Коврижные

Тип: деревня
Статус: существующий н.п.

Деревни, расположенные рядом: Сметанино, Журавли, Стародубцово, Крысановцы, Сандаки, с. Николаевское, Поляки, Исаково, Черновский.

Легенда-быль об основании и жизни деревни Коврижные.
Была напечатана в районной газете Шабалинский край 25 сентября 1993 года (в двух частях). Автор Валерий Коврижных. 

В начале прошлого века на месте деревни Коврижные, что в Николаевском сельсовете, шумела дремучая тайга. Лесную тишину, кроме зверя и птицы, никто не нарушал. И вот, как гласит предание, примерно в 1840 году появился здесь Емельян Онисимович Коврижных. Он пришел сюда откуда-то из под Котельнича. Пришел не один, а с семилетним сынишкой Гришей, которого принес в пестере.
Что вынудило Емельяна покинуть обжитые места и прийти сюда, в лесную глухомань ? Наверное, бедность, нужда. В родном селении у него был клочок бесплодной земли, и Емельян, как множество его земляков, устремился туда, где можно найти свое счастье.
Облюбовав место на западном берегу лога, по дну которого протекал ручей, Емельян поставил шалаш.
- Вот здесь мы и будем жить, - сказал он сыну.
На другой день принялся за дело : валил вековые ели, обрубал сучья, удалял кору. Заготовив бревна, начал возводить избушку. Но тут объявился новый искатель счастья- щупленький мужичек. по прозвищу Воробей,и дерзко заявил:
- Это мое место. уходи от сюда.
Емельян был не робкого десятка, силой бог тоже не обидел. Он схватил Воробья, поднял на руки и - перекинул через ручей.Тот от страха пустился на утек и бежал по лесной чаще еще целых три километра. И там, где остановился, основал деревню Сметанино, которой теперь уже нет.
К осени Емельян поставил курную избушку,перевез жену. Вскоре сюда переехал и его брат Алексей с женой, другие переселенцы-односельчане - Шабалины, Митяшины. Люди вырубали ивыжигали лес, корчевали пни, пахали и засевали землю, строили дома. Образовался починок.
Шли годы, росла семья Емельяна. К сыну Григорию прибавились Федот, Онисим, Иван.
Емельян был громадного, более чем двухметрового роста, косая сажень в плечах. Очень сильный. Отличался завидным крестьянским трудолюбием.Его земельные угодья занимали не один десяток гектаров. Емельян как и другие жители починка, выращивал хлеб, картофель, лен, которые хорошо родили на новых землях, разводил скот и тем самым кормил и одевал себя, семью. Излишки зерна, льноволокна, мяса крестьяне по зимнику отвозили в уездный городок. На вырученные деньги покупали товары и возвращались домой.
На реке Шортюг Емельян имел водяную мельницу, на которую ходил через деревню Сычи. Заметив его могучую, высоченную фигуру, люди говорили: - леший идет. Сыновья Емельяна тоже были рослыми, сильными, особенно младший - Иван.Но он рано ушел из жизни. Однажды они с отцом решили ковать жернов. Иван один поднял многопудовый каменный круг, надорвался и тут же умер.
О находчивости, храбрости богатырской силе Емельяна есть не мало легенд, которые передаются от поколения к поколению.
Как-то в праздник Вознесения он отправился в село Луптюг, что в Поназыревском районе Костромской области. Узнав об этом, мужики из соседней деревни Исаково, которые имели зуб на Емельяна из за межей, сговорились подкараулить и избить его. Они разобрали мост через речку Некрасицу,сложили бревна на свой берег и стали поджидать Емельяна. А тот, подвыпив в селе, возвращался на веселе. Подойдя к речке, остановился в недоумении: где же мост? Тут мужики и выскочили из за укрытия. Видя, что соседи с кольями, дубинами и ему с голыми руками ничего не сделать с ними,схватил бревно на берегу и размахнулся. Пять мужиков сбил с ног, остальные в страхе разбежались.
Сначала починок называли Семиковским, в честь речки Семипрудки, протекающей неподалеку. Потом, после смерти основателя селения, починок переименовали в деревню Коврижные, по фамилии Емельяна.

