"Австрийцы" в Вятской губернии

1. Сегодня прочитала в статье о том, что житель Вятской губернии - "Микрюков, бывший государственный крестьянин, старообрядец австрийского согласия из Нолинского уезда...

Источник:https://docsportal.net/3473693/

 

1.1. История старообрядцев в Вятской губернии:

Степанёнки — деревня в Кезском районе Удмуртской Республики, расположена в 15 км от села Кулига и в 50 км от районного центра — поселка Кез. До 1921 года Степаненки входили в Юсовскую волость Глазовского уезда Вятской губернии.

Население 355 чел. Основную массу населения деревни составляли русские — старообрядцы, пришедшие в эти места после реформ патриарха Никона в XVII веке. Жители деревни считаются потомками старообрядцев и называют себя кержаками. Старообрядцы на территории Верхокамья появились не позднее XVII века: впервые казенный починок Кулигинское Юсовской волости упоминается в «Ведомостях о селениях Вятской губернии» за 1802 год. Старожилы помнят, что их предки называли своей родиной Новгород, Архангельск, Москву. Некоторые утверждали, что они «казацкого роду» и поэтому носят фамилию Казаковы. Переселенцы селились в основном семьями или группами родственников, образуя скиты.

Около 1726 года все скиты в Вятской земле были разорены «Пальчиковым Василием Васильевичем казанским по ордеру от Осинского воеводы Романа Пеликова». Оставшиеся в живых старообрядцы селились в самых глухих лесах и труднодоступных местах. Так они оказались и у истока реки Камы.

Исследователи верхнекамского старообрядчества (Л. Д. Макаров, И. В. Поздеева, Г. Н. Чагин, А. В. Черных и др.) также находят сходство в культуре русского населения нашего района и населения Северо-Западного региона (Архангельской, Новгородской, Поморской земли). Кержаки считают, что их предки пришли из Архангельской губернии. Одним из аргументов их северно-русского происхождения является сохранившийся окающий говор (диалектное «оканье»). Как и старообрядцы Русского Севера, кержаки Кулиги и Степаненок тайно переписывали книги, отливали кресты и иконы вплоть до 30-х гг. XX века. Вполне возможно, что первые поселенцы пришли в край из Новгородской, Псковской и даже Московской губерний. Интересный факт говорит о том, что в Новгородской области до сих пор сохранились фамилии Гавшиных и Сабуровых, распространенные и в окрестностях Кулиги и Степанёнок. По другой версии, на удмуртскую землю пришли старообрядцы, проживавшие ранее на реке Керженец Нижегородской губернии, откуда они тоже были изгнаны, и часть беженцев пришла на Каму. В основном это были люди среднего достатка: крестьяне, ремесленники, казаки, купцы.

В книге «Обозрение Пермского раскола» (1863 год) опубликован рассказ крестьянина села Ильинского Егора Щетникова, вспоминавшего, что в годы его детства на реке Сепыч (в 40 км от д. Степанёнки) были многочисленные поселения бежавших из Москвы и Новгорода староверов, живших скитами человек по сто и обучавших местных крестьян грамоте. Крепостного права на территории истока Камы не было, не было и крупных землевладельцев. Основная масса крестьян имели по 10 — 15 десятин земли, что намного меньше, чем в других волостях.

Источник: http://nasledie-sela.ru/places/UDM/1611/u/3783/

 

1.2 История старообрядцев  Пермской губернии (Юго-запада Прикамья):

