Гениальный слепец из села Истобенск.
Вятские мастера положили начало единственному в своём роде капокорешковому промыслу.
Кап или нарост на дереве – удивительный материал. Его называют деревянным малахитом . На Руси в XVI – XVII веках посуда из него красовалась на царских пирах рядом с золоченой и серебряной.
Обычно кап встречается на дубе, грецком орехе, черной ольхе, осине, но чаще на березе. Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается, он прочен и увесист. Кап, растущий на стволе дерева, называют стволовым, а у корня – капо-корнем. Текстуру волокон капа часто сравнивают с мрамором.
В первой половине XIX века стоимость капа весом в двадцать фунтов (чуть более 8 кг) приравнивалась к стоимости породистого быка. В дореволюционной России кап ценился на вес золота – 70 рублей за килограмм в сухом виде. О капе ходили легенды, как о женьшене. Найти его в лесу считалось счастьем. В Вятской губернии был наиболее распространен березовый кап, самый красивый по рисунку и цвету.
Признанным центром обработки березового капа считалась Вятская губерния. Вятские крестьяне издавна изготовляли из капа ложки, ковши, кружки, братины.
Судьба капового производства связана с людьми поистине незаурядными, а подчас и легендарными. Такой личностью был крестьянин села Истобенска Амвросий Ковязин.
Переболев в детстве оспой, он навсегда лишился зрения. Казалось бы, судьба его была предрешена - жить на милостыню от добрых людей. Но благодаря необычайным способностям и жизнелюбию стал Ковязин слепцом знаменитым. "Вятские губернские ведомости" в 1844 году писали о нем: "...гений в своем роде... У него память и органы внешних чувств, без сомнения, кроме зрения, доведены до невероятного утончения и совершенства. Особенно посредством чувства осязания он, говоря языком модным, творит чудеса".
Амвросий Ковязин ходил без поводыря, играл на гармони, пел в церковном хоре, знал множество церковных обрядов, читал по праздникам "Апостол" целыми страницами наизусть. Но главное, он с юных лет занимался столярной работой. Притом столяром был хорошим и этим своим ремеслом кормил семью - жену и детей.
Случаю было угодно, чтобы истобенский купец привез в село каповую шкатулку работы Макаровых. Эта ценная вещь попала в руки Ковязина. Он не поверил, что предмет, оказавшийся в его руках, деревянный: для дерева шкатулка была тяжела и необыкновенно гладка и холодна, словно стеклянная.
Местный учитель, знавший о капе, объяснил слепцу, что это такое.
В саду, у дома, где летом Ковязин работал, росли березы. Не раз обошел Амвросий свой сад, "осматривая" руками каждое дерево. Но стволы были ровными и гладкими. И лишь однажды, отдыхая после работы у старой березы и по привычке ошаривая возле себя место, слепой мастер натолкнулся на необычные корни: толстые, с узловатыми вздутиями, наплывами, они растекались вокруг дерева, прежде чем уйти в землю.
Амвросий Ефимович, позвав учителя, вырубил один из таких наплывов и распилил его. Учитель не поверил своим глазам: рисунок на срезе был необыкновенно похож на кап, только более крупный, с черными точками. Да, это был кап, но не стволовый, а корневой!
Так слепой "увидел", открыл новый материал - капокорень, более доступный и более дешевый!
Долго не раздумывая, мастер приступил к работе. Шкатулка - не стул, не сразу пришла удача, но "зрячие" пальцы вскоре освоили новое дело. В 1844 году корреспондент "Вятских губернских ведомостей" писал о 35-летнем Амвросии Ковязине: "Этот слепец дошел ныне до такого изящества, что шкатулки его произведения - на удивление всем зрячим. О красоте их внешней отделки, о чистоте и гладкости политуры и говорить нечего: и зрячий хороший мастер едва ли сделает лучше, чище. В его шкатулках особенно замечательно внутреннее устройство. Смею утверждать, что тот, кто никогда не видел его работы, в первый раз не усмотрит и сам собою решительно не откроет потайных ящиков, которые у него наделаны в шкатулках. И что всего удивительнее, его изобретательный ум так умеет разнообразить скрытные ящики, что у каждой, шкатулки есть какой-нибудь новый секрет, новая замысловатость. Открывайте или закрывайте крышку, выдвигайте потайники, и вы при каждом прикосновении к шкатулке услышите звук струн, сокрытых внутри ея".
