ID: 107870
Село Кадряково входит в Кадряковское сельское поселение. Национальный состав - мари. Расстояние до районного центра Агрыз - 85 км, до узла связи - 13, до железной дороги – 45 км, до пристани - 35, до аэропорта – 100 км.
Этимологи утверждают, что название «Кадряково» произошло от расположения деревни на берегу реки Чекалдинка. Речка, изгибаясь, гнала свои воды в реку Кырыкмас.
На таких изгибистых берегах строили дома сельчане. Получилась кривая улица, поэтому в переводе с марийского «кривая» - «кадыр». Отсюда и название деревни – Кадряково.
Другие этимологи утверждают, что название это произошло отслова «кадырле», что в татарском языке это слово обозначает «дорогой» и междометия эх. Получается, что Кадряково, или по-марийски Кадрек, звучит дословно «дорогая, эх», или по-марийски «кадырле,эх». Итак, с названием разобрались. Но как объяснить существование на карте России еще четырех деревень с названием «Кадряково».
Одна из них – в Башкорстане, в Краснокамском районе, где насчитывается до 50 хозяйств, две других находятся в Рыбнослободском районе, а четвертая деревня расположена в Мензелинском районе Татарстана. Но что удивительно, одна из улиц села Лайсола Советского района, что в Республике Марий Эл, и лужайка неподалеку от нее носит название «Кадряково».
Воспоминания бывшего учителя русского языка и литературы Исаева Исаная Исаевича:
«Очень тяжелые были времена в середине 16 века. После взятия Казанского ханства Иваном Грозным в 1552 году марийский народ, как и многие народы этого края, был насильно обращен в христианскую веру, увеличилась эксплуатация коренного народа.
Марийцы не раз поднимали восстания против царизма. Но царское правительство мечом и кровью, хитростью, изменениями налогов для христиан – мари вело свою политику. И тогда сильные духом мужики запрягли пару, а то и три пары лошадей и со своим богатством двинулись в сторону восходящего солнца. Так целые роды, признавая лишь только своих языческих богов, в надежде сохранить себя как личность начали великое переселение. Шел конец 16 века. Необходимо было двигаться лишь в тайне от царской стражи, по ночам возле крупных городов, ждать замерзания таких больших рек, как Кама, Вятка. И вот путникам, уже изможденным долгой дорогой т трудностями в пути, дозор сообщил необычную весть. Впереди деревня. Марийцы остановились в лесу. Ждут наступления темноты. Но в деревне нет света. Нет ничего напоминающего о жизни. Утром заметили стаю коршунов. Мужики, вооружившись топорами, двинулись в деревню. Перед ними открылась то, что они много раз слышали от татар, которые присоединялись к ним. Деревня вся была вырезана, выколота, обезглавлена русским карательным отрядом лишь за то, что жители не хотели принять христианскую веру. Собрав трупы, от которых лишь остались только кости, мужики сожгли в одном месте. Заняли деревню, стали жить в вечном страхе, что их когда-нибудь их тоже постигнет такая же участь. Так как эта деревня была за большим холмом и лесом, окруженная болотом, народ никто не тревожил. Деревню также назвали Кадрек, потому что место очень напоминало оставленное в марийском крае село с таким же названием. Одно поколение сменялось другим. Шли годы 17 века. Прибывали беглые русские и татары. Поощрялись смешанные браки, так как это способствовало смешению крови народа.
Но мнения разделились. Одна часть населения стремилась дальше продолжить путь, а другая не имея возможности дальше двигаться, предлагала подняться на север по небольшой реке, именуемой Иж.
Татары хотели остаться тут же. Они засели в нынешнем Мензелинском районе. Название «Кадряково» сохранилось. А марийцы отправились кто на север, а кто на восток. На востоке (Краснокамский район) появилась деревня Кадряково. Четыре рода бедняков Пектыш, Сапай, Пекоза, Ямбылат поднялись по реке Иж и в устье реки Кырыкмас обосновали селение Кадряково.
