Савали

Тип: село
Статус: существующий н.п.

Крупное село.

Образование: Савальский технологический техникум, Школа

Предприятия: Опытно-Производсвенно Хозяйство "Савальское", другие мелкие производственные артели

Одно из достопримечательностей - Савальский парк, который содержит кусочек реликтового осокоревого леса.

Село находится на холме, примыкает к пойме реки Шошмы

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      новый магазин - the new grocery store - July 2010 (Peter Yankov)
      новый магазин - the new grocery store - July 2010 (Peter Yankov)
      Остановка Центральная - Central Bus Stop - July 2010 (Peter Yankov)
      Остановка Центральная - Central Bus Stop - July 2010 (Peter Yankov)
      контора - administration ! - July 2010 (Peter Yankov)
      контора - administration ! - July 2010 (Peter Yankov)
      Ворота старого техникума - Gate of the old college - July 2010 (Peter Yankov)
      Ворота старого техникума - Gate of the old college - July 2010 (Peter Yankov)
      бывший детский сад - former (1950s) daycare - July 2010 (Peter Yankov)
      бывший детский сад - former (1950s) daycare - July 2010 (Peter Yankov)
      Административный корпус старого техникума - The Old College - July 2010 (Peter Yankov)
      Административный корпус старого техникума - The Old College - July 2010 (Peter Yankov)
      мечеть на месте дома Орловых - Mosque - July 2010 (Peter Yankov)
      мечеть на месте дома Орловых - Mosque - July 2010 (Peter Yankov)
      березовая аллея - birch trees along the main street - July 2010 (Peter Yankov)
      березовая аллея - birch trees along the main street - July 2010 (Peter Yankov)
      старый дом - the old house - July 2010 (Peter Yankov)
      старый дом - the old house - July 2010 (Peter Yankov)
      новый техникум - new college building - July 2010 (Peter Yankov)
      новый техникум - new college building - July 2010 (Peter Yankov)
      общежитие техникума - college residence - July 2010 (Peter Yankov)
      общежитие техникума - college residence - July 2010 (Peter Yankov)
      Вид с кладбища на Малмыж - View from the cemetery towards Malmizh - July 2010 (Peter Yankov)
      Вид с кладбища на Малмыж - View from the cemetery towards Malmizh - July 2010 (Peter Yankov)

      Переписи и ревизии Вятского края

      Код?Ссылка на связанный населённый пункт сайтаНазвание[Всё+]Губерния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      Перепись 1678, РГАДА 1209-1-6453, 1678 г.
      2430274селцо СавалиРоссийское царство, Приказ Казанского дворца, Казанский уездАрская дорога, поместья и вотчины казанцев дворян, детей боярских и новокрещеных417—418об
      Ландратская перепись, РГАДА 350-1-143, 1716—1717 г.
      3090046село Богороцкое Савали тожКазанская губернияАрская дорога, Помещичьи, служилых мурз и татар крепостные и крестьянеза Михаилом Семичевым89об—95об
      1‑я ревизия (1719‑21), РГАДА 350-2-1091, 1720—1721 г.
      3210214в селе Богородцком Савали тожКазанская губернияАрская дорога, помещиковыхМихаил да Федор Семичевы51—51об
      1‑я ревизия (1722‑27), РГАДА 350-2-1133, 1725 г.
      3321889села Богородцкого Савали тожКазанская губернияАрская дорога1028—1029
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-1138, 1748 г.
      1880194село Богородское, Савали тож, недоросля Петра ТатищеваКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАрская дорога, Помещичьи вотчиныпомещичьи♂ 8972051—72139693об—696об
      2‑я ревизия. Выбывшие, РГАДА 350-2-1153, 1748 г.
      2440187в селе Богородском Савали тожКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАрская дорога, Помещичьи вотчиныПетра Татищева♂ 11032839—32948269—273
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-1149, 1748 г.
      2880623села Богородцкого Савали тожКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАрская дорога, Иманаева сотня Чумаеванедоросля Петра Татищева62590об—91
      2880833села Богородцкого Савали тожКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАрская дорога, Иманаева сотня Чумаеванедоросля Петра Татищева847121
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-1182, 1762—1764 г.
      2740090села Богородского Савали тожКазанская губерния, Казанская провинция, Казанский уездАрская дорогаотставного секунд майора Петра Татищева♂ 135 ♀ 134381—389об

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      8150Савали (Богородицкое)с. вл.при р. ШошмеМалмыжский уезд,
      Стан 3
      На Вятском почтовом тракте32667344344688Церковь православная 1. Заводов 2: винокуренный 1, картофельно-паточный 1.

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В. А. Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год.

      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      9966село СавалиВятская губерния, Малмыжский уезд,
      Савальская волость, Савальский район
      с. Савали Богородицкая ц.
      (церковь в этом селении)
      Шошма → Вятка213825лесной пром.
      Рода, число семей:
      Власов — 2 
      Голов — 1 
      Грибин — 1 
      Деулин — 1 
      Жирнов — 1 
      Зайнов — 3 
      Зобнин — 8 
      Зюзин — 1 
      Иванов — 3 
      Ильин — 1 
      Клипов — 3 
      Клячин — 1 
      Козин — 2 
      Козлов — 1 
      Колчин — 1 
      Крысин — 1 
      Кряжев — 1 
      Кутнов — 1 
      Лукин — 1 
      Мамаев — 1 
      Мешин — 1 
      Мухин — 3 
      Петров — 1 
      Салмин — 1 
      Сысуев — 1 
      Тронин — 1 
      Трошин — 3 
      Трухин — 1 
      Турин — 2 
      Тюрин — 1 
      Фидин — 1 
      Чернов — 2 
      Чиклин — 4 
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.

      № (код)ТипНазваниеУездВолость, Общество (район)ДворовМуж. полаЖен. полаОбоего пола[+]Дополнительная информация (показать/скрыть)Источник?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда.
      05170401селоСавалиМалмыжский уездСавальская волость, Савальский район131411414825[+]1, ч. II, табл. 1, с. 47
      05170402селоГоньбаМалмыжский уездСавальская волость, Савальский район141365372737[+]1, ч. II, табл. 1, с. 47
      Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 1. Малмыжский уезд. - Москва, 1886.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      050001селоСавали (Богородское)Малмыжский уездСавальская волость1504484889361, л. 351 об.
      050009усадьба духовенстваНа церковной земле села СавалиМалмыжский уездСавальская волость347111, л. 351 об.
      050018владельческая усадьбаСавальское имение АлександровыхМалмыжский уездСавальская волость2056521081, л. 352
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/5.

