Родоведение "Книги Перемен"

Вот уже тридцать третий год приобщаюсь к восточной мудрости, и только третий - изучаю генеалогию...

ОСНОВЫ ПЕРЕМЕН

Так древнейшее учение Поднебесной, нашедшее свое выражение в гадательной «Книге Перемен» («И-цзин»), содержит в себе огромный пласт сведений из самых разных областей человеческого знания. Не является исключением и родоведение.

Чтобы понять особенности взглядов жителей Древнего Китая на генеалогические вопросы (а они, безусловно, заслуживают пристального внимания, хотя бы по той простой причине, что в Поднебесной было очень распространено поклонение предкам), кратко изложу их основы.

С незапамятных времен жители Поднебесной знают, что все соткано из двух противоположностей, из которых в первую очередь «бросаются» в глаза такие крайности как свет и тьма. А потому, светлая противоположность получила собственное наименование «Ян», а темная – «Инь».

«Ян» стали обозначать прямой линией (что изначально указывало на «освещенную светом сторону холма»), «инь» - прерванной (что указывало на «теневую сторону холма»).

Поскольку свет обладает свойством тепла, а тьма - холода, то символом «Ян» стали обозначать лето, а «Инь» - зиму (видимо, отсюда «возникло» наше слово «иней»). Чтобы обозначить пару оставшихся времен года потребовалось поверх каждой из двух изначальных линий добавить еще по одной разнотипной черте. В результате получилось четыре знака.

Так символ зимы (холод) стал состоять из двух прерванных линий («большая инь»). Символ весны (от холода к теплу) - из нижней прерванной и верхней прямой линий («малый ян»). Символ лета (тепло) - из двух прямых («большой ян»). А символ осени (от тепла к холоду) - из нижней прямой и верхней прерванной линий («малая инь»).

Впрочем, данная четверка двойных символов идеально отображает не только круговращение времен года, но и смену основных фаз Луны (две прерванные линии - новолуние, прерванная и прямая - первая четверть, две прямые - полнолуние, прямая и прерванная - последняя четверть), а также последовательность смены четырех частей суток (две прерванные - ночь, прерванная и прямая - утро, две прямые - день, прямая и прерванная - вечер).

 

«ВЕЛИКИЙ ПРЕДЕЛ»

Позднее на основе этих четырех символов был нарисован знак Пути Жизни («Дао дэ») или Великого Предела («Тай-цзы»), в котором нашли свое отображение «большая инь» («рыбка» черного цвета), «малый ян» (белый «глазок» черной «рыбки»), «большой ян» («рыбка» белого цвета) и «малая инь» (черный «глазок» белой «рыбки»).

Прежде всего, нужно сказать о том, что любой вписанный в окружность знак следует рассматривать во вращении. В данном же знаке показано наличие двух противоположностей, каждая из которых не только сменяет, но и содержит в себе другую.

Если перевести значение «рыбки» черного цвета вместе с ее белым «глазком» в «линейный формат», то мы получим три черты «инь» и всего одну - «ян». У белой «рыбки» с черным «глазком» все выйдет с точностью до наоборот: три черты «ян» и всего одна - «инь».

Здесь надо обратить внимание на то, что каждый из нас соответствует полному знаку Пути, неся в себе всю полноту наследственной информации от матери (черная «рыбка» с белым «глазком») и отца (белая «рыбка» с черным «глазком»).

В самом же знаке Пути Жизни или Великого Предела явственно просматривается двойная спираль. Чем не ДНК?..

 

ПРОСТРАНСТВО ФУСИ

Кроме того, четыре парные линии «Книги Перемен» имели свое пространственное расположение. Так две прерванные (зима) указывали на север, нижняя прерванная и верхняя прямая (весна) - на восток, две прямые (лето) - на юг, нижняя прямая и верхняя прерванная (осень) - на запад.

А потому и «вспомогательные» направления (северо-восток и северо-запад, а также юго-восток и юго-запад) должны были получить свое отражение в таких же символах. Но для этого к уже имеющимся символам было необходимо добавить еще по одной линии, что удваивало их общее число...

