В новопоселенном починке Поломе...

 

История моей семьи по линии прадеда – Григория Андреевича Астраханцова (Астраханцева) прослеживается по архивным источникам, как минимум до начала XVIII века.

Издревле его предки обитали на территории современного Унинского района и относятся к числу русских первопоселенцев на Унинской земле. Самое раннее упоминание Астраханцовых обнаруживается в документах 1716-1719 гг. – Ландратской переписи и материалах переписной книги ясашных крестьян Казанского уезда. Переписчики застают семью моего пра (10 раз) деда Тимофея Варфоломеева Астраханцова в недавно основанном починке Поломе над Быковкой речкой.

Починком – от древнерусского «почать» (начать) - называли новообразованное поселение. Со временем некоторые починки становились деревнями, а затем селами. Другие оставлялись своими жителями и превращались в пустоши. Починок Полом над Быковкой речкой просуществовал до 1960-х гг., когда в рамках программы по укрупнению сельских населенных пунктов был ликвидирован. Самый «расцвет» его пришелся на вторую половину XIX века, когда селение называлось деревня Большой Полом и в ней проживало 358 человек: 161 мужчина и 197 женщин. Починок, основанный Астраханцевыми был их родовым селением, в 1891 году из 53 семей, проживавших там, половина, то есть 26 семей носили фамилию «Астраханцов».

Что касается названия «Полом» - его этимология не совсем понятна, возможно название происходит от глагола «поломать» - то есть свидетельствует о сломе леса, расчистке земли под пашню, предшествовавшую основанию населенного пункта. Для Вятско-Камского междуречья - это весьма распространенный топоним, такое название до сих пор носят десятки населенных пунктов в Кировской области, Пермском крае и Республике Удмуртия. По данным портала «Родная Вятка» 154 населенных пункта Вятской губернии, как бывшие, так и существующие, носили название «Полом» и образованные от него производные – «Поломской», «Малый Полом», «Нижне Поломская» и др.

В начале своей истории починок Полом относился к приходу села Лобань (Никольского), основанного в 1701 году. Как и другие земли в междуречье рек Чепцы и Кильмези они активно осваивались русским населением с конца XVII века, а до того считались «дикими» и населенными инородцами (удмуртами и татарами).

В новопоселенном починке Поломе над Быковкой речкой в 1716 году жили: старик Тимофей (а ему, согласно данных Ландратской переписи 80 лет!) вместе со своими сыновьями – Аверкием (37 лет – здесь и далее читать как «тридцати семи лет»), Афонасием (25 лет) и Петром (23 лет, мой пра (9 раз) дед), а четвертый его сын – Иван (30 лет) с женой Агафьей Карповой (30 лет) и дочерью Устиньей (5 лет), проживает в починке над речкой Лобанью, что слывет Останин. Вероятно (об этом мы можем судить по более поздним переписям), возраст Тимофеевых сыновей указан по переписным книгам 1710-1711 года, а его собственный возраст завышен (на 10-15 лет) и указан условно, что встречалось нередко в переписных книгах XVII-начала XVIII вв. для лиц пожилого возраста.

Из этих же документов мы узнаем, что Астраханцовы по сведениям более ранней переписи 1710-1711 года проживали в Черном лесу, в починке над Яндыком речкой (примерно в 10-12 км от Полома), но в промежуток времени между переписями перешли на новое место. Тот починок располагался на территории современного Богородского района, недалеко от села Лобань.

Все Тимофеевы сыновья женаты: в одном дворе живет Аверкий с отцом, женой Авдотьей Дедиловой (30 лет) и дочерьми Матреной (3 лет) и Улитой (полугода), в другом дворе живет Афонасий с женой Лукерьей Никифоровой (20 лет) без детей, а в третьем – мой предок Петр (23 лет) с женой Лукерьей Дмитриевой (25 лет) и сыном Семеном (5 лет, мой пра (8 раз) дед). Итого 10 человек – членов одной семьи.

По своему сословному статусу Астраханцовы относились к ясашным крестьянам, которые обязаны были уплачивать в пользу государства натуральный налог - ясак, взимавшийся в царской России с народов Поволжья и Сибири. Средством принуждения ясачных лиц к уплате ясака была шерть (присяга). В случае невыплаты сборщики ясака иногда брали из числа местной знати заложников (аманатов), которых намеренно содержали в плохих условиях. Ясачные люди Среднего Поволжья во 2-й половине XVI – начале XVIII веков пользовались землями, находившимися во владении общин и составлявшими собственность государства, являлись по сути крепостными государства, были прикреплены к ясачной земле, не имели права покидать её. На них распространялись юридические нормы, установленные законодательством на помещичьих крепостных крестьян.