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. удм.В т.ч. тат.В т.ч. мари
      3-04-136селоСавалиМалмыжский уезд,
      Малмыжская волость
      Савальский5,5 км1223415636241777910

      Списки населённых мест по материалам Всесоюзной переписи населения 1939 года

      № (код)ТипНазвание ?Названия нас. пунктов Кировской области приведены по источнику [1] и проверены по источникам [2], [3], [4] (фактически использованные источники указаны в примечаниях к каждому нас. пункту).
      Названия нас. пунктов Архангельской области приведены по источнику [5]. По исправленным ошибкам, опечаткам и разночтениям в источниках сделаны примечания.
      Нас. пункты, добавленные в списки по сведениям 1938 г., приведены без порядкового номера и отмечены знаком * после названия.
      РегионРайонСельсовет
      Сведения на 1938 г. ?Число жилых строений и хозяйств приведено по данным сельсоветского учёта на 1938 г. для части районов Кировской области по источникам [3] и [4] (см. примечания). При наличии в источнике корректировок взяты последние (исправленные) значения.
      Жил. стр.Хозяйств
      Наличное население по переписи 1939 г. ?Сведения приведены по источникам [1] и [5] (см. примечания). Для нас. пунктов, добавленных в списки по материалам 1938 г. (не включённых в итоги переписи 1939 г.), указаны прочерки. Некоторые из таких мест могли иметь население на момент переписи, но оно было учтено в составе других нас. пунктов.
      МужчинЖенщинОбоего пола
      Отдельно стоящие
      жилые строения (1938 г.) ?Сведения приведены по источнику [2].
      Сделанные в некоторых случаях исправления и дополнения по источникам [3] и [4] помещены в квадратные скобки [] либо явно помечены ссылкой на источник.
      В Кировском районе, где сведения по источнику [2] отсутствуют, они приведены по источнику [4].
      Строения, отмеченные знаком *, включены в итоги переписи как отдельные нас. пункты.
      Строения, отмеченные знаком **, в итоги переписи не включены, но добавлены в списки как отдельные нас. пункты по сведениям 1938 г. ([3] или [4]).
      Знак ? после * и ** означает неуверенность в сопоставлении нас. пункта и отд.-стоящ. жил. строения.
      [-]Ссылки на источники информации (показать/скрыть)
      1423220026селоСавалиКировская областьМалмыжский районСавальский с/с (ц.)130136503477980[-]
      Источники: [1, л. 298 ↗; 2, л. 496 об. ↗; 3, л. 375 ↗]
      Источники: 1. ЦГАКО. Ф. Р-2756. Оп. 1. Д. 46.; 2. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2303.; 3. ЦГАКО. Ф. Р-2344. Оп. 1. Д. 2301.

      Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.

      № (код)ТипНазваниеРайонСельсоветХозяйствНал.населениеПримечание ?Список сокращений:
    • колх. - колхозников
    • раб./сл. - рабочих и служащих
    • врем. прожив. - временно проживающих
    • единоличн. - единоличников
    • хоз-в - хозяйств
    • чел. - человек
    • колх.* - предположительно - колхозников (явно не указано в документе, но выделены другие категории)
    • Источник?
      261609селоСавалиМалмыжский районСавальский сельсовет1244901, л. 488
      Источник: 1. ЦГАКО. Ф. 2344. Оп. 27. Ед. хр. 635.

      Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. п.СельсоветРасст. до ц. с/с
      17106селоСавалиМалмыжский районСавальский сельсоветцентр
      Расстояние до райцентра: 12 км.
      Центральная усадьба: Савальское опытно-производственное хозяйство НИИ Северо-Востока

      Список населённых пунктов Кировской области по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года

      № (код)Тип н.п.НазваниеРайонСельсовет
      Наличное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Постоянное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Категория населенияИсточник?
      221701селоСавалиМалмыжский районСавальский сельсовет (ц.)12205966241337695642сельское1, с. 116
      Источник: 1. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года по Кировской области [Текст] : сб. Т. 3. Сельские населенные пункты / Госкомстат РСФСР, Киров. обл. упр. статистики. – Киров:, 1990. – 236 с.

      Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. зн.ОкругРасст. до ц. округа
      17093селоСавалиМалмыжский районСавальский сельский округцентр
      Расстояние до райцентра: 12 км

      Всероссийская перепись населения 2002 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонСельсоветМужчин и женщинМужчинЖенщинНациональность (%)Категория населенияИсточник
      33223864001селоСавалиКировская областьМалмыжский районСавальский сельский округ (ц.)1165556609русские: 70 %сельское1, 2

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонПоселениеМужчин и женщинМужчинЖенщинКатегория населения
      33223864001селоСавалиКировская областьМалмыжский муниципальный районСавальское сельское поселение (ц.)1154575579сельское

      Государственный каталог географических названий (АГКГН)

      Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область

      Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
      29472селоСавалиМалмыжский район

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год


      Церковные приходы (общины) в этом населённом пункте (до 1-й пол. XX в.)

      Православные церкви

      Богородицкая церковь

      Храмозданные грамоты

      Сборник храмозданных грамот на построение церквей в Вятской епархии / [собиратель грамот В. Шабалин]. - Вятка : Губерн. тип., 1914
      № в книгеГодЗаголовок грамоты
      531703Грамота Митрополита Казанского Тихона на построение в сельце Савалях (село Савали, Малм. у ) вновь деревянной церкви во имя Казанской Божией Матери с приделами в честь св. пророка Илии и Николая Чудотворца 1703 г. 14 Июля.
      3501819Грамота Преосвященного Амвросия на построение в с. Савалях, Малмыжск. у., вместо ветхой деревян. Казанско-Богородицкой церкви, вновь каменного храма во имя Казанской Божией Матери с приделом в честь Свят. Николая Чудотворца. 1819 г. 30 Сентября.

      Приходы Вятской епархии за 1872 г.

      Церкви и приходы в Вятской епархии (по клировым ведомостям 1872 г.). // Вятские Епархиальные ведомости, 1873 г., отдел духовно-литературный, №№1-24
      Село СавалиКазанско-Богородицкая церковьМалмыжский уезд1-й благочиннический округ
      №18, с. 602

      414. Казанско-Богородицкая в селе Саваляхь.

