В продолжение разговора о паломничестве к месту явления чудотворного образа в село Великорецкое.
28 ноября 1958 года ЦК КПСС издал постановление «О прекращении паломничества к так называемым святым местам». Кировский обком КПСС как и другие региональные партийные органы принял его к «руководству и исполнению», потребовав «добиться прекращения паломничества и закрытия так называемых «святых мест». Аргумент: на этих паломничествах непомерно обогащаются отдельные личности».
Требовалось, чтобы работа проводилась с одобрения местного населения, поэтому список аргументов требовалось расширить. В решении Верховинского районного совета депутатов трудящихся от 9 мая 1959 года приводились следующие обоснования запрещения: «во время паломничества вытаптываются посевы», «скопления людей приводят к распространению инфекционных заболеваний». Пропагандисты-агитаторы проводили антирелигиозные лекции и кинолектории. Создавались специальные агитационные группы.
Результат сказался уже в 1959 году. Если до этого года на Великую приходило до 10 тыс. человек, то в 1959 году пришли всего 1000-1200 человек.
Вот как описывается паломничество 1959 года:
«3 июня 1959 года в Серафимовском соборе г. Кирова во время службы было до 1200 человек. От собора они мелкими группами (10-15 человек) отправились к паромной переправе через реку Вятку. Переправившись через реку Вятку, они отправились к реке Великой. По пути около села Горохово и Монастырщины образовались две больших колонны, которые при подходу к селу Великорецкому объединились в одну колонну.
Специально созданные агитационные группы на путях следования паломников разъясняли, что святые места в районе села Великорецкого закрыты и предлагали вернуться домой. Кроме того, на путях следования об этом были вывешены объявления».
В селе Великорецком паломников встретила закрытая церковь. Часовня на берегу реки Великой была разобрана. Через мегафон зачитывалось постановление Верховинского райисполкома о закрытии святых мест.
Предварительно было оказано давление на епископа Поликарпа, священнослужителей с целью не допустить паломничества. От них требовали выступлений перед верующими с призывами на Великую не ходить. В документах записано, что «многие из духовенства, в том числе и сам епископ, от активных мер по ликвидации паломничества уклонились».
Однако вывод был сделан почти победный: «Можно считать, что в результате указанных выше мер, проведенных партийными, советскими и другими органами, паломничество на реку Великую полностью подорвано, и на будущий год его можно совершенно не допустить».
На следующий год меры были еще более ужесточены. В местах прохождения паломников строили изгороди. Дружинники (а их дежурило на дорогах около 600 человек) задерживали и возвращали паломников. В делах есть список активных участников паломничества из г. Кирова, которые дошли до цели. Это Гущина Анна Трофимовна (указано, что ежегодно ходит, первая купается), Клепиков Иван Александрович с сыном Клепиковым Прокопием Ивановичем, Сыкчин Иван Алексеевич, Серебряков Николай Иванович. В списках они названы «штатными вожаками паломничества». А еще говорится, что в 1960 году, когда людей не хотели допустить на берег реки Великой, «они возглавили паломников, прорвали изгородь и прорвались»...
ЦГАКО. Ф. П-1290. Оп. 31. Д. 39. Л. 265-267. Оп. 34. Д. 51. Ф. П-1293. Оп. 5. Д. 88. Л. 3, 13, 14.
Кто его знает, может уже нынче снова начнется такое же. Под предлогом опасности распространения коронавируса устроят антиагитацию, давление на священников и активистов, заслоны на путях следования и закрытие церквей, задержание оказавших сопротивление сотрудникам полиции, имена упорствующих фанатиков попадут в протоколы и со временем станут образцами истинно верующих...
Кто знает о расстрелянных детях на Великорецком крестном ходу?