Дороги кулаковские

В десяти километрах от поселка Даровское затерялась в вятских лесах деревня Кулак – родина моего мужа. Места тихие и красивые. Есть леса грибные, пригорки с полевыми цветами и  маленькие речушки. Встречаются скальные нагромождения, потому что поработал в этих местах древний ледник.

Существует местная легенда. Собрались как-то мужики пешком из Даровского в Котельнич. Прошли километра три-четыре, утомились. Решили выпить. Достали четверть самогона, размякли, один мужик и говорит: «Место какое хорошее, дышится вольно, останусь-ка я тут на житье». Так появилась деревня Четвертная. Дальше идут мужики, погода испортилась, задул ветер, остановились, разложили костер. Пока грелись, другой мужик решил, что лес крепкий и на дом и на дрова  хватит, и остался. Назвали эту деревню Костровы. Остальных мужиков, пока шли дальше, хмель догнал, устали  да и повздорили. Подрались даже. Так что мужик, который в этом месте остался, по случаю драки свою деревню назвал Кулак.

Деревня Кулак (Храмцовское) упоминается в переписях населенных пунктов Вятской губернии ещё в 1859-1873 гг. Тогда было в деревне два двора и пять жителей. По результатам переписи населения 1926 годы числилось уже шесть хозяйств и 27 жителей. Дальше деревня росла. В советские времена на территории деревни было отделение колхоза «Россия». Занимались и растениеводством, и животноводством, и коней держали. В каждом личном хозяйстве скотина была - и корова, и бычки на откорме, и овец не один десяток. Так что, довольно большое личное  стадо, утром и вечером оглашало всю деревню своим шумом. Имелся в деревне свой дом культуры с библиотекой, медпункт, магазин. Вечёрки и праздники с переездом из деревни в деревню были делом обычным. По воспоминаниям свекра на избирательный участок голосовать приходили до 150 человек. Однако «тучные» времена прошли, молодежь разъехалась, старики ушли из жизни. При переписи населения 2010 года сосчитали только 78 человек, а теперь и того меньше.

Может быть,  развивалась бы деревня и дальше, и место  благодатное для жизни, и недалеко от районного центра, если бы не проблемы с дорогами. Удачно заехать в деревню возможно только летом в сухую погоду. Весной и осенью, да и летом в дожди дорогу развозит так сильно, что чаще гости деревни оставляют машины на шоссе и добираются пешком. А местные предпочитают выходить на автобус.

Старая дорога проходила через деревню. Строили её в начале прошлого века всем миром. Собирали на полях камни, возили на телегах землю. Сначала в совсем низких местах забивали сваи (бревна в стоячем положении), потом утрамбовали землю, а потом уже любовно укладывали камень. Надо было, чтобы дорога выдерживала полуторатонные машины. Кроме того, была она под гору, и служила местом развлечения местной детворы. Зимой катались  на санках и в металлических ваннах, перебегали дорогу перед машинами «кто быстрее».

Как-то в 60-е годы двадцатого века прорубили в лесу просеку шириной в метр и пообещали новую бетонную дорогу. Строили больше десяти лет и старую дорогу поддерживать перестали. Она потихоньку стала зарастать и приходить в негодность. Новая бетонная дорога в деревню не заходила, до остановки приходилось идти через лесок по тропинкам. Но пока было в деревне много народа, руководство колхоза деревенскую грунтовку до бетонки регулярно грейдировало. Времена социализма прошли, и сейчас заехать в деревню возможно только по принципу «как повезет».

И вот новые веяния. Несколько лет назад каким-то чудом нашлись федеральные средства для обустройства асфальтовой дороги внутри деревни. Жители деревни воспряли духом.  Дорогу сделали почти величественную, с канавами, пешеходной зоной, даже мостики металлические с перильцами через канавы перекинули. К сожалению, дорога соединяет только животноводческие фермы с шоссейной дорогой, но ни к одному из  жилых домов  не подходит. Видимо, кто делал в столице проект дороги, планировку деревни не представлял, и на место в деревню не выезжал. Поэтому  на оживление жизни в деревне новая дорога никак не повлияла. Стелется она, красивая, сама по себе. А, местные жители, так и остались со своими дорожными проблемами.

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.