Продолжаю публикацию историко-биографического очерка моего отца. Мои комментарии – в скобках. Георгий Нуруллин
В июне 1956 года мы переехали в Сайгатку, небольшую деревушку на берегу Камы (точнее, в рабочий поселок Чайковский, который был основан в 1955 году, а получил своё название 5 апреля 1956 года). Здесь, в створе камских берегов, на границе Удмуртии и Пермской (тогда Молотовской) области, начиналось строительство второй на Каме гидростанции.
Первоначально, на территории Удмуртии был заложен посёлок строителей «Новый посёлок», проведена железнодорожная ветка от станции Кварса, проложена дорога с гравийным покрытием (это было в 1954 году). Но борьба двух регионов за право строительства завершилась победой пермяков, «Новый посёлок» забросили (за миллионы рублей, выброшенных на ветер, конечно, никто не ответил, потому что такие решения принимаются на самом верху), строительство продолжилось на левом берегу Камы у реки Сайгатки (приток Камы) на территории Пермской области. У пермяков было преимущество: в посёлке Гайва около Перми заканчивалось строительство первой на Каме гидростанции, высвобождался сложившийся коллектив строителей. Многие из них соглашались организованно переехать на новое место, это и решило исход борьбы. ВоткинскГЭСстрой возглавил один из ведущих инженеров КамГЭСстроя А.К.Икомасов.
Стал строителем и я – был оформлен разнорабочим в бригаду. Мы строили мост через речку Сайгатку и расчищали территорию под будущий мясокомбинат. В первый же день работы мы, вдвоём с напарником, с помощью ручной «бабы» забивали сваи в дно реки. Придя после работы домой, я не мог даже ужинать – усталость свалила с ног. В следующие дни стало легче, да и сваи мы вбивали всего 3 дня, речка была неширокая. Расчистка территории заключалась в вырубке кустарника, планировке и сжигании вырубленного. Строили мы и дорогу, соединяющую сейчас основной посёлок с временным, первым, как он теперь называется. Некоторое время наша бригада готовила территорию будущей базы гидромеханизации.
В конце сентября 1956 года меня пригласили в партком (ВоткинскГЭСстроя) и предложили работу зав. библиотекой парткома. Работа не означала только выдачу книг, а предполагала организацию политической учёбы в низовых организациях. Предложение я принял, зарплата была всего 830 рублей, по сравнению со строителями это было мало, но морально работа меня устраивала, да и по здоровью тоже. Я окунулся в лекционную работу, речь у меня была довольно развита, дикция поставлена, интересовался политикой, побывал на семинаре лекторов-международников, меня стали приглашать в рабочие коллективы. За год я выступал в разных коллективах не менее 100 раз. Позднее я руководил лекторской группой, был награждён Грамотой Всероссийского отделения общества «Знание».
В январе 1959 года меня пригласили на должность инструктора райкома партии с местом работы в парткоме ВоткинскГЭСстроя. Райком в то время находился в с.Фоки в 18 км от посёлка строителей. Работал увлечённо, занимался оргработой в партийных организациях, которых было двадцать шесть. Каждую среду, как правило, бывал на партийных собраниях, что давало мне возможность хорошо знать обстановку на всех участках строительства, я знал всех руководителей (подразделений ВоткинскГЭСстроя).
В январе 1962 года посёлок Чайковский получил статус города. Такое название было дано потому, что в 40 км находилась родина композитора – город Воткинск. Райком партии был преобразован в горком и переведён в город Чайковский (из Фок). Ещё до этого, секретарь парткома ВоткинскГЭСстроя Михаил Николаевич Назаров был избран первым секретарём райкома, а позднее горкома партии. В дальнейшем он был бессменным первым секретарём вплоть до выхода на пенсию. Присвоение ему, спустя много лет, звания Героя социалистического труда вполне, по-моему справедливо. Это был человек высокой нравственности как личной, так и гражданской, обладал большой силой убеждения. Его уважали в городе все, считались на верхах: обкоме, главке, министерстве. Благодаря его личной инициативе, в городе было выделено здание под краеведческий музей, построено специальное здание под детскую школу искусств, построен стадион на 5000 посадочных мест. Все эти объекты не были обязательными для такого небольшого города с населением около 40 000 человек в то время (1960-е годы).
В августе 1962 года я был переведён заведующим отделом организационно-партийной работы с зарплатой 110 руб. в месяц. Кроме меня, в отделе работало три инструктора, работы добавилось, отдельного района не было, город занимался и селом. В Чайковском районе было 7 колхозов, 3 совхоза, птицефабрика, около 30 населённых пунктов (до войны было 122). Во всех городских службах и на стройке было около 100 первичных организаций. Отдел занимался уймой организационных вопросов и не только в парторганизациях (например, выборами всех уровней).
В 1962 году, на год раньше срока, сооружения ГЭС были приняты государственной комиссией в эксплуатацию. Первые турбины дали ток ещё в 1960 году, а эксплуатация судоходного шлюза началась в 1961 году (к сожалению, недостроенного, что привело к обрушению стенки шлюза 10 мая 1962 года и гибели 21 человека). Строители были представлены к наградам, всем вручили памятные значки.
