Вятское старообрядчество.

15 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Юрий Ф.
Аватар пользователя Юрий Ф.

Не в сети
Последнее посещение: 1 год 3 месяца назад
Регистрация: 18.09.2014 - 21:06

Перенесу наши материалы по старообрядчеству.
______________________________________________

Т.к. Уржумский уезд ранее был фактически центром старообрядчества на Вятке (наряду со Ст. Тушкой Малмыжского уезда) , различные согласия и толки, да и в сегодняшнее время имеются ряд крупных общин, принимая во внимание то, что среди нынешних уржумцев из разных населенных пунктов есть много потомков старообрядцев, крестьян, мастеровых завоов Мосолова, многочисленных купцов, в том числе и я имею старообрядцеские корни, решил соединить темы по старообрядчеству в Уржумском уезде с нашего форума в одну. К сожалению, даже на полуофициальном сайте старообрядцев Кировской области практически ничего нет по истории Вятских староверов, надеюсь, это и им пригодится.
Буду дополнять неспеша.

Отредактировано: Юрий Ф. 22.09.2014 - 16:01
Я интересуюсь фамилиями:
Фетисов Климов Конюхов Самарцев
Светолика

Не в сети
Последнее посещение: 2 месяца 3 недели назад
Регистрация: 14.12.2015 - 11:12

Здравствуйте.  Очень интересная тема старобрядцев. Мои предки из д.Байбеки были старообрядцами. Из рассказов бабушки, строго правил не придерживались.   Мой предок (имя к сожалению установить не удалось) был что-то вроде местного священника.  После его смерти осталось много книг, но все они были потом уничтожены. У меня вопрос велась ли у старообрядцев какая-то документация (метрические книги)? Какую церковь посещали тоже бабушка не помнит.

Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 4 часа 18 секунд назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

У старообрядцев Витебской губернии (беспоповцев) точно были свои метрические книги. Наверное и у вятских - тоже.

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
Rage171
Аватар пользователя Rage171
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 2 дня 3 часа назад
Регистрация: 10.01.2015 - 04:52

Светлана, добрый день!

"Значительную часть населения Вятской губернии составляли старообрядцы. Но, к  сожалению, их метрические книги отрывочны и немногочисленны. Регистрацию рождений, браков и смертей осуществляли уездные полицейские управления, но только в фондах Вятского и Малмыжского отложилось несколько метрических книг раскольников:

-    Вятский уезд    1882-1898    ф. 715, оп. 2, д. 1-17

-    Малмыжский уезд    1879-1888    ф. 716, оп. 3, д. 10"

Источник: "Моя родословная. Пособие по составлению" (http://kirovgako.ru/index.php/231414.html).

Так как деревня Байбеки входила в Малмыжский уезд, то у Вас есть шансы найти своих родственников в метрических книгах.

Светолика

Не в сети
Последнее посещение: 2 месяца 3 недели назад
Регистрация: 14.12.2015 - 11:12

Спасибо за информацию.

Elenka

Не в сети
Последнее посещение: 1 неделя 2 дня назад
Регистрация: 29.01.2015 - 17:16

Добрый вечер! Мои предки тоже были старообрядцами из Алнашского района, были прихожанами Туташевской Старообрядческой общины. Причем записи о них нашлись и в метрических книгах церкви села Алнаши с пометками что-то вроде крестьянин "неправильной" православной веры (записи о смерти), а вот в общине как раз велись метрические книги о рождении.

Вета

Не в сети
Последнее посещение: 4 месяца 4 недели назад
Регистрация: 05.04.2016 - 18:51

Здравствуйте! 24.11.2016 г. получила ответ из Архива на запрос о метрике на моего деда Полякова Семена Харлампиевича  1901 года рождения, уроженца села Лопьял, Уржумского уезда, в котором мне сообщили, что за 1900-1902 годы нет метрических данных на Полякова Семена Харлампиевича в Троицкой церкви села Лопьял. Я была в шоке... Из Вятскополянского ЗАГСа мне прислали свидетельство о смерти на деда, в котором четко написано место рождения- с.Лопьял. И я начинаю судорожно вспоминать о том, что были разговоры , что Поляковы были из старообрядцев...  Раз метрических данных на деда в Троицкой церкви нет, значит у старообрядцев должны быть свои метрические книги... Подскажите где искать по селу Лопьял? Ведь они жили общинами- может быть эти общинные книги были собраны в какой-то одной церкви...?
 

