Вятка Православная глазами ОГПУ. 1924 год

«Происходит объединение вокруг тихоновской церкви под лозунгом борьбы с обновленцами».

В предыдущей главе (1923 год) мы уже рассказывали о церковном расколе, борьбе «тихоновцев» и обновленцев. В 1924 году ситуация получила дальнейшее развитие.

Государственные информационные сводки Вятского губернского отдела ОГПУ в информационный отдел ГПУ (Москва).

8-16 января. В деятельности духовенства отмечается некоторое примирение между обновленцами и тихоновцами. С 27 по 29 декабря проведен 2-й пастырский мирянский епархиальный съезд, на котором присутствовало до 100 делегатов в правом решающего голоса, представляющих почти все уезды губернии. Из числа участников съезда было 45 обновленцев и 33 тихоновца, остальные неопределенного направления — выжидательной позиции. Обсуждались следующие вопросы: Отношение епархии к бывшему Патриарху Тихону, введение в церковную практику нового стиля, о епархиальном епископе и его содержании, о состоянии епархиального управления и др.

Самым спорным вопросом повестки дня являлся вопрос об отношении к [Патриарху] Тихону, который делегатами горячо и оживленно обсуждался. В прениях участвовали почти все делегаты. По данному вопросу среди участников съезда возникли разногласия. Одни стояли о признании и подчинении Тихону, другие — за священный синод, третьи — ни к первой, ни ко второй [группе не относились]. В результате вынесена резолюция, примиряющая спорные стороны о прекращении всяких церковных распрей, борьбы и установлении мира и спокойствия в Православной Церкви. Остальные вопросы проведены более спокойно, причем по второму — о новом стиле — вынесена резолюция в богословско-тихоновском смысле следующего содержания: «Признавая новый стиль жизненно-практичным, съезд находит, что введение должно быть постепенно в зависимости от того, насколько сознание его необходимости и полезности проникает в народные массы». Вобщем, съезд не принес существенной пользы ни обновленцам, ни тихоновцам и явился лишь выяснителем мнений и взглядов Вятской епархии к Тихону и Священному Синоду. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 644. Л.8.)

1-7 марта. Деятельность духовенства незначительны. Тихоновцы в связи с арестом епископа Авраамия (1) совсем прекратили активную борьбу с обновленцами. Обновленческое движение медленно, но уверенно прогрессирует и усиливается, проникая в крестьянские массы верующих. Деятели обновленцев — правящий епископ и уполномоченный Священного Синода периодически выезжают по епархии с целью большего развития идей обновленческого движения.

Среди духовенства выявляется глухое недовольство на большие обложения налогами, каковое для тихоновцев является не так обременительным, как обновленцам, так как первым много помогают и крестьяне и городские верующие обыватели. В результате частичное снятие сана [священников] из числа обновленцев. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 644. Л.20.)

1-7 апреля. В связи с опубликованием в газетах [известий] о прекращении дела бывшего Патриарха Тихона — тихоновская часть духовенства воспрянула духом и окрылилась надеждой на возможность «свободного» развития своей деятельности управления Православной Церковью. В то же время обновленцы, имея налицо трех обновленческих епископов, продолжают развивать и укреплять обновленческое движение и имеют уже некоторые результаты. Так, в Котельничском, Нолинском, Уржумском и Халтуринском уездах на их сторону перешел ряд приходов — сел.

Все духовенство с нетерпением ожидает предсоборного совещания и Поместного собора, где решится судьба управления Православной Церковью. За отчетный месяц несколько церковников-обновленцев разочаровались в религии, сняли сан и вышли из духовного звания, обращаясь через прессу к сознательному духовенству последовать их примеру. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 644. Л.40.)

1-8 мая. Христианский праздник пасха ознаменовался как и раньше торжественным богослужением в церквах при скоплении верующих. Причем около половины всех присутствующих в церквах были только зрители и любители религиозных церемоний.

Тихоновская часть духовенства с освобождением Тихона чувствует под собой почву и изредка делает попытки к активной борьбе с обновленцами, выражающейся в разжигании и настраивании на тихоновских лад верующую массу.