Был конец 17 века. В один из летних вечеров в селение ворвались речные пираты. Они начали жестоко бить и грабить местный люд. Непрошеные гости, вволю повеселившись и наевшись, крепко уснули. Старейшины решили проучить их. Всех бандитов закололи . Подожгли все дома. Бросили туда трупы. Собрали все необходимые и двинулись в глубь леса. Пройдя за короткую летнюю ночь лишь около 10 км, они остановились возле маленькой речушки, чтобы передохнуть. Кругом стояли могучие сосны и ели, озера и болота манили своей невинностью. Населению понравилось это место. Начали строить дома. Обосновались. А деревню так и назвали – Кадрек. Ведь им так дорога была та память о деревне в Марийском крае и эта таежная глухомань. Так и получилось, что четыре рода Пектыш, Сапай, Пекоза, Ямбылат ценой многих усилий и страданий обосновали наше село»
Первое документальное упоминание о нашей деревне датируется 1850 годом. В вышедшем в том году карте «Земли Башкирской дачи» указан населенный пункт Кадряково. Он входил тогда в Мушаковскую волость, Бимского уезда, Вятской губернии.
В домовой книге от 1878 года указывается, в селении Кадряково – 75 дворов, население – 600 человек. У каждого хозяйства было в наличии по 3 и более лошадей, крупного рогатого скота и несколько десятков пчелиных семей.
Рекрутские наборы не оставляли стороной и нашу деревню. Жители считались государственными крестьянами. Многие славные сыны мари села сложили головы на русско-японской, в первой мировой войнах. В историю села уже тогда можно было записать легендарного Янбаева Яная Янбаевича, кавалера Георгиевского креста 1 степени, Петаева Петая Петаевича, вернувшегося в звании унтер-офицера с первой мировой. Население деревни росло. Прибывшие из деревни Такаш несколько семей, образовали свой клан, который вскоре назвали «такаш тукым». Им прибывшим нравились богатые дичью леса, здоровый народ, живущие в гармонии с природой, которая и кормила, и одевала и одаривала богатой пушниной.
В 1888 году была открыта Кадряковская земская школа.
В 1937 году после раскулачивания Асанбаева Ивана и Илимбаева Тимофея их дома были переданы для школы. Так школа стала семилетней. Нарастало движение ликвидации безграмотности. В это движение под руководством Надежды Ильиничны и Самутова И. включились учащиеся Кадряковской школы, имеющие трехлетнее образование. И 20 апреля 1939 года был подписан Государственный акт «О завершении ликвидации неграмотности среди трудящихся».
И с осени 1939 года одновременно открылись 5, 6, 7, классы. Начала функционировать семилетняя Кадряковская школа
С 1941 года по 1948 год школа была начальной. Виной тому Великая Отечественная война.
С осени 1951 года в деревне Кадряково была вновь открыта семилетка.
С осени 1954 года дети начали учиться в новом здании.
В 1961 году Кадряковская семилетняя школа стала восьмилетней. Ас 1962 года открылась вечерняя школа, где получали восьмилетнее и среднее образование.
1989 год знаменателен тем, что в селе открылась средняя школа.
14 октября 1998 года школой получена лицензия на право ведения образовательной деятельности.
А с 20 февраля 2001 года школа получила статус юридического лица.
Экономическое развитие села до революции
В те времена, деревню окружал дремучий лес, небольшие озера, чистая речка. Все это давало хорошую пушнину, дичь, способствовало развитию бортничества. Так получилось, что у каждого хозяйства стало по несколько десятков пчелосемей. Деревней в ту пору в основном управлял «дин» - совет. По решению этого совета мужское население очищало лес и готовило место для поля на зерновые культуры и выгул скота. Пастуха вту пору не было. Скот выгоняли со двора, и он пасся возле полей, которые были огорожены жердями. Каждому хозяйству было поручено просматривать несколько километров ограды. За плохую ограду глава семейства публично наказывался перед избой сторожа.
