Первые раскольники деревни ИЛЬНЕШ по состоянию на 02.01.1821 года (Быргындинской волости Сарапульской округи Вятской губернии экономические крестьяне)
(ссылка на населенный пункт на РВ - https://rodnaya-vyatka.ru/places/90203)
Выписка из росписей духовных: «росписи Вятской Епархии и губернии, Сарапульской округи, ведомства Сарапульского духовного правления села Чиганды Петропавловской церкви …. за сей 1820-й год… подана января 2-го дня 1821-го года» (ЦГА УР Ф. 17 Оп. 1, дело 422, листы 320, 327/327об.). В примечаниях сведения из того же дела из духовных росписей за 1819 год, листы 296/296об., с указанием информации в отношении тех же людей, записанных еще не раскольниками.
Дворов |
Мужеска |
Женска |
РАСКОЛЬНИКИ ДЕРЕВНИ ИЛНЕШ (ИЛЬНЕШ) |
Мужеска |
Женска |
Примечание |
… Лист 327 |
|
|||||
10 |
28 |
- |
Прохор Макаров Шустов (НЕВОСТРУЕВ) |
45 |
- |
В РД за 1820 год по починку Ильнеш семейство упоминается впервые. В ревизии 1811 года семейство не значится. В РД ошибочно вписана фамилия Шустовых вместо Невоструевых. |
- |
28 |
жена Параскевва Миронова |
- |
45 |
||
29 |
- |
дети Савва |
16 |
- |
||
30 |
- |
Иов |
10 |
- |
||
31 |
29 |
Ксения |
- |
18 |
||
11 |
- |
30 |
вдова Дария Кондратова |
- |
48/50 |
В ревизии 1811 года семейство не значится. Семейство упоминается впервые в РД за 1819 год. В 1820 году семья повторяется в основной РД, не среди раскольников. Возраст, имена и дополнительные сведения при этом отличаются (л.320) В будущем – семья носит фамилию ДЕВЯТЬЯРОВЫХ, в 1834 г. - Игнатий Артемьев – глава семейства, 30 лет, его сестра Анастасия – девка, 36 лет. |
32 |
- |
дети (ее) Игнатий |
14/25 |
- |
||
- |
32 |
Анастасия/Настасия |
- |
21/20 |
||
12 |
33 |
- |
Стефан Яковлев СЫЧЕВ |
40 |
- |
Семья отсутствует в РД за 1818-1820 г.г., однако Степан Яковлев, 24 лет, как брат Луки Яковлева Сычева фигурирует в РД за 1803-1805 г.г. по починку Ильнеш. |
- |
33 |
жена Параскевва Иванова |
- |
35 |
||
34 |
- |
дети Иван |
4 |
- |
||
- |
34 |
Марфа |
- |
12 |
||
- |
35 |
Параскевва |
- |
8 |
||
- |
36 |
Ирина |
- |
1 |
||
Лист 327об. |
|
|||||
13 |
- |
37 |
Солдатка Стефанида Василиева /ШУСТОВА, жена Григория Денисова Шустова, отданного в рекруты в 1804 г., невестка Дениса Спиридонова Шустова/ |
- |
41 |
Семья повторяется в основной РД, не среди раскольников. Возраст, имена и дополнительные сведения при этом отличаются. Данные о возрасте в сведениях о раскольниках частично обрезаны, записаны с основной РД за 1820 год (л.320) |
35 |
- |
дети (ее) Гурий /Гурьян/ |
17 |
- |
||
36 |
- |
Семен |
18/23 |
- |
||
- |
38 |
жена Татиана Ефимова |
- |
23 |
||
37 |
- |
дети Иван/Трофим |
1/6 |
- |
||
- |
39 |
Марфа |
- |
3 |
||
- |
40 |
/Приимыш девка/ племянница ея Неонила |
- |
14 |
||
14 |
- |
41 |
(Сестра Леонтия Яковлева Пантюхина) вдова Матрона Яковлева |
- |
64 |
В РД за 1819 год внесена запись «через год за нерадение», в 1820 году дополнительно вписаны в основную ведомость. Возраст, соответственно, 63, 17, 92, 92 (лист 296) |
- |
42 |
дочь Матрона |
- |
18 |
||
38 |
- |
отец их Яков Тимофеев ПАНТЮХИН |
93 |
- |
||
- |
43 |
жена ево Устина Пахомова |
- |
93 |
||
15 |
39 |
- |
Лукоян Яковлев СЫЧЕВ |
44 |
- |
В РД за 1819 год внесена запись «через год за нерадение», в 1820 году дополнительно вписаны в основную ведомость. Возраст, соответственно, 43, 47. Помимо них перечислено еще 3 члена семьи (лист 296) |
- |
44 |
жена Татиана Иродионова |
- |
48 |
||
16 |
40 |
- |
Федор Денисов ШУСТОВ |
