Волнения крестьян, связанные с посадкой картофеля.

Из книги Николая Романова "В лесах междуречья".
Глава IV. Волнения крестьян, связанные с посадкой картофеля

1
 
В наше время трудно представить жизнь со­временного человека на Вятской земле без картофеля. Картофель, пожалуй, единствен­ная культура, где история столь богата со­бытиями. Ему поклонялись, его ненавиде­ли. С ним были связаны многочисленные волнения крестьян, доходившие до бунтов в Вятской, Казанской, Пермской и некоторых других губерниях России в тридцатых-сороковых годах XIX века. Чтобы лучше понять недовольство крестьян про­тив насильственных мер разведения картофеля, рас­скажем краткую историю этой древнейшей на зем­ном шаре культуры, она того заслуживает. Картофель происходит из Южной Африки - Колумбии, Эквадо­ра, Перу, Боливии. Найдено много памятников, сви­детельствующих о том, что картофель известен в Перу с незапамятных времен. Первое официальное упоминание о картофеле обнаружено в европейских литературных источниках в первой половине XVI века. Первоначально картофель попал в Испанию, оттуда в Италию. В Англию он был завезен в конце XVI века адмиралом Вальтером Релеем. Сохранилась даже песенка об этом:
 
В Югале веселом
Он Релеем был посажен,
И из Менстера картофель
По сегодня знаменит и славен.

 
Но не так уж славен в то время картофель. Многие признавали его как корм для свиней. Время шло, и по­степенно новая культура сама завоевала себе призна­ние. Время первого появления картофеля в России свя­зывается с временем царствования Петра I и правле­ния Екатерины II. Развитие картофелеводства в Рос­сии делится на два периода: первый - стихийное про­никновение картофеля по торговым путям до 1765 года, и второй - начало его систематического выращивания, когда был издан Сенатом особый Указ от 19 января 1765 года о массовом разведении этой культуры.

Первое время картофель в России считался диковин­кой. Его подавали как редкое лакомое блюдо на при­дворных балах и банкетах. И, как ни странно, карто­фель принято было посыпать не солью, а сахаром.

В 1765 году медицинской коллегией России было издано наставление, огромным для того времени, ти­ражом 10 тысяч экземпляров, в котором говорилось, как разводить и употреблять "земляные яблоки". На­ставление преследовало цель - способствовать более широкому распространению картофеля в государстве.

Занимался разведением картофеля и первый на Руси ученый - агроном А. Т. Болотов (1738-1833 г.). В 1770 году им были опубликованы в агрономическом журнале "Сельский житель" статьи "О картофеле", "Об употреб­лении картофеля". А в 1787 году появляются в печати статьи, которые не только содержат рекомендации по выращиванию картофеля, но и то, как употреблять его в пищу, как делать из него крахмал. А. Т. Болотов проводил эксперименты выращивания картофеля из резаных клуб­ней. Скольких советских людей накормил картофель - его называли в народе "вторым хлебом" в тяжелые годы Ве­ликой Отечественной войны (1941 -1945). Крестьяне тог­да на семена отбирали не целые клубни, а лишь одни вер­хушки с глазками, остальная часть картофеля шла в пищу.

После Болотова и во многом благодаря ему, интерес к картофелю в России значительно вырос, а главное, выращивать его стали более умело. И все-таки посад­ки картофеля ограничивались, в основном, дворянски­ми огородами вплоть до 1839-1840 годов. Эти годы вошли в историю России как голодные. Вот что писа­ли тогда очевидцы: "Погибли всходы озимых почти во всех губерниях. Всюду был голод, отчаяние. Народ стал толпами ходить и грабить проезжающих. Убивали по­мещиков, требуя хлеба". Император Николай I, созна­вая опасность создавшейся обстановки в августе 1840 года издал высочайший Указ, в котором предписыва­лось приступить к разведению картофеля во всех селе­ниях. Там, где нет общественной запашки, было реко­мендовано производить посадку картофеля при воло­стных правлениях, с целью распространения его среди крестьянских хозяйств. Для поощрения крестьян, занимающихся выращиванием картофеля, император назначил денежные вознаграждения в общей сумме 25 тысяч рублей. Также были учреждены золотые и се­ребряные медали с надписью "За полезное".
 

2
 
Министерство государственных имуществ в 1841 году довело задание посадки картофеля Казанской, Вятской и некоторым другим губерниям Европейской части России. В то время Министерство возглавлял Киселев Павел Дмитриевич, состоявший в близких отношениях с декабристами, в частности с П. И. Пес­телем. Министр в конце сороковых годов ХIХвека про­вел реформы для казенных крестьян (государствен­ных), в результате чего жизнь существенно улучшилась, возросли от них доходы в казну, сократились недоим­ки. Но в вопросах разведения картофеля в России ми­нистр занимал твердую позицию.

В 1841 году, в губерниях, крестьяне хотя и неохот­но, под влиянием местных властей, все же провели по­садки картофеля на большинстве запланированных уча­стках земли.