      Построена в 1827 г., каменная. В ней три престола: в честь Казанской Иконы Божией Матери и во имя Св. Иоанна Злат. и Свят. Николая.

      В причте церковном священник, диакон и два дьячка. У священника свой дом, прочие имеют казенные квартиры. Во владении причта 33 дес. церковной земли.

      В приходе 5 селений, на протяжении 20 в. от церкви; прихожан 1234 м. п. и 1335 ж., в том числе Черемис 102 м. п. и 108 ж.

      Савали от г. Вятки в 280 в. Ближайшия села: Дерюшево в 6 в. и Гоньба в 9 в. и г. Малмыж в 5 в.

      Показать оригинал

      Церкви и часовни Вятской епархии за 1890 г.

      Алфавитный указатель церквей и сел Вятской епархии с подразделением их на благочиннические округи: составлен 7 мая 1890 года. - Вятка: тип. Маишеева: 1890.
      Савалинская - Богородская, церковь приходскаяМалмыжский уезд1-й благочиннический округ
      Число прихожан — муж.п.: 1305, жен.п.: 1378. Штат — священников: 1. диаконов: 1. псаломщиков: 1. Рукописное примечание — 1703.

      Села и храмы Вятской епархии. Начало ХХ века

      ГОУ «ГАКО», «Села и храмы Вятской епархии. Нач. ХХ в.»
      СавалиКазанско-БогородицкаяМалмыжский уезд1-й благочиннический округ

      Приходы Вятской епархии за 1912 г.

      Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Вятка 1912
      Село СавалиБогородицкая церковьМалмыжский уезд4-й благочиннический округ

      3) Село Савали – Богородицкая церковь, каменная, построена в 1827 г.; расстоянием ог г. Вятки в 280 вер., от уездного города и от благоч. в 5 вер.; причта по штату положено: 1 свящ., 1 диак. 1 псал.; квартиры для причта казенные; земли: усад. 1740 с., пах. 30 д., сен. 3 д.; братский денежный доход: св. 751 р. 53 к., диак. 501 р. 2 к., пс. 250 р. 51 к.; руги собир. на весь причт до 40 п. ржи и овса: прихожан: правосл. рус. 1558 м. п., 1616 ж. п., крещ. черем. 158 м. п., 160 ж. п.; приход состоит из 4 селений, расст. 4 – 17 вер.

      Село расположено на горе при реке Шошме. В селе две школы – сельско-хозяйственная министерская и земская начальная. В приходе три школы, из них две церк.-прих., в деревнях Азелине в 3 вер. и в Ходе в 16 вер., а третья земская в дер. Кугуборе в 8 вер. Прихожане занимаются исключительно земледелием. Участ. мед. пунк. в Малмыже; волост. правл. Савальское в 9 вер.; парох. прист. Горки на реке Вятке при устье р. Шошмы в 9 вер. В 5 верстах от села в дер. Ирюк две татарские мечети. Село стоит на трактовой дороге.

      В церкви хранится древний 1704 г. Св. Крест с мощами святых.

      Показать оригинал

      Списки населённых мест по приходам на конец XIX-начало XX века

      с. СавалиБогородицкая церковьМалмыжский уезд4-й благочиннический округ
      Число населённых мест в приходе: 4 (Смотреть список)
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО, ф. 237, оп. 70, д. 831)
      Справочник по составу приходов церквей Малмыжского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Материалы к «Русскому провинциальному некрополю». Вятская губерния

      Материалы к «Русскому провинциальному некрополю» великого князя Николая Михайловича. Том 1. Губернии Астраханская, Вятская, Нижегородская, Самарская, Саратовская и Симбирская / Рос. гос. истор. архив ; изд. подгот. Д. Н. Шилов. - Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2012. - 1032 с.

      Для просмотра информации о захоронениях при выбранной церкви щёлкните ссылке [+].

      № (код)Город или село, церковьЗаписей[-]УездБлагочиннический округ
      100Савали, село. Богородицкая церковь6[-]Малмыжский уезд4-й благочиннический округ
      Сведения о лицах, погребенных в церковной ограде села Савалей Богородицкой церкви Малмыжского уезда Вятской епархиис. 223
      «С южной стороны храма находятся следующие памятники:с. 223
      1. Каменная плита с надписью: “Здесь покоится прах священника Симеона Тимофеева Петрова. // Скончался 3 апреля 1892 года. Жития его было 84 года. Священствовал в селе Савалях 52 года”.с. 223
      2. Немного южнее другая плита с надписью: “Здесь покоится прах рабы Божией Александры Феодоровны Петровой, урожденной Капачинской, жены священника Симеона Тимофеева Петрова. Жития ее было 81 года, скончалась 9 д[екабря] 1897 года”.с. 224
      3. Памятник с надписью: “Здесь погребено тело Анастасии Дамиановой Кирпишниковой с детьми своими, младенцами Ольгой и Николаем. Родилась 1817 года декабря 11 дня, вступила в супружество 1836 года генваря 31 дня, скончалась 1841 года февраля 17 дня. Жития ее было 23 года 2 месяца и 5 дней”.с. 224
      С восточной стороны храма погребены помещики:с. 224
      4. Памятник с надписями: “Иван Александрович Ростовцев, коллежский советник, скончался 1848 года генваря 28 дня 76 лет”. “При жизни все в нем друга чтили! / А по смерти — плоды его трудов друзьям его утрату возвратили”. “В добродетели он счастье ощущал! / И всем друзьям своим при жизни то же завещал”.с. 224
      5. “Здесь погребено тело Николая Павловича Де-Бособр, родившегося 1 мая 1816 года, скончавшегося 8 июня 1856 года”.с. 224
      6. “Младенец Клавдия Де-Бособр скончалась 1875 года февраля 14 дня 11 месяцев”.с. 224
      На кладбище памятников с надписями нет».с. 224
      РГИА, ф. 549, оп. 2, д. 10, л. 146. Подписали священник Илия Курочкин, диакон Николай Утробин и псаломщик Анатолий Несмелов.с. 224

      Каталог метрических книг

      Нас.пункт (село)ЦерковьГодыВиды актов ?Р - записи о родившихся
      Б - записи о бракосочетаниях
      С - записи об умерших
      Рзв. - записи о разводах (ислам)
      ? - наличие сведений в деле неизвестно
      Место храненияКоординаты делаЛистыСсылка
      В нашем каталоге пока нет метрических книг по этому приходу

      Персоналии из этого населённого пункта

        Комментарии

        Аватар пользователя Иван Зыков

        В СНМ-1873 под № 8150.

