Украшение окон.

Пересматривала фотографии летнего путешествия по  Граховскому и Вавожскому районам Удмуртии. И обратила внимание на разнообразие наличников. Узорчатые, расписные и ни один не похож на другой.  Специально наличники не фотографировала, те которые представлены -  вырезала из фото домов, поэтому заранее извиняюсь за качество изображения.

Деревня Старые Ятчи Граховского района

     

Деревня Поршур Граховского района

     

    

Село Тыловыл-Пельга Вавожского района

   

Попыталась разобраться, откуда такое разнообразие в  формах  и рисунках украшения окон. Практически на каждом наличнике присутствует кружевная резьба. И наличники яркие, и в большинстве своем,  белые.

Это то, что мне удалось найти на просторах интернета. Сначала информация техническая. Очелье - верхняя часть простого наличника, закрывающая паз между притолокой и бревном стены. Притолока - верхняя поперечная перекладина. Карниз – венчающая часть наличника. Утилитарная функция - отводить сток дождевой воды, эстетическая - зрительно завершать композицию. Фронтон - завершение наличника, ограниченное снизу собственно окном, а сверху - двумя наклонными карнизами (треугольный фронтон), или одним изогнутым (лучковый фронтон). Фриз  - любая композиция, вытянутая по горизонтали.

У всех народов наличники выполняли роль защиты, оберега. Вначале окна украшали просто пилеными досками, потом появились символы. Практически на всех наличниках можно увидеть солнце, образ мирового дерева, птиц, растений. И ещё - детали удмуртской резьбы, чаще геометрические, связаны с архаичными мотивами. Могут быть изображения тотемных животных – конских и лосиных голов, летящих птиц, диковинных рыб.

Знаки солнца. Чаще всего солнце изображалось в виде большого цветка, где лепестки ассоциировались с лучами солнца  или цветочной розетки. Так же солнце могло быть изображено в трех фазах (восход, зенит и закат). Солнце в зените могло быть показано полукругом, дугой вверх, с тремя и более лучами, а также птицей с расправленными крыльями.

Знак вода — то, что дает жизнь всему живому. Поэтому в резьбе присутствуют волнообразные узоры («небесные хляби»), бегущие вертикальные ручейки — в основном на боковых полках наличников. Речную воду, которая пришла из-под земли (из ключей, родников), изображают в виде волнистых горизонтальных полос.

Берегиня — фигурка женщины, дарующей жизнь, — олицетворяла женское начало. Это один из самых популярных образов на резных наличниках. Иногда эта фигурка определяется четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как переплетение цветов и змей.

«Серёжки» - узорные подвески в нижней части наличника говорили о гостеприимстве хозяев, и чем больше их было, тем радушнее считались хозяева этого дома.

Так что в украшении окон все не так просто. Оно  передавало представление о картине мироздания, выражало определенное отношение человека к миру.  Хотя  у Ивана Хафизова, блогера, собравшего в виртуальном музее 20 тыс. фото наличников есть свое мнение на этот счет «…по большому счету резчики преобразовывали эту традицию из украшения каменных или кирпичных домов и церквей. Через деревянную резьбу эта традиция перешла на деревянные дома. Но едва ли не единственный вывод, который на основе типологий можно сделать - это что резчики одних деревень чаще бывали в городах, и там резьба богаче. А из других деревень, Пермской, например, области, ездили реже, и там резьба победнее. В целом это история про то, что люди богатели, и хотели так друг перед другом шикануть. Наличников нет в тех городах и селах, где люди не богатели в конце XIX - начале XX века. Где не развивалась промышленность и торговля. А там, где появлялись деньги, их хотели показать. Появлялась резьба…»

 

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.