Верхочепецкий Крестовоздвиженский монастырь

Тип: [другой]
Статус: ныне не существует

Верхочепецкий Крестовоздвиженский монастырь

(1602-1769)1

 

Первое поселение русских людей на территории Фаленского района, Верхочепецкий Крестовоздвиженский монастырь, основан около 1602-08 гг. на речке Алешихе в 3-х километрах от современного села Николаево (см. сноску). Самое древнее упоминание о монастыре – грамота царя В. И. Шуйского «Об отдаче на оброк дикаго раменья, покосов и рыбной ловли Чепецкой Крестовоздвиженской пустыни» от 25 февраля 1608 г. По этой грамоте монастырю была отдана земля «… по обе стороны Чепцы реки от Тютрюминых гор до р. Сады …»

Затем начинается колонизация этих земель монастырскими крестьянами, По переписи 1615 г. в вотчине монастыря уже были 4 населенных пункта: починок на Яровых горах (в нем 3 двора: Ивашки Лыскова, Гаврилки Мастюгина и Куземки Поздеева), займище повыше Яровых гор Омелки Пермина, починок Островной (в нем двор Демки да Гришки Судовиковых, дворы Сергейко Судовикова, Сеньки Лытаева, Васьки Иванова сына Рякина), починок выше Святицких гор Фетки Зырянова. Итого 8 дворов

В 1662 г. за монастырем числилось уже 82 крестьянских двора, в 1678 – 188 дворов, в 1722 г. – 369 дворов с 1612 душами, десятки деревень и починков и 3 мельницы. Монастырь являлся крупнейшим землевладельцем Вятки. Его владения занимали всю северную часть современной территории Фаленского района на правобережье р. Чепцы и левобережье р. Чепцы, включая низовья ее притоков (по р. Святице, включая д. Мошни; по р. Саде, включая д. Зарубенки и все деревни по речке Падерихе). Т.е. по современному административному делению – Это территория Николаевского, Низевского, Левановского, Фаленского и частично Советского сельских округов.

В 1768 г. постройки монастыря включали две церкви: Крестовоздвиженскую и Тихвинскую (Во имя Пресвятой богородицы Тихвинской), колокольню, двухэтажные кельи настоятеля, братскую трапезу, келарскую (келарь – монаж-завхоз), хлебню, кухню и 12 покоев братских. Все постройки деревянные и обнесены деревянной оградой длиною 332 сажени (708 метров). Внутри ограды находилось также небольшое кладбище.

В 1763-64 гг. Екатериной II была проведена секуляризация церковного имущества. На Вятке, как и по всей России, ликвидировано большинство монастырей. На всю губернию предполагалось сохранить только 5 крупнейших, и среди них – Верхочепецкий. Но пожар, произошедший 29 мая 1769 года, решил судьбу монастыря по-другому. Пожар был настолько сильный, что расплавились церковные колокола и «всякое строение без остатку погорело…». Все 17 монахов и уцелевшее от пожара имущество: 47 ценных икон, десятки книг, 14 пудов горелой колокольной меди др. были переведены в Слободской Богоявленский монастырь, который впоследствии стал называться Слободским Крестовоздвиженским.

А по просьбе местных жителей, на месте престолов сгоревших церквей монастыря, епархиальное начальство разрешило построить деревянные с крышами балдахины. Затем на этом месте была построена Крестовоздвиженская часовня.2

Так закончилась 162-летняя история существования монастыря на Фаленской земле. Бывшие монастырские деревни вошли в приходы сел Низева, Николаева, Сады и частично Святицы и Полынки.3

А по административному делению вся эта территория была объединена в Островновскую волость Слободского уезда, центром которой до 1918 г. была д. Островное, а с 1918 г. поселок Фаленки.

 

В.И. Сычев, 2008 г. falenki.ru

 

1 Ранее считалось, что монастырь основал старец Гурий около 1607 г., но краевед О. Н. Виноградов нашел в центральных архивах данные (точной ссылки на документ нет), что монастырь был основан в 1602 г. иеромонахом Хлыновского Успенского монастыря Нафанаилом.

2 «часовня деревянная при деревне Заоградной Слободке Бобыли на том месте, где раньше был монастырь, построенная первоначально в 1770 г.» – упоминается в 1873, 1882, 1890 и 1908 гг., снесена в советский период (по другим сведениям, была переделана под склад и позднее, в конце ХХ в., сгорела).

3 Церковное и административное деление не совпадали. Например, деревни южной части Островновской волости Слободского уезда входили в Святицкий приход Глазовского уезда, а д. Малахи и соседние, наоборот были в Святицкой волости Глазовского уезда и в Полынском приходе Слободского уезда.

 

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?
      Местоположение этого населённого пункта указано неточно. Пожалуйста, сообщите нам, если Вам известно его точное местоположение.

      Переписи и ревизии Вятского края

      Код?Ссылка на связанный населённый пункт сайтаНазваниеГуберния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      Перепись 1678, РГАДА 1209-1-521, 1678 г.
      3510167Монастырь Воздвиженской над рекою Чепцею, а в монастыре церковь во имя Воздвижения честнаго и животворящаго креста Господня, да в пределе Николая чюдотворца, да в пределе ж святыя преподобно мученицы Евдокеи[+]Московское царство, Вятка, Хлыновский уездМонастырь Воздвиженской над рекою Чепцею104
      Перепись мон. и архиер. вотчин 1702, РГАДА 237-1-6351, 1702 г.
      2650094Келья игуменская да братских шесть келей а в них братии[+]Московское царство, ВяткаВерхочепецкий Воздвиженский монастырь♂ 1446
      2650096Вкладчики белые престарелые неженатые[+]Московское царство, ВяткаВерхочепецкий Воздвиженский монастырь♂ 1246об
      2650098да келья а в ней…[+]Московское царство, ВяткаВерхочепецкий Воздвиженский монастырь♂ 149
      Перепись 1710, РГАДА 1209-1-1098, 1710 г.
      1371508Монастырь Воздвиженской, а в том монастыре церковь во имя Воздвижения честнаго и животворящаго креста господня древяная[+]Сибирская губерния, Вятка, Хлыновский уездВотчина Воздвиженского монастыря1Σ 14804

      Комментарии

      Многочисленный куст деревень к северу от монастыря, те что за Низево и севернее- откуда появились эти крестьяне? 

      Чаще всего с запада. Я имею ввиду соседние западные территории Вятской земли.

      На сайте есть несколько переписей, в которых указано прежнее место жительства только что переселившихся.