ID: 107870
Село Кадряково входит в Кадряковское сельское поселение. Национальный состав - мари. Расстояние до районного центра Агрыз - 85 км, до узла связи - 13, до железной дороги – 45 км, до пристани - 35, до аэропорта – 100 км.
Этимологи утверждают, что название «Кадряково» произошло от расположения деревни на берегу реки Чекалдинка. Речка, изгибаясь, гнала свои воды в реку Кырыкмас.
На таких изгибистых берегах строили дома сельчане. Получилась кривая улица, поэтому в переводе с марийского «кривая» - «кадыр». Отсюда и название деревни – Кадряково.
Другие этимологи утверждают, что название это произошло отслова «кадырле», что в татарском языке это слово обозначает «дорогой» и междометия эх. Получается, что Кадряково, или по-марийски Кадрек, звучит дословно «дорогая, эх», или по-марийски «кадырле,эх». Итак, с названием разобрались. Но как объяснить существование на карте России еще четырех деревень с названием «Кадряково».
Одна из них – в Башкорстане, в Краснокамском районе, где насчитывается до 50 хозяйств, две других находятся в Рыбнослободском районе, а четвертая деревня расположена в Мензелинском районе Татарстана. Но что удивительно, одна из улиц села Лайсола Советского района, что в Республике Марий Эл, и лужайка неподалеку от нее носит название «Кадряково».
Воспоминания бывшего учителя русского языка и литературы Исаева Исаная Исаевича:
«Очень тяжелые были времена в середине 16 века. После взятия Казанского ханства Иваном Грозным в 1552 году марийский народ, как и многие народы этого края, был насильно обращен в христианскую веру, увеличилась эксплуатация коренного народа.
Марийцы не раз поднимали восстания против царизма. Но царское правительство мечом и кровью, хитростью, изменениями налогов для христиан – мари вело свою политику. И тогда сильные духом мужики запрягли пару, а то и три пары лошадей и со своим богатством двинулись в сторону восходящего солнца. Так целые роды, признавая лишь только своих языческих богов, в надежде сохранить себя как личность начали великое переселение. Шел конец 16 века. Необходимо было двигаться лишь в тайне от царской стражи, по ночам возле крупных городов, ждать замерзания таких больших рек, как Кама, Вятка. И вот путникам, уже изможденным долгой дорогой т трудностями в пути, дозор сообщил необычную весть. Впереди деревня. Марийцы остановились в лесу. Ждут наступления темноты. Но в деревне нет света. Нет ничего напоминающего о жизни. Утром заметили стаю коршунов. Мужики, вооружившись топорами, двинулись в деревню. Перед ними открылась то, что они много раз слышали от татар, которые присоединялись к ним. Деревня вся была вырезана, выколота, обезглавлена русским карательным отрядом лишь за то, что жители не хотели принять христианскую веру. Собрав трупы, от которых лишь остались только кости, мужики сожгли в одном месте. Заняли деревню, стали жить в вечном страхе, что их когда-нибудь их тоже постигнет такая же участь. Так как эта деревня была за большим холмом и лесом, окруженная болотом, народ никто не тревожил. Деревню также назвали Кадрек, потому что место очень напоминало оставленное в марийском крае село с таким же названием. Одно поколение сменялось другим. Шли годы 17 века. Прибывали беглые русские и татары. Поощрялись смешанные браки, так как это способствовало смешению крови народа.
Но мнения разделились. Одна часть населения стремилась дальше продолжить путь, а другая не имея возможности дальше двигаться, предлагала подняться на север по небольшой реке, именуемой Иж.
Татары хотели остаться тут же. Они засели в нынешнем Мензелинском районе. Название «Кадряково» сохранилось. А марийцы отправились кто на север, а кто на восток. На востоке (Краснокамский район) появилась деревня Кадряково. Четыре рода бедняков Пектыш, Сапай, Пекоза, Ямбылат поднялись по реке Иж и в устье реки Кырыкмас обосновали селение Кадряково.