Каждое крестьянское хозяйство имело свою полосу, которая нарезалась только лицам мужского пола. Ичем больше было в хозяйстве мужчин, тем больше оно имело земли. Поэтому каждый хозяин стремился удержать дома сыновей. Землей дорожили как зеницей ока, держались за нее, как за мать родную. Она была кормилицей, основным источником дохода. Полосы разных хозяйств были разной ширины(в зависимости от числа мужчин в хозяйстве) и размещались, как правило, в трех полях: яровом, озимом и паровом.
Не мало стычек, драк возникало из за межей между крестьянскими хозяйствами:кто-то припахал к своей полосе лишний пласт, кто-то сжал десяток чужих колосьев. Из за клочка земли враждовали не только отдельные крестьяне,но и целые селения. Так, не раз происходили междоусобицы между деревнями Коврижные и Сметанино.
Как-то ковриженцы самовольно прошли просеку, сделали жердевую изгородь и тем самым увеличили свои землевладения. Это не понравилось соседям. Они развалили изгородь и перенесли ее на прежнее место. И пошло: одни поставят изгородь, другие- изрубят ее. Вражда перерастала в побоище. В ход шло все: колья, дубины и даже топоры. Немало крови пролили крестьяне на злополучной меже, но так и не доказали друг дружке своей правоты.
Мужики деревни Исаково считали межой речку Некрасицу, а ковриженцы - просеку метрах в пятидесяти за рекой. Соседи судились с ковриженскими мужиками,давали взятки судье, заседателям и добились своего. Но земля им стала золотой.
Старожилы рассказывают такую историю. Крысановские крестьяне судились с ковриженскими из за поскотины. Спустили много денег на взятки волостному начальству. Но все напрасно. В то время в Коврижных у Ивана Васильевича Тепляшина квартировал большой земельный начальник - межевой. Однажды он купил рябчиков у Потапа Лебедева из Крысановцев. Ему показалось дорого. Используя эту зацепку в своих интересах, ковриженские мужики к тому же хорошо угостили межевого и подбили его против соседей. Он решил спорный вопрос быстро: весь лес передал ковриженцам.
До Октябрьской революции в Коврижных было тридцать хозяйств. Длинными зимними вечерами при лучине парни плели лапти, корзины,а девушки пряли кудель, чтобы весной наткать полотна. Единственное развлечение - вечерки, посиделки и большие церковные праздники. Самым грамотным человеком в деревне считался крестьянин -середняк Меркурий Александрович Шабалин, который получал газету Сельский вестник.
Люди были безграмотными. Обычный граммофон, который привез в 1912 году приехавший погостить в деревню горожанин, для них был музыкальным чудом, бесовской силой. Посмотреть и послушать диковинку собирались стар и млад. Вскоре зажиточный мужик Никита Прокопьевич Митяшин купил велосипед, чем тоже не мало удивил односельчан. Парни смотрели на поблескивающую краской двухколесную машину и чесали от зависти голову: Нам бы такую самокатку.
О приобретении таких вещей, как швейная машина, крестьяне могли только мечтать.
-Купить машину - значит разориться, рассуждал мужик. - Пусть уж бабы руками шьют.
Даже самовар считался предметом роскоши и был не по корману многим. Ведь в 1914 году самовар стоил 10-20 рублей, а, например, корова - 10-15.
Основной обувью были лапти. Галоши считались роскошью. Их покупали зажиточные родители своим дочкам к свадьбе. Сапоги крестьяне надевали только по праздникам.
Октябрьская революция подобно солнцу осветила и согрела душу крестьянина, дала ему землю, свободу. Только за два года после революции в деревне выросло около тридцати новых домов. Жизнь людей стала интересной, радостной. Безземельные получили землю, неграмотные пошли в школу.
Затем была коллективизация. Малограмотные крестьяне не понимали, что это такое и не желали вступать в колхоз. И все же колхоз был создан, но вскоре он распался. Не обошлось и без раскулачивания. Раскулачили Ивана Андреевича Коврижных. Нет, он не был зажиточным крестьянином и тем более кулаком. Его богатство это - семеро детей. Но он имел в селе Николаевском скобяную лавку и торговал только по воскресеньям и по большим церковным праздникам. От торговли он практически не получал прибыли. Но его деятельность противоречила законам того времени. Ретивые начальники оставили многодетного крестьянина под открытым небом. Дом разобрали и увезли в соседнюю деревню, все имущество и скот, нажитые честным трудом, конфисковали. А многодетного крестьянина Никиту Прокопьевича Митяшина с семьей сослали в Сибирь лишь за то, что он имел кузницу и, обучая своему ремеслу деревенского парня, пользовался, так сказать, наемным трудом.
В феврале 1932 года вновь был создан колхоз 2-я пятилетка. Возглавил его местный коммунист Степан Дмитриевич Шабалин. Сначала в колхоз вступило 15 хозяйств из 67. Позднее вступили и остальные. Колхоз, земельные угодья которого занимали 1100 гектаров, вел большое строительство, собирал хорошие урожаи хлеба и с каждым годом становился крепче. В колхозе было три полеводческие бригады. В сенокос на лугах трудилось до двухсот человек. Работали все: трудоспособные, престарелые и дети.
В 1937 году в деревне появился первый детекторный приемник. Его смастерил местный умелец Иван Николаевич Глухих. Люди надевали наушники, слушали голос далекой Москвы и с гордостью говорили:
-Теперь мы первые будем знать все новости. Москва-то рядом, вот в этом ящике.
Затем такими приемниками обзавелись другие умельцы - Серапион Михайлович, Степан Иванович и Григорий Иванович Коврижных, Яков Семенович Шабалин.
В том же году произошло другое знаменательное событие: Степан Коврижных пригнал в деревню первый трактор. Заслышав гул, доносившийся из за околицы, все, стар и млад, устремились на край деревни. Какой-то парень забрался на ворота въезда в деревню и, как бы успокаивая односельчан, кричал: Это трактор идет, трактор! Но людям, живущим в глухом селении и не видавшим никакой техники, кроме конной молотилки, слово трактор ни о чем не говорило, им не терпелось увидеть, что это за диковина. И вот в деревню полным ходом въехал трактор, тарахтя и сверкая шипами задних колес.
Набожные старушки, испуганно зашептали: Это нечистая сила! Конь огненный... Степан заглушил мотор и, широко улыбаясь, поздаровался со всеми. Потом вынул из чемодана гормонь, с которой никогда не расставался, развел мехи. И началось незапланированное гулянье.
Молодой парень оказал колхозу большую помощь в обработке земли. На следующий год Степан Иванович Коврижных пересел на мощный гусеничный трактор ЧТЗ, вспахал за день двумя прицепными плугами по 25 гектаров почвы.
Но мирный труд нарушила война. Один за другим уезжали на фронт парни, молодые женатые мужчины, все те, кто мог держать оружие. Вскоре в деревне остались лишь женщины, дети и старики. Каждый трудился за двух-трех человек. Люди работали от зари до зари, порой недосыпали, недоедали. Их усилия были подчинены одному: все для фронта, все для победы над врагом!
День Победы наступил. Но победа была оплакана слезами почти в каждом доме. На Великую Отечественную из Коврижных было призвано более шестидесяти человек. 34 из них не вернулись домой. Светлая память им.