Эти необходимые дополнения в символику в виде еще одной дополнительной черты (линии) внес, согласно легенде, первый император Китая Фуси, который узрел восемь так называемых триграмм на панцире речной черепахи.

 

«БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ»

Но перейдем собственно к родоведению. Учение «Книги Перемен» указывает, что добавление еще одной черты и получение в результате восьми триграмм отображает появление в структуре мироздания людей (нижняя линия в каждой триграмме указывает на Землю, верхняя - на Небо, средняя - на Человека). А потому и все восемь триграмм можно уподобить составу основной ячейки общества - большой человеческой семьи.

Так триграмма состоящая из трех прямых линий («Ян») обозначает отца, а из трех прерванных («Инь») - мать.

Триграмма состоящая из нижней прямой и двух прерванных линий указывает на старшего сына, из нижней прерванной и двух прямых - на старшую дочь.

Триграмма из средней прямой, нижней и верхней прерванных - на среднего сына, а из средней прерванной, нижней и верхней прямых - на среднюю дочь.

Триграмма составленная из двух прерванных и верхней прямой линий соответствует младшему сыну, а двух прямых и верхней прерванной - младшей дочери.

Если принять во внимание, что нижняя черта (линия) в каждой из триграмм указывает на телесный образ, то можно говорить о некой генетике «И-цзин».

В соответствии с ней старший сын должен внешне больше походить на отца, а средний и младший - на мать. Старшая дочь должна больше походить на мать, а средняя и младшая - на отца.

А вот сочетание средней (душа) и верхней (дух) линий в каждой из триграмм вполне может указывать на темперамент соответствующего члена «Большой Семьи»: две прямые (отец и старшая дочь) - холерический; две прерванные (мать и старший сын) - меланхолический; прямая и прерванная (средний сын и младшая дочь) - сангвинический; прерванная и прямая (средняя дочь и младший сын) - флегматический.

Так, по крайней мере, выходит по классическим канонам «Книги Перемен».

Хотя, быть может, правило склоняет, но не обязывает...

В любом случае, выводы двух последних абзацев вполне могут быть проверены научным путем.

 

«СЕМЬ ПОКОЛЕНИЙ»

Теперь о том, что сведения «Книги Перемен» очень точно укладываются в известную генеалогическую схему «Семь Поколений».

Применительно к последней двое родителей каждого из нас обозначаются единственной линией (отец - прямой, мать - прерванной).

Четверо дедушек и бабушек получают для своего обозначения уже по две линии (дед по линии отца - две прямых, бабушка по линии отца - нижнюю прямую и верхнюю прерванную; дед по линии матери - нижнюю прерванную и верхнюю прямую, бабушка по линии матери - две прерванные линии).

Восемь прадедушек и прабабушек обозначаются тремя линиями.

Далее идут шестнадцать пра(2)дедов и пра(2)бабушек, которым соответствуют четыре линии.

Затем, тридцать два пра(3)деда и пра(3)бабушки, обозначаемые пятью линиями.

Шестьдесят четыре пра(4)деда и пра(4)бабушки указываются шестью линиями.

На этом расклад «И-цзин» исчерпывается, так как «Книга Перемен» в гадательных целях оперирует всего 64 гексаграммами (двойными триграммами).

Тем не менее, именно 64 предка и соответствуют понятию «Семи Поколений», в рамках которых наиболее полно передаются наследственные признаки...

Если учесть, что все шестьдесят четыре гексаграммы имеют свое название, свойство и значение, то можно предположить свое совершенно особое влияние каждого из предков на нашу личность.

А счет поколениям можно продолжать, добавляя все новые линии. Так добавление седьмой черты поверх шести линий гексаграмм приведет к созданию 128 знаков пра(5)дедушек и пра(5)бабушек, а восьмой - 256 пра(6)дедушек и пра(6)бабушек, девятой - 512 пра(7)дедушек и пра(7)бабушек... И так далее, до бесконечности...

Комментарии

К данному материалу не добавлено ни одного комментария.