Они платили государству ренту-налог - денежный и хлебный ясак, ямские и полоняничные деньги, оброки за борти, рыбные ловли, бобровые гоны и другие пошлины. Выполняли также и ратную повинность (с 3 ясаков по 1 воину на войну), с 1705 года — рекрутскую повинность. Иногда вместо исполнения повинностей платили деньги.

В Казанском уезде, которому принадлежали, в том числе, земли южной и юго-западной части Унинского района, в 1625 году числилось более 40 тысяч фактических дворов ясачных людей, в 1681 году около 70 тысяч дворов, в 1710 году в Казанской губернии — 91 тысяча дворов.

Кроме ясака, ясачные люди должны были нести в пользу государства различные натуральные повинности: дорожную, городовую, ямскую и др.

Из материалов Ландратской переписи 1716-1717 гг. мы узнаем размер ясака Астраханцовых: на Тимофее – четь с получетью ясака (3/8 ясака), на Аверкии – две чети с получетью, на Афонасии – четверть ясака, на Петре – четь (четверть) ясака. Итого вчетвером платили они тягла полтора ясака.

Чему же был равен этот ясак? Дмитриев В.Д. в своей статье «О ясачном обложении в Среднем Поволжье» (Вопросы истории, №12, декабрь 1956 г., с. 107-115) утверждает, что ясак в этих краях состоял из денежной подати и т.н. «хлебного ясака», вносимого в натуральной форме. Далее он приводит сведения, что 1697 году в Казанском уезде размер ясака составлял, в среднем – 1 рубль денег и по одной четверти («четверть» в конце XVII века составляла 8 пудов = 131 кг) ржи и овса. Но в начале XVIII века, в связи с возросшими расходами казны, ведением Северной войны и проводимыми реформами, размер ясашного тягла существенно возрастает. С 1704 по 1723 гг., по данным Дмитриева В.Д., размер денежного ясака вырос в 7 раз, а хлебного более чем в 2 раза и составлял уже 7 рублей деньгами и 2 четверти ржаной муки, четверть овса и осьмину ржи.

Таким образом, семья Астраханцовых, проживавшая в трех дворах, в 1716-1719 гг. должна была ежегодно платить казне – 10 рублей 50 копеек денег, 393 кг ржаной муки, 196,5 кг овса и чуть больше 98 кг ржи. Весьма тяжелое бремя, если принять во внимание, что в петровское время четверть ржаной муки стоила 60 копеек, курица 1-2 копейки, заяц или гусь по 6 копеек, овца 12-18 копеек, двухмесячный теленок 40 копеек, рубаха 10 копеек, сапоги яловые 50 копеек, соболья шуба 70 копеек. Конечно, цены эти условные и значительно зависели от конкретного региона и урожайности в текущем году, но сумма выходила немалая.

Жалованье же рядового солдата составляло 11 рублей в год (3 копейки в день), писаря – 40 рублей/год, канцеляриста – 70 рублей/год, генерала – 1800 рублей/год. Таким образом, мои предки ежегодно не только оплачивали расходы на содержание одного солдата петровской армии, но и кормили еще троих-четверых!

За уплатой ясака и его сбором следили специальные должностные лица – сотники, оставшиеся как наследство от Казанского ханства. Территория Казанского уезда в начале XVIII века делилась на 5 административных единиц - даруг (дорог): Алатскую, Арскую, Гальчскую, Зюрейскую, и Ногайскую. Территории юго-востока современной Кировской области, южной Удмуртии и юго-запада Пермского края входили в состав Арской даруги, которая в свою очередь делилась на сотни. Параллельно существовало уже волостное деление. Так село Лобань было центром Лобанской волости, куда входил и наш починок Полом.

Сотни, как правило, возглавлялись служилыми татарами, что также было традицией Казанского ханства. Наш починок относился к сотне татарина Рыски Баймаметева, как и Лобанская с Верховской волостью целиком, а также Архангельский приход Кырчанской волости (все это большей частью территория современного Богородского и западной части Унинского районов), а также собственно татарские селения вдоль Арской дороги от современного поселка Балтаси в Татарстане до города Малмыжа в Кировской области.