Министерство государственных имуществ в некото­рых волостях Поволжья осенью приказало устроить общие ямы для хранения картофеля, чтобы весной рас­пределить семена для размножения по другим волост­ным управам. Без особого желания крестьяне выкопа­ли ямы и свезли в них картофель. Однако ямы не утеплили, и картофель за зиму в большей части замерз и не был пригоден к посадке. Несмотря на это местные вла­сти стали принуждать крестьян садить мерзлый карто­фель, те отказались. Отказ был принят за бунт, но ка­ких-либо принудительных мер к крестьянам тогда не было принято.

В 1842 году уездные и волостные исправники ряда губерний в приказном порядке заставляли крестьян заниматься посадкой картофеля на отведенных участ­ках, что вызвало недовольство сельского населения. В апреле начались волнения крестьян в Пермской губер­нии, в мае в волостях Нолинского, Слободского, Вятс­кого, Глазовского уездов Вятской губернии. В Нолинском уезде крестьяне Таюключинской, Осиновской во­лостей, нескольких сельских обществ Горбуновской волости не стали подчиняться местным властям садить картофель на общественных запашках и землях при волостных управах. Достоверных причин отказа крес­тьян выращивать картофель - в Вятских исторических документах не имеется. Есть предположение о том, что посаженный картофель на данных участках повлечет за собой переход крестьян в крепостную зависимость. Возможно, имелись и другие причины. По всей види­мости, они и подтолкнули крестьян к, так называемым, картофельным бунтам. Первые волнения народа в Нолинском уезде начались в поселениях Осиновской во­лости 12 мая. Нежелание крестьян выращивать карто­фель волостная управа пресекла быстро, захватив пять зачинщиков. Благодаря убеждениям исправника крестьяне прекратили сопротивление и посадили карто­фель на участке при волостной управе.

Следом за Осиновской волостью волнения крестьян начались в поселениях на берегах Суны, в верховье Вои и их притоках. Как и в Осиновской волости население в Сунском крае отказывалось выращивать картофель. На сельском сходе в Быковском обществе Горбунове кой во­лости на участке волостной управы крестьяне вместо картофеля решили посеять яровые зерновые культуры. Кроме того, по решению схода, крестьяне из деревень общества уходили в ближайшие волости агитировать на­селение не заниматься возделыванием картофеля. В де­ревнях Салтыковского общества побывал крестьянин Косолапов. По его приглашению часть крестьян присут­ствовала на сходе в деревне Быково. Вернувшись домой, они разобрали изгородь вокруг участка, выкопали карто­фель из земли и разбросали его в разные стороны.

Крестьяне из Талоключинской и Горбуновской во­лостей были настроены на решительные действия про­тив властей. Они грозились убивать всех людей, на­правленных к ним для усмирения. Кроме того, кресть­яне поставили условие местным властям, что они не будут пахать землю для посева озимой ржи до тех пор, пока начальство их будет заставлять заниматься посад­кой картофеля. Встревоженные такими событиями гу­бернские власти направили из города Вятки крупный воинский отряд под командованием полковника Гудина для принуждения крестьян прекратить бунты. От­ряд быстрым маршем прибыл в Быково.

О дальнейших событиях, происходивших в дерев­не, в сборнике "Столетие Вятской губернии" гово­рится: "...услышав о приближении солдат, крестья­не удалились из деревни, угнали скот и унесли с со­бой все запасы хлеба и муки. Дома остались только женщины, которые отказались снабдить солдат ка­кой-либо пищей. После многих принуждений они отдали, наконец, все съестные припасы, но для про­довольствия солдат их оказалось слишком мало. Между тем, удалившиеся крестьяне стали собирать­ся невдалеке от деревни. Когда толпа достигла по­чтенных размеров, они грозились войти в Быково и напасть на солдат. Опасаясь нападения, солдаты от­ступили в последний починок Быковского общества, часть крестьян последовала за ними на небольшом расстоянии и продолжала караулить их даже во вре­мя ночлега. На следующий день повторилось то же самое: крестьяне окружили деревню, в которой на­ходились солдаты, и грозились открыто напасть на них. Ввиду такого поведения крестьян исправник счел нужным просить губернатора о дозволении пу­стить в ход огнестрельное оружие. Исправник до­бавлял, что при Таранковском селении собралась толпа в 800 человек и не расходится уже несколько дней. В ответ на этот рапорт губернатор предписы­вал воздерживаться, сколько возможно, от употреб­ления оружия и извещал о своем немедленном выез­де на место происшествия".