Трудно сейчас сказать, кто же из трёх знаменитых мастеров-каповщиков первым освоил "деревянную автоматику". Родоначальником каповых дел на Вятской земле считается столяр из уездного города Слободского Григорий Макаров, живший в первой четверти XIX века. Его заслугой стало добавление в изделия деревянных шарниров, точное изготовление зубцов и соответствующих им углублений механизма, а также сверление тонкой проволокой. Свой след в истории капового промысла оставил и вятский мастер Семён Иванович Бронников, автор уникального изделия – деревянных карманных часов, футляр и корпус которых изготовлены из капа.
Ясно, что шкатулки с секретами, тайниками и музыкой пользовались в то время огромным спросом, и каждый мастер старался показать в этом деле свой класс. И хотя ковязинские капокорешковые шкатулки уступали каповым по ценности материала, но слава о чуде - слепом мастере - повышала на них спрос и цену не только в Вятке, но и в самой матушке-Москве. Купив его изделие, люди не верили, что это дело рук "темного" человека, и даже ездили в Истобенск взглянуть на необыкновенного слепца.
Прослышав о новом ковязинском материале - корешке, который нередко встречался в местных лесах, вятские каповщики стали использовать этот более доступный материал и даже копировать ковязинские шкатулки, выдавая их при продаже за работу необыкновенного мастера.
Чтобы удостоверить подлинность своих изделий и тем самым оградить себя от конкурентов-подделыциков, А. Е. Ковязин выхлопотал у земского начальства печатное свидетельство, которое наклеивал на свою шкатулку на крышку с внутренней стороны.
«Свидетельство. Вятской губернии Орловского уезда в селе Истобенском живёт весьма замечательный слепец, государственный крестьянин Амвросий Ефимов Ковязин. Лишившись от оспы зрения в самом младенчестве, и имея ныне около 30 лет отроду, он, без всякого стороннего пособия, делает шкатулки с потайными ящиками, окладывая их красным деревом, или берёзовым корнем, под политурою, с такою в чистоте отделкою, с какою редкий из лучших зрячих мастеров сделать может. При слепоте глаз, обладая светлым умом, с особенною способностию к переимчивости, он сделался отличным мастером по одной наслышке. Работа его в этом роде и другия необыкновенныя в слепце явления, приобрели уже ему известность в здешней и в некоторых других губерниях, и опубликованы в №30 Вятских Губернских ведомостей 1844г. Шкатулки его, как редкое произведение, доселе с удовольствием приобретаются лицами высшего круга, и в отдалённых губерниях есть много богачей, которые отзываются, что охотно готовы дорого заплатить, за шкатулку его работы, если б были удостоверены, что это действительно произведение его, - произведение слепца. Чтоб отстранить в этом отношении всякое сомнение, местное Начальство управления государственными имуществами признало полезным снабдить этого мастера слепца свидетельством, которое мог бы он, для удостоверения, приклеивать внутри у каждой шкатулки его работы; для чего и выдано ему потребное число печатных экземпляров сего свидетельства, за подписанием местнаго Окружного Управления и с приложением казённой печати».
Так Амвросий Ковязин оставил неизгладимый след в истории капового производства не только своим искусством, но и открытием капокорешка, благодаря которому промысел дошел и до наших дней.
Источник: Истобенск, Народные промыслы Кировской области.
Часы М.С.Бронникова:
Современные изделия из капа:
Видео "Вятские промыслы", ГТРК "Вятка". О капокорешковом промысле - с 3мин.50с.: Вятские промыслы.
Спасибо! В п. Ганино до образования гармонной фабрики существовала капокорешковая. Сейчас там распологается мебельная фабрика "Фарес".