Местоположение:
Старые карты
  • Подробные
  • Обзорные
    ?

      Список населённых мест Вятской губернии 1859-1873 гг.

      НазваниеТипПоложениеУезд и станМестностьОт уезд. городаОт стан. кварт.ДворовМужчинЖенщинВсего жителейИнформация?Посмотреть скан документа
      7112При рч. Семипрудке и Некрасовке (Шабалины)поч. каз.при колодцахКотельнический уезд,
      Стан 2
      В верховьях р. Ветлуги и ее притоков, погранично с Костромской губ.875214405797

      Книга Вятских родов

      «Книга Вятских родов» В.А.Старостина

      Реестр селений и жителей на 1891 год
      Название селенияГуберния, Уезд, Волость, ОбществоПриходРекаСемейЖителейПромысел или занятие
      7241Коврижные; рр. Некрасовка и СемипрудкаВятская губерния, Котельнический уезд,
      Ключевская волость, Сандаковское общество
      с. Николаевское, Николаевская ц.Семипрудка → Бол. Нюрюг23178мельник; ядрушечник
      Рода, число семей:
      Примечания:
      Для просмотра полной информации из «Книги Вятских Родов» щелкните по № селения.
      Значок - запись в «Живую Книгу Родов» (на сайте http://www.herzenlib.ru/kniga/)

      Список населённых мест Вятской губернии 1905 г.