По решению же «дина» население в нужных местах выравнивало русло речки, направляя поближе к огородам; решало, какую часть земли давать новорожденному.
Сельхозпродукты, мед, смолу, деготь марийцы меняли на соль и мыло и на другие товары на рынках в селе Мушак, Варзи-Ятчи.
Марийцы того времени преклонялись языческим богам. У каждого рода было определенное место, где старейший совершал богослужение. Здесь же происходило жертвоприношение.
Жизнь села во время гражданской войны
После установления советской власти в деревне был организован совет. Первым председателем совета стал Миляев Имай Миляевич.
Во время наступления белогвардейцев на запад в мае 1919 года он был расстрелян. В память о первом коммунисте деревни перед школой установлен обелиск. Недолго жила деревня во власти белых. До деревни доносились залпы орудий боев у Красного Бора, по вечерам виднелось зарево пожарищь под Елабугой. Через некоторое время отступающие части белогвардейцев остановились на ночь в деревне.
Эти события хорошо помнит Исаев Исанай Исанаевич:
- Был конец лета. В деревню со стороны Старой Чекалды ворвалась кавалерийская бригада с обозами оружия и боеприпасов. Останавливаясь у каждого дома по 2-3 человека, они требовали быстро испечь хлеб, заменить уставших лошадей и натопить баню. Утром белогвардейцы выбросили в озеро боеприпасы и оружие, погрузили продовольствие, заменили лошадей и направились в сторону Сарапула. К вечеру деревню заняли красноармейцы. Они ночью двинулись по следам белых. Вместе с солдатами ушли несколько добровольцев.
Во время гражданской войны прославились такие селяне, как Сапаев Сапай Сапаевич. Он был награжден золотыми карманными часами с дарственной надписью от командарма Азина. А сын Исанаева Исаная был кавалеристом у легендарного Чапаева, от которого он получил именную шашку и красные революционные шаровары.
Деревня во времена новой экономической политики
Во времена нэпа деревня преобразилась. Появились богатые люди. Самыми зажиточными были Илимбай и Субай. У них в руках были ветряные и водяные мельницы, маслобойный и смолокуренный заводы. В деревне было 3 ветряных, 2 крупяных , 2 водяных мельницы, 7 заводов по добыче смолы и 1 маслобойный завод. Несколько кустарей делали кирпичи, за продукцией которых приезжали из соседних деревень.
Но после времен нэпа наступило время раскулачивания. Субая и Илимбая выслали из деревни, а их богатство на пяти обозах увезли куда-то. Их детей оставили на произвол судьбы. Многие семьи, боясь раскулачивания, прятали свои сбережения, домашний скот в глухих лесах, другие пускались в бега.
Деревня во времена коллективизации
Весной 1930 года наиболее бедные крестьяне решили собраться и организоваться в колхоз под руководством Ишмана Ишмановича Егорова. Его поддерживали из района. Так из 78 хозяйств 7 наиболее бедных вошли в колхоз «Звено». Видя большую поддержку колхозов Советской властью, боясь раскулачивания, марийцы стали записываться в колхоз. Колхозом после И.И.Егорова руководил Ишпаев Иштуган Ишпаевич. «Звено» зажило в полную мощность, появились передовики, которые участвовали на Всероссийском сьезде колхозников в 1935 году. Получали хороший урожай- каждое хозяйство вывозило в поле по 6 навоза. Помогали государству продуктами из личного хозяйства. В 1937 году в селе появился первый трактор.
Деревня во время Великой отечественной войны
Как и многие тысячи сел и городов нашей страны, село Кадряково тоже внесло свою лепту в дело великой победы. На фронт из села ушло 137 человек, а вернулось - 57.
