ID: 119038
Верхочепецкий Крестовоздвиженский монастырь
(1602-1769)1
Первое поселение русских людей на территории Фаленского района, Верхочепецкий Крестовоздвиженский монастырь, основан около 1602-08 гг. на речке Алешихе в 3-х километрах от современного села Николаево (см. сноску). Самое древнее упоминание о монастыре – грамота царя В. И. Шуйского «Об отдаче на оброк дикаго раменья, покосов и рыбной ловли Чепецкой Крестовоздвиженской пустыни» от 25 февраля 1608 г. По этой грамоте монастырю была отдана земля «… по обе стороны Чепцы реки от Тютрюминых гор до р. Сады …»
Затем начинается колонизация этих земель монастырскими крестьянами, По переписи 1615 г. в вотчине монастыря уже были 4 населенных пункта: починок на Яровых горах (в нем 3 двора: Ивашки Лыскова, Гаврилки Мастюгина и Куземки Поздеева), займище повыше Яровых гор Омелки Пермина, починок Островной (в нем двор Демки да Гришки Судовиковых, дворы Сергейко Судовикова, Сеньки Лытаева, Васьки Иванова сына Рякина), починок выше Святицких гор Фетки Зырянова. Итого 8 дворов
В 1662 г. за монастырем числилось уже 82 крестьянских двора, в 1678 – 188 дворов, в 1722 г. – 369 дворов с 1612 душами, десятки деревень и починков и 3 мельницы. Монастырь являлся крупнейшим землевладельцем Вятки. Его владения занимали всю северную часть современной территории Фаленского района на правобережье р. Чепцы и левобережье р. Чепцы, включая низовья ее притоков (по р. Святице, включая д. Мошни; по р. Саде, включая д. Зарубенки и все деревни по речке Падерихе). Т.е. по современному административному делению – Это территория Николаевского, Низевского, Левановского, Фаленского и частично Советского сельских округов.
В 1768 г. постройки монастыря включали две церкви: Крестовоздвиженскую и Тихвинскую (Во имя Пресвятой богородицы Тихвинской), колокольню, двухэтажные кельи настоятеля, братскую трапезу, келарскую (келарь – монаж-завхоз), хлебню, кухню и 12 покоев братских. Все постройки деревянные и обнесены деревянной оградой длиною 332 сажени (708 метров). Внутри ограды находилось также небольшое кладбище.
В 1763-64 гг. Екатериной II была проведена секуляризация церковного имущества. На Вятке, как и по всей России, ликвидировано большинство монастырей. На всю губернию предполагалось сохранить только 5 крупнейших, и среди них – Верхочепецкий. Но пожар, произошедший 29 мая 1769 года, решил судьбу монастыря по-другому. Пожар был настолько сильный, что расплавились церковные колокола и «всякое строение без остатку погорело…». Все 17 монахов и уцелевшее от пожара имущество: 47 ценных икон, десятки книг, 14 пудов горелой колокольной меди др. были переведены в Слободской Богоявленский монастырь, который впоследствии стал называться Слободским Крестовоздвиженским.
А по просьбе местных жителей, на месте престолов сгоревших церквей монастыря, епархиальное начальство разрешило построить деревянные с крышами балдахины. Затем на этом месте была построена Крестовоздвиженская часовня.2
Так закончилась 162-летняя история существования монастыря на Фаленской земле. Бывшие монастырские деревни вошли в приходы сел Низева, Николаева, Сады и частично Святицы и Полынки.3
А по административному делению вся эта территория была объединена в Островновскую волость Слободского уезда, центром которой до 1918 г. была д. Островное, а с 1918 г. поселок Фаленки.
В.И. Сычев, 2008 г. falenki.ru
1 Ранее считалось, что монастырь основал старец Гурий около 1607 г., но краевед О. Н. Виноградов нашел в центральных архивах данные (точной ссылки на документ нет), что монастырь был основан в 1602 г. иеромонахом Хлыновского Успенского монастыря Нафанаилом.
2 «часовня деревянная при деревне Заоградной Слободке Бобыли на том месте, где раньше был монастырь, построенная первоначально в 1770 г.» – упоминается в 1873, 1882, 1890 и 1908 гг., снесена в советский период (по другим сведениям, была переделана под склад и позднее, в конце ХХ в., сгорела).
3 Церковное и административное деление не совпадали. Например, деревни южной части Островновской волости Слободского уезда входили в Святицкий приход Глазовского уезда, а д. Малахи и соседние, наоборот были в Святицкой волости Глазовского уезда и в Полынском приходе Слободского уезда.