      № (код)ТипНазваниеУездВолостьДворовМужчинЖенщинВсего жителейИсточник?
      041089починокПри р. Семипрудке и Некрасовке (Коврижные)Котельнический уездКлючевская волость29121982191, л. 249 об.
      Источник: 1. Списки населенных мест Котельничского уезда за 1905 год // ЦГАКО. Ф. 574. Оп. 2. Ед. хр. 617/4.

      Список населённых мест Вятской губернии по переписи населения 1926 г.

      РодНазваниеУезд и волостьСельсоветРасст. до ВИККрест. хоз-вПроч. хоз-вВсего хоз-вМуж.Жен.Всего
      2-03-107дер.Коврижные, при р. Семипрудке и НекрасовкеКотельнический уезд,
      Ключевская волость
      Сандаковский32 км59362167163330

      Список населённых пунктов Кировской области 1939 г.

      ТипНазваниеРайонСельсовет
      462210д.КоврижныеШабалинский районСандаковский сельсовет

      Список населённых пунктов Кировской области на 01.01.1950 г.

      № (код)ТипНазваниеРайонСельсоветХозяйствНал.населениеПримечание ?Список сокращений:
    • колх. - колхозников
    • раб./сл. - рабочих и служащих
    • врем. прожив. - временно проживающих
    • единоличн. - единоличников
    • хоз-в - хозяйств
    • чел. - человек
    • колх.* - предположительно - колхозников (явно не указано в документе, но выделены другие категории)
    • Источник?
      331009КоврижныеНовотроицкий районСандаковский сельсовет46161Колхоз: 2-я Пятилетка1, л. 607
      Источник: 1. Списки нас. пунктов Кировской области, составленные по данным похозяйственных книг на 1 января 1950 года. // ЦГАКО. Ф. 2344. Оп. 27. Ед. хр. 635.

      Административно-территориальное деление Кировской области на 1 июня 1978 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. п.СельсоветРасст. до ц. с/с
      37170деревняКоврижныеШабалинский районНиколаевский сельсовет2

      Список населённых пунктов Кировской области по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года

      № (код)Тип н.п.НазваниеРайонСельсовет
      Наличное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Постоянное население
      ВсегоМужчинЖенщин
      Категория населенияИсточник?
      421304деревняКоврижныеШабалинский районНиколаевский сельсовет211110201010сельское1, с. 219
      Источник: 1. Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 года по Кировской области [Текст] : сб. Т. 3. Сельские населенные пункты / Госкомстат РСФСР, Киров. обл. упр. статистики. – Киров:, 1990. – 236 с.

      Административно-территориальное устройство Кировской области на 1 июня 1998 г.

      ТипНазваниеРайон или город обл. зн.ОкругРасст. до ц. округа
      37092деревняКоврижныеШабалинский районНиколаевский сельский округ2

      Всероссийская перепись населения 2002 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонСельсоветМужчин и женщинМужчинЖенщинНациональность (%)Категория населенияИсточник
      33247844004деревняКоврижныеКировская областьШабалинский районНиколаевский сельский округ1468русские: 93 %сельское1; 2

      Всероссийская перепись населения 2010 года

      № (код)ТипНазваниеРегионРайонПоселениеМужчин и женщинМужчинЖенщинКатегория населения
      33247816036деревняКоврижныеКировская областьШабалинский муниципальный районГостовское сельское поселение321сельское

      Государственный каталог географических названий (АГКГН)

      Реестр зарегистрированных в АГКГН географических названий объектов на 18.11.2010. Кировская область

      Рег. №Род объектаНазвание объектаАдминистративный район
      228909деревняКоврижныеШабалинский район

      Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) на 2020 год

      Источник: 1. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) // Федеральная служба государственной статистики.

      Комментарии

      Аватар пользователя Дмитрий Лысов

      Сомневаюсь насчет живости НП. Возможно, есть еще подобный НП (ссылка).