Я интересуюсь фамилиями:
Поляков Филимонов
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 4 часа 18 секунд назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Старообрядцы вели метрические книги не в церкви, а в своей общине. А потом эти книги должны были попасть в архив, но как написано выше - в ГАКО есть метрические книги старообрядцев только по Вятскому и Малмыжскому уездам, а по Уржумскому нет. Так что остаётся лишь надежда, что община сама хранит свои книги до сих пор - ну, стало быть в селе Лопьял и надо искать (только имейте в виду - они с чужими не общаются).   

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
vbob
Аватар пользователя vbob
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 1 день 5 часов назад
Регистрация: 30.04.2013 - 20:20

Перепись раскольников есть во 2 ревизии (1748 г.), в частности, по Устинской волости Царево Санчурского у. 

 

Вета

Не в сети
Последнее посещение: 4 месяца 4 недели назад
Регистрация: 05.04.2016 - 18:51

А как узнать к какой общине в селе Лопьял они относились? И к какому согласию?  И где они находятся? Должен же быть приход- где он сейчас находится в селе?  
 

Я интересуюсь фамилиями:
Поляков Филимонов
Зуенко Ю.И.
Аватар пользователя Зуенко Ю.И.
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 4 часа 18 секунд назад
Регистрация: 17.06.2014 - 05:32

Это всё только очень близкие люди могут знать, посторонним это знать не след. 

Я интересуюсь фамилиями:
Родигин Родыгин Радыгин
vikt0r
Активист

Не в сети
Последнее посещение: 5 часов 6 минут назад
Регистрация: 15.11.2014 - 21:50

Когда-то мы обсуждали эту тему: http://www.nashavyatka.ru/forum/viewtopic.php?f=22&t=2090&p=12365&hilit=...

"в ГАКО, по старообрядцам есть документы: "Духовные росписи о раскольниках". Но по каким уездам и селам, не знаю.

По данным справочника Вятская епархия 1912 г. в Лопьяле была большая община староверов (старооб. 242 м. п. 257 ж. п.).

В Вятской епархии велась противораскольническая деятельность. Поэтому какие-то сведения могли отложиться в архивах благочиний или уездных противораскольнических миссионеров.

В последнев время над темой по вятским старообрядцам работает к.и.н. Машковцева В.В. Поищите ее работы, в них есть описание источников, в т.ч. из ГАКО.

 

Александр Федорович
Модератор

Не в сети
Последнее посещение: 16 часов 6 минут назад
Регистрация: 02.12.2014 - 00:12

В интеренете имеются несколько сайтов старообрядцев. Попробуйте связаться с ними. Уж они должны быть компетентны что и где искать.

Я интересуюсь фамилиями:
Дудин Бушуев Суевалов Куимов Слобоженинов
SV Vyatka

Не в сети
Последнее посещение: 18 часов 42 минуты назад
Регистрация: 30.11.2015 - 08:40

Т.к. Уржумский уезд ранее был фактически центром старообрядчества на Вятке...

 

 

Крупными центрами раскола на Вятке в XVIII-XIX вв. исконно были Нолинский и Малмыжский уезды. Очагово значительные по численности общины проживали в центральной (Подрелье) и северной (Верходворье, Белозерье) частях Орловского уезда. В южных Уржумском, Яранском уездах это явление духовной жизни было чуть менее распространено в рассматриваемый период. В пореформенные 1860-е и далее - тут да. Что было вызвано как общественно-политической обстановкой в либеральном курсе Александра II Освободителя, так и эхом Крымской войны (вернувшиеся отставные солдаты, заразившиеся на службе расколом).
Плюс своеобразное "казанское поветрие":  движения торгового и мастерового люда между Вяткой и Казанью. В мещанскую и крестьянскую среду проникали ростки старой веры.  Отсюда и Ваш "уржумский насморк"... :)

Достаточно познакомиться с тематическими описями фондов Канцелярии Вятского губернатора (Ф. 582, секретные дела о раскольниках и сектантах по 3-му столу), Вятской духовной консистории (Ф. 237. Оп. 3-15, etc.), полицейских управлений. Проанализировать статистические данные о численности по приходам и уездам, поработать с документами о раскольнических молельнях и кладбищах, политических репрессиях и гонениях на начетников и верующих общин, отобрании колоколов, принудительном изъятии богослужебных книг (направлялись, как правило, в ризницу Кафедрального собора). Закрытии и уничтожении часовен и молельных домов с подачи местных попов  в 1830-1840-е гг., ссылках в Закавказский край, смерти осужденных в тюрьмах и на этапах. "Черная страница"  истории РПЦ Синоидального периода в борьбе за паству. 