Обновленцами 16 мая с.г. В г. Вятке созывается епархиальное совещание сторонников из духовенства и мирян по выборам делегатов на Предсоборное совещание вы Москве 10 июня с.г. Ведется в этой области подготовка. На совещание обновленцы возлагают большие надежды, т. к. только на нем, по их мнению, должно произойти умиротворение борющихся течений в церкви и уничтожение существующего раскола.

В уездом г. Нолинске за последнее время среди духовенства наблюдалось стремление к уходу со службы на почве обложения непосильным налогом. Верующее население, дабы не остаться без служителей культа, производит сборы на уплату налогов последним. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 644. Л.44.)

8-16 мая. В районе бывшего Филейского монастыря в 7 верстах от Вятки оставались бывшие монастырские постоянные обитатели в числе 120 монашек и 13 монахов, организовавших трудовую артель (2). Со стороны последних повелась агитация среди местных крестьян против губернской советской власти на почве вынесенного ГИКом в конце апреля с.г. постановления, что все помещения на территории Филейского монастыря, занимаемые остатками монастырских служителей и церковью, должны быть закрыты для последних и предоставлены под губпасеку и открывшихся в мае губкурсов по изучению пчеловодства. Монахи своей агитацией, как выявилось информсетью, волновали крестьян и создавали среди них враждебное настроение . Опираясь на постановление ГИКА [монахи] говорили, что советская власть закрывает церкви, а их гонит на улицу. Крестьяне, сбитые с толку, кое-где собирались по 30-40 человек, толковали, но своих выступлений не проявляли. В результате была создана комиссия с представителями от губотдела ОГПУ, монастырь закрыли, а монашки с монахами выдворены на частные квартиры.

Из указанного процесса выявлено частичное покровительство жильцам монастыря со стороны губселькредитсоюза и Филейского кредитного товарищества, выразившееся в принятии в январе месяце с.г. всех оптом в члены товарищества без паев и со льготами. Монашки с помощью кулаков открыли артель — ткацкую мастерскую, устав которой был утвержден губселькредитсоюзом. В день выезда комиссии по закрытию церкви и выдворению монашек, последние разогнали гонцов с призывом к мужикам ближайшей волости о защите. Но крестьяне разобрались и ни один не пришел, а пришла молодежь и благодарила комиссию, выражая радость — вот теперь-то у нас будет клуб. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 644. Л.51.)

16-24 мая. Религиозность продолжает постепенно изживаться. Это подмечается более всего во время проводимых октябрин (пролетарские крестины без попов), которые за последнее время заметно учащаются. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 644. Л.54.)

1-7 июня. Во второй половине мая в Вятке проведено епархиальное совещание духовенства и мирян Вятской епархии по выборам делегатов на Предсоборное совещание, каковое будет в Москве 10 июня с.г. Совещание для обновленцев прошло успешно. Избранные делегаты в числе трех — два епископа и один мирянин оказались обновленцами. Со стороны тихоновского духовенства никаких нареканий, попыток срыва совещания не было.

В связи с вынесенным постановлением в мае месяце с.г. «О ликвидации Александровского собора в г. Вятке с передачей его для культурных целей ГУБОНО, местное духовенство тихоновского течения переполошилось и провело кампанию с отбиранием подписей от верующих граждан на предмет ходатайства перед губисполкомом и даже центром об оставлении собора для верующих как храма для молящихся.

В Котельничском уезде село Даровское посетил Вятский архиерей-обновленец, которого местное духовенсво-тихоновцы и прихожане не допустили к службе и просили удалиться из церкви. Во главе этого явления стояли священники Тихонов и Фалалеев, по отношению которых приняты меры (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 644. Л.71.)