Материалы переписной книги ясашных крестьян 1719 года подробнее раскрывают состав хозяйства Астраханцовых и сообщают больше сведений о составе их семей. В починке уже нет Тимофея Варфоломеева – отца семейства, вероятно он скончался между 1716 и 1719 гг. Старший брат Аверкий (40 лет) живет все с той же женой Авдотьей (названной в переписи 1719 года Ефросиньей) Дедиловой (39 лет) и с дочерью Матроной (9 лет). Дочь Улита не упомянута, из чего можно сделать вывод, что она также умерла. Из «пожитков» у него лошадь, корова, три теленка, девять овец и семь свиней. Тягла платит четь ясака.

Во дворе Петра Тимофеева появляется его брат Иван Тимофеев с женой Лукерьей Дмитриевой (39 лет), дочерью Натальей (2 лет), а сам Петр (39 лет) обнаруживается с новой женой Татьяной Пахомовой (38 лет) и дочерью Ефимией (2 лет). «Пожитков» у двух братьев числиться две лошади, две коровы, шесть овец и девять свиней.

Эта часть ясачной книги представляется очень странной! Во-первых, в починке не упомянут брат Афонасий с семьей, сын Петра - Семен и некоторые другие члены семьи, которые есть в переписи 1716 года и вновь появляются в материалах 1 ревизии за 1722 год. Во-вторых, происходит необъяснимый «переход» жены Петра Лукерьи Дмитриевой к его старшему брату Ивану. В-третьих, возраст старших членов семьи отличается от предыдущей переписи не на 3 года (кроме Аверкия), а на 10-15 лет!

Такие «несостыковки» нельзя объяснить одними лишь ошибками переписчиков. Дело здесь в другом. По итогам каждой переписи пересматривался размер ясака для каждого двора, если количество мужчин трудоспособного возраста (15-60 лет) или количество дворов в нем менялось. Как мы помним, в 1716 году на семью Астраханцовых был наложен довольно большой ясак, платить который они, видимо, были не в состоянии. Таковыми они были не одни – множество семей не справлялось со своим тяглом и либо пускалось в бега, либо шло на подкуп или обман переписчиков с той целью, чтобы в ясачные книги попала более выгодная для них информация. Напомню, ложь в книге 1719 года опровергается как результатами предыдущей (1716 года), так и последующей (1722 года) переписей.

Итак, полагаю, Астраханцовы пошли на осознанный подлог: приписали себе годов (желая приблизить возраст, когда крестьянин освобождался от уплаты ясака по немощи), скрыли своих сыновей и одного брата (Афонасия), возможно отца Тимофея (хотя последний действительно мог умереть в силу возраста и так как не фигурирует в переписи 1722 года). Даже их брат Иван Тимофеев временно «переселился» в Полом, хотя в 1716 и в 1722 году жил с семьей в починке над речкой Лобанью, а в 1719 году его двора там нет! Что касается путаницы с женами Петра и Ивана – установить достоверно ее природу невозможно. Ревизия 1722 года включала только мужское население и разобраться в ошибке на основании ее данных нельзя. В этом случае будем полагать более достоверным источник 1716 года и считать женой Петра (и моей пра (9 раз) бабкой) – Лукерью Дмитриеву, а женой Ивана – Агафью Карпову.

Помимо прочего о трудной жизни семьи Астраханцовых сообщает концовка документа, где сказано, что после переписи 1711 года, по которой, очевидно, на них также был наложен непосильный ясак, они «по скудости» перешли в Сибирскую губернию, где «кормились по разным деревням», а в починке Поломе поселились накануне 1716 года. Неизвестно, было ли их возвращение добровольным, или беглых крестьян вернули насильно, но в своей беде они были не одиноки. Десятки семей Лобанской волости в ясачной книге 1719 года содержат аналогичную приписку в конце.

Если «проделка» братьев в итоге удалась, то платить вместо полутора ясаков тягла им теперь стало нужно лишь пол ясака на четверых. То есть размер подати сократился втрое! Но уже через 3 года в починок пришли переписчики 1-й ревизии и зафиксировали полные составы семей, несомненно, обложив их большими податями.

 

Согласны ли вы с моими выводами, уважаемые читатели, относительно разночтений переписных книг 1716 и 1719 гг.? Также у меня есть вопрос относительно наименования документа 1719 года: что же это - ясашная книга казанского уезда или материалы 1-й ревизии? Заранее благодарю вас за ответы!

Рубль Петра I 1720 года из коллекции автора. Таковых моим предкам ежегодно нужно было платить в казну 10,5!

