Первые раскольники деревни ИЛЬНЕШ по состоянию на 02.01.1821 года

Первые раскольники деревни ИЛЬНЕШ по состоянию на 02.01.1821 года (Быргындинской волости Сарапульской округи Вятской губернии экономические крестьяне)

(ссылка на населенный пункт на РВ - https://rodnaya-vyatka.ru/places/90203)

Выписка из росписей духовных: «росписи Вятской Епархии и губернии, Сарапульской округи, ведомства Сарапульского духовного правления села Чиганды Петропавловской церкви …. за сей 1820-й год… подана января 2-го дня 1821-го года» (ЦГА УР Ф. 17 Оп. 1, дело 422, листы 320, 327/327об.). В примечаниях сведения из того же дела из духовных росписей за 1819 год, листы 296/296об.

Дворов

Мужеска

Женска

РАСКОЛЬНИКИ ДЕРЕВНИ ИЛНЕШ

(ИЛЬНЕШ)

Мужеска

Женска

Примечание

Лист 327

 

10

28

-

Прохор Макаров Шустов (НЕВОСТРУЕВ)

45

-

В РД за 1820 год по починку Ильнеш семейство упоминается впервые. В ревизии 1811 года семейство не значится.

В РД ошибочно вписана фамилия Шустовых вместо Невоструевых.

-

28

жена Параскевва Миронова

-

45

29

-

дети Савва

16

-

30

-

Иов

10

-

31

29

Ксения

-

18

11

-

30

вдова Дария Кондратова

-

48/50

В ревизии 1811 года семейство не значится. Семейство упоминается впервые в РД за 1819 год.  В 1820 году семья повторяется в основной РД, не среди раскольников. Возраст, имена и дополнительные сведения при этом отличаются (л.320)

В будущем – семья носит фамилию ДЕВЯТЬЯРОВЫХ, в 1834 г. - Игнатий Артемьев – глава семейства, 30 лет, его сестра Анастасия – девка, 36 лет.

32

-

дети (ее) Игнатий

14/25

-

-

32

Анастасия/Настасия

-

21/20

12

33

-

Стефан Яковлев СЫЧЕВ

40

-

Семья отсутствует в РД за 1818-1820 г.г., однако Степан Яковлев, 24 лет, как брат Луки Яковлева Сычева фигурирует в РД за 1803-1805 г.г. по починку Ильнеш.

-

33

жена Параскевва Иванова

-

35

34

-

дети Иван

4

-

-

34

Марфа

-

12

-

35

Параскевва

-

8

-

36

Ирина

-

1

Лист 327об.

 

13

-

37

Солдатка Стефанида Василиева /ШУСТОВА, жена Григория Денисова Шустова, отданного в рекруты в 1804 г., невестка Дениса Спиридонова Шустова/

-

41

Семья повторяется в основной РД, не среди раскольников. Возраст, имена и дополнительные сведения при это отличаются.

Данные о возрасте в сведениях о раскольниках частично обрезаны, записаны с основной РД за 1820 год (л.320)

35

-

дети (ее) Гурий /Гурьян/

17

-

36

-

Семен

18/23

-

-

38

жена Татиана Ефимова

-

23

37

-

дети Иван/Трофим

1/6

-

-

39

Марфа

-

3

-

40

/Приимыш девка/ племянница ея Неонила

-

14

14

-

41

(Сестра Леонтия Яковлева Пантюхина) вдова Матрона Яковлева

-

64

В РД за 1819 год внесена запись «через год за нерадение», в 1820 году дополнительно вписаны в основную ведомость.

Возраст, соответственно, 63, 17, 92, 92 (лист 296)

-

42

дочь Матрона

-

18

38

-

отец их Яков Тимофеев ПАНТЮХИН

93

-

-

43

жена ево Устина Пахомова

-

93

15

39

-

Лукоян Яковлев СЫЧЕВ

44

-

В РД за 1819 год внесена запись «через год за нерадение», в 1820 году дополнительно вписаны в основную ведомость.