1-15 июня. Информационная сводка Вятского губернского отдела ОГПУ по Омутнинскому уезду. В уезде обновленческих церквей нет. Одно тихоновское течение. 17 мая благочинный — священник с. Георгиева Бисеровской волости Сокольский снял сан священника, после снятия в своей же церкви устроил митинг, где присутствовало до 500 человек. Сокольский выступал с докладом «Крестьянство и православие». Доклад делал 2 часа 50 минут, где он отрицал Бога и т. д. Главное, указал на историю христианства и останавливался на противоречиях, в конце порвал свою грамоту. А 21-го сделал этот же доклад в Бисерове, где народа было 350 чел., тк. о выступлении было объявлено по деревням. Сокольский здесь окончательно подрывал авторитет попов. После доклада были возгласы, что «вот верь попам, они сами-то не верят в Бога». 24-го со своим докладом Сокольский выступал в Афанасьеве, публики было тоже человек до 200. После доклада задавались вопросы. На вопрос, верит ли он в Бога, Сокольский ответил, что в Бога как духа он не верит и считает за глупость в такового верить, и, говорит, я верю в Бога, который живет во мне, а я в нем. Такие ответы публику не удовлетворили. Среди публики были суждения, что он, мол, вышел из попов только лишь потому, чтобы коммунисты ему дали хорошую должность. Из доклада можно было понять, что Сокольский придерживается толстовщины, он признает Христа как человека, признает его учение, но поклонение ему он отрицает. Сокольский среди местного населения на религию действует разлагающе. Зачастую можно слышать от мужичков (Афанасьевский район), что, мол, верно и правда Бога нет, раз попы не верят и говорят против Бога. Есть слухи, что к Сокольскому приезжали попы из соседних сел для склонения его снова вступить в духовенство, но Смокольский их, якобы, встретил очень сухо и они уехали безрезультатно. Есть предположение и предпосылки к тому, что Сокольский действительно ищет авторитета и создания своего благополучия. Это видно из следующего: после доклада Сокольский собирает удостоверения, что он сделал такой-то доклад. После второго доклада 21 мая с.г. в с. Бисерове Сокольский разошелся со своей женой, что было удивительно для всей волости, т.к. по наблюдению других супруги Сокольские жили лучше некуда. За Сокольским ведется наблюдение. (ЦГАКО. Ф. П-9. Оп. 4.Д 38. Л. 174.)

8-16 августа. Государственная информационная сводка Вятского губернского отдела ОГПУ в информационный отдел ГПУ (Москва). Деятельность тихоновского духовенства по Вятской губернии, как замечалось в отчетном периоде, заметно слабеет, что подтверждается переходом церквей к обновленцам по Котельничскому уезду. По отношению объединения Тихона с Красницким (3) выявляется, что тихоновцы не верят в соглашение и считают, все, что печатается об этом в прессе, ложью и выдумкой. Они надеются, что Тихон никогда не может быть изменником Православной Церкви.

Среди духовенства вообще замечается недовольство советской властью по обложению их якобы большим государственным налогом.

В июне месяце с.г. в Халтуринском уезде УИКом была закрыта Покровская женская община за несоблюдение последней регистрации религиозных общин. Председательница общины (бывшая игумения) привлекается к суду за расхищение церковного имущества и укрытие ценностей. С ликвидацией последней в уезде совершенно изживается тихоновское влияние. (4) (ЦГАКО, ФЫ. П_1. Оп. 2. Д. 644. Л. 138).

Записки уполномоченного Вятского губернского отдела ОГПУ по Халтуринскому уезду в Халтуринской уком РКП(б)

19 сентября 1924 г. У меня имеются сведения , что служащая бухгалтерии общего отдела уисполкома Тихоницкая Мария Михайловна (5) ведет переписку со своим братом, проживающим за границей, где служит в сане епископа. Из переписки устанавливается контрреволюционное настроения как брата так и самой Тихоницкой.

Сообщая о вышеизложенном, прошу при первой же возможности Тихоницкую удалить со службы из соворганов. (ЦГАКО, Ф. П-14. Оп. 7. Д. 14. Л. 144).