Воткинская ГЭС была впечатляющим сооружением мощностью 1 млн.квт, выше плотны разлилось рукотворное море, подпор воды доходил до Перми (около 300 км). Момент шлюзования судов тоже был зрелищем завораживающим. Появилась красивая пристань, а вдоль залива благоустроенная набережная, оборудован пляж (и лодочная станция). Одновременно с Воткинской ГЭС была построена ремонтно-эксплуатационная база флота, много судов зимовали здесь.
В 1962 году развернулось строительство нового объекта – комбината шёлковых (из искусственного шёлка) тканей на 10 000 работников, под одной крышей поднимались корпуса трёх фабрик: прядильной, ткацкой и отделочной. Первые ткани поступили в продажу уже в 1965 году, некоторые из них получили «Знак качества».
Одновременно с комбинатом шёлковых тканей у посёлка «Заря» начал строиться завод точного машиностроения.
В 1965 году в 18 км от города Чайковского вниз по Каме началось строительство завода синтетического каучука с предполагаемым числом работников тоже в 10 000 человек.
Так, к концу 1960-х, всего за 15 лет, рабочий посёлок гидростроителей превратился в крупный промышленный центр Пермского края.
Михраф Нуруллин, 1993 год
Партработников Советских времен можно рассматривать как служителей особого коммунистического культа. Автор в своем профессиональном выборе пошел по пути отца)), конечно, в новых условиях.
И что в этом плохого. Глядя на культ наживы и халявы, что льётся с экранов, задумаешься...
Да, Анатолий, вы правы - проповедники мы, но частично. Отец полжизни проработал учителем в школе и ПТУ, а это около 20 лет - не каждому под силу.
Всю жизнь, начиная со школы, для меня было загадкой - чем заняты легионы комсомольских и партийных работников всех мастей? Что полезного и важного они вообще делают? Не стыдно ли им? Да и сейчас - загадка... Вот как раз вчера вечером, еще не зная об этой публикации, читал воспоминания об уральских золотопромышленниках Имшенецких. До революции Имшенецкие развернули мощную золото и платинодобычу в тайге Верхотурского уезда. Несколько тысяч рабочих, тонны драгметаллов в год, сложнейшая логистика... И руководили всей работой двое человек - отец и сын, профессиональные геологи из Петербурга. Под ними - десятники-бригадиры и человек пять учетчиков. И никаких партработников, собраний, конспектов произведений Ильича и чтения газеты Правда... Удивительно.
ПС. Моя мама, молодая учительница русского языка, тоже полгода работала секретарем городской комсомольской организации в середине 50-х. Но не выдержала абсурда, ушла обратно в школу. Где и проработала 40 лет.
А ты спроси у тех рабочих, что горбатились на тех "эффекивных манагеров"...что они тебе скажут на это?...Ответ очевидный...
Формулируйте вопрос или реплику конкретнее. У кого спросить и что спросить? Кто такие эффективные манагеры? И, кстати, почему - на "ты"? Думаю, с незнакомыми людьми правильнее общаться на "вы".
Да, Владимир, советская система требовала таких работников, как мой отец. Общий стаж работы моего отца 48 лет, из них только 16, ровно одна треть - в партийных органах. Как мы сейчас можем наблюдать, во всех странах, включая Россию, функционируют партии, следовательно, есть и партийные работники.
"Особый коммунистический культ" - плохо или хорошо? Наверное, и то и другое. Мы все помним октябрят и звездочки, пионеров и звенья, пионерские отряды, комсомол и комсоргов, - с детства воспитывали ответственность и выявлялись организаторские способности, воспитывалась активная жизненная позиция. А сейчас почему-то боятся этого. Фильмы о Павке Корчагине, например, даже не показывают по ТВ, а почему?, А комиссары, между прочим, во время Великой Отечественной вели за собой в бой, а инструкторы вместе с руководителями помогали созидать, да и что греха таить, осуществляли контроль за руководством, чтобы не зарывались, могли, если надо, и директора любого ранга на место поставить. Правда в доперестроечное и перестроечное время все это стало почему-то профанацией. И тем не менее, все, о чем говорит автор, очень интересно. Многие бы из нас мечтали иметь такое подробное повествование из жизни своих родителей. Вспоминается фильм "Зеркало для героя". Нужно и нам учиться понимать своих отцов и дедов.
Наверное, я жил в каком-то другом СССР, неправильном. В нашей школе, в нашем классе, на нашем дворе, в моем полку, на моей первой и последней работе эпохи СССР вся эта коммунистическая движуха воспитывала не ответственность и способности, а физиологическое отвращение к пропаганде и лживым коммунистическим жуликам. Но повторяю - мне не повезло, я жил в ненастоящем СССР.
"В одно окно смотрели двое.
Один увидел дождь и грязь,
Другой - листвы зеленой вязь,
Весну и небо голубое.
В одно окно смотрели двое." Омар Хайям.
Так было всегда, все смотрят на мир по-разному, И, возможно, благодаря этому мир не умирает от депрессии и с недостатками есть кому бороться.
