На протяжении всей своей истории советское государство вело активную борьбу с Русской Православной Церковью. На словах объявив свободу совести, большевики обрушили на Церковь неслыханные репрессии.
Наивысший пик репрессий пал на 1937-1938 годы. Страна выискивала врагов народа, иностранных шпионов и правых бандитов. Искали их повсюду и повсюду находили. В отчетном докладе 1937 года первый секретарь Кировского обкома партии А.Я. Столяр говорил: «Враги еще не все разоблачены и уничтожены... Мы врагов народа разоблачим, разгромим и и уничтожим...» (Не пройдет и года после этих его слов, как сам Абрам Яковлевич будет объявлен врагом народа и расстрелян).
С особым рвением поиски врагов народа велись в среде священнослужителей. Об этом свидетельствуют многочисленные документы, хранящиеся сегодня в Центральном государственном архиве Кировской области. Мы рассмотрим лишь докладные записки по антирелигиозной пропаганде за 1937 год. Их неприятно, оскорбительно читать и цитировать, хотя писались они людьми, отвечавшими за культурно-просветительскую работу. Приведем отдельные цитаты из этих «Докладных».
Каждая церковь в этих докладных записках объявлялась «враждебным агитпунктом, где группируются враждебные элементы», а священнослужители «прихвостнями троцкистско-бухаринских диверсантов» и «классовыми врагами».
В 1937 году в Кировской области было 275 священнослужителей. Местным партийным и советским органам всех их предписывалось «знать и внимательно следить за их действиями».
Активизация поисков врагов народа привела к выводам , что «Произошло затишье в антирелигиозной пропаганде, «церковники... за последнее время усилили свою враждебную деятельность», «для своей контрреволюционной деятельности попы пользуются притуплением бдительности», «поповщина и их прихвостни, как показывают факты, обнаглели...»
Что же за «факты контрреволюционной деятельности» приводятся в докладных записках пропагандистами, после чего делаются такие заключения: «поп арестован» или «эти попы арестованы», или «приговорен к 7 годам» и т. п.
В вину священнослужителям ставится даже их доброе отношение к своей пастве. Так сообщается, что в Лебяжском районе «в Елкино поп... приглашал стариков и старух, угощал их пельменями в запертой комнате, проводил с ними беседы в своих интересах». Или вот такая «контрреволюционная деятельность» была замечена в Просницком районе: «Попы устроили детскую площадку. На площадке они давали детям гостинцы... Потом приглашали в церковь...»
Контрреволюционной деятельностью названо и то, что в Поломе «Попы Шкляев и Владимирский после закрытия церкви выполняли все религиозные обряды на дому у колхозников...», а «... Бывшая монахиня Быстрова в колхозе «Новая жизнь» (Поломский район) раздавала религиозную литературу». Здесь же прописана рекомендация, как с подобной литературой поступать: «Инспектор РОНО Неустроев в 1936 году обнаружил у колхозницы Рагозиной книгу «Слово Божие» и порвал ее».
И еще факт «контрреволюционной деятельности» священнослужителя: «В Богородском районе поп Верховойской церкви Зосима, арестованный органами НКВД..., организовал хоровые кружки для молодежи...»
Многие уже знают сейчас о канонизированном Матфее Яранском, кто-то участвовал в ежегодном паломничестве к его могиле в Яранске. Не забыта в Докладных записках и эта, как ее там называют, «враждебная вылазка церковников».
Записки сообщают: «В Яранском районе в целях отвлечения населения от достижений Советского Союза... пытались открыть мощи бывшего иеромонаха и настоятеля монастыря Матвея, умершего в 1927 году. Для прославления его святости в Яранск приехал архиерей Шкурко... К могиле «святого» организовалось паломничество, приходили религиозные фанатики, проживающие от города Яранска за 60 км. В сентябре месяце вся эта мразь во главе с архиереем посажена за контрреволюцию и шарлатанство». (Хочется попросить прощения за эту цитату, но она как нельзя лучше рисует портрет носителя «новой культуры»).
Обманутые Советской Конституцией 1936 года, провозгласившей свободу совести, священнослужители еще питали некоторые иллюзии, Но тут же были обвинены «в извращении Конституции в своих целях», в «подрывной работе». «Вражескими вылазками» оказалось и то, что «в Нолинском район Юртинском сельсовете поп Вихарев среди колхозников вел такие толкования: «Раз по Конституции разрешена свобода шествий, демонстраций и собраний, то это свободно разрешено делать и им...», а «в селе Боровица Мурашинского района на предвыборном собрании общественных организаций пришли два попа, заявив, что они тоже представители общественной организации...»