Реформы патриарха Никона привели к расколу церкви и русского общества. Приверженцев древлего благочестия стали преследовать, так как официальная церковь признала их еретиками. По силе указов 1666 – 1667 годов, еретики должны были подвергнуться «царским сиречь казнениям по градским законам». У староверов конца 17 века было два выхода: первый – это самосожжения, «гари», «огненные крещения», т. е. окончание жизни на костре; второй – уход с «насиженных мест» в земли, где свободно можно будет исповедовать свою веру, и, где последствия царских указов не могли их задеть. Керженские леса и болота были прекрасным пристанищем для крестьянства, но для посадских людей в болотах ничего привлекательного не было. А рядом была Волга с ее могучим левым притоком. С Волги по Каме посадская раскольничья колонизация пошла на Западный Урал.На раннем этапе районом старообрядческого заселения Прикамья явился бассейн реки Обва и низовья другого притока Камы - Косьвы.По верхним притокам Обвы – Лысьве, Сабанцу, Сепычу – в 1698 году поселяются высланные из Москвы стрельцы старообрядцы: «именно в Оханский уезд, стрельцами старообрядцами, которые, после возмущения в 1698 году, страшась наказаний бежали в пермскую сторону, где нашли укрытие в лесах по рекам: Сепычу, Сабанцу, Лысьве и Очору, также близ деревни Годоваловой, по течению реки Сосновой». Ещё в 19 веке, по словам архимандрита Палладия, в этих местах встречались землянки, в которых жили старообрядцы. Из рукописи видно, что в данные места бежали люди высших сословий – генералы, сенаторы, бояре и другие, вместе с ними, по «рукописи», убежал и московский епископ Анедом, что, по словам архимандрита Палладия, явная ложь. На Сепыче бежавшие староверцы   стали строить скиты и жили «аки монастырями многолюдными, человек по сто, сами постригались в монахи, молились утром и вечером, в праздники совершали службы, в великий пост клали много земных поклонов по лестовке, и пели псалтырь по иноческому чину, собирали у себя малолетних детей соседних поселений для обучения». (...) Старообрядцы пришедшие в Прикамье в конце 17 века, принадлежали к двум течениям – поповцам и беспоповцам. Расселение старообрядцев этих течений не равномерно, но по – словам архимандрита Палладия, поповцы поселились на востоке (на заводах, большая часть –это современная Свердловская область), беспоповцы – на юго –западе.  

Крупная община старообрядцев поморского согласия сложилась в Верхокамье - вокруг истока Камы. С 1698 по 1725 год в Верхокамье москвитяне жили скитами. Общество сепыческих беспоповцев было в свое время сильно и имело значительное влияние на других раскольников, но оно существовало 27 лет, и было рассеяно осинским воеводою Немковым.

С разгромом скитов стрельцов – старообрядцев поморская община в Верхокамье не исчезла. На этой территории, которая входила в Оханский уезд, в XVIII веке было основано 16 деревень, в XVIII веке - 73, в XIX - 102. В самом селе Сепыческом при приходе в 1857 году поморцев состояло 2866 душь, а склонных к расколу, числящихся по церковным документам в православии 2875 душь.

После разгрома старообрядцы стали уходить на север, на р. Косу, земли коми – пермяков, а также в Юрлу, Юм, Лопву, куда в XVIII в. мигрировало русское население.

В этих местах уже в 18 веке были образованы скиты старообрядцами, которые пришли из вологодских и вятских земель.

На протяжении XVIII – первой половины XIX века беспоповцы мигрируют на север губернии и северо – восток, занимая бассейн верхней Камы, нижней Вишеры, Подьвы, Язьвы. В результате перехода старообрядцы беспоповцы сталкивались с беглопоповцами, которые обосновались по Вишере и Язьве в 18 веке. В результате взаимодействия беспоповцев и беглопоповцев, последние отказываются от беглых попов и становятся часовенниками.

В 18 веке наблюдается еще одно направление переселения старообрядцев на территорию Прикамья. Это поволжские староверы – кержаки, принадлежащие к спасовскому толку у беспоповцев и беглопоповскому – у поповцев.

Южное Прикамье заселялось позже, чем Северное, т.к. земли от Тулвы до Сылвы и на Юге, до Буя (современная Пермская область) контролировались башкирами. Сылвенско-Иренское поречье и правый берег Камы, ниже впадения в нее реки Тулвы, заселялся в XIX веке выходцами из северо-западных уездов России и Северного Прикамья.

С конца XVII века старообрядческое население Кунгурского, Осинского, Оханского, Красноуфимского, Екатеринбургского уездов преобладало над православным. Они были выходцами из семеновского уезда Нижегородской губернии и с Ирбита.

Кержачить – в Пермской губернии значит раскольничать, кержак – раскольник. Это произошло от того, что первые раскольники, поселившиеся на Урале в первых годах XVIII века пришли с Кержанца.

Источник:http://chaiklib.permculture.ru/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%86%D0%B5%D0%B2-%D1%8E%D0%B3%D0%BE-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B0%D0%B4%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D1%8C%D1%8F.aspx

 

 

И стала изучать, что такое "австрийское согласие". 