        Аватар пользователя tatiana1-51

        Добавила данные Реестра 1891 года.

        Аватар пользователя Олег1969

        История Савальского имения

        Автор: Чезганова Наталия

        Руководитель: Вольф Ирина Николаевна

        Зачастую мы лучше знаем историю других стран, больших городов, по-скольку именно там происходили наиболее значимые исторические события. Но о тех же событиях в собственном крае мы имеем довольно смутное пред-ставление. А ведь в Вятском крае немало деревень и сел, чья история насчитывает более 100 лет! Одним из таких сел является Савали, история которого начинается с середины XVII века с появления там дворянской усадьбы. Сегодня от «дворянского гнезда» остались старые развалины.
        Владельцы Савальского имения:

        1. Боярин Савали (???)

        В XVII столетии началась прочная колонизация русскими всего Малмыжского края. На месте пустошей стали возникать селения: Калинино, Савали, Дерюшево и др.
        Кроме посадской колонизации, большое значение имело для образования сплошного русского землевладения вокруг Малмыжа местные поместные владения.
        В разное время помещики получали от царей грамоты на окрестные земли и заселяли их крестьянами, приведенными из других губерний.
        Бытует несколько версии названия села Савали. По одной из версий название села произошло от назва-ния одного из удмуртских или марийских племён, обитавших в этой местности. По другой версии – в 1570 году царь Иван Грозный подарил боярину по фамилии Савали(?), отличившемуся при взятии Малмыжа, село Преображенское (после село было переименовано в Савали. К сожалению, сведения о нем не многочисленны, считаются, что этот боярин был опричником, приближенным Ивана IV. Неизвестно, что происходило с селом и его владельцами до 1648 года.

        2. Помещики Семичевы

        Первым помещиком в Савалях был Данила Васильевич Семичев. Он был сыном дворянина Василия Леонтьевича Семичева, который был воеводой в Малмыже 1645-1647г.г. В Краеведческом музее г. Малмыжа есть информация о том, что появились Савали между 1646-1648 г.г., так как в 1646 году Савали еще не упоминаются, но в 1648 году в писцовой книге Семена Волынского записано: «За Данилой Семичевым под Малмыжем пустошь Савали на речке Савалке и на речке Ирючке пашня, всего 45 десятин».
        Вторым по времени владельцем Савалей являлся сын Данилы Васильевича Никита, которому были пожалованы земли и мельница на реке Шошма в 1679 году. При Никите Даниловиче Савали стали называться «сельцом», то есть была усадьба помещика и деревенское поселение. В 1703 году Семичев построил в Савалях церковь Казанской Божьей матери.
        Время 1703 – 1726г.г. является наиболее темным в истории Савалей. Никита Данилович умер, а с ним прекратилась мужская линия Семичевых. Поэтому село перешло по наследству во владение рода Кудрявцевых, связанных родством с Семичевыми. Научный сотрудник краеведческого музея Е. Кудрявцева в статье «Савальское имение и его владельцы» («Сельская правда» от 1999г.) рассказывает о савальских помещиках Кудрявцевых и Татищевых. Род Кудрявцевых происходил от Бориса, жившего в конце XVII столетия. Савали достались его правнуку Нефеду Никитичу, участнику Полтавской битвы и Персидского похода. Нефед Никитич унаследовал большие имения от своего отца Никиты Алферовича, бывшего казанским вице-губернатором, обер-комиссаром Казанского адмиралтейства, при отставке получившим чин генерал-майора.
        Неизвестно точно, в каких родственных отношениях находился Нефед Никитич к Никите Даниловичу Семичеву, достоверно известно, что он получил Савали от последнего по наследству. Вероятнее всего дочь или сестра Никиты Даниловича была матерью Нефеда Никитича Кудрявцева; с меньшей вероятностью можно допустить, что Никита Данилович был женат на Кудрявцевой.

        3. Род Татищевых

        Нефед Кудрявцев передал Савали в приданое своей дочери Анастасии (Марии), вышедшей замуж за графа Алексея Татищева, Начав службу в Преображенском полку, Алексей Данилович в 1717 году был сделан денщиком Петра Великого и служил в этой должности до самой смерти императора. Екатерина I произвела его в камер-юнкеры.
        Стоя близко ко двору, Алексей Данилович принимал живое участие в придворной жизни, даже являлся инициатором строительства некоторых зда-ний в Петербурге. В 1740 году он был возведен в звание камергера. Императрица Елизавета Петровна в день своей коронации пожаловала Алексею Даниловичу орден Александра Невского, а в 1745 назначила генералом-полицмейстером. Алексей Татищев деятельно боролся с воровством и разбоями. В его обязанности лежало устройство придворных празднеств. Его усердие вознаграждалось: старшая дочь Татищева была любимой фрейлиной императрицы и вышла замуж за графа П. И. Панина, сам он получил в подарок дом в Петербурге и в 1757 году был произведен в генерал-аншефы.
        После смерти Алексея Даниловича имение перешло в руки сына Алексея Татищева – Петра, родившегося в 1730 году. Татищевы жили в Петербурге, а имением правил Нефед Кудрявцев.
        Петр Алексеевич Татищев являлся одним из наиболее просвещенных деятелей в царствование Екатерины II. В 1767 году он принимал видное участие в выборах в комиссию Уложения. Заметную роль играл в масонстве: в 1779 году был мастером ложи «Трех знамен», в 1782 – главным мастером ложи «Гармония», позднее префектом «капитула Татищева». Вероятно, он был основателем ложи «Восходящего солнца» в Казани. В 1781 году Петр Алексеевич явился основателем «Дружеского ученого общества при Московском университете», а затем «Компании Типографической». Несомненно, Петр Алексеевич внес свой вклад в историю русского просвещения и русской культуры.
        Дети Петра Алексеевича после смерти матери воспитывались в Казани у прадеда Нефеда Никитича Кудрявцева. Имена дочерей Петра Алексеевича связаны с историей русской литературы. Старшая – Анна Петровна была сама поэтессой и писательницей-переводчицей, вторая – Елизавете Петровна (Чиркова) была тещей поэта-партизана Дениса Давыдова, третья – Екатерина Петровна (Энгельгард) была женою автора известных «Записок» и тещею поэта Е. Баратынского. Эти дочери унаследовали родовые владения Петра Алексеевича. Савали достались Анне Петровне.