 

В интеренете имеются несколько сайтов старообрядцев. Попробуйте связаться с ними. Уж они должны быть компетентны что и где искать.

 

 Современные старообрядцы историей и краеведением интересуются мало, плохо могут объяснить символ веры своих предков, да и как-то далеки от канона. Вспоминается, "Это, рыжий,- все на публику..."  

 

А как узнать к какой общине в селе Лопьял они относились? И к какому согласию?  И где они находятся? Должен же быть приход- где он сейчас находится в селе?
// Это всё только очень близкие люди могут знать, посторонним это знать не след. 

:) Шепотком на ушко, только никому-никому: Ваши поморцы-федосеевцы.
А вообще-то велся двойной учёт по линии МВД (исправники и старшины в волостных правлениях) и духовному ведомству (причетники на местах, миссионеры). И толк, и секта, и нос рябой и глаз подбитый...
 

 

Здравствуйте! 24.11.2016 г.

Здравствуйте! 24.11.2016 г. получила ответ из Архива на запрос о метрике на моего деда Полякова Семена Харлампиевича  1901 года рождения, уроженца села Лопьял, Уржумского уезда, в котором мне сообщили, что за 1900-1902 годы нет метрических данных на Полякова Семена Харлампиевича в Троицкой церкви села Лопьял. Я была в шоке... Из Вятскополянского ЗАГСа мне прислали свидетельство о смерти на деда, в котором четко написано место рождения- с.Лопьял. И я начинаю судорожно вспоминать о том, что были разговоры , что Поляковы были из старообрядцев...  Раз метрических данных на деда в Троицкой церкви нет, значит у старообрядцев должны быть свои метрические книги... Подскажите где искать по селу Лопьял? Ведь они жили общинами- может быть эти общинные книги были собраны в какой-то одной церкви...?
 

Ваш Семён на 1903 г. показан приёмком своему деду Харлампию, т. е. "Харлампиевич" - не отчество, а дедина. Увы, фактически внук от дочери Марии, есть незаконнорожденный. Что тоже не факт (мог быть не кровным самой Марии, а приемным, сиротой из соседней семьи раскольников и даже православных). 
Имя отца Вы уже вряд ли узнаете (кровно-родственная связь с родителем). 
Т. о. по этой веточке родословная оборвалась в самом начале: и не Харлампиевич, и не Поляков по отцу. Сожалею.
Основание: ГАКО. Ф. 273. Оп. 1. Д. 5. Лл. 39.
Вопросы по электронке: sergey_vyatka@mail.ru

 

СветаЛуч
Аватар пользователя СветаЛуч

Не в сети
Последнее посещение: 6 месяцев 1 неделя назад
Регистрация: 15.01.2017 - 21:30

:) Шепотком на ушко, только никому-никому: Ваши поморцы-федосеевцы.

 

Насчет поморцев - федосеевцев. В Никольском монастыре Преображенской общины поморцев- беспоповцев в Москве есть подлинные знатоки истории. И очень охотно идут на контакты. Можно попробовать обратиться к ним.

Я, когда была у них, увидела фото, на которых у женщин платки на завязаны узлом, а скреплены под подбородком. Оказывается, узлы на платках у староверов запрещены, У моей прабабки платки на фото именно так и скреплены. Но что интересно - она по происхождению полька. Как она оказалась в селе Даровском? Я спросила у экскурсовода, как такое возможно. Он рассказал, что во времена гонений, часть староверов ушла в Польшу,  и Преображенская община до сих пор поддерживает контакты со староверческими общинами в Польше. Семейная загадка - репатриация семьи в Россию на Вятские земли. Может семью сослали во время польских восстаний 1830-х и 1860-х годов?

Я интересуюсь фамилиями:
Ларионов Рожнов