2.Нашла следующую информацию в статье С.А. Белобородова:

С самого начала раскола в Русской Православной Церкви старообрядцы не оставляли мысль «залучить» к себе архиерея. Попытки, предпринятые ими в XVIII в., не увенчались успехом. Особенно остро эта проблема встала в первую половину XIX в., когда правительство издало ряд законодательных актов, запрещавших прием «беглых» попов. Вопрос о необходимости восстановления в старообрядческой Церкви трехчинной иерархии обсуждался в Москве, Петербурге, Стародубье, на Керженце, Ветке, Иргизе и других центрах староверия. Было решено послать на Восток на поиски архиерея доверенных лиц – иноков Павла (Великодворского) и Алимпия (Милорадова (он же Зверев)).

Экспедиция старообрядческих делегатов увенчалась успехом: в Константинополе они познакомились с бывшим босно-сараевским митрополитом Амвросием (Поповичем). Он согласился присоединиться к древлеправославию и переехал на территорию Австрии в монастырь, расположенный близ местечка Белая Криница. 28 октября 1846 г. «вдовство» старообрядческой Церкви окончилось: митрополит был присоединен к староверию. Новое согласие получило название Белокриницкой иерархии («австрийцы»). (...)

    Пока шла борьба с Софронием, «австрийцы» серьезно укрепили свои позиции в России. Появились новые старообрядческие епархии и новые архиереи: Афанасий (крестьянин Вятской губ. Абрам Абрамович Телицын, он же Кулибин; в 1855 г. хиротонисан во епископа Саратовского), Конон (донской казак Козьма Трофимович Смирнов; с 1855 г. епископ Черниговский (Новозыбковский), в 1859 г. арестован и сослан в Суздаль), Пафнутий (Потап Максимович Шикин; с 1856 г. епископ Казанский; «один из лучших по уму старообрядцев»), Геннадий (с 1857 г. епископ Пермский).

Источник: https://lai-urgi.urfu.ru/ru/izdanija-laboratorii/ocherki-istorii-staroobrjadchestva-urala-i-sopredelnykh-territorii/sa-beloborodov-avstriicy-na-urale-i-v-zapadnoi-sibiri/

 

3. Таким образом в какие-нибудь 10 лет своего существования в России, австрийская иерархия распространилась от Москвы до Польши, Ирбита и Кавказа, имела уже 10 епархий [1]), до 12 архиереев и множество попов, так что не было почти ни одного раскольничьего селения, которое не имело бы своего собственного священника.

Источник: https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%AD%D0%A1%D0%91%D0%95/%D0%91%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%BB%D0%B8_%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%8F

 

4. О старообрядчестве на Вятке -форум на этом сайте

Судя по документам, на Вятке в той или иной степени были представлены все согласия, но доминировали беспоповские. В источниках, сформированных государственными структурами, приверженцев этих согласий обычно именуют поморцами, и только иногда из речей подследственных или описания некоторых обрядовых особенностей можно уточнить их принадлежность к тому или иному согласию . На основании такого рода анализа выявленных документов удалось установить, что даниловцы селились в Орловском уезде, так например в Подрелье, федосеевцы – в Нолинском, части Уржумского и Малмыжского уездов по течению р. Вятки, а в Глазовском, Нолинском уездах проживали старообрядцы белокриницкого согласия. (...)  Старообрядчество было распространено во всех уездах Вятской губернии, кроме Котельнического.По данным официальной статистики, наибольшее количество составляли приверженцы белокриницкого (австрийского), даниловского  и федосеевского согласий. 

Источник:Исhttps://rodnaya-vyatka.ru/forum/78256

 

5. Статья Васиной А.Т. СТАРООБРЯДЦЫ ОМУТНИНСКОГО ЗАВОДА ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ В ДОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД (КОНЕЦ XVIII — ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВЕКА)

По высочайшему повелению от 28 апреля 1839 г. раскольники, не пожелавшие узаконить «сводный брак» в православной или единоверческой церкви, не признавались мужем и женой, им запрещалось совместное проживание. В ревизских сказках супруги-старообрядцы указывались отдельно.   (...)

По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., виновные в распространении раскольнического вероучения приговаривались к лишению гражданских прав и ссылке на поселение; «уклонившиеся в раскол» направлялись для «увещевания» (убеждения) к духовному начальству; староверы, повторно уличенные в «совращении в раскол» православных, ссылались в Закавказский край или в отдаленные места Сибири. (...) 