        4. Помещица Овцына

        В 1816 году Анна Петровна продала Савали Софье Ивановне Овцыной – офицерской вдове, которая владела селом 30 лет. При Овцыной был построен в усадьбе деревянный дом, заложен парк, который через семь лет будет праздновать двухсотлетний юбилей. Я была в этом парке, сейчас, он находится в ужасном состоянии, но породы деревьев сохранились. Помещики выступили спонсорами, и в парк были привезены следующие породы деревьев: сибирские кедры, туя, черный тополь с юга и др. – приблизительно двести видов деревьев и кустарников. Хотя война 1812 года не коснулась села напрямую, но отголоски этих событий все же есть. Так, например, в имении работали пленные французы и швейцарцы, попавшие сюда после войны 1812 года. В этот же период был заложен Курган Военной славы в честь победы над французскими войсками в Отечественной войне 1812 года. Курган был создан на привозной земле (из Казани, Ижевска, Елабуги и Хлынова). Управляющим при Овцыной был Ростовцев. В 1846 году она умерла, завещав ему Савали в пожизненное владение.
        К сожалению, мне не удалось найти никаких документов или интересных фактов, которые бы описывали времена, когда имением владел Ростовцев.

        5. Помещики де Бособры

        После его смерти село перешло к родственникам Овцыной – Фрезе, а затем к Николаю Петровичу де Бособру, который оставил о себе память как поэт. Он устроил в Савалях кирпичный завод и оранжереи, что подтверждает савальский старожил Иван Семенович Чугунов. Он утверждает, что завод был разрушен в середине XX века (по неизвестной мне причине), и еще его отец занимался здесь производством кирпича. Сейчас на месте кирпичного завода бытовые постройки, но неподалеку я обнаружила огромные залежи глины, что наглядно подтверждает мои предположения о том, что завод работал на мест-ном сырье. Николай Петрович интересен не только своей французской фами-лией, но прекрасна и трогательна история его любви к своей родственнице Марии Николаевне Депрейс (в замужестве - Мертваго). Эту историю я нашла в статье Е. Поповой в «Сельской правде», 2004 год.
        Николай Исаевич Депрейс имел дочь – юную и прекрасную Марию. Его племянник Николай де Бособр и Мария в юности полюбили друг друга, но отец наложил на их брак veto. Николай Исаевич не подозревал всей глубины чувства дочери, разбив тем самым ее жизнь. Сквозь годы понесли этот крест Николай и Мария.
        Шло время, они временами виделись, но никогда не оставались наедине. В старых бумагах Марии, после ее смерти, были найдены письма и любовные стихи де Бособра. В 1856 году Николай Петрович тоже скончался, и у него на груди нашли медальон с портретом Марии.
        Он умер сорокалетним холостяком, так как будучи верным сыном своего Романовского века, остался верен Марии до конца.
        После смерти Николая Петровича во владение вступил его племянник Владимир Владимирович де Бособр. Он имел репутацию грубого, малообразованного картежника и пьяницы. Он очень любил собак и покупал породистых щенят. Чтобы они выросли сильными и здоровыми их вскармливали крепостные крестьянки. Его жена тоже имела крутой нрав: иногда она заходила в прачечную, и если ей не нравилось, как постирано белье, то прачек заставляли пить мыльную воду. При нем управляющим был Кирилла Иванович Кирпичев, а старостой – Епифан Забубенин.
        Как и везде в России, в имении работали крепостные крестьяне. Все крестьяне работали на помещика. Рабочий день начинался с восходом солнца и завершался на закате. Во время работы староста за малейшую провинность (если крестьянин плохо жнет, оставляет колоски) избивал крепостных нагайкой. Крестьяне работали три дня на себя, три дня на помещика. Нри дворе помещика работали семьдесят пять человек. Все, что ими вырабатывалось (вышивали, ткали, шили), отдавалось помещику. При нем крестьян покупали и продавали, выигрывали и проигрывали в карты. Например, крестьян Забубенина и Сорокина де Бособр выиграл в карты у помещика Воронежской губернии. Но однажды Владимир Владимирович проиграл кучера с парой лошадей, несколько семей крестьян в Матвеевский завод Уржумского уезда. Судьбой крестьян полностью распоряжался помещик. Он говорил: «Уравнять надо всех». Сам выбирал жениху невесту и наоборот: жених красивый - невеста безобразная; жених ленив - невеста старательная. В солдаты шли также по воле помещика: отдавал самых ленивых и непокорных.
        Жизнь была настолько тяжела, что все мечтали о воле, об улучшении положения. Выбирались из среды крестьян ходатаи перед барином, но все попытки заканчивались высылкой этих крестьян на вечное поселение в Сибирь. Так высланы были Афанасий Раздрогин, Спиридон Крысин.
        Интересны сведения о том, как крестьяне в Савалях встретили реформу 1861 года. Манифест об освобождении крестьян был объявлен в марте 1861 года, до Савалей же эта новость дошла только в октябре. Владельцы знали о манифесте, но все еще пользовались даровой рабочей силой и молчали. Но в середине октября приехал в село «генерал» и приказал собрать взрослых крестьян. Они собрались у барского крыльца. «Генерал» объявил о манифесте и поздравил бывших крепостных с освобождением. Они упали на колени и стали благодарить. При отмене крепостного права помещики отрезали земли крестьян. Крестьяне были вынуждены платить большие деньги за землю. Таким образом, отмена крепостного права в 1861 году была проведена в интересах крепостников-помещиков, за счет ограбления крестьянства, как мы знаем из курса истории.