Был конец 17 века. В один из летних вечеров в селение ворвались речные пираты. Они начали жестоко бить и грабить местный люд. Непрошеные гости, вволю повеселившись и наевшись, крепко уснули. Старейшины решили проучить их. Всех бандитов закололи . Подожгли все дома. Бросили туда трупы. Собрали все необходимые и двинулись в глубь леса. Пройдя за короткую летнюю ночь лишь около 10 км, они остановились возле маленькой речушки, чтобы передохнуть. Кругом стояли могучие сосны и ели, озера и болота манили своей невинностью. Населению понравилось это место. Начали строить дома. Обосновались. А деревню так и назвали – Кадрек. Ведь им так дорога была та память о деревне в Марийском крае и эта таежная глухомань. Так и получилось, что четыре рода Пектыш, Сапай, Пекоза, Ямбылат ценой многих усилий и страданий обосновали наше село»
Первое документальное упоминание о нашей деревне датируется 1850 годом. В вышедшем в том году карте «Земли Башкирской дачи» указан населенный пункт Кадряково. Он входил тогда в Мушаковскую волость, Бимского уезда, Вятской губернии.
В домовой книге от 1878 года указывается, в селении Кадряково – 75 дворов, население – 600 человек. У каждого хозяйства было в наличии по 3 и более лошадей, крупного рогатого скота и несколько десятков пчелиных семей.
Рекрутские наборы не оставляли стороной и нашу деревню. Жители считались государственными крестьянами. Многие славные сыны мари села сложили головы на русско-японской, в первой мировой войнах. В историю села уже тогда можно было записать легендарного Янбаева Яная Янбаевича, кавалера Георгиевского креста 1 степени, Петаева Петая Петаевича, вернувшегося в звании унтер-офицера с первой мировой. Население деревни росло. Прибывшие из деревни Такаш несколько семей, образовали свой клан, который вскоре назвали «такаш тукым». Им прибывшим нравились богатые дичью леса, здоровый народ, живущие в гармонии с природой, которая и кормила, и одевала и одаривала богатой пушниной.
В 1888 году была открыта Кадряковская земская школа.
В 1937 году после раскулачивания Асанбаева Ивана и Илимбаева Тимофея их дома были переданы для школы. Так школа стала семилетней. Нарастало движение ликвидации безграмотности. В это движение под руководством Надежды Ильиничны и Самутова И. включились учащиеся Кадряковской школы, имеющие трехлетнее образование. И 20 апреля 1939 года был подписан Государственный акт «О завершении ликвидации неграмотности среди трудящихся».
И с осени 1939 года одновременно открылись 5, 6, 7, классы. Начала функционировать семилетняя Кадряковская школа
С 1941 года по 1948 год школа была начальной. Виной тому Великая Отечественная война.
С осени 1951 года в деревне Кадряково была вновь открыта семилетка.
С осени 1954 года дети начали учиться в новом здании.
В 1961 году Кадряковская семилетняя школа стала восьмилетней. Ас 1962 года открылась вечерняя школа, где получали восьмилетнее и среднее образование.
1989 год знаменателен тем, что в селе открылась средняя школа.
14 октября 1998 года школой получена лицензия на право ведения образовательной деятельности.
А с 20 февраля 2001 года школа получила статус юридического лица.
Экономическое развитие села до революции
В те времена, деревню окружал дремучий лес, небольшие озера, чистая речка. Все это давало хорошую пушнину, дичь, способствовало развитию бортничества. Так получилось, что у каждого хозяйства стало по несколько десятков пчелосемей. Деревней в ту пору в основном управлял «дин» - совет. По решению этого совета мужское население очищало лес и готовило место для поля на зерновые культуры и выгул скота. Пастуха вту пору не было. Скот выгоняли со двора, и он пасся возле полей, которые были огорожены жердями. Каждому хозяйству было поручено просматривать несколько километров ограды. За плохую ограду глава семейства публично наказывался перед избой сторожа.