Согласен, все мы смотрим на мир по разному. Но от этого он не меняется. Кстати, Омар Хайям этого не писал (в одноклассниках модно приписывать разную дичь Хайяму, Раневской и Джейсону Стетхэму). Хайям был намного глубже. Почитайте - поймете. А по поводу миллионов комсомольцев и коммунистов у меня остался только один вопрос. Где были и что делали все эти миллионы борцов за светлое будущее и строителей коммунизма когда развалился СССР? Вышли на улицы городов с протестом, окружили Кремль и вытащили руководителей партии и государства за шиворот из их роскошных кабинетов? Организовали бессрочную забастовку? Неа. Я их наблюдал в эти самые дни. Они прочесывали магазины в поисках еды, где и что еще можно вырвать и "достать". Бухали самогон и брагу. Готовились к "картошке". А вечерами сто миллионов самых образованных в мире советских людей "заряжали " Чумаком банки с водой у телевизора.
ПС. Первый секретарь нашего горкома КПСС Анатолий С...ко в эти мутные дни удачно приобрел роскошную дачу у заповедного озера, в специальном поселке для самых пламенных борцов за дело Ленина. А мы с женой в эти дни искали для нее обувь. У жены "сложный" размер. Так и не нашли...
ППС. В старые времена я знал очень много классных, настоящих людей. Они меня окружали в жизни. Зеки, фронтовики, работяги, бандиты и умники. Но ни один из них не вышел на улицу с протестом. А потом они как то все исчезли со временем. Настоящие исчезли, а заряжатели банок - нет.
Владимир, я с вами согласен, что большинство партийных функционеров благополучно переобулись в бизнесменов или просто покинули партию и сменили вывеску на кабинете. Но по-настоящему убеждённые коммунисты, такие как наш первый секретарь горкома Назаров, о котором я писал, остались верными своим коммунистическим идеалам и делали всё, чтобы меньше было разграбления, увы, силы были неравными...
Да, Екатерина, я совсем не разделял коммунистических взглядов отца, но во многом, особенно это касается разграбления страны в 1990-х, он оказался прав.
Проблема всех социальных преобразований в "недостатках человеческого материала", большинство людей не годны для продолжительного коммунального общежития с обязательным общинным трудом и равенства в потреблении. Неизбежно заводится слой управленцев с повышенными потребностями. Секта держится только на авторитете Учителя и вдалбливания его "правильной" Идеологии. И то и другое не вечно. Старые вожди СССР вымерли, новые до них не дотягивали, а идея построения коммунистического рая провалилась с введением талонов на продукты, а потом и на всё остальное. Кстати, в Слободском талоны появились в начале 81г. По ним выдали 200г масла и чуть больше колбасы. Да, еще цены на водку поднимали, да, еще ограничили двумя бут. в мес. Ну, какая тут вера в "светлое будущее"?! И затрещал Союз, всем казалось, что соседние республики живут за их счет. Да, и местным царькам захотелось избавиться от навязчивой "опеки" из Центра Советской Империи. Перестройку экономики и упразднения ком. идеологии задумала и провела группировка в верхах озабоченных неэффективностью режима, отставания от Запада, включая вооружение и космос, наметившиеся с конца 70-х. Это во многом удалось, правда, Союз развалился, а перестройка на капиталистические рельсы заняла десять лет с неизбежным обнищанием масс народа. Но наверху всё вышло прекрасно, ничейную гос. собственность и доходы от нее поделили меж своих. Потом кое-что кинули подзаработать и народу. Так что всё Окей!)) Но не долго музыка играла, не долго фраер танцевал - появились новые заморочки, о которых говорить пока рано.
Немного по Икомасову А.К. Достаточно давно разговорился с одним знакомым, мы были связаны по работе. Оказалось, что молодым специалистом он приехал на строительство Воткинской ГЭС. Автобус высадил всех на правом берегу Камы, поздняя осень, лед встал,но переправы нет, смотрят с другого берега идет мужик и стучит палкой по льду, расставил людей и повел обратно. Это был начальник ГЭСстроя Икомасов А.К.
На фото заполнение котлована ГЭС.
Спасибо, Владимир. У меня фото не открывается, можно дать ссылку на другой ресурс в Интернете, например ВКонтакте.
Загрузил на другой хостинг.
Замечательное фото, как я понимаю, это земснаряд. Мне посчастливилось наблюдать перекрытие Камы из кабины самосвала - это было что-то, наш сосед дядя Саша Гарифзянов сбрасывал бетонные кубы в Каму!
Я перекрытие Камы не видел, когда это произошло, пускали всех посмотреть, мы пошли с отцом на эстакаду в выходной, вохравец с карабином нас не пустил, хотя в будни пускали всех. Механик АТУ того периода говорил, чтобы выпустить максимальное количество самосвалов для перекрытия русла, сваривали цилиндрическую шестерню главной передачи из нескольких кусков, редуктора хватало на день, два. Говорили, что перекрыли русло быстро.
Георгий, не упоминался ли где то вашим отцом, Жучков Леонид Иванович?
Письменно нет, но эту фамилию я слышал, возможно от него.