        6. Помещики Александровы

        В 1884 году имение было продано вконец разорившимся де Бособром семье Александровых. В «Энциклопедии Земли Вятской» (том 6) содержится следующая информация об Александровых (Приложения 2, 3).
        Василий Васильевич Александров (1790 -1869) родился в г. Слободском, где и находилось их родовое поместье, в семье купца третьей гильдии. Василий Васильевич был купцом первой гильдии, потомственным почетным гражданином. По одной из версий, фамилия Александров была дана царем Александром II во время Севастопольской войны за поставку добротного и качественного сырья в армию. Василий Васильевич стал владельцем пяти заводов и двух пароходов. Он участвовал в становлении в Слободском винокуренной промышленности, был почетным членом Вятской архивной комиссии. У него было два сына: Иван и Петр. Последний, по рассказам, служил в земстве, был демократических взглядов, поэтому хорошо относился к крестьянам, даже организовал школу домоводства для женщин, в которой учили кулинарии, шитью и манерам поведения.
        Иван Васильевич Александров (около 1815 - июнь 1892) - коммерции советник, потомственный почетный гражданин, продолжатель дела отца. Расширил и упрочил торговое дело Александровых, распространив его на приволжские губернии, присовокупив к унаследованному заводы в селениях Талица, Савали и городе Малмыже. Обустраивал заведения для торговли минеральной водой и фруктовыми квасами в городах Вятке, Казани, Самаре, Перми.
        Именно он и купил Савальское имение. Кроме этого он еще приобрел поместье Юшкова, у которого в селе Калинино был винокуренный завод. Александров, в отличие от предшественника, был человеком грамотным, хозяйственным и умным.
        При нем село достигло своего расцвета: оно сильно раз-рослось, так как велось обширное строительство. Он построил кирпичное здание в своем имении, развел племенной скот, построил электростанцию, которая давала электроэнергию на винокуренный завод, провел телефон. У него была редкостная вещь - легковой автомобиль.
        Иван Васильевич провёл размежевание земель, установил границы кре-стьянских владений и запретил им пускать на свои поля и луга скот. За нарушение границ облагал штрафами, которые были чувствительны не менее чем розги старого помещика. Многие крестьяне вынуждены были забить большую часть скота. Они не смели заходить в парк и сад помещика, где были фонтаны, беседки, аллеи. К сожалению, ни фонтаны, ни тем более беседки не сохранились до настоящего времени, при Иване Васильевиче был даже проложен водопровод в парк, к барскому дому и в дом управляющего. Водопровод был деревянный. Александров хотел даже крестьянам провести воду за то, чтобы они отдали ему дубраву. Но те отказались, и помещик, приказав раскопать трубы, собственноручно их перерубил. Имеется весьма интересный факт: в 1936 году при прокладке нового водопровода (из чугунных труб) рабочие обнаружили, что у барского дома было разветвление труб, многие из которых вели в дома наиболее зажиточных крестьян, живших при Александрове.
        Иван Васильевич имел большие площади посевов и занимался жи-вотноводством. Он держал пёстрые породы свиней и самые лучшие породы коров и лошадей.
        При этом помещике работали по 14 - 15 часов в день. В церкви имелся колокол, в который звонили трижды в день: утром, когда нужно идти на работу, в обед и вечером - с работы. В пять часов по полудни ходили на разряд в батрацкую, где докладывали о проделанной работе и получали дневной заработок. Получали, конечно, гроши: мужчине выплачивалось 25 копеек, женщине – 20, а подростку - 15. Но на сенокосе Александров иногда делал крестьянам подарки: детям - конфеты, мужикам - бочку пива, по стакану вина, немного денег. Вынуждены были работать на помещика, в основном, бедняки. Для возки дров к одному рабочему прикреплялось три лошади. В случае порчи инвентаря они платили штраф.
        Семья у Александрова была небольшая: жена, дочь и два сына. Жена была очень добра к крестьянам: зачастую она приезжала на сенокос и привозила крестьянским детишкам сладости, а мужикам обед. Некоторое время у Александровых жил родственник Богданов. В его распоряжении находилось два здания. В это же время была открыта школа для крестьянских детей. Но вскоре она сгорела. Родственник уехал, и освободилось два этих помещения: одно из них, находящееся рядом с домом Александровых, было отдано под школу, другое стало столовой для крестьян, работавших на помещика. Но Ивану Васильевичу не понравилось, что во дворе его дома находится школа для крестьян, поэтому он приказал построить трёхлетнюю школу. Для получения дальнейшего образования нужно было идти в город Малмыж в гимназию. Но поступить туда могли немногие: дети зажиточных крестьян, причём было необходимо согласие священника. Гимназия была отдельно для юношей и для девушек.
        1 июля 1900 года в селе Савали Александров открывает сельскохозяйственную школу I разряда.
        Лес для постройки здания школы, хлевов для скота, мастерских, куз-нечной и столярной, квартир для учителей, общежития для учеников, здания церкви при школе Александров выхлопотал от казны бесплатно.
        Все сооружения производились на деньги купца по договорённости с министерством земледелия и государственных имуществ на условиях, что весь труд учеников полностью пойдёт в пользу купца.
        Департамент утвердил Александрова начальником. В школу принимались юноши 13 лет в приготовительный класс и не моложе 14 лет в первый класс. Курс обучения рассчитывался на четыре года и ещё один год производственной практики в хозяйстве. Главная цель школы была распространять в народе основные знания по полеводству, огородничеству, садоводству и пчеловодству, а также ремёслам: плотницкому и столярному.
        Александр Рева в своей книге «Верность традициям» описывает семейное производство Александровых.
        Прикинем на карте размер территории, которую охватывала торговля Александровых, прибавим к ней десяток пароходов на реках Вятке, Каме и Волге, в буфетах и ресторанах которых служили люди или подавались напитки Александровых. Империей Александровых назвали бы эту территорию в Америке, а у нас более ценно её общественное признание. Поэтому потомственным почётным гражданам, купцам первой гильдии Александровым, взявшимся за выпуск разного рода питий, закрывать глаза на их качество не дозволялось, ибо им приходилось строить своё благополучие не вопреки, а во имя благополучия своих покупателей. Господа Александровы сознавали, что, создавая производство продуктов, они напрямую ответственны за качество перед покупателем. Дать некачественный товар - значит, потерять покупателя, уступить позиции конкуренту.