За годы войны сельчане были удостоены таких правительственных наград:
Орден Ленина – 1
Орден Красной Звезды – 6
Орден Отечественной войны 1-й степени – 1
Орден Славы второй и третьей степени – 1
Орден Отечественной войны 3-й степени – 4
Медалями:
«За отвагу» - 18
«За боевые заслуги» - 7
«За оборону Ленинграда» - 4
«За оборону Сталинграда» - 3
«За освобождение Праги» - 2
«За освобождение Кенигсберга» - 3
«За освобождение Берлина» - 5
«За победу над Германией» -32
«За победу над Японией» - 3
А медалью «За участие в партизанском движении» был награжден один из легендарных личностей деревни – Ишпаев Ишпай. Он был одним из отважных разведчиков партизанских соединений Ковпака. По его рассказам, лично знал партизанского командира, представлен к звании Героя Советского Союза. Но по роковой случайности самолет с документами был сбит прямо на глазах у партизан.
Деревня в послевоенные годы
После войны трудоспособное население составляли женщины и дети. На их плечи легло восстановление хозяйства. В 1957 году колхоз «Звено» был по основным показателям на первом месте в районе.
В 1958 году были построены здания клуба и библиотеки.
В 1959 году – медпункт.
В 1960 году открыли двери два магазина.
Набирало темп укрупнение колхозов. Так в 1960 году колхоз «Звено» вошел в колхоз «Дружба».
С 1948 года началась электрификация села. Жители сел Кадряково, Чельчи, Тоймы, и Саклово запрудили реку Кырыкмас вручную, поставили небольшую ГЭС, протянули линии электропередач в свои села. С увеличением потребности электроэнергии с 1960 года начала работать подстанция на дизельном энергосети.
Деревня на рубеже 21 века
В 1987 году 26 апреля открыл двери ясли-сад «Солнышко».
В ту пору страна жила в эпоху перестройки. В селе разворачивался арендный подряд. Так Васильев Михаил Викторович организовал арендную бригаду по возделыванию сельскохозяйственных культур на площади 530 га. Его бригада состояла из 7 человек и добивалась хороших результатов.
В семейном подряде работали две семьи: Артемьевы и Семеновы. Работа велась с осени 1987 года по 1989 год. Обслуживали 118 голов коров – это один корпус коровника. Расчет по чековой системе.
В 1988 одна из бригад колхоза «Дружба» отделилась, и образовался колхоз «Кадряково», руководителем которого стал Иванов Валентин Васильевич.
В январе 1998 года колхоз «Кадряково» реорганизовали на два фермерских хозяйства: «Ончыко» и «Колос». В 2000 году они обьединились в СПК «КОЛОС».
В 2002 году в деревню пришел природный газ.
В 2005 году СПК «КОЛОС» расформировали. Образовались четыре фермерских хозяйства.
Известные люди сельского поселения
Исламов Дмитрий Александрович – главный редактор ГТРК «Марий Эл» г. Йошкар-Ола, заслуженный работник культуры республики Марий Эл.
Шуматов Геннадий Ишаевич – подполковник – офтальмолог, г. Ростов–на–Дону.
Савельев Виталий Савельевич – кандидат химических наук, ведущий технолог хим. комбината г. Тобольск.
Якаров Анатолий Матвеевич – подполковник в отставке, г. Новосибирск.
Шуматов Альберт Ишаевич – врач-терапевт курорт – санаторий «Варзи-Ятчи».
Якаров Владимир Матвеевич – майор милиции с. Киясово.
Петроков Савелий Петаевич – подполковник в отставке, г. Ульяновск.
Миляев Виталий Ишаевич - подполковник в отставке, г. Москва.
Биктимиров Ефим Петаевич – подполковник в отставке, г. Йошкар–Ола.
Исламова Татьяна Матвеевна – почетный работник образования Российской Федерации.
