Рамеши (Зевахинский)

Тип: деревня
Статус: ныне не существует

Деревня расположена в 2-х километрах от тракта Киров- Советск 77 км от Кирова. Поблизости находились деревни Колоченницы, Солоники, Гребени, Копосы, Чернеево, Скородум. Последние жители покинули деревню в конце 70-х годов, переехав в Пунгино. 

 

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Изображения

      former_settlement
      Здесь была чья то усадьба.
      former_settlement
      former_settlement
      former_settlement
      Остатки последнего ремешёвского дома
      photo
      даже электричество в деревню провести успели, оно в тех местах проводилось и подключалось в 1967 году.

      Фотографии вблизи этого места с сайта

      Права на фотографии принадлежат их авторам или владельцам

      ремешёвские поля (Lex67)
      ремешёвские поля (Lex67)
      Ремешёвское поле (Lex67)
      Ремешёвское поле (Lex67)

      Переписи и ревизии Вятского края

      Код?Ссылка на связанный населённый пункт сайтаНазваниеГуберния, уездСтан, волостьРазряд жителейДворовДуш (жителей)№№ записейЛисты
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-3866, 1744—1748 г.
      2180037вновь поселившемся починке ЗевахинскомКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездДому Вятского Архиерея вотчины, Касинская и Верхошижемская вотчинагосударственные черносошные крестьяне♂ 1792—93об
      2‑я ревизия, РГАДА 350-2-3875, 1748 г.
      2000327вновь поселившемся починке ЗевахинскомКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездДому Вятского Архиерея вотчины, Касинская и Верхошижемская вотчинагосударственные черносошные крестьяне♂ 176823—6839480об—481об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3935, 1763—1764 г.
      820110в починке ЗевахинскомКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездВятского архиерея домовые его вотчины, Касинская и Верхошижемская вотчиныгосударственные черносошные крестьяне♂ 26 ♀ 34315об—318об
      3‑я ревизия, РГАДА 350-2-3895, 1764 г.
      480264в починке ЗевахинскомКазанская губерния, Вятская провинция, Хлыновский уездВятского архиерея домовые его вотчины, Касинская и Верхошижемская вотчиныгосударственные черносошные крестьяне♂ 26 ♀ 342-326—2-329об

      Список населённых мест Вятской губернии 1802 г.

      № (код)Тип ?

      Тип населённого места:
      д. - деревня
      п. - починок
      з. - заимочка или заимище
      с. - село

      Типы приведены в том виде, в каком они есть в документе.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка ("починки", "деревни", "заимища") или из предыдущей строки.

      В отдельный случаях тип нас. места восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Название ?Название населённого места указано в том падеже, в каком оно приводится в документе:
      • в именительном: деревня Ивановская, починок Петровской
      • в родительном: деревни Ивановской, починка Петровскаго
      • в предложном: (в) деревне Ивановской, (в) починке Петровском.
      ОкругаВолостьРазряд ?

      Сословно-национальная принадлежность крестьян: черносошных, экономических, ланцов (ландмилицких), половников, ясашных (крестьян, татар, отяков, черемис), служилых, помещичьих и др.

      Разряд приведен согласно источнику, в основном, в родительном падеже.

      Текст, выделенный курсивом, взят из группирующего заголовка, итогов или определён по контексту.

      В отдельных случаях разряд восстановлен по данным ревизских сказок, в этом случае текст взят в [квадратные] скобки.

      Душ муж. пола ?По 5-й ревизии 1795 года.ДворовИсточник?Посмотреть сканы листов дела.
      0211014в п.ЗевахинскомОрловская округаВерхошижемская волостьчерносошных34101, л. 86 об.
      Источник: 1. Ведомости о селениях Вятской губернии на 1802 год // ЦГАКО. Ф. 538. Оп. 22. Ед. хр. 48.

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      9806Зевахинской (Рамеши)поч. каз.при рч. ИлганкеОрловский уезд,
      Стан 1
      По правую сторону Старо-Яранской коммерческой дороги, от с. Верхошижемского до границы уезда Яранскаго58913434083

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В.А.Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год
      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      12296Зевахинский; РамяшиВятская губерния, Орловский уезд,
      Илганская волость, Вьюговское общество
      с. Верхошижемье, Троицкая ц.Сингиревка → Быстрица1297рогожник; соломка спичечная
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Материалы по статистике Вятской губернии. Подворная опись 1884-1893 гг.