        Поэтому, строя завод, хозяин заранее закладывал в него качественные показатели и возможности их совершенствования в дальнейшем.
        Именно с таким расчётом реконструировали они откупленный у Смолина Соколовский винокуренный завод в 1862 году, а два года спустя пустили в действие и винокуренный завод в Слободском, после принялись за обустройство водочного и строительство пивоваренного заводов. Александровы двигались сами и двигали дело силою двух - трёх артелей каменщиков, плотников, землекопов да возчиков, на лошадках подвозивших песок, известь, кирпич. Кстати, кирпич Александровы тоже производили сами на савальском кирпичном заводе.
        Доходность производства зависела вовсе не от того, сколько «урвёт» хозяин от зарплаты рабочего, а от организации дела. Именно от людей на местах, которые не были связаны ни круговой порукой, ни партийной дисциплиной, а только личной ответственностью за дело. Поэтому не было в конторах людей, перебирающих пустые бумажки, не было заседательской суеты и пустых обещаний.
        Вот пример: чтобы отпустить со склада продукцию, на заводе обходились двумя бумажками:
        «Из очистного подвала отпущено господину Криушину вина обыкновенного в двух полубочках:
        в первую - 25,40 ведра
        во вторую - 26 ведер
        И пять вёдер столового вина в бутылки ёмкостью в 1/20 ведра. Посуды:
        2 полубочки
        1 ящик
        101 бутылка.
        25 октября 1881 года, Попов».
        Это ли не свидетельство хорошей организации отпуска продукции? По-добная точность царила и на остальных заводах Александровых, в том числе и на винокуренном в селе Калинино. На Сосновой горе близ села Савали был склад, причём там было не только складское помещение, но и вымощенные дорожки для прогулок. Сюда приезжали важные покупатели, на Сосновой горе они могли даже отобедать, не говоря уже о дегустации напитков. До наших дней сохранились лишь несколько вымощенных дорожек и пара мостиков, но теперь это лишь место для отдыха местных жителей.
        Надо отметить, что все рабочие и служащие Александрова работали на кон-трактной основе и в конце года, помимо ежемесячной зарплаты, могли еще получить проценты с прибыли. Будучи достаточно строгим помещиком, Александров все же делал попытки облегчить жизнь крестьян, хотя бы давая рабочие места, пусть и немногочисленные.
        Село Савали в годы Первой русской революции:
        После открытия школы в селе в 1900 году многое стало меняться. В первую очередь, это было связано с надвигающейся Первой русской революцией, которая не обошла стороной и Савали.
        Заведовал школой агроном с высшим образованием Виктор Николаевич Веселовзоров – человек, свободный от религиозных убеждений, открыто не признававший Бога. За мягкий характер и обходительность ученики его любили. В штат школы входили два преподавателя с высшим образованием, два мастера (по кузнечному и столярному делу), садовник, пчеловод и зоотехник. Управлял всем имением Александрова тоже человек с высшим образованием, выпускник Казанского университета Овчинников.
        Расположенный по соседству городок Малмыж являлся ссыльным горо-дом. Овчинников и Веселовзоров являлись людьми прогрессивных взглядов, поэтому легко сошлись с малмыжскими политссыльными. Зачастую Веселовзоров приглашал ссыльных проводить «литературные чтения» с учениками на политические и религиозные темы. Об этом рассказывается в статье «Рассадник вольнодумия» Н. Филлиповой, зав. Краеведческим отделом Центральной Библиотечной Системы Малмыжского района.
        Все началось с того, что малмыжский уездный исправник весной 1902 года написал рапорт губернатору Хомутову «о ненормальном воззрении на дело религиозного и нравственного воспитания» среди учеников Савальской сельскохозяйственной школы.
        Длительное отсутствие Александрова в Савалях благоприятствовало атеистической и любой другой революционной пропаганде не только среди учащихся школы, но и среди крестьян. Совершенно неслучайно в 1902 году в селах Савали, Калинино и Гоньба назревали аграрные беспорядки. Волнения крестьян Савальской волости тоже сказались на настроении учеников школы. В чем же выразились эти настроения? Законоучредитель Роганович в своем рапорте губернатору писал: «34 ученика (из 60) с 20 до 22 лет в школе богохульствовали, вели себя неодобрительно. Ученик Бочкарев заявляет, что «правительство с крестьян взыскивает подати и разоряет их, продает у крестьян коров и избы с торгов, чтобы деньги эти пропивать в Петербурге». Товарищам он говорил: «У государя родилась дочь. Это несчастье для народа. С крестьян будут взыскивать для нее приданое». Такие суждения ученика школы – это не просто безбожие, это уже политика! По настоянию Рогановича несколько учеников школы решено было наказать, но за них заступился Веселовзоров. Однако, назойливые рапорты Рогановича начальству привели к тому, что с инспекцией по обследованию школы в село Савали прибыл Сарапульский епископ Михей. Александров встретил епископа торжественно, на угощения и подарки не скупился. Самых неблагонадежных учеников удалил на время на дальние работы. Другим приказал «не богохульствовать». Однако все дело испортил савальский полицмейстер урядник Зяблицев, который заявил Михею, что вина за отступничество в школе полностью лежит на самом Александрове, как попечителе школы. Такой наглостью «какого-то» урядника Александров счел себя глубоко оскорбленным. Назревал скандал!
        Миллионы делают свое дело. Михей был задобрен и ограничился легким выговором промышленнику, удовлетворившись обещанием уволить от должности заведующего школой Веселовзорова. Уволенный с должности Веселовзоров определился на службу в соседний уезд в качестве агронома.
        Это не помогло, близился революционный 1905 год, и в Савальской во-лости вновь было неспокойно. Но мне не удалось найти каких-либо документов или воспоминаний о том, как прошла революция в Савалях, но доподлинно известно, что этого села она коснулась.