25 сентября. Служащий кустселькредитсоюза в должности счетовода тов. Малышев Константин Филиппович в летний период текущего года был руководителем двух церковных общин гор. Халтурина. В подтверждение чего прилагаю две копии отношений за подписью Малышева. Сам по себе Малышев политически неблагонадежен, в религии крайне правый, ведет связь и поддерживает духовенство реакционно-монархического направления.

Сообщая о сем, прошу уком принять меры, через соответствующие органы к удалению Малышева со службы в упомянутом учреждении (ЦГАКО, Ф. П-14. Оп. 7. Д. 14. Л. 179).

1-8 октября. Государственная информационная сводка Вятского губернского отдела ОГПУ в информационный отдел ГПУ (Москва). В Малмыжском уезде духовенство за последнее время начинает проявлять себя, пускаясь на обманы и опутывание населения чудесными явлениями. Ими в сентябре был провозглашен в 10 верстах от Кильмези святой ключ, где, якобы, есть явление иконы. Этот ключ часто посещает пришедшая из Вотской области женщина, именующая себя прозорливой, а зовут ее Анной, которая околпачивает темное население, в особенности женщин, и предсказывает, якобы, прошлое и будущее... (ЦГАКО, Ф. П-1. Оп. 2. Д. 644. Л. 171).

15-30 ноября. Информационная сводка уполномоченного Вятского губернского отдела ОГПУ по Омутнинскому уезду. Религиозный фанатизм коренится только в пожилых. Что касается молодежи, то последняя почти совсем порвала связи с церковью и больше посещает клубы и библиотеки. (ЦГАКО, Ф. П-9. Оп. 4. Д. 38. Л. 342).

Государственные информационные сводки Вятского губернского отдела ОГПУ в информационный отдел ГПУ (Г. Москва)

на 1 декабря. По районам губернии происходит объединение по группам вокруг тихоновской церкви под лозунгом борьбы с обновленцами. Поведение таких групп носит враждебный советской власти монархический характер. В обновленческие церкви местами врываются тихоновцы и творят большинство с требованием отдать церкви им. Ходят ходоки, собирая подписки среди крестьян на голых листах с лозунгами «Кто за старое право», «Кто за Тихона». Меры приняты. Уездам даны задания на предмет дальнейшего выявления и принятия мер (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 644. Л. 221.)

15-31 декабря. В дни 25 и 26 декабря с.г. по клубам Вятки учреждений и школ было проведено комсомольское рождество. Ставили инсценировки о религиозных обрядах и концертное отделение, выражающее антирелигиозное направление комсомола. В докладах объяснялась сущность комсомольского рождества, его цель, направление и отношение к совершающимся событиям. Зрителями в клубах были элементы разных слоев и возрастов, но самое деятельное участие всюду замечалось молодежи-комсомольцев. По школам школьные работники среди учащихся проводили антирелигиозную неделю. Уклонений согласно намеченных программ, с их стороны не замечалось. (ЦГАКО. Ф. П-1. Оп. 2. Д. 644. Л. 268)

 

Примечания

(1) Архиепископ Авраамий (Анатолий Иванович Дернов (1874-1939, — епископ Русской православной церкви.

6 сентября 1923 года хиротонисан во епископа Уржумского с поручением ему управления всеми приходами Вятской епархии. 27 декабря 1923 года арестован. В мае 1924 года освобождён под подписку о невыезде. Второй арест 6 марта 1925 года. В январе 1928 года, вернувшись из ссылки, поселился в Глазове. В начале марта 1929 года из Патриархии был получен указ, в котором Авраамию, епископу Уржумскому, поручалось «временно окормлять присоединившиеся приходы Глазовского уезда с непосредственным сношением с Патриархией». Под управлением епископа Авраамия оказалось около 30 храмов в Глазове и в нескольких сёлах Глазовского уезда. 9 мая 1935 года назначен епископом новообразованной Глазовской епархии, которая на тот момент насчитывала 28 действующих храмов. 9 января 1937 года был возведён в сан архиепископа. 10 мая 1937 года арестован. 4 ноября приговорён к 10 годам тюремного заключения, 30 августа 1938 года последовало распоряжение о его ссылке в северо-восточные лагеря. В 1939 году архиепископ Авраамий скончался на этапе. Место погребения неизвестно.

