Автор киносценария: Георгий Нуруллин
Предисловие и примечание.
Предлагаемый сценарий основан на реальных событиях, однако, это художественное произведение по нескольким причинам. Во-первых, некоторые эпизоды из жизни прототипов просто неизвестны, потому они вымышлены. Во-вторых, потомки действующих лиц могут быть не согласны со сценарием, поэтому имена реальных героев изменены там, где не получено разрешение на использование оригинальных имён. В-третьих, некоторые вымышленные эпизоды введены в сценарий, поскольку усиливают его эффект воздействия на читателей и будущих зрителей. Автор является родственником прототипов действующих лиц и считает своим долгом сохранение памяти о тех, кто столько вынес в суровые времена войн и репрессий. Он также выражает благодарность семьям Порсевых, Мощевитиных, Сунцевых, Евдокимовых и Коппов за предоставленные материалы.
Комуч – Комитет членов Всероссийского Учредительного собрания, созданного в Самаре 8 июня 1918 года и объявившим себя правительством России.
Действующие и упоминаемые лица первой сцены.
1. Владимир Оскарович Каппель, легендарный генерал Белой Армии, в частности, реквизировал во время взятия Казани большую часть золотого запаса России, будущий Командующий Восточным фронтом, преемник адмирала Колчака.
2. Ольга Сергеевна Каппель (Строльман), его жена, дочь горного начальника Пермских пушечных заводов Сергея Строльмана (упоминается).
3. Кирилл Каппель, сын Владимира и Ольги (упоминается).
4. Татьяна Каппель, дочь Владимира и Ольги (упоминается).
5. Александр Николаевич Солнцев, офицер колчаковской армии.
6. Людмила Давыдовна Солнцева, его жена.
7. Андрей Степанович Краснопёров, бывший владелец ижевской оружейной фабрики, офицер колчаковской армии.
8. Фёдор Степанович Краснопёров, его брат.
9. Анна Николаевна Краснопёрова, жена Фёдора.
10. Алёша Краснопёров, сын Фёдора.
11. Адмирал Александр Васильевич Колчак, Верховный правитель России и Главнокомандующий Русской армией (упоминается).
На фото – Владимир Оскарович Каппель https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/scenarii/2744868.html?au...
В сцене звучит песня Георгия Нуруллина «Война» на стихи Нины Подгоричани в исполнении автора https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/bardi/2031851.html?all
Сцена 1. Чаепитие в Мотовилихе
Февральским вечером 1919 года у особняка купцов Солнцевых на Мотовилихе, в пригороде Перми, остановились крытая кибитка на санях и другие открытые сани с установленной на них турелью с пулемётом «максим» и четырьмя седоками, одетыми в тулупы с белой повязкой на рукавах и папахи. Из кибитки вышел человек в бурке и папахе, лицо его было наполовину закрыто башлыком. Он позвонил, и дверь почти сразу же открылась, видно было, что гостя ждали. Два белогвардейца с винтовками вышли из саней с пулемётом и встали по обе стороны дверей особняка. Вошедшим был генерал-майор Владимир Оскарович Каппель, один из ближайших сподвижников адмирала Колчака.
В гостиной, в которую прошёл, раздевшись в прихожей, генерал, был накрыт стол с самоваром, рядом со столом стояли несколько мужчин и женщин в возрасте от 25 до 40 лет. Ими были: Александр Николаевич Солнцев с женой Людмилой Давыдовной, его сёстра Людмила Николаевна Солнцева с мужем Фёдором Степановичем Краснопёровым и ребёнком на руках, брат Фёдора Андрей Степанович Краснопёров.
- Привет всей честной компании, произнёс Каппель, передавая коробку конфет ребёнку. Мальчик к его удивлению протянул руки не к коробке, а к наградам на груди генерала, а потом к его золотым погонам на кителе.
- Да у вас растёт настоящий воин!- продолжил Каппель.
- Здравствуй, дорогой Владимир, а где же твоя жена и моя кузина Ольга? - спросила Людмила.
- В надёжном месте, Людмила, увы, не могу назвать его. Парадокс в том, что я не могу защищать её лично, поскольку сам притягиваю опасность. Но об Ольге мы ещё поговорим сегодня.
Мужчины поздоровались с вошедшим за руку, а дамам генерал поцеловал руки. Все уселись за стол, и женщины выразили восхищение конфетами, которых уже давно не видели даже в продаже.
- Во время войны все становятся ворами и грабителями, это называется реквизицией, а большинство ещё и убийцами, перед вами - один из них, отреагировал с улыбкой Каппель.