Васильева Людмила Савельевна- кандидат в мастера спорта по лыжным гонкам, член сборной ТАССР, заместитель исполкома Кадряковского сельского поселения.
Савельев Владимир Савельевич – кандидат химических наук, г. Нижнекамск.
Асылбаев Василий Савельевич – майор милиции, г. Ижевск.
Ишкатов Геннадий Ильич – подполковник армии.
Герасимов Владимир Васильевич – подполковник внутренних войск, г. Киров
Миляев Имай – первый председатель Кадряковского сельского Совета, расстрелян белогвардейцами.
- Подробные
- Обзорные
Фотографии вблизи этого места с сайта
Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам
Переписи и ревизии Вятского края
Код | ?Ссылка на связанный населённый пункт сайта | Название | [Всё+] | Губерния, уезд | Стан, волость | Разряд жителей | Дворов | Душ (жителей) | №№ записей | Листы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2‑я ревизия, | ||||||||||
2881244 | деревни Кардяковой | Казанская губерния, Казанская провинция, Казанский уезд | Зюрейская дорога, Тойкина сотня Абдулова | из ясашных крестьян | — | 1300 | 181об |
Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.
№ (код) | Тип ? Тип населённого места: Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе. Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки. В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки. | Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
| Округа | Волость | Разряд ? Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др. Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже. Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту. | Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года. | Дворов | Источник | ?Посмотреть сканы листов дела. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
д. | Кадряковой | Сарапульская округа | Тептери, Команды Старшины Мусалима Ниязова | тептерей | 55 | — | 1, л. 243 |
Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.
№ | Название | Тип | Положение | Уезд и стан | Местность | От уезд. города | От стан. кварт. | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Информация | ?Посмотреть скан документа | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
3730 | Кадряково | д. каз. | при рч. Чекалде | Елабужский уезд, Стан 2 | По правую сторону на продолжении Елабужско-Малмышского почтового тракта | 98 | 50 | 44 | 122 | 155 | 277 | Мельница. |
«Книга Вятских родов» В. А. Старостина
Реестр селений и жителей на 1891 год.
№ | Название селения | Губерния, Уезд, Волость, Общество | Приход | Река | Семей | Жителей | Промысел или занятие | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
5192 | Кадряково | Вятская губерния, Елабужский уезд, Бимская волость, Бимское общество | н/д | н/д | 72 | 412 | лесом торг | |
Рода, число семей: Нет — 72 | Примечания: Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения. |
Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость, Общество (район) | Дворов | Муж. пола | Жен. пола | Обоего пола | [-]Дополнительная информация (показать/скрыть) | Источник | ?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
деревня | Кадряково | Елабужский уезд | Бимская волость, Бимское общество | 68 | 198 | 214 | 412 | [-] | 1, с. 34—35 | |||
Сословие (разряд) Народность | ||||||||||||
68 | св. нет | св. нет | — | |||||||||
Справка: Деревня Кадряково расположена въ 95 верстахъ отъ города, въ 25 верстахъ отъ правленія и въ 8 верстахъ отъ школы и церкви. Населена черемисами, изъ которыхъ одна семья крещена, остальные — язычники. Ревизскихъ душъ въ селеніи числится 121, земля-же во время ревизіи 1858-го года раздѣлена на 120 надѣловъ; послѣ ревизіи передѣловъ не было. Скотъ ходитъ безъ пастуха. При селеніи имѣется одна общественная мельница. Занимаются крестьяне рубкою и продажею лѣса изъ своихъ дачъ. | 1, прил., с. 57 |
Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
деревня | Кадряково | Елабужский уезд | Мушаковская волость | 93 | 300 | 315 | 615 | 1, л. 211 |
Списки сельсоветов и населенных пунктов по районам ТАССР на 1930 год
№ (код) | Название | Район | Сельсовет | Кол-во жителей | Национальность (чел.) | Волость до районирования | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Кодряково | Красноборский район | Кодряковский сельсовет | 757 | марийск.: 757 | Исенбаевская | 1, с. 126 |
Татарская АССР: Административно-территориальное деление на 1 января 1948 года
№ (код) | Тип | Название | Район | Сельсовет | Нац. состав населения | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
сельская местность | Кадряково | Красноборский район | Кадряковский сельсовет | марийское | 1, с. 86 |
Всероссийская перепись населения 2002 года
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Сельсовет | Мужчин и женщин | Мужчин | Женщин | Национальность (%) | Категория населения | Источник | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Кадряково | Республика Татарстан | Агрызский район | Кадряковский сельсовет (ц.) | 509 | 237 | 272 | марийцы: 97 % | сельское | 1, 2 |
Всероссийская перепись населения 2010 года
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | Мужчин и женщин | Мужчин | Женщин | Категория населения | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Кадряково | Республика Татарстан | Агрызский муниципальный район | Кадряковское сельское поселение (ц.) | 495 | 253 | 242 | сельское |
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | |
---|---|---|---|---|---|---|
с | Кадряково | Республика Татарстан (Татарстан) | Агрызский муниципальный район | Сельское поселение Кадряковское (ц.) |
Персоналии из этого населённого пункта
- Асанбаев Иван Филиппович (1902)
- Асанбаев Илья (1924)
- Асанбаев Якуш (1929)
- Асылбаев Субай (1866)
- Асылбаева Александра Савельевна (1902)
- Асылбаева Менай (1865)
- Асылбаева Сандугас (1925)
- Илимбаев Ипай Илимбаевич (?)
- Илимбаева Сербия Ямбаевна (1907)
- Иргубаев Гарей Иргубаевич (1882—06.01.1942)
- Ишмуратова Евгения Ипаевна (1932)
- Миляев Имай Миляевич (1861 (1871))
- Миляев Исанай (1901)
- Миляев Ислан (1923)
- Миляев Ишай Миляевич (1899)
- Миляев Ишпай (1907)
- Миляев Николай (1881)
- Миляева Анна (1912)
- Миляева Зина (1925)
- Миляева Каби (Кабий) (1861 (1871))
- Миляева Калига (Калима) (1906)
- Миляева Санипа (1867)
- Миляева Сания (1911)
- Миляева Сания (Сакия) (1926)
- Миляева Татьяна (1886)
- Панфилова Марина Ивановна (1930)
- Петряев Петаш Петраевич (Потап) (1887)
- Петряев Петаш Петраевич (Потап) (1887)
- Петряев Петаш Петраевич (Потап) (1887)
- Тимофеев Александр (1920)
- Тимофеев Афанасий (1929)
- Тимофеев Владимир (?)
- Тимофеев Ишай Тимофеевич (1903)
- Тимофеев Павел Тимофеевич (1917)
- Тимофеева Анастасия (1930)
- Тимофеева Анна (1870)
- Тимофеева Сакия (1901)
- Тимофеева София Тимофеевна (1922)
- Шуматов Иргубай (1861)
- Шуматов Иргубай Шуматович (1862)
- Шуматов Ишмурат (1887)
- Шуматов Петаш (Петр) Иргубаевич (1898 (1899))
- Шуматова Пелагея (Пашима) Ямбактиновна (1897)
- Яманаев Петрак Яманаевич (1869)
Отлично подобрана информация о населенном пункте. Но некорректно указаны данные о принадлежности н.п. в 1850г. "Он входил тогда в Мушаковскую волость, Бимского уезда, Вятской губернии." Бимского уезда не существовало никогда, а об относимости н.п. к волости в 1850 году можно определить по ревизским сказкам. Для тех кто будет искать корни своих предков: жители деревни "Кадряк", черемисы, упоминаются 12/18 августа 1861 г. В церковных метриках Покровской церкви села Пьяный Бор, запись о рождениях, номер 118.