(2) В 1923 году насельницы Вятского Преображенского монастыря были выселены на территорию бывшего Александро-Невского Филейского мужского монастыря, закрытого еще в 1918 году и переданного в ведение Вятского уездного отдела народного образования под приют. Тогда остаться проживать на территории монастыря было разрешено только самым старым и немощным из братии. 1 августа 1923 года Вятский уисполком имущество в черте монастыря (4 дома, амбар, лавка каменная, два каретника, 2 бани и погреб) сдал в арендное содержание женской трудовой артели из сестер Преображенского монастыря на 5 лет. 

(3) Владимир Дмитриевич Красницкий (10 декабря 1881 — ноябрь 1936) — один из основателей обновленческого раскола в Русской православной церкви, основатель и лидер обновленческой организации «Живая церковь», фактический лидер обновленчества в первые месяцы его существования; протоиерей, в обновленчестве протопресвитер. Весной 1924 годы члены обновленческой группы «Живая Церковь» в связи с попыткой ОГПУ и Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) скомпрометировать патриарха Тихона старались организовать его «примирение» с Красницким. По плану «разложения тихоновской церковной партии», изложенному Красницким в докладе ОГПУ, целью ЖЦ было «возродить… группу со своими групповыми епархиальными уездными и благочинническими комитетами и противопоставить тихоновским архиереям и благочинным… восстановить ту тактику, которая была в 1922 г.».

Начавшиеся в марте переговоры представителей патриарха с лидером ЖЦ, очевидно, были условием, которое поставило ОГПУ патриарху Тихону в обмен на легализацию Высшего церковного управления и освобождение некоторых архиереев из-под стражи. 21 мая 1924 года патриарх Тихон подписал постановление об образовании нового расширенного Синода и Высшего Церковного Совета (ВЦС), в который наряду со священнослужителями и мирянами, оставшимися верными Патриарху, вошли Красницкий и другие деятели Живой Церкви, выразившие согласие принести покаяние. Допущение бывших активных обновленцев в общение с Церковью вызвало неоднозначные суждения среди клира и верующих, что усугублялось требованиями Красницкого предоставить ему должность заместителя председателя ВЦС и сохранить полученное в обновленчестве звание протопресвитера. 9 июля 1924 года патриарх Тихон наложил резолюцию о признании недействительным ранее изданного акта об образовании Синода и ВЦС. После того как в сентябре 1924 года Красницкий открыто признал провал своих попыток достижения соглашения с Патриаршей Церковью, ЖЦ покинули практически все бывшие сторонники.

(4) Речь идет о Покровско-Богородицком женском монастыре у дер. Лопата (Лопатинское озеро) близ Пищалья (сейчас Оричевского района), который действовал в 1908-1924 гг. Настоятельница монастыря — игумения Елисавета (Видякина Екатерина Ивановна).

(5) Тихоницкая Мария Михайловна — дочь ныне канонизированного протоиерея Михаила Петровича Тихоницкого (1846-1918), сестра митрополи́та Влади́мира (Вячеслава Михайловича Тихони́цого (1873-1959) — (это о нем речь в документе), епископа Константинопольской Православной Церкви, митрополита Западноевропейского, экзарха Западноевропейского Экзархата русских православных приходов и архиепи́скопа Вениами́на (Вениами́на Миха́йловича Тихони́цкого (1869-1957), епископа Русской Православной Церкви, архиепископ Кировский и Слободской.

Комментарии

Халтуринский уком почему-то не выполнил указания ОГПУ.

Мария Тихоницкая проработала в соворганах до пенсии.

"с 21 июля 1923 года она начинает работать счетоводом в отделе управления уездом Халтуринского Уездного Исполнительного Комитета. I октября 1926 года отдел управления уездом был реорганизован в Горсовет. Мария Михайловна продолжала работать там до 1927 года. I сентября 1927 года она вышла на пенсию".

источник: https://www.russkije.lv/ru/journalism/read/e-tikhonitsky-dudin/