- Подробные
- Обзорные
Переписи и ревизии Вятского края
Код | ?Ссылка на связанный населённый пункт сайта | Название | [Всё+] | Губерния, уезд | Стан, волость | Разряд жителей | Дворов | Душ (жителей) | №№ записей | Листы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Перепись 1646, | ||||||||||
4100756 | В Хлыновском уезде в Чепецком стану на Святицкой горе монастырь Воздвиженской, в манастыре церковь холодная воздвижения чеснаго и животворящаго креста господня, церковь теплая святаго пророка Ильи, да в пределе святителя христова Николы чюдотворца, да в пределе святыя мученицы Евдокеи | [+] | Российское царство, Вятка, Хлыновский уезд | Чепецкий стан, монастырь Воздвиженской на Святицкой горе | — | 8 | 475 | |||
Перепись 1678, | ||||||||||
3510167 | Монастырь Воздвиженской над рекою Чепцею, а в монастыре церковь во имя Воздвижения честнаго и животворящаго креста Господня, да в пределе Николая чюдотворца, да в пределе ж святыя преподобно мученицы Евдокеи | [+] | Российское царство, Вятка, Хлыновский уезд | Монастырь Воздвиженской над рекою Чепцею | — | — | 104 | |||
Перепись мон. и архиер. вотчин 1702, | ||||||||||
2650094 | Келья игуменская да братских шесть келей а в них братии | [+] | Российское царство, Вятка | Верхочепецкий Воздвиженский монастырь | — | — | 46 | |||
2650096 | Вкладчики белые престарелые неженатые | [+] | Российское царство, Вятка | Верхочепецкий Воздвиженский монастырь | — | — | 46об | |||
2650098 | да келья а в ней… | [+] | Российское царство, Вятка | Верхочепецкий Воздвиженский монастырь | — | — | 49 | |||
Перепись 1710, | ||||||||||
1371508 | Монастырь Воздвиженской, а в том монастыре церковь во имя Воздвижения честнаго и животворящаго креста господня древяная | [+] | Сибирская губерния, Вятка, Хлыновский уезд | Вотчина [Верхочепецкого] Воздвиженского монастыря | — | 1 | 804 | |||
Ландратская перепись, | ||||||||||
4521785 | Монастырь Воздвиженской, а в том монастыре церковь воздвижения честнаго и животворящаго креста да пресвятыя Богородицы Тихвинския деревяная | [+] | Сибирская губерния, Вятка, Архиерейские вотчины | [Верхочепецкий] Воздвиженский монастырь | — | — | 828 | |||
1‑я ревизия (1719‑21), | ||||||||||
2020702 | да того ж Верхочепецкого Воздвиженского монастыря работники | [+] | Сибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистрикт | Верхочепецкого Воздвиженского монастыря заоградная слободка и вотчина, В том Верхочепецком Воздвиженской монастыре вотчине две церкви древяные | — | — | 320 | |||
1‑я ревизия (1719‑21), | ||||||||||
4270748 | да того ж Верхочепецкого Воздвиженского монастыря работники | Сибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистрикт | Верхочепецкого Воздвиженского монастыря заоградная слободка и вотчина | работники | — | 392—392об | ||||
Примечание: копия - см. дело РГАДА 350-2-3820 | ||||||||||
1‑я ревизия (1719‑21), | ||||||||||
3890887 | [Верхочепецкий Воздвиженский монастырь] | [+] | Сибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистрикт | Верхочепецкого Воздвиженского монастыря заоградная слободка и вотчина | — | — | 396об | |||
1‑я ревизия (1719‑21), | ||||||||||
4011776 | [Верхочепецкого Воздвиженского монастыря] | [+] | Сибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистрикт | Верхочепецкого Воздвиженского монастыря заоградная слободка и вотчина | — | — | 580об | |||
1‑я ревизия (1722‑27), | ||||||||||
340281 | Воздвиженского монастыря вкладчики бельцы | Сибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистрикт | Верхочепецкого Воздвиженского монастыря заоградная слободка и вотчина | — | 2 | 89 | ||||
1‑я ревизия (1722‑27), | ||||||||||
350281 | Воздвиженского монастыря вкладчики | Сибирская губерния, Вятская провинция, Хлыновский дистрикт | Верхочепецкого Воздвиженского монастыря заоградная слободка и вотчина | — | 2 | 125 | ||||
Сказки священнослужителей 1736, | ||||||||||
4450035 | [Верхочепецкого Воздвиженского монастыря] | [+] | Вятская и Великопермская епархия, Вятская провинция | Сезеневский заказ | — | — | 239 | |||
2‑я ревизия, | ||||||||||
2340067 | в Верхочепецком Воздвиженском монастыре | Казанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уезд | Верхочепецкого Воздвиженского монастыря вотчина | монастырские крестьяне | — | 153—154об | ||||
2‑я ревизия. Выбывшие, | ||||||||||
2260575 | в Воздвиженском монастыре | Казанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уезд | Верхочепецкого Воздвиженского монастыря вотчина | монастырские крестьяне | — | 6894—6915 | 370об—371 |
Многочисленный куст деревень к северу от монастыря, те что за Низево и севернее- откуда появились эти крестьяне?