По решению же «дина» население в нужных местах выравнивало русло речки, направляя поближе к огородам; решало, какую часть земли давать новорожденному.
Сельхозпродукты, мед, смолу, деготь марийцы меняли на соль и мыло и на другие товары на рынках в селе Мушак, Варзи-Ятчи.
Марийцы того времени преклонялись языческим богам. У каждого рода было определенное место, где старейший совершал богослужение. Здесь же происходило жертвоприношение.
Жизнь села во время гражданской войны
После установления советской власти в деревне был организован совет. Первым председателем совета стал Миляев Имай Миляевич.
Во время наступления белогвардейцев на запад в мае 1919 года он был расстрелян. В память о первом коммунисте деревни перед школой установлен обелиск. Недолго жила деревня во власти белых. До деревни доносились залпы орудий боев у Красного Бора, по вечерам виднелось зарево пожарищь под Елабугой. Через некоторое время отступающие части белогвардейцев остановились на ночь в деревне.
Эти события хорошо помнит Исаев Исанай Исанаевич:
- Был конец лета. В деревню со стороны Старой Чекалды ворвалась кавалерийская бригада с обозами оружия и боеприпасов. Останавливаясь у каждого дома по 2-3 человека, они требовали быстро испечь хлеб, заменить уставших лошадей и натопить баню. Утром белогвардейцы выбросили в озеро боеприпасы и оружие, погрузили продовольствие, заменили лошадей и направились в сторону Сарапула. К вечеру деревню заняли красноармейцы. Они ночью двинулись по следам белых. Вместе с солдатами ушли несколько добровольцев.
Во время гражданской войны прославились такие селяне, как Сапаев Сапай Сапаевич. Он был награжден золотыми карманными часами с дарственной надписью от командарма Азина. А сын Исанаева Исаная был кавалеристом у легендарного Чапаева, от которого он получил именную шашку и красные революционные шаровары.
Деревня во времена новой экономической политики
Во времена нэпа деревня преобразилась. Появились богатые люди. Самыми зажиточными были Илимбай и Субай. У них в руках были ветряные и водяные мельницы, маслобойный и смолокуренный заводы. В деревне было 3 ветряных, 2 крупяных , 2 водяных мельницы, 7 заводов по добыче смолы и 1 маслобойный завод. Несколько кустарей делали кирпичи, за продукцией которых приезжали из соседних деревень.
Но после времен нэпа наступило время раскулачивания. Субая и Илимбая выслали из деревни, а их богатство на пяти обозах увезли куда-то. Их детей оставили на произвол судьбы. Многие семьи, боясь раскулачивания, прятали свои сбережения, домашний скот в глухих лесах, другие пускались в бега.
Деревня во времена коллективизации
Весной 1930 года наиболее бедные крестьяне решили собраться и организоваться в колхоз под руководством Ишмана Ишмановича Егорова. Его поддерживали из района. Так из 78 хозяйств 7 наиболее бедных вошли в колхоз «Звено». Видя большую поддержку колхозов Советской властью, боясь раскулачивания, марийцы стали записываться в колхоз. Колхозом после И.И.Егорова руководил Ишпаев Иштуган Ишпаевич. «Звено» зажило в полную мощность, появились передовики, которые участвовали на Всероссийском сьезде колхозников в 1935 году. Получали хороший урожай- каждое хозяйство вывозило в поле по 6 навоза. Помогали государству продуктами из личного хозяйства. В 1937 году в селе появился первый трактор.
Деревня во время Великой отечественной войны
Как и многие тысячи сел и городов нашей страны, село Кадряково тоже внесло свою лепту в дело великой победы. На фронт из села ушло 137 человек, а вернулось - 57.