      № (код)ТипНазваниеУездВолость, Общество (район)ДворовОбоего пола?Дополнительная информация (показать/скрыть)Источник?Посмотреть сканы страниц книги. В книге доступна дополнительная статистическая информация: возрастная структура населения, рабочая сила, грамотность, промыслы, скотоводство, земельные ресурсы, аренда и кредит, способы обработки земли. Объём информации отличается в зависимости от уезда.
      07040202починокЗевахинский (Рамяши)Орловский уездВерхошижемская волость, Общество Вьюговское1597[-]1, табл. 1, с. 236—237
      Сословие (разряд)
      Народность
      государственные крестьяне *Сословие из сводных данных по уезду (том 12, часть 2, с. 216-301)
      русские *Народность из сводных данных по уезду (том 12, часть 2, с. 216-301)
      1597
      Источник: 1. Материалы по статистике Вятской губернии. Т. 3. Орловский уезд. Ч. 2. Подворная опись. - Вятка, 1886.

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      072628починокЗевахинский (Рамеши)Орловский уездВерхошижемская волость1654631171, л. 594
      Источник: 1. Списки населенных мест Орловского уезда за 1905 год // ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/7.

      Списки населённых мест по церковным приходам на конец XIX - начало XX вв.

      № (код)ТипНазваниеУездПриходГод
      246018починокЗевахинскийОрловский уезд
      3-й благочиннический округ
      с. Верхошижемье, Троицкая церковь1915
      По данным: Клировые ведомости за 1915 г. (ГАКО ф. 237, оп. 70, д. 1075, 1260)
      Справочник по составу приходов церквей Орловского уезда на 1915 г. КОГКУ «ГАКО». Киров, 2012

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.ВсегоВ т.ч. перм.Проч. нацмен.
      8-01-254дер.Рамеши, ЗевахинскийХалтуринский уезд,
      Верхошижемская волость
      Чернеевский8,5 км18185058108

      Список населённых пунктов Кировской области 1939 г.

      ТипНазваниеРайонСельсовет
      71909д.М. РамешиВерхошижемский районЧернеевский сельсовет

      Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.

      № (код)ТипНазваниеРайонСельсоветХозяйствНал.населениеПримечание ?Список сокращений:
    • колх. - колхозников
    • раб./сл. - рабочих и служащих
    • врем. прожив. - временно проживающих
    • единоличн. - единоличников
    • хоз-в - хозяйств
    • чел. - человек
    • колх.* - предположительно - колхозников (явно не указано в документе, но выделены другие категории)
    • Источник?
      081904РамешиВерхошижемский районЧернеевский сельсовет14471, л. 141
      Источник: 1. Списки нас. пунктов Кировской области, составленные по данным похозяйственных книг на 1 января 1950 года. // ЦГАКО. Ф. 2344. Оп. 27. Ед. хр. 635.

      Государственный каталог географических названий (АГКГН)

      Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область

      Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
      234715урочищеРамеши

      Комментарии

      Аватар пользователя Ник.

      В СНМ 1859 года допущена ошибка. Поч.Зевахинский (Рамеши) 9806 находился на р.Сингиревке. На р.Илганке находился поч.Зевахинский(Заложана)9971 который в настоящее время входит в состав д.Пунгино.

      Аватар пользователя Lex

      Согласен про ошибку, я когда прочел тоже удивился, откуда в Рамешах речка Илганка. :))

      Аватар пользователя tatiana1-51

      ССНМ1950: Кировская область, Верхошижемский район, Чернеевский с/с, Д. Рамеши.

      Добавила данные Реестра 1891г.

      Аватар пользователя Lex

      Что ещё вспомнил про эту деревню, земли там были ну очень бедные в плане плодородия, они на Вятке все не очень, но там это было как то особенно выражено. СХПК Пунгинский сейчас вообще забросил эти поля. А ранее крестьяне местные-ремешовские поддерживали своё благосостояние промыслами всевозможными, кто то корзины плёл, другой кузнечил (если не путаю то 2 кузни в деревне было) пихтовое масло гнали, третьи искали заработков в других губерниях- областях России, вообщем жили. Я вот даже порой задумывался откуда такое название Ремеши, может отчасти потому, что кожевенным ремеслом жители починка Зевахинского занимались? Надеюсь уважаемый Николай эту ситуацию прояснит, поскольку Ремешей-Рамешей на территории Орловского уезда было несколько.

