Бесконечная зимняя дорога...

Мой отец - Лебедев Александр Анисимович родился в 1935 году в деревне Нижние Адам-Учи  Граховского района  Удмуртии. Уже в зрелом возрасте написал  воспоминания о своих родителях. Это кусочек его детских воспоминаний о заготовке дров во время войны.

«…Не помню я того, что шла война, хотя знал это. Мать  всячески оберегала нас от непосильных взрослых забот и  решала проблемы  сама. Не понимал я, что вся  жизнь матери  зимой была в заботах не столько как накормить, сколько как обогреть нас, детей.

 И каждый день (без выходных) она всю зиму до распутицы в те годы ездила в лес на заготовку  дров  для больницы. И это за 15 километров туда и обратно от районного центра и еще 3 км до своей деревни в любую погоду – и 30-40 градусов морозы, и бураны. Правдой и неправдой она каждый раз привозила домой из леса или бревнышко или поленья. И это помогало нам быть зиму в тепле. Валенки, правда, у неё были, а также неказистый тулуп от довоенной «роскоши». А вод чем питались они там – я до сих пор не знаю. Думаю так – наверное, пекли картошку. К счастью она в подвале всегда была. Вот и получается, что не могла она уйти с этой работы. Единственная радость ее была тогда в том, что завхоз больницы не  отбирал у них дрова, заготовленные для дома. Нынешним молодым трудно это представить – как добываются дрова.

Не представлял это и я. Пока не подрос и не взялся  помогать матери в заготовке дров.  Это бесконечная зимняя дорога. Чего только не передумаешь, если не морозно и не дрожишь от холода. Затем едешь по  лесу – километров семь. Можно бы сказать - что это за чудо - зимний лес. Это все видимо в книгах и сказках для отдыхающих и лыжников…. На всю жизнь запомнилась озабоченность и страх – а вдруг поймает лесник или объездчик. Не часто, но это случалось. Такие дела в те времена всегда оборачивались судом. Доехав до места – обычно оставляли подводы на дороге и по пояс в снегу искали « сухостой», т.е. засохшие на корню дерево. Его надо свалить (вдвоем, поперечной пилой, очистить от сучьев, распилить на двухметровые плахи). Это если тебе повезет. Чаще не везет и приходится искать где-нибудь в завалах, оврагах «валежины» ( это дерево упавшее, чаще мерзлое, тяжелое). Затем это 2-3 метровые бревна на себе (на спине, плече) надо вытаскивать на дорогу к саням. И думаешь не о том, что это тяжело, а о том, чтобы хватило на воз. Потому что, если не хватит, то надо ехать дальше и высматривать добычу. А затем обратный путь и снова страх – не поймали бы…» 

Комментарии

Красиво написано о суровой жизни. Ещё желательно предложение, кем работал. Благодаря таким воспоминаниям и сохраняется история.

Аватар пользователя Katze

Как все-таки здорово, что в некоторых семьях остаются воспоминания о своей жизни. Вот мы сейчас находим имена своих предков в архивных документах, но ничего не знаем о том, как они жили, что из себя представляли. Понятно, что большинство из них были крестьяне и жили так же, как и все . Но все-таки так интересны подробности. И когда читаешь вот такие воспоминания о чьих-то родных, думается, что и твои жили так же, и думали о том же, и переживали то же... Спасибо за рассказ.