Контрреволюционная работа церковнослужителей виделась властям в совершении обряда крещения детей, в агитации за открытие и строительство новых церквей.
Насильственно насаждалось неуважительное отношение к священнослужителей. Возмущение у культпросветработников вызывает даже простое человеческое к ним отношение. В «докладных» приводится такой «преступный факт»: «В Ижевском сельсовете Пижанского района шло собрание членов сельпо... Тесно, яблоку негде упасть. Приходит поп, все расступаются и ему освобождают целых два места. Поп просидел до конца и никто ему никаких препятствий не чинил, точно это так и полагается...». А, видимо, полагалось оскорбить, прогнать?
Были в области и священнослужители, осмелившиеся осуждать массовые репрессии 1937-го. Так в селе Русский Сурвай (Унинский район), как сообщает докладная, «...поп Градобоев произносил проповеди в защиту троцкистов и служил панихиды «за невинно расстрелянных». «А поп Сенилов Верховинской церкви (Верховинский район) в частных разговорах по вопросу контрреволюционной банды троцкистов и бухаринцев заявил, что «все равно этими мерами ничего не сделают, нас очень много и всех не перестрелять...»
Некоторые обвинения просто абсурдны. Так сообщается: «Колхоз «Пролетарский труд» (Поломский район) доведен сейчас церковниками до состояния развала...»
Докладные записки отмечают, что «религиозная работа церковников организована так сильно, что Церковь до сих пор имеет огромное влияние на колхозников, в результате чего почти во всех колхозах у колхозников висят иконы и многие исполняют религиозные обряды, крестят детей, молятся перед обедом, носят кресты.., многие колхозники признают религиозные праздники».
Из всего этого делается вывод о необходимости «выкорчевывания враждебных элементов как церковники и другие вредители...»
ЦГАКО. Ф. П-1290. Оп.1. Д. 125, 180. Оп. 2. Д. 166. 236.
Елена Николаевна , добрый вечер.
Ещё раз спасибо за Ваши мателиалы о трагических страницах нашей истории : миллионы жертв этих репрессий , сломанные судьбы людей и их детей , внуков . Сегодня по крупицам люди узнают о трагедии своих родных и близких , их имена возвращаются из забвения.
Но в этой трагической истории не должно быть " белых пятин " , мы обязаны называть имена тех , кто писал доносы , докладные ,реквизировал ,раскулачивал ,грабил , пытал , расстреливал и т.д. Люди обязательно должны знать имена этих " уважаемых и заслуженных " , в противном случае не наступит время покаяния для тех , кто должен это сделать.
Тема острая, нужная и болезненная, но... Сергей, кто должен покаяться? Тех, кто доносил, кто творил репрессии, глумился над людьми, расстреливал, тех уже давно нет, их детей тоже, скорее всего, уже нет. Будем спрашивать с внуков и правнуков, которые ни сном ни духом не знают, что творили их предки? А вдруг окажется и в Вашем роду такой человек? Что тогда делать в этом случае, закидать Вас камнями? Откроем "охоту на ведьм"?
В линии моей прапрабабушки есть родственник, погубивший из зависти семью соседа в 1918 году, знакома с его внуком, хорошим человеком; будем ломать судьбу его, детей, внуков? На двоюродного дядю моего мужа донес человек, с которым он работал и которого пустил жить к себе на квартиру, собралась компания, выпили, один, якобы, сказал, кивнув на портрет Сталина: "Надо убить этого усача", дядя не обратил внимания на этот эпизод, которого скорее всего и не было, а жилец-сесот донес. Тот, кто сказал, получил 10 лет, дядю приговорили к расстрелу 31 матра 1937 г., а 1-го апреля растреляли, было ему 28 лет. Жена в 24 года осталась с тремя детьми, младшему было 3 недели. Через полгода жену арестовали за недоносительство на мужа, якобы она знала обо всем, но не донесла, осудили на 8 лет с конфискацией имущества, забрали все: на двух подводах увезли личные вещи, сняли занавески с окон, забрали цветы, 125 книг и детскую коляску, пятистенный дом раскатали, перевезли на главную улицу и открыли в нем сберкассу. Ее отправили сначала в Нарым, а потом на Магадан, один год, правда, скостили, слава Богу, вернулась живой, детей воспитывали ее родители. Читала приговор, в котором было написано: "Доказательств нет". Когда реабилитировали, ни одну сволочь из ГПУ не нашли, один умер, другой вышел на пенсию и неведомо куда уехал, третий высоко взлетел и оказался неподсуден. Знаю фамилии, но организовывать вендетту их потомкам, даже если можно их найти, гоняясь за ними по белу свету, нет ни сил, ни времени ни желания, лучше употребить энергию на добрые дела и делать все для того, чтобы "такое" прошлое не повторилось.