      Аватар пользователя Ник.

      Я думаю что кожевенное ремесло здесь ни причем. Название Рамеши вероятнее всего произошло от " рамешко, раменье", т.е. густой, дикий лес. В летописях 17-18 веков встречаются челобитные крестьян с просьбой о " выделении ромешка под пашню". Отсюда только в Орловском уезде множество Рамешей, Раменьев и Раменских. В Верхошижемском р-не было 2 деревни с названием Рамеши, обе относились к Верхошижемскому приходу. Одна № 9806 по СНМ- 1859 ( поч. Зевахинский), другая километров на 20 южнее, № 9795 ( Рамешинской, Пивоварова) . В метрических книгах пишется как поч. Пивоваровский. Рамеши № 10364 и 10572, а так же другие варианты названий- это уже селения соседних районов.

      Аватар пользователя Lex

      Починок Зевахинский относился вроде как к Илганскому приходу это по данным от 18 века.

      Аватар пользователя Ник.

      Значит снова " намудрили" в Реестре. Против фамилий жителей этих Рамешей написано " Илганская волость, Верхошижемье, Троицкая церковь". А может быть ошибаюсь я. По р. Сингиревке проходила граница волостей и приходов. Солоники были Илганского прихода, Леденцы- Верхошижемского. Рамеши находились между ними на берегу Сингиревки, но на чьем, Илганском или Верхошижемском, я точно не знаю. А в Реестре может быть ошибка. Сведения о своих предках я искал в МК и ИР по Верхошижемской церкви. Все мои предки крестилисьи венчались в Верхошижемской церкви, похоронены на Верхошижемском кладбище, а по Реестру деревня приписана уже к Косинской церкви.

      Аватар пользователя Lex

      Рамеши находились на том же берегу что и Гребени, Солоники на противоположном, но так же относились к Илганскому приходу, или речь идёт о пересечении трактом Хлынов-Яранск упомянутой речки, если это так то мост будет подальше Рамешей, а Леденцы действительно находились уже по другую сторону.

      Аватар пользователя Ник.

      По Реестру нашел 3 рода: Жаравлев- 3с ( в наше время фамилия пишется Журавлев), Зевахины- 3с, Новиковы- 3с. Против всех указана Верхошижемская Троицкая церковь. Давайте пока оставим этот вопрос в покое. Когда поеду в ГАКО, то специально поищу- в каком из приходов находилась эта деревня.

      Аватар пользователя Lex

      Николай не забудьте и про мою личную просьбу.

      Аватар пользователя Ник.

      Вообще-то здесь и искать нечего. В списке селений Илганского прихода есть только один поч. Зевахинский ( д. Заложане). Второго поч.Зевахинского (д. Рамеши) там нет. Зато он отыскался в списке деревень Вьюговского общества, которые относились к Верхошижемскому приходу. Так что д. Рамеши была приписана к Верхошижемской Троицкой церкви. А в Реестре все же ошибка. Село Верхошижемье, как и церковь в нем, относились к Верхошижемской волости, а никак не к Илганской. Не может центр одной волости входить в состав другой.

      Аватар пользователя tatiana1-51

      Жаравлевы 2 семьи, а не 3.

      Аватар пользователя Ник.

      Разобрался с Рамешами. В Реестре ошибки нет, а ошибался я. Просто здесь такая система, что территория почти до окраин Верхошижемья относилась к соседней Илганской волости, а деревни, расположенные на ней, были приписаны к Верхошижемской Троицкой церкви. Немудрено запутаться, когда земля на твоем огороде принадлежит соседу, а урожай с его огорода тебе.

      Аватар пользователя tatiana1-51

      Добавила проживавших в 1891 году.

      Аватар пользователя Lex

      Одна из наиболее любимых мной вятских деревень, уж очень хорошее место для поселения её первый житель выбрал. Очень красивые там места, а грибы и ягоды.... мы с соседних Гребеней туда за ними и ходили. 

      Аватар пользователя дмитрий76

      Интересное название у речки - Сингиревка, поменять местами буквы и... Открыл топокарту и вижу "р.Снигиревка". А где истина? Если Сингиревка, то от чего произоршло такое название? ПроЯндексил Сингиревку и почитал на "Стрижата.ру" статью Анатолия Машкина (историк-архивист) про правильное название речки - Сингиревка. Вопрос отпал. Хотя сомнения остались.