42 |
- |
В РД за 1819 год ошибочно записан как ШУТОВ, там же внесена запись «через год за нерадение». В 1820 году дополнительно вписаны в основную ведомость. Данные о возрасте в сведениях о раскольниках обрезаны, записаны с основной РД (л.296об.). Помимо них перечислено еще 2 члена семьи. |
- |
45 |
жена Зиновия Александрова |
- |
58 |
||
41 |
- |
дети Андрей |
15 |
- |
||
- |
46 |
Неонила |
- |
19 |
||
17 |
42 |
- |
Вдовец Гурьян Игнатьев ПОНОМАРЕВ |
72 |
- |
В РД за 1819 год внесена запись «через год за нерадение», в 1820 году дополнительно вписан в основную ведомость. Данные о возрасте в сведениях о раскольниках обрезаны, записаны с основной РД (л.296об.). |
Авторское примечание № 1: отмеченные особой отметкой «через год за нерадение» в РД за 1819 год имеют значок «крестик».
Авторское примечание № 2: благодаря комментарию в одном из блогов на РВ, всплыла интересная информация от неравнодушных ищущих (https://rodnaya-vyatka.ru/blog/9496/120489), итак:
В "Секретном комитете по делам раскола (межведомственный) в деле "Свод официальных о раскольнических молитвеных зданиях в империи" (РГИА. 0. 1473. Оп. 1. Д. 92. Л. 143.)
"В ведомости за 1844 г. в Сарапуле даже был показан скит, в котором проживало 15 мужчин и 58 женщин. Прочие же молитвенные здания староверов в Сарапульском уезде зачастую со второй четверти XIX в. прослужили лишь незначительный период. Так, найденные в 1826 г. в домах крестьян молельни (д. Чепаниха Арефьевской волости у Ивана Шутова, построена в 1801 г., д. Прокопьевка Козловского приказа у Зота Мерзлякова, построена в 1776 г.; д. Ильнеш Быргындинской волости у Саввы Войкова, построена в 1796 г.) по другим ведомостям более не значатся (22). Покровительство местного старообрядческого купечества благоприятно сказывалось на жизни городской сарапульской общины и старообрядческих обществ сельской округи даже во время усиления гонений на древлеправославие. Более того, при всей ее немногочисленности (по данным духовных росписей количество старообрядцев (23) вместе с единоверцами в городе едва ли составляла десятую часть, при приблизительно пяти тысячах жителей Сарапула 1840-х гг. значилось не более 450 человек, причисленных к староверам), влияние старой веры на сторонников официального православия было очень велико. Протоирей Вознесенского собора П. Анисимов писал: «нет сомнения, что большая часть города расположена к старым обрядам; большая часть жителей города крестится двумя перстами»(24). Указанное обстоятельство не могло не влиять на свободу действий представителей старообрядчества. Так, по особым предписаниям от 18 ноября 1842 г. и 23 апреля 1848 г. надворным советником Сипягиным и подполковником Андреевым производилось специальное следствие по распространению раскола в Сарапуле. Вице-губернатор А. М. Падарин писал тогда: «в городе Сарапуле, одном из многолюднейших городов Вятской губернии, веротерпимость чрезвычайная, а потому едва ли не половина жителей сего города состоят в отпадении от православия" (25).
(22) РГИА. 0. 1473. Оп. 1. Д. 92. Л. 143.
(23) Под старообрядцами в деле подразумеваются как поповцы, так и ошибочно причисленные к старообрядчеству духоборы.
(24) ЦГА УР. Ф. 241. Оп. 1. Д. 431. Л. 20 об."
Вывод: в 1796 году в Ильнеш была построена молельня для староверов, найдена она была в 1826 году у Саввы Войкова, но в 1844-м по ведомостям уже не значится. Что любопытно, Савва Войков из Ильнеш, после изучения сотен документов появляется неожиданно.
