тому всему велено учинить чертеж, и то их (с. 316) прежнее и нынешнее челобитье и отпуск нашие великих государей грамоты указали мы великие государи отставить, для того, что те все земли и всякие угодьи тому Вяцкому Успенскому манастырю крепки по даче 103 году и по вышепомянутым крепостям; тако ж и писцу Михайлу Поздееву велено отвесть те их манастырские земли и всякие угодьи по нашему великих государей указу и по грамоте ис Приказу Казанского Дворца и по их Успенского манастыря старинным дачам, меж Чепочкою и Буею реками с иными урочищи, со всякими угодьи; а как он писец те их земли писал и межевал, Чепоцкого манастыря игумен и дворцовые крестьяня (с) своей стороны никаких крепостей не объявили и не положили, и буде по той нашей великих государей грамоте сыскивано и досматривано, и то указали отставить, для того что тому розыску и досмотру быть не довелось, и то дело крепостное, а не сыскное, и по Уложенью крепостные дела розымать велено крепостми, да и для того тому крепостному обыску быть не довелось, что в том деле у них суда и очных ставок не было, а естли бы и писцы учинили в том какую неправду, и им было довелось по новоуказным тем статьям, каковы состоялись о таких писцовых делех, бити челом на писцов и ведатца в том с ними, а не с теми, кому те земли отданы и отмежеваны. Потому мы великие государи и указали теми всеми землями и сенными покосы и рыбными ловли и всякими угодьи, по вышеименованным крепостям и писцовому отводу, владеть Вяцкому Успенскому Трифанову манастырю, а Чепецкому манастырю и дворцовым крестьяном против их челобитья во всем отказать, и впредь у них о том челобитья не принимать и не выписывать; а буде которые Чепоцкого манастыря крестьяне или Черемиса поселились на их вотчинных Успенского манастыря землях, и тех с тех их земель сослать, и (с. 317) с сего нашего великих государей указу дать Вяцкому Успенскому манастырю нашу великих государей правую грамоту с прочетом. Таков наш великих государей указ закрепили думные наши дьяки Прокофей Богданович Возницын, Михайло Прокофьевич Прокофьев. И как к тебе ся наша великих государей грамота придет 8), и ты б, по сему нашему великих государей указу, в Уржумской уезд, меж Чепочкою и Буи речек, на вотчинные земли ехал, а город приказал кому пригоже 9), и те вотчинные земли и сенные покосы и рыбные ловли и всякия угодья и крестьян по именом описал и за Вяцкой Успенской Трифонов манастырь отвел и отказал, по прежним их крепостям, которые писаны в сей нашей великих государей грамоте выше сего; а буде которые Чепоцкого манастыря крестьяне деревни Малковы, деревни Крюковы, деревни Атары, деревни Тренковы, также и Черемиса деревни Вичмори, Бутюнга тож, деревни Самые Сарды, деревни Ашкак, которые поселились на их вотчинных Успенского манастыря землях, и тех крестьян и Черемису с тех земель велел сослать на прежние ясаки; а как по сему нашему великих государей указу, в Вяцкой Успенской Трифонов манастырь те их земли и сенные покосы и рыбные ловли и всякие угодья и крестьяне отписаны и отведены и отказаны будут, и в которых урочищах, и ты б то все велел написать в те отводные и отказные книги подлинно. А на Уржум к столнику нашему и воеводе к Ортемью Челищеву о послушании сторонних людей наша великих государей грамота послана. А учиня то все по сему нашему великих государей указу, ехал в Царево-Кокшаск по прежнему, да о том к нам великим государем (с. 318) писал, и те отводные книги, за своею и сторонних людей за руками, прислал и велел подать в Приказ Казанского Дворца бояром нашим князю Борису Алексеевичю Голицыну с товарыщи; а с подлинной с сея нашея великих государей грамоты списав список, оставил в Приказной избе за рукою, впредь для иных воевод, а подлинную сию нашу великих государей грамоту отдал Вяцкого Успенского Трифанова манастыря властем с роспискою. Писана на Москве лета 7200 декабря в 30 день. |
| | | Думной дьяк Прокофей Возницын. |
| | | Справил Сенка Коптяев. |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | 1. ↑ Из рецензии С. А. Шумакова: № издания "76", № архивный "14316 и 14315"- Журнал министерства народного просвещения. Новая серия. Часть XIV. 1908 г. Март. Стр. 188-196. |
| [-] | 283 — 318 | ТВУАК. 1906 г. Вып. 1-6. Отд. 2 | |