За годы войны сельчане были удостоены таких правительственных наград:
Орден Ленина – 1
Орден Красной Звезды – 6
Орден Отечественной войны 1-й степени – 1
Орден Славы второй и третьей степени – 1
Орден Отечественной войны 3-й степени – 4
Медалями:
«За отвагу» - 18
«За боевые заслуги» - 7
«За оборону Ленинграда» - 4
«За оборону Сталинграда» - 3
«За освобождение Праги» - 2
«За освобождение Кенигсберга» - 3
«За освобождение Берлина» - 5
«За победу над Германией» -32
«За победу над Японией» - 3
А медалью «За участие в партизанском движении» был награжден один из легендарных личностей деревни – Ишпаев Ишпай. Он был одним из отважных разведчиков партизанских соединений Ковпака. По его рассказам, лично знал партизанского командира, представлен к звании Героя Советского Союза. Но по роковой случайности самолет с документами был сбит прямо на глазах у партизан.
Деревня в послевоенные годы
После войны трудоспособное население составляли женщины и дети. На их плечи легло восстановление хозяйства. В 1957 году колхоз «Звено» был по основным показателям на первом месте в районе.
В 1958 году были построены здания клуба и библиотеки.
В 1959 году – медпункт.
В 1960 году открыли двери два магазина.
Набирало темп укрупнение колхозов. Так в 1960 году колхоз «Звено» вошел в колхоз «Дружба».
С 1948 года началась электрификация села. Жители сел Кадряково, Чельчи, Тоймы, и Саклово запрудили реку Кырыкмас вручную, поставили небольшую ГЭС, протянули линии электропередач в свои села. С увеличением потребности электроэнергии с 1960 года начала работать подстанция на дизельном энергосети.
Деревня на рубеже 21 века
В 1987 году 26 апреля открыл двери ясли-сад «Солнышко».
В ту пору страна жила в эпоху перестройки. В селе разворачивался арендный подряд. Так Васильев Михаил Викторович организовал арендную бригаду по возделыванию сельскохозяйственных культур на площади 530 га. Его бригада состояла из 7 человек и добивалась хороших результатов.
В семейном подряде работали две семьи: Артемьевы и Семеновы. Работа велась с осени 1987 года по 1989 год. Обслуживали 118 голов коров – это один корпус коровника. Расчет по чековой системе.
В 1988 одна из бригад колхоза «Дружба» отделилась, и образовался колхоз «Кадряково», руководителем которого стал Иванов Валентин Васильевич.
В январе 1998 года колхоз «Кадряково» реорганизовали на два фермерских хозяйства: «Ончыко» и «Колос». В 2000 году они обьединились в СПК «КОЛОС».
В 2002 году в деревню пришел природный газ.
В 2005 году СПК «КОЛОС» расформировали. Образовались четыре фермерских хозяйства.
Известные люди сельского поселения
Исламов Дмитрий Александрович – главный редактор ГТРК «Марий Эл» г. Йошкар-Ола, заслуженный работник культуры республики Марий Эл.
Шуматов Геннадий Ишаевич – подполковник – офтальмолог, г. Ростов–на–Дону.
Савельев Виталий Савельевич – кандидат химических наук, ведущий технолог хим. комбината г. Тобольск.
Якаров Анатолий Матвеевич – подполковник в отставке, г. Новосибирск.
Шуматов Альберт Ишаевич – врач-терапевт курорт – санаторий «Варзи-Ятчи».
Якаров Владимир Матвеевич – майор милиции с. Киясово.
Петроков Савелий Петаевич – подполковник в отставке, г. Ульяновск.
Миляев Виталий Ишаевич - подполковник в отставке, г. Москва.
Биктимиров Ефим Петаевич – подполковник в отставке, г. Йошкар–Ола.
Исламова Татьяна Матвеевна – почетный работник образования Российской Федерации.
Васильева Людмила Савельевна- кандидат в мастера спорта по лыжным гонкам, член сборной ТАССР, заместитель исполкома Кадряковского сельского поселения.