Сергей, информация очень интересная. Да и показывает сколь труден был путь "на исправление". Чего стоит, хотя бы, "запись через год за нерадение".
Спасибо!
Нерадение это закончилось тем, что колебавшиеся и "нерадивые" через год присоединились официально к расколу. Историки пытаются разобраться в причинах присоединения вчерашних "православных" к древлеправославию, а одна из причин вот она, на поверхности! При наличии элементарной гордости и достаточной отдаленности церкви от места жительства при наличии в собственной и близлежащей деревнях раскольнических молельных домов, в которых молятся очень истово и благочинно, выбор очевиден. Эти люди свой выбор сделали.
И подготовили свержение Царя в 1917 г.!
Утрируете. Неграмотные крестьяне из глухих деревушек ничего не готовили. Жили своим укладом, никуда не лезли, не выпячивались, чужих в дома не пускали, молились по~своему, лишней копейки не имели, да подрабатывали как могли и где могли... потому и в раскольники иной раз уходили, что церковные сборы платить не нужно было... Максимум что они могли свергнуть, так выборного от деревни. А те, кто готовил свержение, царя не на Каме сидели, и от сохи были далече. Да и фиг с ним, с свержением. А то что расстреляли всю семью в последующем, так то трагедия России.
Сергей, здравствуйте! Христос Воскресе!
ЦГАКО.
фонд 176 опись 2 дело 339.
7РС Сарапульского уезда Быргындинской волости за 1811 г.
Починка Ильнеш.
Починка Ильнеша экономические крестьяне ,переселившиесяв оной в 1790 г.по указу Вятской кузённой палаты и по...мирского общества Нолинской округи Сунского волостного правления из деревни Костинской.
1.Антипа Васильев Деветиаров - 47 л.
Дети
Федот- взят в рекруты 1803 г.
Иван новорожд.- 8 л.
Антипы брат Ефим - 45 л.
2.Николай Яковлев Деветиаров - 45 л.
Дети
Стафей - умре 1808 г.
Артемей - 14 л.
3.Яков Антипин Деветиаров - 31 г.
Дети
Михайло новорожд.- 8 л.
Тихон новорожд.- 7 л.
Деревни Матвеевской Сунского правления.
4.Яков Тимофеев Пантюхин - 70 л.
Дети
Леонтей - 44 г.
Матвей - отдан в рекруты 1806 г.
Фёдор - 24 г.
Леонтея сыновья
Артемей - 14 л.
Иван - 8 л.
Фёдора сын Михайло - 1 г.
5.Лукоян Яковлев Сычёв - 35 л.
Дети
Максим новорожд.- 15 л.
Гурьян новорожд.- 10 л.
Терентей новорожд.- 8 л.
Лукояна брат Степан - 32 г.
Очень интересно. Но скорее всего с годом переселения опечатка. 1796, а не 1790 год. У вас есть оригинал этого документа? Насколько мне известно, в 1796 году переселенцы числились по тихогорскому приказу елабужской округи, и даже сказано откуда, самого починка в 1795м еще не было. Если посмотрите снм 1802 года по переселенцам, дописанным к числящимся в тихих горах крестьянам, то вероятно, вы сильно задумаетесь и удивитесь.
У меня записано 1790 год.
И есть запись пр Тихогорскую волость на 1796 год,но про другие фамилии.
Интересно, может ли кто-нибудь пояснить происхождения фамилии Девятьяров? Среди моих предков были Давлетьяровы проживавшие в 16 веке в селении Карино Слободского уезда. Их потомки широко расселились на территории бассейна реки Иж, Тоймы Елабужского уезда.
Мои первые Деветьяровы.
РГАДА 1209-1-521(3675) 1678 год
ВТУМ Сунской волости села Курчюм
Займище повыше Осиновской деревни (Потанинская)
Потапко Иванов Деветьяров
У него дети Обрамко женат, Алексей (?) - 6 лет, Галахтионко - 4 лет
Затем переселяются в приход села Березник, а в 1795 г. - в Глазовскую округу Святицкой волости Сунских и Верхосунских д-ков, основывают поч. Деветьяровский...
Спасибо за сообщение. Да, видел упоминание об этом населенном пункте в материалах по селению Ильнеш от Шутова Александра Семеновича.