Красная, белая, где сторона?
Сегодня день 7 ноября, который в советское время был главным государственным праздником и назывался Днем Великой Октябрьской социалистической революции.
Прошло 107 лет с тех давних событий. Нам уже сложно их. представить. Но хорошо, что сохранились воспоминания людей, которые их пережили. Воспоминания участников и свидетелей революции были записаны в 1926-1927 годах, когда все еще отчетливо помнилось. Они хранятся сейчас в кировском архиве. Сегодня приведу воспоминания простых граждан города Нолинска, переживших это сложное время.
В 1919 году в Берлине среди делегаций 1 Учредительного конгресса Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), являвшегося по Уставу секцией Коммунистического интернационала (Коминтерна), присутствовали представители коммунистических собрания союзов молодежи ряда европейских стран, в том числе Советской России и Швеции. Задачей КИМа, как и Коминтерна являлось объединение трудящихся на борьбу с мировой буржуазией за диктатуру пролетариата, за ликвидацию капитализма и замену его социалистическим строем.
Сегодня на место сгоревшей Феодоровской церкви на набережной Грина завезли песок под фундамент. Будет установлен православный крест, которому находиться здесь до начала строительства новой церкви. И хорошо стало видно, что на этой площадке находится еще один интересный объект — капсула времени с посланием к нашим потомкам в 21-й век. На закрывающей капсулу плите надпись о том, что заложена она была в июле 1974 года в год 600-летия города, а вскрыть ее предполагалось через 100 лет, в 2074 году, в год 700-летия.
Отношения между СССР и Польшей в межвоенный период (1920-1930-е годы) складывались непросто, стороны считали друг друга потенциальными военными противниками, вели разведку друг против друга. В такой обстановке развивалась подозрительность, шли поиски врагов.
«Атеизм все заметнее начинает проникать из города в деревню»
Этими документами завершается публикация Сводок Вятского ЧК-ОГПУ, отслеживающих действия вятского духовенства и состояния православия на Вятке, хранящихся в Центральном государственном архиве Кировской области. В архиве имеются также сводки ОГПУ за 1928-1929 года по различным направлениям, но в них тема духовенства, православия почти не отслеживается, видимо, она перестала быть особо актуальной.
«Религиозность среди крестьянства постепенно изживается»
В 1926 году в сводках ОГПУ уже меньше внимания уделяется противостоянию тихоновцев и обновленцев, но больше — искоренению религии среди крестьянского населения...
Информационные сводки уполномоченного Вятского губернского отдела ОГПУ по Халтуринскому уезду.
Документы 1920-х годов, хранящиеся в Центральном государственном архиве Кировской области, отражают один из драматических этапов борьбы Русской Православной Церкви с обновленчеством, поддерживаемом государством. Документы рассказывают, что в ходе изъятия церковных ценностей на нужды голодающих в марте 1922 года большевики не столько преследовали благородную цель, сколько начинали свою семидесятилетнюю борьбу за торжество атеизма.
Православный Нолинск 50-х годов прошлого века можно увидеть, почувствовать, прочитав документы Уполномоченного по делам Русской Православной Церкви и религиозных культов по Кировской области, хранящиеся в Центральном государственном архиве Кировской области.
Этот Совет был создан при Правительстве СССР в 1943 году для осуществления контроля над Церковью во главе с полковником госбезопасности Г.Г. Карповым, закончившим свою карьеру в чине генерал-лейтенанта. И вплоть до 1950-х годов Совет находился под опекой органов госбезопасности. (1)