 13 июня 1842 года в Быково прибыл губернатор Вятс­кой губернии, действительный статский советник Морд­винов Александр Николаевич, и застал толпу крестьян численностью около 600 безоружных человек. Он пред­ложил им разойтись и заняться посадкой картофеля. В ответ услышал, что картофель им не нужен, и расходить­ся они не намерены. После чего крестьяне стали разби­рать в деревне изгороди, чтобы вооружиться. Тогда гу­бернатор приказал командиру отряда открыть огонь. Тот­час был дан залп из 48 ружей, в результате которого полу­чили ранения 18 человек. Но, несмотря на это, крестьяне продолжали стоять на месте. Губернатор не захотел боль­шого кровопролития, и солдаты были отведены за дерев­ню Быково, к месту посадки картофеля, где находились крестьяне из других деревень и починков, не участвую­щих в бунте. По указанию губернатора они вспахали уча­сток и посадили картофель. Тем временем бунтующие крестьяне продолжали находиться в деревне и следили за действиями властей и солдат. Не дожидаясь каких-либо непредсказуемых действий со стороны крестьян, по при­казу губернатора, солдаты набросились на них, действуя прикладами ружей. Многие люди были избиты. Зачин­щиков бунта заключили под стражу. Несколько человек были наказаны розгами. Так активными действиями гу­бернатора и командира отряда был подавлен бунт крес­тьян в деревне Быково. Вскоре были усмирены крестья­не и в Талоключинской волости. Насильственным путем на отведенных землях крестьяне посадили картофель со­гласно доведенного задания.

После усмирения крестьян в волостях уезда, воинс­кий отряд направился по маршруту, где проходили бун­ты. Возвращаясь в Вятку солдаты сделали остановку в селе Верхосунье. Командир отряда полковник Гудин направил своего помощника с пятью солдатами с раз­ведкой в деревню Шамановскую. Там их встретили около 20 крестьян, вооруженных кольями, вилами, сол­даты были прогнаны прочь из деревни.

Отряд, покинув Верхосунье, вскоре за деревней Шамановской обнаружил большую толпу крестьян. Они, увидев солдат, стали расходиться в разные сторо­ны, но основная масса людей осталась на прежнем месте. Между тем, чтобы избежать нападения со сто­роны крестьян, полковник выстроил один взвод, чис­ленностью 75 человек, на небольшом расстоянии от толпившихся людей, а три взвода отвел поодаль в про­тивоположную сторону. На предложение командира разойтись по домам крестьяне не реагировали. После чего солдаты прикладами ружей разогнали людей, буй­ных связали для усмирения, через некоторое время отпустили. На другой день крестьян, принимавших участие в бунте, собрали, и те, "пав на колени, отозва­лись, что они по глупости своей и по принуждению других крестьян были вовлечены в заблуждение, но теперь остаются покорны начальству и готовы пови­новаться беспрекословно". После покаяния крестьян, местные власти заставили их вспахать землю и поса­дить картофель.

Волнения крестьян проходили и в Дворищенском обществе Глазовского уезда. Некоторые крестьяне, за­перев свои дома, ушли в лес и, пробыв в них недолго, покаялись властям и посадили картофель.

После усмирения восставших крестьян в Талоключинской и Горбуновской волостях была создана воен­но-судная комиссия, которой было осуждено 231 че­ловек за неподчинение властям и оказания сопротив­ления военным. 43 человека были приговорены к ра­ботам в Бобруйской крепости.

Проходили годы, десятилетия, но картофель в крес­тьянских хозяйствах на берегах Лудяны, Суны, Вои приживался медленно. В конце ХIХ века в междуречье лучше других занимались возделыванием картофеля на своих огородах в Луксунской, Буйской, Верхосунской, Таранковской волостях. На обеденных столах у крес­тьян картофель постепенно начал вытеснять брюкву и репу, заняв достойное место среди овощей.
 

Приложение

Волости, входящие в Нолинский уезд до 1917 года.
 

  Волости Расположение волостных управ
1. Александровская с. Ситемка
2. Архангельская с. Архангельское
3. Большеситьминская с. Ситьма
4. Богородская с. Богородское
5. Буйская с. Лудяна-Экономическая
6. Васильевская с. Васильевское
7. Верхосунская с. Верхосунье
8. Ворсинская д. Надь
9. Дворищенская с. Дворище
10. Екатерининская с. Курчум
11. Зыковская д. Липино
12. Ильинская с. Ильинское
13. Кырчанская с. Кырчаны
14. Луксунская д. Черные Варнаки
15. Малькановская д. Малькановская
16. Немская с. Нема
17. Пугинская д. Пуга
18. Семириковская с. Плелое
19. Сретенская с. Сретенское
20. Сунская с. Суна
21. Таранковская д. Таранки
22. Талоключинская д. Талый ключ
23. Тумановская д. Большие Туманы
24. Чертищевская д. Шабахи

Источник: Нолинск

 

Комментарии

Спасибо. Интересно. Про сахар не знала, попробуем. 

Аватар пользователя Lex

Я занимался изучением этих бунтов и основной причиной отказа от посадки картофеля, стали расспостранившиеся слухи, что тот кто посадит будет записан за помещика Киселёва. Того самого что возглавлял министерство. Постарались на тему противодействия и староверы рассказывая, что первый куст картофеля вырос на могиле дочери мифического царя Мамерса, которая при жизни но «наущению дьявола »была распутницей. Поэтому тот, кто съест сей «дьявольский фрукт», будет подвержен греховным искушениям и попадет за это в ад.