        Судьба имения в годы Советской власти:

        В 1917 году ситуация вновь обострилась. С приходом большевиков к власти, республиканского правительства, семья Александровых вынуждена была бежать из страны. Теперь они лишились всех привилегий. Документальных фактов того, куда именно они уехали, к сожалению, нет. Покидали имение в спешке, поэтому практически ничего с собой не взяли. Все оставшееся имущество растащили местные жители. Неизвестно, было ли использовано имение как-либо новой властью.
        Сельскохозяйственная школа была упразднена на основании «Положения о единой трудовой школе РСФСР» от 16 октября 1918 года. Но уже в 1920 году была восстановлена и реорганизована в среднее сельскохозяйственное учреждение – Савальский сельскохозяйственный техникум.

        Интересна судьба савальской церкви, построенной еще при помещиках де Бособрах. Церковь представ-ляла собой огромный комплекс зданий различного назначения: естественно, храм, часовенка, хозяйственные постройки, кладбище и пр. После революции 1917 года церковь сперва разграбили: уносили все, начиная от иконостасов и заканчивая золотыми подсвечниками, но многое увез с собой поп, когда бежал от новой власти – потом сделали клуб, поставив колонны в храме, чтобы не было акустики. Мало кто отнесся к таким действиям власти с одобрением, но поживиться церковными ценностями хотели все. В 1936 году весь комплекс взорвали, а кладбище засыпали. После взрыва под церковью обнаружили потайные ходы и комнаты, полные золота и того, что поп не смог увезти с собой. В одной из комнат нашли мощи Святой (неизвестно как ее звали) с рыжими волосами. Новая власть погребла ее на кладбище соседней деревни. А савальское кладбище, точнее место, где оно было, использовали для постройки хозяйственного и продовольственного магазинов.
        После Октябрьской революции в Савалях образовался Комитет бедноты, который возглавил Назар Маров, его по-мощником был Александр Щербаков. Комитет отобрал помещичий скот и раздавал беднякам, а также нарезалась земля. В 20е годы хозяйство продолжало развиваться, хоть и медленно. В 1928 году основали колхоз «Ленинский», в который вошли село Савали и починок Ленинский. Колхозное крестьянство занималось земледелием и животноводством. Все работы по обработке почвы, посеву, уборке проводились вручную и на конной тяге. Постепенно ситуация улучшалась, и в урожайные годы приобреталась техника: так, в 1937 колхоз приобрел 5 автомашин. В довоенное время при помощи МТС колхоз уже вышел в передовики хозяйства района.
        В Савалях к 1935 году образовалась школа с семилетним образованием, появился клуб и художественная самодеятельность.
        Но завоеванное счастье мирного труда нарушило вероломное нападение гитлеровской Германии на СССР, шел 1941 год. Это суровое известие быстро облетело село, и 22 июня уже в четыре часа дня у здания исполкома Сельского совета собрался митинг, на котором выступил председатель колхоза Токарев И. С. и др. Они заклеймили позором немецких захватчиков, призвали народ, не покладая рук, трудиться на благо нашей победы над фашизмом. Через пару дней была мобилизация. На фронт ушли из Савалей около трехсот человек – в селе остались женщины, подростки, старики. На них легла вся тяжесть колхозных работ: вместо мужчин на трактора сели девушки (Борисова Н. Н. , Верещагина Н. В. и пр.). Во время войны председателем колхоза был П. К. Чагаев – человек очень организованный, хозяйственный, что помогло легче пережить тяжелые военные годы. Погибло большинство ушедших на фронт, тех, кто с честью защищал Родину.
        В 1950 году произошло объединение колхоза «Ленинский» с колхозом им. Ильича, что сильно подорвало экономику обоих (имелся огромный долг государству).
        В 1967 году произошла новая реорганизация, было создано ОПХ «Савальское». Этот шаг помог стабилизировать ситуацию в селе, и уровень жизни значительно поднялся: люди стали обзаводиться машинами, например. А на общие деньги в 1973 был воздвигнут памятник погибшим в Великой Отечественной войне.
        А с начала 90х годов экономическая ситуация в Савалях стала с каждым годом ухудшаться. ОПХ «Савальское» разваливается, люди туда работать не идут; население стареет, большая часть молодежи предпочитает перебраться как минимум в Киров (областной центр); а бывшее имение за пятьдесят лет совершенно забросили и забыли, теперь это лишь руины некогда славного «дворянского гнезда». Только благодаря техникуму, село продолжает существовать, так как он считается одним из лучших и старейших в области.

        Выводы

        История села Савали насчитывает четыре столетия. За это время оно пережило все исторические эпохи со времен «Соборного уложения», времени царствования Романовых. В течение такого огромного исторического периода сменилась не одна семья владельцев, период владения каждого связан с какими-то незначительными и, естественно, значимыми периодами в истории России.
        Наиболее выдающимся владельцем Савалей был Александров – крупный промышленник – заведения которого процветают и сегодня.
        Сохранились и архитектурные памятники, напоминающие о длительной и богатой истории села Савали, но на сегодняшний день они находятся в упадке.
        Мы имеем полное право называть село имением, так как был барский дом и поселение крестьян рядом.
        Кто-то из мыслителей сказал: «История не стоит на месте».
        В течение продолжительного времени здания Савальского имения занимал Савальский сельхозтехникум. В 1979 года он "перебрался" во вновь построенный учебный корпус на восточной окраине села. Некоторое время здания имения использовались как общежития, и примерно с 1985 года здания не используются и разрушаются. А жаль!

        Аватар пользователя Олег1969

        № в КВР: 9966

        Аватар пользователя Олег1969

        В СНМ 1926 № 3-04-136

        Аватар пользователя ru-danko

        Номера указал. А приведенный текст - откуда?

        Аватар пользователя Олег1969

        Этот, несколько сокращённый, текст взят с http://project.1september.ru/works/555874., который, в свою очередь,составлен на основе материалов из музея Савальского техникума, Малмыжского краеведческого музея, воспоминаний старожилов.

        Аватар пользователя ru-danko

        Автора бы надо указывать. 

        Автор: Чезганова Наталия

        Руководитель: Вольф Ирина Николаевна

        Аватар пользователя Олег1969

        Указал

        Аватар пользователя lu4ik

        МК Введенского прихода (Богословский завод) за 1900 (о смерти):

        20 июля Вятской губернии, Малмыжскаго уезда, Савальской волости села Савалей крестьянской вдовы Феклы Андреевой Шегуровой дочь Ольга, 1 ½ месяцев от детскаго поноса.

        Аватар пользователя allaburdina

        Унтер-офицер Лейб-гвардии Гренадерского полка Кирпичников Яков Петрович - уроженец Савальской волости Малмыжского уезда погиб в 1877г в Болгарии.

        С.И.Шашин  "Вятчане в годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг."

        Аватар пользователя VeraB

        Запись о смерти

        Трошын Николай Петрович

        Место происхождения: губ. Вятская, уезд Малмыжский, вол. Савальская, с. Савали

         

        Дата смерти: 21.11.1863. Дата погребения: 24.11.1863

        Возраст: 4 месяцев

        Причина смерти: От натуральной оспы

        Отец Трошын Петр Дмитриевич,

        От натуральной оспы.

        http://pokolenia.permkrai.ru/records/view/613480