 

#история #генеалогия #семья #предки #вятка #казань #крестьяне #ясак

Комментарии

Добротное исследование.

С ясашные книгами я не работал, но по остальному есть такие замечания.

Со временем некоторые починки становились деревнями, а затем селами.

Сёла в этой цепочке лишние. Сёла открывали как в бывших починках, так и в бывших деревнях, но чаще - на свободной земле. По количеству дворов обычно сёла были меньше деревень и некоторых починков.

Жалованье же рядового солдата составляло 11 рублей в год (3 копейки в день)... Таким образом, мои предки ежегодно не только оплачивали расходы на содержание одного солдата петровской армии, но и кормили еще троих-четверых!

Расходы на содержание одного солдата - это не только его жалованье. Или Вы считаете, что пошив обмундирования, жилье (казаму), провиант, оружее и т.п. солдат должен был оплачивать из этого же жалованья?

 

Помимо прочего о трудной жизни семьи Астраханцовых сообщает концовка документа, где сказано, что после переписи 1711 года, по которой, очевидно, на них также был наложен непосильный ясак, они «по скудости» перешли в Сибирскую губернию, где «кормились по разным деревням», а в починке Поломе поселились накануне 1716 года. Неизвестно, было ли их возвращение добровольным, или беглых крестьян вернули насильно, но в своей беде они были не одиноки. Десятки семей Лобанской волости в ясачной книге 1719 года содержат аналогичную приписку в конце.

 

Тут я нахожу такое объяснение: в Сибирь они не сбегали. Просто перешли (или не переходили, а переписались) в одну из деревень Вятской земли. Граница "Казанский рубеж" там была рядом. Как известно, Хлыновский уезд с 1708 по 1727 гг. входил в состав Сибирской губернии. Такие попытки самопереписывания крестьян из оброчных людей Хлыновского уезда в ясачных Казанского уезда бывали и раньше. Но в 17 веке было наоборот. Ясак был легче оброка, поэтому оброчные и монастырские крестьяне вотчин Трифонова монастыря пытались переписаться в Казанский уезд на ясак. Что и послужило причиной т.н. Кырчано-Сунского восстания.

 

Аватар пользователя Mikeros

Здравствуйте! Большое спасибо за ваш комментарий и вашу оценку.

С замечаниями согласен, особенно, что касается Сибирской Губернии - да, до "границы" было рукой подать - 15-20 км. Безусловно - это Хлыновский уезд имеется ввиду. В Хлыновском уезде, в свою очередь, я следов Астраханцовых не нашел, значит история с переходом из "монастырских" в "ясашные" не про них. Мне ближе версия, что они являются потомками стрельцов, пожалованных землей в Казанском царстве в конце XVI века, и родовая фамилия это подсказывает. Но пока не имею достаточных источников, чтобы указанное утвержать. 

 

Вполне могут быть выходцами из Астрахани. Но и раньше - в 17 веке Астраханцовы у нас встречаются, даже на посаде в Хлынове.

Хороший Автором собран материал , но это еще  не исследование. Прошу прощение за критику Автора ,а также  тезисов пользователей.

Починок , деревня ,пустошь, село ( а также выселок,сельцо , погост и т.д.) - названия поселений в первую очередь указывают на статус и положение этого поселения к соседним населенным пунктам.Починок-это действительно новообразованное изначально  поселение с перспективой стать деревней ( или пустошью , как таковой и деревня пустошью в процессе инволюции -обратного движения).Есть в понятии починок важнейшее обстоятельство для родоведческих изысканий и краеведения.Далеко не всякому крестьянину по плечу основать и обустроить именно починок.Во первых выбор места , осознанный и с познаниями : на возвышенности с учетом сторон света и обязательно должен быть рядом источник чистой воды ( именно чистой- ручей с ключами , речка или озеро).Во вторых и главное : у крестьянина -зачинателя починка наряду с физическими рессурсами и волей ( мотивацией) обязательно должны были быть еще две составляющие-опыт и материально-технические рессурсы ( т.е. это далеко не нищий - бродяга с "ветром в голове " и дыркой в карманах , без лошади и домашнего скота , без утвари и пожитков , без плотницкого инструмента и сельхоз. орудий , без хозяйского опыта труженника и т.д.). Починок обустраивался недалеко от существующей деревни с разрешения деревенской общины( обычно до 7 верст граница деревни- куда деревенская соха и топор ходили ) и "тянул" к деревенской общине , которая в свою очередь " тянула " к селу , как центру приходской жизни  и общинной администрации.Главное отличие села от деревни - наличие в ней церкви ( а то и более одной ). Починок получал свое название практически исходя из двух вариантов. По имени/фамилии новопоселенца ( старшего в роду или главного из них) , если место никак не именовалось на местности или не имело характерных признаков.В противном случае именно характерные признаки или сложившиеся названия ложились в основу наименования починка. Полом из этого ряда. Полагаю , Павел , Вы правильно определили происхождение от глагола " поломать" , но только надо в прошедшем времени- " поломано" и речь идет не о сломе леса , расчистке поля под пашню и т.д. Вятско-Камское междуречье в период XVI в. , будучи ареной постояных местных боевых действий и набегов ,было все " поломано " со следами разрушений бывших не русских поселений. Одно из таких- Полом над Быховской речкой.