Чаще всего с запада. Я имею ввиду соседние западные территории Вятской земли.
На сайте есть несколько переписей, в которых указано прежнее место жительства только что переселившихся.
История монастыря:
Верхочепецкий монастырь/Виноградов О.Н. История возникновения сел Фаленского района (рукопись, 2004 г.)
Не совсем понятны определения даваемые вкладчикам. Вкладчики белые престарелые неженатые .это о ком?Судя по их происхождению престарелые люди, крестьяне и бобыли .Но как понимать определение - белые ? Очевидно есть и вкладчики черные. хотелось бы конкретно узнать , кто есть кто ?
Там не даются определения. Там они лишь перечисляются. Вкладчики - лица внесшие вклад в монастырь (денежный или земельный). Белые - значит не монахи и не послушники. Чаще просто одинокие крестьяне престарелые. Внесли вклад в монастырь и сейчас в нем живут на старости лет, как в богодельне.
Да, были и черные вкладчики, т.е. монахи.
Почитайте у Кустовой Е.В.: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/52214/1/urgu1726.pdf
Спасибо за информацию.Многое стало понятнее и о белом и черном духовенстве.
Интересно, что в написанной истории монастыря упоминается перепись 1615 года, но на сайте она пока не выложена. Также нет и переписей 1622-1623, 1628-1629 годов по деревням вокруг Верхочепецкого Крестовоздвиженского монастыря.
В связи с тем, что мои предки из этого района, было бы интересно узнать, где эти переписи найти? Если их нет в свободном доступе, то стоит ли ждать в ближайшем будущем переписей по этим деревням на сайте?
Перепись 1615 г. по Верхочепецкому монастырю я взял из дореволюционной публикации в Трудах ВУАК (Церковные и монастырские земли на Вятке по Дозорной книге князя Ф. А. Звенигородского 1615 г. Труды ВУАК 1905. Вып. 5-6. С 197 – 210.). И эта перепись, как известно, сохранилась в архиве, подтверждение читайте в комментариях здесь: https://rodnaya-vyatka.ru/places/96412
Что касается переписей 1622-23, 1628-29 гг., то пока точно даже неизвестно, сохранились ли они по этой территории?
Большое спасибо за ответ
Если перепись 1615 года сохранилась, то буду ждать ее с нетерпением на сайте.
Ищу Корепановых и Смолениковых из этих мест, эта перепись бы очень помогла прояснить происхождение этих семей.
На РВ имеются переписи 1620-тых гг. по Чепецкому стану. Монастыря в нём нет, но логично предположить, что Корепановы и Смолениковы до переезда в вотчину жили где-то поблизости - в Чепецком стане или Слободском уезде.
Я искал в документах, что выложены на сайте, не нашел.
В книге вятских родов есть Гришка Корепанов сын Беззубов аж в районе Котельнича. Смоленниковых нет вообще.
В переписях 1622-1623 на сайте упоминается Максимко Смолин в Шестаковском уезде (https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/atd/22/22-0025)
Один из его детей пропадает в переписи 1628-1629 (https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/atd/23/23-0051)
-Пустошь, что был починок Васки Акишева а в ней д) пуст // Шумилка Смолина, сшол безвестно во 136-м году
Два других сына в этой переписи:
-Починок, что было заимище Ермолки Кипреянова, // а в нем (в) крестьянин Гришка Максимов сын Смолин
-Деревня, что был починок Носов а в ней в) крестьянин Ивашко Максимов сын Смолин
В 1646 и в 1678 я Смолиных не нашел, пропали
В 1646 в Илюшинской есть Смоленниковы с отчествами Спиридонов и Ильин (возможно от этого Ильи и произошло название деревни?), то есть не сходится, что кто-то из Смолиных стал Смоленниковым. Если только Шумилко стал Илейкой?
Другое предположение: они раньше носили другие фамилии. Корепановы были Зыряновы, а Смолениковы - Мастюгиными.
Надеюсь, скоро мы увидим перепись 1615 на сайте и ситуация прояснится
В 1626-28 годах
Чепецкий тяглый стан
(в) Гришка Корепанов
В Актах Смолины в 1672 г. и позднее встречаются. И в переписиях в 1678 г. Смолины есть, в т.ч. в Чепецком стане: https://rodnaya-vyatka.ru/places/103510
Да, Гришка мог перебраться, скажем, cо своими младшими братьями, которых в переписях нет. Потом они или их дети появляются в переписи 1646
А я имел в виду, что Смолины пропали в Шестаковском уезде. Могли перебраться и в Чепецкий стан
В общем, идей много
Кажется, нашел
https://rodnaya-vyatka.ru/books/1615-1209-1-1029-tyaglye-hlynov-orlov-ko...
Буду расшифровывать, видимо
Если найдутся искомые Корепановы и Смолениковы - напишите пожалуйста здесь, мне тоже интересно, откуда они приехали.