Добрый вечер Валентина Александровна.
Те , кто доносил , кто творил репрессии , глумился над людьми , расстреливал , тех уже нет и действительно спрашивать нет с кого. Их дети , внуки и т.д. не ответчики в юридическом смысле и я ни в коем случае не говорю о какой-то " вендетте". Я говорю о нравственности и морали дня сегодняшнего , когда затрагивается эта " тема". Часть общества категорически против этой темы , позволяют себе цинично высказываться , оскорбляя память детей и внуков жертв репрессий. А причина таковому весьма проста : мы публично не называем имена их дедов и отцов , у которых руки по локоть в крови, и тем самым позволяем их потомкам быть как-бы инкогнито и " тявкать " из-за угла. Вот именно таких , я считаю , и надо " награждать " достойной их родословной . Только такая публичность заставляет сегодняшних циников и моральных уродов замолчать.
С уважением , Пестряков.
Сергей, пожалуйста будьте вежливы. Если кто-то не согласен с вашим мнением, это не причина для оскорблений.
Уважаемый Виктор. Весьма странное Ваше послание мне о вежливости со ссылкой на слова: сегодняшних циников и моральных уродов.
Таковые в моем понимании все те , кто позволяет себе безнравственно и аморально высказываться о жертвах репрессий , оскорблять их память.
Персонально я никого не назвал циником и моральным уродом , и делать этого не буду по простым двум причинам : первая - они и без меня узнают себя и тем самым идентифицируются ; вторая - для меня они никто и звать никак.
Все предельно просто, мир не делится только на черное и белое, не все жертвы репрессий "невинные овечки". К примеру, маршал Тухачевский был реабилитирован в 1957 году, это вовсе не означает, что он был "белым и пушистым", у дядьки руки по локоть в крови. Да, дело по которому он был расстрелян было проведено с нарушениями тогдашнего законодательства и не более того.
Следуя вашей логике, если я неуважительно выскажусь об этом деятеле, я тоже "моральный урод". Мне ваши слова обидны и возникает желание сказать гадость в обратку. А зачем это нужно, именно поэтому я призываю вас использовать вежливые формы общения.
Уважаемый Виктор , Ваш пример крайне неудачен : г-н Тухачевский из числа преступников , которых " съели " другие преступники , и он по определению не является жертвой репрессий.Так что , Виктор , не всё так просто. Я говорю о действительно жертвах репрессий и их памяти- о миллионах безвинно пострадавших.
У меня есть дефект с детства - я не обладаю даром телепатии, поэтому привык обсуждать, то что люди говорят или пишут, а не то о чем возможно автор думал. Ту фразу до которой я "докопался", вы написали однозначно, без каких-либо оговорок.
Честно говоря , Виктор , Вы меня немного удивили. Ваши материалы на сайте свидетельствуют о том , что фактология лежит в основе Ваших суждений . И здесь же Вы точны : " невинные овечки " , т.е. Вы сами прекрасно отделяете действительно безвинно репрессированых от " ряженных овец" , и соответственно - о чем я сказал.
"Жертвы политичесских репрессий" это вполне конкретная группа лиц:
Т.е. под это определение попадают Тухачевский, Уборевич, Ежов и многие другие.
Вы пишите о том что высказываться в негативном тоне о жертвах политических репрессий могут только "моральные уроды". Напомню, что я влез в разговор именно после этой фразы.
Закон ущербный в системе норм права ,конъюктурно-наспех принятый с выморочной правовой природой. В один ряд поставили г-на Тухачевского и месечного малыша на руках матери в ссылке. Полагаю , понятна в этом случае идея авторов этого закона , но для Вас же всё очевидно .
Именно так и работает закон, должны быть четкие правовые нормы. Человек не является преступником до тех пор пока не доказано обратное. Если Тухачевский был осужден с нарушением законодательства, он является жертвой политических репрессий.
То что ваше личное ощущение этого термина не совпадает с юридическим определением, это не проблема российского законодательства.
PS: Разговор ушел далеко в сторону. Удачи.