Савельев Владимир Савельевич – кандидат химических наук, г. Нижнекамск.
Асылбаев Василий Савельевич – майор милиции, г. Ижевск.
Ишкатов Геннадий Ильич – подполковник армии.
Герасимов Владимир Васильевич – подполковник внутренних войск, г. Киров
Миляев Имай – первый председатель Кадряковского сельского Совета, расстрелян белогвардейцами.
- Подробные
- Обзорные
Фотографии вблизи этого места с сайта 
Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

Переписи и ревизии Вятского края
Код | ?Ссылка на связанный населённый пункт сайта | Название | [Всё+] | Губерния, уезд | Стан, волость | Разряд жителей | Дворов | Душ (жителей) | №№ записей | Листы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2‑я ревизия, | ||||||||||
2881244 | ![]() | деревни Кардяковой | Казанская губерния, Казанская провинция, Казанский уезд | Зюрейская дорога, Тойкина сотня Абдулова | из ясашных крестьян | — | 1300 | 181об |
Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.
№ (код) | Тип ? Тип населённого места: Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе. Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки. В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки. | Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
| Округа | Волость | Разряд ? Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др. Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже. Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту. | Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года. | Дворов | Источник | ?Посмотреть сканы листов дела. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
д. | Кадряковой | Сарапульская округа | Тептери, Команды Старшины Мусалима Ниязова | тептерей | 55 | — | 1, л. 243 | ![]() |
Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.
№ | Название | Тип | Положение | Уезд и стан | Местность | От уезд. города | От стан. кварт. | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Информация | ?Посмотреть скан документа | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
3730 | ![]() | Кадряково | д. каз. | при рч. Чекалде | Елабужский уезд, Стан 2 | По правую сторону на продолжении Елабужско-Малмышского почтового тракта | 98 | 50 | 44 | 122 | 155 | 277 | Мельница. | ![]() |
«Книга Вятских родов» В. А. Старостина
Реестр селений и жителей на 1891 год.
№ | Название селения | Губерния, Уезд, Волость, Общество | Приход | Река | Семей | Жителей | Промысел или занятие | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
5192 | Кадряково | Вятская губерния, Елабужский уезд, Бимская волость, Бимское общество | н/д | н/д | 72 | 412 | лесом торг | |
Рода, число семей: Нет — 72 | Примечания: Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения. |
Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость, Общество (район) | Дворов | Муж. пола | Жен. пола | Обоего пола | [-]Дополнительная информация (показать/скрыть) | Источник | ?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда. | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
деревня | Кадряково | Елабужский уезд | Бимская волость, Бимское общество | 68 | 198 | 214 | 412 | [-] | 1, с. 34—35 | ![]() | ||
Сословие (разряд) Народность | ||||||||||||
68 | св. нет | св. нет | — | |||||||||
Справка: Деревня Кадряково расположена въ 95 верстахъ отъ города, въ 25 верстахъ отъ правленія и въ 8 верстахъ отъ школы и церкви. Населена черемисами, изъ которыхъ одна семья крещена, остальные — язычники. Ревизскихъ душъ въ селеніи числится 121, земля-же во время ревизіи 1858-го года раздѣлена на 120 надѣловъ; послѣ ревизіи передѣловъ не было. Скотъ ходитъ безъ пастуха. При селеніи имѣется одна общественная мельница. Занимаются крестьяне рубкою и продажею лѣса изъ своихъ дачъ. | 1, прил., с. 57 | ![]() |
Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.