За чаем генерал рассказал о цели своего визита. Вначале он спросил, все ли готовы уехать в Сибирь, в Омск, например, с Белой армией, если это будет необходимо, и, получив утвердительный ответ, приступил к изложению сути дела. Он сообщил о решении Колчака, прибывшего только что в Пермь в результате блестящей операции, организовать производство оружия в Сибири, поскольку оставшиеся в европейской части России немногочисленные центры его производства могут в любой момент перейти под контроль красных. Старшими в этом деле Каппель предложил быть братьям Краснопёровым из Ижевска, а также Александру Солнцеву из Перми. Для этого формируется специальный литерный поезд с целью эвакуации оружейного оборудования из нескольких городов европейской части России. Этот поезд также будет служить для эвакуации тяжелораненых, и военное руководство обращается с просьбой к Людмиле Солнцевой стать главным врачом эвакопоезда и назначает Александра Солнцева его начальником. А личная просьба генерала ко всем присутствующим заключается в том, чтобы в этом поезде поехала семья самого Каппеля, исключая, разумеется, его самого. Эвакопоезд будет хорошо охраняться и будет следовать вместе с чехословацким корпусом, который будет двигаться впереди армии Колчака, если придётся отступать на восток.
- После слов Каппеля, Анна Краснопёрова удивлённо вскрикнула: но ведь сейчас Белая армия движется на Запад!
- Господа, ответил Каппель, мы сделаем всё возможное, чтобы это движение продолжилось, но превосходство красных в живой силе огромно, тульский оружейный завод в их руках, как и пороховые заводы Казани. А вот Сибирь и Дальний Восток пока контролируются во многом нами, японские войска должны дойти до Байкала, американцы приближаются к Верхнеудинску, войска атамана Семёнова доминируют на китайской и монгольской границах, они, хотя и не любят нам подчиняться, но являются нашими безусловными союзниками.
Политики никогда не слушают военных, продолжал генерал, в прошлом году, после взятия Казани, я предлагал немедленно идти на Нижний Новгород, а затем брать Москву и арестовать Ленина с его шайкой. Меня никто не стал слушать, руководство Комуча решило оборонять город, и время было упущено. Надеюсь, адмирал не сделает такой ошибки после взятия Перми. Если бы Наполеон остался зимовать в Москве, ни один человек из его войска не вернулся бы во Францию. Увы, время работает не на нас и надо действовать очень быстро, вам, в частности, быть полностью готовыми к эвакуации в Сибирь. Не могу говорить о точных сроках, но этой весной мы снова овладеем Ижевским и Воткинским заводами, так что у вас будет возможность побывать там ещё раз, обратился он к братьям Краснопёровым.
- Обращаюсь к нашим дамам, продолжал Каппель, не могли бы вы пригласить в ближайшее время к себе на чашку чая мою жену вместе с детьми Кириллом и Татьяной. Дело в том, что Ольга пока категорически против возможной эвакуации на восток, в случае нашего поражения в летней кампании. Это её право выбирать, но вероятность её ареста будет огромна, она и мои дети могут стать заложниками красных! Ваш пример может убедить её поехать…
-После расправы в прошлом году с царской семьёй и их прислугой в количестве четырёх человек, включая пожилую горничную, у вашей жены не должно быть никаких иллюзий на этот счёт, добавил Андрей Краснопёров.
-Да, конечно, Владимир Оскарович, мы сделаем всё возможное, сказала Анна Николаевна, держа на руках маленького сына, Ольгу можно понять, она боится за детей, и факт того, что мы готовы ехать даже с таким маленьким ребёнком и с моей уже немолодой матерью, может повлиять на неё. И у нас будет небольшая детская компания!
- Людмила Давыдовна, я уже пятый год в окопах и знаю, что такое тиф, продолжал Каппель, пожалуйста, возьмите всё необходимое, чтобы противодействовать ему, один из вагонов эвакопоезда будет оборудован душем, сказал Каппель, вставая из-за стола.
- Спасибо за угощение, но я должен покинуть вас, мне приходится даже ночевать в штабе, и я редко бываю дома, адмирал любит иметь меня всегда под рукой, ведь он до сих пор неуверенно чувствует себя на суше, продолжил он.
- Александр и Людмила, сказал он, обращаясь к Солнцевым, вам необходимо возможно скорее выехать в Лысьву, завтра после двух часов дня документы о вашем назначении нужно получить в штабе, и выезжать немедленно. Завтра же в ваше распоряжение поступит взвод солдат, сказал он Александру.
Андрей и Фёдор, сказал Каппель уже обращаясь к братьям Краснопёровым, вам также следует завтра быть в штабе после обеда для получения документов. После взятия нами Ижевского завода вам нужно будет сразу же выехать туда, а потом вернуться в Пермь с ружейным оборудованием и группой рабочих. Вот вам всем пропуска в штаб, добавил он, передавая четыре бумажки Александру Солнцеву.
Генерал подошёл к Анне Николаевне и произнёс: я так мало бываю со своими детьми, можно я возьму на руки на прощание Алёшу? Анна передала ребёнка на руки Каппелю, который молча обнял его.
Никто не думал о том, что уходящему гостю осталось жить уже меньше года, также, как и одному из присутствующих в гостиной…
06.02. 2026 Продолжение следует

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.