      Нет деревня эта действительно жилая и даже есть один новый дом в нем живет семья муж с женой и ребёнками. Ещё в деревне проживает несколько стариков .

      Аватар пользователя Иван Зыков

      Добавил данные из Росреестра-2010 и ВПН-2010. Согласно последней постоянное население в 2010 году составляло 3 человека. Хотя согласен, со спутникового изображения, хоть и плохого качества, домов и участков не видно вовсе.

      Я там был прошлым летом , видел своими глазами уж извините.

      Легенда-быль об основании и жизни деревни Коврижные.

      Была напечатана в районной газете Шабалинский край 25 сентября 1993 года . Автор Валерий Коврижных.

      В начале прошлого века на месте деревни Коврижные , что в Николаевском сельсовете , шумела дремучая тайга . Лесную тишину , кроме зверя и птицы , никто не нарушал . И вот , как гласит предание , примерно в 1840 году появился здесь Емельян Онисимович Коврижных . Он пришел сюда откуда-то из под Котельнича . Пришел не один , а с семилетним сынишкой Гришей , которого принес в пестере .

      Что вынудило Емельяна покинуть обжитые места и прийти сюда , в лесную глухомань ? Наверное , бедность , нужда . В родном селении у него был клочок бесплодной земли , и Емельян , как множество его земляков , устремился туда , где можно найти свое счастье .

      Облюбовав место на западном берегу лога , по дну которого протекал ручей , Емельян поставил шалаш .

      - Вот здесь мы и будем жить , - сказал он сыну .

      На другой день принялся за дело : валил вековые ели , обрубал сучья , удалял кору . Заготовив бревна , начал возводить избушку. Но тут объявился новый искатель счастья- щупленький мужичек. по прозвищу Воробей,и дерзко заявил :

      - Это мое место. уходи от сюда .

      Емельян был не робкого десятка, силой бог тоже не обидел. Он схватил Воробья, поднял на руки и - перекинул через ручей.Тот от страха пустился на утек и бежал по лесной чаще еще целых три километра. И там, где остановился, основал деревню Сметанино, которой теперь уже нет.

      К осени Емельян поставил курную избушку,перевез жену. Вскоре сюда переехал и его брат Алексей с женой, другие переселенцы-односельчане -- Шабалины, Митяшины. Люди вырубали ивыжигали лес, корчевали пни, пахали и засевали землю, строили дома. Образовался починок.

      Шли годы, росла семья Емельяна. К сыну Григорию прибавились Федот, Онисим, Иван.

      Емельян был громадного, более чем двухметрового роста, косая сажень в плечах. Очень сильный. Отличался завидным крестьянским трудолюбием.Его земельные угодья занимали не один десяток гектаров. Емельян как и другие жители починка, выращивал хлеб, картофель, лен, которые хорошо родили на новых землях, разводил скот и тем самым кормил и одевал себя, семью. Излишки зерна, льноволокна, мяса крестьяне по зимнику отвозили в уездный городок. На вырученные деньги покупали товары и возвращались домой.

      На реке Шортюг Емельян имел водяную мельницу, на которую ходил через деревню Сычи. Заметив его могучую, высоченную фигуру, люди говорили: - леший идет. Сыновья Емельяна тоже были рослыми, сильными, особенно младший -- Иван.Но он рано ушел из жизни. Однажды они с отцом решили ковать жернов. Иван один поднял многопудовый каменный круг, надорвался и тут же умер.

      О находчивости, храбрости богатырской силе Емельяна есть не мало легенд, которые передаются от поколения к поколению.

      Как-то в праздник Вознесения он отправился в село Луптюг, что в Поназыревском районе Костромской области. Узнав об этом, мужики из соседней деревни Исаково, которые имели зуб на Емельяна из за межей, сговорились подкараулить и избить его. Они разобрали мост через речку Некрасицу,сложили бревна на свой берег и стали поджидать Емельяна. А тот, подвыпив в селе, возвращался на веселе. Подойдя к речке, остановился в недоумении: где же мост? Тут мужики и выскочили из за укрытия. Видя, что соседи с кольями, дубинами и ему с голыми руками ничего не сделать с ними,схватил бревно на берегу и размахнулся. Пять мужиков сбил с ног, остальные в страхе разбежались.

