Вятский край (3 часть)

                  Вот этот-то летописец и удостоверяет нас, что новгородские выходцы, поселившиеся в Вятской земле, управлялись сами собой, то есть по образцу Великого Новгорода. "И тако новгородцы начали общежительствовати,- говорит летописец,- самовластвующе правами и обладаемы своими жители, и нравы свои отеческие, и законы и обычаи Новгородские имеяху".
                 Но трудно было вятским поселенцам справляться среди враждебного им вотского и черемисского населения, подавляющих новгородских выходцев численностью. ...города и селения подвергались ожесточённым нападениям со стороны вотяков и черемисов, не желавших дать возможность русским упрочиться на их земле; новые селения нередко совершенно уничтожались.
                   При таких условиях Вятская республика неминуемо должна бы была погибнуть, если бы её не подкрепляли новые выходцы из Новгорода и других мест, которых вятские соблазняли вольностью своей страны. Наибольший прилив нового русского населения в Вятский край был при Московском князе Георгии даниловиче. Эти выходцы из Новгорода, Устюга и с берегов Западной Двины основали в Вятской республике новые города: Шестаков, Слободской и Орлов.
          Успешно отбиваясь от вотяков и черемисов, последовательно расширяя свои владения, вятчане вели систематические набеги на новгородцев, устюжан и двинян, даже вмешивались в дела великого князя с удельными князьями. ...аборигены- черемисы и вотяки - также не дремали. Благодаря их стараниям набеги на Россию монголо-татарами не прошли бесследно и для Вятской республики.
               В исходе XIV века черемисы провели варварские полчища в Вятскую землю. Города и сёла подверглись жесточайшему разграблению. Много жителей было перебито; немало отведено в плен; уцелели лишь те, которые ушли в леса. Эти набеги повторялись неоднократно. Но вятчане не остались в долгу. Они успешно разоряли подвластные татарам поволжские города, а в 1471 году они разбили даже Сарай и, несмотря на погоню за ними татар, благополучно возвратились домой с хорошей добычей.
                  ...Вятка не имела своих архиереев, потому неизвестно, откуда она получала священнослужителей. Очень может быть, что и духовенство здесь было пришлое, подобно остальному русскому поселению.Одно несомненно, что в делах церковных здесь царило уклонение от установленного порядка. Например, митрополит укорял вятское духовенство, что их духовные дети не соблюдают правил о браках, женятся, будучи в родстве и свойстве, вступают даже до седьмого брака. ...Вятское духовенство не хотело признавать над собой никакого "святителя", за что митрополит грозил наложить на них тягость церковную.
                  Словом, в Вятской земле во всех сферах её управления царил "дух вольницы" и "своевластия", за что вятчане имели у своих соседей репутацию людей "непокорных", "своенравных" и "буйных". ...Вятчанам всегда удавалось уйти от мести со стороны новгородцев, двинян и устюжан: их укрывали непроходимые лесные дебри. Но не так легко было справиться с местью Московского государя. С первой половины XV века со стороны московского великого князя предпринят был ряд мер, чтобы "покорить и обуздать беспокойную Вятскую республику". В 1498 году Иван III послал с войском воеводу Юрия Шестока- Кутузова "смирить Вятчан, как мятежников". Но подкупленный воевода возвратился, ничего не сделав. Собрав новое войско в количестве 60 000 человек, Иван III отправил его против Хлынова под предводительством воевод: князя ДаниилаЩени и Георгия Морозова. Хлыновцы смирились и выдали главных своих "бунтовщиков". Вятская республика навсегда покорилась власти Московского государя. По свидетельству одного летописца , воеводы "развели всю Вятку", по словам других- только "больших людей". Их повели в "Московщину". Великий князь приказал их расселить и дать им поместья; торговых людей поселили в Дмитрове; коноводы же были высечены кнутом и затем повешены.
                    Так кончила свою "вольницу" Вятская республика. С этого момента в летописях не упоминается уже более о подвигах вятчан. Связь между Вятской страной и Московским государством ограничивалась пока лишь тем, что Москва присылала ей воеводу, имевшего постоянное местоприбывание в Хлынове, как главном городе области, давала ей грамоты и указы, взимала подать и получала "ратных людей". Это были чисто формальные отношения между присоединённой областью и метрополией; земля Вятская продолжала жить своими местными интересами вне общегосударственной русской жизни с той лишь разницей, что теперь эта жизнь была замкнутее, изолированнее. ... В 1611 году вятчане присягнули самозванцу... хотя вскоре после этого принимали участие в освобождении Москвы под начальством Пожарского.
                      Прошло три века после присоединения вятчан к Московскому государству, и тогда только земля Вятская начала, наконец, разделять общую жизнь Русского государства - начала сознавать себя вполне русской страной. Этот момент наступил лишь со времени введения вятского наместничества ( в 1780 году), или ещё точнее - со времени установления Вятской губернии ( в 1799 году). Кроме названных выше древнейших городов Вятского края, в состав губернии вошли также города, возникшие впоследствии: Глазов, Нолинск, Малмыж, Уржум, Яранск, Сарапул, Елабуга и Кай. При введении наместничества город Хлынов назван был Вяткой.
                  Сложное прошлое Вятского края оставило по себе обильные исторические памятники. Побоища и пепелища, пещеры, подземные ходы и обвалы, курганы и городища - вот та обширнейшая книга, скрытая в земле, по которой археологи и историки изучают теперь судьбы скифов, чуди, инородцев позднейшего происхождения и русских, последовательно заселяющих этот край. ... Все они оставили более или менее характерные следы по себе в курганах и городищах Вятского края.  
 

Комментарии

Добрый день..то же так думаю...что пришлым..так как и фамилии уже записывались пришлые в Живой книге Родов после того как передали священослужителям..видно они и являлись пришлыми.