Блог Елены Чудиновских

Маленькие тайны из большого архива

Красная, белая, где сторона?

Красная, белая, где сторона?
Сегодня день 7 ноября, который в советское время был главным государственным праздником и назывался Днем Великой Октябрьской социалистической революции.
Прошло 107 лет с тех давних событий. Нам уже сложно их. представить. Но хорошо, что сохранились воспоминания людей, которые их пережили. Воспоминания участников и свидетелей революции были записаны в 1926-1927 годах, когда все еще отчетливо помнилось. Они хранятся сейчас в кировском архиве. Сегодня приведу воспоминания простых граждан города Нолинска, переживших это сложное время.

Вятка-Швеция-Комсомол. Пока не опустился «железный занавес». Или «Как вятские над шведами шефствовали»

В 1919 году в Берлине среди делегаций 1 Учредительного конгресса Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), являвшегося по Уставу секцией Коммунистического интернационала (Коминтерна), присутствовали представители коммунистических собрания союзов молодежи ряда европейских стран, в том числе Советской России и Швеции. Задачей КИМа, как и Коминтерна являлось объединение трудящихся на борьбу с мировой буржуазией за диктатуру пролетариата, за ликвидацию капитализма и замену его социалистическим строем.

Привет из социалистического прошлого. Что в нем?

Сегодня на место сгоревшей Феодоровской церкви на набережной Грина завезли песок под фундамент. Будет установлен православный крест, которому находиться здесь до начала строительства новой церкви. И хорошо стало видно, что на этой площадке находится еще один интересный объект — капсула времени с посланием к нашим потомкам в 21-й век. На закрывающей капсулу плите надпись о том, что заложена она была в июле 1974 года в год 600-летия города, а вскрыть ее предполагалось через 100 лет, в 2074 году, в год 700-летия.

В. Жаравин, Е. Чудиновских. Репрессированные католические священники на Вятке.

ПРОТОПРЕСВИТЕР ЛЕОНИД ФЕДОРОВ (4 НОЯБРЯ 1879-7 МАРТА 1935)

ЭКЗАРХ РОССИЙСКОЙ ГРЕКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Родился в г. Санкт-Петербурге. Отец его, из крестьян Ярославской губернии, содержал небольшой ресторан "Малоярославец", вскоре разорился и умер.

С восьми лет посещал частную школу Аккермана, а с 11 лет - 2-ю Петербургскую гимназию, которую окончил с золотой медалью.

В 1901 году поступил в православную Санкт-Петербургскую духовную академию. На втором курсе оставил ее и уехал в Рим с целью стать католиком.

В. Жаравин, Е. Чудиновских. В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД. Репрессии против поляков и польских граждан. (1920 - 1930-Е ГОДЫ)

Отношения между СССР и Польшей в межвоенный период (1920-1930-е годы) складывались непросто, стороны считали друг друга потенциальными военными противниками, вели разведку друг против друга. В такой обстановке развивалась подозрительность, шли поиски врагов.

Вятка православная глазами ОГПУ. 1927

1927 год

«Атеизм все заметнее начинает проникать из города в деревню»

Этими документами завершается публикация Сводок Вятского ЧК-ОГПУ, отслеживающих действия вятского духовенства и состояния православия на Вятке, хранящихся в Центральном государственном архиве Кировской области. В архиве имеются также сводки ОГПУ за 1928-1929 года по различным направлениям, но в них тема духовенства, православия почти не отслеживается, видимо, она перестала быть особо актуальной.

 

Вятка православная глазами ОГПУ. 1926 год

1926 год

«Религиозность среди крестьянства постепенно изживается»

В 1926 году в сводках ОГПУ уже меньше внимания уделяется противостоянию тихоновцев и обновленцев, но больше — искоренению религии среди крестьянского населения...

Информационные сводки уполномоченного Вятского губернского отдела ОГПУ по Халтуринскому уезду.

Вятка православная глазами ОГПУ. 1925 год

1925 год

«Тихоновское духовенство пользуется в среде крестьянства большим авторитетом...»

В 1925 году противостояние обновленцев и тихоновцев достигло своей верхней точки., о чем и поведали...

Государственные информационные сводки Вятского губернского отдела ОГПУ в информационный отдел ГПУ (Москва).

Обновленческий раскол на Вятке в 1920-х годах

Документы 1920-х годов, хранящиеся в Центральном государственном архиве Кировской области, отражают один из драматических этапов борьбы Русской Православной Церкви с обновленчеством, поддерживаемом государством. Документы рассказывают, что в ходе изъятия церковных ценностей на нужды голодающих в марте 1922 года большевики не столько преследовали благородную цель, сколько начинали свою семидесятилетнюю борьбу за торжество атеизма.

Православный Нолинск в 1950-х годах

Православный Нолинск 50-х годов прошлого века можно увидеть, почувствовать, прочитав документы Уполномоченного по делам Русской Православной Церкви и религиозных культов по Кировской области, хранящиеся в Центральном государственном архиве Кировской области.

Этот Совет был создан при Правительстве СССР в 1943 году для осуществления контроля над Церковью во главе с полковником госбезопасности Г.Г. Карповым, закончившим свою карьеру в чине генерал-лейтенанта. И вплоть до 1950-х годов Совет находился под опекой органов госбезопасности. (1)

Страницы