Возраст, соответственно, 43, 47. Помимо них перечислено еще 3 члена семьи (лист 296)

-

44

жена Татиана Иродионова

-

48

16

40

-

Федор Денисов ШУСТОВ

42

-

В РД за 1819 год ошибочно записан как ШУТОВ, там же внесена запись «через год за нерадение». В 1820 году дополнительно вписаны в основную ведомость. Данные о возрасте в сведениях о раскольниках обрезаны, записаны с основной РД (л.296об.). Помимо них перечислено еще 2 члена семьи.

-

45

жена Зиновия Александрова

-

58

41

-

дети Андрей

15

-

-

46

Неонила

-

19

17

42

-

Вдовец Гурьян Игнатьев ПОНОМАРЕВ

72

-

В РД за 1819 год внесена запись «через год за нерадение», в 1820 году дополнительно вписан в основную ведомость. Данные о возрасте в сведениях о раскольниках обрезаны, записаны с основной РД (л.296об.).

 

Авторское примечание № 1: отмеченные особой пометкой «через год за нерадение» в РД за 1819 год имеют значок «крестик».

Авторское примечание № 2: благодаря комментарию в одном из блогов на РВ, всплыла интересная информация от неравнодушных ищущих (https://rodnaya-vyatka.ru/blog/9496/120489), итак:

В "Секретном комитете по делам раскола (межведомственный) в деле "Свод официальных о раскольнических молитвеных зданиях в империи" (РГИА. 0. 1473. Оп. 1. Д. 92. Л. 143.)

"В ведомости за 1844 г. в Сарапуле даже был показан скит, в котором проживало 15 мужчин и 58 женщин. Прочие же молитвенные здания староверов в Сарапульском уезде зачастую со второй четверти XIX в. прослужили лишь незначительный период. Так, найденные в 1826 г. в домах крестьян молельни (д. Чепаниха Арефьевской волости у Ивана Шутова, построена в 1801 г., д. Прокопьевка   Козловского приказа у Зота Мерзлякова, построена в 1776 г.; д. Ильнеш Быргындинской волости у Саввы Войкова, построена в 1796 г.) по другим ведомостям более не значатся (22). Покровительство местного старообрядческого купечества благоприятно сказывалось на жизни городской сарапульской общины и старообрядческих обществ сельской округи даже во время усиления гонений на древлеправославие. Более того, при всей ее немногочисленности (по данным духовных росписей количество старообрядцев (23) вместе с единоверцами в городе едва ли составляла десятую часть, при приблизительно пяти тысячах жителей Сарапула 1840-х гг. значилось не более 450 человек, причисленных к староверам), влияние старой веры на сторонников официального православия было очень велико. Протоирей Вознесенского собора П. Анисимов писал: «нет сомнения, что большая часть города расположена к старым обрядам; большая часть жителей города крестится двумя перстами»(24). Указанное обстоятельство не могло не влиять на свободу действий представителей старообрядчества. Так, по особым предписаниям от 18 ноября 1842 г. и 23 апреля 1848 г. надворным советником Сипягиным и подполковником Андреевым производилось специальное следствие по распространению раскола в Сарапуле. Вице-губернатор А. М. Падарин писал тогда: «в городе Сарапуле, одном из многолюднейших городов Вятской губернии, веротерпимость чрезвычайная, а потому едва ли не половина жителей сего города состоят в отпадении от православия" (25).

(22) РГИА. 0. 1473. Оп. 1. Д. 92. Л. 143.

(23) Под старообрядцами в деле подразумеваются как поповцы, так и ошибочно причисленные к старообрядчеству духоборы.

(24) ЦГА УР. Ф. 241. Оп. 1. Д. 431. Л. 20 об."

Вывод: в 1796 году в Ильнеш была построена молельня для староверов, найдена она была в 1826 году у Саввы Войкова, но в 1844-м по ведомостям уже не значится. Что любопытно, Савва Войков из Ильнеш, после изучения сотен документов всплывает неожиданно.

 

Комментарии

Аватар пользователя Ильнешенец

Сергей, информация очень интересная. Да и показывает сколь  труден был путь "на исправление". Чего стоит, хотя бы, "запись через год за нерадение".

Спасибо!