О возрастных метаморфозах у мужчин в первых ревизиях.

В период с 1689 по 1718 годы наряду с действующим подворным ( подымном ) налогооблажением Петр I в постоянных поисках источников денег в казну вводил экстраординарные налоги.В конце концов , после подведения итогов первой ревизии в 1724 году подворное ( подымное) налогооблажение было заменено подушным - любая ревизская мужская душа ,абсолютно каждая из которых попала в ревизию 1718 года ( все дети , все старики ,инвалиды и т.д. ) с закрепощением на той земле на период проверки переписи , где их застигла перепись 1718 года. После проведения мероприятий по проверке правильности переписи к 1722 году разрешено было крестьянам вернуться к своим семьям , т.е. в места своего проживания из мест , где их застала перепись 1718 года.  Мах упрощенно о возрастных метаморфозах. Константинопольский собор 1583 г. официально осудил Католическую Пасху в 5508 лет от Сотворения Мира ( от Адама), и в Чин принятия в Православие из католичества было внесено проклятие тех , кто разрушая исконное Предания Церкви , утверждает , будто Спаситель родился на 8 лет позднее 5500 года " от Адама".Со времен Никоновской церковной реформы 1655/56 г. верными хранителями неповрежденного православного Предания остались лишь христиане-старообрядцы , которые прямо обвинили Петра I в краже 8 лет , когда он после 31 декабря 7208 года ( год из 4-х месяцев) повелел считать 1 января 1700 года исходя из принятого его батюшкой Алексеем Мих. и Никоном в 1655/56 году перехода в 5508 , а не 5500. Не вдаваясь в детали и мах упрощенно : на 1716 год у Тимофея надо от( округленных им самим ) 80 лет отнять около 8 лет ( ибо он явно рождения ранее 1655/56) , а у взрослых типа Аверкий к 37 добавить 8-10 лет. И это не хитрость крестьян , а вынужденость действий писцов , имеющих на руках приправочные 1666 и 1678 годов. Тема временной метаморфозы весьма не популярна была по известным причинам при Романовых и у церкви по ныне , а ныне имеет пока условно-прикладной характер для историков - об этом весьма хорошо и мудро написал С.Б.Веселовский  С уважением.

Аватар пользователя Mikeros

Спасибо большое за ценнейшее дополнение. Особенно благодарен за поправку с возрастом, об этой истории с "8 украденными годами"  я не знал...

Это объясняет многое в путанице с возрастом не только этих, но и других моих предков. Только я не понял, когда прибавляем, а когда отнимаем? Например, если сказано кому-то 80 лет в первой ревизии, то отнимаем? А если в 1678 написано 4 года, а в первой ревизии (данные по Хлновскому уезду я определяю как 1721 год, так как по второй ревизии список умерших открывается 1722 годом) "вылазит" 53 года (то есть + 6 лет, а то и +8, если принимать датировку 1 ревизии за 1719 год) - как поступать с таким расхождением?

Буду благодарен, если просветите! 

С ув, Павел.

Вся история 5508/5500 фактически началась в 1654 году.До этого Русь по большому счету жила себе спокойно в летоисчеслении от Сотворения Мира (5500), а в 1654/7162году присоединяет Украину с католическим календарем (5508 ), а сама продолжает официально жить от Сотворения Мира 7162 /5500. Соответственно в 1716 году человек , рожденный до 1655/56 года искуственно стал старше на примерно 8 лет( точнее от 7 до 9 лет в зависимости от месяца рождения ) , а человека рожденного до 1700 года писцы искуственно делали младше от 7 до 9 лет(Кстати этим обьясняется возраст в 11-12 лет жениха и невесты на рубеже 1710-1715 годов) с учетом его попадания в книги 1666 , 1678 годов. К этим искуственным цифрам необходимо давать погрешность несколько лет в зависимости  от региона переписи , которая проводилась следующим образом : выборные писцы на местах до года делали полевые записи , которые затем поуездно  до года еще проверялись , корректировались и начисто писались со скрепами уже подъячих .При этом в бланке подъячий писал дату уже своей чистовой работы , а вписывал данные годичной или двухгодичной давности. К этой погрешности надо учитывать такие же погрешности 1666 и 1678 годов в зависимости от рождения человека до или после этих дат. Это проблема была фактически только до 1722 года , так как к этой дата уже практически все исправили на " правильные" цифры и последующие ревизии имели погрешность только на полевое/чистовое писание.