      Аватар пользователя Lex

      Она именно Сенгиревка, именно под таким названием её знают местные, а снегиревка это картографы записывали. Кстати эта путаница существует и сейчас, например на дороге Киров -Советск стоит обозначение Снегиревка, а на дороге Коршик-Оричи Сенгиревка. Для меня же, она была, есть и будет Сенгиревкой.

      Аватар пользователя Ник.

      Историк-архивист Анатолий Машкин проживает в п. Оричи и ему привычнее название Сингиревка. В Оричевском районе на всех указателях указано это название. В Верхошижемском районе эта же река указывается как Снигиревка. На разных картах указывается тоже по разному. По разному писалось название реки и селений, названных именем реки , в СНМ-1859 и СНМ-1926. Так в СНМ-1859 д. Колоченицы (№ 9805) пишется п. Снигиревский, а в СНМ-1926 он же ( № 8-01-126) п. Сингиревский. Это же с д. Шевели. По СНМ-1859 № 9987 У речки Снигиревки, по СНМ-1926 №8-01-343 У р. Сингиревки. В Исповедных Росписях названия починков тоже писались по разному. Так что вопрос о правильном названии реки пока остается открытым.

      Аватар пользователя tatiana1-51

      Добавила недостающую фамилию в Реестр 1891 года.

      Аватар пользователя Lex

      Вроде как стало понятно почему Рамеши вдруг оказались приписанными к Троицкому верхошижемскому приходу. В 1891 году Рамеши оказались в обществе Вьюговском, вот их и автоматом зачислили к тому приходу. Но надо полагать тогда была некоторая путаница и неприятие со стороны самих ремешан, вероятно даже разбирали это вопрос в благочинии или даже Епархии (предполагаю) Раньше ведь как было, приписан к такому то храму и только там доложен все обряды и таинства исполнять, а ежели хочешь в другом то тут настоятели должны были этот вопрос между собой урегулировать. Первоначально то Зевахинский был в Илганском приходе, а потом в Верхошижемском оказался. Всё это конечно мои догадки, основанные на аналогичных исторических случаях, подтвердить их или опровергнуть сейчас уже некому. Хотя знаю одного ещё живого коренного жителя Рамешей, может он что помнит на эту тему, может бабка или дед рассказывали.

      Аватар пользователя Ник.

      Получилось так, что селения южнее Рамешей, до Вьюгов, по территориальному делению относились к Илганской волости. Но по церковному делению граница проходила между Рамешами и Солониками. Солоники, Гребени и севернее деревни относились к Илганскому приходу, а Рамеши и все селения южнее-к Верхошижемскому приходу. Такое бывало часто, когда границы волостей не совпадали с границами приходов. Крестьяне имели право креститься, венчаться, отпеваться в любом приходе, даже не обязательно в соседнем, но самовольно менять границы приходов не имели права. Починок Зевахинский (д.Рамеши) с момента основания относился к Верхошижемскому приходу. В ИР 18 века починок иногда писали под названием "Роспономаревский". Основан починок в 1730-х годах Гаврилой Зевахиным, пришедшим со стороны Илгани, и сыновьями пономаря Верхошижемской церкви Федора Максимова Новикова.

      Аватар пользователя Lex

      "Крестьяне имели право креститься, венчаться, отпеваться в любом приходе, даже не обязательно в соседнем," - по благословлению- сиречь согласию настоятеля прихода. А ведь мог и не дать благословления. Случаи такие в истории России известны, приходилось подобное и правящему архирею разбирать. Хотя возможно здесь было полное миролюбие и взаимопонимание у настоятелей.

      Аватар пользователя Ник.

      Как не дать согласие на отпевание умершего в дороге жителя другой губернии, или на крещение младенца, родившегося тоже в пути, когда этот путь растягивался на недели. Таких записей в М.К. встречал немало. Если все эти дела рассматривать архиерею, то ему надо иметь десяток замов. А вот разрешение на венчание молодых моложе 18 лет действительно требовалось от архиерея.

      Аватар пользователя Lex

      Это понятно, когда люди не местные, тут вопросов быть не могло. Я про тех кто живут на границах приходов. Были в России такие случаи между настоятелями, тут возможно и не было, утверждать что либо не буду, пока с одним из потомков Новикова не поговорю, ну ежели он что вспомнит.