№ (код) | Тип | Название | Уезд | Волость | Дворов | Мужчин | Женщин | Всего жителей | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
деревня | Кадряково | Елабужский уезд | Мушаковская волость | 93 | 300 | 315 | 615 | 1, л. 211 | ![]() |
Списки сельсоветов и населенных пунктов по районам ТАССР на 1930 год
№ (код) | Название | Район | Сельсовет | Кол-во жителей | Национальность (чел.) | Волость до районирования | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Кодряково | Красноборский район | Кодряковский сельсовет | 757 | марийск.: 757 | Исенбаевская | 1, с. 126 | ![]() |
Татарская АССР: Административно-территориальное деление на 1 января 1948 года
№ (код) | Тип | Название | Район | Сельсовет | Нац. состав населения | Источник | ? | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
сельская местность | Кадряково | Красноборский район | Кадряковский сельсовет | марийское | 1, с. 86 | ![]() |
Всероссийская перепись населения 2002 года
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Сельсовет | Мужчин и женщин | Мужчин | Женщин | Национальность (%) | Категория населения | Источник | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Кадряково | Республика Татарстан | Агрызский район | Кадряковский сельсовет (ц.) | 509 | 237 | 272 | марийцы: 97 % | сельское | 1, 2 |
Всероссийская перепись населения 2010 года
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | Мужчин и женщин | Мужчин | Женщин | Категория населения | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
село | Кадряково | Республика Татарстан | Агрызский муниципальный район | Кадряковское сельское поселение (ц.) | 495 | 253 | 242 | сельское |
Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год
№ (код) | Тип | Название | Регион | Район | Поселение | |
---|---|---|---|---|---|---|
с | Кадряково | Республика Татарстан (Татарстан) | Агрызский муниципальный район | Сельское поселение Кадряковское (ц.) |
Персоналии из этого населённого пункта
Асанбаев Иван Филиппович (1902)
Асанбаев Илья (1924)
Асанбаев Якуш (1929)
Асылбаев Субай (1866)
Асылбаева Александра Савельевна (1902)
Асылбаева Менай (1865)
Асылбаева Сандугас (1925)
Илимбаев Ипай Илимбаевич (?)
Илимбаева Сербия Ямбаевна (1907)
Иргубаев Гарей Иргубаевич (1882—06.01.1942)
Ишмуратова Евгения Ипаевна (1932)
Миляев Имай Миляевич (1861 (1871))
Миляев Исанай (1901)
Миляев Ислан (1923)
Миляев Ишай Миляевич (1899)
Миляев Ишпай (1907)
Миляев Николай (1881)
Миляева Анна (1912)
Миляева Зина (1925)
Миляева Каби (Кабий) (1861 (1871))
Миляева Калига (Калима) (1906)
Миляева Санипа (1867)
Миляева Сания (1911)
Миляева Сания (Сакия) (1926)
Миляева Татьяна (1886)
Панфилова Марина Ивановна (1930)
Петряев Петаш Петраевич (Потап) (1887)
Петряев Петаш Петраевич (Потап) (1887)
Петряев Петаш Петраевич (Потап) (1887)
Тимофеев Александр (1920)
Тимофеев Афанасий (1929)
Тимофеев Владимир (?)
Тимофеев Ишай Тимофеевич (1903)
Тимофеев Павел Тимофеевич (1917)
Тимофеева Анастасия (1930)
Тимофеева Анна (1870)
Тимофеева Сакия (1901)
Тимофеева София Тимофеевна (1922)
Шуматов Иргубай (1861)
Шуматов Иргубай Шуматович (1862)
Шуматов Ишмурат (1887)
Шуматов Петаш (Петр) Иргубаевич (1898 (1899))
Шуматова Пелагея (Пашима) Ямбактиновна (1897)
Яманаев Петрак Яманаевич (1869)
Отлично подобрана информация о населенном пункте. Но некорректно указаны данные о принадлежности н.п. в 1850г. "Он входил тогда в Мушаковскую волость, Бимского уезда, Вятской губернии." Бимского уезда не существовало никогда, а об относимости н.п. к волости в 1850 году можно определить по ревизским сказкам. Для тех кто будет искать корни своих предков: жители деревни "Кадряк", черемисы, упоминаются 12/18 августа 1861 г. В церковных метриках Покровской церкви села Пьяный Бор, запись о рождениях, номер 118.