Я уже поднимал вопрос ранних браков. https://rodnaya-vyatka.ru/forum/133376

Правильно ли я понимаю, что возраст Арефы Пономарёва в 1710 г. был не 3 года, а 11, а в 1717 г. - не 10 лет, а 18? Тогда и его родителям нужно увеличивать возраст на 8 лет? Или уменьшать? Честно говоря, верится с трудом. Если у 10-летнего мальчика 13-летняя жена, то писец не мог не понимать, что пишет полную чушь. 

Синклитикия васильева, Ваши комментарии всегда читаю с интересом. Спасибо за экскурс в историческую хронологию. Есть над чем поразмыслить.

Но в отношении того, что пост автора не является исследованием, тут я с Вами не соглашусь. Самое настоящее исследование, результатом которого является получение новых знаний, установления новых, ранее не известных автору, фактов. Не научное, конечно, но исследование.

Давая свою субъективную оценку по собранному и изложенному материалу-исследованию Автора я не желала кого-либо обидеть , а просто сопоставила , например , это с трудами Александра Федоровича, где присутствуют уже не личностные познания фактов и знаний , а их аналитическая обработка во взаимосвязи и с выводам , т.е. исследования.

Относительно ряда вопросов по возрастным метаморфозам и их оценке. Главная трудность -оценивать события и документы тех лет в психо-физическом понимании и восприятии сегодняшнего дня. Сегодня человек не задумываясь четко назовет день недели , дату , свой день рождения , свой возраст в годах и даже еще в месяцах и днях и т. д. Что было в те времена ? Метрических книг еще нет. Человек не имел в современном понимании своего дня рождения как конкретной даты : число , месяц ,год. Главным тогда у человека был только день именин в честь Святого , чьим именем он наречен , а год прямо ( типа 7100 или просто 100 ) не назывался , да его никто и не знал толком. Шла условная привязка к каким-то важным событиям в местной общине : з десять лет как церкву построили ; тому семый год как поп Варфоломей представился ;тому лет з осьмнадцать как татара били и т. д.  Также человека по возрасту воспринимали в деревенской общине - документов ,как паспорт или иных в современном понимании ,ни у кого и нигде нет.  Начинается перепись ( ревизия). Выборные волостные люди и староста деревни начинают "полевые работы " : без утайки переписать поименно головы и выдать результат.Как сказали  переписываемые себе , так и записал - переписчик отвечает только за головы и их идентификацию поименно, иные данные - формальны де-юре и де-факто. Списки сдают в волость и уезд для проверки местной администрацией , где они тщательно проверяются и сверяются с различными "приправочными " документами , коих весьма много( это далеко не только предыдущая перепись) прежде чем будут переданы царевым дьякам и подьячим. Здесь задача сопоставить учет голов поименно с предыдущими записями , а возраст никого не интересует. Нельзя допустить неучтенную именную голову , за это он своей головой отвечает: если человек родился здесь и сказал себе 45 лет или 11 лет , а впредыдущих переписях не пойми какого года были ( то ли за минусом 5508 , то ли 5500 ) его физически нет , то местный писака готов на любую возрастную" чушь "- ему своя голова дороже , на дыбу или на  плаху не охота .

С уважением.

Лично я не обиделся, нисколько. Вполне корректно высказанное суждение.

По поводу психо-физического понимания и восприятия дат.

В контексте написанного Вами вспомнил слова моей неграмотной верующей бабушки 1911 г.р. Когда я у нее спрашивал о каких-либо значимых датах, что бы записать себе, она отвечала именно такими фразами.

Например.

День рождения прадеда: "Артемьевская, которая после Кузьмитевской";

"На войну деда взяли на третий день Успеньевской" (30 августа 1941 г.) и т.д.

Именно так она когда-то и запоминала и помнила все события.