 В частности, секретное предписание Вятской духовной консистории от 22 июля 1850 г. гласило: «По случаю производства в текущем году 9-й народной переписи Государь Император в 10-й день июня Высочайше повелеть соизволил: жен и детей раскольников, приемлющих священство, показывать таковыми в ревизских сказках на основании полицейских свидетельств или обывательских книг, не требуя в сем случае других доказательств о действительности браков тех женщин и о законности происхождения детей их, в отношении же раскольников беспоповщинской секты, кои брак вовсе отвергают и имеют детей, прижитых вне брака, то таковых детей на основании тех же полицейских свидетельств или обывательских книг показывать по ревизии в семействах раскольников незаконнорожденными, а матерей их, по случаю отвержения ими брака, женами раскольников беспоповщинской секты не записывать, а вносить в списки тех семейств, к которым они принадлежат по рождению» (...)

Источник: http://vestospu.ru/archive/2017/articles/10_3_2017.html

 

6. Омутнинский металлургический завод. Краеведческие очерки [Текст] / А. Гунбин и др.

Источник: https://search.rsl.ru/ru/record/01007574260

 

7. Старообрядческие фамилии

Была в Юкаменском районе деревня Котляки, сейчас поселение родовых поместий "Родники" Красногорского района.

К старообрядцам-поповцам в Глазовском уезде относились СТАРООБРЯДЦЫ белокриницкого согласия, называемые в официальных документах «австрийцами». Скрываясь от гонений и преследований, старообрядческие иерархи основали свою кафедру за границей на территории Австро-Венгрии, в Буковине, возле села Белая Криница, отсюда и название старообрядцев «австрийского» или белокриницкого согласия. Сегодня это направление в старообрядчестве называется «Русская Православная Старообрядческая Церковь». Центрами поповства в Глазовском уезде были волости: Афанасьевская, Леденцовская, Васильевская, Омутнинская, Парезская, Сардыкская, Святогорская, Унинская, Юмская. Наибольшее число старообрядцев проживало в приходах Омутнинский, Зюздино-Христовоздвиженский, Афанасьевский, Воскресенский, Курьинский, Валамазский, Утинский. СТАРООБРЯДЦЫ белокриницкого согласия Глазовского уезда на территории современной Удмуртии проживали в таких деревнях, как Большой Полом, Большое Лукошино, Большое Мухино, Ботаниха, Бухма, Валамаз, Каркалай, Колбенки, Котляки, Курья, Лялино, Малый Полом, Мосята, Мосинцы, Новоселы, Осипинцы, Погудино, Прозван, Пуга, Раменцы, Рябиновцы, Самушонки, Сычи, Тарасенки, Шаши, Юдино и др. Василий Иванович Тукмачев, священник с. Курьи, в отчете за 1860 год перечисляет ещё старообрядческие деревни и починки: Липовый мыс, Пихтовый мыс, Ореховый мыс, Пастуховская, Толоконовская, На березовом ключе, Под речкой Чакшурской, Сверх Ути речки. Всего старообрядцев в этих поселениях в 513 дворах проживало 1763 человека.

Наиболее часто встречающиеся в южной полосе Глазовского уезда старообрядческие фамилии: Брыляковы, Жуйковы, Исуповы, Климовы, Ключеровы, Копысовы, Котляковы, Кудрявцевы, Лялины, Малышевы, Машканцевы, МИКРЮКОВы, Мясниковы, Нелюбины, Овечкины, Ожмеговы, Пермяковы, Пряженниковы, Русских, Саламатовы, Семеновых, Судневы, Тарасовы, Фадеевы, Феофилактовы, Фетисовы, Фефиловы, Хлебниковы, Шашовы, Шуклины, Шутовы, Юрловы, Ясаковы. Шудегова В.С. СТАРООБРЯДЦЫ Глазовского уезда Вятской Губернии.

Источник: https://forum.vgd.ru/post/1858/3208/p1588845.htm?hlt=%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%80%D1%8E%D0%BA%D0%BE%D0%B2+%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8F%D0%B4%D1%86%D1%8B#pp1588845

8. Машковцева В.В. 

 

Огромный вклад в сохранение древнерусской культуры внесли приверженцы староверия. Их молельни не только выполняли религиозные функции, но и являлись культурными центрами старообрядчества. В них хранились иконы «дониконовского» письма и богослужебные книги, которые почитались староверами в равной степени. Осознание их значимости побуждало старообрядцев всеми силами бороться за сохранение памятников духовного наследия в случае их изъятия властями. Ценность написанной по старым канонам иконы, как религиозной философии в образах, была для них несомненна. Значимость книги обусловливалась совокупностью факторов. Прежде всего, книжная культура старообрядцев неразрывно связана с религией; книга, бытовавшая в их среде, – это книга религиозная по своему содержанию. Кроме того, книга воспринималась как способ трансляции исторического наследия. Через нее староверы передавали накопленный опыт в сфере религии и культуры последующим поколениям. (...)