      Сначала починок называли Семиковским, в честь речки Семипрудки, протекающей неподалеку. Потом, после смерти основателя селения, починок переименовали в деревню Коврижные, по фамилии Емельяна.

                                                                                          Конец первой части.

      Аватар пользователя Дмитрий Лысов

      Спасибо, очень интересно!

      Аватар пользователя Иван Зыков

      Статью выше нужно использовать для описательной части НП.

      Вторая часть статьи.

      Каждое крестьянское хозяйство имело свою полосу, которая нарезалась только лицам мужского пола. Ичем больше было в хозяйстве мужчин, тем больше оно имело земли. Поэтому каждый хозяин стремился удержать дома сыновей. Землей дорожили как зеницей ока, держались за нее, как за мать родную. Она была кормилицей, основным источником дохода. Полосы разных хозяйств были разной ширины(в зависимости от числа мужчин в хозяйстве) и размещались, как правило, в трех полях: яровом, озимом и паровом.

      Не мало стычек, драк возникало из за межей между крестьянскими хозяйствами:кто-то припахал к своей полосе лишний пласт, кто-то сжал десяток чужих колосьев. Из за клочка земли враждовали не только отдельные крестьяне,но и целые селения. Так, не раз происходили междоусобицы между деревнями Коврижные и Сметанино.

      Как-то ковриженцы самовольно прошли просеку, сделали жердевую изгородь и тем самым увеличили свои землевладения. Это не понравилось соседям. Они развалили изгородь и перенесли ее на прежнее место. И пошло: одни поставят изгородь, другие-- изрубят ее. Вражда перерастала в побоище. В ход шло все: колья, дубины и даже топоры. Немало крови пролили крестьяне на злополучной меже, но так и не доказали друг дружке своей правоты.

      Мужики деревни Исаково считали межой речку Некрасицу, а ковриженцы - просеку метрах в пятидесяти за рекой. Соседи судились с ковриженскими мужиками,давали взятки судье, заседателям и добились своего. Но земля им стала золотой.

      Старожилы рассказывают такую историю. Крысановские крестьяне судились с ковриженскими из за поскотины. Спустили много денег на взятки волостному начальству. Но все напрасно. В то время в Коврижных у Ивана Васильевича Тепляшина квартировал большой земельный начальник - межевой. Однажды он купил рябчиков у Потапа Лебедева из Крысановцев. Ему показалось дорого. Используя эту зацепку в своих интересах, ковриженские мужики к тому же хорошо угостили межевого и подбили его против соседей. Он решил спорный вопрос быстро: весь лес передал ковриженцам.

      До Октябрьской революции в Коврижных было тридцать хозяйств. Длинными зимними вечерами при лучине парни плели лапти, корзины,а девушки пряли кудель, чтобы весной наткать полотна. Единственное развлечение - вечерки, посиделки и большие церковные праздники. Самым грамотным человеком в деревне считался крестьянин -середняк Меркурий Александрович Шабалин, который получал газету Сельский вестник.

      Люди были безграмотными. Обычный граммофон, который привез в 1912 году приехавший погостить в деревню горожанин, для них был музыкальным чудом, бесовской силой. Посмотреть и послушать диковинку собирались стар и млад. Вскоре зажиточный мужик Никита Прокопьевич Митяшин купил велосипед, чем тоже не мало удивил односельчан. Парни смотрели на поблескивающую краской двухколесную машину и чесали от зависти голову: Нам бы такую самокатку.

      О приобретении таких вещей, как швейная машина, крестьяне могли только мечтать.

      --Купить машину - значит разориться, рассуждал мужик. - Пусть уж бабы руками шьют.

      Даже самовар считался предметом роскоши и был не по корману многим. Ведь в 1914 году самовар стоил 10-20 рублей, а, например, корова - 10-15.

      Основной обувью были лапти. Галоши считались роскошью. Их покупали зажиточные родители своим дочкам к свадьбе. Сапоги крестьяне надевали только по праздникам.

      Октябрьская революция подобно солнцу осветила и согрела душу крестьянина, дала ему землю, свободу. Только за два года после революции в деревне выросло около тридцати новых домов. Жизнь людей стала интересной, радостной. Безземельные получили землю, неграмотные пошли в школу.