Уважаемая Синклитикия Васильева. Не могли бы Вы дать ссылку или указать, в каком имено своём труде С.Б.Веселовский написал о временной метаморфозе, а именно о 8 "украденных" из русского календаря годах. Поверьте, это не придирка, просто намерен сделать исследование о ранних браках, а перемена календаря многое объясняет.

Уважаемый Юрий Серафимович , примите мои извинения ,что Вам пришлось ожидать ответ. Я живу в загородном доме внука с его семьей и компьютером пользуюсь только в будние дни до обеда - это устоявшееся многолетнее правило моего личного пространства , которое посвящаю своим интересам : истории и исторической публицистике , генеалогии ,  шахматам - разбираю партии мастеров прошлого. Послеобеденное время будней и полностью выходные я живу интересами внука и его семьи ( в субботу и воскресенье по утрам мы обязательно на рыбалке  ).

Юрий Серафимович , позвольте , я не утверждала что С.Б.Веселовский винил Петра I в краже 8 лет , это обвинения староверов. С.Б.Веселовский , в первую очередь как юрист , прекрасно был осведомлен об исторической метаморфозе 5500/5508 , но как уже во вторых - историк к этой проблематике относился философски , говоря , что пока это имеет условно-прикладной характер. Я нашла у С.Б.Веселовского об этом в двух местах. Первое , в его воспоминаниях о В.О.Ключевском , которые были опубликованы в редакции Шокарева С.Ю. Еще раз я нашла у С.Б.Веселовского в его дневниках 1915-1944 годов через его запись от  27 ( 14) февраля 1918 года , комментируя уже 2-х недельную временную шалость большевиков ( после 31 января 1918 года наступило 14 февраля 1918 года) : " ... и такие идиоты поддерживали "великодержавную " Россию и создавали видимость европейского государства , первокласной державы. Теперь историческое недоразумение , о котором я говорил еще в 1907 году , рассеивается. Наступил час расплаты. " Меня в свой период времени тогда заинтересовало это (1907 г.) и я стала уточнять .  С.Б.Веселовский имел ввиду свою речь в 1907 году по избранию его ( как юриста-профессионала и историка -самоучки) членом -соревнователем Общества истории и древностей российских при Московском университете , где он публично примкнул к антинорманистам и признал приоритет в этом вопросе академика Круг Ф.И.  А уже в 1908 году С.Б.Веселовский  был хорошо лично знаком с мэтром Ключеским , который вел при Московском обществе факультет для юристов Человек/История , в пределых которого острой дисскусионной темой была антинорманская теория и в том числе проблематика 5500/5508. Тогда С.Б. Веселовский согласился с Ключевским в выводах об условно-прикладном характере 5500/5508 в разрезе Человек/История и отметил об этом в своих воспоминаниях.

Уважаемый  Юрий Серафимович , если Вы намерены исследовать эту проблематику применительно к вопросам ранних браков на рубеже начала XVIII века в Северо-Восточной Руси - это очень благородное дело. Могу порекомендовать для разрешения этого вопроса ( в том числе , почему староверы весьма убежденно говорили о воровстве 8 лет) познакомиться с трудами академика Круг Филиппа Ивановича . Единственное препятствие , его главные труды есть только на немецком языке ( старонемецком языке ) : Об источниках Нестора ; Проверка некоторых чисел в русских летописях ; Поправка хронологии в русских летописях первой половины XII в. ; и т.д. Правда есть одна работа на сайте Старые книги ( по алфавиту буквы  К ) : Критические розыскания о древних русских монетах 1807 года. Не удивляйтесь -Круг Ф.И. был академической глыбой с триадой научных интересов в взаимосвязи : нумизматика , археология и история древностей. Финализировав которые , Круг Ф.И. своей статьей в 1812 году феноменально и документально доказал несостоятельность норманской теории образования Руси ( включая даты 5500/5508 в дополнение к историческому сдвигу 852-862 в 10 лет.), и это в период " писанины " Карамзина , исполнителя политического заказа Романовых. Вплоть до смерти Круг Ф.И. в 1844 году в исторических кругах было весьма большое брожение. Пресекая это брожение , Николай I Павлович в 1852 г. издал свой Высочайший указ - только 5508 и строжайшее табу на инакомыслие( Круг Ф.И. доказал появление на Руси Рюрика не в 862 году , а в 852 году . Да  братьев Синеуса и Трувора не было , да и не норманы вообще ...) Трудов старообрядцев не буду перечислять , их весьма достаточно. В контексте интересующего Вас вопроса, старообрядцы ( и в целом русский народ особенно на Северо-Восточной Руси ) считали , что после 7208 года идет 7209 год , а если Петр I хочет отнимать 5508 и считать 1700 год , то это его антихрестовы проблемы , у нас украли и сделали сразу 1708 год  ( =7208-5500 ). И поэтому в их понимании , когда переписчик в ( петровском ) 1710 году главу дома распрашивает о семье и детях , он ему и отвечает что в 1710 году БЫЛО   сыну или дочери два года , а ему самому 37 , хотя на самом деле теперь детям 10 ,а ему 45. При этом , переписчик ( выборный волостной человек или староста деревни ) сам говорит на одном языке (летоисчислении ) с опрашиваемым главой двора , да и он под страхом должен переписать всех только поименно без утайки. Сложнее история у " стариков " рождения до 1655/56 годов , но та история их летоискривления уходит в период присоединения Украины в 1654 году и массового наплыва на Русь с Малороссии латинянских книг  , которые уже почти 900 лет жили временем от Р.Х. ( вернее -A.D.) . Никон и стал бездарно ( "самовлюбленная кухарка " правит вселенским государством - извечная беда российская.) исправлять  старославянские книги частию под греческие  , а частию под латинянские.  