Численность староверов продолжала расти вопреки мерам, предпринимаемым властями. Это подтверждают данные статистики. Так, если в 1838 г. в Вятской губернии проживало 31 622 старообрядца [34. Л. 133 об.], то в 1855 г. их насчитывалось 38 996 человек [35. Л. 9]. Взаимовыручка, сплоченность, помощь состоятельных членов общины из числа предпринимателей позволили старообрядцам выстоять даже в условиях жестких карающих мер, применяемых по отношению к приверженцам «древнего благочестия». 

Источник: http://journals.tsu.ru/uploads/import/1695/files/429_160.pdf

 

9. Николай Рундквист пишет в свой книге:

Старообрядцы до сих пор ведут летоисчисление по-старому: в сентябре 2020 года наступит 7528 год. (...) В 1971 году официальная церковь сняла со старообрядцев проклятье, которое наложила на них при расколе. Так спустя 305 лет старая вера была реабилитирована.

Источник: https://66.ru/news/society/183961/

Комментарии

Аватар пользователя Василий1955

У нас, на Омутнинском заводе, много их жило "Австрийского толка".

Аватар пользователя Регина

Спасибо. Где можно получить информацию об этом или прочитать воспоминания о них?

Аватар пользователя Василий1955

Узнаю, отпишусь.

Аватар пользователя Регина

Заранее благодарю.

Старообрядцы на Вятке появились со времен Раскола, а т.н. "Австрийская церковь" возниклла лишь в 19 веке. Следовательно до ее возникновения будущие "австрийцы" тоже либо были беспоповцами, либо беглопоповцами (у нас я о таких не читал). Еще к концу 19 века в Вятской епархии появилось немало единоверцев.

В сборнике Вятская епархия. Кибардин Н.В., Шабалин В.И. - Вятка: 1912 г. есть список австрийских храмов на территории Вятской епархии на 1908 г.

Аватар пользователя Регина

Благодарю! Скачала книгу "Вятская епархия" и сейчас читаю.

Аватар пользователя VeraB

Старообрядчество на Вятской земле имеет глубокие корни, и вот в этой ссылке можно ознакомиться ещё. https://lai-urgi.urfu.ru/ru/izdanija-laboratorii/ocherki-istorii-staroob...

Аватар пользователя Регина

Благодарю. К сожалению, Ваша ссылка не открывается. Но я нашла статью С.А.Белобородова «АВСТРИЙЦЫ» НА УРАЛЕ И В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (Из истории Русской Православной Старообрядческой Церкви – белокриницкого согласия) на этой странице https://lai-urgi.urfu.ru/ru/izdanija-laboratorii/ocherki-istorii-staroobrjadchestva-urala-i-sopredelnykh-territorii/sa-beloborodov-avstriicy-na-urale-i-v-zapadnoi-sibiri/

Благодаря Вашей подсказке нашла список книг данной лаборатории о старообрядцах https://lai-urgi.urfu.ru/ru/izdanija-laboratorii/ и https://lai-urgi.urfu.ru/ru/izdanija-laboratorii/ocherki-istorii-staroobrjadchestva-urala-i-sopredelnykh-territorii/

Аватар пользователя VeraB

Регина, я не подумала ,что ссылка не откроется. Я рада, что Вы нашли ,что искали. Мне тоже очень интересна тема старообрядцев и конкретно на Вятке. Так как в роду имеются старообрядцы.

Тема о старообрядчестве есть на этом сайте, учитывая большое число комментариев добавлю сюда ссылку на сайт "Староверие Прикамья", где я публикую материалы о сарапульских  и других удмуртских старообрядцах. www.drevleprikamie.ru

В ВК много страниц старообрядческий общин Вятской губернии

 

Аватар пользователя Регина

Михаил68, благодарю

Аватар пользователя AngelMary

Регина, спасибо, тоже интересуюсь этой темой, и мои были австрийского толка - Шутовы из Ижевска, Коробейниковы из Панчешура. Раскольники не знаю какого толка - Шампаровы, из Полома перебрались в Ижевск