      Затем была коллективизация. Малограмотные крестьяне не понимали, что это такое и не желали вступать в колхоз. И все же колхоз был создан, но вскоре он распался. Не обошлось и без раскулачивания. Раскулачили Ивана Андреевича Коврижных. Нет, он не был зажиточным крестьянином и тем более кулаком. Его богатство это - семеро детей. Но он имел в селе Николаевском скобяную лавку и торговал только по воскресеньям и по большим церковным праздникам. От торговли он практически не получал прибыли. Но его деятельность противоречила законам того времени. Ретивые начальники оставили многодетного крестьянина под открытым небом. Дом разобрали и увезли в соседнюю деревню, все имущество и скот, нажитые честным трудом, конфисковали. А многодетного крестьянина Никиту Прокопьевича Митяшина с семьей сослали в Сибирь лишь за то, что он имел кузницу и, обучая своему ремеслу деревенского парня, пользовался, так сказать, наемным трудом.

      В феврале 1932 года вновь был создан колхоз 2-я пятилетка. Возглавил его местный коммунист Степан Дмитриевич Шабалин. Сначала в колхоз вступило 15 хозяйств из 67. Позднее вступили и остальные. Колхоз, земельные угодья которого занимали 1100 гектаров, вел большое строительство, собирал хорошие урожаи хлеба и с каждым годом становился крепче. В колхозе было три полеводческие бригады. В сенокос на лугах трудилось до двухсот человек. Работали все: трудоспособные, престарелые и дети.

      В 1937 году в деревне появился первый детекторный приемник. Его смастерил местный умелец Иван Николаевич Глухих. Люди надевали наушники, слушали голос далекой Москвы и с гордостью говорили:

      --Теперь мы первые будем знать все новости. Москва-то рядом, вот в этом ящике.

      Затем такими приемниками обзавелись другие умельцы - Серапион Михайлович, Степан Иванович и Григорий Иванович Коврижных, Яков Семенович Шабалин.

      В том же году произошло другое знаменательное событие: Степан Коврижных пригнал в деревню первый трактор. Заслышав гул, доносившийся из за околицы, все, стар и млад, устремились на край деревни. Какой-то парень забрался на ворота въезда в деревню и, как бы успокаивая односельчан, кричал: Это трактор идет, трактор! Но людям, живущим в глухом селении и не видавшим никакой техники, кроме конной молотилки, слово трактор ни о чем не говорило, им не терпелось увидеть, что это за диковина. И вот в деревню полным ходом въехал трактор, тарахтя и сверкая шипами задних колес.

      Набожные старушки , испуганно зашептали: Это нечистая сила! Конь огненный... Степан заглушил мотор и, широко улыбаясь, поздаровался со всеми. Потом вынул из чемодана гормонь, с которой никогда не расставался, развел мехи. И началось незапланированное гулянье.

      Молодой парень оказал колхозу большую помощь в обработке земли. На следующий год Степан Иванович Коврижных пересел на мощный гусеничный трактор ЧТЗ, вспахал за день двумя прицепными плугами по 25 гектаров почвы.

      Но мирный труд нарушила война. Один за другим уезжали на фронт парни, молодые женатые мужчины, все те, кто мог держать оружие. Вскоре в деревне остались лишь женщины, дети и старики. Каждый трудился за двух-трех человек. Люди работали от зари до зари, порой недосыпали, недоедали. Их усилия были подчинены одному: все для фронта, все для победы над врагом!

      День Победы наступил. Но победа была оплакана слезами почти в каждом доме. На Великую Отечественную из Коврижных было призвано более шестидесяти человек. 34 из них не вернулись домой. Светлая память им.

       

      Аватар пользователя Дмитрий Лысов

      Москва-то рядом, вот в этом ящике!:)

      Емельян Онисимович - мой предок, рожден в 1810(20). Статья отличная, спасибо!

      Только у меня немного другие данные по сыновьям. В статье указан возраст Гришки: 7 лет. Григорий Емельянович был рожден 1830(4)

      "К сыну Григорию прибавились Федот, Онисим, Иван"

      По моим данным не Онисим, а Михаил, рожден 1843(45)

      Теперь очень интересно, как связаться с автором статьи и как найти отца Емельяна Онисимовича :)