С уважением.

 

Большое спасибо за ответ. Нужно основательно подумать. К сожалению, в интернете на эту тему ничего не нашёл, а к источникам, на которые Вы указали, у мена доступа нет. В своих исследованиях я всегда стараюсь цитировать документы или труды авторитетных историков с указанием конкретных изданий вплоть до страницы. Потому Вас и спросил.

С уважением. 

вроде ваш Тимошка, отец у них с редким именем  https://rodnaya-vyatka.ru/censuses/search?id_place=3531072

1678г. Займище вновь над речкою Пыжею , Московское царство, Вятка, Хлыновский уезд, Чепецкий стан, Чепецкий оброчный станВолчья волость

... у него ж складник Якушко Вахромеев сын Астараханцов женат, у него брат Тимошка женат

 

Аватар пользователя Mikeros

Здравствуйте! Благодарю за информацию, интересная версия. Надо ее проработать.

Аватар пользователя Mikeros

На скорую руку, так сказать, получается интресная картина:

Те же Якушко Зиновьев Суслов с сыном Исаком обнаруживаются в 1706 году в починке Голодаевском в Филипповской слободке. Но без Астроханцовых.

Далее по переписи 1709-10 гг. живут там же в Филипповской слободке, в починке Головановском (видимо это один и тот же починок с упомянутым в переписи 1706 года).

А по переписи 1710-11 гг. встречаем упоминание, что Яков Зиновьев Суслов нищий и живет там же с сыном Исаком и снохой в починке Головановском.

Но самая интересная для меня запись, относится к первоначальному их месту жительства - займищу вновь над речкою Пыжею за 1710 год: "Двор пуст Якова Суслова, он и з детми и со складником своим Яковом Астараханцовым с Вятки збегли безвестно, пашни было четверть". 

Из этого можно сделать вывод, что в промежутке времени между 1678 и 1706 гг. Сусловы и Астраханцовы покинули займище над Пыжею речкой и "збегли с Вятки". К 1706 году эти самые Сусловы Яков и Исак обнаруживаются в Филипповской слободке, а Астраханцовы только в 1710 году  в починке в Черном лесу над Яндыком речкой.

Если эта версия верна, то это открывает новую страницу в исследовании истории рода Астраханцовых, а также объясняет их обратное "бегство" в Хлыновский уезд между 1711 и 1716 гг.

Что думаете о такой версии?

Аватар пользователя дмитрий76

Доброй ночи. Встретился в поч. Шатники (Ивана Булатова) Павел Семенов Астрханцов/Астараканцов. Может "Ваш"?

Аватар пользователя Mikeros

Доброй ночи!

Благодарю вас! Но, к сожалению, не мой. Не вписывается в древо никак(

Аватар пользователя дмитрий76

Павел, ещё раз "влезу":

Самое раннее упоминание Астраханцовых обнаруживается в документах 1716-1719 гг. – Ландратской переписи и материалах переписной книги ясашных крестьян Казанского уезда.

При поиске в "Переписи и ревизии ..." на "Астараканцов", находятся данные из переписи 1706 года.

Это не Астраханцовы, но фамилии похожи, и может они имеют с Вашими общего предка, посмотрите.