Нерадение это закончилось тем, что  колебавшиеся и "нерадивые" через год присоединились официально к расколу. Историки пытаются разобраться в причинах присоединения вчерашних "православных" к древлеправославию, а одна из причин вот она, на поверхности! При наличии элементарной гордости и достаточной отдаленности церкви от места жительства при наличии в собственной и близлежащей деревнях раскольнических молельных домов, в которых молятся очень истово и благочинно, выбор очевиден. Эти люди свой выбор сделали. 

И подготовили свержение Царя в 1917 г.!

Утрируете. Неграмотные крестьяне из глухих деревушек ничего не готовили. Жили своим укладом, никуда не лезли, не выпячивались, чужих в дома не пускали, молились по~своему, лишней копейки не имели, да подрабатывали как могли и где могли... потому и в раскольники иной раз уходили, что церковные сборы платить не нужно было... Максимум что они могли свергнуть, так  выборного от деревни. А те, кто готовил свержение, царя не на Каме сидели, и от сохи были далече. Да и фиг с ним, с свержением. А то что расстреляли всю семью в последующем, так то трагедия России.

Сергей, здравствуйте! Христос Воскресе!

ЦГАКО.
фонд 176 опись 2 дело 339.
7РС Сарапульского уезда Быргындинской волости за 1811 г.
Починка Ильнеш.

Починка Ильнеша экономические крестьяне ,переселившиесяв оной в 1790 г.по указу Вятской кузённой палаты и по...мирского общества Нолинской округи Сунского волостного правления из деревни Костинской.

1.Антипа Васильев Деветиаров - 47 л.
Дети
Федот- взят в рекруты 1803 г.
Иван новорожд.- 8 л.
Антипы брат Ефим - 45 л.

2.Николай Яковлев Деветиаров - 45 л.
Дети
Стафей - умре 1808 г.
Артемей - 14 л.

3.Яков Антипин Деветиаров - 31 г.
Дети
Михайло новорожд.- 8 л.
Тихон новорожд.- 7 л.

Деревни Матвеевской Сунского правления.
4.Яков Тимофеев Пантюхин - 70 л.
Дети
Леонтей - 44 г.
Матвей - отдан в рекруты 1806 г.
Фёдор - 24 г.
Леонтея сыновья
Артемей - 14 л.
Иван - 8 л.
Фёдора сын Михайло - 1 г.

5.Лукоян Яковлев Сычёв - 35 л.
Дети
Максим новорожд.- 15 л.
Гурьян новорожд.- 10 л.
Терентей новорожд.- 8 л.
Лукояна брат Степан - 32 г.

Очень интересно. Но скорее всего с годом переселения опечатка. 1796, а не 1790 год. У вас есть оригинал этого документа? Насколько мне известно, в 1796 году переселенцы числились по тихогорскому приказу елабужской округи, и даже сказано откуда, самого починка в 1795м еще не было. Если посмотрите снм 1802 года по переселенцам, дописанным к числящимся в тихих горах крестьянам, то вероятно, вы сильно задумаетесь и удивитесь. 

У меня записано 1790 год.
И есть запись пр Тихогорскую волость на 1796 год,но про другие фамилии.

Интересно, может ли кто-нибудь пояснить происхождения фамилии Девятьяров? Среди моих предков были Давлетьяровы проживавшие в 16 веке в селении Карино Слободского уезда. Их потомки широко расселились на территории бассейна реки Иж, Тоймы Елабужского уезда.

Аватар пользователя татива

Мои первые Деветьяровы.

РГАДА 1209-1-521(3675) 1678 год

ВТУМ Сунской волости села Курчюм

Займище повыше Осиновской деревни (Потанинская)

Потапко Иванов Деветьяров

У него дети   Обрамко женат,  Алексей (?) - 6 лет, Галахтионко - 4 лет

Затем переселяются в приход села Березник, а в 1795 г. - в Глазовскую округу Святицкой волости Сунских и Верхосунских д-ков, основывают поч. Деветьяровский...

Спасибо за сообщение. Да, видел упоминание об этом населенном пункте в материалах по селению Ильнеш от Шутова Александра Семеновича.